повышение комфортности проживания и внедрение новых го развития сети общеобразовательных организаций, сферы
технологий управления. культуры, создания условий для развития и самореализации
Развитие научно-образовательного комплекса позволит молодежи, расширения мер социальной поддержки именно
максимально использовать образовательный и научный по- на территории ТОСЭР. Кроме того, повышение комфортности
тенциал республики для обеспечения кадрами традиционных проживания способствует созданию условий для привлечения
секторов экономики, а также новых отраслей, способных обес- туристов и повышения инвестиционной привлекательности за
печить технологическое развитие региона. Для этого необхо- счет обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан,
димо активно привлекать заинтересованные промышленные транспортной доступности, поддержки занятости и самозаня-
предприятия к разработке программ обучения в вузах (практи- тости населения.
коориентированное обучение), обеспечить модернизацию инф- Внедрение новых технологий управления создаст усло-
раструктуры системы среднего профессионального образова- вия для повышения эффективности государственного и му-
ния в соответствии с современными требованиями (например, ниципального управления, привлечения граждан в процесс
для обучения работе на роботоризованных предприятиях). принятия управленческих решений, тем самым стимулируя
Обеспечение доступности социальных услуг приведет к гражданскую инициативу. Кроме дальнейшего активного
повышению привлекательности моногородов для проживания внедрения федеральных программ на территории республики
высоко подготовленных специалистов, закреплению на терри- необходимо разработать собственную программу повышения
тории перспективной молодежи, а также привлечение трудовых эффективности государственного и муниципального управле-
мигрантов. Решить эту задачу возможно за счет дальнейше- ния с учетом потребностей ТОСЭР.
Литература
1. Артюхов И.П.Человеческий капитал и здоровье: постановка проблемы / И.П. Артюхов, Н.А. Горбач и др. // Сибирское медицинское обозрение. 2008[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleшnka.ru/artide/n/chelovecheskiy-kapital-i-zdorovie-postanovka-problemy
2. База данных муниципальных образований [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/
3. Буров В.Ю. Рынок человеческого капитала в России как определяющий фактор инновационного развития экономики / В.Ю. Буров, М.В. Журавлев [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rea.ru/ru/org/cathedries/prlogkaf/Documents/ Буров В. Ю., Журавлёв М. B.24.pdf
4. Бюллетень Счетной Палаты Российской Федерации № 3 (март) 2017 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. ach.gov.ru/activities/bulleten/#892
5. Гимпельсон В. Нужен ли России человеческий капитал? Десять сомнений // Вопросы экономики. — 2016. — №10. — С. 129143. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2017/0713/analit01.php
6. Глазьев С.Ю. Великая цифровая революция: вызовы и перспективы для экономики XXI века [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://glazev.ru/articles/6-jekonomika/54923-velikaja-tsifrovaja-revoljutsija-vyzovy-i-perspektivy-dlja-jekonomiki-i-veka
7. Игнашкина И.В. Формирование и использование человеческого капитала в аграрном секторе экономики / И.В. Игнашки-на, Е.В. Коваленко // Вестник Омского государственного аграрного университета. 2015 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-ispolzovanie-chelovecheskogo-kapitala-v-agrarnom-sektore-ekonomiki
8. Орехова С.В. Человеческий капитал как источник устойчивого конкурентного преимущества фирмы: проблемы применения // Современная конкуренция. 2015. Том 9. № 1 (49) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ chelovecheskiy-kapital-kak-istochnik-ustoychivogo-konkurentnogo-preimuschestva-firmy-problemy-primeneniya
9. Осадчая С.М. Развитие человеческого капитала в регионе на этапе инновационных преобразований // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2013. №3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vestnik.bukep. ru/articles_pages/articles/2013/2013-3/Articles_255-259.pdf
10. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/
11. Федеральная служба государственной статистики по Республики Карелия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://krl.gks.ru/
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭНЕРГОСЕРВИСНЫХ КОНТРАКТОВ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ ОТРАСЛИ ЖКХ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ))
P.P. Ноговицын,
профессор кафедры экономики и управления развитием территорий Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),
доктор экономических наук rr.nogovicin@s-vfu.ru
С.Н. Кладкина,
старший преподаватель кафедры менеджмента Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск)
lanakladkina@mail.ru
В статье рассмотрены опыт и особенности реализации энергосервисных контрактов в отрасли жилищно-коммунального хозяйства на примере Республики Саха (Якутия). Представлен имеющийся механизм реализации энергосервисной деятельности в регионе.
Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), жилищно-коммунальное хозяйство, энергосбережение, энергосервисные контракты.
УДК 620.9:643.01(571.56) ББК 31.19+65.441(2Рос.Яку)
В последние годы в условиях нехватки бюджетных средств партнерским отношениям с государством по наиболее про-
на модернизацию и реконструкцию объектов ЖКХ наиболее блемным вопросам. Возрастающая потребность в частном
актуальным становится привлечение бизнес — сообществ к участии в форме непосредственного исполнения проектов про-
диктована не только инвестиционными вложениями со стороны бизнеса, в условиях сокращения бюджета, но и привлечением к проектам партнеров с инновационными организационными, управленческими и энергоэффективными технологиями. Бизнес — сообщество с указанными качествами получает допуск к одной из самых проблемных и обширных отраслей экономики России, охватывающей практически все население и несущей в себе социальную направленность.
Одной из наиболее обсуждаемых форм взаимодействий государства и бизнеса в области энергосбережения является энергосервисный контракт или перфоманс — контрактинг. В непростой экономической ситуации, сложившейся в России, энергосервисные контракты могут выступить инструментом выхода ЖКХ на высокотехнологичный путь развития, будут способствовать реальной экономии бюджетных средств и средств потребителей.
В соответствии с задачей государственной программы РФ «Энергоэффективность и развитие энергетики» утвержденной распоряжением Правительства РФ от 03.04.2013 №512-р в области развития энергосбережения и повышения энергоэффективности в государственной программе РС (Я) «Энергоэффективная экономика на 2012-2017 годы и на период до 2020 года» целью обозначается снижение энергоемкости валового регионального продукта Республики Саха (Якутия) на 40 процентов к 2020 году по сравнению с 2007 годом, а также формирование энергоэффективного общества в регионе.
Республика Саха (Якутия) расположена в северо-восточной части РФ и является ее самым большим регионом. Общая площадь территории республики составляет 3,1 млн кв. км. Свыше 40% территории республики находится за Полярным кругом. В ее пределах расположены три часовых пояса. Республика объединяет 35 административных районов (улусов). Основу электроэнергетики Республики в настоящее время составляют электростанции и предприятия электрических сетей ОАО АК «Якутскэнерго» с установленной мощностью в 2143 МВт, обеспечивающие 96-97% общей выработки электроэнергии и свыше 30% тепловой энергии в Республике. Централизованным электроснабжением в настоящее время охвачено около 36% территории или 18 из 35 административно-территориальных делений, где проживает более 85% населения Республики.
По количеству внедренных энергосервисных контрактов Республика Саха (Якутия) занимает лидирующую позицию среди всех субъектов Российской Федерации. В целом по республике по состоянию на конец 2017 года было заключено 170 энергосервисных контрактов, охватывающих 209 объектов бюджетной сферы и 108 объектов жилищного фонда в 16 муниципальных образованиях. Планируемая сумма получения экономии по договорам 1 213,6 млн рублей (факт на сегодняшний день 105,3 млн рублей). Вложено со стороны энергосервисных компаний 311,5 млн рублей. Общая стоимость энергосервисных контрактов, заключенных с 2012 года, составила по России 6,778 млрд рублей, из них 2,097 млрд рублей преимущественно в РС (Я)[1].
В 2013 году была завершена разработка программ энергосбережения во всех муниципальных районах, началась разработка программ по поселениям. В настоящее время районными представительными или исполнительными органами власти утверждены муниципальные программы энергосбережения в 32 муниципальных поселениях. На софинансирование программ энергосбережения в жилищном фонде из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2013 году выделялось 313,0 млн рублей.
