ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
Анализ экономической литературы позволяет выделить из огромного массива социальной сферы инвестиционно-привлекательную составляющую, значимую для повышения качества потребительских услуг (а в итоге - и качества жизни россиян), что даст возможность решить две задачи. Во-первых, при создании нормального делового климата - привлечь средства в социальную сферу, упорядочить социальную роль бизнеса и сделать его более прозрачным. Во-вторых, государство получит возможность обеспечить гарантированный социальный минимум.
Крупное предпринимательство является наиболее передовым в смысле внедрения социальных программ в силу целого ряда причин, описанных выше, что не означает отстраненность участия средних и малых предприятий в процессе внедрения социальных программ.
Высокая степень неустойчивости предприятий малого бизнеса в условиях трансформационной российской экономики не позволяет формировать инвестиционную активность на выполнение функций социальных гарантий (услуги населению (бытовые, образовательные, в сфере отдыха и прочие) и бизнесуслуги (консалтинг, маркетинг и другое)).
Безусловно, чем крупнее предприятие, тем выше инвестиционные возможности для вложения в социальные программы. Крупные предприятия могут принимать участие в региональных социальных программах, при этом идет сопряжение с естественной логикой первичного этапа развития бизнеса. К достоинствам российского малого и большого предпринимательства следует отнести их зональное существование в каждом городе или селе, они ближе к людям, что позволяет решать вопросы адресности социальных гарантий.
Таким образом, несмотря на осознание важности мероприятий, у бизнеса пока нет целенаправленной стратегии построения эффективного механизма взаимодействия с обществом и властью, но имеется активная позиция в области инвестирования в социальную сферу.
1. Гольченко Ю. В. Использование синергетического подхода для формирования эффективного механизма социального страхования // Транспортное дело России. 2009. № 5. С. 154-157.
2. Гольченко Ю. В. О синергетическом подходе в моделях социального страхования Управление развитием крупномасштабных систем MLSDr2 Второй международной конференции (1-3 октября 2008 г. Москва, Россия). Том 1. М.: Учреждение Российской академии наук Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН, 2008.
3. Гатиятулин Ш. Н. Инвестиционный потенциал предприятия проблемы и решения // Богданова Е. Г. / IV Межвузовская студенческая конференция (с международным участием) «Студенческая молодежь в научно-исследовательском поиске». ВФ МГЭИ 20 апреля 2012. Волгоград, 2012.
4. Наконечникова Л. А. Стратегия управления экономическими отношениями предприятий АПК на государственном, региональном и корпоративном уровне. Монография. Волгоград: Волгогр. гос. с.-х. акад., 2007. 232 с.
5. Гольченко Ю. В. Институциональные изъяны рынка с позиций социальной справедливости и необходимость государственного участия в повышении эффективности системы социального страхования/ Научно-практическая конференция. Волгоград: Моск. гум.-эконом. институт, 2008.
НАКОНЕЧНИКОВА Л. А.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ КОНТРАКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISMS MANAGEMENT ENTERPRISES THROUGH THE SYSTEM OF CONTRACTUAL RELATIONS
IN MODERN SOCIETY
Аннотация: Экономические отношения - основной компонент любого общественного развития. Координатором экономических отношений, результатом которых чаще всего выступает обмен какими-либо благами, является контракт. Контракт (договор) можно рассматривать как разновидность
114
№ 2(27), 2013 г.
институционального соглашения, основанного на взаимных обещаниях, к выполнению которого стороны могут быть принуждены в соответствии с нормами контактного права. Как уже было сказано, контракт является координатором сделки, результатом которой чаще всего выступает обмен какими-либо благами. Перераспределение между двумя или большим числом участников рыночных отношений прав собственности на те или иные блага, сопряженное с принятием решений его участниками, результаты которого, соответственно, зависят от того, как, при каких условиях принимаются решения. Контракты призваны придать устойчивость взаимоотношениям, однако процесс заключения контракта требует затрат времени и ресурсов, например, на проверку надежности контрагента, разработку условий контракта и их согласование между сторонами.
