Вестник Томского государственного университета. 2015. № 400. С. 238-244. DOI: 10.17223/15617793/400/38
УДК 658.14
В.А. Нефедов
ЭНЕРГОСЕРВИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ И НЕКОТОРЫЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Обозначены и рассмотрены проблемы и риски при организации финансового обеспечения энергосервисных контрактов на предприятиях, в организациях и учреждениях бюджетной сферы на территории муниципальных образований Российской Федерации. Исследованы правовые основы энергосервисной деятельности и определены основные направления совершенствования законодательной базы. Рассмотрены некоторые модели финансирования этой деятельности, в том числе схема организации финансового обеспечения путем создания специализированных финансовых фондов.
Ключевые слова: энергосервисная деятельность, энергосервисный контракт, энергосервисная компания, энергоаудит, перформансный контракт.
В условиях реализации государственной политики Российской Федерации, направленной на разумное и эффективное использование энергетических ресурсов в рамках реализации Федерального закона Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ, развитие энергосервисной деятельности в нашей стране затруднено рядом объективных и субъективных обстоятельств.
Еще в конце 1990-х гг. в России были приведены правовые характеристики энергосервисного договора (контракта), который также известен как «перфор-мансный контракт». Данные контракты показали свою высокую эффективность при решении проблем рационального использования энергетических ресурсов в США и европейских государствах, в российских же условиях, до вступления в силу Федерального закона № 261-ФЗ, такие контракты практической реализации не получили.
Основной проблемой являлось отсутствие в законодательстве положений, которые бы давали характеристику соответствующим контрактам как гражданско-правовым обязательствам. В данном случае Гражданского кодекса Российской Федерации, который провозглашает принцип свободы договора, оказалось недостаточно. Низкое доверие потенциальных заказчиков и исполнителей энергосервисных услуг, а также ограничения бюджетного, бухгалтерского и налогового учетов и связанные с ними налоговые и бюджетные риски долгое время препятствовали развитию института энергосервиса.
Реализация Закона № 261-ФЗ как законодательной базы для осуществления энергосервисной деятельности открывает новые возможности для развития данного рынка.
С одной стороны, этому способствует включение в Закон № 261-ФЗ отдельной главы 5 «Энергосервисные договоры (контракты) и договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающие в себя условия энергосервисных договоров (контрактов)», внесение соответствующих изменений в бюджетное законодательство и законодательство о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
С другой стороны, активная политическая поддержка энергосбережения и повышения энергетической эффективности как на федеральном уровне, так и
на местах дает мощный стимул для осуществления энергосервисной деятельности. Стимулирует развитие рынка энергосервиса Российское энергетическое агентство (РЭА), в том числе обеспечивая доступ участникам данной деятельности к базе данных «Типовые проекты по энергосбережению», которая содержит сведения об инновационных разработках и технологических запросах предприятий и организаций в области энергоэффективных технологий различных отраслей народного хозяйства из 68 регионов России.
На законодательном уровне органам исполнительной власти и государственным казённым учреждениям установлено требование сократить потребление топливно-энергетических ресурсов на 15% в течение 5 лет1. На сегодняшний день неоднократные попытки реформировать жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК) последних лет так и не привели к серьезным положительным сдвигам. ЖКК продолжает деградировать, что проявляется в постоянном ухудшении технического состояния объектов жилищно-
коммунальной инфраструктуры, а также неоправданном росте тарифов на жилищно-коммунальные услуги, не соответствующих требуемому качеству их предоставления. По различным оценкам, износ основных фондов теплоснабжения в целом по отрасли оценивается от 60 до 80% при крайне медленном их обновлении (не более 1% в год). Поэтому для поддержания инженерно-коммунальных систем ЖКК в нормативном состоянии сегодня требуется колоссальный объём инвестиций. Эти проблемы во многом решаются на основе энергосервисных контрактов, не требующих от производителя коммунальных услуг собственных вложений, привлечения займов для реализации проектов модернизации объектов ЖКК. По результатам анализа, для бюджетных учреждений потенциал экономии составляет от 20 до 35% в натуральных показателях, в тепле и электрической энергии.
