Научная статья на тему 'Вопросы и проблемы повышения энергоэффективности в Российской Федерации'

Вопросы и проблемы повышения энергоэффективности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
311
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭНЕРГОСЕРВИС / ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЙ КОНТРАКТ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ENERGY SAVING / ENERGY EFFICIENCY / ENERGY SERVICE / ENERGY SERVICE CONTRACT / LEGISLATION IN THE FIELD OF REGULATION OF ENERGY-SAVING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маракулин М.В.

Рассмотрены исторический аспект становления, основные проблемы и перспективы формирования рынка энергосервиса в Российской Федерации, а также возможные направления совершенствования энергосберегающей деятельности и развития энергетического менеджмента. Все более глубокое вхождение экономики России в глобальную систему мирового хозяйствования актуализирует проблему сокращения затрат при реализации стратегий лидерства в производственных издержках для российских компаний и организаций, действующих в бюджетных сферах. Потребность в снижении издержек участников экономической деятельности на энергоресурсы открывают новые перспективы для бизнес-организаций, оказывающих услуги энергосервиса. Для развития энергосервиса в России в настоящее время складывается комплекс экономических и институциональных факторов, стимулирующих бизнес на активизацию деятельности в данной сфере. В Российской Федерации действует законодательство, а также в большинстве регионов страны и в большом количестве муниципальных образований разработаны законодательные акты, регулирующее деятельность энергосервисного бизнеса, определяющего порядок взаимодействия акторов экономического и юридического процессов энергосервиса, реализуются программы и проекты по энергосбережению. Как и в любой сфере деятельности, с учетом динамики процессов экономического и политического развития, законодательство нуждается в непрерывном развитии и совершенствовании. Недостаточная развитость системы управления процессами энергосбережения выявила отсутствие в России современного энергоменеджмента. В статье указаны основные направления по преодолению сложившейся ситуации. Сложное состояние финансовой системы России является дополнительным фактором сдерживания в развитии энергосервисных услуг, механизм действия которого раскрывается в статье. Определен ряд основных факторов, генерирующих запрос участников экономической деятельности на энергосервис, роль которого в дальнейшем будет возрастать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES AND CHALLENGES OF INCREASING ENERGY EFFICIENCY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers the historical aspect of formation, the main problems and prospects for the formation of the energy service market in the Russian Federation, as well as possible avenues for improving energy saving activities and development of energy management. A deeper integration of the Russian economy into the global system of world economy raises the problem of cost reduction in the implementation of leadership strategies in production costs for Russian companies and organizations operating in budgetary spheres. The need to reduce the expenses of economic agents for energy resources opens up new prospects for business organizations that provide energy services. For the development of energy services in Russia at present, a set of economic and institutional factors emerge, stimulating business to enhance activities in this area. The Russian Federation has legislation in place, besides in most regions of the country and a large number of municipalities there are legislative acts regulating the activities of the energy service business, determining the order of interaction of actors in the economic and legal processes of the energy service; energy saving programs and projects are being implemented. As in any field of activity, taking into account the dynamics of economic and political development processes, the legislation needs continuous development and improvement. Insufficient development of the system of management of energy saving processes revealed the absence of modern energy management in Russia. The article shows the main opportunities for overcoming the current situation. The complex state of Russia's financial system is an additional deterrent to the development of energy services, the mechanism of which is disclosed in the article. A number of key factors that boost demand for economic activities have been identified for the energy service, whose role will continue to grow in the future.

Текст научной работы на тему «Вопросы и проблемы повышения энергоэффективности в Российской Федерации»

DOI: 10.15593/2224-9354/2018.4.20 УДК 620.9-027.236 (470+571)

М.В. Маракулин

ВОПРОСЫ И ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рассмотрены исторический аспект становления, основные проблемы и перспективы формирования рынка энергосервиса в Российской Федерации, а также возможные направления совершенствования энергосберегающей деятельности и развития энергетического менеджмента. Все более глубокое вхождение экономики России в глобальную систему мирового хозяйствования актуализирует проблему сокращения затрат при реализации стратегий лидерства в производственных издержках для российских компаний и организаций, действующих в бюджетных сферах. Потребность в снижении издержек участников экономической деятельности на энергоресурсы открывают новые перспективы для бизнес-организаций, оказывающих услуги энергосервиса. Для развития энергосервиса в России в настоящее время складывается комплекс экономических и институциональных факторов, стимулирующих бизнес на активизацию деятельности в данной сфере. В Российской Федерации действует законодательство, а также в большинстве регионов страны и в большом количестве муниципальных образований разработаны законодательные акты, регулирующее деятельность энергосервисного бизнеса, определяющего порядок взаимодействия акторов экономического и юридического процессов энергосервиса, реализуются программы и проекты по энергосбережению. Как и в любой сфере деятельности, с учетом динамики процессов экономического и политического развития, законодательство нуждается в непрерывном развитии и совершенствовании. Недостаточная развитость системы управления процессами энергосбережения выявила отсутствие в России современного энергоменеджмента. В статье указаны основные направления по преодолению сложившейся ситуации. Сложное состояние финансовой системы России является дополнительным фактором сдерживания в развитии энергосервисных услуг, механизм действия которого раскрывается в статье. Определен ряд основных факторов, генерирующих запрос участников экономической деятельности на энергосервис, роль которого в дальнейшем будет возрастать.