Ключевые слова: управление, экономические отношения, контрактные отношения.
Annotation: Economic relations - the main component of any social development. Coordinator of economic relations, the result of which are performed on any exchange of goods is a contract. Contract (agreement) can be regarded as a kind of institutional arrangement based on mutual promises to fulfill which the parties may be compelled in accordance with the rules of the contact law. As already mentioned , the contract is the coordinator of the transaction, which is most often the result of acts or sharing what benefits. Transfer between two or more participants of market relations of property rights to certain benefits , combined with the adoption of decisions by the participants, the results of which, respectively, depend on how the conditions under which decisions are made. The contracts are designed to stabilize the relationship, but the contracting process requires time and resources, for example, to check the reliability of the counterparty, the development of contract and agreement between the parties.
Keywords: management, economic relations, contractual relations.
Права собственности определяют общие условия хозяйственной деятельности, включающие правила доступа к ресурсам, способы оценки ресурсов, права на использование ресурсов, формы защиты ресурсов, а также оценку, реализацию, защиту от сторонних посягательств самих прав собственности. Экономические отношения - условия индивидуального взаимодействия между структурными элементами (бизнесединицами), включающие поиск и отбор партнеров-участников рыночных отношений; заключение соглашений; контроль соблюдения условий соглашений и применение санкций.
Экономические отношения - основной компонент любого общественного развития. Совершенствование экономических отношений сельскохозяйственных предприятий рекомендуется осуществлять поэтапно по нескольким направлениям. Это отношения государства, регионов и потребителей как заказчиков и сельскохозяйственных предприятий как поставщиков, взаимоотношения между сельскохозяйственными предприятиями, а также формирование экономических отношений на внутрихозяйственном уровне.
Организационную схему внедрения экономических отношений сельскохозяйственных предприятий можно представить следующим образом:
1) выделение структурных элементов бизнес-единиц (при этом определяется вид, структура и сфера их деятельности);
2) формирование производственного потенциала бизнес-единиц;
3) введение системы договорных (контрактных) отношений;
4) создание текущего механизма экономических отношений;
5) определение порядка финансирования в течение года;
6) подведение итогов за год по структурным элементам.
Развитие агропромышленного комплекса возможно только при условии формирования новых экономических отношений, так как на современном этапе важная роль принадлежит системе устойчивых связей, обеспечивающих взаимопроникновение средств, предоставляющих равные возможности для всех участников рыночных отношений.
Хозяйственная деятельность бизнес-единиц связана с обязательствами взаимными и односторонними, которые они берут на себя добровольно или по принуждению. Взаимные добровольные обязательства предполагают перед заключением соглашения процедуру проведения переговоров, в процессе которых имеется возможность согласовать свои представления о правах и обязанностях, зафиксировать конкретные рамки, описывающие условия совершения сделок между непосредственными участниками рыночных отношений. Трансакции в экономических отношениях выступают в виде внутри- и межфирменных сделок, объединенных в контрактную форму. Обязательство есть суть любого контракта, но не всякое обязательство можно назвать контрактом.
115
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
Контракт является координатором экономических отношений, результатом которых чаще всего выступает обмен какими-либо благами. Именно в связи с формированием рыночных механизмов во второй половине ХХ века появилось новое направление институциональных исследований, связанное с управлением контрактными отношениями, которое развивается и в России [1].
Существуют несколько видов экономических отношений, которые возникают при функционировании структурных элементов (бизнес-единиц):
1) Трансакции, эффективно поддерживаемые активами общего назначения, они не нуждаются в защитных структурах управления.
2) Трансакции, предполагающие значительные инвестиции специфического типа, эти трансакции эффективны в условиях двусторонней торговли.
3) Трансакции, не поддерживаемые гарантиями, в связи с чем цена безубыточности очень велика, подобные трансакции подвержены контрактной нестабильности - переходу в другие виды сделок.
