УДК 316
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
(e-mail: [email protected] ) Бездетно Ксения Андреевна, студент (e-mail: [email protected]) Егорова Татьяна Александровна, студент
(e-mail: [email protected]) Прохорова Мария Петровна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия
Статья посвящена анализу динамики численности людей с инвалидностью на примере Нижегородской области. Приведено описание актуальности анализа численности людей с инвалидностью, проанализирована численность людей, впервые признанных инвалидами, за десять лет по Нижегородской области, составлен прогноз изменения их численности на последующие два года. Полученные данные могут быть использованы при разработке мер социальной поддержки людей с инвалидностью. Сделаны выводы о росте численности людей с инвалидностью.
Ключевые слова: люди с инвалидностью, прогноз, динамика, Нижегородская область.
Введение
В настоящее время актуальность исследования различных аспектов социализации людей с инвалидностью возрастает. Это связано с противоречием между определением нашей страны как социального государства, обеспечивающего достойную жизнь и свободное развитие человека, и дефицитом условий и возможностей, создаваемых обществом для полноценной интеграции таких людей в социум. В таких условиях прогнозирование динамики численности людей с инвалидностью характеризуется особой социальной значимостью [4, 7-10, 13].
Методика исследования
В качестве информационной и статистической основы данной работы выступали научные публикации по вопросам поддержки людей с инвалидностью, данные официальной статистики, электронные ресурсы сети Интернет. Цель данной работы - разработка прогноза численности людей с инвалидностью в Нижегородской области.
Результаты и обсуждение
По данным Нижегородской статистики, приведённых в таблице 1, число людей с инвалидностью неуклонно растёт [14,15,17,18].
Таблица 1 - Численность лиц, впервые признанных людьми
с инвалидностью
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Всего:
тыс. человек 28,5 21,6 19,8 20,4 20 19,5 18,9 19,4 17,7 17,1 17,1
на 10 000 человек населения 101,9 77,5 71,3 73,8 72,4 71,1 69,2 71,5 65,9 64,3 64,6
В процентах от общей численности инвалидов:
инвалиды I группы 10,6 13 15,4 18,1 17,3 17 17 16,1 18,5 18,8 18,7
инвалиды II группы 60,1 55,6 54,5 50,6 50,4 50 48,5 47,6 41,7 42,7 42,5
инвалиды III группы 29,3 31,4 30,1 31,3 32,3 33 34,5 36,3 39,8 38,5 38,8
Как можно заметить, численность людей с инвалидностью с каждым годом неуклонно растёт. Особенно резкий скачок произошёл с 2008 по 2010 год. В эти годы увеличилась численность людей с ограниченными возможностями здоровья I группы. На 1 января 2018 года общая численность людей, впервые признанных инвалидами, в Нижнем Новгороде составила 18,5 тысяч человек, а на 2017 год - 17,1 тысяч человек, то есть, мы наблюдаем тенденцию увеличения численности людей с инвалидностью.
Таблица 2 - Результаты прогнозирования
Численность людей Средняя отно-
Год с инвалидностью Х2 сительная
(тыс.) X Уф*Х Уг ошибка
2009 19,8 1 1 19,8 20,32 2,62%
2010 20,4 2 4 40,8 19,99 2,01%
2011 20,0 3 9 60 19,66 1,69%
2012 19,5 4 16 78 19,33 0,86%
2013 18,9 5 25 94,5 19,00 0,55%
2014 19,4 6 36 116,4 18,68 3,73%
2015 17,7 7 49 123,9 18,35 3,66%
2016 17,1 8 64 136,8 18,02 5,37%
2017 17,1 9 81 153,9 17,69 3,45%
2018 18,5 10 100 185 17,36 6,15%
Итого: 188,4 55,0 385 1009,1 30,10%
Прогноз на 2019 17,03 11 8 = 3,01%
Прогноз на 2020 16,70 12
Прогноз на 2021 16,38 13
Для более полной картины составим прогноз с использованием метода наименьших квадратов для отражения закономерности увеличения численности людей с инвалидностью по Нижегородской области. Результаты представлены в таблице 2.
Учитывая, что средняя относительная ошибка равна 3,01%, что меньше, чем 10%, то полученный прогноз можно считать точным. В результатах мы видим, что в 2021 году численность людей с инвалидностью будет около 17 тысяч человек.
Выводы и заключение
Полученные результаты прогнозирования численности людей с инвалидностью в Нижегородской области могут быть использованы для разработки мер социальной поддержки данной категории людей, к которым относятся поддержка социальное обеспечение, трудоустройство, создание доступной среды и пр.
Список литературы
1. Айсмонтас Б.Б., Быстрова И.В. Методические рекомендации по обучению студентов с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие для преподавателей ВПО. М.: МГППУ, 2013. 43 с.
2. Алехина С. В. Принципы инклюзии в контексте развития современного образования // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. C. 5-16.
3. Ваганова О.И., Пирогова А. А., Прохорова М.П. Инновационные технологии в инклюзивном образовании // Инновационная экономика. Перспективы развития и совершенствования. №6 (32). 2018. С. 34-38
4. Высшее образование в глобализированном обществе. Установочный документ ЮНЕСКО по образованию. 2004. URL: http://www.ifap.ru/library/book389.pdf (дата обращения: 05.11.2018).
