Научная статья на тему 'Энергосервис в России: вопросы методологии анализа и факторы развития'

Энергосервис в России: вопросы методологии анализа и факторы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
651
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СНИЖЕНИЕ ЭНЕРГОЗАТРАТ / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ЭНЕРГОСЕРВИС / ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЙ КОНТРАКТ / ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ / РЫНОК ЭНЕРГОСЕРВИСА / ЭНЕРГОСЕРВИСНАЯ КОМПАНИЯ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / ENERGY COSTS CUTTING / ENERGY SAVING / ENERGY SERVICE / ENERGY SERVICE CONTRACT / ENERGY EFFICIENCY / ENERGY SERVICE MARKET / ENERGY SERVICE COMPANY / ENERGY BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурчакова Анна Александровна

Развитие механизма энергосервиса, направленного на привлечение финансирования и компетенций в реализацию энергосберегающих мероприятий, актуально для энергоемкой российской экономики. Разработка действенных рекомендаций по развитию рынка энергосервиса требует корректной оценки его масштабов и структуры, преимуществ и рисков энергосервисных контрактов для их контрагентов. В статье показано, что используемый в настоящее время инструментарий недостаточен для проведения полноценной оценки рынка и разработки перспективных мер его развития; предложена методология анализа российского рынка энергосервиса, в том числе его масштаба и институциональных характеристик; рассмотрены основные преимущества и риски работы в рамках энергосервисных контрактов. Показано, что рынок энергосервиса в России находится на начальной стадии развития и обладает значительным потенциалом. Подчеркивается необходимость совершенствования методологии учета энергосервисной деятельности, а также ее целевых показателей в рамках госпрограмм. Сформирован тезис о решающей роли институтов развития и ассоциаций энергосервисных компаний в становлении энергосервиса в России, распространении его успешной практики; необходимости взаимодействия с профильными ведомствами регионального и муниципального уровня, отвечающими за реализацию политики повышения энергоэффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Energy service in Russia: analysis methodology and development factors

It is essential for Russian energy-intensive economy to develop energy service, which is targeted at fund raising and bringing-in competence with regard to energy-saving activities. Elaboration of effective recommendations on the development of energy service market calls for consistent assessment of its scope and structure, as well as advantages and risks of energy service contracts for the contractors. The article demonstrates that the toolkit available now is not effective enough for proper market assessment and for elaboration of forward-looking measures for its development. Methodology for Russian energy service market analysis, including analysis of the scope and institutional characteristics, is suggested. Moreover, main advantages and risks with regard to energy service contracts are presented. The article shows that the Russian energy service market can be considered as an emerging market at the moment, which shows its huge potential. The need for advanced methodologies for monitoring and performance targets within state programmes is highlighted. The article also stresses the importance of development institutions and associations of energy service companies for the establishment of energy service in Russia, as well as expansion of best practice. It is vital to cooperate with field-specific government agencies, both on regional and municipal levels that are responsible for the implementation of energy saving policy.

Текст научной работы на тему «Энергосервис в России: вопросы методологии анализа и факторы развития»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/

Том 8, №2 (2016) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol8-2

URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/30EVN216.pdf

DOI: 10.15862/30EVN216 (http://dx.doi.org/10.15862/30EVN216)

Статья опубликована 21.03.2016.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Бурчакова А.А. Энергосервис в России: вопросы методологии анализа и факторы развития // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №2 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/30EVN216.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/30EVN216

УДК 338.32

Бурчакова Анна Александровна1

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», Москва, Россия

Магистр экономики, аспирант E-mail: [email protected]

Энергосервис в России: вопросы методологии анализа

и факторы развития

Аннотация. Развитие механизма энергосервиса, направленного на привлечение финансирования и компетенций в реализацию энергосберегающих мероприятий, актуально для энергоемкой российской экономики. Разработка действенных рекомендаций по развитию рынка энергосервиса требует корректной оценки его масштабов и структуры, преимуществ и рисков энергосервисных контрактов для их контрагентов.

В статье показано, что используемый в настоящее время инструментарий недостаточен для проведения полноценной оценки рынка и разработки перспективных мер его развития; предложена методология анализа российского рынка энергосервиса, в том числе его масштаба и институциональных характеристик; рассмотрены основные преимущества и риски работы в рамках энергосервисных контрактов. Показано, что рынок энергосервиса в России находится на начальной стадии развития и обладает значительным потенциалом. Подчеркивается необходимость совершенствования методологии учета энергосервисной деятельности, а также ее целевых показателей в рамках госпрограмм. Сформирован тезис о решающей роли институтов развития и ассоциаций энергосервисных компаний в становлении энергосервиса в России, распространении его успешной практики; необходимости взаимодействия с профильными ведомствами регионального и муниципального уровня, отвечающими за реализацию политики повышения энергоэффективности.

