Научная статья на тему 'Особенности реализации энергосервисных контрактов в области энергосбережения отрасли ЖКХ (на примере республики Саха (Якутия))'

Особенности реализации энергосервисных контрактов в области энергосбережения отрасли ЖКХ (на примере республики Саха (Якутия)) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
282
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЕ КОНТРАКТЫ / REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) / MUNICIPAL HOUSING ECONOMY / ENERGY SAVING / ENERGY SERVICE CONTRACTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ноговицын Р. Р., Кладкина С. Н.

В статье рассмотрены опыт и особенности реализации энергосервисных контрактов в отрасли жилищно–коммунального хозяйства на примере Республики Саха (Якутия). Представлен имеющийся механизм реализации энергосервисной деятельности в регионе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificities in implementation of energy service contracts in the sphere of energy saving in the municipal housing economy (case of the Republic of Sakha (Yakutia)) (Russia, Yakutsk)

The article discusses the experience and the specific features of implementation of energy service contracts in the sphere of municipal housing economy in the Republic of Sakha (Yakutia). The authors present a detailed description of the existing mechanism with regard to energy service activities in the region.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации энергосервисных контрактов в области энергосбережения отрасли ЖКХ (на примере республики Саха (Якутия))»

повышение комфортности проживания и внедрение новых го развития сети общеобразовательных организаций, сферы

технологий управления. культуры, создания условий для развития и самореализации

Развитие научно-образовательного комплекса позволит молодежи, расширения мер социальной поддержки именно

максимально использовать образовательный и научный по- на территории ТОСЭР. Кроме того, повышение комфортности

тенциал республики для обеспечения кадрами традиционных проживания способствует созданию условий для привлечения

секторов экономики, а также новых отраслей, способных обес- туристов и повышения инвестиционной привлекательности за

печить технологическое развитие региона. Для этого необхо- счет обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан,

димо активно привлекать заинтересованные промышленные транспортной доступности, поддержки занятости и самозаня-

предприятия к разработке программ обучения в вузах (практи- тости населения.

коориентированное обучение), обеспечить модернизацию инф- Внедрение новых технологий управления создаст усло-

раструктуры системы среднего профессионального образова- вия для повышения эффективности государственного и му-

ния в соответствии с современными требованиями (например, ниципального управления, привлечения граждан в процесс

для обучения работе на роботоризованных предприятиях). принятия управленческих решений, тем самым стимулируя

Обеспечение доступности социальных услуг приведет к гражданскую инициативу. Кроме дальнейшего активного

повышению привлекательности моногородов для проживания внедрения федеральных программ на территории республики

высоко подготовленных специалистов, закреплению на терри- необходимо разработать собственную программу повышения

тории перспективной молодежи, а также привлечение трудовых эффективности государственного и муниципального управле-

мигрантов. Решить эту задачу возможно за счет дальнейше- ния с учетом потребностей ТОСЭР.

Литература

1. Артюхов И.П.Человеческий капитал и здоровье: постановка проблемы / И.П. Артюхов, Н.А. Горбач и др. // Сибирское медицинское обозрение. 2008[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleшnka.ru/artide/n/chelovecheskiy-kapital-i-zdorovie-postanovka-problemy

2. База данных муниципальных образований [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/

3. Буров В.Ю. Рынок человеческого капитала в России как определяющий фактор инновационного развития экономики / В.Ю. Буров, М.В. Журавлев [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rea.ru/ru/org/cathedries/prlogkaf/Documents/ Буров В. Ю., Журавлёв М. B.24.pdf

4. Бюллетень Счетной Палаты Российской Федерации № 3 (март) 2017 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. ach.gov.ru/activities/bulleten/#892

5. Гимпельсон В. Нужен ли России человеческий капитал? Десять сомнений // Вопросы экономики. — 2016. — №10. — С. 129143. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2017/0713/analit01.php

6. Глазьев С.Ю. Великая цифровая революция: вызовы и перспективы для экономики XXI века [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://glazev.ru/articles/6-jekonomika/54923-velikaja-tsifrovaja-revoljutsija-vyzovy-i-perspektivy-dlja-jekonomiki-i-veka