5. Герасимов А.В. Методологические аспекты управления инклюзивным образованием в вузах // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2016. № 2 (4). С. 46-53.
6. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 20112020 годы». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 г. № 1237 (ред. От 25.05.2016).
7. Каштанова С.Н. О некоторых проблемах и тенденциях развития образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования, обучающих лиц с ОВЗ и инвалидностью // Вестник Мининского университета. 2017. № 3 (20). С. 11.
8. Каштанова С.Н., Фильченкова И.Ф. Критериальная база для проведения мониторинга деятельности вузов и региональных ресурсных центров по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 (66). С. 489-498.
9. Кудрявцев В.А., Каштанова С.Н., Ольхина Е.А., Медведева Е.Ю., Карпушкина Н.В. Культура инклюзии как стратегический ориентир в построении общества равных возможностей // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход: сборник статей / под ред. ВВ. Рубцова. М.: МГППУ, 2018. С. 30-37.
10. Кучмаева О. В., Смелов П. А., Махова О. А. Статистический мониторинг положения инвалидов в России // Вопросы статистики. 2017. № 1. С. 3-16.
11. Малюга А. А. Проблемы вовлечения людей с ограниченными возможностями в трудовую деятельность // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19916 (дата обращения: 06.11.2018).
12. Методические рекомендации по обучению студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / под ред. О.А. Козыревой. Красноярск, 2015. 93 с.
13. Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения (World Health Organization, WHO) [Электронный ресурс]. URL: http://www.who.int/ru/ (дата обращения: 05.11.2018).
14. Официальный сайт Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ. URL: http://rumc.mininuniver.ru/media (дата обращения: 05.11.2018).
15. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Росстат. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 15.09.2016).
16. Петровский А.М., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Правовые аспекты создания инклюзивной образовательной среды вуза // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 45-48.
17. Положение инвалидов // Федеральная служба государственной статистики. 2017. 14 декабря. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/ population/ disabilities (дата обращения: 05.11.2018).
18. Портал инклюзивного образования. URL: https://xn--80aabdcpejeebhqo2afglbd3b9w.xn--p1ai (дата обращения: 05.11.2018).
19. Сигал Н.Г. Инклюзия как вектор гуманизации образования и общества: зарубежный опыт // Вопросы педагогики и психологии: теория и практика: сборник материалов Международной научной конференции. Россия, г. Москва, 26-28 июня 2014 г. / под ред. проф. В.И. Писаренко. Киров: МЦНИП, 2014. С. 73-79.
20. Старовойт Н. В. Инклюзивная культура образовательной организации: подходы к пониманию и формированию // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 8. С. 31-35. URL: http://e-koncept.ru/2016/56117.htm (дата обращения: 18.01.2018).
21. Федоров А.А., Папуткова Г.А., Фильченкова И.Ф., Леоненко Н.О., Краснопевце-ва Т.Ф., Каштанова С.Н. Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов: опыт деятельности и направления развития // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №1.
22. Краудсорсинг: сущность, виды, ключевые составляющие для современной компании/ Лебедева Т.Е., Прохорова М.П.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 5 (31). С. 75-80.
23. Фандрайзинговая стратегия музея/ Прохорова М.П., Лебедева Т.Е.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 5 (31). С. 125130.
24. Карьерограмма как инструмент развития персонала компании/ Прохорова М.П., Шкунова А.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 5 (31). С. 130-135.
25. Корпоративная культура образовательной организации: требования и тенденции/ Шкунова А.А., Прохорова М.П./ Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 5 (31). С. 178-181.
26. Исследование систем управления/ Прохорова М.П.// учебно-методическое пособие / Нижний Новгород, 2015.
27. Методическое обеспечение инновационнопроектной деятельности будущих педагогов профессионального обучения/ Прохорова М.П., Седых Е.П.// Наука и школа. 2017. № 3. С. 77-83.
28. Организационно-педагогические предпосылки развития профессионально-педагогичского образования в структуре регионального кластера/ Прохорова М.П.// Наука Красноярья. 2012. Т. 1. № 5. С. 239-247.
29. Научные основания инновационно-ориентированного повышения квалификации педагогов профессионального обучения/ Прохорова М.// Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2012. № 2 (11). С. 26-35.
Prokhorova Mariya Petrovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor (e-mail: [email protected] )
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
Bezdetko Kseniya Andreevna, student, (e-mail: [email protected])
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
Yegorova Tat'yana Aleksandrovna, student (e-mail: [email protected])
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
PREDICTION OF THE NUMBER OF PEOPLE WITH DISABILITIES IN THE NIZHNY NOVGOROD REGION
Abstract. The article is devoted to the analysis of the dynamics of the number of people with disabilities on the example of the Nizhny Novgorod region. A description of the relevance of the analysis of the number of people with disabilities is given, the number of people first recognized as disabled for ten years in the Nizhny Novgorod region is analyzed, a forecast of changes in their number for the next two years is made. The data obtained can be used in the development of measures of social support for people with disabilities. Conclusions about the increase in the number of people with disabilities. Key words: people with disabilities, prognosis, dynamics, Nizhny Novgorod region.