Энергосервисный (ЭСК) или перфоманс-контракт (от англ. energy performance contract, сокр. EPC) заменяет обычную процедуру требований и контрактов на одно-единственное предложение, охватывающее все аспекты проекта одним контрактом.
Равным образом, из правовой дефиниции энергосервисного договора (контракта) неясно, какой модели энергосервиса, известной в мировой практике, в законодательстве a priori отдается предпочтение:
238
- отделения дохода от экономии (shared savings);
- быстрой окупаемости (first-out);
- гарантированной экономии (guaranteed savings);
- контрактам полного обслуживания (chauffage);
- техническому консалтингу.
С одной стороны, такое положение создает неопределенность в понимании правовой природы соответствующих договорных обязательств. C другой стороны, в условиях становления нового рынка оно предоставляет широкие возможности для формирования и внедрения именно тех моделей, которые являются наиболее приемлемыми для российских условий.
В настоящее время в отечественном законодательстве предусмотрено несколько специальных видов энергосервисных договоров (контрактов), для которых устанавливается специальное правовое регулирование:
- государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), заключаемые для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
- энергосервисные договоры (контракты), направленные на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных ресурсов при использовании общего имущества;
- договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающие условия энергосервисного договора (контракта).
Закон № 261-ФЗ не содержит всех возможных условий энергосервисных договоров (контрактов). Поэтому стороны при решении различных вопросов их заключения и исполнения в любом случае вынуждены обращаться к положениям гражданского зако-
2
нодательства, подзаконным актам , посвященным тем или иным типам известных договорных обязательств. Соотнесение энергосервисного договора (контракта) с иными предусмотренными законодательством договорными конструкциями является наиболее спорной его характеристикой.
Речь идет не только об обязательствах из договора возмездного оказания услуг, но также об обязательствах из договора подряда, договоров купли-продажи, поставки, договора управления многоквартирным домом, инвестиционного договора и даже договора совместной деятельности.
Так, в настоящее время распространена практика заключения так называемых энергосервисных договоров (контрактов) на оснащение приборами учета используемых энергетических ресурсов. Такие обязательства фактически связаны с поставкой в рассрочку и не соответствуют правовой природе и сущности энергосервисных договоров (контрактов) как по своим условиям (оплата независимо от достижения экономии энергетических ресурсов), так и по виду осуществляемых действий (оснащение приборами учета, которое по сути не является мероприятием по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а только направлено на повышение точности учета используемых энергетических ресурсов и изменение способа расчета за них).
В то же время необходимо признать, что природа энергосервисного договора (контракта), как правило, является смешанной и может опосредовать отношения, характерные для различных видов договорных обязательств.
Это требует от сторон энергосервисного договора (контракта) ответственного отношения к составлению его условий и рассмотрения таких вопросов, как переход права собственности на оборудование и материалы, распределение рисков его утраты и бремени его содержания, сдача-приемка выполненных работ и т. д. [1].
Достаточно велики риски, возникающие при осуществлении энергосервисных контрактов. Такого рода договоры относятся к разряду долгосрочных, и поэтому в их рамках должна быть установлена сторона, которая несет риски неисполнения контракта в части получения заданных параметров экономии. Также необходимо решить вопросы перехода прав собственности на результаты внедрения энергоэффективного проекта после окончания выплаты вознаграждения энергосервисной компании (ЭСКО). В контракте обязательно нужно предусмотреть порядок и условия его досрочного прекращения на всех этапах и право надзора энерго-сервисных компаний над осуществлением всех стадий реализации этого конкретного проекта.
При организации финансирования энергосервисных контрактов финансовые структуры учитывают множество рисков, которые могут повлиять на возвратность кредитных ресурсов. К основным рискам можно отнести:
- риск предоставления заказчиком недостоверной и / или неполной информации как на этапе проведения энергоаудита, так и на этапе эксплуатации;
- риск неквалифицированной эксплуатации заказчиком энергосберегающего оборудования;
- риск неплатежеспособности заказчика [2];
- риск неплатежеспособности заемщика (если заемщиком является энергосервисная компания);
- риск, связанный с недостаточной квалификацией энергосервисной компании и т. д.
