Научная статья на тему 'Подходы к разработке программ энергосбережения жилищно-коммунального комплекса в городах Сибири'

Подходы к разработке программ энергосбережения жилищно-коммунального комплекса в городах Сибири Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минаев H.Н., Галямо Ю.Ю., Селиверстов А.А., Шадейко H.Р.

Рассмотрены вопросы организации и повышения энергоэффективности в отраслях жилищно-коммунального комплекса в условиях сибирских городов, а также пути повышения эффективности функционирования жилищно-коммунального комплекса в сложных природно-климатических условиях. Подчеркнуто, что столь масштабная проблема может эффективно решаться в каждом городе (муниципальном образовании), а также регионе России только программными методами с четким выделением задач для каждого уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Минаев H.Н., Галямо Ю.Ю., Селиверстов А.А., Шадейко H.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы к разработке программ энергосбережения жилищно-коммунального комплекса в городах Сибири»

44 (179) - 2010

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В ГОРОДАХ СИБИРИ*

Н. Н. МИНАЕВ, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой экономики и управления городским хозяйством E-mail: nickolian@mail2000.ru; egh@tsuab.ru Ю. Ю. ГАЛЯМОВ, кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики и управления городским хозяйством E-mail: egh@tsuab.ru А. А. СЕЛИВЕРСТОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления городским хозяйством E-mail: egh@tsuab.ru Н. Р. ШАДЕЙКО, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления городским хозяйством E-mail: egh@tsuab.ru Томский государственный архитектурно-строительный университет

Рассмотрены вопросы организации и повышения энергоэффективности в отрасляхжилищно-коммуналь-ного комплекса в условиях сибирских городов, а также пути повышения эффективности функционирования жилищно-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Модель управления процессами энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном комплексе и разработка сценариев инновационного развития жилищно-коммунального комплекса сибирского города», проект № 10-02-64201 а/Т.

коммунального комплекса в сложныхприродно-климати-ческих условиях. Подчеркнуто, что столь масштабная проблема может эффективно решаться в каждом городе (муниципальном образовании), а также регионе России, только программными методами с четким выделением задач для каждого уровня.

Ключевые слова: жилищно-коммунальный комплекс, энергосбережение, программно-целевой подход, экономическая эффективность, управление, энергоэффективность.

В 2003 г. распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена Энергети-

ческая стратегия России на период до 2020 года, где указана одна из приоритетных задач — повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создание необходимых условий для перевода экономики России на энергосберегающий путь развития. Однако основным документом в области энергосбережения остается во многом устаревший Федеральный закон от 03.04.1996 № 28-ФЗ «Об энергосбережении» (1996г.), ключевые положения которого, на взгляд авторов, не выполняются. Например, согласно ст. 9 «...государственный надзор за эффективным использованием энергетических ресурсов организует и проводит уполномоченный на то Президентом Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти», но таковой на сегодня по-прежнему не определен. Согласно ст. 11 «...весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов с 2000 г. подлежит обязательному учету», но до сих пор такого полномасштабного учета нет.

Выход видится, во-первых, в изменении действующего законодательства о техническом регулировании (что является, безусловно, затратной по времени и сложно осуществимой задачей). Во-вторых, предлагается использовать различные способы стимулирования энергосбережения в рамках программ энергетического планирования развития городов (муниципальных образований) и регионов. Ключевым звеном данного процесса должен стать обязательный для исполнения энергетический план развития, содержащий не только различные способы увеличения мощности систем, но и способы снижения энергопотребления как в существующем секторе потребления, так и в секторе планируемого нового строительства.

При этом следует отметить, что огромные резервы экономии энергоресурсов сосредоточены как в процессе генерации коммунальных услуг и их транспортировке посредством инженерно-коммунальных сетей — систем жизнеобеспечения города (СЖГ), так и на этапе потребления энергоресурсов в жилищном хозяйстве, объектах городской инфраструктуры.

Следует отметить, что СЖГ являются одними из наиболее сложных объектов инженерной инфраструктуры городов Сибири. Особенности эксплуатации их в суровых климатических условиях, технико-технологические особенности, высокая концентрация и тарифное регулирование цен на коммунальные услуги обусловливают целый ряд проблем, которые возможно решить только в

процессе системного изучения ситуации и последующего комплексного планирования.

