Раздел 11 ЭКОНОМИКА
Редакторы раздела:
ИННА НИКОЛАЕВНА САННИКОВА - доктор экономических наук, профессор, зав. каф. бухучета, аудита и анализа Алтайского государственного университета (г. Барнаул)
ТАТЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА ТЕРЕНТЬЕВА - доктор экономических наук, проректор по НИР, зав. каф. бухучета и аудита (г. Владивосток)
УДК 336.027 Rogachev A.F, Skeeter N.N. THE ISSUE OF ENVIRONMENTAL SECURITY IN THE REGION. The article deals with the questions of ecological-economic security in the region. Submitted to the regional dimension of taxation and industrial pollution.
Key words: ecological and economic safety, theory, strategy, system, industrial pollution, taxes.
А.Ф. Рогачев, д-р технич. наук, проф., зав. каф. «Математическое моделирование и информатика» ФГБОУ ВПО «Волгоградский гос. аграрный университет», г. Волгоград, E-mail: [email protected];
Н.Н. Скитер, канд. эконом. наук, доц. каф. «Страхование и финансово-экономический анализ» ФГБОУ ВПО «Волгоградский гос. аграрный университет», г. Волгоград, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА*
В статье рассматриваются вопросы эколого-экономической безопасности на уровне региона. Представлен региональный аспект налогообложения и техногенного загрязнения среды.
Ключевые слова: эколого-экономическая безопасность, теория, стратегия, система, техногенное загрязнение, налоги.
В современных условиях, когда вопросы эколого-экономи-ческой безопасности становятся приоритетными, возникает необходимость всестороннего анализа взаимодействия экологического, экономического и социального факторов общественного развития, исследования глубинных эколого-экономических процессов и разработки на этой основе теоретических и практических принципов стратегии эколого-экономической безопасности. Однако по-прежнему теория безопасности является недостаточно разработанной в части понятийного аппарата, касающегося категории «эколого-экономическая безопасность». Система национальной безопасности должна быть дополнена новым видом безопасности - эколого-экономической безопасностью, которая объединит в единую систему экономическую и экологическую безопасности и станет инструментом достижения целей устойчивого развития. Сущность эколого-экономической безопасности состоит в способности и возможности противостоять влиянию внешних и внутренних угроз при оптимальных затратах всех видов ресурсов и неистощаемом использовании природных факторов.
В целом обеспечение эколого-экономической безопасности, на наш взгляд, не позволяет, по своей сути, сводить работу лишь к организации и проведению отдельных мероприятий, а должно представлять собой непрерывный, целенаправленный процесс требующий: постоянного прогнозирования возможных угроз; совершенствование системы экологического мониторинга, расширение информационного обеспечения; обоснования и реализации эффективных форм и методов создания, совершенствования и развития системы эколого-экономической безопасности предприятий; совершенствование системы экологического воспитания и образования; непрерывного контроля и управления системой; комплексного, эффективного использования имеющихся средств защиты всех элементов системы; соответствующего требованиям уровня профессиональной подготовки персонала; расширение участия общественности в решении
проблем безопасности с использованием отечественного опыта и подходов, используемых в зарубежных странах [1].
Эколого-экономическая безопасность - это сочетание экономических, социальных и экологических условий и факторов, которые обеспечивают устойчивое и эффективное развитие общества, направленное на улучшение качества жизни людей и состояния окружающей природной среды.
В основу исследования сущности эколого-экономической безопасности (ЭБР) был положен динамический подход, как способ изучения объектов и явлений в процессе изменения во времени самих объектов, явлений, их элементов и соотношений между ними. Состояние того или иного объекта эколого-эконо-мической безопасности может быть оценено качественными и количественными критериями и показателями.
В современных условиях поставлена задача сохранения среды наряду с экономическим ростом, что влечет необходимость создания в системе экономической статистики новое единое параметрическое пространство, способное отразить в себе как экономическое развитие, так и состояние окружающей среды. До сих пор вопросы экономического развития и состояния окружающей среды не имели единой системы измерений — отдельно существовали статистика экономического развития и учет состояния окружающей среды. В первой преобладали стоимостные, денежные показатели, во второй — натуральные, физические. Такая ситуация, сложившаяся в статистике, отражала общий взгляд на окружающую среду, как на нечто внешнее по отношению к экономике.
Однако, именно статистические исследования позволили установить прямую зависимость между экономическим ростом и ухудшением состояния окружающей среды, с одной стороны, и ухудшением состояния среды и увеличением экономических затрат на производство — с другой. Таким образом, состояние окружающей среды уже перешло из разряда экзогенных параметров для экономической системы в разряд внутриэкономи-
Рис. 1. Особенности эколого-экономической безопасности
ческих характеристик, что, в первую очередь, меняет структуру и характер методов анализа и оценки влияния загрязнения на деятельность предприятия.
