Научная статья на тему 'Инструменты стратегического маркетинга: разработка долгосрочных сценариев развития сельских территорий'

Инструменты стратегического маркетинга: разработка долгосрочных сценариев развития сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
958
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / СЕЛЬСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ / СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ / MARKETING / RURAL TERRITORY / DEVELOPMENT SCENARIOS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белокрылова О. С., Радченко В. П.

Рассмотрены концепции стратегического маркетинга сельской территории и предложены пути реализации разработанных сценариев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic marketing tools: development of long-term scenarios of rural territories development

Concepts of strategic marketing of rural territories considered and methods of execution of proposed scenarios put forward.

Текст научной работы на тему «Инструменты стратегического маркетинга: разработка долгосрочных сценариев развития сельских территорий»

СОВРЕМННАЯ ТЕОРИЯ

7

ИНСТРУМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА: РАЗРАБОТКА ДОЛГОСРОЧНЫХ СЦЕНАРИЕВ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

БЕЛОКРЫЛОВА О.С.,

доктор экономических наук, профессор, Южный федеральный университет, e-mail: belokrylova@mail.ru;

РАДЧЕНКО В.П.,

кандидат экономических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,

e-mail: vpr1000@yandex.ru

Рассмотрены концепции стратегического маркетинга сельской территории и предложены пути реализации разработанных сценариев.

Ключевые слова: маркетинг, сельская территория, сценарии развития.

Concepts of strategic marketing of rural territories considered and methods of execution of proposed scenarios put forward.

Keywords: marketing; rural territory; development scenarios.

Коды классификатора JEL: R11,Q13,Q16,Q18.

Стратегический маркетинг сельской территории в настоящее время рассматривается в качестве инструмента, органически включенного в систему территориального планирования и управления. По мнению В. Лексина и А. Швецова, систематизация и последовательное упорядочение целей и задач развития территории средствами стратегического маркетинг-менеджмента, с оценкой характера влияния факторов внутренней и внешней среды и выработкой научно обоснованных алгоритмов деятельности местных органов власти, а также правил поведения субъектов территориальной системы позволяет преодолеть субъективизм и неупорядоченность местной политики, радикальность сценариев развития[3]: от высочайшей степени зависимости и сопряженности сельской территории и городской экономики, регионального центра, крупных корпораций до изолированности и затухающего развития, энтропии сельской жизни.

Таким образом, стратегический маркетинг-менеджмент сельских территорий представляет собой сложный, многоплановый и динамичный процесс, включающий оценочный дизайн, интуитивное предвидение и разработку возможных сценариев с учетом исходных параметров сельской системы. Кроме того, стратегия с учетом роли антропогенного фактора предполагает обучение — индивидуальное познание субъектов, ответственных за разработку и реализацию стратегии, и социальные взаимодействия лидеров, элит и общественности с целью диффузии знаний, компетенций по освоению правил и алгоритмов поведения, предусмотренных стратегией. Исследователи отмечают конфликтную природу стратегического маркетинг-менеджмента[2], которая, с одной стороны, является результатом противоречивого развития внутренней и внешней среды сельской территории, проявления рисков и изменений. С другой стороны, конфликтность возникает

© О.С. Белокрылова, В.П. Радченко, 2010

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2

13870250

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2

в результате несогласованности целей субъектов сельской территории, преодоление которой средствами маркетинга позволит обеспечить достижение поставленных стратегических целей развития села, предполагающих сотрудничество и взаимодействие различных групп субъектов на пути к устойчивости.

Важно подчеркнуть, что актуализация разработки сценариев развития территории и стратегии является закономерным следствием повседневных социальных процессов, протекающих на селе, накопление результатов которых ведет к изменениям как в структуре территориальной системы, так и в философии хозяйствования и сельского бытия. Маркетинговый анализ потенциала сельской территории Аксайского района Ростовской области и рассмотрение его результатов в рамках концепции стратегического маркетинга сельских территорий позволяет сформулировать следующие объективные предпосылки, определяющие разработку маркетинговой стратегии.

