Научная статья на тему 'Влияние программ энергоресурсосбережения на динамику эмиссии углерода в республике Саха (Якутия)'

Влияние программ энергоресурсосбережения на динамику эмиссии углерода в республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
264
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ЭМИССИЯ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ / УГЛЕРОД / УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ / МЕТАН / БЕЗУГЛЕРОДНАЯ ЗОНА / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЙ КОНТРАКТ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БАЛАНС / ANTHROPOGENIC IMPACT / GREENHOUSE GAS EMISSIONS / CARBON / CARBON DIOXIDE / METHANE / CARBON-FREE ZONE / ENERGY EFFICIENCY / ENERGY SERVICE CONTRACT / MODERNIZATION / FUEL AND ENERGY BALANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаврильева Туйара Николаевна, Ноговицын Александр Владимирович

Статья посвящена оценке влияния реализуемых в Республике Саха (Якутия) программ модернизации жилищно-коммунального комплекса на устойчивость развития региона. На основе анализа состояния топливно-энергетического комплекса региона, авторами по методике МГЭИК были оценены объемы выбросов парниковых газов (углекислого газа, метана) от антропогенного воздействия за 2000-2008 гг. Информационной базой являются данные топливно-энергетического баланса РС (Я), разрабатываемого ИФТПС ЯНЦ СО РАН, отчеты ГБУ РС (Я) «РАЭР» о проведении энергосберегающих мероприятий специализированными организациями региона. Оценивается эффективность реализации программ энергоресурсосбережения в Якутии и их вклад в снижение эмиссии парниковых газов в РС (Я).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гаврильева Туйара Николаевна, Ноговицын Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted the estimation of impact on sustainability of the regional development of the programs of modernization of housing and communal complex that were implemented in the Republic of Sakha (Yakutia). Based on the analysis of the regional fuel and energy complex authors estimated emissions of greenhouse gases (carbon dioxide, methane) from anthropogenic impact for 2000-2008 according to the methodology of the IPCC. The information base includes data of the fuel and energy balance of the Republic of Sakha (Yakutia), developed by Institute of Physical and Technical Problems of the North SB RAS named after V. P. Larionov, and reports of “Regional Agency of Energy Saving” about activity of specialized organizations and energy saving measures. The effectiveness of the implemented energy-saving programs and their contribution to reducing of greenhouse gas emissions in the Republic of Sakha (Yakutia) are presented.

Текст научной работы на тему «Влияние программ энергоресурсосбережения на динамику эмиссии углерода в республике Саха (Якутия)»

УДК 911.6

Т.Н. Гаврильева1, А.В. Ноговицын2

ВЛИЯНИЕ ПРОГРАММ ЭНЕРГОРЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ НА ДИНАМИКУ ЭМИССИИ УГЛЕРОДА В РЕСПУБЛИКЕ САхА (ЯКУТИЯ)

THE IMPACT OF ENERGY SAVING STATE PROGRAMS ON THE DYNAMICS OF CARBON EMISSION IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Статья посвящена оценке влияния реализуемых в Республике Саха (Якутия) программ модернизации жилищно-коммунального комплекса на устойчивость развития региона. На основе анализа состояния топливно-энергетического комплекса региона, авторами по методике МГЭИК были оценены объемы выбросов парниковых газов (углекислого газа, метана) от антропогенного воздействия за 2000-2008 гг. Информационной базой являются данные топливно-энергетического баланса РС (Я), разрабатываемого ИФТПС ЯНЦ СО РАН, отчеты ГБУ РС (Я) «РАЭР» о проведении энергосберегающих мероприятий специализированными организациями региона. Оценивается эффективность реализации программ энергоресурсосбережения в Якутии и их вклад в снижение эмиссии парниковых газов в РС (Я).

Ключевые слова: антропогенное воздействие, эмиссия парниковых газов, углерод, углекислый газ, метан, безуглеродная зона, энергоэффективность, энергосервисный контракт, модернизация, топливно-энергетический баланс.

The article is devoted the estimation of impact on sustainability of the regional development of the programs of modernization of housing and communal complex that were implemented in the Republic of Sakha (Yakutia). Based on the analysis of the regional fuel and energy complex authors estimated emissions of greenhouse gases (carbon dioxide, methane) from anthropogenic impact for 2000-2008 according to the methodology of the IPCC. The information base includes data of the fuel and energy balance of the Republic of Sakha (Yakutia), developed by Institute of Physical and Technical Problems of the North SB RAS named after V. P. Larionov, and reports of "Regional Agency of Energy Saving" about activity of specialized organizations and energy saving measures. The effectiveness of the implemented energy-saving programs and their contribution to reducing of greenhouse gas emissions in the Republic of Sakha (Yakutia) are presented.

