Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2024. № 1. С. 118-124 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2024;(1):118-124
Проблемы экономики
Научная статья УДК 334.012
https://doi.org/10.22394/2079-1690-2024-1-1-118-124
EDN NXURNT
Инструментарий государственной поддержки
устойчивого развития малого и среднего предпринимательства РФ
Сергей Сергеевич Змияк1, Дарья Евгеньевна Иванова2, Вячеслав Евгеньевич Иванов3, Валерий Владиславович Шукель4
1 2, 4Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ, Ростов-на-Дону, Россия
3Волгодонский филиал Ростовского юридического института МВД РФ, Волгодонск, Россия
1sergey_zm@Hstru, https://orcid.org/0000-0003-3212-3649
2d.e.jvanova@mailru, https://orcid.org/ 0000-0001-6384-4313
Аннотация. Устойчивое развитие организаций малого и среднего бизнеса - это концепция, основанная на стратегическом подходе к управлению, который направлен на сбалансированное достижение экономических, социальных и экологических целей. Научная концепция уделяет особое внимание устойчивости бизнеса в долгосрочной перспективе, минимизации негативного воздействия на окружающую среду и обеспечению долгосрочного благосостояния как для самой организации, так и для общества в целом. В статье делается акцент на роли государства в управлении устойчивым развитием организаций малого и среднего бизнеса. Представлена статистика по вовлеченности в малое и среднее предпринимательство регионов РФ, выделены актуальные меры поддержки предпринимательства в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в туристической, аграрной сферах и сфере импорта.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, устойчивое развитие, государственная поддержка, национальный проект, льготные условия, кредитование, возмещение затрат, субсидии Для цитирования: Змияк С С, Иванова Д. Е., Иванов В. Е., Шукель В. В. Инструментарий государственной поддержки устойчивого развития малого и среднего предпринимательства РФ // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2024. № 1. С. 118-124. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2024-1-1-118-124. EDN NXURNT
Tools of state support for the sustainable development
of small and medium-sized enterprises of the Russian Federation
Sergey S. Zmiyak1, Daría E. Ivanova2, Vyacheslav E. Ivanov3, Valery V. Shukel4
1 2, 4South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don, Russia
3Volgodonsk branch of Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Volgodonsk, Russia
[email protected], https://orcid.org/0000-0003-3212-3649 [email protected], https://orcid.org/ 0000-0001-6384-4313 [email protected] [email protected]
Problems of Economics
Original article
© Змияк C. C., Иванова Д. E., Иванов В. Е., Шукель В. В., 2024 118
Abstract. Sustainable development of small and medium-sized businesses is a concept based on a strategic approach to management, which is aimed at achieving balanced economic, social and environmental goals. The scientific concept pays special attention to the sustainability of business in the long term, minimizing the negative impact on the environment and ensuring long-term well-being for both the organization itself and society as a whole. The article focuses on the role of the state in managing the sustainable development of small and medium-sized businesses. Statistics on involvement in SMEs in the regions of the Russian Federation are presented, relevant measures to support entrepreneurship within the framework of the national project "Small and medium-sized entrepreneurship and support for individual entrepreneurial initiative" in the tourism, agricultural and import sectors are highlighted.
Keywords: small and medium-sized enterprises, sustainable development, government support, national project, preferential conditions, lending, cost recovery, subsidies
For citation: Zmiyak S. S., Ivanova D. E., Ivanov V. E., Shukel V. V. Tools of state support for the sustainable development of small and medium-sized enterprises of the Russian Federation. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2024;(1):118-124. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2024-1-1-118-124. EDN NXURNT
Согласно исследованию Finexpertiza, по данным за десять месяцев 2023 г., количество граждан, работающих в малом и среднем предпринимательстве (далее МСП), ИП и оформивших самозанятость растёт с каждым месяцем и составляет 40 % от общего числа занятых по стране (см. рис. 1). Соответственно, прослеживается увеличение финансовых показателей данного сегмента [1], рост потребностей для расширения бизнеса (территории, аудитории, областей), увеличение количества объектов управления. В свою очередь это может привести к необходимости пересмотра размера и условий материальной поддержки подобных действующих или учреждаемых организаций, а также проверке соответствия законодательства и его актуальности с точки зрения достаточного количества широко дифференцированных бизнес-структур.
