Научная статья на тему 'Актуальные проблемы социального и профессионального ориентирования современного белорусского студенчества: очерк социотипического портрета студента ГГМУ'

Актуальные проблемы социального и профессионального ориентирования современного белорусского студенчества: очерк социотипического портрета студента ГГМУ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
351
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСТВО / ЦЕННОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИЯ / РЕЛИГИЯ / ПОЛИТИКА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / THE STUDENTS / VALUE / EDUCATION / PROFESSION / RELIGION / POLITICS / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лукьянова Л. И., Мысливец Н. Л.

В статье анализируются различные аспекты проблемы жизненного самоопределения, профессионального ориентирования и политической социализации белорусского студенчества. Эмпирическую основу работы составили результаты исследований, проводившихся кафедрой гуманитарных наук ГГМУ в течение 1999-2003 гг. На основании полученных данных авторы статьи предприняли попытку сформулировать основные черты социотипического портрета современного студента-медика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL PROBLEMS OF SOCIAL AND PROFESSIONAL POSITIONING OF MODERN BELARUSIAN STUDENTS: STUDY OF SOCIOTYPICAL PICTURE OF A GRODNO STATE MEDICAL UNIVERSITY STUDENT

The article analyses different aspects of life selfdetermination, professional orientation and political socialization of the contemporary Belarussian students. The results of the investigations which were held at the Department of Humanities at Grodno State Medical University within the period of 2000-2003 formed the empirical basis of the research. On the grounds of the data obtained the authors tried to formulate the main features of the sociotypical picture of a medical student.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы социального и профессионального ориентирования современного белорусского студенчества: очерк социотипического портрета студента ГГМУ»

УДК 301.085 - 053.7.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО БЕЛОРУССКОГО СТУДЕНЧЕСТВА: ОЧЕРК СОЦИОТИПИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА СТУДЕНТА ГГМУ

Л.И.Лукьянова, профессор, канд. истор. наук; Н.Л.Мысливец Гродненский государственный медицинский университет

Авторы:

Лукьянова Лидия Ивановна -профессор, канд. истор. наук, заведующая кафедрой гуманитарных наук ГГМУ. Мысливец Николай Леонтьевич -старший преподаватель кафедры гуманитарных наук ГГМУ.

Т.р. 8 (0152) 33-62-37

Развернувшиеся в Республике Беларусь в начале 90-х годов XX века трансформационные процессы охватили все сферы жизнедеятельности общества. Сложнейшими проблемами переходной эпохи является отсутствие четких идеологических ориентиров, научно-обоснованной программы дальнейшего социально-экономического развития, кризис ценностных ориентаций, что особенно серьезно сказывается на установках молодежи, выработке ее жизненных стратегий. Погружение в стихию ломки базового алгоритма общественного развития способствовало актуализации проблем социального и профессионального ориентирования студенческой молодежи, вступающей во взрослую жизнь на рубеже ХХ-ХХ1 веков.

В статье анализируются различные аспекты проблемы жизненного самоопределения, профессионального ориентирования и политической социализации белорусского студенчества. Эмпирическую основура-боты составили результаты исследований, проводившихся кафедрой гуманитарных наук ГГМУ в течение 1999-2003 гг. На основании полученных данных авторы статьи предприняли попытку сформулировать основные черты социотипического портрета современного студента-медика.

Ключевые слова: студенчество, ценность, образование, профессия, религия, политика, социализация.

The article analyses different aspects of life selfdetermination, professional orientation and political socialization of the contemporary Belarussian students. The results of the investigations which were held at the Department of Humanities at Grodno State Medical University within the period of 2000-2003 formed the empirical basis of the research. On the grounds of the data obtained the authors tried to formulate the main features of the sociotypical picture of a medical student.

Key-words: the students, value, education, profession, religion, politics, socialization.

Студенчество является своеобразным барометром происходящих в обществе перемен. Этот отряд современной белорусской молодежи представляет собой наиболее целеустремленную ее часть, четко осознающую необходимость получения высшего образования, дальнейшего карьерного продвижения, реализации себя как личности не только в сфере профессиональной деятельности, но и в других областях.

