Научная статья на тему 'Инструментарий реализации эколого-экономической политики в обществе'

Инструментарий реализации эколого-экономической политики в обществе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
414
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ / НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / НАЛОГИ НА ЗАГРЯЗНЕНИЕ / ЗАТРАТЫ НА ОХРАНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скитер Н. Н.

Рассмотрены инструменты прямого и косвенного регулирования эколого-экономической политики, представлены виды экологической эффективности, обобщен опыт сбора налогов на загрязнение в различных странах, приведены затраты на охрану окружающей среды в России и регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инструментарий реализации эколого-экономической политики в обществе»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 330.4:502:351.853027

ИНСТРУМЕНТАРИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЩЕСТВЕ

Н.Н. Скитер, кандидат экономических наук, доцент

ФГБОУ ВПО Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия

Рассмотрены инструменты прямого и косвенного регулирования экологоэкономической политики, представлены виды экологической эффективности, обобщен опыт сбора налогов на загрязнение в различных странах, приведены затраты на охрану окружающей среды в России и регионе.

Ключевые слова: эколого-экономическая политика,

инструменты регулирования, негативное воздействие, налоги на загрязнение, затраты на охрану окружающей среды, инвестиции в основной капитал.

Экологическая политика как система мероприятий, связанных с предотвращением отрицательных последствий общества на природу, устанавливается через регулирование производственного сектора посредством различных экономических инструментов. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду [4].

Государство решает проблему отрицательных внешних эффектов производственной деятельности либо административными методами (область применения которых весьма ограничена), либо экономическими, которые реализуются через налоговые платежи за выбросы загрязняющих веществ и функционирование рынка разрешений на загрязнение. И административные, и экономические методы регулирования выполняют две функции: сокращают выбросы загрязняющих веществ и стимулируют инвестиции в разработку более экологически чистой технологии. Последние проследим на примере.

Рассмотрим две фирмы, подвергающиеся эколого-экономи-ческому регулированию. Например, в отсутствии регулирования производство продукции сопровождается выбросами загрязняющих веществ в объеме б/( [5]. Выбросы могут быть сокращены, а издержки сокращения выбросов (С;) будут иметь вид:

где е1 - объем выбросов загрязняющих веществ фирмы I после сокращения выбросов. Предполагаем, что функция издержек выпуклая:

С'> О и С" > 0.

(2)

Фирма / может усовершенствовать свою технологию снижения выбросов загрязняющих веществ, инвестируя в разработку

инновационных экологически более чистых технологий. Если фирма инвестирует в разработку инновационных экологически чистых технологий средства kj, издержки сокращения выбросов загрязняющих веществ снижаются с С,. («Г-<?,.) до к('!(с1! -е() в соответствии с производственной функцией, описывающей разработку инновационных экологически более чистых технологий:

где /(0) = 1. /(00) = 1 • /' < 0 • /" >0 И /"' < о.

Затраты на разработку инновационных экологически чистых технологий составляют .

Целью регулятора эколого-экономической политики является удержание совокупного объема выбросов загрязняющих веществ на уровне:

путем установки технологического стандарта для фирм, либо путем выпуска бесплатно распределяемых госрегулятором разрешений на выбросы загрязняющих веществ или продаваемых с аукциона разрешений на выбросы. При этом каждый инструмент обеспечивает точно совокупный объем выбросов загрязняющих веществ на уровне Е до разработки инновационных технологий, снижающих выбросы загрязняющих веществ, и после разработки экологически чистых технологий.

Существуют три понятия (типа) эффективности экологического регулирования: экологическая, экономическая и административная. Экологическая эффективность - результативность воздействия на качество окружающей среды; экономическая эффективность -достижение целей экономической политики с наименьшими затратами; административная эффективность - учет расходов на управление [1]. Практика природопользования и контроля загрязнения окружающей среды показывает, что экологическая эффективность и вопросы справедливости (социальный аспект) играют менее важную роль в

(3)

(4)

выборе инструментов регулирования, чем экономическая эффективность и право на получение доходов [6]. Выработка стратегии экологической политики должна основываться не на выборе между регламентированием и экономическим стимулированием, а на

достижении грамотного соотношения между различными видами эффективности.