Keywords: anthropogenic impact, greenhouse gas emissions, carbon, carbon dioxide, methane, carbon-free zone, energy efficiency, energy service contract, modernization, fuel and energy balance.

1 Гаврильева Т.Н. - д.э.н., профессор-исследователь Северо-Восточного федерального университета, г. Якутск. E-mail: tuyara@list.ru

Gavrilieva T.N. - Doctor of Economic Sciences, Professor M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

2 Ноговицын А.В. - магистрант Северо-Восточного федерального университета, г. Якутск. E-mail: alnogovitsyn@mail.ru

Nogovitsin A.V. - Undergraduate M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

Статья подготовлена в рамках проекта «Бюджет углерода мерзлотных экосистем, городов и поселений восточной Арктики России» (COPERA, «C budget of ecosystems and cities and villages on permafrost»), грант РФФИ № 15-54-71003

Введение

Роль антропогенного воздействия, в том числе эмиссии парниковых газов, в изменении климата является одной из наиболее актуальных научных и социально-экономических задач, начиная с 1992 г., когда была принята Рамочная конвенция ООН. Киотский (декабрь 1997 г.) и Парижский (декабрь 2015 г.) протоколы, ратифицированные правительствами многих стран, являются базой для выработки и реализации различных национальных концепций по снижению выбросов углерода.

В России в настоящее время обсуждается вопрос создания в Восточной Сибири безуглеродной зоны. По мнению Минприроды, этому помогут переход на возобновляемые источники энергии, введение углеродного налога, налоговые льготы, субсидии на применение наилучших доступных технологий, рост лесопосадок и создание углеродного рынка [4]. Рассматривается предложение об отказе от угольной генерации в пользу перехода на гидро-, газовую, атомную генерацию и развитие углехимии [12]. Вместе с тем, современные безэмиссионные технологии (ядерная генерация и гидрогенерация) все еще характеризуются высокими экологическими и социальными рисками и требуют значительного объема инвестиций в окружающую среду. Республике Саха (Якутия), как крупнейшему региону мира, обладающему уникальными природными ресурсами и климатическими особенностями, необходима новая концепция устойчивого низкоуглеродного развития.

Свой вклад в ее разработку вносит реализуемый СВФУ и ИБПК СО РАН в сотрудничестве с Университетом Хоккайдо (Япония) и Университетом Аляски Фербэнкс (США) научно-исследовательский проект «Бюджет углерода мерзлотных экосистем, городов и поселений восточной Арктики России» (C budget of ecosystems and cities and villages on permafrost in eastern Russian Arctic - COPERA), поддержанный международным фондом Belmont Forum. Главной целью проекта является оценка бюджетов углерода путем продолжения многолетних полевых исследований, позволяющих оценить абсорбцию углерода природной средой, а также его эмиссию - на основе формирования и анализа базы данных по потреблению топливно-энергетических ресурсов городскими и сельскими поселениями различной людности.

До настоящего времени оценка эмиссии углерода производилась только для отдельных стран, укрупненно, на основе национальной статистики. Для отдельных субъектов РФ данные по эмиссии углерода недоступны, из-за нехватки информации. Республика Саха (Якутия) входит в потенциальную безуглеродную зону, поэтому оценка выбросов парниковых газов в динамике является актуальной научно-практической задачей. В данной работе эмиссия углерода дана на основе анализа топливно-энергетического баланса республики, разрабатываемого ИФТПС ЯНЦ СО РАН, данные доступны с 1980 по 2008 гг. [14, 15, 16].

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) - межотраслевая система добычи и производства топлива и энергии, их транспортировки, распределения и использования. В ее состав входят топливная промышленность (нефтяная, газовая, угольная, сланцевая, торфяная) и электроэнергетика, тесно связанные со всеми отраслями хозяйства. ТЭК Якутии в виду огромной территории, наличия различных источников электро- и тепло-генерации представляет собой сложную, незамкнутую систему. Около 40% территории (1222 тыс. км2) РС (Я), где проживает около 85% населения, или 18 из 35 административно-территориальных единиц (улусов и городских округов), охвачено централизованным электроснабжением в Западном (преимущественно гидрогенерация), Центральном (природный газ, уголь) и Южно-Якутском (уголь) энергорайонах. Большая часть территории республики (60%) с населением около 150 тыс. чел. относится к Северному энергорайону - зоне децентрализованного электроснабжения на базе источников электроэнергии малой мощности, преимущественно дизельных электростанций. Также здесь апробируются возобновляемые источники энергии (солнечные панели, ветрогенерация).