Ключевые слова: энергосбережение, энергоэффективность, энергосервис, энергосервисный контракт, законодательство в сфере регулирования энергосберегающей деятельности.

Вступление Российской Федерации (РФ) в ВТО обозначило вопрос о повышении энергоэффективности (ЭЭ) экономики России. Причина в том, что одним из ключевых факторов перехода энергоемких экономик на устойчивое развитие является процесс энергосбережения (ЭСб), который ограничивает ресурсопотребление и через механизм энергосервиса (ЭС) снижает зависимость от использования неэффективных и опасных источников энергии [1], способствует росту фондоотдачи основных производственных фондов, оборудования, снижает издержки, стимулирует освоение новых технологий и создание новых рынков энергоемкой продукции, услуг и высокотехнологичных рабочих мест. Эксперты указывают на большие перспективы рынка ЭС-услуг в России [2].

© Маракулин М.В., 2018

Маракулин Михаил Васильевич - канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», e-mail: marakperm@mail.ru.

247

Рост цен на энергоносители (ЭН) и рост потребления энергии, вызванный износом основных фондов в РФ, привели к тому, что энергия стала одним из ключевых аспектов при планировании стратегий развития. Различные экспертные оценки приводят сравнительные показатели энергоемкости российских хозяйств по сравнению с хозяйствами различных стран и регионов мира. Эксперты сходятся в одном: российская экономика значительно (в 2-4 раза) превосходит развитые экономики мира по затратам энергетических ресурсов (ЭР) на единицу произведенной продукции. Показатели превышения энергозатрат (ЭЗ) на квадратный метр в российском секторе ЖКХ отмечаются по сравнению с аналогичными затратами в передовых странах мира. Необходимость принимать меры ЭСб диктуется еще и тем, что аналитики и эксперты в области поставок ЭР едины во мнении о том, что на мировом рынке стоимость ЭР будет увеличиваться. Среди экспертного сообщества ведутся дискуссии о том, какой вид ЭР, в какой момент времени и какими темпами будет повышаться. Для российского потребителя темп роста стоимости ЭР станет более высоким по причине того, что существует тренд на выравнивание внутренних цен на топливо с показателями мировых. Таким образом, для российских субъектов хозяйствования рост цен на топливо будет определяться влиянием двух факторов: первая - рост внутренних цен на ЭН до уровня общемировых, вторая -общемировой долгосрочный тренд на рост топливных цен.

Российские органы власти осознают необходимость политики, направленной на стимулирование процессов ЭСб в экономике [3]. Началом создания федеральной законодательной базы по ЭСб в Российской Федерации можно считать подписанный Президентом РФ Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в РФ», а также распоряжения Правительства РФ № 1830-р «Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации» [4]. Приказ № 182 Министерства энергетики РФ дал старт процессу обязательной паспортизации государственных, муниципальных предприятий и учреждений, предприятий, занятых добычей, производством, транспортировкой и передачей ЭР, а также крупных потребителей энергии. Законом № 131-Ф3 «Об общих принципах организации МСУ в РФ» определились обязанности органов местного самоуправления в решении вопросов ЭСб на муниципальном уровне. В 2010 году введена в действие государственная программа РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года». Правительством РФ разработаны и внедряются целевые программы ЭСб «Энергоэффективный квартал», «Малая энергетика» и целый ряд других. В настоящее время профессиональное сообщество обсуждает Комплексный план повышения ЭЭ экономики России [5], разработанный Министерством экономического развития РФ. Всего в реестре Государственной информационной системы в области энер-

248

госбережения и повышения энергетической эффективности (ГИСЭЭ) размещено 74 законодательных нормативно-регулирующих документа федерального уровня, определяющих политику федеральных органов власти в сфере ЭЭ.