Загрязнение окружающей среды невозможно запретить, так как любая деятельность, связанная с природопользованием, ведёт к загрязнению. Контролировать уровень загрязнения можно и

необходимо. Для этого предусматривается введение налога на

загрязнение воздуха. Система налогообложения действует уже в некоторых странах. Например, в ФРГ налогом на загрязнение воздуха с недавнего времени облагаются все загрязняющие производства, в Нидерландах такая система действует в течение десяти лет, во Франции - с 60-х годов. В этой стране загрязнители облагаются платежами, а предприятия, устанавливающие очистное оборудование, получают

субсидии. В основе платы за загрязнение в ФРГ лежит стоимость предупреждения ущерба от загрязнения или стоимость программ по осуществлению природоохранных мероприятий. Благодаря введению в ФРГ налога на СО2, к 2015 г. намечено снизить выбросы окислов углерода в атмосферу на 25 %. Этот налог коснется в основном крупных производителей энергии и автотранспортных средств. В целом в ЕС принцип «загрязнитель платит» является одним из основных в реализации экологической политики, начиная с 1972 г., а с 1986 г. стал в ЕС законодательным актом, согласно которому загрязнитель оплачивает расходы на меры по предупреждению загрязнения среды. В Японии в соответствии с принятым в 1970 г. законом о борьбе с загрязнением атмосферного воздуха действует система денежной компенсации за ущерб здоровью пострадавшим от загрязнения, выплата которой производится владельцами предприятий-загрязнителей. Любые мероприятия, создающие дополнительные нагрузки на окружающую среду, облагаются в ЕС налогами, а мероприятия, снижающие такие нагрузки, стимулируются субсидиями [4]. В России же такая система до сих пор не сформирована.

Размеры платежей за загрязнение окружающей среды недостаточно велики, чтобы служить эффективным стимулом сокращения загрязнения и потребления природных ресурсов. Вместе с тем, эти платежи выполняют функцию повышения доходов. Уровень платежей можно сделать более высоким при условии, что база для начисления этих платежей будет более детализированной. Тогда

экономическая эффективность повышается, в том числе за счет увязки платежей с существующей налоговой системой.

Важно отметить, что внесение платы за загрязнение окружающей среды не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде. Плата за негативное воздействие на окружающую среду, оказываемое на территории субъекта Российской Федерации, зачисляется в федеральный, региональный и местный бюджеты в следующем соотношении: 20 % - в федеральный бюджет; 40 % - в бюджет области; 40 % - в местный бюджет по месту нахождения источника, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

В Волгоградской области, например, на 01.01.2009 г. в бюджеты всех уровней за негативное воздействие на окружающую среду перечислено 246,4 млн руб. (исполнение плана - 120,8 %) (табл. 1) [4].

С точки зрения экономической теории методы косвенного, рыночного (налогового, ценового) экологического регулирования рассматриваются как оптимальный путь достижения стандартов качества окружающей среды. Основные инструменты косвенного регулирования - это платежи, субсидии, система залоговых вкладов, создание рынка лицензий. Однако, несмотря на многие преимущества методов косвенного экономического регулирования, эти методы не только не вытеснили инструменты прямого регулирования, но и не приобрели самостоятельного значения в арсенале экономической политики.

Таблица 1 - Поступление платежей за негативное воздействие

на окружающую среду в Волгоградской области

Наименование поступлений Сумма, тыс. руб.