4) Трансакции, предусматривающие предоставление гарантий, и, таким образом, являющиеся защищенными от рисков экспроприации связанных с ними инвестиций [2].
Можно выделить четыре вида управления экономическими отношениями участников рынка:
- рыночное управление - основная структура управления неспециализированными трансакциями, как случайными, так и регулярно повторяющимися;
- трехстороннее управление - структура управления при случайных трансакциях мало- и высокоспециализированного типа, фактически используется помощь третьей стороны;
- двустороннее управление применяется для двух типов трансакций - для регулярно повторяющихся трансакций, поддерживаемых мало- и высокоспециализированными инвестициями. Вследствие нестандартности трансакций в обоих случаях имеет место фундаментальная трансформация;
- объединенное управление - обычно в этом случае происходит вертикальная интеграция.
К институциям управления О. Иншаков и Д. Фролов относят правительство, наместничество, партнерство, товарищество, губернаторство, представительство, исполнительство, распорядительство, чиновничество, земство, министерство, ведомство, директорство и др., без которых, «хотя собственность остается основным фактором, идеальное функционирование хозяйственной системы, определение и выполнение контрактов не представляется реальным.
На этом уровне управление контрактными отношениями в конкретных актах и сделках становится новым фокусом институционализации, цель которой - снижение трансакционных издержек в деятельности хозяйственных субъектов, связанных с неопределенностью и неполнотой информации в их деятельности» [1, с. 29-30].
Полученные контрактные решения, по словам Ричардсона, - «это континуум, простирающийся от трансакций, осуществляющих на организованных товарных рынках, где кооперация частников сделок минимальна, через промежуточные контрактные формы... к тем сложным и взаимосвязующим партнеров кластерам, группам и альянсам, в рамках которых кооперация получила полноценное и формализованное развитие».
Контролировать выполнение обязательств хозяйствующие субъекты могут самостоятельно или обратившись в специальный разрешающий споры орган.
Однако, бизнес-единицы могут вообще не вступать в договорные отношения, при этом достаточно трудно определить, руководствовались ли они в своих действиях какими-либо «неявными» соглашениями. Таким образом, взаимность для ряда контрактов не всегда имеет место.
Юридическое понятие договора (контракта) основано на определении, содержащемся в Гражданском кодексе Российской Федерации. Договором признается «соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей». В гражданском законодательстве Российской Федерации предусмотрено множество форм сделок, регулирующих контрактные отношения, основными из которых являются договоры купли-продажи, поставки, мены, комиссии, перевозки груза. Договорные обязательства по перечисленным сделкам могут исполняться непосредственно или через посредника - агента, комитента, представителя, для регулирования отношений, с которыми предусмотрены договоры коммерческого представительства, комиссии, агентский договор.
Если использовать терминологию прав собственности, то контрактом можно назвать любое соглашение об обмене правомочиями собственности и их защите. При заключении контракта индивиды используют формальные и неформальные нормы как заданные, применяя и интерпретируя их для нужд конкретной сделки. Иными словами, контракт отражает осознанный и свободный выбор индивидами целей и условий обмена, осуществляемого в заданных институциональных рамках. Права собственности, определенные
116
№ 2(27), 2013 г.
как норма подчинения закону, являются лишь подмножеством в совокупности норм, регулирующих взаимоотношения между людьми и возникающих на их основе прав и обязанностей [3].
Необходимо отметить, что в новой институциональной экономической теории контракт (договор) рассматривается как разновидность институционального соглашения. В связи с этим понятие контракта можно рассматривать как совокупность правил, «структурирующих в пространстве и во времени обмен между двумя (и более) экономическими агентами посредством определения обмениваемых прав и взятых обязательств и определения механизма их соблюдения» [4, с. 156].
