Научная статья на тему 'Инструментарий определения типических черт современного студенчества'

Инструментарий определения типических черт современного студенчества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
272
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ / СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА / СТАТИСТИКА / СТУДЕНЧЕСТВО / АНКЕТИРОВАНИЕ / A SOCIOLOGICAL PORTRAIT / SOCIAL GROUP / STATISTICS / STUDENTS / QUESTIONING

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Комиссарова Ирина Геннадьевна

Занимаясь темой создания социологического портрета современной учащейся молодежи, в частности сибирского студенчества, автор работает над экспликацией понятий «социологический портрет», «социальный характер», выделением устойчивых типологических характеристик, присущих современному студенчеству как социальной группе, с помощью социологического и математико-статистического инструментария; над уточнением гипотез по данному научному направлению. В статье отражена проводимая соискателем работа по формированию объединенного динамического массива данных на основе опросов студентов за 2002 2009гг. и социологическому анализу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOOLKIT OF DEFINITION OF TYPICAL FEATURES OF MODERN STUDENTS

The paper is devoted to creation of a sociological portrait of modern studying youth, in particular the Siberian students. The author works at an explication of concepts « a sociological portrait », « social character », allocation of the steady typological characteristics inherent in modern students as social group, by means of sociological and mathematic-statistical toolkit; at specification of hypotheses in the given scientific direction.

Текст научной работы на тему «Инструментарий определения типических черт современного студенчества»

УДК 316.3/.4+316.7

И.Г. Комиссарова

соискатель кафедры управления образованием ФГБОУВПО «Новосибирский государственный

педагогический университет»

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПИЧЕСКИХ ЧЕРТ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА

Занимаясь темой создания социологического портрета современной учащейся молодежи, в частности сибирского студенчества, автор работает над экспликацией понятий «социологический портрет», «социальный характер», выделением устойчивых типологических характеристик, присущих современному студенчеству как социальной группе, с помощью социологического и математико-статистического инструментария; над уточнением гипотез по данному научному направлению. В статье отражена проводимая соискателем работа по формированию объединенного динамического массива данных на основе опросов студентов за 2002 - 2009гг. и социологическому анализу.

Ключевые слова: социологический портрет, социальная группа, статистика, студенчество, анкетирование.

Наше исследование посвящено созданию социологического портрета современного российского, в частности сибирского, студенчества и основано на социально-историческом анализе как предшествующих исследований по тематике социологического портрета и изучении студентов и студенчества в целом как определенной социальной группы, так и на статистических данных по высшему образованию, взятых из Российских статистических ежегодников, обобщении наблюдений сотрудников лаборатории социальных исследований НГПУ, на анкетных опросах 2002-2009 гг., выделении устойчивых типологических характеристик, присущих современному студенчеству с помощью социологического и математически-статистического инструментария2. Работа по исследованию на данный

2 Научные руководители Лаборатории социологических исследований НГПУ: в 2002 -2004 гг. - д-р социол. наук Л.Г. Борисова, с 2004 г. - д-р социол. наук Е.Б. Мостовая. В разные годы в разработке и сборах анкетных данных, в том числе и в проведении электронных компьютерных опросов, совместно с автором статьи участвовали сотрудники лаборатории НГПУ и Института экономики СО РАН канд.социол.наук И.И. Харченко, ст. науч. сотрудник В.С. Костин.

момент находится на стадии математического анализа объединенного массива по опросам студентов и его социологического осмысления.

Согласно энциклопедическому словарю, слово «портрет» (фр. portrait) означает «изображение или описание человека или группы людей». Наряду с внешним сходством портрет призван запечатлеть духовный мир изображаемого человека (людей), а вместе с этим создать и типичный образ представителя определенной народности, класса, эпохи, культуры. «Социальный портрет - характеристика, описание поведения определенной группы людей, складывающегося под влиянием социально-экономических условий жизни общества».

Для портретирования социальных групп необходимо выделение типических черт. И только такие основные типические черты могут являться основанием для социального портрета. Как правило, в структуру социального портрета входят социальные, демографические, социально-психологические характеристики социальной группы.

В современной социологии «портретные» исследования проводятся во всем мире и в России довольно часто. И их основными результатами являются укрупненное типологическое описание и сопоставление, выявление сходства и различия используемых объектов, определение тенденций и т.д.

С целью определения типических черт студенчества нами была предпринята попытка проанализировать имеющиеся определения понятия «студенчество».