30,48
29,60
29,26
29,08 29,1 1 _
nil
январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь
Рис. 1. График изменения количества граждан, занятых в МСП, МП и самозанятых с января по сентябрь 2023 года по версии Finexpertiza и данным Tadviser Fig. 1. The graph of changing of small and medium-sized enterprises', individual entrepreneurship's employees' and self- employees' number in period since January till September according to Finexpertiza and Tadviser
Согласно Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»1, к субъектам подобного рода бизнеса относятся организации, соответствующие условиям владения уставным капиталом (не более 25 % долей у государства и государственных предприятий или 49 % долей у участников хозяйственного общества/товарищества, не являющихся субъектами МСП), размера дохода (отсутствие превышения установленного предельного значения), количества работников (до 100 человек для малого предпринимательства и от 100 до 250 для бизнеса среднего размера) и т.д. Рассмотрим показатели статистики по регионам, которые наглядно демонстрируют наиболее и наименее вовлеченных в МСП субъектов РФ (см. рис. 2).
1 Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 12.12.2023) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Калмыкия
Ингушетия +44,9%
Дагестан +38,7%
Чечня +35,9%
Тыва +29.8%
Северная Осетия +23,8%
Кабардино-Балкария +21,6%
Карачаево-Черкесия +13,4%
Адыгея +11,3%
Краснодарский край +11,5%
Рис. 2. Динамика изменения количества работников малого и среднего бизнеса по регионам России с января по сентябрь 2023 г. по версии исследований Finexpertiza и данным Tadviser Fig. 2. The dynamics of changing of small and medium-sized enterprises' employees' number in Russian regions in period since January till September 2023 according to Finexpertiza and Tadviser
Регионами, не вошедшими в диаграмму и показавшими отрицательную статистику, стали Ненецкий и Чукотский автономные округа, Камчатский край, Магаданская и Сахалинская области. Уменьшение вовлеченности в предприятия МСП составило долю от 0,6 % до 7,8 % ранее занятых в данных организациях. Отрицательная динамика обусловлена следующими факторами: экономические условия (низкая доходность и высокие риски ведения бизнеса); демографические изменения (региональная трудовая миграция и изменения в возрастной структуре населения); недостаток финансовых ресурсов (ограниченный доступ к кредитам и инвестициям может затруднять создание и развитие малого бизнеса).
Для повышения вовлеченности в МСП этих регионах необходимы меры по созданию благоприятной предпринимательской среды, обеспечению доступа к финансовым ресурсам, улучшению инфраструктуры, а также развитию мер поддержки со стороны государства
Правительство разрабатывает меры поддержки предпринимательства в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», действие которого предполагается до 2030 г. Согласно проекту вводятся плановые показатели по малому и среднему бизнесу в целом: увеличение выручки на 25 % с каждого работника; увеличение количества открывающихся организаций на 3 % по сравнению с прошедшим периодом; увеличение продолжительности функционирования подобных организаций до 13 лет против нынешних 2-9 лет; перемещение фокуса малого и среднего предпринимательства с области торговли на туристическую, транспортную, технологическую сферы; увеличение доли рассматриваемых организаций в ВВП страны до 32,5 %.
Выделим масштабные общие цели по управлению состоянием малого и среднего предпринимательства, имеющие положительное значение для бизнеса, которые будут реализовываться с 2024-2025 годов:
1) наделение ряда подобных организаций возможностью функционирования по переходному налоговому режиму;
2) введение на всей территории России автоматизированной упрощённой системы налогообложения;
3) создание схожих налоговых режимов для ИП и самозанятых граждан;
4) выстраивание взаимосвязей между крупным, малым и средним предпринимательством;
5) предоставление льготных условий для инвестирования со стороны малых предприятий в обрабатывающую отрасль;
6) предоставление поддержки малому и среднему бизнесу в новых регионах.
С точки зрения негативных изменений на 2024 г.,отметим сокращение финансирования проекта «Малое и среднее предпринимательство» на 21 % (в денежном эквиваленте - 14 млрд руб.), а также проекта «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса» - на 56 % (или на 2,3 млрд руб.). Следствием послужит уменьшение количества или закрытие программ льготного кредитования по ставке 7 % и льготного лизинга, переформирование объема грантов, выдаваемых для инновационных производств и вынужденный поиск иных источников получения средств организациями малого и среднего бизнеса.
