Научная статья на тему 'Модель управления процессами энергосбережения и разработка сценариев инновационного развития жилищно-коммунального комплекса'

Модель управления процессами энергосбережения и разработка сценариев инновационного развития жилищно-коммунального комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЦЕНАРИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минаев Николай Николаевич, Галямов Юсуп Юнусович, Селивёрстов Алексей Алексеевич, Шадейко Николай Ромальдович

Представлены алгоритм и этапы разработки сценария инновационного развития ЖКК для построения модели управления процессами энергосбережения. Разработаны индикаторы оценки состояния ЖКК. Представлены разработанные инновационные модели управления ЖКК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Минаев Николай Николаевич, Галямов Юсуп Юнусович, Селивёрстов Алексей Алексеевич, Шадейко Николай Ромальдович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Presented algorithm and stages of the development scenario innovative developments HPC for building of the models of management process energysaving. The Designed indicators of the estimation of the condition HPC. They Are Presented designed innovative model of management HPC.

Текст научной работы на тему «Модель управления процессами энергосбережения и разработка сценариев инновационного развития жилищно-коммунального комплекса»

Экономико-математические методы и модели

УДК 332.87

Н.Н. Минаев, Ю.Ю. Галямов, А.А. Селивёрстов, Н.Р. Шадейко

Модель управления процессами энергосбережения

и разработка сценариев инновационного развития жилищно-коммунального комплекса

При разработке модели управления процессами энергосбережения в жилищно-коммунальном комплексе (ЖКК) приходится сталкиваться с вероятностными событиями и динамически развивающимися процессами экономического, социально-политического, экологического характера, а также со сдвигами в научно-техническом процессе.

Это обусловливает необходимость разработки стратегии преодоления возникающих неопределенностей, что непременно влияет на характер и содержательную направленность процесса внедрения модели управления. Поэтому в основе разрабатываемой модели должны быть различные сценарии, которые учитывали бы указанные неопределенности на основе изучения закономерностей межотраслевых взаимодействий, зависимостей (в том числе между отраслями жилищно-коммунального комплекса), темпов и пропорций развития экономики от тех или иных стратегических решений и событий, которые нельзя предвидеть, что однозначно достигается на основе сценарных подходов имитационного типа применительно к моделям функционирования жилищного и коммунального хозяйства.

Построение сценариев инновационного развития ЖКК основано на синтезе существующих теорий имитационного и сценарного моделирования, направленном на выработку сценарных подходов при выборе оптимальной модели управления процессами энергосбережения ЖКК. Последняя, в свою очередь, основана на методах и инструментах отраслевого индикативного кризисного моделирования ЖКК, состоящего из нескольких основных этапов (рис. 1).

Для целей этапов 1 и 2 предлагается разработанная система индикаторов оценки состояния ЖКК (табл. 1), на основе которых можно оцени-

вать стартовые условия для внедрения энергосбережения и, таким образом, более качественно обосновывать модели управления процессами.

1. Установленный уровень оплаты населением коммунальных услуг - характеризует установленную органами местного самоуправления (региональными властями) степень участия населения в финансировании коммунальных услуг. Индикатор показывает механизмы социальной поддержки населения и степень субсидиарного участия власти в финансировании затрат на производство коммунальных услуг. Пороговое значение определяется исходя из изучения жилищно-коммунальной политики в конкретном городе и мер по социальной защите населения через тарифы на коммунальные услуги (75-100 %).

2. Фактический уровень оплаты населением коммунальных услуг - взаимосвязан с предыдущим индикатором, образуя систему показателей качественного платежеспособного спроса и уровня платежей (задолженности) на коммунальные услуги. Этот уровень не должен быть ниже 90 %, в противном случае возникает недостаток оборотных средств у коммунальных предприятий и, как следствие, увеличение кредиторской задолженности и ухудшение финансового состояния и платежеспособности.

3. Фактический уровень бюджетного финансирования коммунального хозяйства - показывает уровень дотационности отрасли и производства коммунальных услуг. Также характеризует эффективность управления коммунальным хозяйством города. Такой уровень не должен превышать 10-20 %, так как это приведет к снижению возможностей предприятий к модернизации и техническому перевооружению, реализации инвестиционных программ за счет собственных средств.

