Научная статья на тему 'Функционал руководителя основной профессиональной образовательной программы'

Функционал руководителя основной профессиональной образовательной программы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1546
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОВОДИТЕЛЬ / ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ФУНКЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGER / BASIC PROFESSIONAL EDUCATIONAL PROGRAM / FUNCTIONS / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова Мария Петровна, Минеева Ольга Александровна, Максимова Ксения Алексеевна

В статье представлено описание основных управленческих функций руководителя образовательной программы в вузе. Дано представление о сущности основных профессиональных образовательных программ, представлено описание деятельности руководителя образовательной программы и различные механизмы его реализации. Систематизирован опыт российских вузов по определению управленческого функционала руководителя образовательной программы. Описаны функции по управлению целями, содержанием, контингентом, ресурсами, командой, качеством образовательной программы. Сделаны выводы о соответствии управленческого функционала руководителя образовательной программы стадиям жизненного цикла последней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прохорова Мария Петровна, Минеева Ольга Александровна, Максимова Ксения Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL LEADER MAIN PROFESSIONAL EDUCATIONAL PROGRAM

The article describes the main management functions of the head of the educational program at the university. An idea of the nature of the main professional educational programs is given, a description of the activities of the educational program manager and various mechanisms for its implementation are presented. The experience of Russian universities by definition of the managerial functionality of the head of the educational program has been systematized. The functions for managing the goals, content, contingent, resources, team, quality of the educational program are described. Conclusions about the conformity of the managerial functional of the educational program manager with the stages of the last life cycle are made.

Текст научной работы на тему «Функционал руководителя основной профессиональной образовательной программы»

quirements for educational systems are described within the framework of the concept of a learning organization and using life-long learning principles. Information on the changes that corporate learning systems undergo is systematized: the expansion of distance education and the increase in its mobility, the formation by companies of their own knowledge bases and corporate educational systems, the decline in the applied orientation of education and the use of micro-education technologies, the revival of mentoring. Keywords: corporate training, trends, technology, development..

УДК 658

ФУНКЦИОНАЛ РУКОВОДИТЕЛЯ ОСНОВНОЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Прохорова Мария Петровна, к.п.н., доцент

(e-mail: [email protected]) Минеева Ольга Александровна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Максимова Ксения Алексеевна, студент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])

В статье представлено описание основных управленческих функций руководителя образовательной программы в вузе. Дано представление о сущности основных профессиональных образовательных программ, представлено описание деятельности руководителя образовательной программы и различные механизмы его реализации. Систематизирован опыт российских вузов по определению управленческого функционала руководителя образовательной программы. Описаны функции по управлению целями, содержанием, контингентом, ресурсами, командой, качеством образовательной программы. Сделаны выводы о соответствии управленческого функционала руководителя образовательной программы стадиям жизненного цикла последней.

Ключевые слова: руководитель, основная профессиональная образовательная программа, функции, управление

Введение

Основным предназначением современного высшего образования выступает осуществление подготовки такого выпускника, который не только осуществляет непосредственные профессиональные функции и решать возникающие задачи, но способен самостоятельно осваивать новые технологии, осуществлять решение новых задач, создавать принципиально новые решения в области своей профессиональной деятельности [4, 6]. Для достижения этой цели образовательные программы должны обладать высокой гибкостью и вариативностью, оперативно изменяться в соответствии с требованиями общества и запросами потребителя образовательных услуг,

что характеризует их конкурентоспособность и востребованность. В современных условиях образовательные программы выступают центральными объектами управления образовательным процессом и обеспечения его качества.

В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объема, содержания, планируемых результатов обучения), организационно-педагогических условий ..., форм аттестации, которые представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов [10]. Описанный комплекс документов, составляющих образовательную программу, подлежит динамичному изменению и развитию не только и не столько для обеспечения соответствия направлениям подготовки или дисциплинарной области, сколько для удовлетворения потребностей конечных потребителей и общества [3, с. 54]. Таким образом, образовательные программы превратились в полноценную рыночную услугу со всеми подлежащими атрибутами.