Наличие этих рисков усложняет, а порой делает невозможным положительное решение о получении кредитных ресурсов для реализации проекта.
Огромное влияние на развитие энергосевиса в РФ оказывают проблемы, существующие в этой сфере и обусловленные:
- сложностью разработки и согласования методик измерения и / или расчета энергосберегающего эффекта;
- сложностью отделения эффекта энергосберегающего проекта от внешних факторов;
- сложностью заключения многолетних контрактов в бюджетной сфере;
- трудностью доступа к источникам финансирования энергосервисного контракта с минимальной кредитной процентной ставкой (в случае отсутствия масштабного эффекта большая часть экономии будет съедаться банковской процентной ставкой);
- объединением технических рисков с экономическими и финансовыми, что усложняет условия привлечения кредитных ресурсов;
239
- малым количеством финансовых и страховых продуктов, разработанных коммерческими банками специально под энергосервисный контракт;
- отсутствием у потенциальных инвесторов инженерно-технических компетенций для оценки рисков на стадии принятия решения о финансировании энергосберегающих проектов, отсутствием методологии оценки технических и экономических рисков данных проектов;
- сложностью привлечения долгосрочных займов, в том числе по причинам низкой капитализации энергосервисных компаний в РФ. Энергосервисный контракт не признается банками в виде потенциального залога;
- отсутствием сертификации деятельности энергосервисных компаний в целях повышения их компетенций;
- сильным перекосом в формулировании в контракте жёстких рамок деятельности и обязанностей исполнителя в сравнении с обязанностями заказчика;
- проблемой выстраивания долгосрочных инвестиционных отношений с госучреждением в условиях действующего порядка его финансирования в рамках годового лимита;
- ограничениями, накладываемыми Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Несмотря на множество рисков и проблем в этой сфере, в настоящее время формируется практика финансирования энергосервисных проектов за счет долгосрочных кредитных ресурсов и с использованием лизинговых механизмов, когда оборудование предоставляется в лизинг компаниями производителями.
На начальном этапе развития энергосервиса вопросы финансирования энергосервисных мероприятий решались ЭСКО самостоятельно, так как кредитные организации и иные финансовые институты не финансировали энергосервисные контракты, вследствие того что не принимали риски, существующие при осуществлении данного рода проектов.
Поэтому некоторым ЭСКО приходилось действовать как дистрибьюторам оборудования, используемого для повышения энергетической эффективности объектов. Это и позволяло им использовать лизинговые схемы.
В настоящее время ЭСКО отходят от практики финансирования энергосервисных контрактов за счет собственных средств, вследствие того что в этом секторе складывается конкурентный рынок предложений со стороны специализированных финансовых организаций.
В настоящее время заказчиками значительной части рынка энергосервисных услуг являются органы публичной власти.
В международной практике энергосервисные контракты в бюджетной сфере финансируются в большей своей части за счет средств органов публичной власти (заказчика), так как кредитование публичной власти, как правило, дешевле, чем заимствования ЭСКО. Заказчик заимствует деньги для реализации проекта, а возврат этих средств гарантируется обязательствами
ЭСКО по достижению оговоренного в контракте показателя повышения энергетической эффективности.
В развитых странах конкуренция на рынке такого рода заимствований достаточно высока. Например, в Соединенных Штатах Америки рассматриваемый проект должен иметь ряд конкурирующих предложений по финансированию. И финансовые институты исходят из того, чтобы их предложение было наиболее гибким со структурированным графиком платежей, максимально совпадающим с финансовыми потоками проекта (рис. 1).
Рис. 1. Принципиальная схема механизма реализации перфоманс-контракта
При осуществлении энергосервисного контракта в бюджетном секторе часто применяются налоговые льготы в виде освобождения от уплаты налогов по договорам лизинга с переходом права собственности. Эти схемы позволяют осуществлять финансирование ЭСКО из операционных бюджетов. Такая финансовая модель позволяет бюджетному сектору использовать деньги, которые будут поступать в оплату коммунальных услуг, уже сегодня для приобретения нового энергоэффективного оборудования и осуществления энергосервисных мероприятий.