Цель нашего исследования заключалась в том, чтобы:

1) выявить цементирующие ценности студенческой молодежи, определяющие ее устойчивость как социальной группы в условиях меняющегося общества, на примере ориентаций студентов одного из наиболее престижных вузов нашей респуб-

лики, каким является Гродненский медицинский университет;

2) проанализировать реальные возможности и условия включения студенческой молодежи - ее социализации - в общественную жизнь, ожидаемые способы реализации жизненных стратегий.

Этим задачам отвечали теоретические и эмпирические обоснования проблемы, позволившие сконструировать социально-типический портрет студента-медика на рубеже ХХ-ХХ1 вв. (на примере студентов Гродненского государственного медицинского университета). Под социально-типическим портретом студента ГГМУ мы понимаем интегрированное описание основных социальных, демографических, регионально-этнических (северо-западный регион Беларуси), политических, ценностно-ориентационных и других характеристик и свойств личности, присущих базовой совокупности обучающихся в данном вузе студентов. Формулирование интегрированных характеристик социально-типического портрета современного студента ГГМУ происходило по следующим основным направлениям нашего исследования:

- материально-финансовое обеспечение учебной деятельности в вузе (студенческий мониторинг);

- ценность образования и осознанность профессиональной ориентации студентов-медиков (сознательность выбора места учебы, условия проживания, материальное положение студента);

- религиозные ориентации студента-медика (научные и религиозные формы общественного сознания);

- политическая культура как фактор социализации.

Среднестатистический студент ГГМУ поступил в наш вуз вполне сознательно, его привлекает престиж медицинской профессии, востребованность и признание ее обществом. Престиж медицинской профессии, несмотря на невысокий уровень оплаты труда, в студенческой среде по-прежнему высок - 66% респондентов отметили значимость высокого социального статуса врача. При этом 74,1% опрошенных не собираются мириться с нищенским существованием врача, и только 12,5% респондентов выражают равнодушие в отношении к своему, возможно аскетическому, образу жизни.

Студент ГГМУ имеет достаточно высокий уровень материальных притязаний. И если в 1999 году лишь 10 % опрошенных ориентировались на 500 долларовый уровень ежемесячной зарплаты, то можно лишь предполагать, каким этот процент

окажется сегодня. Как следует из анализа полученных нами данных, материальное положение само по себе не является определяющим фактором социального самочувствия студентов-меди-ков и их отношения к обществу. О нем можно судить по жизненным ориентациям студентов, формирующимся в изменяющихся социально-экономических и политических условиях. Как отмечает большинство студентов, их приоритетной жизненной целью является личностная самореализация.

В ценностном мире каждого человека, и молодого в том числе, существуют определенные стержневые (базовые) ценности, которые определяют мир его жизненных установок. К ним относятся образованность, трудолюбие, честность, порядочность, воспитанность, интеллигентность и др. [8]. Насколько ныне эти ценности формируют жизненные принципы будущих медиков? Как показали результаты опросов, студенчество, как основная субкультурная группа молодежи в белорусском обществе, имеет свои, отличные от других молодежных субкультур, ценности и установки.

Прежде всего, бросается в глаза озабоченность обучающихся проблемой востребованности квалифицированного труда молодых и должной его оплаты. Символическая стипендия не позволяет удаляться от родительской опеки, и для многих помощь с их стороны является единственной возможностью получить образование. Почти половина опрошенных студентов (48,7%) напрямую сталкивалась со случаями голодания или заболеваний, связанных с плохим питанием.

Сегодня образование стало фактом укрепления социального неравенства. «Богатые» студенты составляют незначительное число студентов-ме-диков: 73,3% всех опрошенных определили уровень материального обеспечения как средний, 7,5% -ниже среднего, 6,3% - на уровне прожиточного минимума и 2,5% - за чертой бедности. У детей состоятельных родителей (8,7%) существует реальная возможность попасть в узкую группу материально обеспеченных, которые смогут получить доступ к более высоким формам образования, в том числе в дальнем зарубежье. Неустроенность быта, скромность материальных возможностей большинства студентов на фоне высокой обеспеченности немногих приобретают черты социальной проблемы. Если все обозначенные властью социальные меры, направленные на поддержку молодежи, останутся декларативными, властвующая элита может потерять поддержку значительного социального слоя. Более того, молодежь, в

особенности студенческая, может стать мощным элементом нестабильности в обществе.

