СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИНСТРУМЕНТЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УСЛУГ Вяльцева А.А.
Вяльцева Анастасия Анатольевна - магистрант, направление подготовки: реклама и связи с общественностью, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина», г. Тамбов
Аннотация: в современных условиях для информирования потенциальной аудитории о деятельности организаций в сфере образования, продвижении оказываемых ими образовательных услуг и формирования положительного имиджа используются различные рекламные и ПР-инструменты. Наиболее эффективным способом продвижения образовательных организаций становятся каналы цифрового маркетинга, в частности с помощью использования digital-технологии. В статье анализируется продвижение образовательных услуг с помощью сети Интернет. Ключевые слова: образовательная услуга, образовательная организация, digital-технологии.
Теоретическую базу исследования по тематике продвижения образовательных услуг составили труды таких специалистов в области маркетинга, рекламы и связей с общественностью, как С В. Земляк, А.К. Кайдашова, B. К. Чертыковцев, Г.Л. Тульчинский, М. П. Соловейкина, А. В. Ульяновский и других ученых.
Паблик рилейшнз (ПР) - «вид информационной деятельности, направленной на формирование общественного мнения о ком-то или о чём-то» [1, с.587]. Так, Г.Л. Тульчинский в учебном пособии «PR в сфере культуры и образования» системно излагает актуальные вопросы ПР, который используют разные организации, учреждения, как практики создания и внедрения в сознание людей привлекательного образа кого- чего-либо. Помимо этого, Г.Л. Тульчинский обращает внимание на цели, технологии ПР, описывает возможности анализа эффективности решения задач, связанных со сферой ПР [2, с.280].
С. В. Земляк и Ю. Ю. Савченко в своей монографии «Инновационный маркетинг в сфере услуг высшего образования» [3, с.73] провели исследование основной целью которого стало выявление проблем с целью выявления проблем инновационного маркетинга в сфере услуг образования.
Изучая проблему продвижения образовательных услуг необходимо обратиться к понятию «образовательная услуга», закреплённого в государственных законодательных актах в качестве правовой категории. В данном статусе указанное понятие впервые закреплено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Этим законодательным документом образовательные услуги определяются как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённых объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [6, с. 84].
Определив сущность образовательных услуг, необходимо рассмотреть их особенности. Специфику особенностей образовательных услуг можно описать следующим образом.
1. Услуги не материальны и не осязаемы до момента их приобретения. Чтобы убедить клиента приобрести услугу, организациям необходимо формализовать
наиболее значимые для потенциального покупателя параметры услуги и представить их наглядно.
2. Услуги неотделимы от лица, которое оказывает их. Активное владение навыками гуманитарных технологий, выражающееся в общительности и доброжелательности, умение владеть собой, вызывать доверие, оценивать последствия своей деятельности - обязательные требования к работникам сферы образования.
3. Потребление образовательной услуги начинается одновременно с началом их оказания, а технология их оказания требует активного участия в образовательном процессе самого потребителя. Следовательно, качество полученных результатов образовательной деятельности зависит от заинтересованности и желания конечных потребителей прилагать дополнительные усилия по формированию своего человеческого капитала.
4. Услуги непостоянны по качеству. Это связано с личностными характеристиками и индивидуальными особенностями преподавателя.
5. Знания и навыки имеют свойство быстро устаревать, вследствие этого требуется система сопровождения образовательных услуг в форме повышения квалификации, переквалификации специалистов и обеспечения непрерывного образования на протяжении всего периода профессиональной деятельности человека [5, с. 15].
Наиболее эффективными и менее финансово затратными средствами продвижения образовательных услуг организаций являются онлайн-методы продвижения в Интернете. Каналы цифрового маркетинга (digital) признаются наиболее эффективными методами продвижения услуг, в частности образовательных.
В Интернете имеется неограниченное пространство, а главное возможности, для рекламирования и продвижения образовательных услуг. Например, социальные сети (ВКонтакте, Facebook, YouTube, Instagram и прочие) позволяют вести на своих площадках сообщества, встраивая в них рекламу. Напомним, что одним из эффективных видов реклам является нативная реклама.