Проблемы повышенных расходов ЭР в отраслях хозяйства подмечены многими региональными [6] и муниципальными органами управления [7]. В регионах и муниципальных образованиях РФ созданы и совершенствуются программы ЭСб. Так, в Свердловской области еще в 1997 году принята программа «Энергосбережение в Свердловской области на период до 2005 года», введен в действие закон Свердловской области «Об энергосбережении» и ряд указов губернатора Свердловской области и распоряжений правительства области. Всего по сведениям некоммерческого партнерства «Энергоэффективный город» (http://energosovet.ru) на уровне региональных государственных органов власти принято 547 нормативно-правовых документов по ЭСб. Документы, программы и законодательные акты, определяющие политику в сфере ЭСб, принимаются и на муниципальном уровне. Например, приняты и реализуются программы ЭСб в городских округах Нижний Тагил, Богдановичи и многих других. При этом запуск и развитие процессов ЭСб в регионах и муниципалитетах РФ выявили новую проблему разработки качественных, квалифицированных программ ЭСб, администрирования указанных программ, дальнейшей их трансформации и адаптации к изменениям. Таким образом, речь идет о создании и развитии энергоменеджмента (ЭМ) как системной составляющей государственного, муниципального и бизнес-управления [8]. Здесь необходимо указать, что проблема создания ЭМ в нашей стране является так называемой «проблемой вчерашнего дня», так как перед мировой хозяйственной системой этот вопрос не стоит, поскольку он успешно решен. ЭМ как системное понятие хорошо систематизирован и является обычным атрибутом как бизнес-структур, так и органов власти на местах. Кроме того, ЭМ является лишь элементом более широкой системы менеджмента ресурсосбережения. Нам в России необходимо развивать систему подготовки специалистов управленческого профиля (менеджеров), имеющих специализацию «Ресурсосбережение» как системной составляющей, необходимой для формирования конкурентоспособности российских компаний. Необходимо отметить, что в целях развития ЭСб деятельности в Российской Федерации идет работа по формированию и развитию ЭМ [9], однако этого недостаточно. Современные исследования специфичного рынка ЭС отмечают необходимость подготовки как специалистов по реализации ЭСб мероприятий, так и управленцев, организующих реализацию ЭС контрактов и программ для ведения ЭСб деятельности, причем и в бюджетной сфере, и в государственных органах власти, и в сфере коммерческой деятельности [10].

Общество, бизнес-сообщество, региональные и муниципальные элиты в РФ осознают важность внедрения программ ЭСб. Не менее 50 регионов РФ имеют

249

региональные программы действий в сфере ЭСб [11]. Однако, благодаря разнообразию региональных и местных условий в РФ наилучшего и относительно быстрого успеха могут добиться регионы, которые сумеют воспользоваться своими конкурентными преимуществами и выйти на передовые позиции в области внедрения ЭСб технологических и управленческих процедур [12].

Рассмотрим комплекс проблем, возникающих на пути решения проблемы ЭСб в РФ.

Одной из важных проблем развития деятельности в сфере ЭСб является выбор работоспособной схемы финансирования ЭСб программ и мероприятий. В настоящее время используются три возможные схемы взаимодействия заказчика ЭС-услуг, исполнителя ЭС контрактов (ЭСКО) и финансовой организации, осуществляющей платежи по исполнению программ и мероприятий ЭСб [13] (рисунок).

Рис. Возможные схемы финансирования энергосберегающих мероприятий (совместное исследование Евразийского банка развития и Компании Emst&Yong)

В первом случае участие финансовой организации в реализации проекта не требуется, что значительно облегчает организационное управление. Однако в исследовании [13] отмечено, что в настоящее время указанный вариант взаимодействия является невозможным в силу отсутствия среди исполнителей ЭСКО компаний, способных профинансировать ЭСб-проекты за счет собственных средств. Надо полагать, здесь речь необходимо вести не о невозможности работать в ЭС по финансовой схеме № 1 (см. рисунок), а говорить о нереализуемости по данному варианту крупных проектов, требующих существенного финансирования и имеющих длительный срок окупаемости. В современной России финансовые ресурсы имеют высокую стоимость, что является ограничителем формирования оборотных средств ЭСКО. Компании вынуждены обращаться к

250

финансовым организациям, и с учетом высоких ставок значительные средства (результаты ЭСКО), заработанные на ЭС, изымаются у ЭСКО в пользу кредитора за пользование ресурсами. Таким образом, использование схемы прямого взаимодействия между заказчиком и ЭС компаниями случается редко. Основным способом взаимодействия при реализации ЭС проектов является трехстороннее участие заказчика, ЭС компании и финансовой организации.