Ключевые слова: снижение энергозатрат; энергосбережение; энергосервис; энергосервисный контракт; повышение энергоэффективности; рынок энергосервиса; энергосервисная компания; энергетические услуги

Развитие мировой экономики связано с прогрессирующей эксплуатацией природных ресурсов, которая приводит к их истощению и ставит под угрозу возможность использования в долгосрочной перспективе. Принципы ответственного отношения к последствиям экономического развития нашли отражение в концепции перехода к устойчивому развитию,

1 Аспирантура и наши аспиранты: http://www.econ.msu.ru/departments/epp/phd/burchakova/ 1

которая получила свое закрепление в качестве главной для человечества в XXI веке в фундаментальных документах Конференций ООН последних лет.

Повышение энергоэффективности является одним из ключевых факторов перехода энергоемких экономик на устойчивое развитие, так как позволяет ограничить энергопотребление за счет снижения зависимости от использования экологически неэффективных или небезопасных источников энергии [9]. При этом повышение энергоэффективности и энергосбережение также могут рассматриваться в качестве необходимого условия устойчивого экономического развития, поскольку способствуют повышению производительности, снижению издержек энергопотребления и загрязнения окружающей среды, развитию новых технологий, а также созданию новых рынков экологической продукции и услуг, рабочих мест.

В России, как одной из самых энергоемких стран мира, наблюдается существенный потенциал снижения неэффективного потребления энергии. О значительном потенциале повышения энергоэффективности в России свидетельствуют данные исследований Всемирного Банка, Евразийского банка развития, Центра по эффективному использованию энергии, компаний МакКинзи и Emst&Yong2. По оценкам Всемирного банка увеличение производства энергоресурсов в России потребует 1 трлн долл. США, при этом повышение энергоэффективности позволит высвободить энергоресурсы, затратив на это в три раза меньшую сумму3. Проведенная экспертами Всемирного банка оценка выявила, что потенциальная экономия потребляемой в России первичной энергии составляет около 45%, что соответствует годовому энергопотреблению Франции.

Первостепенной задачей государственной политики повышения энергоэффективности и энергосбережения является привлечение инвестиций в реализацию энергосберегающих мероприятий. Одним из перспективных механизмов привлечения финансирования и компетенций в проекты по энергосбережению является энергосервис, основанный на принципе оплаты энергосберегающих мероприятий, реализуемых специализированными энергосервисными компаниями за счет сэкономленных от энергосбережения средств.

Энергосервис осуществляется посредством заключения энергосервисного контракта, предметом которого в соответствии с российским законодательством является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком4.

Энергосервис является видом энергетических услуг и может быть использован на всех стадиях процесса преобразования энергии на объектах электро-, теплоэнергетики и инженерной инфраструктуры, в том числе на тепло- и электроснабжающих предприятиях; электросетевом оборудовании и тепломагистралях, на объектах конечных потребителей тепло- и электроэнергии (бюджетные учреждения, промышленные предприятия, жилищный фонд).

2 «Невидимое топливо» Исследование возможностей повышения энергоэффективности в промышленности стран СНГ. Евразийский банк развития, Компания Emst&Yong. «Эрнст энд Янг (СНГ) Б.В.» 2014 г. 108 с.; Энергоэффективная Россия. Пути снижения энергоемкости и выбросов парниковых газов. Компания МакКинзи М: МакКинзи, 2010. 155 с.; Энергоэффективность в России: скрытый резерв. Всемирный Банк, ЦЭНЭФ. Всемирный банк: 2008. 162 с.

3 Энергоэффективность в России: скрытый резерв. Всемирный Банк, ЦЭНЭФ. Всемирный банк: 2008.

162 с.

4 Статья 19, Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 г.

В России становление рынка энергосервиса связано со вступлением в 2009 г. в силу Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4]. В рамках Государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики» предусмотрено полномасштабное развитие механизма энергосервиса в России, в частности к 2020 г. планируется заключение энергосервисных контрактов в объеме не менее 30 млрд руб.5. Однако текущее состояние энергосервиса в России свидетельствует о проблематичности достижения поставленной цели [3, 7, 8].

На сегодняшний день, несмотря на большой интерес к проблемам развития энергосервисной деятельности, ряд вопросов, связанных с методологией анализа и развития рынка энергосервиса остается непроработанным. Отсутствуют комплексные исследования, освещающие на научном и практическом уровнях проблему развития рынков энергосервисных контрактов в России, что препятствует выработке обоснованных решений по развитию энергосервисной деятельности.

