Научная статья на тему 'Статистический анализ установочных факторов социальной активности студенческой молодежи'

Статистический анализ установочных факторов социальной активности студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
280
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / МНОГОМЕРНЫЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / МОТИВАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / МАТРИЦА КОРРЕЛЯЦИЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Николаева Алла Алексеевна, Фролова Надежда Афанасьевна, Шуметов Вадим Георгиевич

Статья посвящена изучению мотивации социальной активности студенчества. Использование методов статистического анализа социологических данных позволило авторам установить главные факторы социальной активности студентов орловских вузов. Выделены группы студенчества, обладающие определенными статусными и качественными характеристиками, которые могут рассматриваться как реальные и потенциальные ресурсы социальной активности в современном российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Николаева Алла Алексеевна, Фролова Надежда Афанасьевна, Шуметов Вадим Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Статистический анализ установочных факторов социальной активности студенческой молодежи»

УДК 316.346.32-053.6

НИКОЛАЕВА А.А., Статистический анализ ФРОЛОВА Н.А., установочных факторов ШУМЕТОВ В.Г. социальной активности

студенческой молодежи

Статья посвящена изучению мотивации социальной активности студенчества. Использование методов статистического анализа, социологических данных позволило авторам установить главные факторы социальной активности студентов орловских вузов. Выделены группы студенчества, обладающие определенными статусными и качественными характеристиками, которые могут рассматриваться как реальные и потенциальные ресурсы социальной активности в современном российском обществе.

Ключевые слова: социальная активность, студенческая молодежь, многомерный статистический анализ, мотивация социальной активности, матрица корреляций.

Активность - многомерная категория,

раскрывающая индивидуально-личностный уровень и способ осуществления деятельности, общения, познания. Посредством своей активности личность когнитивно, теоретически или практически моделирует и структурирует пространство своего взаимодействия с миром, организует его. Таким образом соединяются и побудительные, и саморегулятивные компоненты, с одной стороны, и опосредованное личностью отношение к требованиям деятельности - с другой. Поэтому активность можно рассматривать как качество личности субъекта деятельности, как способ самовыражения, при котором обеспечивается целостность, сохраняется автономность личности и достигается субъектность.

В современной социологической науке социальная активность понимается как совокупность форм человеческой деятельности, сознательно ориентированной на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой в данный исторический период1. Е.А. Ануфриев отмечает, что социальная активность выражает социальную дееспособность человека и является главной в характеристике личности как субъекта общественных отношений, поскольку характеризует отношение человека к труду, обществу, социальным группам и окружающим людям2.

Мотивы социальной активности - это осознанные причины, по которым люди

вступают во взаимодействие друг с другом, оказывают влияние друг на друга и осуществляют различные виды социально значимой деятельности. Необходимость выявления специфики мотивов активности у студенческой молодежи связана, во-первых, с особенностями социализации современной молодежи, во-вторых, ее активным взаимодействием с социумом, в-третьих, личностным и профессиональным самоопределением, формированием жизненных стратегий.

Данная публикация содержит некоторые научные выводы, полученные авторами в результате многомерного статистического анализа данных социологического опроса, проведенного среди студенческой молодежи пяти орловских вузов: Орловского государственного технического университета (ОрелГТУ), Орловского государственного института искусств и культуры (ОГИИК), Орловского государственного института экономики и торговли (ОГИ-ЭТ), Орловского государственного университета (ОГУ) и Орловского филиала Современной гуманитарной академии (ОФ СГУ).

В исследовании использовалась трехступенчатая выборка: на первой ступени отбирались факультеты с учетом представительства технических, гуманитарных и естественных наук. На второй ступени на каждом из выбранных факультетов методом случайного отбора были отобраны по две студенческие группы с каждого курса

(генеральная совокупность: студенты пер-вого-четвертого курсов вузов г. Орла), в которых проводился сплошной опрос. Объем выборочной совокупности составил 510 респондентов, среди них: мужчин - 43,1%, женщин - 56,9%, студентов-первокурсников - 25,1%, обучающихся на втором курсе - 26,1%, на третьем - 24,5% и на четвертом курсе - 24,3% респондентов.

В структуру анкеты были включены вопросы, ответы на которые могут быть отнесены к факторам социальной активности двух уровней: установочные и деятельнос-тные. В данной публикации рассматриваются установочные факторы, к которым относятся следующие: 1) интересуюсь проблемами общества; 2) готов защищать свои права в случае их нарушения; 3) могу организовать коллективную акцию для решения острой проблемы; 4) человек должен активно участвовать в общественной жизни; 5) хочу участвовать в организациях, улучшающих общество.