1. Расчет эмиссии углерода и парниковых газов на основе данных ТЭБ РС (Я)

Методология расчёта выбросов ПГ была разработана Межправительственной группой экспертов по изменению климата (МГЭИК) в 1994 г. В 1997 г. Конференция сторон РКИК ООН (СОР-3) утвердила, что Пересмотренные Руководящие принципы национальных инвентаризаций ПГ МГЭИК 1996 года должны использоваться в качестве «методологии для оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов» в расчете обязательных целевых показателей [9]. Данная методология апробирована в России, она приводится в ряде источников [1].

Для расчета объема используются коэффициенты выбросов ПГ на единицу сожженного топлива («по умолчанию») для С02:

Где 1СЛ - объем выбросов С02, т С02/год; Б1 - годовой расход тепла, тыс. т/год; 01 - теплота сгорания топлива, ТДж/тыс.т.;

kCi - удельный коэффициент эмиссии углерода для ¡-го вида топлива, т С/ТДж (С.49, табл.2, [1]);

-.- = 3,67 - коэффициент (степень) полного окисления углерода до образования углекислого газа, т С02/т С;

п - количество видов сжигаемого топлива. Объем выбросов СН4:

где ксн - удельные коэффициенты выбросов СН4, кг/ТДж (С.50, табл. 3, [1]).

Величина (В: ■ или (годовой расход тепла*теплота сгорания топлива) [тДж/ год], может быть определена из топливно-энергетического баланса.

Топливно-энергетический баланс (ТЭБ) - соотношение добычи разных видов топлива и выработанной электроэнергии (приход) и использование их в народном хозяйстве (расход). Разные виды топлива обладают неодинаковой теплотворной способностью. Самая высокая теплотворная способность - у нефти и газа. Чтобы рассчитать ТЭБ, разные виды топлива переводят в условное топливо (у.т.). Введение понятия условного топлива позволяет сопоставить энергетические затраты различных регионов страны, не уточняя какое количество тех или иных конкретных видов топлива сжигается в этих регионах. Этот способ применим и для перевода тепловой и электрической энергии в условное топливо (1 тут имеет теплотворную способность 7000 ккал или 1 тыс. тут = 29,3076 ТДж) [6].

Относительно точная оценка эмиссии парниковых газов в пересчете на углерод на основе данных ТЭБ доступна для 1990-2008 гг. (табл. 1,2, рис. 1). Для расчета эмиссии от сжигания угля использовались объемы его потребления в натуральном выражении по двум основным видам: лигнит и коксующий уголь. Данные показывают, что объем эмиссии углерода за счет антропогенных источников сокращался в 19951998 гг. и в 2001-2006 гг. Если в первый период снижение эмиссии было в основном обусловлено падением потребления энергии производственным сектором, то во втором, свой вклад внесли программы модернизации теплового хозяйства и энергосбережения, которые начали осуществляться в регионе с начала 2000-х.

Таблица 1

Расчет выбросов парниковых газов (углекислого газа и метана) в РС (Я) в пересчете на углерод в 2008 г.

¡5 я я 6 ^ . Углекислый газ С02 Метан СН4

Параметр Вид топлива гчество условного тог ва, тыс. т. у.т. Годовой расход топл В, тыс. т/год Теплота сгорания плива Q¡ г, ТДж/ты< Коэффициент миссии, т С/ТДж Общий объем выбросов С от СО2 Объем выбросов, тыс. т СО2 ффициент эмиссии, кг/ТДж Объем С, тыс. т. Объем выбросов, тыс. т. СН4

э э

3 В ■ Qг

Произ- Газ 619,8 18164,85 15,04 273,20 1002,64 4 0,054 0,073

водство электроэнергии Нефтепродукты 263,3 7716,69 19,98 154,18 565,84 0,2 0,001 0,002

Производство теплоэнер-гии Газ 1554,9 45570,39 15,04 685,38 2515,34 4 0,137 0,182

Нефть и газоконденсат 265 7766,51 20,31 157,74 578,90 0,2 0,001 0,002

Дрова 545 15972,64 29,48 470,87 1728,11 11 0,132 0,176

Подведенная к потребителю а) моторное топливо Газ 14,4 422,03 15,04 6,35 23,29 597 0,189 0,252

б)электро- и тепло- энергия Нефтепродукты 661,9 19398,70 19,98 387,59 1422,44 0,2 0,003 0,004

Итого выбросов от дерева, газа, газоконденсата, нефти и нефтепродуктов 2135,30 7836,56 0,517 0,690

Производство электро- и теплоэнер-гии Бурый уголь - лигнит (88,94) 165,71 15,73 25,15 65,56 240,59 1,2 0,002 0,003

Коксующий уголь (2412,2) 2944,47 24,01 24,89 1759,64 6457,88 1,2 0,064 0,085

Итого выбросов от угольного топлива 1825,20 6698,47 0,066 0,088

Всего выбросов 3960,5 14535,03 0,583 0,778

Источник: база данных исследования

По данным государственной статистики, с 2000 г. число источников теплоснабжения сократилось на 37 %, а в общем числе источников на 16 % снизилась доля источников теплоснабжения с мощностью до 3 Гкал/час. С 27 % до 21 % снизилась доля тепловых и паровых сетей, нуждающихся в замене. В то же время, по мере роста присоединенной нагрузки увеличилась доля потерь тепловой энергии в сетях, с 13,3 % в 2000 г. до 25,3 % в 2014 г.