«Словарь русского языка» С.И. Ожегова дает в своем определении слов «студент» и «студенчество» фундаментальный атрибутивный признак, присущий изучаемой нами группе людей. «Студент - учащийся высшего учебного заведения». «Студенчество - 1. Студенты; 2. Пребывание в высшем учебном заведении в качестве студента».

Так как при анализе определений изучаемого нами понятия выявилось, что разные источники и авторы рассматривали эту категорию соответственно времени исследования, с тех точек зрения и в том разрезе, который их интересовал, то с целью выявления типических черт мы отбираем из определений всё наиболее значимое.

В Большой советской энциклопедии по интересующему нас вопросу приведено следующее: «Студенчество как особая группа возникло в Европе в 12 в. одновременно с первыми университетами. Средневековое студенчество было крайне неоднородно как в социальном, так и в возрастном отношениях.

С развитием капитализма и повышением социальной значимости высшего образования роль Студенчества в жизни общества возрастает. Студенчество является не только источником пополнения квалифицированных кадров, интеллигенции., но и само составляет довольно многочисленную и важную социальную группу. Хотя высокая стоимость высшего образования и наличие целого ряда других социальных барьеров делали его доступным в большинстве случаев только для состоятельных слоев общества и само оно давало получившим его людям значительные привилегии, уже в 19 - начале 20 вв. Студенчество отличалось высокой политической активностью и играло заметную роль в общественной жизни. В. И. Ленин в 1903 писал, что Студенчество «является самой отзывчивой частью интеллигенции, а интеллигенция потому и называется интеллигенцией, что всего сознательнее, всего решительнее и всего точнее отражает и выражает развитие классовых интересов и политических группировок во всем обществе. Студенчество не было бы тем, что оно есть, если бы его политическая группировка не соответствовала политической группировке во всем обществе, -«соответствовала» не в смысле полной пропорциональности студенческих и общественных групп по их силе и численности, а в смысле необходимой и неизбежной наличности в студенчестве тех групп, какие есть в обществе». (Ленин В. И., Полн. собр. соч. 5-е изд.. Т. 7. С. 343).

Несмотря на различия своего социального происхождения и, следовательно, материальных возможностей, Студенчество связано общим видом деятельности и образует в этом смысле определённую социально-профессиональную группу. Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает у Студенчества известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни, причём это дополняется и усиливается возрастной однородностью».

В Словаре по общественным наукам (Глоссарий.ру) Студенчество определено как «социально-профессиональная группа, характеризующаяся уникальной общностью интересов, субкультурой и образом жизни при возрастной однородности (лат.БШёеш - усердно занимающийся)».

Ростовские социологи Б. Рубин и Ю. Колесников в книге «Студент глазами социолога», опубликованной в 1969 г., давали следующее определение: «Студенчество - это мобильная социальная группа, целью существования которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве». «Студенчество аккумулирует в различной степени особенные черты и свойства всех социальных групп общества. В этом смысле вуз является как бы «интегратором» этих свойств и черт, поэтому процесс формирования личности в вузе «повернут» в сторону социальной системы в целом» [8].

Другой исследователь, А.Н.Семашко, писал, что «было бы неправильным рассматривать студенчество лишь как состояние к подготовке и занятию статуса интеллигенции. Студенчество обладает всеми необходимыми характеристиками, достаточными для отнесения его к особой социальной группе, так как оно отвечает всем установившимся признакам». В подтверждение своих доводов Семашко приводит следующие признаки: выполнение в обществе определенных функций, объективность существования, однозначная детерминированность поведения членов групп, определенная целостность и самостоятельность по отношению к другим социальным группам, специфические социально-психологические черты и системы ценностей [9].

Т.В. Ищенко акцентировал внимание на том факте, что студенчество является составной частью такой общественной группы, как молодежь: «Студенчество - особая общественная группа общества, резерв интеллигенции - объединяет в своих рядах молодых людей примерно одинакового возраста, образовательного уровня - представителей всех классов, социальных слоев и групп населения» [3].

Исследователь Г.И. Герасимов определял: «Как социальная группа, студенчество является объединением молодых людей с определенными социально значимыми устремлениями и задачами. Вместе с тем студенчество, представляя собой специфическую группу учащейся молодежи, обладает присущими только ей особенностями. Социально значимой чертой студенчества является также напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе. Эти стремления являются положительным фактором. Однако в силу недостаточности жизненного (социального) опыта, поверхностности в оценке ряда явлений жизни некоторые студенты от справедливой критики недостатков могут переходить к бездумному критицизму» [2].