Продвижение образовательных услуг возможно с помощью написания текстового контента (описания предлагаемой услуги, информации о проведении акций в организации и т.п.). Визуальное сопровождения постов является неотъемлемой частью ведения ленты сообщества.
В случае, если образовательная организация нацелена на взаимодействие с аудиторией посредством использования визуального контента наилучшей площадкой продвижения станет социальная сеть Instagram. Написание постов с краткой описательной частью и ярким визуальным сопровождением, в том числе с помощью размещение информации в Instagram-stories, позволяет кратко и ёмко представить описание услуги потребителю акцентируя внимание на основных тезисах.
Есть возможность проводить рекламные кампании в Интернете и с помощью платформ Яндекс Директ и GoogleAdwords, для чего можно использовать функциональные особенности и возможности контекстной рекламы. Контекстная реклама - вид рекламы, локализованный внутри поисковой системы и напрямую зависящий от тематики представляющей её веб-страницы и поискового запроса. Работа с данным видом рекламы заключается в написании популярных ключевых слов для каждой из кампаний, в настройке охвата аудитории, таргетинга по территориальному и возрастному признаку.
Так, по правилам проведения эффективных кампаний в Интернете «важно не только определить основные цели бизнеса, но и правильно поставить коммуникационные цели. Необходимо достичь максимального охвата целевой аудитории, вступить с ней в контакт, привлечь её внимание, сформировать отношение к своим продуктам и организации в целом, а затем конвертировать это отношение в действия - покупки» [7, с. 109— 110].
Стоит отметить ключевой инструмент продвижения образовательных услуг как веб-сайт, который также эффективны в деле доведения до целевых групп общественности нужной информации, способствующей совершению взаимовыгодных соглашений. Сайт образовательной организации представляет собой один из самых приоритетных инструментов коммуникативной политики в условиях интеграционных процессов.
Н.А. Пашкус и другие утверждают, что современные условия глобализации образовательных систем, растущая конкуренция на рынке образовательных услуг и ужесточение требований, которые предъявляются к образовательным учреждениям требуют смены основной парадигмы поведения субъектов образовательной деятельности и осуществления перехода к новой для них активной маркетинговой позиции [5, с. 5]. Активная маркетинговая позиция предполагает формирование образовательными учреждениями устойчивых каналов маркетинговых коммуникаций, выявление и обоснование стержневой компетенции образовательного учреждения, создание его торговой марки и даже устойчивого образовательного брэнда [5, с. 5-6].
В современное время, время появления новых коммуникационных технологий в digital-сфере, для привлечения новых клиентов (целевой аудитории), повышения известности, узнаваемости и продвижения своих услуг любое образовательное учреждение, помимо классических средств, должно использовать онлайн-средства продвижения. Для этого необходимо постоянно следить за тенденциями развития рекламной и ПР-деятельности в области образовательных услуг, а также хорошо понимать специфику той сферы, в которой эти услуги предоставляются.
Список литературы
1. Захарова Е.А. Возможности и перспективы сети Интернет как средства продвижения образовательных услуг на рынок // Вестник ГУУ, 2016. № 13. С. 149-152.
2. Фролов А.Г., Гаврилов А.В. Маркетинг образовательных услуг в сфере дистанционного обучения преподавателей высшей школы // ОТО, 2015. № 4. С. 276-283.
3. Губина О.Н. Современные низкозатратные интернет-технологии продвижения образовательных услуг вузов // Сервис +, 2018. №1. С. 42-47.
4. Сухенко Н.В. К вопросу о «Продвижении» образовательных услуг (на примере факультета коммуникативных технологий НГТУ им. Р. Е. Алексеева) // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии», 2013. № 3. С. 96-107.
5. Прохорова А.М. Анализ поведения пользователей с помощью методов интернет-маркетинга, как способ продвижения образовательных услуг // Наука, техника и образование, 2015. № 1 (7). С. 36-38.
6. Неретина Е.А., Макарец А.Б. Использование интегрированных маркетинговых коммуникаций в продвижении образовательных услуг вуза // ИТС, 2013. № 1 (70). С. 3-12.