Помимо изменений и нововведений в сфере государственного управления режимом функционирования малого и среднего предпринимательства существует ряд мер, предпринятых ранее и действующих на нынешний момент. Например, цифровая платформа МСП [2-3], созданная в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О проведении эксперимента по цифровой трансформации предоставления услуг, мер поддержки и сервисов в целях развития малого и среднего предпринимательства»1. В её функционал входит:
1) постоянный онлайн-доступ к электронным информационным и образовательным ресурсам по интересующей теме с возможностью индивидуального подбора материала;
2) предоставление услуг на любой стадии развития организации в любом регионе;
3) консультирование по правовым вопросам касательно финансов, налогообложения и регистрации предприятия;
4) возможность выбора подходящих мер поддержки и льгот в онлайн-формате;
5) предоставление данных по законодательству;
6) онлайн-ведение статистики по бизнесу: календаря со сроками подачи отчетности и уплаты налогов и сборов.
Помимо данного ресурса с 2022 года действует электронная платформа «Знай своего клиента», которая позволяет распределить предпринимателей по степени риска (низкая, средняя и высокая категории) для банка и облегчить получение кредита бизнесменам. Более того, для субъектов, находящихся в категории с низкой степенью риска, также выделяется ряд льгот. С 2023 г. предоставляется единовременная выплата 350 тыс. руб. на открытие бизнеса при условии среднего дохода гражданина на уровне ниже регионального прожиточного минимума и при наличии согласованного с органами социальной защиты бизнес-плана. В 2024 г. данный процесс был упрощен посредством: заполнения заявки на электронной платформе Госуслуги без необходимости предварительного получения ряда справок и дополнительной информации; использования системы межведомственного взаимодействия и электронного документооборота (СМЭВ и ЭДО) для ускоренного получения требуемой информации по обратившемуся гражданину; преобразование системы расчета нуждаемости.
Далее перейдем непосредственно к государственному управлению развитием малого и среднего предпринимательства по некоторым из выделенных нами областей. Например, в сфере СТ наиболее эффективными мерами являются: предоставление льгот по кредитам и лизингу, выделение грантов, искусственное повышение спроса на российскую продукцию. Однако организации обязаны соблюдать ряд условий для получения поддержки от государства: быть аккредитованной в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, а доля выручки предприятия должна составлять не менее 70 % от дохода субъекта предпринимательской деятельности. ^-организации могут рассчитывать на нижеперечисленные льготы:
• Применение нулевой ставки при взимании налога на прибыль.
• Тариф для отчислений по заработным платам сотрудников - 7 % вместо утвержденных 15 % или 30 %.
• Запрет проведения выездных налоговых проверок по отношению к рассматриваемым предприятиям и проверок по соблюдению нормативно-правовых положений законодательства организациями.
1 Постановление Правительства РФ от 21.12.2021 N 2371 (ред. от 14.10.2023) «О проведении эксперимента по цифровой трансформации предоставления услуг, мер поддержки и сервисов в целях развития малого и среднего предпринимательства».
• Предоставление льготной ставки при получении целевых кредитов - 3 %.
• Предоставление возможности участия в конкурсах для получения грантов в размере до 6 млрд руб.
• Упрощение и ускорение процедуры принятия в штат иностранных специалистов.
• Предоставление льгот по ипотеке для сотрудников (ставка 5 %).
Обеспечение поддержки малого и среднего предпринимательства государства в туристической, аграрной сферах и сфере импорта приведены в табл. 1.
Таблица 1. Меры государственной поддержки и целей её применения на примере нескольких видов малого и среднего предпринимательства
Table 1. The research of state support measures and purposes of its application by the example of several types of small and medium-sized enterprises
Вид бизнеса Меры/ льготы Цель поддержки
Импорт товаров Выделен бюджет размером 19,5 млрд на 2024 год (по сравнению с 2023 годом произошло увеличение в 1,5 раза), средства из которого могут быть направлены на оплату предпринимателями необходимых ресурсов, услуг по проектированию и наладке, НДС за рубежом, таможенных сборов и пошлин, лизинга. Предоставление предпринимателям-импортерам возможности получения кредитования с льготами и компенсацией разницы коммерческим банкам из федерального бюджета.
Туризм В соответствии с планом развития до 2025-2027 годов: 1) льготные условия по освобождению от уплаты НДС до 2027 года; 2) предоставление гранта в рамках реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» 3) льготы кредитования на строительство туристических объектов; 4) упразднение возврата средств при приобретении брони гостиничного номера по сниженной цене; 5) преобразование требований к процессу заселения в гостиницы; 6) приравнивание круизных лайнеров к номерам в гостиницах. 1. Создание и контроль функционирования отечественного туристского продукта. 2. Развитие туристического бизнеса на охраняемых территориях федерального значения. 3. Устранение нормативно-правовых барьеров, снижающих туристическую активность. 4. Повышения уровня дохода МСП в сфере туризма.