Использование SWOT-анализа позволяет выявить и систематизировать наиболее актуальные преимущества и риски реализации энергосервисной деятельности в условиях современной России для заказчиков энергосервиса, а также для энергосервисных компаний. Рассмотрим вначале сильные стороны энергосервиса для заказчика. Они связаны с такими факторами как отсутствие необходимости первоначальных вложений, отсутствие необходимости в разработке и реализации долгосрочных инвестиционных проектов и энергоменеджмента, а также связано с привлечением в лице исполнителя качественных компетенций по непрофильному направлению деятельности компании и возможностью сосредоточиться на основном виде деятельности (табл. 1).

Отдельно следует выделить возникающий в ходе внедрения энергоэффективных проектов экономический эффект, который превосходит инвестиционные вложения [1]. Тем самым, проекты, по сути, являются самофинансируемыми. Энергосервисная компания выступает гарантом достижения экономии энергии как в стоимостном, так и в натуральном выражениях, так как оплата услуг исполнителя непосредственно зависит от полученных результатов. Таким образом, энергосервис позволяет снизить энергозатраты хозяйствующих субъектов и гарантировать их максимальную эффективность.

5 Государственная программа Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» от 15 апреля 2014 г. № 321 // Правительство РФ.

Таблица 1

SWOT-анализ энергосервиса для заказчика*

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ • снижение энергозатрат и повышение экономической эффективности; • высвобождение в результате энергосервиса средств после прекращения действия контракта; • отсутствие затрат на первоначальные инвестиции; • отсутствие необходимости в поиске финансовых средств на оплату энергосервисных услуг; • ожидаемая максимальная эффективность по услугам исполнителя, так как доход исполнителя непосредственно зависит от уровня достигнутой экономии; • отсутствие риска заказчика по реализации проекта, так как риск недостижения экономии несет исполнитель; • привлечение в лице исполнителя качественных компетенций по непрофильному направлению деятельности. • наличие трансакционных издержек по заключению и сопровождению энергосервисного контракта; • увеличение стоимости проекта из-за затрат на измерение и верификацию экономии энергии; • наличие временного лага между фактическим достижением экономии от энергосбережения и снижением затрат заказчика; • необходимость предоставления беспрепятственного доступа на объект заказчика и информирования обо всех изменениях, которые могут повлиять на энергопотребление.

ВОЗМОЖНОСТИ РИСКИ

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ • наличие долгосрочных целей по формированию рынка энергосервиса в энергетической политике России; • наличие мер налогового и экономического стимулирования потенциальных заказчиков энергосервисных услуг. • риск банкротства энергосервисной компании; • нестабильность государственной политики поддержки энергосервисной деятельности; • изменение приоритетов государственной поддержки; • проблематичность получения мер государственной поддержки.

* - авторская разработка

Риски, сопутствующие реализации энергосервисных контрактов, могут быть как общими для любых инвестиций, так и специфическими для энергосервисной деятельности. Их можно разделить на технические и экономические. Технические риски включают в себя риск неквалифицированной эксплуатации заказчиком энергосберегающего оборудования, риск ошибочной оценки базисного потребления энергии и инвестиционных затрат. К экономическим рискам можно отнести риск изменения тарифов, риск банкротства заказчика или энергосервисных компаний и т.д.

В свою очередь, для энергосервисных компаний работа в рамках энергосервисного контракта также имеет как преимущества, так и недостатки. В частности, работа в рамках энергосервиса позволяет компаниям-исполнителям диверсифицировать направления деятельности и расширить клиентскую базу (табл. 2). Однако, работа в рамках энергосервиса означает для энергосервисной компании выведение средств на срок реализации проекта,

который является достаточно длительным. Серьезным риском для энергосервисной компании выступает потенциальный риск банкротства заказчика, а также недостижения экономии из -за тарифов и других параметров, и последующая неуплата оказанных услуг. Практика показывает, что крупные компании обладают более высоким потенциалом управления вышеуказанными рисками, чем мелкие.

Таблица 2

SWOT-анализ энергосервиса для энергосервисных компаний*

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ • возможность диверсификации направлений деятельности; • возможность выхода на новых клиентов, в том числе с относительно низким уровнем финансового обеспечения. • выведение средств на срок реализации проекта; • зависимость уровня достигнутой экономии от соблюдения заказчиком правил эксплуатации энергосберегающего оборудования; • высокий уровень финансового обеспечения контрактов; • риск недостижения экономии из-за ошибочной оценки инвестиционных затрат, базисного энергопотребления.