Значительный эффект был достигнут в сфере газификации населенных пунктов, что позволило существенно изменить структуру источников тепла по видам топлива. Удельный вес котельных, работающих на газе, в 2000-2014 гг. вырос почти в 2 раза, с 16 % до 31 %. Тем не менее доля котельных, работающих на твердом топливе (уголь), все еще высока, в 2000 г. - 65 %, в 2014 г. - 54 % [2, с. 50]. Энергосбережение позволило не только повысить экономическую эффективность сектора, но и внести определенный вклад в сокращение объемов эмиссии углерода, так как природный газ по сравнению с углем и нефтепродуктами является наиболее чистым ресурсом.

Таблица 2

Динамика объема выбросов СО2 и CH4 в РС (Я) в 1990-2008 гг.

Год Углекислый газ (СО2) Метан (CH4)

Объем С, тыс. т. С Объем выбросов, тыс. т СО2 Объем С, тыс. т. Объем выбросов, тыс. т. CH 4

1990 5666,13 20794,69 32,77 43,69

1995 4475,85 16426,36 20,21 26,94

1996 3398,53 12472,60 0,25 0,34

1997 3183,20 11682,35 0,24 0,32

1998 3119,72 11449,37 0,24 0,32

1999 3652,98 13406,45 11,04 14,71

2000 4193,69 15390,85 0,44 0,59

2001 4352,69 15974,37 0,48 0,64

2002 4134,80 15174,73 0,48 0,64

2003 4095,28 15029,67 0,51 0,68

2004 4094,88 15028,20 0,52 0,69

2005 3889,17 14273,26 0,51 0,68

2006 3547,82 13020,51 0,52 0,69

2007 3619,00 13281,73 0,54 0,72

2008 3960,50 14535,03 0,58 0,78

Источник: база данных исследования

Как показывают данные ТЭБ в 2010 г. (прил. № 16 к программе РС (Я) «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2012-2016 годы и на период до 2020 года» [10]), в структуре эмиссии углерода наибольший удельный вес приходится на производство электро- и теплоэнергии.

6000,0 5000,0 4000,0 3000,0 2000,0 1000,0 0,0

1990 1995 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 ■ Природный газ «Нефть i Дрова "Моторное топливо «Уголь

Рис. 1. Динамика и структура эмиссии углерода от антропогенных факторов на основе ТЭБ РС (Я) в 1990-2008 гг., тыс. т

Источник: база данных исследования

Также выполнена оценка эмиссии углерода в Республике Саха (Якутия) в 2010 г., в связи с отсутствием количественных данных по внутреннему потреблению угля она нуждается в последующей корректировке. Данные показывают, что объем выбросов увеличился на 30% по сравнению с 2008 г. Это может быть обусловлено началом реализации перевода котельных

2000

2000 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 ■ на газообразном топливе ■ на жидком топливе ■ на твердом топливе

Рис. 2. Число источников теплоснабжения на конец года по видам топлива

Источник: данные Саха (Якутия) стата [8]

Республики Саха (Якутия) на угольное топливо в 2009-2011 гг. в рамках подпрограммы «Модернизация и техническое перевооружение объектов жилищно-коммунального комплекса» [11]. Рост эмиссии в настоящее время отчасти компенсируется реализацией следующих программ: «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2012-2016 годы и на период до 2020 года» (Указ Президента РС (Я) от 8 июня 2012 г. N 1464) [9], «Энергоэффективная экономика на 2012-2017 годы и на период до 2020 года» (Указ Президента РС (Я) от 12 октября 2011 г. N 971) [3].

2. Модернизация систем тепло- и электроснабжения

В 2010 г. в целях повышения эффективности текущих расходов государственного бюджета РС (Я) в части коммунальных услуг было создано государственное бюджетное учреждение «Региональное агентство энергоресурсосбережения» [7]. В его задачи входит исполнение функций государственного заказчика по внедрению комплексных инновационно-технических, финансовых и кадровых решений в сфере реализации энергосберегающих мероприятий.