С целью выявления главных установочных факторов социальной активности современного студенчества (на примере студенческой молодежи г Орла как представителя студенчества в целом) авторами используется метод факторного анализа - метод главных компонент3, алгоритмы которого реализованы в пакете анализа данных общественных наук SPSS Base4. Из теории многомерного статистического анализа5 известно, что к переменным факторного анализа предъявляется ряд требований:

1) переменные должны быть количественными (измерены в шкале интервалов, отношений или в абсолютной шкале);

2) распределение переменных должно подчиняться нормальному закону;

3) выборка, по которой проводится факторный анализ, должна быть однородной, т.е. не содержать "выбросов" - групп респондентов с экстремальными значениями.

Главное требование факторного анализа - факторы должны быть количественными. Поскольку данные социологических опросов обычно измеряются в номинальных и порядковых шкалах, то требуется их представление в количественных шкалах, для формирования которых авторами был использован следующий подход.

Как известно, наиболее информативными являются данные, измеренные на абсолютной шкале. В социологических опросах

данными, измеренными на абсолютной шкале, являются частости вариантов ответов респондентов. Эти частости относятся к выборочной совокупности, но, переходя к генеральной совокупности, их можно интерпретировать как вероятности. Путем построения таблиц сопряженности можно получить оценки этих вероятностей для групп населения, различающихся по статусным и иным признакам, что означает переход к переменным, измеренным на абсолютной шкале постольку, поскольку вероятность определена на множестве [0, 1], или, если выражать вероятность в процентах, на множестве [0, 100%].

Еще одним требованием факторного анализа является превышение объема выборки над числом переменных, включаемых в анализ, как минимум, в два раза. Число переменных - индикаторов социальной активности посылочного плана - пять, и, в принципе, достаточно располагать 1015 группами респондентов, различающихся по статусным и прочим характеристикам. В рассматриваемом случае для выполнения этого требования было сформировано 27 групп респондентов, характеристики которых приведены в таблице 1.

Как отмечалось выше, к исходным данным факторного анализа предъявляются требования нормальности распределения и однородности выборки. Проверку выполнимости этих требований удобно осуществлять путем построения так называемых ящичковых диаграмм (диаграмм Тьюки6, что предусмотрено графическим редактором пакета анализа данных общественных наук SPSS Base).

На рисунке 1 а представлена диаграмма Тьюки, иллюстрирующая распределение частости установочных факторов социальной активности по 27 группам респондентов, принятых нами в рассмотрение. Из диаграммы 1а следует, что имеют место выбросы по индикатору "готов защищать свои права в случае их нарушения" - группа респондентов "отсутствие уважения и конфликтность в семье" и "могу организовывать коллективные акции для решения острой проблемы" - группы респондентов "очень много информации от членов семьи об их общественной активности" и "отсутствие информации от членов семьи об их общественной активности" (на диаграммах отмечены "звездочками"). После исключения этих групп из выборки распределение частости устано-

Таблица 1 Характеристика и объем групп респондентов, включенных в анализ

Характеристики групп респондентов Объем группы

Девушки 290

Юноши 220

Орловский государственный институт искусств и культуры 95

Орловский государственный институт экономики и торговли 103

Орловский государственный университет 113

Орловский государственный технический университет 107

Орловский филиал Современной гуманитарной академии 92

1-2 курс обучения 261

3-4 курс обучения 249

Доход на члена семьи до 3000 руб. в месяц 119

Доход на члена семьи 3001 -5000 руб. в месяц 182

Доход на члена семьи 5001 -8000 руб. в месяц 108

Доход на члена семьи свыше 8000 руб. в месяц 101

Образование матери высшее 217

Образование матери среднее специальное, незаконченное высшее 249

Образование отца высшее 154

Образование отца среднее специальное, незаконченное высшее 245

Тип взаимоотношений в семье - любовь и взаимопонимание 326

Тип взаимоотношений в семье - равные, но без теплоты 55

Тип взаимоотношений в семье - отсутствие уважения и конфликт 353

Личностные ценности 1660

Социальные ценности 727

Родственники состоят в общественных организациях, партиях 114

Родственники не состоят в общественных организациях, партиях 211

Много информации от членов семьи об их общественной активности 140

Немного информации от членов семьи об их общественной активности 237

Отсутствие информации от членов семьи об их общественной активности 133

этого метода - в замене исходных переменных в результате математических операций с корреляционной матрицей, главными компонентами, ранжированными по информативности. Эти главные компоненты представляют собой линейные комбинации исходных переменных, и их выделение неоднозначно. Число главных компонент равно числу исходных переменных, причем их информативность снижается с номером компоненты, поэтому имеется возможность "отбросить" последние, менее информативные компоненты, сохранив в факторной модели лишь первые, наиболее информативные компоненты, которые приобретают статус главных факторов. Таким образом, от многомерного пространства исходных переменных можно перейти к пространству главных факторов меньшего измерения.