Существенен и региональный аспект налогообложения. В регионах с напряженной экологической ситуацией система налогообложения должна быть «мягче» по сравнению с экологически благополучными районами для всех видов деятельности, связанными с реабилитацией территории или повышенными затратами из-за дополнительных экологических издержек.
Опыт сбора налогов на загрязнение воздуха в различных странах показывает, что это стимулирует производителей сокращать уровень загрязнения окружающего воздуха, модернизировать устаревшие производства и технологии. Например, общие затраты на охрану окружающей среды в России в 2005 году составили 142655 млн. руб., из них - затраты на охрану и рацио-
нальное использование водных ресурсов - 84895 млн. руб., охрану атмосферного воздуха - 33751 млн. руб., охрану земли от загрязнения отходами производства и потребления - 19954 млн. руб. В Волгоградской области всего затраты в 2005 году составили 2007 млн. руб., из них - затраты на охрану и рациональное использование водных ресурсов - 1348 млн. руб., охрану атмосферного воздуха - 417 млн. руб., охрану земли от загрязнения отходами производства и потребления - 220 млн. руб. (общие затраты в ЮФО в 2011 году составили 9727 млн. руб., а по статьям соответственно - 6238 млн. руб., 2127 млн. руб., 159 млн. руб.) [4].
Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов за 1995-2011 гг. представлено на рис. 2.
Рис. 2. Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование
природных ресурсов за 2000-2011 гг., млн. руб.
Таблица 1
Поступление платежей за негативное воздействие на окружающую среду в Волгоградской области за 2009, 2011 гг.
Наименование поступлений Сумма, тыс. руб.
2009 год 2011 год
Всего поступлений, 246,4 293,0
в том числе в федеральный бюджет 49,4 58,6
в областной бюджет 98,5 117,2
в местный бюджет 98,5 117,2
Налоговые льготы должны предоставляться государственным и частным предприятиям и организациям, производящим природоохранное и экологичное оборудование, материалы, а также осуществляющим экологические услуги (строительство и реконструкция природоохранных объектов и т.д.).
Важно отметить, что внесение платы за загрязнение окружающей среды не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде. Плата за негативное воздействие на окружающую среду, ока-зы-ваемое на территории субъекта Российской Федерации зачисляется в федеральный, региональный и местный бюджеты в следующем соотношении: 20% - в федеральный бюд-
Рис. 3. Динамика объема не устраненных выбросов загрязняющих веществ, по субъектам ЮФО, тыс. т [4]
Объемы загрязняющих веществ по ЮФО и его субъектам представлены в таблице 3.
Таблица 2
Выбросы в атмосферу наиболее распространенных загрязняющих веществ в субъектах ЮФО в 2009, 2011 гг., тыс. т
Субъект ЮФО
2009год 2011 год
Твердые
вещест-ва
Газообразные и жидкие вещества
Окись
углерода
Углево-
дороды
Сернис-тый
ангид-рид
Окислы
азота
Всего
Южный федеральный округ, в т.ч.
96.2
64,6
763.7
578,3
253.7
192,2
233.3
187,6
137.3
106,8
128.9
79.9
860.0
632,0
Краснодарский край
11.4
8,9
135.2
152,4
47.2
35,1
61.2
87,0
5.0
6,3
17.9
19,0
146.6
161,3
Астраханская область
2.4
2,2
122.6
129,4
55.5
58.5
12.1
16,9
46.7
47,2
6.7
5,3
125.1
131,5
Волгоградская область
16.9
13,4
204.4
164,8
78.1
75,4
90.8
52,6
7.4
6,8
25.7
26,2
221.3
178,2
Ростовская область
31.3
29,1
153.9
124.9
24.9
21,1
25.8
27,2
67.1
46,3
34.9
28,6
185.2
154,0
Республика Адыгея
1.7
0,9
1.3
3.4
0.6
0,9
0.4
2,0
0.04
ОД
0.2
0,3
3.0
4,2
Республика Калмыкия
0.1
од
4.1
3,5
1.2
1,2
2.3
1,7
0.07
ОД
0.4
0,4
4.2
3,6
жет; 40% - в бюджет области; 40% - в местный бюд-жет по месту нахождения источника, оказывающего негативное воздей--ствие на окружающую среду. В Волгоградской области на 01.12.2011 г. в бюджеты всех уровней за негативное воздействие на окру-жающую среду перечислено 293 млн. руб. (прирост поступлений составил 18,9%) (таблица 1) [3]. Самые острые про-
блемы эколого-экономической безопасности связаны с определенной территорией, где и возникают экологические и экономические интересы. Экономической основой региональных эколо-го-экономических интересов является собственность на природные богатства, а экологической основой - целостность экосистем региона [2].
