55
/V ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ СФЕРЫ УСЛУГ
Янсон С.Ю.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЭНЕРГОСЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
Аннотация. Одной из наиболее острых и актуальных для большинства хозяйствующих субъектов является проблема высокого потребления энергетических ресурсов, что актуализирует задачу обеспечения оптимальных условий энергопотребления, обеспечивающих энергосбережение и повышение энергоэффективности. Одним из законодательно закрепленных инструментов, призванных решить указанную задачу, являются энергосервисные контракты. В статье проанализирована эволюция института энергосервисных контрактов, рассмотрена организация функционирования энергосервисных компаний, определены направления развития рынка энергосервисных услуг. Акцентируется внимание на направлениях государственного регулирования в области энергосервисной деятельности.
Ключевые слова. Энергосбережение, энергоэффективность, энергосервисная деятельность, энергосервисный контракт, энергосервисная компания.
Yanson S.Yu.
INSTITUTIONAL DEVELOPMENT OF POWER SERVICE ACTIVITY IN RUSSIA
Abstract. One of the sharpest and actual economic entities for the majority is the problem of high consumption of energy resources that staticizes a problem of providing the optimum conditions of energy consumption providing energy saving and increase of energy efficiency. One of legislatively fixed tools urged to solve the specified problem are power service contracts. In article evolution of institute of power service contracts is analyzed, the organization of functioning of power service companies is considered, the directions of development of the market ofpower services are defined. The attention is focused on the directions of state regulation in the field ofpower service activity.
Keywords.Energy saving, energy efficiency, power service activity, power service contract, power service company.
В России до 2009 г. энергосервисные компании (ЭСКО) как участники рынка практически не существовали. Промышленные предприятия либо управляли энергосберегающими проектами по своему усмотрению, нанимая подрядчиков или передавая их на аутсорсинг внешним инжиниринговым компаниям, либо использовали лизинговые программы. В бюджетном секторе законодательство о госзакупках разрешало приобретать оборудование только по самым низким ценам, а Бюджетный кодекс не позволял государственным и муниципальным заказчикам заключать контракты, если их срок выходил за рамки трехлетнего бюджетного цикла.
В 2009 г. российское государство, следуя общемировым тенденциям, в частности положительному опыту стран ЕС, США и Японии [1, 2, 4], выбрало энергосервис в качестве одного из ключевых механизмов реализации энергосберегающего потенциала. После принятия Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федера-
ГРНТИ 06.71.03 © Янсон С.Ю., 2015
Сергей Юрьевич Янсон - кандидат экономических наук, доцент, генеральный директор ОАО «Трест Г ид-ромонтаж» (г. Москва).
Контактные данные для связи с автором: 123423, г. Москва, Карамышевская наб., д. 37 (Russia, Moscow, Karamyshevskaya emb., 37). Тел.: +7 499 191-00-01. Е-mail: yanson@oao-thm.ru.
56
Теория и технологии сферы услуг
ции» (далее - Закон 261-ФЗ), рынок энергоэффективных технологий в России получил мощный толчок для развития. Закон 261-ФЗ активизировал потребность в энергетическом аудите и открыл возможности для выхода на рынок новых участников. Рынок энергетического аудита в соответствии с Законом 261-ФЗ является саморегулируемым, то есть все участники рынка должны быть членами саморегулируемой организации. Министерство энергетики, в свою очередь, регистрирует все саморегулируемые организации и их членов.
Закон 261-ФЗ впервые представил идею об энергетическомперфоманс-контракте, который впоследствии назвали энергосервисным договором (контрактом) и которому дали весьма широкое определение. Согласно этому определению предметом энергосервисного договора (контракта) является «осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком». К настоящему времени сформирована определенная нормативно-правовая база, касающаяся энергосервисной деятельности. Необходимо отметить, что особенности заключения энергосервисных контрактов нашли отражение и в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ст. 108).