ВОЗМОЖНОСТИ РИСКИ

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ • наличие долгосрочных целей по формированию рынка энергосервиса в энергетической политике России; • расширение деятельности из-за отсутствия явной и жесткой конкуренции на рынке; • получение методической и экспертной поддержки отраслевых групп и ассоциаций. • риск банкротства заказчика; • риск недостижения экономии из-за внешних факторов: изменения тарифов, несоответствия характеристик устанавливаемого оборудования заявленным производителем параметрам.

* - авторская разработка

Кроме того, преимущества в реализации энергосервисной деятельности со стороны энергосервисных компаний в России наблюдаются для компаний-поставщиков энергосберегающего оборудования, имеющих собственные инжиниринговые решения и компаний, обладающих большими финансовыми возможностями.

Анализ показывает, что в настоящее время энергосервис имеет больше преимуществ для заказчика, чем для энергосервисных компаний. В целом для энергосервиса, как и любой экономической деятельности в текущих российских условиях могут возникнуть риски, связанные со снижением экономической активности, экономической нестабильностью, уходом иностранных инвесторов и падением рубля, удорожанием банковских кредитов.

Анализ существующих подходов к исследованию рынка энергосервиса показал недостаточность используемого инструментария для полноценной оценки масштабов и структуры рынка и разработки перспективных мер поддержки его развития. На наш взгляд для оценки состояния рынка энергосервиса необходимо использовать два блока показателей: показатели, характеризующие масштаб рынка, и показатели, отражающие его институциональные характеристики. К первой группе показателей, характеризующих масштаб рынка, отнесены:

1. число энергосервисных компаний, имеющих опыт заключения и реализации энергосервисных контрактов;

2. объем инвестиций;

3. потенциал рынка энергосервиса;

4. количество заключенных и реализованных энергосервисных контрактов и их соотношение;

5. средний срок действия энергосервисных контрактов;

6. суммарная экономия в стоимостном и натуральном выражении, достигнутая в рамках реализации энергосервисных контрактов;

7. число профильных ассоциаций энергосервисных компаний;

8. число энергосервисных компаний в ассоциации от общего числа энергосервисных компаний;

9. число энергосервисных компаний в ассоциации, имеющих опыт заключения и реализации энергосервисных контрактов.

Необходимость использования двух видов показателей, характеризующих состав ассоциаций энергосервисных компаний, связана с тем, что в них состоят не только энергосервисные компании, но и такие участники рынка энергосервиса как: энергоаудиторские компании, банки, поставщики оборудования и энергоэффективных решений, институты развития из числа государственных и частных компаний, осуществляющих консультационные услуги, обучение и продвижение энергосервиса. Распространенной является практика, когда в ассоциации вступают компании без опыта энергосервисных контрактов, что существенно завышает показатели по числу действующих на рынке энергосервисных компаний.

Важнейшим показателем уровня развития рынка энергосервиса является показатель, характеризующий конечную цель деятельности энергосервисных компаний: экономия энергетических ресурсов в стоимостном и натуральном выражении. Предложенная система показателей уточняет характеристики ассоциаций энергосервисных компаний, используемых для оценки количества действующих энергосервисных компаний, включает показатели, ориентированные на результат энергосервисной деятельности.

Ко второй группе показателей, представляющих наиболее значимые институциональные характеристики рынка, отличающие развитые рынки энергосервиса от менее развитых, отнесены:

1. наличие специализированного законодательства, регулирующего энергосервисную деятельность;

2. наличие в государственной политике конкретной измеряемой количественной цели по развитию энергосервисной деятельности;

3. доступность банковского финансирования для заимствования под энергосервисные контракты;

4. наличие, число и динамика прецедентов судебных решений по энергосервисным контрактам;

5. наличие институтов развития.

Анализ российского рынка энергосервиса по предложенной системе показателей позволяет охарактеризовать современный уровень и тенденции его развития. Формирование и

развитие рынка энергосервиса как инструмента реализации политики повышения энергоэффективности и энергосбережения началось в 2009 г. На сегодняшний день рынок энергосервиса в России находится на начальной стадии своего развития. Несмотря на рост таких показателей как объем рынка, число энергосервисных компаний и число заключенных энергосервисных контрактов, потенциал энергосервиса используется недостаточно.

Необходимо отметить, что в условиях отсутствия официальной статистики по энергосервису оценить точное количество энергосервисных компаний в России достаточно сложно. Следует учитывать, что в России сложилась практика, когда компании относят себя к категории энергосервисных компаний, но при этом не предоставляют энергосервисные услуги в соответствии с российским законодательством об энергосервисных контрактах. Данное ограничение распространяется на использование данных российских ассоциаций энергосервисных компаний, в которые помимо профильных компаний входят участники рынка энергетических услуг, а также компании, не имеющие опыта заключения энергосервисных контрактов. По оценке автора, на основе анализа данных о закупках, заключенных на энергосервисные контракты и других открытых источников, в настоящее время, минимальное число энергосервисных компаний составляет 110 компаний.

