ляющая региональной системы) рынок рабочей силы (рынок рабочей силы молодых специалистов - выпускников учебных заведений различного статуса и рынок рабочей силы опытных работников). На наш взгляд, такая подробная детализация при создании информационной базы по каждой составляющей статье предоставит реальные возможности повышения эффективности функционирования региона через принятие правильных и своевременных управленческих решений. Кроме того, введен блок, названный нами «иммиграция рабочей силы». В современных условиях межрегионального сотрудничества и конкуренции обмен и вынужденная миграция являются часто как дополнительным источником рабочей силы, так и создающими ее дефицит. В-третьих, сформирован важнейший, по нашему мнению, блок, включающий рынок образовательных услуг. Мы целенаправленно подчеркнули наличие этой подсистемы в региональной системе, так как сегодня учебные заведения играют важнейшую роль в формировании человеческого потенциала региона. Вследствие того, что нередко происходит подготовка специалистов невостребованных в данном регионе специальностей, целесообразно обратить внимание на оптимальное распределение образовательных ресурсов. В-четвертых, выделен блок общих факторов внешней среды, с которыми связаны как региональные, так и общегосударственные вопросы. К составляющим этого блока относятся физикогеографические условия, месторождения полезных ископаемых, размещение транспортных потоков (сложившееся в период административно-командной экономики), а также плотность населения, его этнический и конфессиональный состав.
Совершенствование региональной модели, отражающей социально-экономическую систему региона, позволяет детально подойти к анализу разнообразных процессов, осуществление которых формирует важнейшие показатели результативности функционирования того или иного субъекта или экономического района страны. В процессе такого анализа появляется возможность определить наиболее значимые элементы системы по уровню влияния на основные результаты деятельности, а также эффективность взаимодействия региональных составляющих. Полученная информация поможет сосредоточиться на развитии наиболее влиятельных факторах региона, а, значит, наиболее эффективно использовать имеющиеся ресурсы в целях совершенствования реальной социально-экономической региональной системы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Указ Президента Российской Федерации «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации».- М., Кремль, 3 июня 1996. № 803.
2. ГранбергА.Г. Основы региональной экономики: Учеб. для вузов.- М.: ГУ ВШЭ, 2001.
3. Региональная экономика / Под ред. Н.Г. Кузнецова, С.Г. Тяглова.- Ростов н/Д: Феникс, 2001.
4. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова.- М.: ИНФРА-М, 2002.
5. РодионоваИ.А. Региональная экономика: Учеб. пособие.- М.: Экзамен, 2003.
6. Социология: словарь-справочник. Т.1. Социальная структура и социальные процессы.-М.: Наука, 1990.
7. Сигов В.И. Региональная экономика, управление, планирование.- Л.: Лен. фин.-экон. ин-т, 1982.
8. Барбаков О.М. Регион как объект управления // Социологические исследования. 2002. № 7. С. 96-100.
9. Барзилов С., Чернышев А. Регион как политическое пространство // Свободная мысль. 1997. № 2. С. 3-13.
10. Регионоведение: Учеб. для вузов / Под ред. Т.Г. Морозовой.- М.: ЮНИТИ, 2000.
11. Градов А.П. и др. Региональная экономика.- СПб.: Питер, 2003.
12. БлаугМ. Экономическая мысль в ретроспективе.- М.: Дело Лтд., 1994.
Т.Г. Гилина ИНСТРУМЕНТАРНЫЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КООПЕРАТИВНЫХ ФОРМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ
Трансформационные изменения в экономике России оказали существенное влияние на хозяйственные процессы, протекающие в рамках аграрного производства страны, как одного из секторов народного хозяйства, продукция которого удовлетворяет базовые потребности населения. Экономический кризис, затронувший все подотрасли сельского хозяйства, привел к ухудшению положения производителей сельскохозяйственной продукции, что выразилось в падении производственных показателей деятельности и финансового состояния предприятий, снижении конкурентных возможностей и способности эффективного освоения инвестиций, деформации межхозяйственных отношений. Особенностью аграрного сектора экономики является широкомасштабное территориальное распределение производственных единиц, что проявляется в несогласованности экономических интересов мелких производителей.
Способом повышения эффективности межхозяйственных связей в области сельскохозяйственного производства является построение системы кооперативных форм предпринимательства в рамках локализованных территорий при поддержке государственных органов власти.
В условиях переходного периода государство способно осуществлять регулирующее воздействие на экономику при помощи административных, финансовых и фискальных инструментов (рис. 1).