Аграрный бизнес В 2024 г. будут действовать те же меры поддержки, что и ранее: субсидии, гранты, социальный контракт на 200 тыс. руб. В перечень грантов входит: 1) 5 млн руб. на приобретение оборудования для выращивания и переработки; 2) 10 млн руб. на работы по проектированию и строительству, приобретение оборудования, обустройство рекреационно-развлекательного центра для туристов; 3) 30 млн руб. для работ по производству, хранению и переработке (от 2 лет работы на с/х территории). Снижение нагрузки с предпринимателей в аграрной сфере для расширения производства и продажи отечественной продукции.
Более того, в 2024 г. предпринимателям малого и среднего бизнеса будут предоставлены льготы и послабления в области несения ответственности за правонарушения:
1) исключение обязательной уплаты штрафа, если доказана вина сотрудника;
2) применение наказаний по видам правонарушений, а не по их количеству (в процессе проведения проверок);
3) вынесение предупреждения вместо штрафа в случае отсутствия нарушений ранее;
4) уравнивание штрафов микро- и малых предприятий и штрафов ИП / 50 % от финансовой санкции.
Помимо области правонарушений льготы предложены и в налоговой сфере, а именно продление налоговых каникул для открывающихся организаций, относящихся к МСП.
Как мы указывали ранее, каждый регион России вправе скорректировать систему льгот для предприятий МСП [4]. Рассмотрим основные направления поддержки развития малого и среднего бизнеса на примере Ленинградской области. Предполагается предоставление следующих субсидий: по возмещению части затрат на финансовую аренду (лизинг) - 45 млн руб., на уплату по кредитам - 41 млн руб., по стимулированию туристического бизнеса - 15 млн руб., по возмещению затрат на покупку оборудования - примерно 80 млн руб. (в случае если это ООО с участием граждан с ограниченными возможностями - около 6 млн руб.), на получение сертификации - 5 млн руб., на участие в выставках и ярмарках - 5 млн руб., на ведение бизнеса в сфере народных художественных промыслов - 7 млн руб., на социальное предпринимательство - 27 млн руб., на покупку автомагазинов и прицепов - 5 млн руб. Гранты выдаются также в форме субсидий организациям, созданным молодыми предпринимателями, объем выделенных средств - около 37,4 млн руб.
Наиболее распространенными и идентифицированными в качестве максимально эффективных являются следующие меры государственного регулирования развития малого и среднего предпринимательства: назначение льготных условий с точки зрения финансовых операций и законодательства, погашение субсидиями части затрат бизнесменов, обеспечение оперативности получения информации и предоставления услуг благодаря электронной платформе [5-9]. Несмотря на урезание средств федерального бюджета, в 2024 г. предполагается выделение 68 млрд руб. на развитие МСП, что при суммировании вкладов государства в малый и средний бизнес с 2019 года составит примерно 400 млрд руб. Сокращение финансовой поддержки со стороны государства, несомненно, усложнит укрупнение МСП и создание новых организаций, однако одновременно позволит отсеять недостаточно проработанные проекты и предпринимателей, представляющих риск для банковской системы [10-11]. Существует дифференциация малых и средних предприятий по областям функционирования, и каждый регион РФ имеет возможность выбирать наиболее приоритетные для бизнеса сферы и предоставлять именно по ним льготные условия.
Список источников
1. Завьялов М. М. Стратегия обеспечения финансовыми ресурсами субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях международных санкций // Цивилист. 2023. № 1(41). С. 48-53.
2. Бобошко Д. Ю. Цифровые экосистемы и их роль в развитии малого и среднего предпринимательства в РФ // Экономика и управление инновациями. 2023. № 2(25). С. 22-30. DOI 10.26730/25875574-2023-2-22-30
3. Николаев Ю. Н. Механизм цифровой трансформации субъектов малого и среднего предпринимательства // Прогрессивная экономика. 2023. № 1. С. 41-54. DOI 10.54861/27131211_2023_1_41
4. Иванова Д. Е., Павлюкова А. В., Ялов А. М. Воздействие секторальных санкций на продовольственную безопасность России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2020. № 4. С. 91-96. DOI 10.22394/2079-1690-2020-1-4-91-96
5. Крылова Е. Б. Новые источники потенциала малого и среднего предпринимательства в современных условиях // Вестник Национального Института Бизнеса. 2023. № 2(50). С. 53-58.