В Республике Саха (Якутия) в области поддержки энергосервисных компаний внедрена схема возмещения из бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам и на проведение энергоэффективных мероприятий. Основной причиной господдержки, по мнению ряда специалистов, является неэффективность энергосервисного контракта при ставке кредита выше 14%, что приводит к сужению зоны окупаемости мероприятий до 1 -2 лет, в то время, как срок реализации большинства энергосберегающих мероприятий оказывается больше.
Основным финансовым институтом в механизме взаимодействия государства и бизнеса является крупнейший кредитно-фи-
нансовый институт РС (Я) АКБ «Алмазэргиэнбанк», оказывающий финансовую поддержку, начиная с 2011 года [2].Основным акционером АКБ «Алмазэргиэнбанк» является Правительство РС (Я).
Поскольку субъектами рынка энергосервисной деятельности в республике выступают в основном небольшие компании, осуществляющие свою деятельность на рынке, где практически нет конкуренции и из-за, своих малых размеров, проекты таких энергосервисных компаний не высоки по стоимости и ориентированы на быструю окупаемость. Наибольшую эффективность показывают комплексные энергосервисные контракты, благодаря которым проводятся энергосберегающие мероприятия не только на объектах потребления, но и на объектах генерации и сетях. Именно такой энергосервисный контракт реализован в 2013-2014 годах в населенных пунктах Намского района. Уникальность указанного комплексного мероприятия заключается в том, что они проводятся в котельных, сетях и подключенных к ним потребителях. Проект получил название «Потребитель — Сети — Источник». За счет реализации данного комплексного энергосервисного контракта в районе построено 5 энергоэффективных котельных, реконструировано 7 котельных, заменено 1,5 километра тепловых сетей, проведено множество энергосберегающих мероприятий на объектах потребителей [3].
Наибольшее количество энергосервисных контрактов было заключено в период с 2011 по 2014 годы с ООО «Энергосберегающие технологии» — 49, на 110 объектах четырех муниципальных районов: МР «Томпонский район», МР «Усть -Алданский улус», МР «Намский улус» и МР «Горный улус». Компания начала свою деятельность в 2001 году с обслуживания приборов учета тепловой энергии. В 2011 году компания заключила первые энергосервисные контракты, всего 29 объектов в Усть-Алданском и Горном районах. За период с 2011 г. по апрель 2015 г. сэкономлено бюджетных средств на сумму 182 млн рублей. Из них остается в распоряжении бюджетного учреждения 105 млн рублей, доля энергосервисной компании 77 млн рублей. В натуральном выражении снижение теплопотребления составило 35036 Гкал или 33 %.
ООО «Энергосберегающие технологии» одним из первых коммерческих организаций Российской Федерации начало внедрение энергосервисных контрактов в бюджетных учреждениях. Одним из примеров указанной практики является энергосервисный контракт в отношении интерната Хатын — Арын-ской СОШ Намского района. В отношении этого объекта были проведены мероприятия, связанные с фасадными работами и реконструкцией системы отопления. Вложенные средства на мероприятия по энергосбережению со стороны только энергосервисной компании составили 2,5 млн руб. За период с октября 2014 г. по февраль 2015 г. экономия составила 845 тыс. руб., достигнутая средняя экономия составляет 51%. По подсчетам аналитиков компании до конца контракта в 2019 г. доход составит 3,5 млн руб. Экономический эффект от реализации энергосервисного контракта заключается в экономии от внедрения в объект реконструкции энергосберегающих технологий. В указанном объекте, по условиям контракта, 90% от экономии выплачивается исполнителю, 10% — остается заказчику от договорной нагрузки.