Опыт показывает, что системы жизнеобеспечения регионов и городов Сибири преследуют по большому счету только одну цель — обеспечить текущие потребности конкретного потребителя в конкретной точке. Отсутствие детальных и обоснованных планов комплексного развития коммунального хозяйства, программ и схем развития систем коммунальной инфраструктуры обусловливает работу энергоснабжающих организаций по «остаточному» принципу с точки зрения финансирования необходимых работ. Возникают высокие эксплуатационные издержки, которые в равной степени определяются как организационными причинами (отсутствием внятного плана развития, в результате чего на одних участках системы имеются избыточные мощности, а на других — их дефицит), так и техническим состоянием инфраструктуры (высокие непроизводительные потери энергии).

Особенность разработки программ энергосбережения в жилищно-коммунальном комплексе, которые должны обязательно включать подпрограммы реабилитации и развития инженерно-коммунальных систем, состоит в том, чтобы сформировать сценарии и соответствующие им вариантные модели управления процессами в жилищно-коммунальном комплексе (ЖКК). Об этом говорилось во многих публикациях. При этом важно определить пути развития технически совершенной, надежной и качественной инженерно-коммунальной инфраструктуры для обеспечения потребителей коммунальными услугами, наиболее экономичным образом1.

В составе подпрограмм реабилитации и развития инженерно-коммунальных систем можно выделить следующие этапы:

1) сбор и анализ исходных данныхпо основным показателям существующего технико-экономического состояния жилищно-коммунального комплекса и перспективы социально-экономического развития города;

2) энергетический аудит жилищного фонда и транспортно-инженерных коммуникаций комму-

1 Процедура принятия такого решения определяется Федеральным законом Российской Федерации от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». В соответствии с данным законом должны разрабатываться программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, которые в дальнейшем становятся основанием для составления инвестиционных программ по развитию систем коммунальной инфраструктуры.

нального хозяйства с определением фактических резервов энергосбережения;

3) разработка балансов покрытия перспективных нагрузок в системе снабжения коммунальными услугами;

4) разработка вариантов реконструкции и перспективного развития инженерно-коммунальных систем города;

5) разработка инвестиционной программы реконструкции и модернизации объектов инженерно-коммунальной инфраструктуры в целях энергосбережения.

Возможность моделирования вариантов развития снабжения коммунальными услугами города позволяет выбрать наиболее оптимальный вариант развития системы централизованного и локального снабжения города в целом.

Таким образом, основным назначением (целью) программы является обеспечение наиболее экономичным образом качественного и надежного снабжения потребителей коммунальными услугами при минимальном негативном воздействии на окружающую среду.

Текущая деятельность СЖГ, действия по ее улучшению, планирование перспективного развития должны ориентироваться на достижение сформулированной цели, на снижение или устранение явных и неявных проблем. В процессе энергоснабжения принимают прямое и косвенное участие множество субъектов, зачастую с противоречивыми интересами. В целом программа является инструментом, определяющим единую политику по организации деятельности и перспективному развитию и служащую для координации действий и согласования интересов основных субъектов жилищно-коммунальных отношений (энергоснаб-жающие и сетевые организации коммунального хозяйства, органы муниципальной власти и надзорные органы, регуляторы, потребители, будущие потребители, инвесторы и т.д.).

Программа призвана решать следующие основные задачи:

• снижение издержек при генерации, транспортировке и потреблении коммунальных услуг;

• повышение надежности и качества коммунальных услуг;

• обоснование экономической и технологической возможностей развития СЖГ;

• разработка конкретных мероприятий по повышению эффективности и оптимальному развитию СЖГ;

• повышение энергоэффективности и развитие

энергосбережения через создание энергосервисных компаний и энергоаудит;

• обеспечение сбалансированности коммерческих интересов субъектов энергоснабжения и потребителей, а также координация действий и решений всех субъектов энергоснабжения;

• развитие конкурентных отношений в области энергосбережения (выделение элементов конкуренции);

• кадровое сопровождение (через создание образовательных центров и ресурсных центров) и повышение уровня квалификации работников предприятий ЖКК;

• развитие институтов жилищного самоуправления в многоквартирном жилищном фонде;

• обеспечение доступности для потребителей информации о формировании тарифов и надбавок.