Всего поступлений, 246 438,255

в том числе в федеральный бюджет 49 287,649

в областной бюджет 98 575,304

в бюджеты городских округов 54 628,821

в бюджеты муниципальных районов 43 946,481

В условиях кризисной экономики трудно решать экологические проблемы. Известно, что для стабилизации экологической ситуации в России необходима сумма средств, равная валовому национальному продукту страны. Возникает необходимость определения оптимальной суммы средств на охрану окружающей среды. Например, общие затраты на охрану окружающей среды в России в 2005 году составили 142 655 млн руб., из них - затраты на охрану и рациональное использование водных ресурсов - 84 895 млн руб., охрану

атмосферного воздуха - 33 751 млн руб., охрану земли от загрязнения отходами производства и потребления - 19 954 млн руб. В

Волгоградской области всего затраты в 2005 году составили 2007 млн руб., из них - затраты на охрану и рациональное использование водных ресурсов - 1348 млн руб., охрану атмосферного воздуха - 417 млн руб., охрану земли от загрязнения отходами производства и потребления -220 млн руб. (общие затраты в ЮФО в 2005 году составили 7577 млн руб., а по статьям соответственно - 4916 млн руб., 1662 млн руб., 875 млн руб.) [3].

Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов за 1995-2005 гг., представлены на рисунке 1.

В настоящее время лишь пятая часть предприятий способна не превышать требуемые нормы ПДВ загрязняющих веществ, остальные -работают по временно согласованным нормативам (ВСН) выбросов. Таким образом, с одной стороны, основной закон провозглашает обеспечение реальных гарантий прав человека на здоровую и благоприятную окружающую среду, а с другой - тысячи действующих предприятий нарушают эти права. Какую же тактику может или должно выбрать государство в этих условиях?

60000

50000

40000

30000

20000

10000

О

1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005

■ Охрана и рациональное использование водных ресурсов

■ Охрана атмосферного воздуха

■ Охрана и рациональное использование земель

■ Охрана окружающей среды от загрязнения отходами производства и потребления

■ Другие рлероприятия

Рисунок 1 - Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов за 1995-2005 гг., млн руб. (1995 год - млрд руб.)

При строгом подходе природоохранное законодательство позволяет применить к предприятиям-нарушителям крайнюю меру -закрытие, но с учетом экономических трудностей едва ли эта мера будет широко применяться. Обеспечение максимально эффективного использования реально существующих возможностей решения природоохранных задач на конкретном предприятии - важная задача предпринимателя, местных государственных природоохранных и правоохранительных органов. При этом в полном объеме к действующим предприятиям должны применяться установленные законодательные меры [2].

Таким образом, современное состояние экологически обоснованного экономического развития России имеет не столько теоретическую, сколько практическую окраску. Решение этой проблемы требует осуществления ряда государственных мер, важнейшими из которых являются, прежде всего, совершенствование инструментария государственного регулирования, создание взаимосвязанного экологического и экономического законодательства по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.

Библиографический список

1. Гущина, Е.Г. Интеграционное взаимодействие рыночных субъектов как фактор инновационного развития региональных экономических систем [Текст] / Е.Г. Гущина, И.А. Иванюк // Изв. ВолгГТУ. Серия «Актуальные проблемы реформирования российской экономики (теория, практика, перспектива)». -2011. -Вып. 11. -№4. -С. 183-193.

2. Зеляковская, В.М. Основы осуществления функций экологического маркетинга в предпринимательской деятельности [Текст]: монография /В.М. Зеляковская, Т.А. Забазнова, М.В. Федюнина и др. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2007. - 122 с.

3. Инвестиции в основной капитал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.statistika.ru

4. Налоги на загрязнение воздуха [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.dishisvobodno.ru /ecologya_russia.html

5. Рогачев, А.Ф. Моделирование эколого-экономической политики на рынках энергоносителей [Электронный ресурс] / А.Ф. Рогачев, Н.Н. Скитер // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2010. - № 1 (21). - № гос. per. статьи. - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ni

6. Скитер, Н.Н. Государственное регулирование эколого-экономической политики на основе экономико-математического моделирования [Текст] / Н.Н. Скитер // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. -2011. - №2 (22). - С. 254-258.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.