Участники российского рынка ЭСКО весьма сильно отличаются друг от друга размерами и возможностями. Большинство энергосервисных компаний - это небольшие компании с численностью персонала 10-60 человек. Истоки возникновения таких компаний лежат в проведении энергоаудитов, применении запатентованных технологий энергосбережения, а также инжиниринговых мероприятий «под ключ». Из-за отсутствия долгосрочного финансирования и из-за своих небольших размеров проекты энергосервисных компаний довольно маленькие (в диапазоне от 10 до 200 тыс. долл. США) и ориентированы на быструю окупаемость. Они включают в себя: модернизацию освещения, учет тепловой энергии (обеспечение финансовой экономии для клиента за счет оплаты не планового (договорного) объема энергии, а фактически потребленного), установку терморегуляторов, устройств переменной частоты, а также когенерацию (включая программы использования альтернативного топлива) с применением лизинговых схем.
Средний сегмент рынка представлен частными компаниями среднего размера разнообразных видов деятельности (производители измерительного оборудования, IT-компании, девелоперы), которых рынок энергосбережения привлекает незначительными рисками и высокой доходностью. В этом случае объем инвестиций находится в пределах от 300 до 2000 тыс. долл. США. С другой стороны рынка энергосбережения находятся энергосберегающие подразделения крупных энергосетевых компаний, которые реализуют энергосберегающие проекты как для головных организаций, так и для их клиентов - муниципалитетов, городов и регионов. Проекты ценой свыше 3 млн долл. США - не редкость в данном сегменте [3].
Энергосервисные контракты призваны сделать инвестиции в энергосбережение рентабельными для всех участников рынка энергосервисных услуг. При традиционном подходе к энергосбережению бремя энергосберегающих мероприятий в виде проведения энергоаудита и реализации намеченных проектов ложилась на энергетиков предприятий, как непрофильная и второстепенная задача, решаемая с использованием собственных средств предприятий и несением рисков по реализации проектов. Подход на основе энергосервисных контрактов позволяет возложить весь комплекс необходимых мероприятий и риски по достижению заявленных результатов на специализированную энергосервисную компанию, выручка которой полностью определяется успехом энергосбережения на объектах клиентов. Комплекс услуг в рамках энергосервисных контрактов включает в себя прединвестиционныйэнергоаудит (определение базовых параметров энергопотребления), разработку механизмов финансирования и внедрения энергосберегающих мероприятий, а также мониторинга и подтверждения результатов. Ключевым элементом контракта является финансирование, не требующее собственных средств предприятий, и реализация намеченных к внедрению мероприятий силами энергосервисной компании.
Энергосервисная компания, в свою очередь, напрямую заинтересована в качественном выполнении комплекса работ, так как окупаемость проекта и полученная прибыль напрямую зависит от размера сэкономленных заказчиком средств. Основные выгоды для потребителя при заключении энергосервисного контракта следующие: экономия средств предприятия; оплата мероприятий по
Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 3 (25). 2015.
57
повышению энергоэффективности за счет будущих поступлений; сокращение расходов на ремонт устаревшего оборудования; получение услуги качественного управления строительным и монтажным проектом; техническая подготовка операционного персонала.
Энергосервисный контракт содержит элементы различных договоров (подряда, услуг, финансовой аренды, поручения, договора на проектно-изыскательские работы и др.), т.е. является по своей природе смешанным договором (ст. 421 Гражданского кодекса) и представляет собой достаточно сложную юридическую конструкцию. Различают три основных схемы финансирования энергосберегающих мероприятий с использованием энергосервисных контрактов: энергосервисный контракт заключается только между заказчиком и ЭСКО, кредитная организация не участвует в этой сделке; заключается трехсторонний кредитный договор, по которому заемщиком является ЭСКО, указывается целевое назначение кредита - реализация энергоэффективного проекта на объекте заказчика; по условиям энергосервисного контракта и кредитного договора заказчик обязан открыть расчетный счет в кредитной организации, которая финансирует реализацию энергоэффективного проекта, и все расчеты за потребляемые энергоресурсы заказчик вправе производить только с этого расчетного счета.