При разработке программ энергосбережения в

ЖКК необходимо руководствоваться следующими

основными принципами:

1) соотношение с поставленной целью: если мероприятие, разработанное в рамках программы, не приводит к решению проблем, возникающих у потребителей, то необходимость в нем отпадает;

2) комплексный подход: система должна рассматриваться как единое целое во взаимосвязи с внешней средой. Решения, принимаемые потребителями (например, строительство собственного источника), застройщиками (место застройки) и т. д., оказывают сильное влияние на всю СЖГ;

3) системность', изменение любого элемента системы имеет прямой и косвенный эффекты, обусловленные влиянием всех элементов друг на друга;

4) акцент на повышение внутренней эффективности системы или эффективности потребления — альтернатива строительству новых мощностей, увеличению диаметра труб и т. д. Практически всегда это способствует снижению потерь, повышению энергоэффективности, а также улучшению энергосбережения у потребителей;

5) анализ разработки и применения решений в смежных сферах, увязка программы с соответствующими программами социально-экономического развития населенного пункта (за счет учета и увязки со смежными программами можно решать вопросы софинансирования тех или иных мероприятий, если они дают одинаковый результат).

Учитывая, что программа является основой для принятия общегородских решений по развитию и служит базой для разработки производственных и инвестиционных программ организаций ЖКК, при их разработке должны быть достигнуты:

• адекватность, простота и доступность программы для ознакомления и понимания всеми субъектами жилищно-коммунальных отношений;

• возможность гибкого изменения программы в зависимости от изменения внутренних и внешних факторов;

• регулярный контроль за реализацией программы всеми субъектами и возможность принятия решений по ее корректировке. Разработка программы

должна включать в себя построение модели развития процессов энергосбережения отдельно для жилищного (рис. 1) и коммунального хозяйства (рис. 2). Управление реализацией программы должно включать следующее:

• разработка методологии (соответствующих методик) реализации программы (планирование и технологическое обеспечение энергосбережения);

• нормативно-правовое обеспечение энергосбережения;

• обеспечение энергоэффективности потребления жилищных и коммунальных услуг;

• информационное обеспечение программы. Подводя итог, нужно отметить, что статус программ энергосбережения в городах

Рис. 1. Модель развития процессов энергосбережения для жилищного хозяйства

Рис. 2. Модель развития процессов энергосбережения для коммунального хозяйства

Коммунальные

Экспертные организации

(экспертиза тарифов)

услуги

Перфоманс-контракты

______________

Муниципалитет

Хранспортная инженерно- комму нальная инфраструктура

Генерирующие коммунальные ор ганизации

Специализированная энергосервисная компания (ЭСКО)

Экономический эффект от внедрения инновационных энергосберегающих технологий

Предприятия и организации-потребители

(все формы собственности)

Жилищный фонд города

(организации жилищного

самоуправления)

Сибири должен стать выше, чем у программ развития коммунальной инфраструктуры, так как развитие коммунальных систем может осуществляться одновременно и путем энергосбережения, и созданием новых мощностей. Снижение потребления энергоресурсов и увеличение мощности систем энергоснабжения — это взаимоувязанные процессы и должны рассматриваться при энергетическом планировании совместно.

Список литературы

1. Башмаков И. А. Муниципальные стандарты представления коммунальных услуг // Альманах «Современные проблемы социальной политики в России». Вып. 9. М.: Ассоциация независимых центров экономического анализа, 2005. С. 23-29.

2. Города и реформы / под редакцией П. П. Ореховского. Обнинск: Институт муниципального управления, 2002. 254 с.

3. Жилищно-коммунальный комплекс в системе управления города / под. ред. В. Б. Зотова, 3. П. Румянцевой. М., 1996. 210 с.

4. Минаев Н.Н. Вариантная модель управления жилищным хозяйством города // Проблемы современной экономики. 2007. № 3. С. 327—333.

5. Минаев H.H., Шадейко Н. Р., Селивёрстов А. А. Сценарные варианты управления жилищно-коммунальным комплексом города // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 5. С. 178-182.

6. Минаев Н. Н., Елисеев А. МИндикативное планирование в системе управления и планирования жилищно-коммунального комплекса // Сибирская финансовая школа: Научно-практический журнал. 2007. № 3. С. 26—29.

7. Минаев Н. Н. Индикативное планирование развития жилищно-коммунального комплекса города // Вестник Чувашского университета: Научный журнал. 2008. № 3. С. 429-434.

8. Минаев H.H. Вариантная модель управления коммунальным хозяйством города // Вестник Тамбовского университета. Сер. «Гуманитарные науки». 2008. № 6. С. 204-215.

9. Минаев H.H. Типологизация и использование инструментов индикативного планирования для разработки вариантных моделей управления жилищно-коммунальным комплексом российского города // Интеграл. 2008. № 4. С. 122-124.

10. Стратегия повышения энергоэффективности в муниципальных образованиях / под ред. В. Г. Семёнова. М., 2008. 260 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.