Сдерживающее влияние на распространение ЭС в России оказывает недостаточно разработанное законодательное обеспечение. К примеру, Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 № 261-ФЗ требует, чтобы срок действия ЭСКО был не менее срока, необходимого для достижения установленной величины экономии ЭР. Требование делает невозможным внедрение ЭС мероприятий с длительным сроком окупаемости (более 5 лет), так как работающим на кредитных ресурсах ЭС компаниям важен максимально быстрый срок возврата средств. Как правило, именно мероприятия, имеющие длительный срок окупаемости, являются наиболее затратными, за счет того, что являются наиболее инновационными, использующими передовые подходы и технологии, рассчитанными на длительный перспективный период эксплуатации.

Далее, ст. 22 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ требует предоставления финансовых гарантий на оборудование со стороны ЭС компании в случае, если заказчик является бюджетной организацией (БО). Указанное требование является нелогичным, поскольку устанавливаемое в ходе реализации ЭСКО оборудование БО в принципе не оплачивается. В ходе исполнения ЭСКО БО выплачивает исполнителю заранее оговоренную в контракте долю от достигнутой экономии расходов на ЭР. Установленное оборудование переходит в собственность БО только после завершения контракта, а до наступления этого момента является собственностью исполнителя. Дополнительное обременение исполнителя гарантийными обязательствами является неоправданной финансовой нагрузкой на ЭС бизнес.

Еще одна правовая сложность при ведении деятельности в ЭСб заключается в методологической неурегулированности определения параметров ЭСКО. Дело в том, что в период реализации ЭСКО результаты ЭСб оцениваются по базовым показателям, которые вычисляются как результаты финансовой, хозяйственной, производственной деятельности заказчика. Методика определения базовых показателей является не бесспорной и требующей разработки более удобных форм определения. После проведения исполнителем ЭСКО необходимых мероприятий по ЭСб наступает время компенсации затрат исполнителю за счет экономии средств, затрачиваемых на ЭР. Но период вы-

251

плат растянут во времени, и в течение этого срока могут очень сильно поменяться параметры, на основе которых вычислялась база экономии. Могут измениться объем производства заказчика, стоимость ЭР, подходы к тарифооб-разованию со стороны поставщиков ЭР и т.д. Установление размера экономии в условиях быстрой динамики параметров, определяющих выплаты исполнителю, является сложным процессом. В каждом ЭСКО исполнителю и заказчику приходится оговаривать комплекс возможных вариантов, что усложняет ЭС деятельность, является элементом серьезного риска для исполнителя при изменениях расчетных параметров контракта, но в тексте контракта не предусмотренных.

Другая юридическая коллизия, связанная с деятельностью в сфере ЭСб состоит в том, что исполнитель ЭСКО оплату от заказчика может получить только в одном случае - если зафиксировано уменьшение потребления ЭР. Практика ведения ЭСб деятельности показывает, что у заказчика часто возникает дополнительный экономический эффект [14]. В случае, если в результате ЭС мероприятий получен иной положительный эффект, оплате исполнителю он не подлежит, что неправильно.

Самый значительный риск для ЭС организации состоит в том, что заказчик может обанкротиться. В этом случае исполнитель контракта может претендовать только на роль кредитора в части неоплаченной ему доли от экономии ЭР, полученной в текущий период деятельности до наступления момента банкротства.

При проведении ЭСб деятельности, в силу разных причин наибольший риск несут ЭС компании [15]. Кроме указанных выше, серьезный риск состоит в неквалифицированной эксплуатации заказчиком нового ЭСб оборудования. В этом случае возможен выход оборудования из строя, причем, согласно действующему законодательству оборудование находится в собственности (а значит, в зоне ответственности) исполнителя контракта, что влечет для него дополнительные расходы по обслуживанию и ремонту. Кроме того, неквалифицированная эксплуатация заказчиком оборудования может повлечь снижение эффекта ЭСб. А последнее обстоятельство сразу ухудшает экономические показатели исполнителя ЭСКО.

Одной из значительных проблем, стоящих на пути решения проблем развития ЭСб в РФ, является несовершенство системы управления ЭР в отраслях и сферах экономики. Согласно исследованию эффективности системы ЭМ крупнейших предприятий России, проведенному в 2015 году Российским энергетическим агентством Министерства энергетики Российской Федерации среди 80 предприятий разной отраслевой направленности, у 61 % предприятий системы ЭМ на момент исследования не было, 16 % предприятий систему ЭМ внедряли в действие, и лишь 23 % предприятий имели в своем составе полноценную сертифицированную систему управления ЭР (данные взяты на портале ГИСЭЭ, https://gisee.ru/). В исследовании говорится, что

252

наибольший прогресс в сфере ЭСб отмечается на предприятиях ТЭК. На 39 % предприятий система ЭМ внедрена, а 19 % предприятий планировали внедрить систему ЭМ до конца 2017 года. На предприятиях прочих отраслей лишь у 3 % предприятий система ЭМ на момент проведения исследования была внедрена и 12 % предприятий планировали создать ЭМ до конца 2017 года. В исследовании делается вывод, что основными проблемами внедрения системы ЭМ на предприятиях России является несовершенство методологической базы, не позволяющей компаниям технологично и качественно разрабатывать технико-экономические обоснования и экономическую эффективность мероприятий по повышению ЭЭ, а также низкий уровень информированности менеджмента компаний о системах ЭМ, лучших практиках разработки и внедрения систем ЭМ и неразвитость инфраструктуры ЭС.