В автореферате диссертации П.Г.Бороноева на соискание ученой степени кандидата социологических наук «Проявления девиантного поведения в среде студенческой молодежи в современных условиях» (на материалах Республики Бурятия, Улан-Удэ, 2007 г.) рассматриваются основные характеристики студенчества в условиях кардинальных изменений в политической, экономической, социокультурной сферах российского общества. На основе анализа научной литературы, посвященной исследованию студенчества, диссертант пришел к пониманию студенчества как социально-демографической группы, представляющей собой потенциально значимую движущую силу развития социума, характеризующуюся подготовкой к выполнению функций сложного умственного труда.

В результате из большого числа приводимых в нашей работе определений мы вычленяем, на наш взгляд, наиболее устойчивые характерные особенности, присущие студенчеству. В рамках работы по более конкретному доказательному выявлению типологических черт социологического портрета современного студенчества мы проводим исследование, опирающееся на анализ имеющейся у нас и обнаруженной в научной литературе социологической информации.

В целях изучения студенчества как группы в качестве инструментария используются непосредственно социологическое исследование с помощью анкетирования студентов, а также статистические показатели, характеризующие современных студентов (их количество, половые, возрастные характеристики, все те твердые показатели, которые

фиксируются при приеме студентов в университеты и определены статистически).

Проблема состоит в том, что устойчивые характеристики в нашу переломную, переходную эпоху претерпевают радикальные изменения. И возникает необходимость установить критерии их типологической устойчивости, сравнить и понять, насколько характеристики того же студенчества изменились по сравнению с ранее существовавшими. По значениям индексов таких устойчивых характеристик рассмотреть, сравнить современное положение в различных вузах, где и насколько значения различаются и почему.

Доктор социологических наук Л.Г. Борисова, составляя анкеты опросов студентов, использовала следующие основные разделы показателей: социально-демографические характеристики, ценности и цели, отношение к образованию, учебе в учебном заведении, отношение к профессиональной деятельности, занятиям в дальнейшей жизни, самовосприятие и самооценка поведения, личностный рост, уровень творческой активности и самоактуализации.

Анализируя их, можно уже определить наиболее конкретные черты социологического портрета студентов.

Тем не менее существуют проблемы более точного определения набора и уровня устойчивости портретных социологических характеристик.

В последние десятилетия студенчество в России превратилось в массовое молодежное сообщество из довольно элитарной группы. Если ранее студентом становился один из десяти выпускников средних школ, то теперь 7 - 8 человек из десяти, получающих школьный аттестат, становятся студентами высших учебных заведений. Одно это коренным образом меняет портретный облик студенческой группы и ставит новые задачи в сфере образования.

Эта динамика отчётливо отображена на диаграмме, построенной автором по данным Российского статистического ежегодника за 2009 г. На диаграмме 1 видно, что поступающих в вузы больше, чем выпускников. Поступают все желающие, получившие аттестат об общем среднем (полном) образовании, если у них имеется мотивация и упорство в достижении цели получения высшего образования.

Диаграмма 1

Выпуск из среднеобразовательных учреждений поступление в вузы РФ.

2000

а 750

н

500

1500

и

§ 1250

13

I!- 1000

В"

1750

250

0

1940 1950 1960 1970 1980 1990 2000 2010

Численность учащихся, получивших аттестат об общем среднем (полном) образовании - всего

Принято студентов в вузы - всего

Раньше студентами становились наиболее способные молодые люди с сильной предварительной подготовкой. Студенчество представляло поэтому элитную группу. Сейчас студенчество обрело массовые характеристики. Для теперешних студентов характерна самая разноуровневая подготовка. Выбор учебного учреждения зачастую стал носить довольно случайный характер. Студенты теперь могут разговаривать не «высоким слогом». Отмечается и довольно сильная изначальная профессиональная дезориентированность, и очень разные мотивы обучения в вузе. Часто в процессе обучения они не столько получают профессиональные навыки и знания, сколько улучшают свои коммуникативные навыки в общении. В студенты идут, чтобы принадлежать к определенной когорте в молодые годы и в последующей жизни.

На характерные особенности студентов оказывают большое влияние также образование, статус и социальные ценности родителей и отношение к учебе и будущему их сверстников, нежелание оказаться без определенной профессии, пополнить ряды безработных...