Сущность применения финансовых инструментов заключается в создании инвестиционного механизма развития кооперативного предпринимательства на основе объединения под эгидой администрации сельскохозяйственной территории хозяйствующих субъектов, страховых компаний и кредитных учреждений. Кредитование сельхозпроизводителей под страховое обеспечение будущего урожая при гарантии администрации позволит кооперативному предпринимательству получать финансовые ресурсы для обеспечения производственного процесса.
В рамках фискального инструмента стимулирования развития кооперативных форм предпринимательства в аграрном секторе целесообразно применение дифференцированных налоговых ставок в отношении кооперативных объединений в части налогов и сборов, поступающих в бюджет местных и региональных органов самоуправления.
Административное стимулирование развития кооперативного предпринимательства заключается в упрощении процедур регистрации и сертификации, а также регламентации деятельности инспектирующих организаций.
Органы местного самоуправления имеют возможность выйти с инициативой поддержки кооперативных форм предпринимательства на региональные структуры власти. Формами развития сельскохозяйственного производства являются:
• установление гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию;
• регламентация ассортимента реализуемой в сбытовой сети продовольственной продукции путем включения продуктов, производимых хозяйствующими субъектами сельскохозяйственной территории;
• целевое субсидирование в рамках программ поддержки сельскохозяйственных предпринимателей;
• поощрение природоохранной деятельности;
• развитие социальной и производственной инфраструктуры и другие.
ИНСТРУМЕНТА?НЫЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КООПЕРАТИВНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
По времени реализации
По сферам реализации
Оперативные
Создание консалтинговой службы в области маркетинга и приобретения средств производства сельскохозяйственной продукции
Создание планового
графика посещения
сельскохозяйственных
предприятий
инспектирующими
организациями
Диф ф еренцирование налоговых ставок в части налогов и сборов, относящихся к бюджетам местных и региональных органов власти, направляемых на развитие объектов социальной и производственной инф рас труктур ы
Страте гиче ские
Снижение налоговых ставок для кредитных учреждений, взаимодействующих с сельскохозяйственными предприятиями
Сокращение пенсионного возраста для женщин, занятых в сельском хозяйстве
Предоставление отсрочки
от службы в армии
юношам,
работающим на
сельскохозяйственных
предприятиях
Организация краткосрочных курсов повышения кв а лиф икации сельских специалистов и предпринимателей_______
Создание
инв е с тицио нно го
механизма развития
кооперативного
предпринимательства
Финансовые
Создание инв е с тицио нно го механизма развития кооперативного предпринимательства
Фискальные
Диф ф еренцирование налоговых ставок в части налогов и сборов, относящихся к бюджетам местных и региональных органов власти, направляемых на развитие объектов социальной и производственной инфраструктуры
Снижение налоговых ставок для кредитных учреждений, взаимодействующих с сельскохозяйственным и предприятиями
Ад министративные
Создание консалтинговой службы в области маркетинга и приобретение средств производства сельскохозяйственной продукции
Сокращение пенсионного возраста для женщин, занятых в сельском хозяйстве
Предоставление отсрочки от службы в армии юношам, работающим на сельскохозяйственных предприятиях
Организация краткосрочных курсов повышения квалификации сельских специалистов и предпринимателей
Создание планового
графика посещения
сельскохозяйственных
предприятий
инспектирующими
организациями
Рис 1. Инструменты развития кооперативных форм предпринимательства в сельском хозяйстве
Известия ТРТУ Тематический выпуск
Определяя инструментарные средства развития кооперативных форм организации предпринимательских структур с позиции возможности и периода реализации, следует идентифицировать субъекты их реализации. Оперативные инструменты можно реализовать усилиями непосредственных владельцев крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств при поддержке всех уровней государственной власти и наличии заинтересованности сельскохозяйственных производителей. Интерес к кооперативным предпринимательским структурам необходимо повышать путем предоставления возможности получения информации в области маркетинга, обеспечения химическими препаратами и сортовым материалом объединений КФХ и ЛПХ в рамках подразделения, осуществляющего координирующую функцию между кооперативными объединениями и соответствующими информационными базами данных. Такое подразделение, располагающееся в каждом сельскохозяйственном районном центре, могло бы стать основанием для построения системы кооперации на территории сельскохозяйственного района.