Теория стратегического маркетинг-менеджмента исходит из предпосылки о том, что социальная организация (территория) готова к стратегическому планированию, если наблюдается два основных признака стратегичности, которые отмечаются в исследуемой нами сельской территории [4]. Во-первых, Администрация Аксайского района осознает важность учета факторов внешней среды и планирует свою деятельность с учетом происходящих изменений, в числе которых можно выделить следующие основные блоки: «глобальные экономические процессы», «российские экономические реалии и специфика развития региона — Ростовская область», «несовершенство законодательной базы, особенно в части прав собственности, финансовых отношений», «экологическая ситуация в стране и регионе». Во-вторых, Администрация Аксай-ского района, представители элит и общественные организации сознательно переносят фокус в формировании планов и стратегий с оценки внутренних возможностей и перспектив на выявление условий и факторов внешней среды, которые позволяют эффективно реализовать ее потенциал.

Дополнительными признаками стратегичности системы управления сельской территорией являются попытки обоснованно сформировать видение будущего Аксайского района, его миссию; создать механизмы своевременного обнаружения проблем (на основе мониторинга социально-экономического развития сельского района); обозначить основные параметры конкурентоспособности в основных сферах общественной жизни и рынках; реализовать организационное распределение задач и функций стратегического и оперативного управления в администрации района на уровне отделов и департаментов; динамично развивать организационную культуру системы управления районом, открытость менеджмента к консалтинговой маркетинговой деятельности приглашенных профессионалов.

Процесс разработки маркетинговой стратегии развития сельской территории состоит из трех основных этапов, два из которых — «анализ текущего состояния социальной организации (территории)» и «описание желаемого состояния сельской территории» — создают исследовательское поле, а этап «разработка стратегии» — поле имплементации результатов исследований и реализации деятельностного подхода. Указанная схема, по мнению Виссемы, является довольно упрощенной и идеальной, однако она направляет мысли консультантов, менеджеров и лидеров территории о направлениях ее развития в сторону максимального соответствия требованиям динамично изменяющейся маркетинговой среды [1].

Как было показано, в настоящее время стратегическое планирование развития сельских территорий на основе концепции маркетинг-менеджмента основано на использовании стратегического видения как ориентира в развитии сельской системы, к которому она должна подойти через некоторое время. Концептуализация видения и оформление миссии развития сельской территории должны осуществляться на основе анализа текущего состояния, а также посредством отработки различных сценариев развития территории в случае доминирования отдельных факторов маркетинговой среды или наступления специфических рисков.

Аксайский район вносит свой вклад в развитие социально-экономического потенциала Ростовской области, демонстрируя в 2009 г. положительную динамику темпов экономического роста основных отраслей.

Во-первых, изменения затронули структуру хозяйства сельской территории: налицо признаки перепрофилизации. В сельской экономике от сельскохозяйственной специализации с элементами производственной структуры происходит постепенный переход к промышленносельскохозяйственной специализации района, причина — влияние городской экономики Ростова-на-Дону, процессы субурбанизации: размещение районов города в близости к сельским территориям, наращивание урбанистической застройки на территории сельских поселений. Это провоцирует конфликтность между поселениями городского и сельского типа. Экспансия городского образа жизни предопределяет миграционные тенденции или изменение индивидуальных потребностей жителей села.

Во-вторых, кризисное состояние отраслей сельского хозяйства сопряжено с повседневными трудностями малых форм предпринимательства сельского населения, несогласованностью в цепочках ценностей в сельскохозяйственных отраслях, вызванной неразвитостью кооперации, недооценкой сельскими жителями ее возможностей, налицо признаки конфликтности в институциональной структуре отраслей сельского хозяйства: крупные корпорации против малых форм. Актуальным вопросом является согласование интересов различных групп сельских жителей, хозяйствующих субъектов, обеспечение сотрудничества этих секторов. Наличие конкуренции в сельской экономике, а также между территориями в регионе, например, за инвестиции, стимулирует инициативы Аксайского района в реализации на своей территории программных мероприятий региональных и национальных стратегий.

В-третьих, на фоне роста промышленного производства выявляются следующие противоречия: наращивание потенциала территории требует совершенствования механизмов ее управления, отхода от вертикальных административных методов к привлечению всех субъектов в определение перспектив развития территории на основе соучастия в производстве, потреблении и распределении территориального продукта.