Пространственные границы российского рынка довольно обширны, однако его распределение по субъектам РФ неравномерно. Из 110 энергосервисных компаний 28 компаний работают в Москве, 8 - в Новосибирской области, 6 - в Республике Саха (Якутия), по 5 - в г. Санкт-Петербурге и Свердловской области. Энергосервисные компании также представлены еще в 28 субъектах, однако их число в каждом из субъектов не превышает 5.

Большинство энергосервисных компаний можно разделить на компании-поставщики энергосберегающего оборудования и материалов, а также компании, занимающиеся монтажом оборудования и пуско-наладкой. Крупнейшие энергосервисные компании на российском рынке энергосервисных услуг представлены дочерними компаниями банков, а также международных компаний. Данные компании имеют существенное преимущество, связанное с возможностями вложения собственных средств для финансирования энергосберегающих мероприятий в рамках энергосервисного контракта.

Барьеры входа на рынок энергосервисных услуг в России связаны с труднодоступностью привлечения финансирования для малых компаний. Доступность банковского финансирования для заимствования под энергосервисные контракты оценивается в качестве важнейшего индикатора, характеризующего потенциал развития рынка энергосервиса.

В целом стратегические барьеры на рынке отсутствуют, о чем свидетельствует рост числа энергосервисных компаний. Тем не менее наблюдается тенденция к укрупнению структуры рынка энергосервиса, выявлены стабильно работающие энергосервисные компании, которые регулярно выигрывают государственные заказы на энергосервис.

Об активности энергосервисных компаний и их готовности представлять и защищать свои интересы свидетельствует наличие в России ряда ассоциаций, объединяющих ключевых игроков рынка энергосервиса. Наиболее сильные позиции, связанные с возможностью ассоциации представлять интересы энергосервисных компаний на уровне российского правительства, есть у Российской ассоциации энергосервисных компаний (РАЭСКО), созданной в 2014 г. при поддержке Минэнерго России и Минэкономразвития России. В составе РАЭСКО 26 участников из числа энергосервисных компаний, энергоаудиторских компаний, банков, поставщиков оборудования и энергоэффективных решений, государственных и частных компаний, осуществляющих консультационные услуги, обучение

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №2 (март - апрель 2016)

http://naukovedenie.ru [email protected]

и продвижение энергосервиса6. В то же время не менее трети компаний-членов РАЭСКО либо не имеют опыта заключения энергосервисных контрактов, либо не являются энергосервисными компаниями.

Темпы роста объемов энергосервисных услуг достаточно высоки. Наибольший их рост наблюдается в бюджетной сфере, максимальное число заключенных энергосервисных контрактов зафиксировано в 2015 г. - не менее 193 контрактов. По оценке данных о закупках на энергосервисные контракты, число заключенных энергосервисных контрактов в бюджетной сфере составляет не менее 612 (рис. 1). В бюджетной сфере энергосервис осуществляется преимущество в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, а также учреждениях здравоохранения.

Рисунок 1. Количество энергосервисных контрактов, заключенных в бюджетной сфере России, 2011 - 2015 гг. (источник - оценки ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, автора)

Общее число энергосервисных контрактов по всем отраслям по оценкам ФГБУ «РЭА» Минэнерго России по состоянию на 2013 г. составляет 1000 [5]. Однако не все заключенные энергосервисные контракты выполняются в полной мере, поэтому более корректным является показатель реализованных энергосервисных контрактов. Точная оценка числа реализованных энергосервисных контрактов в настоящее время неосуществима. Это связано с тем, что средняя продолжительность энергосервисных контрактов, достаточная для окупаемости энергосберегающих мероприятий за счет достигнутой экономии, составляет не менее 5 лет, но данный период для большинства заключенных контрактов еще не закончился.

Количество долгосрочных энергосервисных контрактов незначительно, средняя продолжительность составляет 5-6 лет. Отсутствие долгосрочных контрактов свидетельствует о том, что участники рынка не рискуют заключать договора на длительный срок, а также не используют механизм энергосервиса для комплексных проектов, требующих длительного времени для их окупаемости.

Объем рынка энергосервисных услуг оценивается исходя из цены всех заключенных энергосервисных контрактов, рассчитанной как выплачиваемый энергосервисной компании процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставку энергетических ресурсов. В бюджетной сфере процент экономии, подлежащий уплате энергосервисной компании, варьируется от 75% до 100%.