Также эффективен механизм финансирования энергосервисных проектов за счет целевых государственных или муниципальных облигационных займов. В этом случае создается пул энергосервисных проектов и финансируется за счет этого целевого займа. Это снижает стоимость заимствований.
В Европе и США существует практика создания револьверных фондов для финансирования энергосервисных проектов. Стоимость таких кредитов, как правило, весьма привлекательна. Но в таких случаях часто формируется лист ожидания на получение финансирования, поскольку новый проект не может получить финансирование до тех пор, пока не возвращен кредит по предыдущему проекту [3].
В условиях продолжающегося экономического кризиса все большее количество энергосервисных контрактов финансируется со стороны ЭСКО.
В любом случае кредитными организациями подробно анализируется платежеспособность заказчика, потому что именно будущий финансовый поток чаще всего рассматривается в качестве обеспечения по кредиту.
240
Очень важен устойчивый доступ к заемным финансовым ресурсам для успешной реализации энергосервисных контрактов.
Энергосервисная деятельность в России в настоящее время только начинает свое становление.
Но уже сейчас существуют финансовые институты, в том числе международные (например, Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР)3), заинтересованные в создании финансовых продуктов для деятельности энергосервисного бизнеса и предлагающие ряд моделей финансирования.
Можно выделить несколько таких моделей:
Первая модель базируется на прямом финансировании ЭСКО при осуществлении энергосервисных мероприятий в бюджетном секторе за счет кредитных средств ЕБРР.
Этапы реализации данной модели [3]:
- заключение договора на повышение энергоэффективности зданий бюджетного сектора;
- кредитная организация предоставляет долгосрочный кредит ЭСКО;
- за счет привлеченных кредитных средств ЭСКО реализует комплекс мероприятий по повышению энергоэффективности зданий бюджетного сектора;
- погашение кредитных ресурсов и процентов по ним осуществляется ЭСКО за счет достигаемой экономии, получаемой от сокращения потребления энергоресурсов в зданиях бюджетного сектора в период действия контракта.
Для получения кредита ЭСКО должна представлять собой качественного заемщика, удовлетворяющего требованиям кредитной организации и способного предоставить ликвидное обеспечение.
Вторая модель представляет собой финансирование деятельности ЭСКО с использованием средств специализированных фондов регионального и / или муниципального уровня, а также средств из бюджетов. Приветствуется участие иных заинтересованных инвесторов.
Главная идея этой модели состоит в создании специализированных фондов регионального и / или муниципального уровня для обеспечения возврата краткосрочных кредитов на проведение энергосберегающих мероприятий по энергосервисным контрактам. Такие фонды создаются с участием региональных органов государственной власти и / или органов местного самоуправления.
Кроме органов государственной власти, муниципального управления и международных финансовых институтов учредителями таких фондов могут выступать коммерческие банки и частные компании.
Такие фонды сами могут является заемщиками в целях организации, развития и реализации энергосервисной деятельности.
Этапы реализации второй модели [3]:
- заключение договора на повышение энергоэффективности зданий бюджетного сектора;
- ЭСКО привлекает краткосрочный кредит коммерческого банка для проведения энергосберегающих мероприятий в объектах бюджетного сектора;
- средства фонда направляются на выкуп права требования у ЭСКО поступлений от достигаемой экономии в рамках энергосервисного контракта;
- сумма, выплачиваемая фондом ЭСКО, покрывает затраты (задолженность перед банком) и позволяет получить ЭСКО необходимый доход;
- фонд берет на себя долгосрочные риски в рамках энергосервисного контракта и становится правообладателем поступающих средств от достигаемой экономии ресурсов;
- ЭСКО несет материальную ответственность за соответствие уровня экономии энергоресурсов договорным.
Для получения финансирования ЭСКО должна быть способной реализовывать проекты по повышению энергоэффективности, являться качественным заемщиком, удовлетворяющим требованиям кредитной организации для получения краткосрочного кредита и способным предоставить при необходимости ликвидное обеспечение. Также при этой модели необходимо участие региональных органов государственной власти и / или органов местного самоуправления в создании специализированного фонда.