В-четвертых, менеджмент территории в лице Администрации Аксайского района характеризуется профессионализмом, приемлемым уровнем доверия со стороны жителей района, участников хозяйственной системы, а также институтов государственной власти на уровне субъекта Федерации. Отдельные элементы организации деятельности администрации характеризуются неэффективностью, которая проистекает в форме департаментализации и относительной замкнутости отделов администрации на своих функциях. Основная угроза эффективности работы местной администрации проявляется в низком уровне вовлеченности жителей района в принятие управленческих решений, что предопределяет пассивность большинства населения, отсутствие уверенности в экономическом процветании сельской территории.

В-пятых, состояние маркетинга сельской территории можно определить как развивающееся. Целесообразность его использования для продвижения продукции территории, актуализации ее ценности в инвестиционных проектах и социальной политике осознается лидерами и представителями общественных организаций. Однако низкий уровень профессиональной подготовки и знаний в области стратегического маркетинга сводит усилия по его использованию на нет. Основная проблема, по результатам проведенного анализа, заключается в отсутствии четкого целеполагания и осознания перспектив развития территории, а также маркетинговой стратегии развития сельского района.

Методологической основой для стратегической концепции развития Аксайского района является разработанная авторами концепция маркетинга сельской территории и ротационное правило как технология идентификации и отбора приоритетов маркетинга, основанного на учете состояния внешней и внутренней среды сельской системы, а также имеющихся и потенциальных стратегических конкурентных преимуществ.

СЦЕНАРИЙ 1. «КОНЪЮНКТУРНЫЙ»

Ротационное правило в положении «социум — хозяйство»

В настоящее время стратегия, реализуемая Администрацией Аксайского района, базируется на своевременном учете требований, угроз внешней среды и ресурсов, формируемых экономикой района для реализации собственных целей. Важнейшая задача администрации в данном

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2

подходе состоит в мониторинге внутренней среды сельской территории для определения тактики действий во всех сферах общественной жизни. Таким образом, зависимость от внешних условий и ориентация на поиск внутренних резервов являются определяющими в реализации политики сельского района в области социально-экономического развития.

Определенная детерминированность развития сельской территории факторами внешней среды формирует, с одной стороны, трудности долгосрочного прогнозирования развития сельского района. С другой стороны — ряд вопросов, касающихся приоритетов развития субъекта Федерации, Аксайский район будет решать совместно и при поддержке институтов государственной власти. Таким образом, оптимальной стратегией по конъюнктурному сценарию является оперативное реагирование на текущие проблемы, постановка целей развития сельской территории в краткосрочном периоде (максимально до трех лет), а также решение задач, делегированных субъектом Федерации.

Индикаторами для данного сценария будут динамика районного продукта, величина налоговых поступлений и динамика бюджетной сферы Аксайского района, которые в 2008-2009 гг. демонстрируют увеличение дефицита бюджета, обусловленное кризисным состоянием экономики России в целом, и рядом деструктивных тенденций в районе. Дефицит местного бюджета покрывается за счет дополнительных субсидий, выделяемых Администрацией Ростовской области на реализацию инвестиционных проектов на территории района.

Стратегическая цель сценария — сохранение стабильности за счет эффективного позиционирования в системе регионального разделения труда.

При следовании данному сценарию в краткосрочном периоде сельской территории целесообразно избрать функциональные маркетинговые стратегии, нацеленные на достижение эффективного поведения функционального элемента социально-экономической структуры сельского района. Эта стратегия отличается высокой степенью конкретизации, поскольку четко сфокусирован объект маркетингового управления, определены масштабы практического применения. В числе рекомендуемых для линейного сценария стратегий могут рассматриваться:

1) финансовая стратегия, предусматривающая оптимизацию поступлений в местный бюджет налоговых и неналоговых средств, важным направлением данной стратегии может стать рост нецентрализованных местных финансов в виде доходов граждан и коммерческих предприятий, функционирующих на территории Аксайского района. Для достижения целей финансовой стратегии целесообразно повышение уровня консультационной, методической и организационной помощи Администрации Аксай-ского района по формированию централизованных финансов сельских поселений. Важную роль должны играть маркетинговые коммуникации, нацеленные на стимулирование самозанятости сельского населения и развитие малого предпринимательства. Определенный вклад в привлечение инвестиционных ресурсов должны оказать мероприятия, направленные на укрепление положительного имиджа инвестиционно привлекательных зон Аксайского района;

2) стратегия развития инфраструктуры целесообразна, поскольку данная отрасль сельской экономики развивается весьма динамично и создает предпосылки для активизации потенциала сопряженных отраслей, например промышленности и сельского хозяйства. Важнейшим аспектом данной стратегии должно стать развитие инфраструктуры сельских поселений, поскольку это будет препятствовать оттоку трудоспособного и активного населения в города, а также обеспечит связанность зон сельскохозяйственного производства с местными и региональными рынками, а следовательно, повышение эффективности сельской экономики, сохранение веса аграрных отраслей.