Оценки экспертов по объему рынка существенно различаются, что связано с отсутствием единой системы сбора данной информации. Наибольший объем рынка относится к промышленной сфере. По некоторым оценкам, объем инвестиций энергосервисных компаний в данном секторе составляет не менее 5,7 млрд руб. В бюджетной сфере оценка

6 Официальный сайт «Российской ассоциации энергосервисных компаний» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.escorussia.ru/reestr/.

соответствующего показателя составляет не менее 2,1 млрд руб. Потенциал рынка энергосервиса оценивается экспертами в диапазоне от 300 млрд руб. до 3,5 трлн руб. [6, 10] Выявленные основные характеристики масштаба рынка и институциональные характеристики свидетельствуют о существенном потенциале его развития.

Отсутствие официальной статистики по энергосервису препятствует формированию адекватной картины его развития. В этой связи прогнозируются сложности, связанные с количественной оценкой достижения цели Государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» по полномасштабному развитию механизма энергосервиса в России, в том числе по заключению к 2020 г. энергосервисных контрактов в объеме не менее 30 млрд руб.

Предложенная система показателей может быть использована в рамках регионального и федерального мониторинга российского рынка энергосервиса. Кроме того, эти показатели целесообразно использовать в качестве показателей реализации конечных и промежуточных целей политики повышения энергоэффективности в России.

На региональном уровне целевые показатели по числу энергосервисных контрактов зафиксированы в долгосрочных программах повышения энергоэффективности и энергосбережения 51 субъекта Российской Федерации [2]. При этом соответствующие цели установлены только для государственных заказчиков. Большинство регионов ориентировано на заключение 100 и менее энергосервисных контрактов к 2020 г. (табл. 3).

Таблица 3

Целевые показатели по количеству энергосервисных контрактов, заключенных

в 2011 - 2020 гг., по 51 субъекту РФ

№ п/п Число контрактов к 2020 г. Число регионов (ед.) Доля регионов (%)

1 менее 50 13 25

2 от 50-100 10 20

3 от 100-300 11 21

4 от 300-1000 7 14

5 от 1000 до 9000 10 20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 ВСЕГО 51 100

Источник: Бурчакова А.А. (2014)

Показатель числа контрактов не является достаточным для использования в качестве целевого показателя, характеризующего эффективность государственной политики в области энергосервиса. Его следует дополнить таким показателем, характеризующим эффективность рынка энергосервисных услуг, а также соответствующем принципу ориентации на конечный результат, как объем фактической величины экономии в результате реализации энергосберегающих мероприятий в рамках энергосервисных контрактов в стоимостном и натуральном выражении.

Для использования данной системы показателей необходима достоверная статистика энергосервисной деятельности, которая в настоящий момент в России отсутствует. В этой связи целесообразно ввести в практику регулярный анализ и мониторинг регионального и федерального рынков энергосервиса, в том числе с использованием предложенных показателей. В России в настоящее время нет доступных информационных баз данных, консолидирующих и распространяющих информацию в сфере энергосервиса. Слабо освещается и распространяется лучшая практика реализации энергосервисных контрактов.

Анализ рисков и слабых сторон энергосервиса, а также существующей статистики позволил выявить необходимость совершенствования институциональной среды для дальнейшего стимулирования энергосервисной деятельности и ее мониторинга. При разработке мер государственной политики целесообразно учитывать выявленные риски осуществления энергосервисной деятельности для заказчика и исполнителя энергосервисных услуг и проводить целенаправленную политику их снижения.

Для рынка энергосервиса институциональная среда представляет собой социальные, экономические и правовые правила и нормы, формирующие базу для транзакций на рынке энергосервисных услуг. В основе инфраструктуры рынка лежат институциональные соглашения, представленные энергосервисными контрактами, составляющими базис энергосервисной деятельности. Субъектом рынка является энергосервисная компания, объектом рынка выступают потребители энергосервисных услуг в лице промышленности, бюджетных учреждений и ЖКХ.

Институты рынка энергосервиса представлены совокупностью организаций, регулирующих рынок энергосервиса, а также профессионально занимающихся деятельностью на рынке энергосервиса, в том числе: правительство, финансовые институты, институты развития, образовательные учреждения, отраслевые ассоциации.