7. Игнашкина И.В. Формирование и использование человеческого капитала в аграрном секторе экономики / И.В. Игнашки-на, Е.В. Коваленко // Вестник Омского государственного аграрного университета. 2015 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-ispolzovanie-chelovecheskogo-kapitala-v-agrarnom-sektore-ekonomiki

8. Орехова С.В. Человеческий капитал как источник устойчивого конкурентного преимущества фирмы: проблемы применения // Современная конкуренция. 2015. Том 9. № 1 (49) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ chelovecheskiy-kapital-kak-istochnik-ustoychivogo-konkurentnogo-preimuschestva-firmy-problemy-primeneniya

9. Осадчая С.М. Развитие человеческого капитала в регионе на этапе инновационных преобразований // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2013. №3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vestnik.bukep. ru/articles_pages/articles/2013/2013-3/Articles_255-259.pdf

10. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/

11. Федеральная служба государственной статистики по Республики Карелия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://krl.gks.ru/

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭНЕРГОСЕРВИСНЫХ КОНТРАКТОВ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ ОТРАСЛИ ЖКХ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ))

P.P. Ноговицын,

профессор кафедры экономики и управления развитием территорий Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),

доктор экономических наук rr.nogovicin@s-vfu.ru

С.Н. Кладкина,

старший преподаватель кафедры менеджмента Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск)

lanakladkina@mail.ru

В статье рассмотрены опыт и особенности реализации энергосервисных контрактов в отрасли жилищно-коммунального хозяйства на примере Республики Саха (Якутия). Представлен имеющийся механизм реализации энергосервисной деятельности в регионе.

Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), жилищно-коммунальное хозяйство, энергосбережение, энергосервисные контракты.

УДК 620.9:643.01(571.56) ББК 31.19+65.441(2Рос.Яку)

В последние годы в условиях нехватки бюджетных средств партнерским отношениям с государством по наиболее про-

на модернизацию и реконструкцию объектов ЖКХ наиболее блемным вопросам. Возрастающая потребность в частном

актуальным становится привлечение бизнес — сообществ к участии в форме непосредственного исполнения проектов про-

диктована не только инвестиционными вложениями со стороны бизнеса, в условиях сокращения бюджета, но и привлечением к проектам партнеров с инновационными организационными, управленческими и энергоэффективными технологиями. Бизнес — сообщество с указанными качествами получает допуск к одной из самых проблемных и обширных отраслей экономики России, охватывающей практически все население и несущей в себе социальную направленность.

Одной из наиболее обсуждаемых форм взаимодействий государства и бизнеса в области энергосбережения является энергосервисный контракт или перфоманс — контрактинг. В непростой экономической ситуации, сложившейся в России, энергосервисные контракты могут выступить инструментом выхода ЖКХ на высокотехнологичный путь развития, будут способствовать реальной экономии бюджетных средств и средств потребителей.

В соответствии с задачей государственной программы РФ «Энергоэффективность и развитие энергетики» утвержденной распоряжением Правительства РФ от 03.04.2013 №512-р в области развития энергосбережения и повышения энергоэффективности в государственной программе РС (Я) «Энергоэффективная экономика на 2012-2017 годы и на период до 2020 года» целью обозначается снижение энергоемкости валового регионального продукта Республики Саха (Якутия) на 40 процентов к 2020 году по сравнению с 2007 годом, а также формирование энергоэффективного общества в регионе.

Республика Саха (Якутия) расположена в северо-восточной части РФ и является ее самым большим регионом. Общая площадь территории республики составляет 3,1 млн кв. км. Свыше 40% территории республики находится за Полярным кругом. В ее пределах расположены три часовых пояса. Республика объединяет 35 административных районов (улусов). Основу электроэнергетики Республики в настоящее время составляют электростанции и предприятия электрических сетей ОАО АК «Якутскэнерго» с установленной мощностью в 2143 МВт, обеспечивающие 96-97% общей выработки электроэнергии и свыше 30% тепловой энергии в Республике. Централизованным электроснабжением в настоящее время охвачено около 36% территории или 18 из 35 административно-территориальных делений, где проживает более 85% населения Республики.