а

б

вочных факторов социальной активности по группам респондентов стало близким к симметричному (рисунок 1 б).

Поскольку объем выборки после ее "ремонта" остался вполне достаточным -24 группы респондентов при пяти установочных факторах социальной активности студенчества, нами выполнен факторный анализ по методу главных компонент. Суть

Рисунок 1. Распределение частости установочных факторов социальной активности по группам респондентов: а - исходная выборка; б - выборка после "ремонта"

Интерпретация главных факторов выполняется исходя из их корреляций с исходными переменными, причем, поскольку выде-

ление главных компонент неоднозначно, путем их "вращения" можно получить такую факторную структуру, при которой интерпретация главных факторов приобретает более четкое социологическое толкование.

Итак, первый этап факторного анализа - построение корреляционной матрицы. В таблице 2 представлена матрица корреляций установочных факторов социальной активности. В ней приняты обозначения: Я - коэффициент корреляции Пирсона, р - уровень значимости (двусторонний); полужирным шрифтом здесь и далее выделены сильные корреляции, курсивом - корреляции средней силы.

Таблица 2

Корреляционная матрица установочных факторов социальной активности (выборка объемом 24 группы респондентов)

Установочные факторы мотивации социальной активности Статистика Х1 Х2 Х3 Х4 Х5

Интересуюсь проблемами общества Х1 Я 1 0,471 0,310 0,742 0,744

Р , 0,020 0,140 0,000 0,000

Готов защищать свои права Х2 Я 0,471 1 -0,238 0,532 0,347

Р 0,020 , 0,263 0,007 0,097

Могу организовать коллективные акции Х3 Я 0,310 -0,238 1 -0,007 0,436

Р 0,140 0,263 , 0,973 0,033

Человек должен участвовать в общественной жизни Х4 Я 0,742 0,532 -0,007 1 0,712

Р 0,000 0,007 0,973 , 0,000

Хочу участвовать в организациях, улучшающих общество Х5 Я 0,744 0,347 0,436 0,712 1

Р 0,000 0,097 0,033 0,000 ,

Первые две корреляции - сильные, третья - средней силы, и это позволяет рассчитывать на положительные результаты факторного анализа. Действительно, согласно графику "каменистой осыпи"7, представленному на рисунке 2, только две главные компоненты имеют собственные числа, превышающие единицу, и, по критерию Кайзера, могут считаться главными факторами. Так как эти две компоненты в совокупности объясняют 83,5% разброса данных (общей дисперсии), что соответствует геометрическим искажениям редуцированного факторного пространства меньше критического 20%-го уровня8, можно принять гипотезу о двух главных установочных факторах социальной активности студенчества.

Согласно принципу Бонферрони статистически значимыми считаются те корреляции, для которых р-уровень не превышает значения 0,05/к, где к - число переменных, включенных в корреляционный анализ. Установочных факторов социальной активности - пять, и критический р-уровень равен 0,05/к=0,01. Таким образом, статистически значимы корреляции между следующими факторами: 1) "Интересуюсь проблемами общества" - "Человек должен участвовать в общественной жизни";

2) "Интересуюсь проблемами общества" - "Хочу участвовать в организациях, улучшающих общество";

3) "Интересуюсь проблемами общества" - "Готов защищать свои права".

Иэмер компоненты

Рисунок 2. Зависимость собственного числа матрицы интеркорреляций установочных факторов социальной активности от номера главной компоненты. Пунктирная линия отвечает критерию Кайзера (собственное число равно единице)

Для получения более четкой интерпретации главных факторов выполнено их вращение по критерию "варимакс", в результате которого произошло некоторое перераспределение их корреляций с исходными факторами, а также долей объясняемой дисперсии (таблицы 3 и 4).