Итак, рассмотрение студенчества с его специфическими особенностями представляет социальный и научный интерес в силу того, что студенты в настоящее время являются как наиболее активной, так и достаточно массовой

частью молодого населения, проходящей квалифицированную подготовку к последующей профессиональной деятельности.

С целью создания социологического портрета современного студенчества - выявления типичных для него устойчивых характерных особенностей, а также определения значимости и направлений их изменений в последнее время - автором создавался объединенный динамический массив по социологическим опросам студентов разных вузов Новосибирска за период 2002-2009 гг.

Ведущий сотрудник Института математики СО РАН Е.Е. Витяев в монографическом исследовании проблем извлечения знаний из компьютерных данных отмечает, что «проблема компьютерного познания является по существу междисциплинарной и требует хорошего знания одновременно многих областей знания: философии, логики и методологии науки, искусственного интеллекта, анализа данных, анализа человеческого процесса познания и др.» [1].

Опираясь на проделанную работу по анализу определений студенчества, а также статистические данные по высшему образованию и студентам, на наблюдения сотрудников Лаборатории социологических исследований НГПУ, на анкетные опросы за более чем пятилетний срок, проводимые среди студентов новосибирских вузов ежегодно, мы предварительно выделили гипотетически следующие устойчивые характеристики, присущие современному студенчеству: 1) характер труда студентов определяется систематически накоплением, усвоением, овладением знаниями, основным занятием является образовательная деятельность; 2) возраст молодежный: 17 -25 лет; 3) официальное семейное положение - бездетность, безбрачие; 4) основная часть студентов экономически зависит от родителей; 5) социальное происхождение студенчества смешанное, это выходцы из всех групп гражданского населения; 6) доминирование нормативной системы ценностей в смысле отсутствия (редкость) деструктивных девиаций; 7) доминирование созидательного типа активности; 8) в последние годы: распространенность творческих проявлений, сравнительно высокая по отношению к предшествующим периодам [10].

В итоге работы по социологическому портретированию современного студенчества мы надеемся более точно и доказательно выявить (подтвердить) типичные для этой общественной группы устойчивые характерные черты, а также динамику их изменений с течением времени, связанные с социальными изменениями в жизни российского общества, с целью дальнейшего осмысления тенденций

53

общественного развития, роли и места в нем студенческой молодежи, задач и перспектив, стоящих перед ней, а также динамики изменения ценностного сознания современной молодежи и студенчества как его авангардной составляющей.

В настоящее время мы провели первую серию итераций с использованием статистически-математических методов (номинальных переменных «каждый с каждым» и факторный анализ), применяемых в социологических исследованиях. Результатами анализа является список связей с оценками значимости и таблицы выявленных факторов. Автор занимается тщательным анализом полученных результатов, выводы по которым будут опубликованы в дальнейшем.

Список литературы

1. Витяев Е.Е. Извлечение знаний из данных. Компьютерное познание. Модели когнитивных процессов: монография. Новосибирск: НГУ, 2006.

2. Герасимов Г.И. Корпоративная ответственность в системе ценностей студенческой молодежи Дона и юга России. - http://www.kavkazonline.ru/csrip/elibrary/uro/uro_25/uro

25 06.htm

3. Ищенко Т.В. Место студенчества в социальной структуре общества. Томск, 1970.

4. Комиссарова И. Г. Определение устойчивых характеристик социологического портрета обучающихся // Педагогический профессионализм в современном образовании: материалы V Международной научно-практической конференции (18 - 21 февраля 2009 г., г. Новосибирск). Ч. 2 / под науч. ред. Е.В. Андриенко. Новосибирск: Изд. НГПУ , 2009.

5. Лисовский В. Т. Личность студента. Л., 1974.

6. Лясников Н. Социально-экономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи. М., 2001.

7. Образование - фактор духовного и социального развития общества: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Борисовских чтений) / под науч. ред. Е.Б. Мостовой. Новосибирск, 2005.

8. Рубин Б. Студент глазами социолога. Ростов н/Д, 1969. С. 38.

9. Семашко А. Н. Художественные потребности студентов, пути и средства их формирования (социально-эстетическое исследование): автореф. дис. ... канд. наук. -Днепропетровск, 1969.

10. Социологическая индикация образовательных стратегий и характеристик ценностного сознания студентов и школьников: сб. науч. ст. / под ред. Е.Б. Мостовой. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.