Этап 4. Выбор вариантов инновационного развития и управления отраслями жилищно-коммунального комплекса

Этап 5. Разработка модели управления процессами энергосбережения в жилищном и коммунальном хозяйстве

Рис. 1. Этапы разработки сценария инновационного развития ЖКК для построения модели управления процессами энергосбережения

Этап 1. Анализ факторов, влияющих на техническое состояние и инновационное развитие ЖКК

г

Этап 2. Выделение ключевых моментов ситуаций многообразия форм эволюции хозяйства и разработка на этой осн и управления жилищным и развития ЖКК, обобщение эмпирических в отраслевом комплексе муниципального ове различных сценариев развития коммунальным хозяйством

Этап 3. Систематизация и оценка сценариев, изучение их особенностей и возможных последствий реализации инновационного сценария

4. Стоимость коммунальных услуг - отражая сложившийся уровень стоимости коммунальных услуг в городе, этот индикатор свидетельствует об эффективности тарифной (ценовой) политики, а также позволяет определить нагрузку коммунальных платежей на бюджеты домохозяйств.

5. Степень износа водопроводных сетей -показывает техническое состояние водопроводных сетей и необходимый объем инвестиций в восстановление инженерных коммуникаций. Пороговое значение 30-45 % для этого и для следующих трех показателей является минимально допустимым с точки зрения эксплуатации сетей и минимизации рисков аварий с тяжелыми последствиями (например, в процессе отопительного периода риск размораживания систем жизнеобеспечения). Также в динамике указывает на ритмичность выполнения планово-ремонтных работ при подготовке к отопительному периоду.

6. Степень износа водозаборов - показывает техническое состояние водозаборов и необходимый объем инвестиций в восстановление инженерных коммуникаций (30-45 %).

7. Степень износа систем водоотведения -показывает техническое состояние систем водо-отведения и необходимый объем инвестиций в восстановление инженерных коммуникаций (30-45 %).

8. Степень износа теплосетей - показывает техническое состояние теплосетей и необходимый объем инвестиций в восстановление инженерных коммуникаций (30-45 %).

9. Средневзвешенный КПД котлов и оборудования - отражает эффективность использования генерирующего оборудования, обосновывая необходимость инвестиционных вложений в инновационные энергосберегающие технологии. Позволяет выбрать оптимальную топливную стратегию (газ, уголь, нефть и т. д.). Характеризует уровень морального износа оборудования и является индикатором «потенциального резерва» к повышению эффективности деятельности отрасли.

10. Потери в сетях, иначе - «коэффициент небаланса», - с экономической точки зрения идентичен предыдущему индикатору, однако раскрывает одну из самых сложных проблем коммунального хозяйства - состояние инженерных сетей. На основе этого индикатора возможен выбор вариантов децентрализованного коммунального снабжения жилищного фонда. Пороговое значение может колебаться на уровне 1525 % фактических потерь.

11. Обеспеченность домов приборами учета -показывает уровень технико-технологического развития и развития договорных отношений на

Таблица 1

Индикаторы оценки состояния ЖКК

Индикатор Единица измерения Расчет индикатора (пороговые значения показателей в %)

1. Установленный уровень оплаты коммунальных услуг для населения, К1 % Отношение стоимости коммунальных услуг для населения на 1 м2 общей площади жилья, установленной местными нормативными актами, к нормативной стоимости коммунальных услуг на 1 м2 общей площади жилья (75-100 %)

2. Фактический уровень оплаты населением коммунальных услуг, К2 % Отношение фактического объема поступления коммунальных платежей от населения (на 1 м2 общей площади жилья) к нормативной стоимости коммунальных услуг (на 1 м2 общей площади жилья) (90-100 %)

3. Фактический уровень бюджетного финансирования коммунального хозяйства, К3 % Отношение фактического объема бюджетного финансирования коммунального хозяйства, в расчете на 1 м2 общей площади жилья, к нормативной стоимости коммунальных услуг (на 1 м2 общей площади жилья) (10-20 %)

4. Стоимость коммунальных услуг, К4 руб./м2 в месяц Совокупная стоимость коммунальных услуг в городе, рассчитанная по экономически обоснованным тарифам и нормативам, в рублях на 1 м2 общей площади жилья в месяц (среднероссийский уровень в %)

5. Степень износа водопроводных сетей, К5 % Накопленный к определенной дате износ (тыс. руб.) к полной учетной стоимости основных фондов, тыс. руб. (30-45 %)

6. Степень износа водозаборов, К 6 % Накопленный к определенной дате износ (тыс. руб.) к полной учетной стоимости основных фондов, тыс. руб. (30-45 %)