Модернизация локальной энергетики в Якутии проводится в настоящее время путем внедрения комплексных энергосервисных контрактов на принципах концессии. Это один из наиболее эффективных финансовых механизмов, позволяющих привлечь средства частных инвесторов в энергосбережение [17]. Специализированная

компания приходит на объект, реализует за свой счет мероприятия по повышению энергоэффективности и получает оплату за счет достигнутой экономии согласно условиям концессионного соглашения. По состоянию на 01.01.2016 в республике ре-ализовывалось 154 контракта на 265 объектах, включая 22 многоквартирных дома, 221 бюджетное учреждение, 13 котельных, 4 системы городского уличного освещения, на 01.09.2013 - 133 контракта на 348 объектах. Тем не менее, существуют факторы, сдерживающие энергосервисную деятельность, и связаны они, прежде всего с недоработкой нормативно-правовой базы, регулирующей этот вид договорных отношений.

Наибольший экономический эффект получается при реализации комплекса мероприятий [13]:

1) снижение теплопотерь здания в основных узлах;

2) установка приборов учета потребляемых электроэнергии, тепла и воды;

3) автоматизация и диспетчеризация оборудования, систем и приборов учета;

4) регулирование гидравлики с помощью интеллектуальной автоматики.

Помимо переоборудования внутридомовых систем отопления в жилых и общественных зданиях, в рамках концессионных соглашений энергосервисные компании оптимизируют работу котельных, например, ООО «Энергосберегающие технологии» проводит модернизацию 12 котельных в Намском улусе (с. Аппааны - 6 кот., с. Хамагатта - 5 кот., с. Графский Берег - 1 кот.) согласно контракту, заключенному в 2013 г. (срок контракта - до 2020 г.). В результате модернизации котельной в Аппанах наблюдалось: уменьшение расхода электроэнергии на 46%, уменьшение расхода газа на 60%, уменьшение выбросов загрязняющих веществ на 55%. Для этого села фактическая экономия газа в натуральном выражении составила 6,515 тыс. м3 или 5,212 т, а объем «неэмиссии» углерода (СО2 и СН4) 33 т С в год. Таким образом, снижение расхода газа в котельных приводит к снижению выбросов углерода в такое же количество раз. Если считать, что уменьшение выбросов парниковых газов в результате модернизации каждой котельной составит 60%, то при модернизации всех котельных в республике сокращение эмиссии углерода может достичь 14,6% (всего вклад котельных в эмиссию ПГ - 24,47% на основе данных ТЭБ РС (Я) за 2010 г.) и более при условии максимально возможного перевода источников теплоснабжения на природный газ.

Таблица 3

«Неэмиссия» парниковых газов (углекислого газа и метана) в РС (Я) в пересчете на углерод после проведения энергоэффективных мероприятий по оптимизации работы котельных на 01.01.2016

1 Углекислый газ СО2 Метан СН4

№ п/п Район (улус) Вид топлива Фактическая экономия теплоэнергии в натуральн выражении, ТДж Коэффициент эмиссии, т С/ТДж Коэффициент, т ГО2/т С Объем С, тыс.т С Объем выбросов, тыс. т СО2 Коэффициент эмиссии, кг/ТДж Объем С, кг Объем выбросов, т

1 МР «Амгинский улус» Уголь 23,69 24,89 3,67 0,59 2,16 1,2 21,32 0,028

2 МР «Верхнеколымский улус» Уголь 2,55 24,89 3,67 0,06 0,23 1,2 2,30 0,003

3 МР «Горный улус» Природный газ 44,26 15,04 3,67 0,67 2,44 4 132,79 0,177

4 МР «Момский район» Дрова 24,57 29,48 3,67 0,72 2,66 11 202,67 0,270

5 МР «Намский улус» Природный газ 19,86 15,04 3,67 0,30 1,10 4 59,59 0,079

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 МР «Олекминский район» Нефтяное топливо 1,61 20,31 3,67 0,03 0,12 0,2 0,24 0,000

7 МР «Сунтарский улус» Уголь 29,85 24,89 3,67 0,74 2,73 1,2 26,86 0,036

8 МР «Таттииский улус» Уголь 22,49 24,89 3,67 0,56 2,05 1,2 20,24 0,027

9 МР «Томпонский район» Уголь 36,12 24,89 3,67 0,90 3,30 1,2 32,50 0,043

10 МР «Усть-Алданский улус» Уголь 72,05 24,89 3,67 1,79 6,58 1,2 64,84 0,086

11 МР «Усть-Янский район» Уголь 9,07 24,89 3,67 0,23 0,83 1,2 8,16 0,011

12 МР «Хангаласский улус» Природный газ 4,72 15,04 3,67 0,07 0,26 4 14,17 0,019

Всего 6,67 24,47 585,7 0,78

Источник: база данных исследования

Таблица 4

«Неэмиссия» парниковых газов (углекислого газа и метана) в РС (Я) в пересчете на углерод после проведения энергоэффективных мероприятий по оптимизации работы электростанций на 01.01.2016