Наибольшее значение на российском рынке энергосервисных услуг, находящемся на начальной стадии своего развития, имеют институты развития. Институты развития предоставляют участникам рынка энергосервиса доступ к необходимым финансовым и информационным ресурсам. Отраслевые ассоциации, в свою очередь, должны способствовать повышению эффективности информационных потоков в части учета и оценки масштабов рынка энергосервиса, а также распространению лучшей практики как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. При этом целесообразно усилить региональный аспект информационной и методической поддержки энергосервисных компаний, взаимодействие ассоциаций с профильными ведомствами регионального и муниципального уровня, отвечающими за реализацию политики повышения энергоэффективности и энергосбережения.

Важным направлением деятельности отраслевых ассоциаций должны стать методическая помощь по стандартизации энергосервисных контрактов, обеспечение для энергосервисных копаний доступного обучения применению методик измерения и верификации экономии энергии, оказание методической поддержки по подготовке заявок на получение экономических и налоговых мер поддержки, а также юридической поддержки.

Неотъемлемым элементом институциональной среды, специфичной для энергосервиса, являются образовательные учреждения, осуществляющие подготовку квалифицированных кадров как для реализации энергосберегающих мероприятий, так и управленцев, принимающих решение о заключении энергосервисных контрактов, в бюджетной сфере, государственных органах. Кроме того, требуется разработка и реализация программ подготовки квалифицированных специалистов в сфере измерения и верификации экономии энергии. При этом как в разработке таких программ, так и в их финансировании существенная роль должна принадлежать заинтересованным сторонам - энергосервисным компаниям.

В целом, можно предложить следующие рекомендации по совершенствованию институциональной структуры рынка энергосервиса:

1. повышение эффективности информационных потоков в части, касающейся учета энергосервисной деятельности, а также распространения успешного опыта как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

2. усиление роли институтов развития в стимулировании энергосервисной деятельности в России, а также ассоциаций энергосервисных компаний. Банковская среда в России остается недостаточно восприимчивой к перспективам энергосберегающих проектов, большинство банков не включают энергосервисную деятельность в перечень направлений кредитования коммерческих банков. В этой связи необходимо обеспечить информационную поддержку для повышения осведомленности потенциальных инвесторов о деятельности энергосервисных компаний.

3. усиление роли объединений энергосервисных компаний. Во взаимодействии с государственными аналитическими институтами и органами исполнительной власти объединения основных игроков рынка должны играть ведущую роль в формировании методической базы и распространении лучшей практики.

4. рекомендуется ввести в практику регулярное осуществление анализа и мониторинга регионального и федерального рынков энергосервиса, в том числе по предложенной выше системе показателей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адейкина Т.Н. Энергосервисный контракт, как способ реализации политики энергосбережения / Т.Н. Адейкина, Н.В. Антипова // Молодежь и наука: сборник материалов Х Юбилейной Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 80-летию образования Красноярского края [Электронный ресурс]. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2014. -Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2014/directions.html.

2. Бурчакова А.А. Повышение экономической эффективности энергопотребления с использованием механизма энергосервиса как фактор перехода на устойчивое развитие // Экономика и предпринимательство. - 2015. № 12 ч. 4.

3. Мукумов, Р.Э., В.В. Андрианов, А.П. Захаров. Развитие рынка энергосервиса в России. Состояние и перспективы [Электронный ресурс] // Информационный электронный журнал. - 2012. - № 6. - Режим доступа: http://www.energosovet.ru/bul_stat.php?idd=348.

4. Туликов А.В. Создание и деятельность энергосервисных компаний и перфоманс-контрактов в России. Том 2: Проекты подзаконных актов и других нормативных документов, регулирующих создание и деятельность энергосервисных контрактов и перфоманс-контрактов в России / Грицевич И.Г. - Всемирный фонд дикой природы (WWF) - М., 2011. - 93 с.

5. Туликов А.В. Состояние и перспективы развития рынка энергосервисных услуг в Российской Федерации. Центр энергоэффективности Министерства образования и науки РФ. Ноябрь 2013 г. Презентация [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://energoeducation.ru/files/prez%204-7%20Tulikov.pdf.

6. Савчук С. Экономия становится рентабельной [Электронный ресурс] // Российская Бизнес-газета: Государственно-частное партнерство. - 2014. - № 965. Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/09/16/energo.html.

7. Цакунов С.В. Реализация энергосервисных контрактов в России // Энергосбережение - 2012. № 3 - С. 16-23.

8. Щелоков Я.М. Энергосервис - это работа, а не товар! // Энергосовет. Информационный электронный журнал - 2013. - № 6. - Режим доступа: http://www.energosovet.ru/bul_stat.php?idd=435.

9. Энергоэффективность и устойчивое развитие / С.Н. Бобылев [и др.]; под ред. В.М. Захарова. - М.: Институт устойчивого развития / Центр экологической политики России, 2010. - 148 с.