Для придания динамики процессу развития ЭМ в РФ необходим целый комплекс системных мер, среди которых: совершенствование методической базы разработки, формирования и внедрения системы ЭМ в организациях; совершенствование нормативно-законодательной базы федерального и регионального уровней; формирование системы подготовки и развития кадров [16] как управленческой направленности по специальности «Энергоменеджмент», так и технических специалистов по инженерным специальностям, связанным с использованием различных видов ЭР, а также разработка, внедрение и совершенствование учебных программ, методик и стандартов подготовки специалистов в указанных сферах; разработка мер поддержки и стимулирования субъектов хозяйствования для ведения деятельности по ЭСб; активное развитие инфраструктуры для ведения деятельности по ЭСб.

Оценим перспективы отраслевого развития. Рассмотрим материалы совместного исследования Международной финансовой корпорации (ШС) и Всемирного банка (WB) десятилетней давности [17] о состоянии рынка в сфере ЭСб в РФ. Исследователи определили, что экономике РФ в ценах 2007 года требуется 320 млрд долл. США для проведения ЭСб мероприятий в сфере частной и государственной собственности, а также в домовладениях, чтобы получить общий эффект ежегодной экономии при использовании ЭР в размере 80 млрд долл. в год. Возьмем (не взирая на давний срок исследования) предлагаемую нам ШС и WB цифру 320 млрд долл. в качестве базового показателя потребности экономики РФ в финансировании ЭСб мероприятий и сравним с современными бюджетными показателями. Согласно Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» от 05.12.2017 № 362-ФЗ запланирован средний по 2018 году курс $, равный 64,7 руб. В пересчете на валюту США по среднему годовому (2018) курсу доходы бюджета РФ в 2018 году запланированы на уровне 235 млрд $. Получается, что доходы бюджета в 1,36 раза ниже рассчитанных потребностей экономики России в инвестициях на ЭСб мероприятия. Еще

253

одна показательная цифра: 35 млрд $ - планируемые расходы бюджета РФ в 2018 году по статье «Национальная экономика», что в 9 раз ниже требуемых инвестиций в отрасль ЭСб РФ. Существуют и отечественные экспертные оценки потенциала российского рынка ЭС, определенные в 2014 году [18], согласно которым его емкость составляет 3,5 трлн руб. в год, или (по плановому курсу-2018) 54 млрд $, что в 1,5 раза выше запланированных бюд-жетом-2018 расходов на всю (!) национальную экономику. Исходя из указанных данных, можно сделать «качественный» вывод о том, что, во-первых, емкость рынка ЭС-услуг в РФ огромна; во-вторых, развитие рынка в силу его размеров и невозможности финансирования исключительно за счет бюджета возможно только благодаря частному финансированию, а также путем государственно-частного (муниципально-частного) сотрудничества/партнерства; в-третьих, деятельность в сфере ЭСб в силу ее востребованности (пусть не всегда осознанной современными участниками экономической деятельности) и объемности рынка можно смело выделить в новую отраслевую направленность современной российской экономики.

Необходимо упомянуть о текущих экономических факторах, влияющих на участников экономической деятельности в современной России, которые, безусловно, вынудят всех обратить внимание на необходимость проведения мер ЭСб. Основным фактором является развитие конкуренции, возникающей вследствие роста темпов внедрения инноваций, позволяющих снижать долю использования ЭР на единицу товара/услуги при производстве, продвижении, реализации и утилизации. Стратегии экономии на издержках являются наиболее распространенным способом сохранения конкурентного преимущества для большинства участников рынка. Вторым фактором, «стимулирующим» развитие ЭСб деятельности в России, является стабильный рост цен на энергию и ее носители в стране. Существует экспертное мнение [19], согласно которому в стране завершается процесс формирования вертикально-интегрированных корпоративных структур ТЭК, которые фактически монопольно контролируют всю технологическую цепочку от добычи, транспортировки, переработки, до доставки и сбыта энергоресурсов каждому конкретному потребителю. В условиях монопольного владения рынком для российских предприятий ТЭКа существует только один стимул деятельности (что является абсолютно естественным, закономерным и понятным явлением) - рост доходности [20], который достигается через рост цен и тарифов на энергию. Вся постсоветская история развития российской экономики заставляет согласиться с гипотезой экспертов о перспективах дальнейшего системно-перманентного роста цен и тарифов на энергию и носители. Это означает, что российскому бизнесу жизненно необходимо заниматься ЭСб хотя бы для того, чтобы в структуре себестоимости его продукции доля ЭР снижалась в целях сохранения/усиления конкурентных позиций продукции на глобальном рынке. И, наконец, третий фактор, способст-