Применение первой схемы в России затруднено, т.к. у сравнительно новых ЭСКО нет достаточных средств для проведения всего комплекса энергосберегающих мероприятий. В большинстве случаев, если заказчик - частная компания, применяется вторая схема. Иная схема взаимодействия ЭСКО и бюджетных организаций. По российскому законодательству государственные и муниципальные учреждения, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия ограничены в своих возможностях распоряжения имуществом, совершения сделок и привлечения заемных средств. Однако, несмотря на эти препятствия, использование энергосервисных контрактов в бюджетной сфере возможно, т.к. гражданское законодательство допускает участие указанных организаций в гражданско-правовых отношениях. Поэтому их отношения с ЭСКО выстраиваются по следующей схеме.
После заключения договора между ЭСКО и бюджетным учреждением проведение работ оплачивается из возобновляемого фонда поддержки энергосервисных работ, который финансируется и администрируется учредителем и финансовыми организациями. После окончания работ и установления эффекта экономии банк, сотрудничающий по программе энергосервисных контрактов, возмещает затраты ЭСКО и выплачивает установленную заранее прибыль. Главный распорядитель бюджетных средств уменьшает затраты на содержание учреждения на величину экономии, оставляя часть сэкономленных средств в распоряжении учреждения, часть экономии оставляет у себя, часть резервирует для возмещения затрат банку. ЭСКО из полученных средств возвращает грант фонда с установленным процентом за риск.
Внедрение механизма реализации энергосберегающих мероприятий в бюджетной сфере путем заключения энергосервисных контрактов позволяет: превратить энергосбережение в бюджетных учреждениях в устойчивый бизнес, что создаст предпосылки для максимального развития рыночных механизмов и стимулов по внедрению энергосберегающих мероприятий в бюджетной сфере; избавить бюджетные учреждения от несвойственных им функций по разработке и реализации долгосрочных инвестиционных проектов и энергоменеджменту; провести модернизацию энергопотребления в бюджетной сфере без дополнительных расходов бюджета или снизить затраты на реализацию энергосберегающих проектов в бюджетных учреждениях; повысить эффективность бюджетных расходов посредством оптимизации закупок энергоресурсов.
Однако, на практике отсутствие общепринятой методологии определения эффекта энергосберегающих мероприятий вносит дополнительные трудности в работу энергосервисных компаний. А ведь от этих оценок зависит не только привлекательность предлагаемого со стороны ЭСКО набора плановых энергосберегающих мероприятий, но и в конечном счете прибыль, которую ЭСКО получит как процент от сэкономленных средств заказчика. Кроме того, возникают вопросы по тарифам в связи с реализацией обязательств по энергосервисным контрактам. К сожалению, формирование тарифов сегодня излишне политизировано, что создает дополнительную неуверенность инвестора при финансировании энергосервисных контрактов, особенно на долгосрочный период. Рост тарифов в долгосрочной перспективе может нивелировать эффект от внедрения энергосберегающих мероприятий, что создает серьезные финансовые риски.
58
Теория и технологии сферы услуг
Существует до настоящего времени и ряд других препятствий для развития рынка энергосервисных услуг. В бюджетной сфере это, в первую очередь, негибкость бюджетного законодательства, жесткий порядок распределения бюджетных средств, а также неготовность руководителей предприятий ЖКХ и курирующих их госорганов работать по нестандартным схемам. Для бизнеса остро стоит проблема неосведомлённости в сфере энергосбережения и возможной выгоды от экономии энергоресурсов. Также присутствует боязнь возможных «подводных камней» энергосервисных контрактов ввиду новизны этого инструмента для российского бизнеса.
В целях стимулирования развития региональных и частных энергосервисных компаний на федеральном уровне было предложено создание так называемой «суперЭСКО». Это специализированная организация с государственным участием, основная цель которой заключается в обеспечении финансирования проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности региональных и частных энергосервисных компаний, а также реализации пилотных энергосервисных проектов в бюджетном секторе и, как правило, оборонной промышленности. СуперЭСКО были созданы в некоторых зарубежных государствах и показали высокую эффективность. В России такой суперЭСКО стало ФГУП «Федеральная энергосервисная компания» (ФЭСКО), которое было образовано в июле 2011 года (в соответствии с приказом Минэнерго России от 15 июля 2011 г. № 274 на основании письма Росимущества от 8 июля 2011 г. № ДП-13/20061) на базе ФГУП «Фирма «Энергокомплект».