Контракты призваны придать устойчивость взаимоотношениям, однако процесс заключения контракта требует затрат времени и ресурсов, например, на проверку надежности контрагента, разработку условий контракта и их согласование между сторонами. Кроме того, контрактный процесс предопределяет два типа оппортунистического поведения:
1. Предконтрактное оппортунистическое поведение, формой которого является неблагоприятный или ухудшающий условия обмена отбор (adverse selection), который характеризуется негативными свойствами внешней среды.
2. Постконтрактное оппортунистическое поведение.
Так, «контракт, предполагающий несовпадение во времени моментов его заключения и исполнения, представляет собой самое обычное явление... Даже если все участники такой сделки придерживаются норм рыночного соглашения и, следовательно, оппортунизм исключен, никто из них не может точно прогнозировать развитие событий, влияющих на контракт, но не зависящих от намерений и стратегий, избранных его участниками. Норма доверия регулирует влияние намерений и стратегий сторон сделки на ее результат, но она бессильна относительно «природных», внешних по отношению к контракту факторов»
[3].
При этом понятию контрактного поведения придается особое значение, поскольку в договоре реализуется фундаментальное право собственника на передачу (отчуждение) собственности. Чем сложнее физические характеристики вступающих в обмен ресурсов или видов деятельности и, следовательно, структура сопровождающих их издержек трансакции, тем сложнее контракт. Согласно контрактной концепции теории прав собственности базовой единицей признается акт экономического взаимодействия, сделка, трансакция. Категория трансакции охватывает как материальные, так и контрактные аспекты экономических отношений. Она понимается весьма широко и используется для обозначения как обмена товарами, так и обмена различными видами деятельности или юридическими обязательствами, сделок как долговременного, так и краткосрочного характера, требующих как детализированного документального оформления, так и предполагающих простое взаимопонимание сторон. Издержки по осуществлению трансакций являются главным фактором, определяющим структуру и динамику различных социальных институтов.
Заключение договора - это очень сложный процесс, так как это процесс взаимных уступок.
Именно в условиях неопределенности возникают трансакционные издержки, обусловленные поиском наиболее выгодной цены (как со стороны покупателей, так и со стороны продавцов - для трансакции сделки) и других условий контракта, а также подбором потенциальных контрагентов.
Разброс цен на одно и то же благо (т.е. в пределах относительно небольшого региона) является одним из признаков несовершенства рынка. При этом, когда трансакционные издержки пренебрежимо малы или равны нулю, действует закон единой цены [4].
В настоящее время определены три базовых типа контракта, в основу которых положен механизм разрешения конфликтных ситуаций.
1. Классический контракт с четким определением всех условий взаимодействия, который можно охарактеризовать как полный формализованный контракт, производный от контракта о продаже. Классический контракт предполагает расторжение соглашения при возникновении конфликтной ситуации, гарантом его выполнения является государство. При этом личные качества такого взаимосогласованного обмена не влияют на его условия, кроме того, после тщательного определения сути соглашения стороны, осуществляющие обмен, в первую очередь руководствуются юридическими нормами и формализованными условиями договора, а также точно определяются средства преодоления трудностей с реализацией контракта. Классический контракт тяготеет к стандартизации. С выполнением сделки он прекращает существование. Контракт носит двухсторонний характер: четко оговариваются санкции за нарушение контракта, и все споры по нему решаются в суде.
2. Неоклассический (гибридный, «отношенческий») контракт - это преимущественно, долгосрочный контракт, когда стороны могут отступать от условий контракта в случае непредвиденных обстоятельств. Неоклассический контракт является неполным, предполагает непрерывность отношений сторон при возникновении конфликтной ситуации до завершения сделки. Гарант выполнения конфликта - третья сторона.
117
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
Данный контракт включает в себя элементы как контракта о продаже, так и контракта о найме. Отношенченский контракт складывается в условиях долговременных, сложных, взаимовыгодных отношений между сторонами. Личность участников здесь приобретает решающее значение. Поэтому споры разрешаются не путем обращения к формальному закону или авторитету третейского лица. Нормой, на которую ссылаются стороны, служит поэтому не первоначальный контракт, а все отношение в целом.