7. Степень износа систем водоотведения, К 7 % Накопленный к определенной дате износ (тыс. руб.) к полной учетной стоимости основных фондов, тыс. руб. (30-45 %)

8. Степень износа теплосетей, К 8 % Накопленный к определенной дате износ (тыс. руб.) к полной учетной стоимости основных фондов, тыс. руб. (30-45 %)

9. Средневзвешенный КПД котлов и оборудования, К 9 % Методики расчета КПД; нормативно-технические параметры (среднероссийский уровень в %)

10. Потери в сетях, К10 % Рассчитывается как коэффициент небаланса в инженерных сетях (водо-, электро-, теплоснабжения) (15-25 %)

11. Обеспеченность жилых домов приборами учета, К 11 % Количество жилых домов, оборудованных приборами учета к общему количеству домов (не менее 50 %)

12. Сальдированный финансовый результат деятельности коммунальных предприятий, К 12 тыс. руб. Разница между доходами и расходами от деятельности предприятий (среднероссийский уровень в %)

поставку коммунальных услуг (степень цивилизованности отношений). Минимальное пороговое значение - 50 %, иначе возникает риск перекладывания потерь в сетях на потребителя, т. е. риски неэффективного управления оплачивает население, что является совершенно неприемлемым условием развития коммунальной инфраструктуры.

12. Сальдированный финансовый результат деятельности коммунальных предприятий - результирующий индикатор, отражающий эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятий отрасли и прямо пропорциональный уровню инвестиционной привлекательности. Также отражает внутренний потенциал предприятий отрасли и степень необходимости

_п

участия бюджета в финансировании стабильности производства и транспортировки коммунальных услуг.

Следуя показанной логике исследования, можно представить примерные инновационные модели управления процессами энергосбережения в жилищном (рис. 2) и в коммунальном (рис. 4) хозяйствах.

В моделях показана роль государства и органов местного самоуправления в становлении институтов управления процессами энергосбережения.

Также выделим в качестве ключевых: организационно-управленческий механизм реконструкции жилищного фонда (рис. 3) и неразрывно связанный с ним механизм перфоманс-

71

контрактов*. При этом эффективность реконструкции может рассматриваться в аспекте ряда факторов, показанных в табл. 2.

Привлекательность перфоманс-контракта для инвестора и заказчика очевидна: нет экономического эффекта - нет оплаты за услуги энергосервисной компании (ЭСКО). Заказчик рассчитывается только за счет средств, сэкономленных в результате внедрения энергосберегающих технологий.

Например, если в результате установки нового оборудования, модернизации систем и т. п. заказчик не снижает объем потребления энерго-

* См. об этом пленуме: статья в этом номере журнала тех же авторов. - Ред.

Рис. 2. Инновационная модель управления процессами энергосбережения жилищным хозяйством

ЖИЛИЩНЫИ ФОНД ГОРОДА

_:_

Ветхий жилищный фонд

_!_

Аварийный жилищный фонд

_:_

Жилищный фонд с высоким износом

i

И

____

к_

Проект реконструкции, модернизации и реставрации

Финансирование работ

......................................

Заказчик:

Строительно-монтажные организации (подрядчик)

организации жилищного самоуправления, муниципалитет

Инвестор:

частные инвестиционно-строительные организации

Рис. 3. Организационно-управленческий механизм реконструкции (санации) жилищного фонда

Таблица 2

Вариантность факторов эффективности реконструкции жилых зданий

Влияние фактора Фактор

На эффективность решений генеральной застройки и конструктивность решений 1. Особенности планировки застройки 2. Особенности климатического районирования 3. Состояние инженерной инфраструктуры 4. Уровень благоустройства 5. Конструктивная схема 6. Тип строительной системы здания 7. Материал несущих и ограждающих конструкций

На эффективность организационно-технологических решений 1. Уровень организации и механизации работ 2. Методы производства работ 3. Год постройки 4. Степень физического и морального износа 5. Историко-архитектурная ценность и градостроительная ценность территории

На социально-экономическую эффективность 1. Демографический состав населения 2. Обеспеченность жильем 3. Экономическое состояние строительной отрасли 4. Объем жилищно-коммунальных платежей 5. Процессы реконструкции изношенного жилищного фонда 6. Снижение уровня жилищно-коммунальных платежей 7. Энергоресурсосбережение

Жилищный фонд поселения (организации жилищного самоуправления)