Миссией ФЭСКО является: создание условий для динамичного развития рынка энергосервисных услуг в Российской Федерации; обеспечение реализации проектов в государственном секторе на основе реализации энергосервисных договоров (контрактов) и проектов в области использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии; поддержка развития энергосбережения в отраслях экономики Российской Федерации и содействие развитию отечественного производства энергосберегающей продукции; формирование на основе общеотраслевой нормативносправочной системы единого информационного пространства, необходимого для всех участников производственных программ и инвестиционных проектов ТЭК, Государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса.
Целями деятельности ФЭСКО являются:
1) развитие рынка энергосервисных услуг: осуществление экспертной и информационной поддержки технических решений, применяемых ЭСКО с целью обеспечения необходимого уровня экономии по энергосервисным договорам (контрактам); создание центра типовых технологий и внедрения стандартов, унификации и типизации технических решений; создание центров компетенции и планирования деятельности на региональном и муниципальном уровне совместно с субъектами Российской Федерации; разработка стандартов в области оказания энергосервисных услуг и энергоменеджмента, учитывая опыт применения международных стандартов, IPMVP;
2) реализация потенциала энергосбережения в федеральной бюджетной сфере и промышленности: реализация энергосервисных договоров (контрактов) в федеральной бюджетной сфере и промышленности; центр технической, технологической, нормативной компетенции; центр международного сотрудничества; гарант-исполнитель;
3) содействие развитию отечественного производства энергосберегающей продукции: содействие развитию отечественной технологической базы в области энергосервиса и стимулирование разработок в области использования альтернативных и нетрадиционных источников энергии.
К задачам ФЭСКО относятся:
• содействие созданию институциональных условий развития рынка энергосервисных услуг и формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, в том числе зарубежных, на осуществление мероприятий и проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории субъектов Российской Федерации;
• комплексное решение задач энергосбережения в регионах на основе программно-целевого подхода;
• поддержка региональных ЭСКО малого и среднего уровня с целью достижения быстрого мультипликативного эффекта;
• реализация пилотных проектов (создание энергосервисных старт-апов) в области оказания энергосервисных услуг с целью их дальнейшего тиражирования частными ЭСКО;
Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 3 (25). 2015.
59
• содействие созданию организационной схемы управления энергосервисной деятельностью и иными формами осуществления инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории субъекта Российской Федерации;
• разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы и методического обеспечения энергосервисной деятельности и иных форм осуществления инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
• разработка механизмов и инструментов, повышающих доступность финансирования, и внедрение их на рынок;
• информационно-аналитическая и методическая поддержка участников рынка энергосервисных услуг;
• организация выполнения НИОКР с целью развития отечественной технической и технологической базы энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
• содействие разработке стандартов, в сфере оказания энергосервисных услуг, энергетического менеджмента на основе опыта применения международных стандартов (в том числе IPMVP и ISO 50001).
Задачи предполагается решать, в том числе, путем создания на базе ФЭСКО Центра технической компетенции и мониторинга проектов для покрытия рисков, а также создания совместных предприятий - региональных, отраслевых энергосервисных компаний и корпоративных альянсов для реализации проектов, а так же через иные формы сотрудничества. В процессе своего функционирования ФЭСКО взаимодействует с другими субъектами государственной политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, активно ведет проектно-сметные работы с целью реализации энергосервисных контрактов в различных субъектах РФ и муниципальных образованиях. Планируется реализация энергосервисного контракта с УФСИН России по Московской области (15 исправительных учреждений) по модернизации внутреннего и внешнего освещения с привлечением средств инвестора, партнеров ФЭСКО.