Углекислый газ СО2 Метан СН4

1 Район (улус) Вид топлива Фактическая экономия электроэнергии в натуральном выражении ж т Д Я Н 8 3 С н и т и ем Объем выбросов, тыс. т СО2 ж 8 ^ 1 й и, ■в" Я ■§" 3 эс Объем С, т Объем ыбросов, т

кВт*ч ТДж £ = п £ О ои и § п в

1 ГО г. Якутск Природный газ 7089717 255,23 15,04 3,84 14,09 4 0,77 1,021

2 МР «Намский улус» Природный газ 162874,85 5,86 15,04 0,09 0,32 4 0,02 0,023

3 МР «Олекминский район» Нефтяное топливо 35647,08 1,28 20,31 0,03 0,10 0,2 0,00 0,000

4 МР «Хангаласский улус» Природный газ 25,2723 0,001 15,04 0,000 0,000 4 0,000 0,000

5 МР «Чурапчинский улус Природный газ 19398,7 0,70 15,04 0,01 0,04 4 0,00 0,003

Всего 3,96 14,55 0,79 1,047

Источник: база данных исследования

По предоставленным ГБУ РС (Я) «РАЭР» данным по фактической экономии тепло-энергии и электроэнергии в натуральном выражении (в Гкал и кВтч) была рассчитана «неэмиссия» или объем парниковых газов, не эмитированный в результате проведения энергосберегающих мероприятий. Накопленная, начиная с 2011 г., когда начали заключаться первые энергосервисные контракты, «неэмиссия» углерода на 01.01.2016 г. оценивается в 10,63 тыс. т С (табл. 3, 4) или 0,3 % в условиях 2006 г., 0,27 % в условиях 2008 г.

Проведение энергосберегающих мероприятий в рамках энергосервисного договора представляет собой инвестиционный процесс, поэтому имеют место финансовые риски, в особенности, для энергосервисных компаний (ЭСКО). По состоянию на начало 2016 г. фактическая экономия с момента заключения контрактов оказалась равной 511,6 млн. руб., что составило 59% от запланированной суммы экономии за весь срок действия контракта - 874,5 млн. руб. Учитывая, что прошло, в среднем, около половины срока действия заключенных договоров, вполне вероятно выполнение их условий. Тем не менее, экономия средств по сравнению с изначально вложенными средствами превысила 61,8 млн. руб. (вложенные средства исполнителей - 449,8 млн. руб.), часть предприятий полностью окупилась. По состоянию на 01.01.2016 г. на каждую тысячу тонн углерода, не эмитированного в результате проведения энергоэффективных мероприятий, приходится 42,3 млн. рублей вложенных средств и 48,0 млн. руб. экономии.

Выводы

Следует отметить наличие значительного эффекта от осуществления программ по энергоресурсосбережению с точки зрения экономии природных ресурсов, снижения выбросов парниковых газов (на 0,3% от годовой эмиссии). Из-за нехватки средств модернизация пока не стала масштабной, она охватывала только ряд муниципальных районов Якутии. Поэтому в бюджетной и социальной сферах республики остается огромный потенциал для реализации энергосберегающих мероприятий, позволяющих не только получить экономию средств, но сократить эмиссию углерода в условиях Арктики.

Согласно рейтингу 2015 г., разработанному ГБУ РС (Я) «РАЭР», в реализации целевых программ, по энергосбережению лидирующие позиции в Якутии занимают Нам-ский улус, городской округ «Поселок Жатай», Усть-Янский и Нерюнгринский районы.

Среди ЭСКО региона можно выделить ООО «Энергосберегающие технологии» и ОАО «Центр энергоресурсосбережения и новых технологий Республики Саха (Якутия)», вошедшие в 2015 г. во Всероссийский рейтинг энергосервисных компаний и занявшие 8 и 23 места соответственно, в связи с демонстрацией наилучших результатов по заключению и реализации энергосервисных контрактов с заказчиками различных категорий [17].

Необходимо учитывать, что реализация основного объема энергосберегающих мероприятий была произведена после вступления в силу Федерального закона «Об энергосбережении» [5], поэтому для более качественного анализа эффективности этих мероприятий с точки зрения динамики эмиссии углерода требуется расширить исследуемый период, начиная с 2009 г., и, соответственно, уточнить данные топливно-энергетического баланса в разрезе потребления различных топливных ресурсов.