Энергетический базис (100 %) (фактическое потребление энергоресурсов по показаниям приборов учета за предыдущий год)
Реализация мероприятий по повышению энергоэффективности объектов за счет средств энергосервиса
Экономия потребления энергоресурсов
Экономия потребления энергоресурсов * если экономия была
Возмещение затрат энергосервисной компании:
- погашение кредитов
- прибыль энергосервисной компании
Средства, остающиеся в распоряжении бюджетного учреждения
рис. 1. Существующий механизм реализации энергосервисных контрактов ооо «Энергосберегающие технологии» [5]
Так, по состоянию на 1 мая 2015 г. снижено общее потребление тепловой энергии на 28%, сэкономлено средств бюджета на 23 млн рублей, из них 4 млн рублей бюджетному учреждению и 19 млн рублей — доля энергосервисной компании. [4].
На сегодняшний день следует отметить существующий риск перехода территориальных сетевых организаций на двухста-вочный тариф тепловой энергии. В данном случае отсутствуют механизмы определения и оплаты экономии. Помимо этого, имеет место риск сокращения финансирования расходов на энергоресурсы со стороны государства. Энергосервисные компании сталкиваются с трудностями привлечения долгосрочных кредитов на проекты.
По части нормотворческой деятельности в области энергоресурсосбережения в РС (Я) принят закон от 21.02.2013 1162-3 №1223-^ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в РС (Я)». Имеется государственная программа РС (Я) «Энергоэффективная экономика на 2012-2016 годы и на период до 2020 года», утвержденная Указом Президента РС(Я) от 12 октября 2011 года №971.
Распоряжением правительства РС (Я) от 11.05.2010 года №516-р создана Межведомственная координационная комиссия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, осуществляющая на коллегиальной основе реализацию ФЗ №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Таблица 1
реализуемые энергосервисные контракты в рС (Я) по состоянию на 2016 г.
Исполнитель энергосервисных контрактов (ЭСК) Кол- во ЭСК Кол- во объектов Срок действия ЭСК Заданная экономия за весь период ЭСК
ООО «Энергосберегающие технологии 49 110 5 926,29
ООО «Энергострой» 7 15 4 14 153,25
ОАО «Центр энергоресурсосбережения и новых технологий РС (Я) (ОАО «ЦЭРС и НТ РС (Я)») 7 46 5 173 102,15
Филиал «Инновационный центр ЭнергоСервис (Филиал «Коммунтепло-сбыт ГУП «ЖКХ РС (Я)») 15 15 5 12 450,25
ООО «Экоэнерго» (г. Якутск) 15 15 5 51 621,44
ООО «Экоэнерго» (Сунт-ракский улус) 25 25 5 79 991,66
Филиал Сунтарского улуса «ГУП ЖКХ РС (Я)» 6 6 5 24 335,44
Источник: составлено автором (Я) «Региональное агентство эн
Так, по приглашению заинтересованных субъектов Российской Федерации, специалисты ГБУ РС (Я) «Региональное агентство энергоресурсосбережения» и энергосервисные компании могут оказывать методическую и консультационную помощь в вопросах внедрения энергосервисных контрактов.
Таким образом, энергосервисная деятельность имеет высокий потенциал на объектах бюджетной сферы, где экономия может достигать 40% экономии энергоресурсов со сроками контрактов до 5 лет. При этом, объекты бюджетной сферы на территории республики достаточно однотипны, имеют схожие проблемы, ввиду чего мероприятия по внедрению энергосберегающих технологий и различные технические решения можно реализовывать по стандартизованному отлаженному механизму. Реализуемые энергосервисные контракты в сфере многоквартирных объектов на территории республики отсутствуют, потенциал в этой сфере имеется, наряду с особенностями реализации.
Для снижения долговой нагрузки ЭСКО перед финансовыми учреждениями ГБУ «РАЭР» РС (Я) предлагает создание еще одного субъекта энергосервисных взаимоотношений — энергосервисной факторинговой компании, которая, выкупая право требования по энергосервисному контракту, перечисляет ЭСКО сумму предполагаемой и рассчитанной экономии. При этом, не имея более долговой нагрузки ЭСКО не снимает с себя обязанностей по обеспечению дальнейшей экономии энергии на объектах. Здесь возникает возможность у ЭСКО направить свои усилия на следующий энергосервисный проект, что позволяет осуществлять непрерывную деятельность. В данном контексте автор выделяет длительность процесса возврата экономии от внедрения энергосберегающих мероприятий проекта и его постепенно нарастающий эффект.