Вышесказанное закономерно привело к тому, что управление образовательными программами превратилось в особый во многом инновационный вид управленческой деятельности в системе высшего образования. Российские вузы активно внедряют различные организационные механизмы руководства образовательными программами, демонстрируя возможности проектно-ориентированного подхода к управлению образовательным процессом.

Руководители образовательных программ приобрели полноценный управленческий функционал и высокую ответственность за результаты их реализации. Сочетание проектировочной, организационно-педагогической, исследовательской и командообразующей функций с персональной ответственностью за результаты реализации программы характеризуют деятельность современного руководителя образовательной программы.

Этим обусловлена возрастающая актуальность изучения и систематизации теоретических и прикладных аспектов управления основными профессиональными образовательными программами. Среди вопросов, которые еще требуют осмысления и практической апробации, вопрос об управленческом функционале научно-педагогических работников, привлекаемых к руководству образовательными программами.

Какие управленческие функции должен принимать на себя руководитель образовательной программы? Каким образом эти управленческие функции взаимосвязаны с жизненным циклом образовательной программы? Какими навыками должен обладать руководитель образовательной программы для эффективной управленческой деятельности? В данной работе сделана попытка ответа на эти вопросы.

Методика исследования

Анализ функционала руководителя образовательной программы в вузе был осуществлен на основе изучения и систематизации положений о руководителей образовательной программе российских вузов, изучения нормативно-правовых актов, регламентирующих руководство образовательными программами, складывающейся практики управления образовательными программами Мининского университета.

Целью данной работы выступало систематизация информации об управленческом функционале руководителя образовательной программы. В логике поставленной цели, задачами исследования являлись:

- описание основных управленческих функций руководителя образовательной программы;

- уточнение возможностей реализации выделенных управленческих функций руководителя образовательной программы;

- формулировка выводов относительно данного вопроса.

Результаты и обсуждение

Ввиду активно складывающейся разнообразной практики руководства образовательными программами и российский вузах, можно утверждать, что системное единообразное представление о том, какие именно управленческие функции должен реализовывать руководитель образовательной программы, еще не сложилось. Среди исследователей вопросов организации руководства образовательными программами и компетенций руководителя образовательных программ можно выделить

Баранову Н.В., Фильченкову И.Ф.; теоретическими аспектами проектирования и управления качеством образовательных программ занимались Трапицын С.Ю., Факторович А.А., Сергеева Е.В. и др. [1, 11, 7, 8, 9].

Обращаясь к нормативно-правовым документам в профессиональном образовании, отметим, что руководитель образовательной программы -лицо, осуществляющее и несущее ответственность за проектирование, разработку и развитие основной профессиональной образовательной программы бакалавриата, специалитета или магистратуры.

В практике работы российских университетов в настоящее время можно встретить различные модели вовлечения научно-педагогических работников к руководству образовательными программами [5]. Так, руководителем образовательной программы может выступать ректор вуза, несущий ответственность за все образовательные программы, реализуемые в нем, заведующий кафедрой и высококвалифицированный преподаватель. Второй из вышеперечисленных вариантов наиболее близок к традиционной модели управления, когда заведующий выпускающей кафедры «автоматически» реализует управленческий функционал руководителя образовательной программы, а третий вариант наиболее инновационный и предполагает создание новых организационных механизмов совмещения преподавательского и управленческого труда. В связи с этим реализация варианта «руководитель образовательной программы - квалифицированный преподаватель» сложна, поскольку предполагает учет наличия у преподавате-

ля научно-педагогической нагрузки, дефицит административного ресурса, высокой вероятности появления соперничества за ресурсы и власть между руководителем образовательной программы и заведующим кафедрой и др.

[5].