По количеству внедренных энергосервисных контрактов Республика Саха (Якутия) занимает лидирующую позицию среди всех субъектов Российской Федерации. В целом по республике по состоянию на конец 2017 года было заключено 170 энергосервисных контрактов, охватывающих 209 объектов бюджетной сферы и 108 объектов жилищного фонда в 16 муниципальных образованиях. Планируемая сумма получения экономии по договорам 1 213,6 млн рублей (факт на сегодняшний день 105,3 млн рублей). Вложено со стороны энергосервисных компаний 311,5 млн рублей. Общая стоимость энергосервисных контрактов, заключенных с 2012 года, составила по России 6,778 млрд рублей, из них 2,097 млрд рублей преимущественно в РС (Я)[1].

В 2013 году была завершена разработка программ энергосбережения во всех муниципальных районах, началась разработка программ по поселениям. В настоящее время районными представительными или исполнительными органами власти утверждены муниципальные программы энергосбережения в 32 муниципальных поселениях. На софинансирование программ энергосбережения в жилищном фонде из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2013 году выделялось 313,0 млн рублей.

В Республике Саха (Якутия) в области поддержки энергосервисных компаний внедрена схема возмещения из бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам и на проведение энергоэффективных мероприятий. Основной причиной господдержки, по мнению ряда специалистов, является неэффективность энергосервисного контракта при ставке кредита выше 14%, что приводит к сужению зоны окупаемости мероприятий до 1 -2 лет, в то время, как срок реализации большинства энергосберегающих мероприятий оказывается больше.

Основным финансовым институтом в механизме взаимодействия государства и бизнеса является крупнейший кредитно-фи-

нансовый институт РС (Я) АКБ «Алмазэргиэнбанк», оказывающий финансовую поддержку, начиная с 2011 года [2].Основным акционером АКБ «Алмазэргиэнбанк» является Правительство РС (Я).

Поскольку субъектами рынка энергосервисной деятельности в республике выступают в основном небольшие компании, осуществляющие свою деятельность на рынке, где практически нет конкуренции и из-за, своих малых размеров, проекты таких энергосервисных компаний не высоки по стоимости и ориентированы на быструю окупаемость. Наибольшую эффективность показывают комплексные энергосервисные контракты, благодаря которым проводятся энергосберегающие мероприятия не только на объектах потребления, но и на объектах генерации и сетях. Именно такой энергосервисный контракт реализован в 2013-2014 годах в населенных пунктах Намского района. Уникальность указанного комплексного мероприятия заключается в том, что они проводятся в котельных, сетях и подключенных к ним потребителях. Проект получил название «Потребитель — Сети — Источник». За счет реализации данного комплексного энергосервисного контракта в районе построено 5 энергоэффективных котельных, реконструировано 7 котельных, заменено 1,5 километра тепловых сетей, проведено множество энергосберегающих мероприятий на объектах потребителей [3].

Наибольшее количество энергосервисных контрактов было заключено в период с 2011 по 2014 годы с ООО «Энергосберегающие технологии» — 49, на 110 объектах четырех муниципальных районов: МР «Томпонский район», МР «Усть -Алданский улус», МР «Намский улус» и МР «Горный улус». Компания начала свою деятельность в 2001 году с обслуживания приборов учета тепловой энергии. В 2011 году компания заключила первые энергосервисные контракты, всего 29 объектов в Усть-Алданском и Горном районах. За период с 2011 г. по апрель 2015 г. сэкономлено бюджетных средств на сумму 182 млн рублей. Из них остается в распоряжении бюджетного учреждения 105 млн рублей, доля энергосервисной компании 77 млн рублей. В натуральном выражении снижение теплопотребления составило 35036 Гкал или 33 %.

ООО «Энергосберегающие технологии» одним из первых коммерческих организаций Российской Федерации начало внедрение энергосервисных контрактов в бюджетных учреждениях. Одним из примеров указанной практики является энергосервисный контракт в отношении интерната Хатын — Арын-ской СОШ Намского района. В отношении этого объекта были проведены мероприятия, связанные с фасадными работами и реконструкцией системы отопления. Вложенные средства на мероприятия по энергосбережению со стороны только энергосервисной компании составили 2,5 млн руб. За период с октября 2014 г. по февраль 2015 г. экономия составила 845 тыс. руб., достигнутая средняя экономия составляет 51%. По подсчетам аналитиков компании до конца контракта в 2019 г. доход составит 3,5 млн руб. Экономический эффект от реализации энергосервисного контракта заключается в экономии от внедрения в объект реконструкции энергосберегающих технологий. В указанном объекте, по условиям контракта, 90% от экономии выплачивается исполнителю, 10% — остается заказчику от договорной нагрузки.