Таблица 3

Статистика главных компонент факторной модели мотивации социальной активности студенчества (выборка после "ремонта")

Компонента Собственное число До вращения После вращения по критерию "варимакс"

% дисперсии кумулятивный % дисперсии % дисперсии кумулятивный % дисперсии

1 2,852 57,046 57,046 56,350 56,350

2 1,324 26,484 83,530 27,181 83,530

3 0,435 8,692 92,222

4 0,242 4,833 97,055

5 0,147 2,945 100,000

Таблица 4

Корреляция главных факторов с исходными факторами мотивации социальной активности студенчества ("нагрузки на факторы")

Установочные факторы мотивации социальной активности Главный фактор

П Р2

Интересуюсь проблемами общества 0,889 0,225

Готов защищать свои права 0,700 -0,512

Могу организовать коллективные акции 0,139 0,936

Человек должен участвовать в общественной жизни 0,906 -0,089

Хочу участвовать в организациях, улучшающих общество 0,835 0,403

Из таблиц 3 и 4 следует, что первый, более информативный главный фактор объясняющий более половины - 56,35% общей дисперсии, сильнее связан с исходными факторами мотивации "Человек должен участвовать в общественной жизни", "Хочу участвовать в организациях, улучшающих общество" и "Интересуюсь проблемами общества" (коэффициенты корреляции 0,906; 0,889 и 0,835 соответственно). Коэффициент корреляции первого главного фактора с исходным фактором мотивации "Готов защищать свои права" меньше - 0,700, что является критичным для констатации его сильной связи с Тем самым первый главный фактор можно интерпретировать как "фактор актуализированной установки".

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Второй главный фактор - менее информативный - объясняет 27,18% общей дисперсии. Он достаточно сильно связан лишь с одним исходным индикатором мотивации "Могу организовать коллективные акции" (коэффи-

циент корреляции 0,936) и может быть интерпретирован как "фактор потенциальной готовности к социальной активности".

В наглядном графическом виде связь главных факторов мотивации с исходными индикаторами мотивации представлена на рисунке 3 а.

и

I

I

мпгу прЬшкюв зц. ко

I "

I I I I I I

-------Г

хочу уч»с тсмать в о интересу«:»» пробвдиа

С -е-

ЧСПГШР* ЛВЛЧСЙТТ'ИЬТ-

ГОТМ ЛИцИлП ь СВОИ

Главный срэетор 1

высокий потенциал готовности к социальной активности

2 1

неактуализированная

установка

актуализированная

установка

3 4

низкий потенциал готовности к социальной активности

Рисунок 3. Результаты факторного анализа факторов мотивации по методу

главных компонент: а - корреляция главных факторов с исходными показателями; б - интерпретация осей пространства главных факторов

В терминологии французского математика-социолога Ж.-П. Пажеса9 диаграмма на рисунке 3 а носит название "карта Неба", т.е. исходные индикаторы рассматриваются как "звезды" на "Небе" с координатами главных факторов. В нашем случае положительное направление главного фактора можно трактовать как наличие у студенческой молодежи актуализированной установки на социальную ак-

а

б

тивность, а отрицательное - как наличие неактуализированной установки. Соответственно положительное направление главного фактора можно трактовать как высокий потенциал готовности к социальной активности, а отрицательное - как низкий потенциал готовности к социальной активности.

Квадрант 1 можно интерпретировать как высокоресурсную зону, которую составляет молодежь, обладающая актуализированными установками на социальную активность и высоким потенциалом готовности к ней. Квадрант 2 - это инерционная зона, включающая студенческую молодежь с неактуали-зированными установками, но обладающую высоким потенциалом готовности к социальной активности. Квадрант 3 - низкоресурсная зона ("мертвая") - свидетельствует о существовании группы молодых людей с не-актуализированными установками и обладающих низким потенциалом готовности к социальной активности. Квадрант 4 можно интерпретировать как зону скрытых резервов, состоящий из молодежи с актуализированными установками, но имеющими недостаточный потенциал готовности к проявлению социальной активности.

Предлагаемая интерпретация осей и квадрантов позволяет охарактеризовать группы респондентов, которые, в свою очередь, могут быть представлены на "карте Земли" так же, как факторы мотивации на "карте Неба". Но имеется существенное отличие: на "карте Неба" координаты - факторы мотивации - это коэффициенты их корреляции с главными факторами и Г2, тогда как на "карте Земли" координаты групп респондентов - это значения главных факторов, обычно варьирующие в интервале (-3 ... +3). При этом чем дальше от начала координат "расположена" группа респондентов, тем точнее может быть выполнена ее идентификация в установленной по "карте Неба" интерпретации осей и квадрантов.

Групп респондентов - 27, и их целесообразно разделить на совокупности по статусным и "качественным" признакам. К первой совокупности относятся 13 групп, которые различаются по следующим статусным признакам:

- пол (признак 1): 1 - мужской, 2 - женский;

- курс обучения (признак 2): 3 - 1-2 курсы, 4 - 3-4 курсы;

- материальный достаток, руб. на члена семьи (признак 3): 5 - до 3000, 6 - 30015000, 7 - 5001-8000, 8 - свыше 8000;

- вуз обучения (признак 7): 18 - ОГИ-ЭТ, 19 - ОГИИК, 20 - ОрелГТУ, 21 - ОГУ, 22

- ОФ СГА.

