20. Nussbaum, B. Creative Intelligence: Harnessing the Power to Create, Connect, and Inspire. - Harper Business, 2013
Sineva Nadezhda Leonidovna, candidate of pedagogical sciences, docent (e-mail: [email protected])
Yashkova Elena Vyacheslavovna, candidate of pedagogical sciences, docent
(e-mail: [email protected])
Plesovskih Galina Arturovna, student
(e-mail: [email protected])
Shipullo Maxim Stanislavovich, student
(e-mail: [email protected])
Ovechkina Darya Alexandrovna, student
(e-mail: Ovechkina [email protected])
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia
THE ROLE OF CONSUMERS IN A CREATIVE INNOVATIVE PROCESS OF ORGANIZATION AND CREATING A PRODUCT-INNOVATION
Abstract: The article highlights the role of the consumer attracted by the company to improve obsolete products and create a potentially new product and / or service. The dependence of the company's reputation and its success in modern economic realities on how quickly the company not only responds to the proposals expressed by consumers to the properties and characteristics of the purchased / tested goods, but also from the company's interest in organizing online services to identify opinions attitudes, non-standard needs and the creation of a new product concept on the part of consumers.
Key words: lean innovation, creative collaboration, consumer, marketing, innovation, product, service
УДК 364
ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ВУЗЕ Прохорова Мария Петровна, к.п.н., доцент
(e-mail: [email protected]) Лебедева Татьяна Евгеньевна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им.
К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])
В статье раскрыты значение управления изменениями в вузах в контексте их стратегического развития. Перечислены основные причины, вызывающие необходимость инициировать и внедрять изменения, описана связь управления изменениями в университетах с показателями рейтинга российских вузов, сформулированы основные инструменты, которые вуз может использовать для осуществления процессов изменений. Сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения опыта управления изменениями в образовательных организациях.
Ключевые слова: управление, изменений, вуз, стратегия, развитие.
Введение
Для современного высшего образования в России и во всем мире характерен ряд тенденций, обуславливающих повышенное внимание к проблемам управления изменениями в вузах. Среди этих тенденций демократизация образования, переход университетов к предпринимательскому типу поведения, усиление конкуренции на рынке образовательных услуг, ужесточение требований учредителя в вопросах внедрения современных организационных, технологических и содержательных инноваций [2, 8]. Эффективное образовательное учреждение получает возможности стратегического развития только тогда, когда использует четкие механизмы и инструменты инициации, разработки, внедрения разнообразных изменений, обеспечивающих адаптацию к новым условиям и потребностям общества [1, 12].
При этом можно констатировать, что стандартных способов управления изменениями в образовательных организациях не существует, во многом опыт перевода университетов на инновационно-ориентированный или предпринимательский путь развития складывается стихийно [6, 7]. Это обуславливает потребность в изучении и систематизации опыта управления изменениями в вузах, которые позволят формировать дальнейшие шаги по совершенствованию их деятельности.
Методика исследования
Для описания современных инструментов, используемых для управления изменениями вуза, были использованы теоретические методы: подбор и анализ источников, систематизация опыта университетов в области управления изменениями.
Цель исследования - сформулировать основные инструменты, которые используются современными вузами для управления изменениями в рамках стратегического развития.
Результаты и обсуждение
Прежде всего, необходимо отметить, что изменения как предмет изучения управленческой науки рассматривается чаще всего как способ реализации инновационной деятельности. Возможности инновационного развития в системе высшего образования связаны как с концептуально-целевыми и содержательными установками, касающимися образовательного процесса, так и с внедрением организационно-управленческих новшеств, позволяющих университету осваивать современные управленческие технологии и становиться полноценным участником конкурентной борьбы. Основной характеристикой вуза, обладающего сформированной системой управления изменениями становится его стратегическая способность к постоянным изменениям, которая выражается как в совокупности конкурентоспособных образовательных программ, так и широком использовании проектных методов управления различными процессами. При этом характерной чертой современного этапа развития образования выступает, на наш взгляд, противоречие между сильной потребностью в иннова-
ционных изменениях и большое количество попыток эти изменения реализовать и стихийностью складывающегося опыта управления этим процессом [10].
Эффективность управления изменениями российских вузов отражается в специфических показателях рейтинга их эффективности. Определение рейтинговой позиции происходит на основе следующих интегральных факторов, и практически все факторы подразумевают наличие эффективных процессов управления изменениями как во внешней, так и во внутренней среде вуза. Среди них:
1. Условия для получения качественного образования в вузе (оценка изменений в преподавании, способность вуза к международной интеграции, способность вуза привлекать средства для обеспечения образовательного процесса).
2. Уровень востребованности работодателями выпускников вуза (оценка способностей выпускников к профессиональному развитию, использование различных схем сотрудничества с работодателями).
3. Уровень научно-исследовательской деятельности вуза (оценка инновационной активности, научных достижений и развитие инновационной инфраструктуры) [5].
Анализируя практику управления изменениями в российских вузах, можно утверждать, что приведенные выше факторы предполагают использование ряда инструментов управления в изменениями в вузе. Перечислим их:
1. Привлечение к научно-педагогических работников к руководству образовательными программами, что подразумевает ежегодное обновление учебных планов, содержания, фондов оценочных средств. Это позволяет обеспечить качество образовательных услуг [14, 15, 16, 20].