Энергетический базис (100 %) (фактическое потребление энергоресурсов по показаниям приборов учета за предыдущий год)

Реализация мероприятий по повышению энергоэффективности объектов за счет средств энергосервиса

Экономия потребления энергоресурсов

Экономия потребления энергоресурсов * если экономия была

Возмещение затрат энергосервисной компании:

- погашение кредитов

- прибыль энергосервисной компании

Средства, остающиеся в распоряжении бюджетного учреждения

рис. 1. Существующий механизм реализации энергосервисных контрактов ооо «Энергосберегающие технологии» [5]

Так, по состоянию на 1 мая 2015 г. снижено общее потребление тепловой энергии на 28%, сэкономлено средств бюджета на 23 млн рублей, из них 4 млн рублей бюджетному учреждению и 19 млн рублей — доля энергосервисной компании. [4].

На сегодняшний день следует отметить существующий риск перехода территориальных сетевых организаций на двухста-вочный тариф тепловой энергии. В данном случае отсутствуют механизмы определения и оплаты экономии. Помимо этого, имеет место риск сокращения финансирования расходов на энергоресурсы со стороны государства. Энергосервисные компании сталкиваются с трудностями привлечения долгосрочных кредитов на проекты.

По части нормотворческой деятельности в области энергоресурсосбережения в РС (Я) принят закон от 21.02.2013 1162-3 №1223-^ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в РС (Я)». Имеется государственная программа РС (Я) «Энергоэффективная экономика на 2012-2016 годы и на период до 2020 года», утвержденная Указом Президента РС(Я) от 12 октября 2011 года №971.

Распоряжением правительства РС (Я) от 11.05.2010 года №516-р создана Межведомственная координационная комиссия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, осуществляющая на коллегиальной основе реализацию ФЗ №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Таблица 1

реализуемые энергосервисные контракты в рС (Я) по состоянию на 2016 г.

Исполнитель энергосервисных контрактов (ЭСК) Кол- во ЭСК Кол- во объектов Срок действия ЭСК Заданная экономия за весь период ЭСК

ООО «Энергосберегающие технологии 49 110 5 926,29

ООО «Энергострой» 7 15 4 14 153,25

ОАО «Центр энергоресурсосбережения и новых технологий РС (Я) (ОАО «ЦЭРС и НТ РС (Я)») 7 46 5 173 102,15

Филиал «Инновационный центр ЭнергоСервис (Филиал «Коммунтепло-сбыт ГУП «ЖКХ РС (Я)») 15 15 5 12 450,25

ООО «Экоэнерго» (г. Якутск) 15 15 5 51 621,44

ООО «Экоэнерго» (Сунт-ракский улус) 25 25 5 79 991,66

Филиал Сунтарского улуса «ГУП ЖКХ РС (Я)» 6 6 5 24 335,44

Источник: составлено автором (Я) «Региональное агентство эн

Так, по приглашению заинтересованных субъектов Российской Федерации, специалисты ГБУ РС (Я) «Региональное агентство энергоресурсосбережения» и энергосервисные компании могут оказывать методическую и консультационную помощь в вопросах внедрения энергосервисных контрактов.

Таким образом, энергосервисная деятельность имеет высокий потенциал на объектах бюджетной сферы, где экономия может достигать 40% экономии энергоресурсов со сроками контрактов до 5 лет. При этом, объекты бюджетной сферы на территории республики достаточно однотипны, имеют схожие проблемы, ввиду чего мероприятия по внедрению энергосберегающих технологий и различные технические решения можно реализовывать по стандартизованному отлаженному механизму. Реализуемые энергосервисные контракты в сфере многоквартирных объектов на территории республики отсутствуют, потенциал в этой сфере имеется, наряду с особенностями реализации.