X

Предприятия и организации-потребители (все формы собственности)

Рис. 4. Инновационная модель управления коммунальным хозяйством

ресурсов, как это предусматривалось перфоманс-контрактом, ЭСКО не вправе претендовать на оплату работ. Кроме того, заказчик не вкладывает собственные средства на реализацию проекта. Привлеченные деньги тоже имеют свою стоимость, и заказчик в конечном итоге оплачивает все проценты, но если учитывать, что оплата производится за счет экономии, условия кредитования себя оправдывают. Под экономическим эффектом по каждому конкретному проекту в перфоманс-контракте могут пониматься различные показатели, например:

- снижение потребления энергоресурсов на производство одной единицы продукции;

- снижение себестоимости выработки 1 Гкал тепла;

- снижение вредных выбросов;

- снижение потерь.

Внедрение системы перфоманс-контрактов предполагает этапность проведения работ и возможно не только на объектах коммунального хозяйства, но и в процессах управления многоквартирными домами.

Модернизация должна определять приоритеты в выборе объектов и комплекс технических решений, связанных с реконструкцией и ремонтными работами. При выборе объекта приоритетным на-

правлением является возможность оптимизации работы систем жизнеобеспечения всего населенного пункта в интересах его населения, а также ориентация на повышение эффективности использования инженерных коммуникаций.

Полагаем, что критерием необходимости внедрения инновационных процессов должно стать не столько критическое состояние объекта жилищно-коммунальной инфраструктуры, сколько экономические показатели, характеризующие эф-

фективность его деятельности, и социальная значимость для всех жителей города.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного гуманитарного фонда в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Модель управления процессами энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном комплексе и разработка сценариев инновационного развития жилищно-коммунального комплекса сибирского города»), проект № 10-02-64201 а/Т.

список литературы

1. Ветров, Г.Ю. Индикаторы социально-экономического развития муниципальных образований [Текст] / Г.Ю. Ветров, Д.В. Визгалов, А.А. Шанин, Н.И. Шевы-рова. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2002. -С. 6-11.

2. Ельцов, В.Н. Задачи реформирования жилищно-коммунального комплекса России [Текст] / В.Н. Ельцов // Национальные проекты. - 2007. - № 6. - C. 32-34.

3. Жилищно-коммунальный комплекс в системе управления города [Текст] / под. ред. В.Б. Зотова, З.П. Румянцевой. - М., 1996. - 210 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Никифорова, В. Реформа в ЖКХ начинается

с внедрения системы менеджмента качества [Текст] / В. Никифорова, А. Ткаченко, Л. Дворкин // Стандарты и качество. - 2008. - № 5. - С. 52-55.

5. Ореховский, П.П. Анализ и социально-экономическое прогнозирование развития города [Текст] / П.П. Ореховский // Городское управление. -1997. - № 9. - С. 64-75.

6. Основы организации и управления жилищно-коммунальным комплексом [Текст] / под общ. ред. проф. П.Г. Грабового. - М.: Изд-во «АСВ», 2004. - 528 с.

7. Форрестер, Дж. Динамика развития города [Текст] / Дж. Форрестер. - М.: Прогресс, 1974. - 285 с.

УДК 338.585

М.Д. Медников, В. В. Киселев

Модель оценки влияния «входных билетов»

на стимулы предприятия к инвестированию

Теория организации вертикальных интегрированных структур и экономических взаимоотношений их участников традиционно отводила доминирующую роль производителям в их отношениях с ритейлерами [3, 7]. Однако за последние несколько десятилетий произошли значительные изменения в розничных продажах в большинстве развитых стран. В результате значительных инвестиций в новые технологии и совершенствования логистики стали появляться новые форматы магазинов, получают широкое распространение розничные сети, активно развиваются торговые парки за чертой или на окраине города. Аналогичная тенденция становится характерной и для России.

В связи с обозначенными изменениями актуальным становится вопрос о роли ритейлеров во взаимоотношениях внутри канала распределения производителя и способности ритейлеров присваивать прибыль.

Одним из первых рост рыночной власти ри-тейлеров отметил Шаффер [6], обратив особое внимание на так называемые «входные билеты», т. е. те выплаты, которые взимаются с предприятий за введение в ассортимент нового товара, положение на полках и т. д. В настоящий момент существуют две основные школы, играющие заметную роль в спорах по вопросу выплаты «входного билета». Так, одна из них рассматривает выплаты как инструмент повышения эффек-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.