Рассматривая инструменты стратегического действия, необходимо учесть такие их характеристики, как инерционность, то есть долгосрочность получения результатов и тесную зависимость от административных решений законодательной и исполнительной ветвей власти. Отсутствие фундаментальных общих и глубоких предметных знаний тормозит становление предпринимательского сектора. Проблема наличия квалифицированных кадров включает в себя два аспекта: непривлекательность условий работы в сельской местности и недостаточный уровень квалификации существующих кадров.
К основным целям программы развития кооперативного предпринимательства в аграрном секторе экономики можно отнести:
1. Создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности в рамках кооперации в аграрном секторе экономики.
2. Увеличение численности кооперативных объединений и повышение уровня занятости населения в сельских районах, а так же, как перспективу, повышение налоговых поступлений от функционирования сельскохозяйственного сектора.
Для реализации поставленных целей программы развития кооперативного предпринимательства необходимо решить следующие задачи: повышение информационной обеспеченности и предоставление консультационных услуг в области маркетинга, приобретения химических препаратов и сортового материала; рост уровня развития объектов социально-экономической инфраструктуры; увеличение заинтересованности населения в осуществлении трудовой деятельности в рамках сельскохозяйственных предприятий; создание льготных условий повышения уровня квалификации для сельских предпринимателей; повышение заинтересованности кредитных учреждений в работе с сельскими производителями; снижение числа административных барьеров.
В качестве экономического эффекта можно рассматривать создание системы функционирования кооперативного предпринимательства, увеличение объема выпускаемой продукции, повышение уровня занятости в сельских районах и, как следствие, снижение социальной напряженности.
В рамках формирования основных разделов программы развития кооперативного предпринимательства в аграрном секторе экономики целесообразно рассмотреть такие направления, как:
• совершенствование существующего законодательства на основе анализа действующих законодательных актов в контексте соответствия их друг другу, внесение предложений по изменению в законодательные акты различных уровней, разработка в рамках области законодательных актов, направленных на развитие кооперативного предпринимательства;
• повышение уровня развития объектов социально-экономической инфраструктуры, предоставление налоговых льгот в части сумм, полагающихся местным и областному бюджетам;
• содействие процессу подготовки кадров для кооперативного предпринимательства путем повышения уровня квалификации руководителей и специалистов в данной сфере деятельности;
• использование различных средств массовой информации для повышения уровня информированности о возможностях деятельности в рамках кооперативного предпринимательства и создания позитивного имиджа кооперативным объединениям;
• снижение административных барьеров при помощи мероприятий по упрощению процедур регистрации и ликвидации, урегулированию работы лицензирующих и сертифицирующих органов, повышению знаний сельских предпринимателей в области прав и обязанностей в отношении контролирующих органов;
• в рамках экономического роста и повышения уровня занятости населения необходимо осуществлять мероприятия по развитию основной составляющей кооперативных структур - крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств. К таким мероприятиям относятся: применение финансовых схем государственной и негосударственной поддержки сельских предпринимателей и товаропроизводителей, содействие продвижению производимой продукции на рынки других районов и области в рамках специально организованных ярмарок и выставок.
Применение этого механизма в контексте предложенных инструментов даст возможность обеспечить благоприятные условия для предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, что позволит повысить эффективность деятельности в аграрном секторе экономики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Афанасьев В.И. Кооперация и интеграция в АПК России // Проблемы кооперации и интеграции в АПК Российской Федерации (тезисы докладов Всероссийской конференции).- Ростов-на-Дону: Полиграф, 1996.
2. Клейнер Г.Б. Предпринимательский сектор в экономике и обществе: миссия и проблемы ее реализации // Экономическая наука современной России. Экспресс-выпуск. 2001. № 2(7).
3. Клюкач В. Развитию кооперирования в АПК России - всемерную поддержку // АПК: экономика и управление. 2003. № 2.
4. Петриков А.В. Государственная поддержка малого предпринимательства в АПК и сельского развития // АПК: экономика и управление. 2003. № 1.
5. РудневВ.Д., БоробовВ.Н. Государственное и рыночное регулирование форм хозяйствования в аграрном секторе экономики.- М.: ГНОМ и Д, 2000.
С.В. Гриненко ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Характерные для XXI века тенденции развития человечества - становление экономики знаний, возникновение информационного общества - объективно поднимают роль и ответственность высшей школы во всех сферах жизни. В этих условиях особый интерес вызывает реформирование деятельности высших учебных заведений. Необходимо эффективно использовать возможности высшей школы в качестве движущей силы социально-экономического и научно-технологического прогресса на основе более полного использования их потенциала.