3. Имплицитный контракт исключает четкое определение условий взаимодействия. Данный контракт производен от контракта о найме. Заключение имплицитных контрактов не происходит в явном виде [4].
Каждой контрактной форме соответствует специфический механизм управления договорными отношениями.
- Безличный рыночный механизм. Подходит к одноразовым и повторяющимся сделкам по поводу стандартных товаров.
- Арбитраж. Распространяется на нерегулярные сделки по поводу товаров средней и высокой степени специфичности.
- Двухсторонняя структура управления. Это тип характерен для отношенческих контрактов. Сфера применения этого механизма управления - регулярные сделки по поводу товаров средней степени специфичности.
- Унитарное управление (иерархия). Отношения между участниками договора регулируются прямыми командами и приказами, а не рыночными сигналами.
Участники сделок, заменяя классический рыночный обмен более сложными формами контрактации (включая нерыночные способы экономической координации), с одной стороны стремятся к монополизации и реализации целей монополии, с другой стремлением к минимизации соответствующих издержек (монополистические эффективностные подходы к контрактам).
Экономическая теория фирмы, основой которой являются контрактные отношения, есть не что иное, как совокупность обязательств. В свою очередь обязательство представляет собой контракт определенной формы. Многообразие контрактных условий является следствием многообразия трансакционных издержек, причем для объяснения конкретных форм экономических организаций значение имеет не абсолютный уровень издержек трансакции, а их качественная дифференциация по различным договорным формам.
Во взаимоотношениях между контрагентами существует так называемый феномен асимметрии информации, при котором информация о наличии и свойствах благ распределяется неравномерно между участниками рыночных отношений, что вынуждает сторону, обладающую относительно меньшей информацией, нести более высокие издержки. Существующие проблемы функционирования и регулирования экономических отношений между сельскохозяйственными предприятиями предопределяют необходимость наличия информации для принятия управленческих решений, а также механизма управления взаимодействием бизнес-единиц [5]. Структура экономических отношений определяется совокупностью издержек, возникающих в рыночном пространстве. Наличие тех или иных издержек обусловлено отраслевой принадлежностью предприятий. Чем выше уровень издержек, тем медленнее осуществляется перераспределение ресурсов между участниками экономических отношений, тем более устойчива и консервативна рыночная структура.
В процессе изучения взаимоотношений участников экономических обменов в системе контрактных отношений выделено такое понятие как достоверные обязательства (credible commitments), или обязательства, заслуживающие доверия. Достоверные обязательства можно рассматривать в рамках экономической теории трансакционных издержек (соотношение достоверных обязательств и специфичности ресурсов, достоверные обязательства и возможность проведения повторных переговоров между одними и теми же участниками трансакций и т.д.) или в контексте построения и исследования контрактных отношений (отличие достоверных обязательств от других видов обязательств, соотношение между достоверными обязательствами и достоверной угрозой, формы, в которых могут существовать достоверные обязательства, а также достоверные обязательства как средство обеспечения устойчивости контракта).
Существует множество способов обеспечения достоверности обязательств в зависимости от характеристик трансакций, посредством которых производится продукт, а также меняется субъект права собственности. А Шаститко отмечает, что достоверные обязательства есть «информация, содержащаяся в условиях контракта или поведении контрагентов и направленная на формирование ожиданий у контрагентов (адресатов обязательств) относительно гарантированного совершения тех или иных действий (в том числе бездействий) в будущем», и подчеркивает важность обеспечения достоверности обязательств, позволяющих решать вопросы, связанные не только с настройкой стимулов участников экономических отношений, но и с адаптацией данных участников к изменяющимся условиям их осуществления [6]. При этом он выделяет наряду с достоверными обязательствами также понятие «достоверная угроза». Под достоверными угрозами
118
№ 2(27), 2013 г.