Третья модель основана на осуществлении энергосберегающих мероприятий путем открытия кредитной линии коммерческим банкам и предполагает наличие на данной территории коммерческих кредитных организаций, готовых участвовать в создании новых финансовых продуктов и разделить, в частности с ЕБРР, риски кредитования энергосервисных проектов.
Этапы реализации данной модели [3]:
- ряд ЭСКО заключает энергосервисные контракты на повышение энергоэффективности объектов бюджетного сектора;
241
- международный финансовый институт (ЕБРР и т.п.) предоставляет кредитную линию местному коммерческому банку;
- с использованием средств открытой МФИ кредитной линии коммерческие банки кредитуют ЭСКО;
- ЭСКО реализуют комплекс мероприятий по повышению энергоэффективности объектов бюджетного сектора за счет привлеченных долгосрочных кредитов коммерческого банка;
- погашение кредита и процентов по нему осуществляется ЭСКО за счет достигаемой экономии платежей, получаемой от сокращения потребления ресурсов в период действия контракта;
- коммерческий банк погашает долгосрочный кредит МФИ, предоставленный на условиях открытой кредитной линии за счет средств, поступающих от ЭСКО в рамках энергосервисного контракта.
Открытие кредитной линии Международным финансовым институтом коммерческому банку оправданно только при наличии достаточно большого пула энергосервисных контрактов, которые претендуют на получение финансирования.
В частности, позиция Европейского банка реконструкции и развития по финансированию энергосервисных проектов заключается в том, что данные проекты являются приоритетными для финансирования, что требует подробного анализа условий предоставления кредитных ресурсов и рисков в этой сфере.
По оценке ЕБРР, потенциал рынка энергосервисной деятельности в России составляет около 3 миллиардов долларов США при сроках, на которые должны заключаться энергосервисные контракты от 3 до 7 лет. То есть энергосервисная деятельность подразумевает необходимость использования «длинных» денег. По оценке банка, доходность энергосервисных компаний в России должна быть на уровне 15% [4].
Однако существует ряд основных проблем, которые не решены до сих пор. В бюджетной сфере ситуация с фактическим выделением экономии энергоресурсов от проведения мероприятий повышения энергоэффективности не продумана. Необходимы официальные разъяснения по использованию средств бюджетной организации при возникновении экономии. Разъяснения по данному вопросу отсутствуют, что порождает дополнительные риски невозврата вложенных средств, в том числе заимствованных.
Законодательство о закупках для государственных и муниципальных нужд требует наличия у ЭСКО обеспечения. Для получения кредита энергосервисной компании надо предоставлять залог, и заказчику нужно отдать 10-30% в виде обеспечения, что удорожает проект. Также необходимо учитывать, что оптимизация эксплуатационных затрат не является частью энергосервиса. Потому что по действующему российскому законодательству только экономия на оплате энергоресурсов может считаться эффектом от осуществления энергосервисной деятельности. При решении о включении экономии от сокращения эксплуатационных затрат в рамки энергосервиса необходимо избежать сговора заказчиков с исполнителями сначала по «раздуванию» эксплуатационной сметы, а потом фактически ничего не делая к ее уменьшению.
Для стимулирования инвестиций в энергосервисную деятельность необходимо предоставлять ЭСКО налоговые льготы при исполнении энергосервисных договоров. Это позволит на начальном этапе укрепиться и вырасти этому бизнесу.
Следует наладить систему контроля заказчиком за исполнением условий договоров. Это одна из основных причин, по которой финансирующие структуры не хотят выделять кредиты под такие проекты.
Также для международных финансовых институтов и коммерческих банков очень существенными обстоятельствами являются готовность предоставления государственных и муниципальных гарантий по финансируемым на их территории энергосервисным проектам и готовность местной власти в качестве долевого участия брать на себя обязательства по разработке проектной документации и решению проблем на всех этапах реализации таких проектов.
