Научная статья на тему 'Организационный механизм реализации энергосервисного контракта'

Организационный механизм реализации энергосервисного контракта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
459
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЙ КОНТРАКТ / ЭНЕРГОСЕРВИСНАЯ КОМПАНИЯ / КРЕДИТ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ АУТСОРСИНГ / ENERGY SERVICE CONTRACT / ENERGY SERVICE COMPANIES / CREDIT / ENERGY OUTSOURCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Победоносцева Вероника Валерьевна

В статье рассматриваются понятие и модели энергосервисных контрактов, условия последних и законодательные требования к ним, а также соответствующая проблематика. Предложена схема организационного механизма инвестирования проекта (программы) с помощью энергосервисного контракта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL MECHANIZM OF THE IMPLEMENTATION OF ENERGY SERVICE CONTRACT

The article deals with the concept and models of energy service contracts, the terms of the past and the legal requirements for them, and also related issues. A scheme for the organizational arrangement of projects (programs) investment with energy service contract.

Текст научной работы на тему «Организационный механизм реализации энергосервисного контракта»

УДК 332.146: 620.9 (470.21)

В.В.Победоносцева

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ЭНЕРГОСЕРВИСНОГО КОНТРАКТА

Аннотация

В статье рассматриваются понятие и модели энергосервисных контрактов, условия последних и законодательные требования к ним, а также соответствующая проблематика. Предложена схема организационного механизма инвестирования проекта (программы) с помощью энергосервисного контракта.

Ключевые слова:

энергосервисный контракт, энергосервисная компания, кредит, энергетический аутсорсинг.

V.V. Pobedonostseva ORGANIZATIONAL MECHANIZM OF THE IMPLEMENTATION OF ENERGY SERVICE CONTRACT

Abstract

The article deals with the concept and models of energy service contracts, the terms of the past and the legal requirements for them, and also related issues. A scheme for the organizational arrangement of projects (programs) investment with energy service contract.

Keyword:

energy service contract, energy service companies, credit, energy outsourcing.

Реализация любой программы кредитования проектов, связанных с оптимизацией энергетических решений, снижением энергозатрат и повышением энергоэффективности в части энергосбережения бюджетных зданий и многоквартирных жилых домов (МКД), должна в обязательном порядке осуществляться на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП) с использованием энергосервисных контрактов и софинансирования потребителями, чтобы повысить заинтересованность всех участников процесса и избежать иждивенческих настроений. Да и законодательство, в частности Жилищный кодекс РФ, требует при принятии решения на проведение работ в МКД согласие собственников.

Инвестиционные проекты, связанные с энергосбережением, как правило, характеризуются более низкими показателями внутренней нормы доходности (ВНД, IRR), чем обычные коммерческие проекты, что обусловлено лительностью их осуществления и необходимостью сравнительно больших начальных расходов.

Доходы от реализации такого проекта растут медленнее, чем от коммерческого, но срок их функционирования сравнительно дольше, и интегральные доходы значительно выше. Кроме того, они способствуют решению ряда социально-экономических проблем.

Эффект от вложения в энергоэффективные мероприятия позволяет рассматривать эти вложения как реальные инвестиции, дающие коммерческую выгоду. Однако основными причинами, препятствующими большинству предприятий воспользоваться потенциалом энергосбережения, являются

отсутствие квалифицированных собственных специалистов и опыта реализации энергосберегающих проектов, а также недостаток финансовых средств на их внедрение. Кроме того, в последние годы энергоаудит фактически сводится к формальной энергопаспортизации, слабо развита инвестиционная подготовка проектов с целью привлечения инвестиций для модернизации объектов бюджетной сферы, а банки обеспокоены высокими рисками реализации энергосберегающих проектов и отсутствием юридических гарантий воврата предоставленных кредитов.

В Мурманской области началось внедрение нового для России способа сбережения энергии - энергосервисных контрактов. В Европе он практикуется ещё с 1970-х годов.

