Научная статья на тему 'Инструменты и механизмы проведения инновационной политики в жилищно-коммунальном комплексе'

Инструменты и механизмы проведения инновационной политики в жилищно-коммунальном комплексе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / МОДЕРНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минаев Николай Николаевич, Галямов Юсуп Юнусович, Селивёрстов Алексей Алексеевич, Шадейко Николай Ромальдович

Рассмотрены аспекты реализации жилищно-коммунальной политики для достижения целей инновационного развития жилищно-коммунального комплекса. Систематизированы, классифицированы и описаны инструменты и механизмы ЖКП

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Минаев Николай Николаевич, Галямов Юсуп Юнусович, Селивёрстов Алексей Алексеевич, Шадейко Николай Ромальдович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Considered aspects to realization housing-public politicians for achievement integer innovative developments housing-public complex. They Are Systematized, classified and described instruments and mechanisms HPP.

Текст научной работы на тему «Инструменты и механизмы проведения инновационной политики в жилищно-коммунальном комплексе»

3. Малкина, М.Ю. Финансирование инновационного развития в России: проблемы и противоречия [Текст] / М.Ю. Малкина // Инновационное развитие экономики России: теория и практика: сборник научных трудов. - Чебоксары : ЧИЭМ; СПбГПУ, 2010. - 245 с.

4. Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики [Электронный ресурс] : информ.-аналит. материалы. - Режим доступа: http://gov.cap.ru/hierarhy

5. Сафин, Ф. Сущность и факторы экономической устойчивости (постановка проблемы) [Текст] / Ф. Сафин // Вестник ТИСБИ. - 2000. - № 2.

6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике [Электронный ресурс] : информ.-аналит. материалы. - Режим доступа: http://chuvash.gks.ru

УДК 332.87

Н.Н. Минаев, Ю.Ю. Галямов, А.А. Селивёрстов, Н.Р. Шадейко

Инструменты и механизмы проведения инновационной политики

в жилищно-коммунальном комплексе

Катастрофическое состояние основных средств коммунального хозяйства и жилищного фонда, высокий уровень энергозатрат и отсутствие последовательной технической политики энергоресурсосбережения наряду с низким экологическим уровнем производства, безудержный рост жилищно-коммунальных тарифов и дисбаланс между ними и ростом реальных доходов населения, неэффективное регулирование и монополизм, высокая дотационность, отсутствие рыночной системы договорных отношений и цивилизованности рынка жилищных и коммунальных услуг, неразвитость институтов жилищного самоуправления показывают состав и глубину проблем, поразивших жилищно-коммунальный комплекс.

Решение может быть найдено при последовательном и комплексном изменении организационно-управленческой, функциональной и профессионально-квалификационной структуры ЖКК, при одновременном изучении институциональных особенностей функционирования жилищно-коммунального комплекса и системы муниципального хозяйства в целом и городского хозяйства в частности через инструменты и механизмы проведения жилищно-коммунальной политики.

Реализация инновационной политики в отраслях жилищно-коммунального комплекса (ЖКК) осуществляется в рамках общей жилищно-коммунальной политики (ЖКП), которая представляет собой систему взаимоувязанных

инструментов управления, обеспечивающих взаимодействие субъектов ЖКК в целях обеспечения устойчивости функционирования и развития объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, и при помощи системы инструментов и механизмов управления жилищно-коммунальным комплексом.

Целью проведения жилищно-коммунальной политики в отраслях ЖКК является гармонизация уровня обеспеченности и качества населения жилищными и коммунальными услугами и уровня социально-экономического состояния поселений. Для достижения этой цели используются инструменты и механизмы ЖКП, приведенные на рис. 1. При этом классификация произведена исходя из того, что ЖКК представляет собой совокупность двух обособленных отраслей муниципального хозяйства (жилищное и коммунальное хозяйство), объединенных единым центральным объектом управления - жилищным фондом.

Внедрение инновационных процессов должно осуществляться на всех этапах реализации ЖКП и имеет следующие особенности для жилищного и коммунального хозяйства.

1. Модернизация основных фондов ЖКК -является ключевым инструментом внедрения инноваций. В рамках модернизации рекомендуется регулярное восстановление до нормативного состояния существующих объектов инженерно-коммунальной инфраструктуры с учетом современных технологий энергосбережения (этапы

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТРАСЛЯХ ЖКК

Формирование рыночных механизмов функционирования коммунального хозяйства

и условий для привлечения инвестиций

Мониторинг как основа стратегического

управления техническим состоянием ЖФ

Рис. 1. Инструменты и механизмы проведения жилищно-коммунальной политики в отраслях ЖКК

генерации, транспортировки и потребления коммунальных услуг, реконструкция жилищного фонда и т. д.). Таким образом, выбор объектов модернизации осуществляется исходя из долгосрочных перспектив развития конкретного поселения, с учетом планируемого объема рынка жилищных и коммунальных услуг (ЖиКУ). Результатом модернизации основных фондов ЖКК является снижение себестоимости ЖиКУ, улучшение их качества, бесперебойность и безаварийность снабжения жилищного фонда данными услугами.