Таким образом, ожидаемый эффект, получаемый от энергосберегающих мероприятий, только отчасти покрывает рост эмиссии углерода, который отмечается после 2006 г. Это обусловлено рядом факторов, включая: увеличение объемов жилищного строительства и рост потребления тепловой энергии, перевод части котельных на уголь, рост объемов добычи нефти предприятиями-поставщиками ВСТО. Для более точной оценки влияния этих процессов на общий объем динамики эмиссии углерода в регионе необходимо использовать факторный анализ.

Литература

1. Белоусов, В.Н. Энергосбережение и выбросы парниковых газов (СО2) / В.Н. Белоусов, С.Н. Смородин, В.Ю. Лакомкин. - Санкт-Петербург : Изд-во СПбГТУРП, 2014. - 52 с.

2. Гаврильева, Т.Н. Территориальная дифференциация в обеспечении доступности электрической и тепловой энергии в Якутии / Т.Н. Гаврильева, М.Ю. Присяжный, Ш. Табата и др. // Арктика XXI век. Гуманитарные науки. - 2016. - № 2 (8). - С. 42-56.

3. Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Энергоэффективная экономика на 2012 - 2017 годы и на период до 2020 года», утв. Указом Президента РС (Я) от 12 октября 2011 года № 971 / Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Техэксперт» - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/473509571

4. Давыдова, А. Восточную Сибирь хотят лишить свобды выброса [Электронный ресурс] / А. Давыдова // Коммерсантъ. № 30. 24.02.2016 - Режим доступа: http:// kommersant.ru/doc/2922826 (дата обращения: 10.11.2016 г.)

5. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: федерал ьный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ (ред. от 03.07.2016) / Справочно - правовая система «КонсультантПлюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=200835#0 (дата обращения: 25.11.2016 г.)

6. Кавкаева, Н.В. Основы экономики и технологии важнейших отраслей хозяйства / Н.В. Кавкаева. - Москва - Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 236 с.

7. Официальный сайт Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Региональное агентство по энергоресурсосбережению» [Электронный ресурс] / ГБУ РС (Я) «РАЭР» - Якутск, 2016. - Режим доступа: http://gaurair.ru/ (дата обращения: 2.11.2016 г.)

8. Официальный сайт Сахастат [Электронный ресурс] / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) -Якутск, 2016. - Режим доступа: http://sakha.gks.ru/ (дата обращения: 2.11.2016 г.)

9. Пересмотренные Руководящие принципы национальных инвентаризаций парниковых газов [Электронный ресурс] / МГЭИК, 1996 г. - Режим доступа: http://www. ipcc-nggip.iges.or.jp/public/gl/russian.html (дата обращения: 2.11.2016 г.)

10. Программа Республики Саха (Якутия) «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2012-2016 годы и на период до 2020 года» [Электронный ресурс], утв. Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 8 июня 2012 г. N 1464 / Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Техэксперт» - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/473501755 (дата обращения: 2.11.2016 г.)

11. Республиканская целевая программа «Реформирование и развитие жилищно-коммунального комплекса Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы» [Электронный ресурс], утв. Указом Президента РС (Я) от 26 декабря 2009 года №1779 / Официальный информационный портал РС (Я) - Режим доступа: https://www.sakha.gov.ru/ files/front/download/id/160555 (дата обращения: 25.11.2016 г.)

12. Свирь, А. Налог на выдох. Ради чего бороться с углеродом? [Электронный ресурс] / А. Свирь // Аргументы и факты. № 11. 16.03.2016 - Режим доступа: http://www. kuzbass.aif.ru/society/nalog_na_vydoh_radi_chego_borotsya_s_uglerodom (дата обращения: 25.11.2016 г.)

13. Стратегическая программа развития инжинирингового центра «АИЦ-инжини-ринг» Энергоэффективность и ВИЭ в условиях Севера и Арктики на базе Северо-Восточного Федерального Университета им. М.К. Аммосова. - Якутск, 2014.

14. Топливно-энергетический баланс Республики Саха (Якутия). Часть I / М-во экон. развития Респ. Саха (Якутия), ин-т физ.-техн. проблем Севера СО РАН: науч. рук. и отв. исполн. д.т.н. Н.А. Петров. - Якутск : Сахаполиграфиздат, 2005. - 160 с.

15. Топливно-энергетический баланс Республики Саха (Якутия). Часть II / М-во экон. развития Респ. Саха (Якутия), науч. рук. и отв. исполн. д.т.н. Н.А. Петров. -Якутск : Сайдам, 2006. - 208 с.

16. Энергетическая стратегия Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года / Правительство Респ. Саха (Якутия) - Якутск ; Иркутск : Медиа-холдинг «Якутия», и др., 2010. - 328 с.

17. Энергосбережение в Якутии: информационно-специализированный журнал. Выпуск № 6 (24). Якутск, ноябрь-декабрь 2015.