мы можем предположить, например, риски, неопределенности, несогласованности, возникающие в рыночных отношениях между их участниками. И достоверные обязательства, и достоверные угрозы формируют соответствующие ожидания участников рыночных отношений относительно будущих действий их контрагентов, однако между ними есть различия, которые следует учитывать, используя эти понятия. Достоверность обязательств вполне допускает, что субъект этих обязательств сам создает для себя ожидаемые издержки в случае нарушения условий соглашения. В то же время достоверная угроза, невзирая на то, что также связана с созданием издержек для одного из участников обмена, всегда исходит от контрагента данного участника и не требует вообще никакого соглашения. По содержанию обязательства могут предполагать возникновение потока выгод для контрагента, тогда как угроза всегда сопряжена с возникновением издержек. Если достоверные обязательства могут и не рассматриваться как инструмент некооперативных игр, то достоверная угроза - это всегда коррелят некооперативных игр. Такой подход позволил по-но-вому взглянуть на распределение риска на предприятии и обозначить проблему «моральной опасности».
Вместе с тем различия между обязательствами и угрозами, также, как и между достоверными обязательствами и достоверными угрозами, весьма относительны. Обязательства тоже могут рассматриваться как угроза, однако в этом случае речь идет либо о вынужденных экономических отношениях, либо об отдельных фрагментах добровольных экономических отношений.
Распределение результатов рыночных отношений между их участниками ex ante имеет большое значение с точки зрения определения механизма, обеспечивающего его реализацию ex post. На возникновение достоверных обязательств влияют две поведенческие предпосылки участников рыночных отношений: мотивационная при соблюдении информационной. Экономические отношения определяют нормы поведения их участников относительно благ, за несоблюдение которых приходится нести ответственность в виде издержек. Именно оппортунизм в условиях ограниченности используемых ресурсов и специфичности активов выявляет проблему достоверных обязательств как наиболее значимую и рассматриваемую в качестве необходимого условия обеспечения устойчивости контрактов и, соответственно, поддерживаемых ими трансакций. Однако достоверность обязательств одного из участников контракта не может быть достаточным основанием для вывода об устойчивости данного экономического взаимоотношения. Обеспечение достоверных обязательств обычно связано с дополнительными издержками. При этом существенно различаются ожидаемые выгоды и издержки нарушения соглашения для субъекта, принимающего решение, и ожидаемые выгоды и издержки для контрагента [7, с. 197-200].
Таким образом, обязательства - это информация, передаваемая от одного участника экономических отношений к другому и содержащая проекцию действий либо бездействий источника обязательств на будущее в зависимости от поведения участников рыночных отношений. Обязательства, содержащиеся в контрактах, и достоверные обязательства могут лишь частично соответствовать друг другу. Обеспечение достоверности обязательств, требующее целенаправленных действий участников экономических отношений, возникает в связи с возникновением неопределенности, несогласованности, рисков. Для обеспечения устойчивости контрактных отношений необходимо выполнение условия двусторонней достоверности обязательств, однако данное обстоятельство при наличии неопределенности, несогласованности и возникающих рисках не является достаточным основанием считать данное контрактное отношение эффективным.
Радикальные экономические преобразования в АПК должны быть направлены, прежде всего, на формирование широкой сети функциональных экономических систем, обеспечивающих экономическое равновесие и способствующих формированию открытой саморазвивающейся и саморегулирующейся модели развития агропромышленного комплекса [8].
По нашему мнению, основным вопросом, возникающим при изучении проблем развития АПК, является не столько его отраслевой состав, сколько наличие реально существующих экономических отношений, складывающихся по поводу ограниченных ресурсов и взаимодействия между отрасля-ми, участвующими в производстве, переработке, транспортировке, реализации конечной продукции продовольственного комплекса и распределении чистого дохода между ними. Реформирование АПК России явилось предпосылкой трансформации экономических отношений и методов управления предприятиями на районном и областном уровнях. Таким образом, структура и организация предприятия АПК, несомненно, влияют на контрактные отношения, поскольку предопределяют разнообразие деловых операций различных типов, в которых участвует предприятие (внутренние или внешние) и эффективность их проведения [9].