СЦЕНАРИЙ 2. «ИНВЕСТИЦИОННЫЙ»

Ротационное правило в положении «территория — хозяйство»

Бизнес в данном сценарии рассматривается «локомотивом» развития территории, обеспечивающим ее бюджетную систему налоговыми поступлениями, создавающим новые рабочие места. С приходом в сельский район крупных инвесторов и корпораций совершенствуется си-

стема управления территорией, распространяются инновации, цивилизуется социальная среда. Данный сценарий исходит из целесообразности своевременного учета выгод, которые перед сельскими территориями ставит сегодняшняя реальность: глобализация, усиление конкуренции. В инвестиционном сценарии Аксайский район ориентирован на поиск, формирование, развитие и удержание конкурентных преимуществ, созданных основными элементами социальноэкономической системы — ресурсным («территория») и предпринимательским («хозяйство») потенциалом. Основой сценария выступают кооперационные и интеграционные связи, обеспечивающие синергию хозяйственной подсистемы территории, которая должна стать носителем конкурентных преимуществ, формируемых наиболее сильными, устойчивыми игроками (преимущественно крупным бизнесом в промышленности, торговле и сельском хозяйстве), а также при стимулирующей поддержке региональной администрации. Важной особенностью сценария является ориентация на долгосрочный период; причем достижение поставленных стратегических целей возможно на основе систематической работы местной и региональной администрации по управлению рисками, прежде всего финансовыми.

Стратегическая цель сценария — развитие территории за счет оптимизации структуры хозяйства, привлечения крупных инвесторов и постепенного «вымывания» неприбыльных отраслей (например, сельскохозяйственных отраслей местной экономики); развитие торговых отношений и интеграция территории в межрегиональные и международные торговые потоки.

Преимущества инвестиционного сценария заключаются в формировании потенциальных «точек роста» в хозяйственной системе сельского района, которые в дальнейшем могут распространить эффект развития и стимулирования сопряженных отраслей сельской экономики; кроме того, развитие эффективного предпринимательства на территории района может служить стабилизирующим фактором в условиях динамичности внешней среды; эффективный хозяйственный комплекс может стать весомым вкладом в развитие положительного имиджа территории как в рамках региона, так и на национальном уровне. Недостатками сценария являются существенные риски и затраты, связанные с разработкой и реализацией инвестиционной стратегии; кроме того, использование сценария может провоцировать сопротивление изменениям в местном сообществе, что является угрозой социальной стабильности территории.

Инвестиционный сценарий, рекомендуемый для Аксайского района, предполагает разработку и реализацию двух тактических стратегий: инвестиционную и стратегию стимулирования деловой активности. Обе эти стратегии предусматривают достижение социальноэкономического эффекта в развитии территории за счет рационального и интенсивного использования собственного ресурсного потенциала и привлечения инвестиционных ресурсов извне.

СЦЕНАРИЙ 3. «ПАРИТЕТНЫЙ»

Ротационное правило в положении «социум — территория»

Данный сценарий базируется на концепции устойчивого развития сельской местности, предполагающей продвижение территории прежде всего как пространства проживания сельских жителей, характеризующихся особенным образом жизни, системой ценностей, предопределяющей их поведение в обществе, вековыми традициями ведения сельского хозяйства и пр. Полезность и ценность территории определяется стоимостью и качеством жизни, перспективами занятости и самореализации для всех поколений сельского населения, стабильностью и ощутимыми конкурентными преимуществами по сравнению с другими территориями, прежде всего с урбанизированными зонами. Следовательно, главнейшая задача Аксайского района в рамках паритетного сценария заключается в развитии и повышении эффективности социальной инфраструктуры, качестве потребления (на среднерегиональном уровне), в формировании здоровой среды проживания, гармонично развитой личности, интегрированной в политические, социальные, экономические и культурные процессы, проходящие на селе.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2