References

1. Belousov, V.N., Smorodin S.N., Lakomkin V.Y. Energy-saving and greenhouse gas emissions (C02). - St. Petersburg: Publishing SPbGTURP, 2014. - 52 p.

2. Gavrilyeva, T.N. Territorial differentiation in the availability of electricity and heat in Yakutia / T.N. Gavrilyeva, M.Y. Sworn, S. Tabata et al // Arctic of the XXI century. Humanitarian sciences. - 2016. - No 2 (8). - P. 42-56.

3. The Republic of Sakha State Program (Yakutia) "Energy Efficient Economy for 2012 - 2017 and for the period till 2020", approved. Decree of the President of Sakha (Yakutia) dated October 12, 2011 No 971 / E-fund legal and normative-technical documentation "Techexpert" - Access: http://docs.cntd.ru/document/473509571

4. A. Davydov. Eastern Siberia want to deprive svobdy release [electronic resource] / A. Davydov // The newspaper "Kommersant» No 30 from 02.24.2016 - Access: http:// kommersant.ru/doc/2922826 (reference date: 11.10.2016 city)

5. On energy saving and energy efficiency improvements and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation [the Electronic resource]: the Federal Law of November 23, 2009 No 261-FZ (ed. From 3.7.2016) / reference - legal system "Consultant "- access: http://www.consultant.ru/cons/ cgi / online.cgi req = doc; base = LAW; n = 200835 # 0 (reference date: 25/11/2016 g)?

6. Kavkaeva, N.V. Basics of Economics and Technology the most important sectors of the economy. - M. ; Berlin: Direct Media, 2015. - 236 p.

7. The official website of the State budget institutions of the Republic of Sakha (Yakutia) "Regional Agency for energy and resource saving" [Electronic resource] / GBU RS (Y) "RAER" - Yakutsk, 2016. - Access: http://gaurair.ru/ (date treatment: 11/02/2016 g)

8. The official website Sahastat [electronic resource] / territorial body of the Federal Service for the Republic of Sakha (Yakutia), the state statistics - Yakutsk, 2016. - Access: http://sakha.gks.ru/ (reference date: 11/02/2016 Mr. )

9. The revised Guidelines for National Greenhouse Gas Inventories [electronic resource] / IPCC, 1996 - Access: http://www.ipcc-nggip.iges.or.jp/public/gl/russian.html (reference date: 11.02.2016 city)

10. The program of the Sakha Republic (Yakutia) "Energy saving and energy efficiency in the years 2012-2016 and for the period till 2020" [electronic resource], approved. Decree of the President of the Republic of Sakha (Yakutia) on June 8, 2012 No 1464 / E-fund legal and normative-technical documentation "Techexpert" - Access: http://docs.cntd.ru/ document/473501755 (reference date: 2.11. 2016)

11. The republican target program "Reforming and development of housing and communal complex of the Republic of Sakha (Yakutia) for 2009-2011" [electronic resource], approved. Decree of the President of Sakha (Yakutia) on December 26, 2009 №1779 / Official Information Portal of Sakha (Yakutia) - Access: https://www.sakha.gov. ru/files/front/download/id/160555 (reference date: 25.11.2016 city)

12. Svir A. Tax on exhalation. For what fight with carbon? [Electronic resource] / A. Svir // weekly "Arguments and Facts" No 11 dated 03.16.2016 - Access: http://www.kuzbass. aif.ru/society/nalog_na_vydoh_radi_chego_borotsya_s_uglerodom (reference date: 11/25/2016 Mr. )

13. The strategic program for the development of the engineering center "ARC-engineering" Energy efficiency and renewable energy in the North and the Arctic on the basis of the North-Eastern Federal University. MK Ammosova. Yakutsk, 2014

14. Energy balance of the Republic of Sakha (Yakutia). Part I / Min. of econ. of Rep. Sakha (Yakutia), the Institute of Physics and Technical. Problems of the North SB RAS: Scientific. hands. and holes. executed. D.t.s. O.N. Petrov. - Yakutsk: Sahapoligrafizdat, 2005. - 160 p.

15. Energy balance of the Republic of Sakha (Yakutia). Part II / Min. of econ. of Rep. Sakha (Yakutia), scientific. hands. and holes. executed. dts O.N. Petrov. - Yakutsk: Saydam, 2006. - 208 p.

16. The Energy Strategy of the Republic of Sakha (Yakutia) for the period up to 2030 / Government of Rep. Sakha (Yakutia) - Yakutsk, Irkutsk: Media Holding "Yakutia'; etc., 2010. - 328 p.

17. Energy saving in Yakutia: information and specialized magazine. Iss. No 6 (24). Yakutsk, November-December 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.