Для снижения долговой нагрузки ЭСКО перед финансовыми учреждениями ГБУ «РАЭР» РС (Я) предлагает создание еще одного субъекта энергосервисных взаимоотношений — энергосервисной факторинговой компании, которая, выкупая право требования по энергосервисному контракту, перечисляет ЭСКО сумму предполагаемой и рассчитанной экономии. При этом, не имея более долговой нагрузки ЭСКО не снимает с себя обязанностей по обеспечению дальнейшей экономии энергии на объектах. Здесь возникает возможность у ЭСКО направить свои усилия на следующий энергосервисный проект, что позволяет осуществлять непрерывную деятельность. В данном контексте автор выделяет длительность процесса возврата экономии от внедрения энергосберегающих мероприятий проекта и его постепенно нарастающий эффект.

Схожий механизм предлагается к применению под названием механизм эволюционного подхода к реализации энергосберегающих мероприятий, основанный на двухстороннем партнерстве с использованием механизма возвратного целевого финансирования [8].

Энергосервисная компания

Проверяет документы, финансирует в обмен на права требования

Уступка прав требования

Подает требуемые документы

Энергосервисная факторинговая компания

на основе материалов ГБУ РС ергоресурсосбережения» [5].

С целью повышения эффективности текущих расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на коммунальные услуги путем реализации комплексных мероприятий энергосбережения по оптимизации топливно-энергетического баланса распоряжением Президента РС (Я) было создано Государственное бюджетное учреждение РС (Я) «Региональное агентство энергоресурсосбережения и капитального ремонта многоквартирных домов» (РАЭР), которое стало уполномоченным органом в сфере энергосбережения в Республике Саха (Якутия). В задачи РАЭР входит исполнение функций государственного заказчика работ по энергосбережению, внедрение комплексной инновационно-технической, финансовой, кадровой системы по реализации мероприятий энергосбережения в муниципальных образованиях, бюджетной сфере, организациях коммунального комплекса Республики Саха (Якутия) [6].

Агентством осуществляются меры по развитию рынка энергосервисных услуг в Республике Саха (Якутия), проводится информационное обеспечение и пропаганда энергосбережения, обучение ответственных лиц за энергосбережение [7].

рис. 2 Порядок работы энергосервисной факторинговой компании [5]

Также к основным преимуществам предлагаемого механизма относится обеспечение конкуренции среди участников торгов, что в свою очередь должно привести к снижению стоимости энергосервисных услуг для бюджетного заказчика. Помимо этого, наличие возможности у государства не предоставлять бюджетные гарантии.

В ходе проведения энергосервисной деятельности исполнителем, в его интересах максимальное сбережение энергетических ресурсов, поскольку зарабатывает на разнице между оплатой заказчиком и платой поставщику, полученной от проведения энергосберегающих мероприятий. Так, энергосервисный контракт имеет силу до окончания периода окупаемости установленного оборудования [9].

Одно из решающих воздействий на положительную эффективность реализации проекта по энергосервисному контракту оказывают различные экономические риски, связанные с возможностью невозврата заемных средств или неверный экономический расчет размеров ожидаемой экономии в ходе реализации энергосберегающих мероприятий. Помимо указанного, выделяют риски, связанные с ошибочными техническими расчетами, неверно проведенными энергоаудиторскими работами.

Таким образом, подход и применение энергосервисной деятельности должно основываться на технико-экономичес-

1 98

ких расчетах с учетом всестороннего учета всех особенностей рисков и ограничений региона. Каждый проект уникален по конкретного проекта, а также воздействия различных видов сути и требует эксклюзивного подхода со стороны ЭСКО.

литература

1. Официальный сайт инфраструктурного конгресса «Российская неделя ГЧП». URL: http://p3week.ru/images/presenatation/p3-infra_for_gchp.pdf (дата обращения 28.11.2017).

2. Официальный сайт АКБ «Алмазэргиэнбанк». URL: http://www.albank.ru/ru/news/?ELEMENT_ID=822&sphrase_id=93756 (дата обращения: 9.01.2017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Доклад Министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Р С (Я) об итогах работы за 2014 годы. URL:http://www. sakha.gov.ru/node/5766 (дата обращения 16.07.2016).

4. Официальный сайт компании ООО «Энергосберегающие технологии». URL:http://www.ensatech.ru/#!enserv/c1fp1(дата обращения 04.05.2015).

