ЭКОНОМИКА Барковская О.Л.
ФОРМИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ БИЗНЕС-ОТНОШЕНИЙ НА ОСНОВЕ КОНТРАКТНОГО ПРАВА
Институт менеджмента, маркетинга и финансов
Ключевые слова: маркетинг, бизнес-отношения, контрактное право, внешние факторы, институционализм.
Аннотация: охарактеризован правовой механизм оформления бизнес-отношений между экономическими агентами; рассмотрены особенности контракта как инструмента сопровождения договорных отношений; описаны параметры действия контракта; дана оценка внешним факторам на результаты успешного выполнения контрактов.
Keywords: marketing, business relationships, contract law, external factors, institutionalism.
Abstract: The design is characterized by a legal mechanism business relationship between economic agents; the features of the contract as a tool to support the contractual relationship; describes the parameters of the contract; the estimation of external factors on the results of the successful implementation of contracts.
Маркетинговые бизнес-отношения между экономическими агентами требуют закрепления в правовой форме в системе формальных и неформальных норм с тем, чтобы они соответствовали существующему законодательству. В правовой системе контракт именуется как договор.
В Гражданском кодексе РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Соответственно в бизнес-отношениях договор - это контракт или соглашение о передаче и защите прав собственности как результат свободного, осознанного выбора экономических агентов. Отсюда вытекает основной принцип контрактных отношений - принцип свободы заключения контракта. Другим важным принципом контрактных отношений является принцип согласованности бизнес-интересов их участников. Оба принципа зафиксированы в Гражданском кодексе РФ (п. 1 ст. 1, п. 3 ст. 154).
Если контракт представляет собой разовую сделку, не рассчитанную на продолжение в будущем, то правила действия
участников обычно не оговариваются и не закрепляются законодательно. Напротив, при более продолжительных контрактах существенно установить правила, которыми будут руководствоваться стороны в дальнейшем. Практика показывает, что не только в сложных, но даже в простых контрактах не исключена возможность возникновения конфликта сторон [1]. Поэтому любой контракт должен приоритетно предусматривать способ или процедуру урегулирования конфликта, предписывающий порядок действия сторон контракта.
Ожидаемое поведение участников контракта - это наиболее важный элемент договорных бизнес-отношений. Современные бизнес-отношения покупателей и поставщиков товаров в РФ связаны с множеством трудноразрешимых проблем, к которым, прежде всего, относятся: диспаритет цены сделки [1-2]; непродуманность учета форс-мажорных изменений [3;5]; отсутствие стимулирующих инструментов [4] и др.
Теория контрактного права определяет параметры действия контракта, к которым относит: размер или сумму сделки, продолжительность действия и степень равенства (неравенства) его участников. По продолжительности различаются контракты от точечного или мгновенного действия до контрактов с неопределенным сроком. Чем продолжительнее действие контракта, тем большее значение имеют правила и нормы, которыми руководствуются его участники.
Равенство участников контакта наблюдается в том случае, когда он является симметричным, то есть когда его участники представлены конкретными индивидами (например, один покупатель и один продавец). Неравенство или асимметричность контракта возникает в том случае, если, например, покупатель приобретает продукцию крупной фирмы, которая изготавливает её для множества покупателей и не может заключать контракт с каждым из них индивидуально.
Теория контрактов стремится к тому, чтобы как можно полнее предусмотреть все ситуации, возникающие между участниками контракта. Важно учитывать, что на выполнение условий контракта могут повлиять и внешние факторы, не зависящие от его участников. Совокупность внешних факторов в бизнес-отношенияхобозначается общим понятием «природа». Теория контрактов рассматривает три варианта влияния «природы» на результат выполнения контрактов:
1) «природа» никак не влияет на результаты взаимодействия, которое в этом случае осуществляется в условиях высокой определенности. Об определенности говорят в ситуации, когда
принимаемые участником бизнес-отношений решения приводят к заранее известным результатам.