В паритетном сценарии ставится задача актуализации ценности территории для реализации личных и общественных целей жителей Аксайского района. Сценарий в значительной степени основан на инициативе самих сельских жителей в выборе направлений развития территории через активное общественное самоуправление, индивидуальное предпринимательство, кооперацию и партнерские отношения с бизнесом и государством. Сценарий ориентирован на долгосрочный период; постепенное «выращивание» системы ценностей и элементов положительного образа территории предполагает использование методологии «научения», когда посредством маркетинговых коммуникаций сельский социум будет вовлекаться в процессы принятия решений о перспективах развития района, его хозяйственной структуры. Особая роль в реализации этих мероприятий должна принадлежать муниципальному менеджменту, в отношении которого также должны быть реализованы мероприятия по формированию компетенций в области маркетингового управления сельской территорией.

Элемент «территория» по паритетному сценарию развивается в два этапа:

1) по типу «ориентации на пользователя» с целью сформировать потребительское поведение жителей и субъектов сельской экономики и подчеркнуть ценность территории;

2) по «мультидоминантному» типу, когда территория рассматривается как мультиценность для всех групп агентов сельской экономики, ориентированных на реализацию своих хозяйственных и личных целей, в том числе размещение капитала в сельском районе.

Развитие хозяйственной системы Аксайского района в рамках паритетного сценария осуществляется в значительной степени эволюционно: сельская территория рассматривается как элемент в региональной системе разделения труда, становление отраслей осуществляется под воздействием внешних и внутренних факторов, причем нужды сельского социума, его ориентированность на занятость в отраслях сельского хозяйства, стремление использовать ресурсный потенциал семей, кооперативов, предприятий в агропроизводстве выступают приоритетом. Наряду с сельским хозяйством в районе должны динамично развиваться высокопроизводительные и конкурентоспособные отрасли (промышленность, корпоративное сельское хозяйство, торговля, отрасли инфраструктуры, транспорт), обеспечивающие значительный вклад в развитие потенциала района, стабильность его бюджетной сферы и рост благосостояния сельского района. Специализация территории сохраняется как аграрно-промышленная.

Индикаторами для данного сценария являются: динамика территориального продукта, величина налоговых поступлений в местный бюджет, показатели развития социальной сферы и демографические показатели, отражающие динамику мигрантских потоков, профессиональную структуру населения, половозрастной состав и занятость в отраслях сельской экономики.

Паритетный сценарий предполагает реализацию двух стратегий: формирования имиджа территории и стратегии поиска и продвижения «точек роста», нацеленных на продвижение ценности Аксайского района для потенциальных жителей, инвесторов и лидеров. Таким образом, представленная концепция стратегического маркетинга сельской территории (на примере Аксайского района) базируется на приоритете эволюционного характера развития сельской социально-экономической системы и закономерной сменяемости сценариев: конъюнктурного, инвестиционного и паритетного — в зависимости от сложившихся условий внешней среды и факторов внутреннего состояния территориальной системы. Проведенный анализ готовности Аксайского района к воплощению инвестиционного/паритетного сценария показал, что значительную роль в его осуществлении будет играть муниципальный менеджмент и качество формируемых им общественных отношений в парадигме: «государство — бизнес — общественность — жители — лидеры — администрация района». Кроме того, в настоящее время предпосылки обоснования и систематической работы сельской территории по формированию конкурентных преимуществ находятся в стадии своего становления. Поэтому эффект реализации предложенных сценариев может быть достигнут посредством активного вовлечения сельской территории в социально-экономические инициативы, реализуемые на уровне региона или на федеральном уровне.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание / Пер. с англ. А. Петрова. СПб.:

Питер, 2009.

2. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего

процветания / Пер. с англ. М.: Финпресс, 2002. С. 125.

3. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / Пер. с франц. СПб.: Наука,

1996.

4. Лексин В., Швецов А. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования

территориального развития. М.: Книжный дом «Либроком», 2009. С. 51.

5. Шкардун В.Д. Маркетинговые основы стратегического планирования. Теория, методология,

практика. М.: Дело, 2007. С. 48-51.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.