По мере возрастания уровня «специфичности» активов взаимодействующих хозяйствующих субъектов усиливается мотивация к заключению длительных двусторонних (многосторонних) контрактных отношений как альтернатива ориентации на самостоятельное рыночное поведение или на заключение разовых сделок.
119
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
В дальнейшем система контрактов может переходить в отношения взаимоучастия в капитале. При этом контрактация, как процесс достижения взаимовыгодных межорганизационных договоренностей, стоит определенных средств (трансакционные издержки). Проблема контрактов и связанных с ними трансакционных издержек основывается на формировании формальных и неформальных правил, которые эти издержки снижают (или наоборот увеличивают). Источником правил является общество, далее они распространяются на уровень прав собственности и затем на уровень индивидуальных контрактов.
1. Иншаков О. В., Фролов Д. П. Институционализм в российской экономической мысли (IX-XXI вв.). В 2 Т Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. Т 1. 486 с.
2. Перекрестова Л. В. Управление локальными агропромышленными системами ориентации на основе релевантной информации. Монография. Волгоград: Городские вести. 1998, 112 с.
3. Олейник А. Институциональная экономика // Вопросы экономики. 1999. N° 8. С. 139-158.
4. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория / Под общ. ред. д. э. н., проф. А. А. Аузана. М.: ИНФРА-М, 2005. 416 с.
5. Черняев А. А. Основные направления совершенствования механизма функционирования АПК Поволжья. Саратов: Саратовский государственный аграрный университет им. Вавилова. Типография АВП «Саратовский источник», 2006. 98 с.
6. Шаститко А. Достоверные обязательства в контрактных отношениях // Вопросы экономики. 2006. № 4. С. 126-143.
7. Наконечникова Л. А. Развитие экономических отношений в АПК // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2006. Т 4. № 4. Ч. 2.
8. Богданов Д. В., Гатиятулин Ш. Н., Придачук М. П. Организация деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Монография. Элиста: ИКИАТ, 2010. 96 с.
9. Наконечникова Л. А. Стратегия управления экономическими отношениями предприятий АПК на государственном, региональном и корпоративном уровнях. Монография. Волгоград: Волгогр. гос. с.-х. акад., 2007. 232 с.
НАКОНЕЧНИКОВА Л. А., ФИЛАТОВ И. А.
МОДИФИЦИРОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПО ЦЕНТРАМ ФИНАНСОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
MODIFICATION OF THE OFFICE OF FINANCIAL CENTRES OF LIABILITY COMPANIES IN
THE CIVIL LEGAL REGULATION
Аннотация: В современных экономических условиях для организации становится актуальным выбор оптимального поведения, и прежде всего - в сфере управления, которое обеспечивало бы возможность развития и одновременно позволяло бы избежать банкротства. Управление рассматривается как процесс оценки финансового влияния альтернативных управленческих решений на эффективность деятельности предприятия. К настоящему времени наиболее развито текущее управление затратами или управление затратами, позволяющее предприятию принимать текущие управленческие решения. Руководители предприятий стремятся оценить не только результат деятельности в целом, но и результаты работы отдельных хозяйствующих единиц (центров ответственности). Механизм учета ответственности является неотъемлемой и обязательной составляющей системы управления предприятием.
Составной частью процесса принятия стратегических решений, касающихся основных направлений функционирования предприятия, наряду с организационно-распорядительным механизмом, определяющим порядок инициации, подготовки, обсуждения и принятия решений на предприятии, является информационное обеспечение процесса принятия решений.
Однако, усложнение организационной структуры и структуры управления требует полной автоматизации планирования, учета и контроля. С созданием разработанной для крупных компаний интегрированной системы
120