10. Bertoldi P. et al. The European ESCO market report 2013 / Joint Research Centre European Commission // Publications Office of the European Union. 2014. - 310 p.

Burchakova Anna Aleksandrovna

Lomonosov Moscow State University, Russia, Moscow E-mail: [email protected]

Energy service in Russia: analysis methodology and development factors

Abstract. It is essential for Russian energy-intensive economy to develop energy service, which is targeted at fund raising and bringing-in competence with regard to energy-saving activities. Elaboration of effective recommendations on the development of energy service market calls for consistent assessment of its scope and structure, as well as advantages and risks of energy service contracts for the contractors.

The article demonstrates that the toolkit available now is not effective enough for proper market assessment and for elaboration of forward-looking measures for its development. Methodology for Russian energy service market analysis, including analysis of the scope and institutional characteristics, is suggested. Moreover, main advantages and risks with regard to energy service contracts are presented. The article shows that the Russian energy service market can be considered as an emerging market at the moment, which shows its huge potential. The need for advanced methodologies for monitoring and performance targets within state programmes is highlighted. The article also stresses the importance of development institutions and associations of energy service companies for the establishment of energy service in Russia, as well as expansion of best practice. It is vital to cooperate with field-specific government agencies, both on regional and municipal levels that are responsible for the implementation of energy saving policy.

Keywords: energy costs cutting; energy saving; energy service; energy service contract; energy efficiency; energy service market; energy service company; energy business

REFERENCES

1. Adeykina T.N. Energoservisnyy kontrakt, kak sposob realizatsii politiki energosberezheniya / T.N. Adeykina, N.V. Antipova // Molodezh' i nauka: sbornik materialov Kh Yubileynoy Vserossiyskoy nauchno-tekhnicheskoy konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh s mezhdunarodnym uchastiem, posvyashchennoy 80-letiyu obrazovaniya Krasnoyarskogo kraya [Elektronnyy resurs]. - Krasnoyarsk: Sibirskiy federal'nyy un-t, 2014. - Rezhim dostupa: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2014/directi ons.html.

2. Burchakova A.A. Povyshenie ekonomicheskoy effektivnosti energopotrebleniya s ispol'zovaniem mekhanizma energoservisa kak faktor perekhoda na ustoychivoe razvitie // Ekonomika i predprinimatel'stvo. - 2015. № 12 ch. 4.

3. Mukumov, R.E., V.V. Andrianov, A.P. Zakharov. Razvitie rynka energoservisa v Rossii. Sostoyanie i perspektivy [Elektronnyy resurs] // Informatsionnyy elektronnyy zhurnal. - 2012. - № 6. - Rezhim dostupa: http://www.energosovet.ru/bul_stat.php?idd=348.

4. Tulikov A.V. Sozdanie i deyatel'nost' energoservisnykh kompaniy i perfomans-kontraktov v Rossii. Tom 2: Proekty podzakonnykh aktov i drugikh normativnykh dokumentov, reguliruyushchikh sozdanie i deyatel'nost' energoservisnykh kontraktov i perfomans-kontraktov v Rossii / Gritsevich I.G. - Vsemirnyy fond dikoy prirody (WWF) - M., 2011. - 93 s.

5. Tulikov A.V. Sostoyanie i perspektivy razvitiya rynka energoservisnykh uslug v Rossiyskoy Federatsii. Tsentr energoeffektivnosti Ministerstva obrazovaniya i nauki RF. Noyabr' 2013 g. Prezentatsiya [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://energoeducation.ru/files/prez%204-7%20Tulikov.pdf.

6. Savchuk S. Ekonomiya stanovitsya rentabel'noy [Elektronnyy resurs] // Rossiyskaya Biznes-gazeta: Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo. - 2014. - № 965. Rezhim dostupa: http://www.rg.ru/2014/09/16/energo.html.

7. Tsakunov S.V. Realizatsiya energoservisnykh kontraktov v Rossii // Energosberezhenie - 2012. № 3 - S. 16-23.

8. Shchelokov Ya.M. Energoservis - eto rabota, a ne tovar! // Energosovet. Informatsionnyy elektronnyy zhurnal - 2013. - № 6. - Rezhim dostupa: http://www.energosovet.ru/bul_stat.php?idd=435.

9. Energoeffektivnost' i ustoychivoe razvitie / S.N. Bobylev [i dr.]; pod red. V.M. Zakharova. - M.: Institut ustoychivogo razvitiya / Tsentr ekologicheskoy politiki Rossii, 2010. - 148 s.

10. Bertoldi P. et al. The European ESCO market report 2013 / Joint Research Centre European Commission // Publications Office of the European Union. 2014. - 310 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.