Возвращаясь к вопросу о функционале руководителя образовательной программы, отметим, что в основу наделения его управленческими полномочиями чаще всего ложится логика управления полным жизненным циклом образовательной программы (с момента возникновения потребности в ней и до замены образовательной программы другой, более современной и востребованной) [1, с.62-63]. С этой позиции, руководитель образовательной программы становится «ректором в миниатюре», т.е. комплексно сочетает широкий функционал для реализации собственной образовательной программы [2]. На основе анализа содержания локальных нормативно-правовых актов российских вузов, регулирующих деятельность руководителей образовательных программ, дадим характеристику их управленческого функционала (таблица 1).

Таблица 1 - Управленческий функционал руководителя _образовательной программы_

Функция Описание функции Пример демонстрации функции

Управление целями программы Разрабатывает стратегическое видение предназначения и места образовательной программы в общем числе программ университета Формулирует миссию образовательной программы Обеспечивает связь целей и результатов программы с Профессиональными стандартами

Исследует потребности обучающихся, их представителей, работодателей; Осуществляет их учет при проектировании образовательной программы Участвует в проведении опросов абитуриентов и родителей Участвует во встречах с работодателями Анализирует рынок труда и информацию служб занятости

Управление содержанием программы Проектирует структуру и содержание образовательной программы Разрабатывает учебный план; участвует в формировании содержания дисциплин и практик

Проектирует содержание государственной итоговой аттестации Разрабатывает и согласует с работодателями программу государственной итоговой аттестации

Актуализирует содержание образовательной программы Анализирует качество и востребованность образовательной программы Привлекает работодателей к образовательному процессу

я с

х

и щ

аю

ч у

б о

о т н е г н и т н о к е и н е л в

а р

п

Формирует контингент обучающихся, обеспечивает его сохранение

Формирует индивидуальные образовательные траектории обучающихся

Оказывает консультационную помощь обучающимся

Организует постдипломное сопровождение выпускников

Организует профессиональную ориентацию абитуриентов Принимает участие в маркетинговых мероприятиях вуза Управляет контингентом обучающихся

Проектирует дисциплины и модули по выбору

Организует личные консультации

Обеспечивает дистанционное сопровождение обучающихся в электронной среде вуза_

Разрабатывает совместно с работодателями программы трудоустройства выпускников Отслеживает профессиональную карьеру выпускников

а р

г

о р

п

а

с р

у

с

е р

е и н е л в

а р

п У

Обеспечивает выполнение требований ФГОС в вопросах обеспечения образовательной программы ресурсами

Проектирует кадровое, информационное, учебно-методическое, материально-техническое обеспечение образовательной программы_

Обеспечивает сопровождение образовательной программы в электронной образовательной среде университета

Контролирует представление образовательной программы в электронной образовательной среде, обеспеченность дисциплин и практик электронными курсами_

Участвует в привлечении дополнительных ресурсов для реализации образовательной программы_

Разрабатывает предложения по развитию всех видов ресурсов для образовательной программы

й о

м «

ане

л ме

от кат

в

а

д

о п

е р

рп п

У

Формирует команду образовательной программы

Подбирает преподавателей образовательной программы_

Участвует в разработке системы мотивации преподавателей образовательной программы

Разрабатывает и внедряет систему оценки внутренней эффективности преподавателей, работающих на программе_

Участвует в развитии преподавателей образовательной программы

Организует методические семинары по развитию образовательной программы

Подбирает направления для по-

я и н а в о з

а р

б о

о в т с е

ча к е и н е л в

а р

п У

вышения квалификации преподавателей, реализующих образовательную программу

Формирует благоприятный психологический климат среди преподавателей, реализующих образовательную программу Проводит по командообразова-нию

Организует мониторинг и оценку качества подготовки по образовательной программе Проводит опросы и контрольные срезы качества подготовки обучающихся образовательной программы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организует независимую экспертную оценку образовательной программы Контролирует соответствие условий реализации образовательной программы требованиям ФГОС ВО