Необходимо совершенствовать законодательную базу, так как развитие данного направления деятельности пока существенно сдерживается из-за наличия большого количества пробелов и противоречий в новом законодательстве об энергосбережении, которые в отдельных случаях блокируют его исполнение либо результаты такого исполнения перестают отвечать целям соответствующей государственной политики. Основными направлениями совершенствования законодательства должны стать:
- разработка дополнительных моделей контрактов на энергосервис для государственных и муниципальных нужд, в том числе совмещающих поставку в рассрочку и вознаграждение по результатам достижения экономии энергетических ресурсов, а также предусматривающих измерение и верификацию экономии расчетными способами и ограниченное число раз;
- упрощение процедуры размещения заказа на энергосервис для государственных и муниципальных нужд, создание дополнительных гарантий по оплате энергосервисных договоров (контрактов) в бюджетной сфере;
- детализация условий энергосервисного договора (контракта), связанных с передачей объектов права собственности от исполнителя заказчику, а также иных условий, по которым требуется более подробное рассмотрение в законодательстве;
242
- установление стимулов для создания и развития региональных и муниципальных энергосервисных компаний, а также организаций с государственным и муниципальным участием (центров энергосбережения), осуществляющих методическую и информационную поддержку энергосбережения и повышения энергетической эффективности на региональном и муниципальном уровнях;
- установление требований по снижению потребления энергетических ресурсов для организаций, осуществляющих продажу, поставку, передачу энергетических ресурсов с привлечением энергосервисных компаний для обеспечения реализации данных требований и формирования системы подтверждения их соблюдения;
- создание механизмов стимулирования разработки программ в области энергосбережения и повышения
энергетической эффективности и оказания энергосервисных услуг по результатам энергетических обследований;
- установление изъятий, при которых соблюдение главными распорядителями бюджетных средств требований о снижении бюджетных ассигнований государственным (муниципальным) учреждениям на приобретение энергетических ресурсов не препятствует заключению и исполнению ими энергосервисных договоров (контрактов);
- установление случаев предоставления инвестиционных налоговых кредитов и налоговых льгот для энергосервисных компаний [1, 5, 6].
Однако при множестве не решенных в данном секторе российской экономики проблем энергосервисная деятельность имеет огромный финансовый и технический потенциал.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 2446-р; Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2 Постановление Правительства РФ № 636 от 18 августа 2010 г. «О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис»; Приказ Минэкономразвития РФ от 11 мая 2010 г. № 174 «Об утверждении примерных условий энергосервисного договора (контракта), которые могут быть включены в договор купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов...».
3 В связи с санкционной политикой западных стран в настоящее время сократились или заморожены объемы финансирования подобных проектов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Материалы некоммерческого партнерства по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной
теплофизике АВОК. URL: http://www.abok.ru/for_spec/articles.php?nid=5135
2. Материалы ООО «Агентство Инвестиционного Консультирования» (г. Москва). URL: http://www.aginko.ru.
3. Создание и деятельность энергосервисных компаний и перфоманс-контрактов в России. Т. 1 : Энергосервис и перформанс-контракты:
возможности и проблемы их реализации в России / С.Б. Сиваев ; под ред. И.Г. Грицевич; Всемирный фонд дикой природы (WWF). М.,
2011.
4. Материалы Европейского Банка Реконструкции и Развития. URL: http://www.ebrd.com
5. Казаков В.В., Нефедов В.А. Система сертификации в жилищно-коммунальной сфере. Основные цели и задачи // Вестник Томского госу-
дарственного университета. 2009. № 328.
6. Энергоресурсосбережение в жилищной и коммунальной сфере : учебник. 2-е изд., доп. / Л.Н. Чернышов, П.Г. Грабовый, В.А. Нефедов и
др. ; под общ. ред. проф. Л.Н. Чернышова. М., 2011.
Статья представлена научной редакцией «Экономика» 10 ноября 2015 г.
ENERGY SERVICE ACTIVITIES: CURRENT ISSUES AND FINANCING MODELS
Tomsk State University Journal, 2015, 400, 238-244. DOI: 10.17223/15617793/400/38
Nefedov Vladimir A. ZHILKOMRESURSINVEST, LLC (Moscow, Russian Federation). E-mail: [email protected] Keywords: energy service activities; energy service contract; energy service company; energy audit; energy performance contract.