Кроме того, ФЭСКО ведет активную деятельность по мониторингу рынка энергосервисных услуг, и прорабатывает новые механизмы внедрения энергосервисных контрактов с внебюджетными организациями с последующей переуступкой прав требования финансовым организациям дебиторской задолженности, а также возможность кредитования под действующие энергосервисные контракты с бюджетными учреждениями. Проводится анализ и расчеты для заключения энергосервисных контрактов по уменьшению потерь до нормативных в распределительных электрических сетях (пилотный проект на сетях Ярославского филиала МРСК Центра) за счет средств инвестора. Прорабатываются пилотные проекты в регионах РФ и энергосбытовых компаниях (ОАО «Ярославская сбытовая компания», ОАО «Башкирэнерго» и другие) по внедрению автоматизированной системы коммерческого учета, регулирования и диспетчеризации энергопотребления (АСКУРДЭ) для автоматизации процессов сбора, учета и регулирования энергопотребления, контроля и управления техническими параметрами энергоресурсов, анализа аварийных ситуаций.
За 2014 г. ФГУП «Федеральная энергосервисная компания» было заключено 16 договоров на сумму более 590 млн рублей, в том числе: выполнение работ по поставке технологического оборудования (поставка проводится в рамках исполнения государственного контракта, заключенного между ФСБ России и ООО «ППМ-строительство»); оказание услуг по проведению энергетического обследования; выполнение субподрядных работ по модернизации уличного освещения; формирования номенклатуры материально-технических ресурсов (МТР) и мониторинг отпускных цен; оказание информационных услуг по формированию нормативно справочной информации, аудита МТР.
Кроме того, в 2014 г. ФЭСКО реализовало энергосервисный контракт с Администрацией Аннинского городского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области. Совместно с производителем светотехнического оборудования реализуются мероприятия по модернизации уличного наружного освещения в 5 городах Владимирской области. В течение 2014 г. ФЭСКО проведены и подписаны соглашения о совместной деятельности в области энергосбережения и повышения энергоэффективности с рядом регионов РФ, производителями энергосберегающей продукции, поставщиками услуг и финансовыми организациями (ОАО «Ростелеком», ОАО «ЭСК РусГидро», ЗАО «Сибур Холдинг», ООО «САП СНГ», ООО «Роснано-
60
Теория и технологии сферы услуг
Информ», ГУ ФСИН России по РО, ООО «ГПБ-Энергоэффект» и др.), всего подписано более 100 соглашений [5].
В настоящее время совершенствование государственного регулирования в области оказания энергосервисных услуг осуществляется в соответствии с Планом мероприятий, утвержденным Заместителем Председателя Правительства РФ А. Дворковичем в ноябре 2014 года. Документ содержит 29 пунктов, разделенных по основным направлениям развития энергосервисных услуг: в государственных и муниципальных секторах, в жилищном фонде, в секторе организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, а также общей методической поддержке развития энергосервисных услуг и развития технического регулирования. План затрагивает ключевые секторы энергосервисной деятельности и полностью охватывает вопросы совершенствования государственного регулирования в сфере развития рынка энергосервисных услуг. В него включены такие важные задачи как упрощение процессов кредитования энергосервисных проектов, работа с бюджетными заказчиками энергосервисных услуг, реализация энергосервисных контрактов с дополнительной экономией, а также определение порядка реализации энергосервисных договоров и контрактов в случае недостижения исполнителем необходимого минимального уровня экономии.
Таким образом, устранение пробелов в законодательстве, создание инвестиционных стимулов и донесение информации о преимуществах энергосбережения до потенциальных заказчиков обеспечит в будущем формирование полноценного рынка энергосервисных услуг, обеспечивающего повышение энергетической эффективности во всех отраслях экономики России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Каралкин М.В. Стратегия развития системы энергосбережения в нефтегазовой отрасли // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2010. № 6. С. 103-105.
2. Кухарская Е.В. Инструментарий государственной политики стимулирования энергосбережения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2009. № 4. С. 126-128.
3. Мукумов Р.Э., Андрианов В.В., Захаров А.П. Развитие рынка энергосервиса в России. Состояние и перспективы. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.energosovet.ru/bul_stat.php?idd=348 (дата обращения 01.09.2015 г.).
4. Плотников В.А., Кухарская Е.В. Энергосбережение как современный фактор экономического роста // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2012. № 9. С. 22-26.
5. Федеральная энергосервисная компания. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fes-com.ru (дата обращения 11.02.2015 г.).