Ко второй совокупности относятся 14 групп, различающихся:

- по взаимоотношению в семье (признак 4): 9 - любовь и взаимопонимание,

10 - равные отношения, но без теплоты,

11 - отсутствие уважения;

- по образованию матери (признак 5): 13 - среднее специальное, незаконченное высшее, 14 - высшее;

- по образованию отца (признак 6): 16

- среднее специальное, незаконченное высшее, 17 - высшее;

- по членству родственников в общественных организациях, партиях (признак 8): 23 - да, 24 - нет;

- по ценностям (признак 10): 36 - социальные, 39 - личностные;

- по информации от членов семьи об их общественной активности (признак 11): 40 - много, 41 - немного, 42 - нет.

На рисунке 4 указанные выше группы респондентов представлены на плоскости главных факторов.

Приведем примеры идентификации групп респондентов. Группа 23 находится в квадранте высокоресурной зоны и представляет собой группу студентов, имеющих родственников - членов общественных и политических организаций, обладающих высоким потенциалом готовности к социальной активности в сочетании с актуализированными установками. В этом квадранте оказались также студенты младших курсов вузов, проживающие в семьях с низкими доходами; студенты, выдвигающие на первый план социальные ценности (сострадание к людям, справедливость, патриотизм, любовь к природе), а также студенты, обладающие информацией от членов семьи об их общественной активности.

Ё си •в

б

а •

_ *

10 • 1 8 * !

;о '.о

Главный фактор 1

Рисунок 4. Идентификация на плоскости главных факторов групп респондентов, различающихся: а - по статусным признакам; б - по "качественным"признакам

Квадрант 3(низкоресурсная зона)объединил группы респондентов, для которых характерен низкий потенциал готовности к социальной активности в сочетании с не-актуализированными установками. К таким группам относятся прежде всего студенты, члены семьи которых не состоят в общественных организациях и партиях; студенты старших курсов.

Для групп студентов в квадранте 4 (зона скрытых резервов) свойственны актуализированные установки, но низкая готовность к социальной активности. Это студенты женского пола, а также молодежь, проживающая в семьях со средним уровнем дохода. В квадрант 2 (инерционная зона) попали группы респондентов, для которых типичным является высокий потенциал готовности к социальной активности, но установки носят неактуализирован-

ный характер. Это группа юношей и студентов, в семьях которых доход на одного члена семьи составляет более 8000 руб.

Подведем итоги. В результате статистического анализа данных социологического опроса орловской студенческой молодежи, во-первых, было установлено, что множество из пяти факторов социальной активности установочной группы можно свести к двум главным факторам, один из которых интерпретируется как фактор актуализированной установки на социальную активность, другой - как фактор потенциальной готовности к социальной активности.

Во-вторых, использование многомерного статистического анализа позволяет выделить четыре группы студентов, обладающих определенными статусными и качественными характеристиками, которые могут рассматриваться как реальные и потенциальные ресурсы социальной активности в современном российском обществе.

1 Социологический энциклопедический словарь / Ред.-координатор Г.В. Осипов. М.,1998.

2 Ануфриев Е.А. Социальная роль и активность личности. М., 1971. С. 59.

3 Факторный, дискриминантный и кластерный анализ / Дж.-О. Ким, Ч.И. Мьюллер, У.Р. Клекка и др.; под ред. И.С. Енюкова. М.: Финансы и статистика, 1989.

4 SPSS Base 8.0 для Windows. Руководство по применению. Перевод-Copyright: СПСС Русь, 1998.

5 Сошникова Л.А., Тамашевич В.Н., Уебе Г., Шефер М. Многомерный статистический анализ в экономике: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

6 Бююль А., Цёфель П. SPSS: Искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей. СПб: ООО "ДиаСофтЮП", 2002.

7 Олдендерфер М.С., Блэшфилд Р.К. Кластерный анализ // Факторный, дискриминантный и кластерный анализ. М.: Финансы и статистика, 1989. С. 139-215.

8 Колемаев В.А., Староверов О.В., Турунда-евский В.Б. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб. пособие для экон. спец. вузов / Под ред. В.А. Колемаева. М.: Высш. шк., 1991.

9 Пажес Ж.-П. Конфликты и общественное мнение. Новая попытка объединить социологов и математиков // Социологические исследования. 1991. № 7; № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.