Энергосервисный контракт (энергетический перфоманс-контракт) -договор на внедрение энергосберегающих технологий, который предполагает выполнение специализированной энергосервисной компанией (ЭСКО) полного комплекса работ по внедрению энергосберегающих технологий на объекте заказчика за счет привлеченных ЭСКО кредитных средств (рис.1-3). Оплата за привлеченные финансовые ресурсы и выполненные ЭСКО работы производится заказчиком после внедрения проекта за счет средств, составляющих экономический эффект от внедрения энергосберегающих технологий. Кроме того, заказчик не отвлекает собственные средства на реализацию проекта.

Федеральным законом * также определены условия договора, в которых обязательным пунктом прописаны:

• величина экономии энергоресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения договора;

* Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

• срок действия договора должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной величины экономии ресурсов;

• иные условия, установленные законодательством Российской Федерации.

В постановлении Правительства РФ № 636 установлены требования к условиям контракта на энергосервис и изложены особенности определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис.

Возможны две модели ЭСКО - оплата в зависимости от результата и энергетический аутсорсинг.

Рис. 2. Энергосервисный контракт, оплата потребления энергии

Рис. 3. Энергосервисный контракт, экономическая сущность:

Рпр - тариф на уровне маржинальных издержек; Р0 - тариф «затраты+»; Епр и Е0 - соответствующие точки равновесия; Q, Гкал -потребление энергии

* Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 № 636 г. Москва «О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис».

При реализации любой из этих моделей на объектах бюджетной сферы могут возникнуть следующие проблемы:

• отсутствие единой характеристики эффективности зданий (кроме набора СНИПов, которые являются лишь строительными нормами и не отвечают целям контроля энергоэффективности зданий);

• муниципальные гарантии или обязательства по поддержке муниципального контракта;

• «удержание» сэкономленных средств на оплату услуг ЭСКО (ведь доход ЭСКО - стимул к экономии формируется как разница между ценой контракта и фактическим потреблением энергоресурсов зданиями);

• заключение контракта с изменяемой стоимостью и «гарантия» в бюджете платежей ЭСКО за будущую экономию (которая может варьироваться);

• принятие долгосрочной программы энергоэффективности с бюджетированием средств на оплату энергоресурсов.

Соинвестором может выступить федеральный бюджет, возможно используя Стабилизационный фонд, поскольку он пополняется как раз за счет экспорта первичных ресурсов. При этом для реализации принципа софинансирования может быть использована модель, аналогичная апробированной модели Федерального закона № 185-ФЗ , т.е. через Фонд реформирования ЖКХ, с ежегодно увеличивавшейся долей участия собственников - потребителей энергоресурсов.

Возможно также использование средств региональных и местных бюджетов (на объекты бюджетной сферы) с привлечением целевых бюджетных кредитов из бюджетов вышестоящих уровней и получение кредитов от зарубежных организаций, содействующих решению проблем

энергоэффективности в России (например, КЕБСО, 1РС, ЕВКО).

Привлечение иностранных инвесторов, в частности КЕБСО, осуществляющей финансирование энергосберегающих проектов под 3% годовых в интересах стран Северного региона, осложняется тем, что муниципальные образования обычно не имеют возможности выступать в качестве заемщика. В соответствии с п. 2 статьи 103 Бюджетного кодекса РФ государственные и муниципальные внутренние заимствования осуществляются только в целях финансирования дефицитов соответствующих бюджетов, а также для погашения долговых обязательств.

Таким образом, Бюджетный кодекс РФ не позволяет взять муниципалитету целевой кредит, в том числе на цели энергосбережения. Вместе с тем, оформление гарантии городским бюджетом фактически решает эту проблему (кредитоспособности заемщика). При реализации любой из этих моделей в жилищном секторе на многоквартирных жилых домах (МКД) решать проблемы предлагается следующим образом:

• использование крупных управляющих компаний в качестве ЭСКО;

• развитие кредитных линий через территориальные кредитные организации (банки-партнеры);

• разработка соответствующей законодательной и нормативной базы, позволяющей участвовать в энергосервисе ТСЖ, небольшим управляющим компаниям и отдельным жильцам;

• соответствующая государственная поддержка (в т.ч. софинансирование).