254

вующий развитию ЭСб в России, - макроэкономический, а именно: снижающаяся ставка рефинансирования Центрального банка России позволяет надеяться, что будет расширяться перечень ЭСб мероприятий, имеющих большой срок окупаемости, предлагаемых ЭС компаниями своим клиентам. Мы уже упоминали ранее, что из-за отсутствия собственных средств энергосервис в России в основном базируется на заемном капитале. Это обстоятельство существенно ограничивает спектр ЭС мероприятий, делая выгодным только быстро окупаемые сделки. Сегодня появляется надежда на изменение ситуации и расширение возможностей ведения бизнеса в ЭС.

Список литературы

1. Энергоэффективность и устойчивое развитие / С.Н. Бобылев [и др.]; под ред. В.М. Захарова; Ин-т устойч. развития; Центр экологической политики России, 2010. - 148 с.

2. Мукумов Р.Э., Андрианов В.В., Захаров А.П. Развитие рынка энергосервиса в России. Состояние и перспективы // Энергосовет. - 2012. - № 6 (25). -С.26-30.

3. Гершанок А.А. Экономические реформы в России - долгосрочная стратегия или предвыборный популизм // Теория и практика корпоративного менеджмента: сб. науч. ст. / Перм. гос. нац. исслед. ун-т. - Пермь, 2017. -Вып. 14. - С. 22-27.

4. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93978/ (дата обращения: 21.04.2018).

5. Комплексный план повышения энергоэффективности экономики России [Электронный ресурс] / Аналит. центр при Правительстве Рос. Федерации. - URL: http://ac.gov.ru/files/content/13768/kompleksnyj-plan-pdf.pdf (дата обращения: 21.04.2018).

6. Незнакина К.В. Региональные программы экономического и социального развития: элемент системы эффективного управления экономикой // Экономика. Управление. Право. - 2012. - № 10-1 (34). - С. 48-50.

7. Ёлохов А.М., Ёлохова Т.А. Стратегическое программно-целевое управление / Зап.-Урал. ин-т экономики и права. - Пермь, 2015. - 377 с.

8. Доможирова К.В., Лохматова В.А. Новый взгляд на управление человеческими ресурсами: компетентностный подход // Повышение производительности труда как ключевое направление региональной промышленной политики и основа неоиндустриального подъема инновационной конкурентоспособности корпораций: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. / Перм. гос. нац. исслед. ун-т. - Пермь, 2015. - С. 140-142.

255

9. Типовая дорожная карта внедрения системы энергетического менеджмента // Портал Государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. - URL: http://https://gisee.ru/ (дата обращения: 21.04.2018).

10. Шапошникова Т.В. Преимущества и риски энергосервисных контрактов // Молодой ученый. - 2016. - № 6. - С. 969-972.

11. Бурчакова А.А. Повышение экономической эффективности энергопотребления с использованием механизма энергосервиса, как фактор перехода на устойчивое развитие // Экономика и предпринимательство. - 2015. -№ 12-4. - С. 160-167.

12. Modern Russian and foreign approaches to strategic planning of the regional socio-economic development / V.G. Prudskiy, G.A. Demin, A.M. Oshchepkov, A.A. Gershanok // Journal of Advanced Research in Law and Economics. - 2017. -Vol. VIII, no. 2(24). - P. 570-580. DOI: 10.14505/jarle.v8.2(24).27. 2017

13. «Невидимое топливо». Исследование возможностей повышения энергоэффективности в промышленности стран СНГ [Электронный ресурс] / Евраз. банк развития; Компания Ernst&Yong. - М., 2014. - 106 с. - URL: http://es.esco.agen-cy/images/art/2-2017/art26.pdf (дата обращения: 21.04.2018).

14. Адейкина Т.Н., Антипова Н.В. Энергосервисный контракт как способ реализации политики энергосбережения [Электронный ресурс] // Молодежь и наука: сб. материалов Х юбил. Всерос. науч.-техн. конф. студ., асп. и молодых ученых с междунар. участием, посвящ. 80-летию образования Крас-нояр. края / Сиб. федер. ун-т. - Красноярск, 2014. - URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2014/directions.html (дата обращения: 21.04.2018).