6. Мурзин В. С. Способы государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. № 4-2(98). С. 74-76. DOI 10.24412/2411-0450-2023-4-2-74-76
7. Буров П. Д. Современные методики оценки эффективности деятельности субъектов малого предпринимательства // Финансы и управление. 2020. № 1. С. 91-102.
8. Бобошко Д. Ю., Бондаренко В. С. Анализ мер государственной поддержки инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ // Государственная власть и местное самоуправление. 2023. № 7. С. 28-32. DOI 10.18572/1813-1247-2023-7-28-32
9. Жигарев А. С., Гамулинская Н. В. Финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства в 2022 году // Актуальные вопросы современной экономики. 2023. № 1. С. 200-204.
10. Парчинская М. Е. Кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства в России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. № 12-1(106). С. 222-225. DOI 10.24412/2411-04502023-12-1-222-225
11. Зайцев А. А., Мурова К. Э., Надежина О. С. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в современных условиях как основа экономической безопасности региона // Экономические науки. 2023. № 223. С. 412-419. DOI 10.14451/1.223.412
References
1. Zavyalov M. M. Strategy for providing financial resources to small and medium-sized businesses under international sanctions. Civilist. 2023;1(41) :48-53. (In Russ.]
2. Boboshko D. Y. Digital ecosystems and their role in the development of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation. Economics and innovation management. 2023;2(25):22-30. (In Russ.]. DOI 10.26730/2587-5574-2023-2-22-30
3. Nikolaev Yu. N. The mechanism of digital transformation of small and medium-sized businesses. Progressive economics. 2023;(1):41-54. (In Russ.]. DOI 10.54861/27131211_2023_1_41
4. Ivanova D. E., Pavlyukova A. V., Yalov A. M. The impact of sectoral sanctions on Russia's food security. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2020;(4):91-96. (In Russ.]. DOI 10.22394/2079-1690-2020-14-91-96
5. Krylova E. B. New sources of the potential of small and medium-sized enterprises in modern conditions. Bulletin of the National Institute of Business. 2023;2(50):53-58. (In Russ.]
6. Murzin V. S. Methods of state financial support for small and medium-sized businesses. Economics and Business: theory and practice. 2023;4-2(98]:74-76. (In Russ.]. DOI 10.24412/2411-0450-2023-4-2-74-76
7. Burov P. D. Modern methods of evaluating the effectiveness of small business entities. Finance and management. 2020;(1]: 91-102. (In Russ.]
8. Boboshko D. Y., Bondarenko V. S. Analysis of measures of state support for innovation activities of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation. State power and local self-government. 2023;(7]:28-32. (In Russ.]. DOI 10.18572/1813-1247-2023-7-28-32
9. Zhigarev A. S., Gamulinskaya N. V. Financial support for small and medium-sized enterprises in 2022. Topical issues of modern economics. 2023;(1]:200-204. (In Russ.]
10. Parchinskaya M. E. Crediting of small and medium-sized businesses in Russia. Economics and Business: theory and practice. 2023;12-1(106]: 222-225. (In Russ.]. DOI 10.24412/2411-0450-2023-12-1-222-225
11. Zaitsev A. A., Murova K.E., Nadezhina O. S. Support of small and medium-sized businesses in modern conditions as the basis of economic security of the region. Economic sciences. 2023;(223]:412-419. (In Russ.]. DOI 10.14451/1.223.412
Информация об авторах
C. С. Змияк - доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и предпринимательства ЮРИУ РАНХиГС.
Д. Е. Иванова - старший преподаватель кафедры экономической теории и предпринимательства ЮРИУ РАНХиГС.
В. Е. Иванов - преподаватель кафедры огневой и физической подготовки, майор полиции, Волго-донский филиал РЮИ МВД России. В. В. Шукель- аспирант ЮРИУ РАНХиГС.
Information about the authors S. S. Zmiyak - Dr. Sci. (Econ.], Professor of the Department of Economic Theory and Entrepreneurship, South-Russia Institute of Management - branch of RANEPA.
D. E. Ivanova - Senior Lecturer of the Department of Economic Theory and Entrepreneurship, South-Russia Institute of Management - branch of RANEPA.
V. E. Ivanov - Teacher of the Department of Fire and Physical Training, Police Major, Volgodonsk branch
of Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.
V. V. Shukel - Postgraduate Student, South-Russia Institute of Management - branch of RANEPA.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 04.02.2024; одобрена после рецензирования 28.02.2024; принята к публикации 29.02.2024.
The article was submitted 04.02.2024; approved after reviewing 28.02.2024; accepted for publication 29.02.2024.