Социально-экономическое расслоение в студенческой среде отражает общие социальные процессы, происходящие в обществе в целом [3, 6, 9, 10]. В сознании и поведении молодежи усиливаются прагматизм, стремление к материальному достатку. Культ денег занимает одно из первых мест в иерархии ценностных ориентаций значительной части вузовской молодежи, что отражает как особенности времени, так и понимание жизненных перспектив молодыми людьми. «Стать Ротшильдами» - всепоглощающая мечта отдельных белорусских студентов и студенток. Для реализации этой мечты юноши мечтают о высокооплачиваемой работе за пределами отечества, девушки -выгодно выйти замуж, лучше за «миллионера».

Задача воспитания студента не только как профессионально ориентированного специалиста, но и человека разносторонне развитого, политически грамотного всегда относилась к числу приоритетных задач высшего образования. Однако сегодня образ студента-интеллектуала, который легко ориентируется в событиях, происходящих внутри страны и на международной арене, четко осознает свою сопричастность к происходящим в обществе процессам, любит литературу, искусство и сам не чужд творческих устремлений, уходит в прошлое. Современный студент-медик, в целом, не отрицает достижений традиционной культуры, признает базовые ценности общества и следует установкам старшего поколения. Это, с одной стороны, положительный фактор студенческой социализации. Но, наряду с этим, все более незначительным становится число студентов, имеющих самостоятельные суждения о происходящем в обществе, и все более возрастает число тех, кто принимает мнимые ценности за подлинные и демонстрирует невысокий уровень социальной ориентированности.

Проблемы духовно-нравственного развития студентов не могут быть рассмотрены вне общего процесса духовного и нравственного развития белорусского общества в целом. Важнейшим позитивным компонентом молодежного сознания последних лет является взвешенный подход к историческому прошлому. Большинство студентов связывают свое будущее с Родиной, они не намереваются эмигрировать (66,2%) и не желают изменять свое место учебы даже в случае получения крупного материального наследства.

Провозглашенная в начале 90-х «деидеологизация» и «деполитизация» образования, сломав

традиционные устои социализации, породили трудности мировоззренческой ориентации [6, 9, 10]. Сегодня для многих вузов республики приглашение служителей культа в студенческие аудитории и даже открытие никем не санкционированных богословских факультетов расценивается как фактор прогресса. Не остались вне религиозного воздействия и студенты ГГМУ, тем более что речь идет о северо-западном регионе Беларуси с достаточно устойчивой католической традицией.

Студенты-медики, как и студенты других вузов, задумываются над нравственными и религиозными проблемами. Проведенные нами опросы отражают общие тенденции, характерные для студенческой молодежи всей постсоветской Беларуси. Так, студенты старших курсов (70%) расценивают интерес к религии как дань очередной моде, и только 12% респондентов считают религию одним из основополагающих факторов в формировании своих взглядов на жизнь. Последнее несколько противоречит общей оценке значения религии в жизни общества. Студенты подчеркивают важную роль религии в формировании духовно-нравственных ориентиров (46%), расширении интеллектуального кругозора (40%), формировании стиля жизни и поведения в обществе (19%), а также воспитании личных норм поведения (14,5%).

Большинство опрошенных студентов-медиков четко не осознают значение медицинского образования в формировании научного мировосприятия и миропонимания, выявлении места человека в мире, его цели и предназначения. Очевидно, это происходит на бессознательном уровне через изучение общенаучных дисциплин. Иначе нельзя проинтерпретировать, почему современный студент, с одной стороны, расценивает интерес к религии как дань очередной моде, а с другой стороны, считает, что медобразование формирует материалистическое мировоззрение (так считают 14,2% опрошенных), дуалистическое мировосприятие (18,2%) и никак не влияет на формирование мировоззрения (54,5% опрошенных).

Современная студенческая молодежь, несомненно, стремится к нравственным идеалам, однако предложить им четких нравственных ориентиров общество не может. В качестве одного из вариантов выступают в таких условиях нравственные ценности религии. Общеизвестно, что религиозная мораль требует от человека прежде всего веры. Результаты нашего опроса свидетельствуют, что позиции практикующей религиозности со-

блюдают 32% опрошенных, отдельные обряды, такие как крещение, поминание, исповедь, венчание, пост, причастие - еще в среднем около 20%. В целом же, современный образованный человек должен уметь анализировать различные нравственные ситуации, владеть понятиями, умело ими оперировать, а не повторять вложенные кем-то в его голову прописные истины.