2) «природа» влияет на результаты взаимодействия, но её влияние предсказуемо. Принимаемое участником бизнес-отношений решение очевидно потому, что известна вероятность наступления его альтернативных результатов. Речь идет о ситуациях бизнес-риска, возникающих как следствие кризисных явлений.
3) «природа» влияет на результаты взаимодействия, и её влияние непредсказуемо. Результаты контрактной сделки нельзя просчитать, так как в момент принятия решения известны лишь её возможные результаты, но не вероятность их наступления. Именно в этом заключается ситуация неопределенности, отражаемая, например, в ситуации, когда составляется прогноз продаж товаров.
Контракт о купле-продаже заключается между субъектами рынка, каждый из которых осознает возможность риска и готов его нести. Обычно контракт о купле-продаже заключается под конкретную рыночную сделку и потому является краткосрочным. В нем четко оговариваются условия сделки, права и обязанности сторон. Тем не менее, здесь возможен оппортунизм участников. Он может быть связан с асимметрией информации, когда, например, продавец обладает большей информацией о товаре, чем покупатель. Оппортунизм может возникнуть и со стороны покупателя (возврат товара после использования). Оппортунизм может проявиться и со стороны продавца (покупка товара с последующим приобретением сопутствующих ему товаров по завышенным ценам).
Классификация контрактов в юридической системе с точки зрения их правового содержания, как мы видели, выделяет три типа контрактов: классический, неоклассический и отношенческий (или имплицитный). Если классический и неоклассический контракты чаще всего принимают форму контракта о продаже и складываются на рынке, то отношенческий контракт имеет место в производственной сфере и регулирует отношения между предприятиями, внутри предприятий, либо между работодателем и наемным работником как контракт о найме.
В современной России рыночная экономика и ее институциональные основы только формируются, этические нормы в бизнесе далеко не сложились, поэтому знание теории контрактов, созданной на Западе и использование юридического опыта развитых стран могли бы помочь в процессе формирования цивилизованного рынка и бизнес-отношений в нашей стране.
Список литературы
1. Брянцева Л.В [и др.] Бизнес-анализ состояния и развития перерабатывающих организаций АПК. - Воронеж: Научная книга, 2009. - 199 с.
2. Брянцева Л.В., Макушникова Е.С. Теоретические основы эффективного управления развитием организации // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. - 2014. - № 1. - С. 5-9.
3. Брянцева Л.В. Полозова А.Н. Реинжиниринг как инструмент конкурентоспособных преобразований: особенности процессного подхода // Сахар. - 2008. - № 9. - С.19-22.
4. Григорьева В.В., Полозова А.Н. Экономическая природа конкурентоустойчивых издержек производства // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 8 (37). - С. 431-435.
5. Полозова А.Н., Брянцева Л.В., Нуждин Р.В., Лохманова И.С. Управление бизнес-развитием на основе инструментов реинжиниринга: практическая реализация // Сахар. - 2007. - № 12. - С. 11-16.
Баутин В.М., Мычка С.Ю.
ПРОБЛЕМЫ АВТОТРАНСПОРТНОГО И СЕРВИСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Воронежский государственный университет инженерных технологий, Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: автотранспортное обеспечение, агросервис, АПК, агропромышленное производство.
Аннотация: в статье рассматриваются современные проблемы автотранспортного и сервисного обеспечения агропромышленного производства.
Keywords: motor support, agricultural service, agriculture, agro-industry.
Abstract: The article considers the problems of the modern motor transportation service and ensure agricultural production.
Эффективность агропромышленного производства во многом зависит от материально-технического обеспечения и производственного обслуживания сельских товаропроизводителей. Это очень важная проблема, так как более 80% тракторов, комбайнов и грузовых автомобилей абсолютного большинства сельскохозяйственных предприятий превысили нормативный срок амортизации и не могут