5. Материалы ГБУ РС (Я) «Региональное агентство энергоресурсосбережения».

6. Государственная программа РС (Я) «Энергоэффективная экономика на 2012 — 2019 годы и на период до 2020 года». URL: http://docs.cntd.ru/document/473509571 (дата обращения 09.03.2018).

7. Официальный сайт ГБУ РС (Я) «Региональное агентство энергоресурсосбережения»^и http://gburaer.ru/about-us/ (дата обращения 14.04.2018).

8. Казаринов Л.С., Прохорова Ю.Ю. Схема управления энергосберегающими проектами на основе партнерства // Вестник Южно — Уральского государственного университета. Серия: Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника. — 2014. — №3, том 14.

9. Мутугуллина И.А. Применение энергосервисного договора в России // Вестник Каанского технологического университета. — 2013. — №9. — Т.16.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОГО НЕфТЯНОГО СЕКТОРА В ПЕРИОД МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 2008 ГОДА И ВАЛЮТНОГО КРИЗИСА В РОССИИ 2014-2015 ГГ.*

н.И. Яшина,

зав. кафедрой финансов и кредита Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского,

доктор экономических наук, профессор, sitnicof@mail.ru

д.Е. Сидягин,

аспирант Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

SDE27@yandex.ru

В статье проведен анализ российского нефтяного сектора в период мирового экономического кризиса 2008 года и валютного кризиса в России 2014-2015 годов. Исследованы статистические данные трех крупнейших нефтяных российских компаний, рассчитаны такие показатели как коэффициенты автономии и коэффициенты текущей ликвидности. Проведен сравнительный анализ состояния исследуемых компаний в период мирового экономического кризиса и валютного кризиса в России. Осуществлен мониторинг притоков и оттоков капитала на сторонах спроса и предложения на российском фондовом рынке с применением анализа информации торгового терминала Московской биржи. Затронут аспект конъюнктуры кондратьевских циклов. Введен термин объемный анализ рынка. Данный тип анализа с применением анализа информации торгового терминала позволяют получить общую, но объективную оценку текущего финансово-экономического состояния исследуемой компании.

Ключевые слова: циклы Кондратьева, мировой экономический кризис 2008 года, валютный кризис в России 20142015 годов, объемный анализ фондового рынка, коэффициент автономии, коэффициент текущей ликвидности.

УДК 338.001.36

Еще в середине 1920-х великий российский экономист Н.Д. Кондратьев описал закономерные колебания мирового экономического развития с периодом 40-60 лет, которые он назвал большими циклами конъюнктуры (Кондратьев, 1925). Так, Н.Д. Кондратьев проанализировал, начиная с конца XVIII века, динамику цен, изменение заработной платы, а также объем внешней торговли и производства основных видов промышленной продукции по четырем капиталистическим странам — Англии, Франции, Германии, США и выделил два полных цикла (с 1780-1790 гг. по 1844-1851 гг. и с 1844-1851 гг. по 1890-1896 гг.), содержащих повышательные и понижательные волны, а также определил наличие текущего третьего цикла, который характеризовался появлением двигателя внутреннего сгорания и новой ротацией на мировой экономической и политической арене. Начавшись в конце XIX века, к 1920 году третий цикл перешел в фазу понижательной волны.

Согласно одной из основных теорий структуры кондратьевских циклов и ретроспективы эволюции международного рынка, полный цикл развития общемировой экономической и социальной парадигмы включает в себя два глобальных цикла (80-120 лет), состоя из четырех основных фаз (фазы структурного кризиса, фазы технологического переворота, фазы великих потрясений и фазы революции международного рынка).

Учитывая методы концепции четырехфазных циклов, начало 2000-х ознаменовалось третьей фазой третьего эволюционного цикла — фазы великих потрясений, которая продолжается по сей день и ориентировочный период перехода к следующей фазе приходится на 2017-2020 гг.

Основной целью авторов данной статьи является детальный анализ российского нефтяного сектора в период текущей фазы великих потрясений с учетом мониторинга притоков и оттоков капитала на сторонах спроса и предложения на российском

* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского Фонда Фундаментальных исследований в рамках научного проекта 18-010-00909 А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.