Рис. 4. Динамика объема сокращенных выбросов загрязняющих веществ по субъектам ЮФО за 2001-2011 гг., тыс. т
При формировании и совершенствовании механизма обеспечения безопасности необходимо опираться на согласование эколого-экономических интересов и разрешение противоречий между ними. Полные объемы не устраненных и устраненных вредных производственных выбросов, производимых в субъектах ЮФО, показаны на рис. 3, 4.
Объемы загрязняющих веществ по ЮФО и его субъектам представлены в таблице 3.
В динамике наблюдается сокращение выбросов наиболее распространенных загрязняющих веществ в атмосферу, следовательно, улучшается экологическая безопасность регионов, но снижаются платежи за выбросы.
С целью эффективного обеспечения безопасности во всех ее аспектах необходимо организационно сконцентрировать усилия разрозненных государственных и других органов, прямо или косвенно задействованных в обеспечении безопасности. В связи с этим очевидной становится необходимость создания в регионе единой вневедомственной организационной системы обеспечения ЭЭБР - службы (комитета) безопасности, в состав которой должны входить: органы управления безопасностью, органы контроля и наблюдения за состоянием окружающей природной среды (служба мониторинга), экологические службы предприятий.
Библиографический список
1. Рогачев, А.Ф. Моделирование эколого-экономических систем с использованием алгоритмов нечеткого вывода / А.Ф. Рогачев, В.А. Кузьмин // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. - 2013. - № 1(29).
2. Скитер, Н.Н. Математическая модель регулирования вредных производственных выбросов для обеспечения эколого-экономической безопасности / Н.Н. Скитер, А.Ф. Рогачев, Т.В. Плещенко // Fundamental and applied sciences today, Vol. 2. - CreateSpace, 4900 LaCross Road, North Charleston, SC, USA 29406. - 2013.
3. Скитер, Н.Н. Моделирование экономических инструментов государственного регулирования экологических экстерналий // Известия Волгоградского государственного социально-педагогического университета. - 2012. - № 4.
4. Статистический ежегодник (Россия и СНГ) 2011 [Э/р]. - Р/д: http:// www.statistika.ru
Bibliography
1. Rogachev, A.F. Modelirovanie ehkologo-ehkonomicheskikh sistem s ispoljzovaniem algoritmov nechetkogo vihvoda / A.F. Rogachev, V.A. Kuzjmin // Izvestiya Nizhnevolzhskogo agrouniversitetskogo kompleksa: nauka i vihsshee professionaljnoe obrazovanie. - 2013. - № 1(29).
2. Skiter, N.N. Matematicheskaya modelj regulirovaniya vrednihkh proizvodstvennihkh vihbrosov dlya obespecheniya ehkologo-ehkonomicheskoyj bezopasnosti / N.N. Skiter, A.F. Rogachev, T.V. Plethenko // Fundamental and applied sciences today, Vol. 2. - CreateSpace, 4900 LaCross Road, North Charleston, SC, USA 29406. - 2013.
3. Skiter, N.N. Modelirovanie ehkonomicheskikh instrumentov gosudarstvennogo regulirovaniya ehkologicheskikh ehksternaliyj // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo socialjno-pedagogicheskogo universiteta. - 2012. - № 4.
4. Statisticheskiyj ezhegodnik (Rossiya i SNG) 2011 [Eh/r]. - R/d: http:// www.statistika.ru
Статья поступила в редакцию 18.11.13
Решение проблемы обеспечения безопасного устойчивого развития должно базироваться на использовании принципов системного подхода и на основе построения системы эколого-эконо-мической безопасности. Технология использования программноцелевого метода управления предполагает разработку и утверждение стратегии эколого-экономической безопасности, придание ей нормативного характера в процессе принятия политических и хозяйственных решений, включение в механизм управления общественными процессами индикаторов, сигнализирующих о появлении угроз, эффективные меры по их отражению.
Для России, в которой в результате перестройки разрушена старая экономическая структура, представляется уникальная возможность построения новой экономической системы на основе экологических приоритетов через формирование системы эколого-экономической безопасности на уровне субъектов федерации.
* Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и Администрации Волгоградской области по проекту «Математическое моделирование обеспечения экологической безопасности с учетом трансграничного загрязнения окружающей среды» № 13-06-97075 р_Повол-жье а
УДК 347.775
Shapkina L.N. CRITERIA AND INDICATORS' SYSTEM OF ASSESSMENT OF FOOD SECURITY OF THE COUNTRY IN THE CONCEPT OF PUBLIC REPRODUCTION. In the article basic thesis of the doctrine of food security in the Russian Federation, its strategic goals and the main tasks are described. The indicators' system of assessment of food security of the country is recited, and also the criteria of food security in the sphere of consumption, production, organization and management are characterized.
Key words: food security, food independence, indicators' system of food security, criteria of food security, indicators' system of food security as a category.