Обеспечивает качество учебно-методического сопровождения и фондов оценочных средств образовательной программы Организует независимые экспертизы учебно-методического сопровождения и фондов оценочных средств

Участвует в повышении квалификации преподавателей по вопросам качества образования Подбирает направления для повышения квалификации преподавателей образовательной программы

Выводы и заключение

По результатам анализа управленческого функционала руководителя образовательной программы можно отметить, что последний достаточно широк и охватывает все виды деятельности, связанные с поддержкой образовательной программы на основных стадиях её жизненного цикла. В начале на этапе открытия программы деятельность руководителя обеспечивает формирование потребности в данной программе у потенциальных потребителей (функция «управление целями»), далее обеспечивается формирование необходимого комплекта документов для аккредитации данной программы (функции «управление содержанием» и «управление качеством»), затем реализуется управление ресурсами, контингентом и командой.

Список литературы

1. Баранова Н.В. Подготовка преподавателей вузов к управлению образовательными программами высшего образования: дис. ... канд. пед. наук. М., 2016. 192 с.

2. Барылкина Л.П. Образовательная программа - ключевой документ в управлении образовательной организацией // Глобальный научный потенциал. Тамбов, 2013. № 10 (31). - С. 198-200

3. Громова Л. А. Новые возможности управления качеством образовательных программ / Л. А. Громова, С. Ю. Трапицын // Universum: Вестник Герценовского университета. СПб., 2011. № 9. С. 53-57.

4. Клемешев А.П. Управление образовательными программами как фактор модернизации университета / А.П.Клемешев, И.Ю.Кукса // Высшее образование в России. 2016. № 5 (201). С. 10-20..

5. Песоцкий Ю.С., Баранова Н.В. Кто должен управлять образовательной программой вуза? (постановка проблемы) // Современные проблемы науки и образования. 2016. - № 5.;URL: https://science- education.ru/ ru/article/view?id=25154 (дата обращения: 22.08.2017).

6. Прохорова М.П. Подготовка педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2008. 192 с.

7. Сергеева Е. В. Качество проектирования и реализации основных образовательных программ в вузе как объект оценки /Е. В. Сергеева, М. Ю. Чандра // Primo Aspectu. Волгоград, 2013. Т. 13. № 9 (112). С. 126-131.

8. Трапицын С. Ю. Управление качеством образовательных программ на основе процессного подхода / С. Ю. Трапицын, Г. Н. Трапицына // Новое в психолого-педагогических исследованиях. М., 2012. № 3. С.132-140.

9. Факторович А. А. Перспективы развития системы управления качеством образовательного процесса в отечественных вузах // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия Педагогические науки. Волгоград, 2010. № 2. С. 52-63.

10. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 23.08.2017).

11. Фильченкова И.Ф. Совершенствование системы управления образовательными программами в вузе// Внедрение европейских стандартов и рекомендаций в системы гарантии качества образования: сб.материалов VIII Международного Форума Гильдии экспертов. М.: Гильдия экспертов в сфере профессионального образования, 2013. С. 255-258.

Prokhorova Mariya Petrovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

Mineeva Olga Alexandrovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

Maksimova Ksenia Alekseevna, student,

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia FUNCTIONAL LEADER MAIN PROFESSIONAL EDUCATIONAL PROGRAM

Abstract. The article describes the main management functions of the head of the educational program at the university. An idea of the nature of the main professional educational programs is given, a description of the activities of the educational program manager and various mechanisms for its implementation are presented. The experience of Russian universities by definition of the managerial functionality of the head of the educational program has been systematized. The functions for managing the goals, content, contingent, resources, team, quality of the educational program are described. Conclusions about the conformity of the managerial functional of the educational program manager with the stages of the last life cycle are made.

Keywords: manager, basic professional educational program, functions, management

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.