15. Бурчакова А.А. Развитие механизма энергосервиса как направления повышения энергоэффективности: дис. ... канд. экон. наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. - М., 2016. - 134 с.

16. Воеводкин Н.Ю., Доможирова К.В. Основы кадровой работы в организации // Прогнозирование инновационного развития национальной экономики в рамках рационального природопользования: материалы V Между-нар. науч.-практ. конф.: в 3 ч. - Пермь, 2016. - Ч. 1. - С. 434-438.

17. Энергоэффективность в России: скрытый резерв [Электронный ресурс] / Междунар. фин. корпорация и Всемирный банк. - М., 2008. - URL: http://www.cenef.ru/file/FINAL_EE_report_rus.pdf (дата обращения: 21.04.2018).

18. Савчук С. Экономия становится рентабельной // Российская газета. -2014. - № 965 (36).

19. Суденко С. Эксперт о Комплексном плане повышения энергоэффективности экономики России // Портал по энергосбережению «Энергосовет». - URL: http://energosovet.ru/ news.php?zag=1502446427 (дата обращения: 21.04.2018).

256

20. Гершанок А.А. Российская экономика на нефтяном пути: проблемы и перспективы инновационного развития предприятий // Индустриальная цивилизация: прошлое или будущее России: материалы III Перм. конгр. ученых-экономистов: в 2 т. / Перм. гос. нац. исслед. ун-т. - Пермь, 2017. - Т. 1. -С.21-25.

References

1. Bobylev S.N. [et al.]. Energoeffektivnost' i ustoichivoe razvitie [Energy efficiency and sustainable development]. Ed. V.M. Zakharov, 2010, 148 p.

2. Mukumov R.E., Andrianov V.V., Zakharov A.P. Razvitie rynka energoservisa v Rossii. Sostoianie i perspektivy [Development of the energy service market in Russia. Status and prospects]. Energosovet, 2012, no. 6 (25), pp. 26-30.

3. Gershanok A.A. Ekonomicheskie reformy v Rossii - dolgosrochnaia strategiia ili predvybornyi populism [Economic reforms in Russia - long-term strategy or preelection populism]. Teoriia i praktika korporativnogo menedzhmenta. Perm, Perm State National Research University, 2017, vol. 14, pp. 22-27.

4. Ob energosberezhenii i o povyshenii energeticheskoi effektivnosti i o vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii [About energy saving, power efficiency improvement and amendment of some legal acts of the Russian Federation]. Federal law of 23.11.2009 no. 261-FZ, available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_93978/ (accessed 21 April 2018).

5. Kompleksnyi plan povysheniia energoeffektivnosti ekonomiki Rossii [Comprehensive plan to improve energy efficiency of the Russian economy], available at: http://ac.gov.ru/files/content/13768/kompleksnyj-plan-pdf.pdf (accessed 21 April 2018).

6. Neznakina K.V. Regional'nye programmy ekonomicheskogo i sotsial'nogo razvitiia: element sistemy effektivnogo upravleniia ekonomikoi [Regional economic and social development: An element of the system of efficient management of economy]. Ekonomika. Upravlenie. Pravo, 2012, no. 10-1(34), pp. 48-50.

7. Elokhov A.M., Elokhova T.A. Strategicheskoe programmno-tselevoe upravlenie [Strategic targeted control]. Perm, West Ural Institute of Economics and Law, 2015, 377 p.

8. Domozhirova K.V., Lokhmatova V.A. Novyi vzgliad na upravlenie chelovecheskimi resursami: kompetentnostnyi podkhod [A new perspective on human resource management: Competence approach]. Povyshenie proizvoditel'nosti truda kak kliuchevoe napravlenie regional'noi promyshlennoi politiki i osnova neoindustrial'nogo pod"ema innovatsionnoi konkurentosposobnosti korporatsii. Conference proceedings. Perm, Perm State National Research University, 2015, pp. 140-142.

257

9. Tipovaia dorozhnaia karta vnedreniia sistemy energeticheskogo menedzhmenta [Standard road map for the implementation of the energy management system], available at: http://https://gisee.ru/ (accessed 21 April 2018).

10. Shaposhnikova T.V. Preimushchestva i riski energoservisnykh kontraktov [Advantages and risks of energy service contracts]. Molodoi uchenyi,

2016, no.6, pp. 969-972.

11. Burchakova A.A. Povyshenie ekonomicheskoi effektivnosti energopotreble-niia s ispol'zovaniem mekhanizma energoservisa, kak faktor perekhoda na ustoichivoe razvitie [Increasing the economic efficiency of energy consumption using the mechanism of energy services as a factor of transition to sustainable development]. Ekonomika ipredprinimatel'stvo, 2015, no. 12-4, pp. 160-167.