Схожий механизм предлагается к применению под названием механизм эволюционного подхода к реализации энергосберегающих мероприятий, основанный на двухстороннем партнерстве с использованием механизма возвратного целевого финансирования [8].
Энергосервисная компания
Проверяет документы, финансирует в обмен на права требования
Уступка прав требования
Подает требуемые документы
Энергосервисная факторинговая компания
на основе материалов ГБУ РС ергоресурсосбережения» [5].
С целью повышения эффективности текущих расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на коммунальные услуги путем реализации комплексных мероприятий энергосбережения по оптимизации топливно-энергетического баланса распоряжением Президента РС (Я) было создано Государственное бюджетное учреждение РС (Я) «Региональное агентство энергоресурсосбережения и капитального ремонта многоквартирных домов» (РАЭР), которое стало уполномоченным органом в сфере энергосбережения в Республике Саха (Якутия). В задачи РАЭР входит исполнение функций государственного заказчика работ по энергосбережению, внедрение комплексной инновационно-технической, финансовой, кадровой системы по реализации мероприятий энергосбережения в муниципальных образованиях, бюджетной сфере, организациях коммунального комплекса Республики Саха (Якутия) [6].
Агентством осуществляются меры по развитию рынка энергосервисных услуг в Республике Саха (Якутия), проводится информационное обеспечение и пропаганда энергосбережения, обучение ответственных лиц за энергосбережение [7].
рис. 2 Порядок работы энергосервисной факторинговой компании [5]
Также к основным преимуществам предлагаемого механизма относится обеспечение конкуренции среди участников торгов, что в свою очередь должно привести к снижению стоимости энергосервисных услуг для бюджетного заказчика. Помимо этого, наличие возможности у государства не предоставлять бюджетные гарантии.
В ходе проведения энергосервисной деятельности исполнителем, в его интересах максимальное сбережение энергетических ресурсов, поскольку зарабатывает на разнице между оплатой заказчиком и платой поставщику, полученной от проведения энергосберегающих мероприятий. Так, энергосервисный контракт имеет силу до окончания периода окупаемости установленного оборудования [9].
Одно из решающих воздействий на положительную эффективность реализации проекта по энергосервисному контракту оказывают различные экономические риски, связанные с возможностью невозврата заемных средств или неверный экономический расчет размеров ожидаемой экономии в ходе реализации энергосберегающих мероприятий. Помимо указанного, выделяют риски, связанные с ошибочными техническими расчетами, неверно проведенными энергоаудиторскими работами.
Таким образом, подход и применение энергосервисной деятельности должно основываться на технико-экономичес-
1 98
ких расчетах с учетом всестороннего учета всех особенностей рисков и ограничений региона. Каждый проект уникален по конкретного проекта, а также воздействия различных видов сути и требует эксклюзивного подхода со стороны ЭСКО.
литература
1. Официальный сайт инфраструктурного конгресса «Российская неделя ГЧП». URL: http://p3week.ru/images/presenatation/p3-infra_for_gchp.pdf (дата обращения 28.11.2017).
2. Официальный сайт АКБ «Алмазэргиэнбанк». URL: http://www.albank.ru/ru/news/?ELEMENT_ID=822&sphrase_id=93756 (дата обращения: 9.01.2017
3. Доклад Министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Р С (Я) об итогах работы за 2014 годы. URL:http://www. sakha.gov.ru/node/5766 (дата обращения 16.07.2016).
4. Официальный сайт компании ООО «Энергосберегающие технологии». URL:http://www.ensatech.ru/#!enserv/c1fp1(дата обращения 04.05.2015).
5. Материалы ГБУ РС (Я) «Региональное агентство энергоресурсосбережения».