Как известно, молодежь в целом, и студенческая молодежь, в частности, определяет не только содержание настоящего, но и характер будущего, несет в себе «дух нового времени», выступает в качестве важнейшего ресурса обновления общества. При всей сложности современной социально-экономической ситуации, прямо отражающейся на положении данной общности, нельзя не отметить и ряд общих позитивных результатов воздействия новых ценностей на молодых [5, 6].

Основные характеристики социально-типического портрета студента-медика, которые мы попытались сформулировать по результатам проведенных комплексных исследований, включают следующие особенности:

- современный студент-медик в целом не отрицает достижений традиционной культуры, признает базовые ценности общества и следует установкам старшего поколения. Однако существует известный перекос ценностных ориентаций в сторону их материализации. Мотив «больших зарплат» во многом определяет социально-профессиональные ориентиры студенческой молодежи;

- в современном обществе продолжается снижение реальных возможностей участия молодых в экономическом развитии, вследствие чего растет неудовлетворенность студенчества основными показателями качества жизни - материальным положением, жилищными условиями, достойно оплачиваемой работой;

- у студентов наблюдается более высокая степень адаптации к рыночным условиям в сравнении с представителями старшего поколения. Они демонстрируют большую готовность рассматривать жизнь сквозь призму личного успеха и гораздо реже надеются на возможность достижения успеха и благополучия с помощью государства;

- одним из настораживающих факторов политического сознания студенчества является нечеткая политическая идентификация. С чем или с кем себя идентифицирует студент вуза, какие выберет ориентиры, в какие структуры интегрируется, какова степень влияния политики на развитие самой молодежи и общества в целом - эти вопросы тре-

буют самого пристального внимания и изучения;

- формирование взглядов на жизнь происходит сегодня в обстановке моральной вседозволенности так называемого периода «первоначального накопления капитала». Для части студентов в этих условиях сдерживающим фактором роста морального нигилизма выступают морально-этические ценности религии.

В заключение отметим, что в проведенном нами исследовании сделан лишь набросок социально-типического портрета студента-медика на примере студенчества ГГМУ. Для получения более полной и подробной картины потребуется дополнительное исследование всего среза общественного сознания студентов (мировоззренческого, научного, этического, эстетического, правового), анализ которого только и сможет дать истинную картину происходящих в студенческой среде процессов социализации и жизненного ориентирования современной вузовской молодежи.

Литература

1. Афанасьев Ю.Н. Может ли образование быть негуманитарным? // Вопр. философии. - 2000 - № 7. - С. 37-43.

2. Бутенко И.А. Использование новых технологий при опросах // Социс. - 2000 - № 9. - С. 118-121.

3. Данилов А.Н. Переходное общество: проблемы системной трансформации. - Мн., 1997. - 431 с.

4. Иванов В.Н., Назаров М.М. Информационное потребление и политические ориентации // Социс. - 2000 - №7. - С. 83-91.

5. Клименко В.А. Система образования Беларуси на пороге XXI века: социологический анализ // Социология. - 2000. - № 1. -С. 19-27.

6. Котляров И.В. Молодежь Беларуси на пороге XXI века: социологический анализ. - Мн., 1997. - 1 07 с.

7. Лапин Н.И. Проблема социокультурной трансформации // Вопр.

философии. - 2000 - № 6. - С. 3-17.

8. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт

многомерной реконструкции // Вопр. философии. - 1996. - № 4. - С. 15-26.

9. Местовский Н.А. Состояние политической культуры студенческой молодежи в современном трансформирующемся обществе // Социология. - 2000 - № 2. - С. 3-17.

10.Русецкий А.В., Гащенко Л.В. Патриотические ценности студенческой молодежи в условиях социальной трансформации // Социология. - 2000 - № 1. - С. 37-43.

Resume

ACTUAL PROBLEMS OF SOCIAL AND PROFESSIONAL ORIENTATION OF THE CONTEMPORARY BELARUSSIAN STUDENTS: THE FEATURE-STORY OF SOCIOTYPICAL PICTURE OF A MEDICAL STUDENT AT GSMU L.I. Lukianova, N.L. Myslivets Grodno State Medical University The sociotypical picture of a medical student at GSMU includes the integrated description of the main social, demographic, regional-ethnic, political, values orientation and other individual’s characteristics essential for the whole number of students at GSMU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.