2. Кадровое сопровождение и организация обучения и переподготовки кадров в ЖКК - необходимы для привлечения и закрепления в отраслевых организациях квалифицированных кадров, обладающих актуальными и современными знаниями и навыками для обслуживания процесса модернизации.

3. Тарифное регулирование - главная цель здесь - стимулирование внедрения новых технологий, обеспечивающих в средне- и долгосрочной перспективе положительный экономический эффект от их использования. Однако в кратко -срочной перспективе именно через этот инструмент можно компенсировать отрицательный финансовый результат энергоснабжающим компаниям.

4. Формирование рыночных механизмов функционирования ЖКК и условий для привлечения инвестиций - таким образом можно обеспечить приток необходимого объема частного капитала для реализации инновационных программ развития предприятий ЖКК.

5. Управление качеством производства ЖиКУ - внедрение инновационных технологий неизбежно приводит к изменению их качества (в отдельных случаях речь может идти даже

Схемы сертификации ЖиКУ

Номер схемы Этап 1 Этап 2 Этап 3

1 Оценка соответствия исполнителя работ и услуг Проверка (испытания) результатов работ и услуг Контроль соответствия исполнителя работ и услуг

2 Оценка процесса выполнения ремонтно-восстановительных работ, производства услуг Проверка (испытания) результатов работ и услуг Контроль процесса выполнения работ, производства услуг

3 Анализ состояния технологии производства Проверка (испытания) результатов работ и услуг Контроль состояния технологии производства

4 Оценка организации производства услуг(предприятия) Проверка (испытания) результатов работ и услуг Контроль соответствия установленным стандартам качества и требованиям

о его снижении). Для организаций, оказывающих ЖиКУ, качество в значительной мере зависит от выполнения производственных и инвестиционных программ развития и от степени квалификации кадрового состава. При этом ЖКК в целом изучается как динамическая экономическая система. Под динамикой ЖКК понимается изменение качественных свойств системы, общие закономерности ее поведения для реализации стратегии TQM и международных стандартов качества ИСО 9001 и ИСО 14000. В этой связи целесообразно оценивать качество ЖиКУ, качественный состав и структуру персонала предприятия.

Для такой оценки целесообразно применять инструмент сертификации ЖиКУ, который включает в себя четыре схемы, предполагаемые к использованию в соответствии с технологическим циклом производства ЖиКУ (см. таблицу).

6. Энергосбережение в ЖКК - это базисный тезис, который лежит в основе реформирования ЖКК и проведения инновационной политики. Вопросы энергосбережения должны быть важнейшим элементом энергетической стратегией региона.

Энергосбережение представляет собой принятие технических решений, осуществляемых на основе ориентации на автоматизацию производства, внедрение новых инновационных технологий, сокращений себестоимости ЖиКУ и повышение их качества. Для развития ресурсосбережения в коммунальном секторе применяется один из наиболее реальных финансовых инструментов -

перфоманс-контракты, на основании которых в мировой практике внедряются энергосберегающие системы. Перфоманс-контракты начали использовать в США в конце 1970-х годов. Перфо-манс-контракт (от англ. регЮгшапсе - исполнение) - договор на внедрение энергосберегающих технологий. Данный договор предполагает выполнение специализированной энергосервисной компанией (ЭСКО) полного комплекса работ по внедрению энергосберегающих технологий на предприятии заказчика за счет привлеченных ЭСКО кредитных средств. Оплата за привлеченные финансовые ресурсы и выполненные ЭСКО работы производится заказчиком после внедрения проекта за счет средств, составляющих экономический эффект от внедрения энергосберегающих технологий. Этапы внедрения перфоманс-контрактов представлены на рис. 2.

Приоритетным направлением программы энергосбережения является повышение эффективности производства и потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) на основе внедрения апробированных и сертифицированных технических средств и технологий в производстве и транспортировке коммунальных услуг. Это модернизация источников тепла, системы распределения и транспортирования электрической, тепловой энергии, водоснабжения, повышение эффективности использования энергетических ресурсов при выработке тепловой энергии и питьевой воды при их использовании в жилищном фонде и объектах социальной инфраструктуры.

Рис. 2. Этапы внедрения системы перфоманс-контрактов

Экономия от энергосбережения должна рассматриваться как ресурс возвращения возможных инвестиций в развитие ЖКК (как это было показано на примере перфоманс-контрактов), внедрения энергосберегающих технологий, имеющих своей целью снижение потребления ТЭР и создание системы учета ресурсов, максимально приближенных к потребителю, позволяющей четко определить объем потребления и уровень потерь по всей технологической цепочке от производителя до потребителя.