6. Государственная программа РС (Я) «Энергоэффективная экономика на 2012 — 2019 годы и на период до 2020 года». URL: http://docs.cntd.ru/document/473509571 (дата обращения 09.03.2018).
7. Официальный сайт ГБУ РС (Я) «Региональное агентство энергоресурсосбережения»^и http://gburaer.ru/about-us/ (дата обращения 14.04.2018).
8. Казаринов Л.С., Прохорова Ю.Ю. Схема управления энергосберегающими проектами на основе партнерства // Вестник Южно — Уральского государственного университета. Серия: Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника. — 2014. — №3, том 14.
9. Мутугуллина И.А. Применение энергосервисного договора в России // Вестник Каанского технологического университета. — 2013. — №9. — Т.16.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОГО НЕфТЯНОГО СЕКТОРА В ПЕРИОД МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 2008 ГОДА И ВАЛЮТНОГО КРИЗИСА В РОССИИ 2014-2015 ГГ.*
н.И. Яшина,
зав. кафедрой финансов и кредита Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского,
доктор экономических наук, профессор, sitnicof@mail.ru
д.Е. Сидягин,
аспирант Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
SDE27@yandex.ru
В статье проведен анализ российского нефтяного сектора в период мирового экономического кризиса 2008 года и валютного кризиса в России 2014-2015 годов. Исследованы статистические данные трех крупнейших нефтяных российских компаний, рассчитаны такие показатели как коэффициенты автономии и коэффициенты текущей ликвидности. Проведен сравнительный анализ состояния исследуемых компаний в период мирового экономического кризиса и валютного кризиса в России. Осуществлен мониторинг притоков и оттоков капитала на сторонах спроса и предложения на российском фондовом рынке с применением анализа информации торгового терминала Московской биржи. Затронут аспект конъюнктуры кондратьевских циклов. Введен термин объемный анализ рынка. Данный тип анализа с применением анализа информации торгового терминала позволяют получить общую, но объективную оценку текущего финансово-экономического состояния исследуемой компании.
Ключевые слова: циклы Кондратьева, мировой экономический кризис 2008 года, валютный кризис в России 20142015 годов, объемный анализ фондового рынка, коэффициент автономии, коэффициент текущей ликвидности.
УДК 338.001.36
Еще в середине 1920-х великий российский экономист Н.Д. Кондратьев описал закономерные колебания мирового экономического развития с периодом 40-60 лет, которые он назвал большими циклами конъюнктуры (Кондратьев, 1925). Так, Н.Д. Кондратьев проанализировал, начиная с конца XVIII века, динамику цен, изменение заработной платы, а также объем внешней торговли и производства основных видов промышленной продукции по четырем капиталистическим странам — Англии, Франции, Германии, США и выделил два полных цикла (с 1780-1790 гг. по 1844-1851 гг. и с 1844-1851 гг. по 1890-1896 гг.), содержащих повышательные и понижательные волны, а также определил наличие текущего третьего цикла, который характеризовался появлением двигателя внутреннего сгорания и новой ротацией на мировой экономической и политической арене. Начавшись в конце XIX века, к 1920 году третий цикл перешел в фазу понижательной волны.
Согласно одной из основных теорий структуры кондратьевских циклов и ретроспективы эволюции международного рынка, полный цикл развития общемировой экономической и социальной парадигмы включает в себя два глобальных цикла (80-120 лет), состоя из четырех основных фаз (фазы структурного кризиса, фазы технологического переворота, фазы великих потрясений и фазы революции международного рынка).
Учитывая методы концепции четырехфазных циклов, начало 2000-х ознаменовалось третьей фазой третьего эволюционного цикла — фазы великих потрясений, которая продолжается по сей день и ориентировочный период перехода к следующей фазе приходится на 2017-2020 гг.
Основной целью авторов данной статьи является детальный анализ российского нефтяного сектора в период текущей фазы великих потрясений с учетом мониторинга притоков и оттоков капитала на сторонах спроса и предложения на российском
* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского Фонда Фундаментальных исследований в рамках научного проекта 18-010-00909 А.