2. Создание электронной образовательной среды, выступающей площадкой для демонстрации, интеграции и осуществления различных инновационных практик (в формате вебинаров, мастер-классов, дискуссионных площадок и пр.) [4, 11].
3. Развитие сетевого сотрудничества как способа реализации совместных проектов, в т.ч. международного масштаба (это может принимать формат клинических баз практик, экспериментальных площадок и пр.)
[19].
4. Распространение научно-исследовательской, консалтинговой и пр. деятельности, ориентированной на внешнего заказчика и позволяющей интегрировать результаты научной работы в практику работы предприятий и организаций (например, выполнение хоздоговорных работ, проведение заказных исследований и пр.) [3, 17].
5. Стимулирование образовательной, научно-исследовательской, инновационной деятельности научно-педагогических работников путем внедрения системы показателей эффективности (например, в виде рейтинговых систем оценки, систем показателей KPI и пр). [9, 13].
Выводы и заключение
Обобщая вышесказанное, можно заключить, что в современных условиях университеты обладают широким набором инструментов управления изменениями. Эти механизмы носят различный характер и направлены на обновление содержания обучения и образовательных технологий, развития электронных сервисов поддержки инновационных процессов, расширение сетевого и международного сотрудничества, стимулирования инновационной активности научно-педагогических работников.
Список литературы
1. Адизес И. Управляя изменениями. СПб.: Питер, 2008. 224 с.
2. Бурганова Л.А. Управление изменениями в системе высшего образования: проблемы методологии // Вестник экономики, права и социологии. 2014. №2. С.162-169.
3. Галажинский Э.В., Прозументова Г.Н. Становление исследовательского университета: прецедент и феномен управления изменениями в классическом университете // проблемы управления в социальных системах. 2004. С. 8-12.
4. Еловенко Д.А., Князюк Н.Ф. Стратегические типы управления организационными изменениями и опыт применения изх в вузе // Вестник стипендиатов ДААД. 2015. Т.1. №1-1. С.8-19.
5. Кудрявцев В.А. Проблема формирования команды преподавателей под задачи проектирования и реализации модульных образовательных программ // Психологическая наука и образование. 2015. Т.7, N0. 4. С. 115-127.
6. Кудрявцев Д. И. Сопротивление управленческим инновациям в вузовской организации в условиях модернизации образования: автореф. ...канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2012. 38 с.2.
7. Макаркин Н.П., Томилин О.Б. Развитие университета с новые управленческие подходы // Интеграция образования. 2005. №4. С.7-12
8. Прохорова М.П. Подготовка педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности в вузе: дисс. ...к.п.н. Нижний Новгород, 2008.
9. Прохорова М.П., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф., Седых Д.В. Инновационная деятельность преподавателя в системе профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51. С. 140-146.
10. Рубин Ю.Б. Проблемы управления изменениями в вузе // Статистика и экономика. 2004. №1. С.17-23.
11. Сликишина И.В. Реинжиниринг бизнес-процессов в вузе при внедрении основ дистанционного обучения. Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. Новокузнецк. 2013 N0 5(27). С. 8-10.
12. Управление изменениями: Учебное пособие/ Сост. Т.А.Галынчик. Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2016. 120 с.
13. Фильченкова И. Ф. Вовлечение в инновационную деятельность как аспект управления инновациями в вузе // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2015. № 3 (33). С. 43-50.
14. Фильченкова И.Ф. Результаты вовлечения преподавателей в проект «Модернизация образовательной деятельности - новые логистические решения» // Вестник Мининского университета. 2017. № Каштанова
15. Фильченкова И.Ф., Папуткова Г.А., Гришина А.В. Организационные методы вовлечения ППС в процесс преобразования образовательных программ педагогического образования // Научное мнение (Педагогические, психологические и философские науки). 2015. N0. 102. С.178-184.
16. Фламгольц Э. Управление стратегическими изменениями: от теории к практике / пер. с англ. Н.Г. Яцюк. М.: Эксмо, 2012. 320 с.
17. Фрумин И.Д., Добрякова М.С. Что заставляет меняться российские вузы: договор о невовлеченности // Вопросы образования. 2012. No 2. С. 159-191.
18. Хентце Й., Камель А. Как преодолеть противодействие запланированным организационным изменениям // Проблемы теории и практики управления. 1997. No3. С. 71-75.
19. Челнокова О.Ю. Трансформация классических университетов в национальные исследовательские университеты: региональный аспект. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. Саратов. 2013 No 3-2. С. 460-466.
20. Якимова З.В., Мартыненко О.О., Николаева В.И. практико-ориентированный бакалавриат: опыт управления изменениями в вузе (на примере Владивостокского государственного университета экономики и сервиса) // Университетское управление: практика и анализ. 2015. №4. С.56-66.
Prokhorova Mariya Petrovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Lebedeva Tatyana Evgenievna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia FUNDRAISING STRATEGY OF THE MUSEUM
Abstract. The article reveals the essence and possibilities of development of fundraising activity in the establishment of culture on the example of the museum. The potential for fundraising as a tool for raising funds is described, the functions of fundraising activities in the museum are described, the features and content of the fundraising strategy are described, the museum's possibilities for its implementation are systematized, and the modern tools for fundraising activities of the museum are listed. Conclusions are made about the prospects for the development offundraising for cultural institutions in Russia. Key words: fundraising, strategy, culture, museum, tools.