* Федеральный закон РФ от 21.07.07 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Поскольку энергосервисные контракты, особенно в ЖКХ, будут реализовывать преимущественно предприятия малого и среднего бизнеса, не обладающие значительным капиталом и хорошей кредитной историей, целесообразно для удешевления кредитных ресурсов, расходов на вступление в саморегулируемую организацию (СРО) энергоаудиторов и более качественного предынвестиционного энергоаудита иметь на территории субъекта Федерации специализированный Фонд поддержки энергосбережения или региональную инвестиционную энергетическую компанию, ФОРМАП (некоммерческая организация «Фонд развития малого и среднего предпринимательства Мурманской области»), а также развитую сеть микрофинансовых организаций (МФО).

Рис. 4. Схема организационного механизма инвестирования проекта (программы) с привлечением специализированных финансовых институтов

Федеральный закон Российской Федерации от 2.07.2010 года № 151-ФЗ

«О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

При оформлении энергосервисного контракта предлагается следующая схема (рис.4):

• контракт заключается только между заказчиком и ЭСКО, кредитная организация не участвует в этой сделке;

• заключается трехсторонний кредитный договор, по которому заемщиком является ЭСКО, указывается целевое назначение кредита - реализация энергоэффективного проекта на объекте заказчика;

• по условиям энергосервисного контракта и кредитного договора на сумму более 2 млн руб. заказчик обязан открыть расчетный счет в банке, который финансирует реализацию энергоэффективного проекта, и все расчеты за потребляемые энергоресурсы заказчик вправе производить только с этого расчетного счета.

Конечно, по последнему требованию предлагаемой схемы возможны возражения Федеральной антимонопольной службы РФ, однако практика Высшего арбитражного суда РФ 2011 г. позволяет надеяться на решение этой проблемы.

Постановлением Правительства РФ № 354 п.4в Министерству

регионального развития РФ поручено в 5-месячный срок утвердить по согласованию с Министерством экономического развития РФ примерные условия энергосервисного договора, направленного на энергосбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме.

Сведения об авторах

Победоносцева Вероника Валерьевна

младший научный сотрудник лаборатории энергосбережения и возобновляемых источников энергии Центра физико-технических проблем энергетики Севера КНЦ РАН Россия, 184209, Мурманская область, г. Апатиты, Академгородок, д. 21А Эл. почта: pobedonosceva@ien.kolasc.net.ru

* Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ

УДК 621.548 (470.21)

В.А.Минин

ПЕРСПЕКТИВЫ СООРУЖЕНИЯ ВЕТРОПАРКА В РАЙОНЕ КИСЛОГУБСКОЙ ПРИЛИВНОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ*

Аннотация

Рассмотрен вопрос о применении ветроэнергетических установок в районе Кислогубской приливной электростанции на побережье Баренцева моря. Предложено сооружение ветропарка мощностью около 10 МВт, состоящего из 17 ветроэнергетических установок. Дан анализ потенциала ветра на близлежащей метеостанции и в пределах территории ветропарка, определена возможная годовая выработка последнего. Оценен дисконтированный срок окупаемости ветропарка и возможная прибыль за время его эксплуатации.

Ключевые слова:

ветроэнергетическая установка, ветропарк, экономическая оценка.

V.A.Minin

PROSPECTS FOR THE WIND PARK CONSTRUCTION IN THE AREA OF KISLOGUBSKAYA TPP

Abstract

The question of wind turbines using in the area of Kislogubskaya power plant is considered. The construction of 10 MW wind park, consisting of 17 wind turbines is proposed. The analysis of the wind potential at a nearby weather station and wind park area is given. Its annual possible output is estimated. Discounted payback period and wind park potential profit are estimated during its life-time period.

Keywords:

wind power plant, wind park, the economic assessment.

В последние годы во всем мире ведутся исследования, направленные на поиск и вовлечение в топливно-энергетический баланс новых источников энергии. Особый интерес проявляется к возобновляемым источникам энергии (ВИЭ), таким как энергия солнца, ветра, гидроэнергия малых рек, приливная энергия и др. В России также не сбрасываются со счетов возможности использования ВИЭ. В “Энергетической стратегии России на период до 2030 года” [1], определяющей приоритеты развития энергетики страны на долгосрочную перспективу, предусмотрено увеличение масштабов использования возобновляемых энергетических ресурсов. Вовлечение их в хозяйственный оборот - это путь к сокращению объемов использования органического топлива, к энергосбережению и улучшению экологической обстановки вблизи потребителей энергии.

* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 11-08-00506).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.