In the context of the Russian Federation public policy realization aimed at rational and efficient energy resources management within the Federal law of the Russian Federation No. 261-FZ dated November 23, 2009, development of energy service activities in our state is obstructed by a number of objective and subjective circumstances. An essential issue consisted in the absence of legislative provisions defining relevant contracts as civil obligations. Realization of Law 261-FZ as a legal framework for energy service activities offers new challenges for the market development. On the one hand, it is facilitated by incorporation in Law 261-FZ of Chapter 5 titled "Energy service contracts and energy resources purchase, supply, transfer agreements containing clauses of energy service contracts", amendments to budget legislation and legislation on order placement for state and municipal needs. On the other hand, active political support of energy saving and efficiency both on federal and local levels provide an impetus for energy service activities. The development of energy service activities is stimulated by the Russian Energy Agency (REA). Risks related to realization of energy service contracts seem to be substantial. Despite a great deal of risks and issues in the area, current practice is shaped by funding energy service projects through long-term loans and leasing mechanisms when industrial manufacturers lease their equipment and facilities. It is possible to single out several financing models. The first one is based on direct financing of energy saving companies (ESC) by EBRD funds when realizing energy service activities in public sector. The second model reflects mechanisms of ESC financing at the expense of special regional and/or municipal funds, and also of budgetary means. Participation of alternative investors concerned is favored. The third model relies on realization of energy saving activities via an appropriation line for commercial banks. The model assumes commercial credit institutions available in the area, being ready for creating new financial products and sharing risks of energy service projects financing in particular with EBRD. According to experts' assessment, market
243
potential of energy service activities reaches 3 billion US dollars within contract terms from 5 up to 7 years, i.e. energy service activities assume a necessity of long-term money. Banks estimate possible revenue performance of Russian energy service companies at the level of 15 %. However, there is a number of still open issues considered fundamental. Regarding public sector, the question of effective energy resources allocation due to energy efficiency activities is insufficiently developed. Legislation on public procurement (both state and municipal) requires energy saving companies to be backed. For obtaining a loan, an energy service company must furnish security deposit and grant 10-30 % to the ordering party as security interest. To encourage energy service activities investment it is essential to provide tax incentives for energy saving companies realizing energy service contracts. A control system over contractual compliance should be established. Moreover, a significant condition for international financial institutes and commercial banks is availability of federal and municipal guarantees on energy service projects and readiness of local authorities to undertake obligations as interest holders regarding project documentation development and problem solving throughout realization. It is essential to improve the legislative framework since the development of this branch of activities is still obstructed by a quantity of gaps and antimonies in a new legislation on energy saving, in certain cases impeding its execution or making results inappropriate to the objectives of state policy. Considering a great number of recurring issues in the given sector of Russian economy, energy service activities still have huge financial and technical potential.
REFERENCES
1. Proceedings of Non-Profit Partnership of Heating, Ventilation, Air Conditioning, Heat Supply and Building Thermal Physics of ABOK. Available
from: http://www.abok.ru/for_spec/articles.php?nid=5135. (In Russian).
2. Proceedings of the Investment Consulting Agency, ltd. (Moscow). Available from: www.aginko.ru. (In Russian).
3. Gritsevich, I.G. (ed.) (2011) Sozdanie i deyatel'nost' energoservisnykh kompaniy i perfomans-kontraktov v Rossii [Establishment and operation of
energy service companies and performance contracting in Russia]. V. 1. Moscow: WWF Rossii.
4. Proceedings of the European Bank for Reconstruction and Development. Available from: www.ebrd.com
5. Kazakov, V.V. & Nefedov, V.A. (2009) Certification system in the housing and public utility sector. Main objectives and tasks. Vestnik Tomskogo
gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal. 328. pp. 129-130. (In Russian).
6. Chernyshov, L.N. (ed.) (2011) Energoresursosberezhenie v zhilishchnoy i kommunal'noy sfere [Energy and resource conservation in the housing
and communal services]. 2nd ed. Moscow; Ekaterinburg: IRA UTK.
Received: 10 November 2015
244