12. Prudskiy V.G., Demin G.A., Oshchepkov A.M., Gershanok A.A. Modern Russian and foreign approaches to strategic planning of the regional socioeconomic development. Journal of Advanced Research in Law and Economics,

2017, vol. VIII, no. 2(24), pp. 570-580. DOI: 10.14505/jarle.v8.2(24).27.2017.

13. "Nevidimoe toplivo". Issledovanie vozmozhnostei povysheniia energoeffektivnosti v promyshlennosti stran SNG [The "invisible fuel". The study of the possibilities of improving energy efficiency in the industry of the CIS countries]. Moscow, 2014, 106 p., available at: http://es.esco.agen-cy/images/art/2-2017/art26.pdf (accessed 21 April 2018).

14. Adeikina T.N., Antipova N.V. Energoservisnyi kontrakt kak sposob realizatsii politiki energosberezheniia [Energy service contract as a way of implementation of energy saving policy]. Molodezh' i nauka. Krasnoiarsk, Siberian Federal University, 2014, available at: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2014/directions.html (accessed 21 April 2018).

15. Burchakova A.A. Razvitie mekhanizma energoservisa kak napravleniia povysheniia energoeffektivnosti [Development of mechanism for energy service as the direction of energy efficiency]. Ph.D. thesis. Moscow, Lomonosov Moscow State University, 2016, 134 p.

16. Voevodkin N.Iu., Domozhirova K.V. Osnovy kadrovoi raboty v organizatsii [Fundamentals of personnel work in the organization]. Prognozirovanie innovatsionnogo razvitiia natsional'noi ekonomiki v ramkakh ratsional'nogo prirodopol'zovaniia. Conference proceedings. Perm, 2016, part 1, pp. 434-438.

17. Energoeffektivnost' v Rossii: skrytyi rezerv [Energy efficiency in Russia: Hidden reserve] Moscow, 2008, available at: http://www.cenef.ru/file/FINAL_EE_ report_rus.pdf (accessed 21 April 2018).

18. Savchuk S. Ekonomiia stanovitsia rentabel'noi [Savings becomes cost-effective]. Rossiiskaia gazeta, 2014, no. 965 (36).

19. Sudenko S. Ekspert o Kompleksnom plane povysheniia energoeffektivnosti ekonomiki Rossii [Expert view on a comprehensive plan to improve the energy effi-

258

ciency of the Russian economy]. Energosovet, available at: http://energosovet.ru/ news.php?zag= 1502446427 (accessed 21 April 2018).

20. Gershanok A.A. Rossiiskaia ekonomika na neftianom puti: problemy i perspektivy innovatsionnogo razvitiia predpriiatii [The Russian economy on the oil way: Problems and prospects of innovative development of enterprises]. Industrial'naia tsivilizatsiia: proshloe ili budushchee Rossii. Congress proceedings. Perm, Perm State National Research University, 2017, vol. 1, pp. 21-25.

Оригинальность 82 %

Получено 23.04.2018 Принято 11.05.2018 Опубликовано 28.12.2018

M.V. Marakulin

ISSUES AND CHALLENGES OF INCREASING ENERGY EFFICIENCY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers the historical aspect of formation, the main problems and prospects for the formation of the energy service market in the Russian Federation, as well as possible avenues for improving energy saving activities and development of energy management. A deeper integration of the Russian economy into the global system of world economy raises the problem of cost reduction in the implementation of leadership strategies in production costs for Russian companies and organizations operating in budgetary spheres. The need to reduce the expenses of economic agents for energy resources opens up new prospects for business organizations that provide energy services. For the development of energy services in Russia at present, a set of economic and institutional factors emerge, stimulating business to enhance activities in this area. The Russian Federation has legislation in place, besides in most regions of the country and a large number of municipalities there are legislative acts regulating the activities of the energy service business, determining the order of interaction of actors in the economic and legal processes of the energy service; energy saving programs and projects are being implemented. As in any field of activity, taking into account the dynamics of economic and political development processes, the legislation needs continuous development and improvement. Insufficient development of the system of management of energy saving processes revealed the absence of modern energy management in Russia. The article shows the main opportunities for overcoming the current situation. The complex state of Russia's financial system is an additional deterrent to the development of energy services, the mechanism of which is disclosed in the article. A number of key factors that boost demand for economic activities have been identified for the energy service, whose role will continue to grow in the future.

Keywords: energy saving, energy efficiency, energy service, energy service contract, legislation in the field of regulation of energy-saving activities.

Mikhail V. Marakulin - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Management, Perm State National Research University, e-mail: marakperm@mail.ru.

Received 23.04.2018 Accepted 11.05.2018 Published 28.12.2018

259

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.