Полное оснащение жилищного фонда и объектов социальной инфраструктуры приборами учета потребления энергоресурсов является важным моментом в энергосбережении. Этому будет способствовать приемка в эксплуатацию вновь вводимых, реконструированных и капитально отремонтированных объектов, при условии полной оснащенности их средствами подо-мового и поквартирного учета. Необходимо всемерное стимулирование процессов развития приборного учета ресурсов, тем более что существенных проблем их реализации в современных условиях нет.

Социальный эффект от энергосбережения должен привести к смягчению социальной напряженности, обусловленной переходом на полную оплату энергоресурсов и растущими ценами на энергоносители, а также к повышению качества услуг, предоставляемых населению, их соответствию принятым стандартам качества.

Энергосбережение должно обеспечиваться в процессе совершенствования взаимоотношений между ресурсосберегающими организациями как поставщиками услуг и их потребителями -населением, а также при создании действующего организационно-экономического механизма, который стимулировал бы работу по энергосбережению и давал возможность использования сэкономленных средств для реализации дополнительных мероприятий по энергосбережению.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного гуманитарного фонда в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Модель управления процессами энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном комплексе и разработка сценариев инновационного развития жилищно-коммунального комплекса сибирского города»), проект № 10-02-64201 а/Т.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ветров, Г.Ю. Индикаторы социально-экономического развития муниципальных образований [Текст] : изд-е 2-е, доп. / Г.Ю. Ветров, Д.В. Виз-галов, А.А. Шанин, Н.И. Шевырова. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2002. - С. 6-11.

2. Ельцов, В.Н. Задачи реформирования жилищно-коммунального комплекса России [Текст] / В.Н. Ельцов // Нац. проекты. - 2007. - № 6. - С. 32-34.

3. Жилищно-коммунальный комплекс в системе управления города [Текст] / под. ред. В.Б. Зотова, З.П. Румянцевой. - Москва. - 1996. - 210 с.

4. Никифорова, В. Реформа в ЖКХ начинается с внедрения системы менеджмента качества [Текст] /

В.Никифорова, А.Ткаченко, Л.Дворкин // Стандарты и качество. - 2008. - № 5. - С. 52-55.

5. Ореховский, П.П. Анализ и социально-экономическое прогнозирование развития города [Текст] / П.П. Ореховский // Городское управление. -1997. - № 9. - С. 64-75.

6. Основы организации и управления жилищно-коммунальным комплексом [Текст] / под общ. ред. проф. П.Г. Грабового. - М.: Изд-во «АСВ», 2004. -528 с.

7. Форрестер, Дж. Динамика развития города [Текст] / Дж. Форрестер. - М.: Прогресс, 1974. -285 с.

УДК 65.012.2

Н.А. Гильченко

Интеграция информационных систем

управления проектами и финансового мониторинга

В условиях ограниченности ресурсов, достижения поставленных целей в предельно сжатые сроки и в рамках ограниченного бюджета необходимо управление на основе современных методов и технологий.

Во многих компаниях внедрены и успешно применяются последние достижения в областях управления проектами, финансового планирования и мониторинга. Понятия «финансовый мониторинг» и «управление проектами» прочно вошли в обиход руководителей российских организаций. Однако использование даже самых передовых программных средств и методов управления в отрыве друг от друга не обеспечивает максимальной эффективности компании.

Компании производственного характера давно и успешно используют сложившиеся годами методики планирования производства и методы финансового анализа. Производственные компании работают по наиболее удобным и эффективным для них регламентам и алгоритмам. Несколько иначе дело обстоит с про-ектно-ориентированными компаниями, в основе деятельности которых лежат проекты - временные предприятия с уникальными результатами. Типовая модель ведения бизнеса здесь будет

малоприменима. Чтобы минимизировать риски неудач в проектах и, соответственно, затраты компании, необходимо детальное финансовое и временное планирование, а также финансовый мониторинг. При детальном рассмотрении деятельности проектно-ориентированных компаний можно видеть, что также существует и обеспечивающее ее производство - общехозяйственная деятельность компании, которая также нуждается в планировании и мониторинге.

Системы финансового планирования и мониторинга для общехозяйственной и проектной деятельности компании. С развитием мировой экономики планирование деятельности предприятий стало основой их работы. Характерным примером этого является бизнес-план. Без него редкий инвестор решится вкладывать деньги в развитие или расширение бизнеса. От правильности и точности прогнозов зависят успехи и неудачи предпринимательской деятельности.

Для большинства предприятий, занимающихся общехозяйственной деятельностью, схема процесса планирования будет выглядеть, как показано на рис. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.