УДК 339.3
«балансирующая подушка» поддержки субъектов микро-, малого и среднего предпринимательства в России в период пандемии1
Коды JEL: R10, R11, L26
Старых С. А., кандидат экономических наук, доцент, инженер кафедры таможенного дела и мировой экономики, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия E-mail: cvetlana.staryx.87@ mail.ru SPIN-код: 7335-1794
Перепелкин И. Г., кандидат экономических наук, старший преподаватель, кафедры таможенного дела и мировой экономики, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия E-mail: ilya.perepelkin1990@yandex. ru SPIN-код: 5905-1915
Кузьмичева И. Г., студент, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия E-mail: [email protected] SPIN-код: 7345-1784
Распопин Д. И., студент, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия E-mail: [email protected] SPIN-код: 7135-1794
Поступила в редакцию 22.08.2022. Принята к публикации 03.09.2022
1 Публикация выполнена в рамках государственного задания на 2022 г. (№ 0851-2020-0034)
Аннотация
Пр едмет. Анализ мер государственной поддержки бизнеса, которые были реализованы в России с начала пандемии, их классификации и оценка эффективности мер, реализуемых российским правительством для поддержки малого и среднего бизнеса.
Тема. «Балансирующая подушка» поддержки субъектов микро-, малого и среднего предпринимательства в России в период пандемии.
Цели. Изучение мер государственной поддержки малого бизнеса, которые были реализованы с начала пандемии, и оценка их влияния на состояние малого бизнеса.
Методология. Основу методологии исследования составили такие методы научных исследований, как системный анализ, сравнение, синтез, обобщение.
Результаты. Определена классификация мер государственной поддержки малого бизнеса и оценка эффективности мер, реализуемых российским правительством для поддержки малого и среднего бизнеса.
Область применения. Развития сектора малого бизнеса страны в контексте применения мер государственной поддержки для выхода из постковидного кризиса.
Выводы. Развитие сектора малого бизнеса является одним из приоритетных направлений государственной политики в России, поэтому стабилизация ситуации и скорейший выход из кризисного периода очень важны для российской экономики.
Ключевые слова: малый бизнес, малое и среднее предпринимательство, государственная поддержка, пандемия, меры поддержки бизнеса.
UDK 339.3
«BALANCING CUSHION» OF SUPPORT FOR MICRO, SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN RUSSIA DURING THE PANDEMIC
JEL Codes: R10, R11, L26
Starykh S. A., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Engineer of the Department of Customs and World Economy, South-Western State University, Kursk, Russia E-mail: cvetlana.staryx.87@ mail.ru SPIN-code: 7335-1794
Perepelkin I. G., Candidate of Economic Sciences, Senior Lecturer, Department of Customs Affairs and World Economy, Southwest State University, Kursk, Russia E-mail: ilya.perepelkin1990@yandex. ru SPIN-code: 5905-1915
Kuzmicheva I. G., student, South-Western State University, Kursk, Russia E-mail: [email protected] SPIN-code: 7345-1784
Raspopin D. I., student, South-Western State University, Kursk, Russia E-mail: [email protected] SPIN- code: 7135-1794
Annotation
Subject. Analysis of measures of state support for business that have been implemented in Russia since the beginning of the pandemic, classification of measures of state support for small businesses and evaluation of the effectiveness of measures implemented by the Russian government to support small and medium-sized businesses.
Topic. A «balancing cushion» of support for micro, small and medium-sized businesses in Russia during the pandemic.
Purpose. To study the measures of state support for small businesses that have been implemented since the beginning of the pandemic, and to assess their impact on the state of small businesses.
Methodology. The research methodology was based on such research methods as system analysis, comparison, synthesis, generalization.
Results. The classification of measures of state support for small businesses and evaluation of the effectiveness of measures implemented by the Russian government to support small and medium-sized businesses are determined.
Application area. In order to develop the country's small business sector, it is necessary to assess the effectiveness of state support measures to overcome the post-crisis.
Conclusions. The development of the small business sector is one of the priorities of state policy in Russia, therefore, the stabilization of the situation and the early exit from the crisis period are very important for the Russian economy.
Keywords : small business, small and medium-sized entrepreneurship, government support, pandemic, business support measures.
DOI: 10.22394/1997-4469-2022-58-3-83-88
Введение
Пандемия коронавируса стала «черным лебедем» для мировой экономики и оказала значительное влияние на всю, в том числе российскую, экономику. Вынужденная остановка работы привела к значительным финансовым потерям для предприятий, как малых, так и крупных. Падение реального уровня доходов населения, снижение покупательной способности, вынужденные простои на производствах привели к ухудшению финансового состояния и даже банкротству многих предприятий, в основном малого бизнеса, которые и ранее находились в уязвимом состоянии. В связи с этим поддержка малого бизнеса со стороны государства и крупного бизнеса приобретает в настоящее время особое значение.
Анализ и оценка эффективности мер государственной поддержки субъектов предпринимательства
Вопрос влияния пандемии COVID-19 на все сферы общественной жизни является чрезвычайно актуальным в настоящее время [12]. Сектор малого бизнеса значим для развитой экономики, так как является ее основой, создает большую часть рабочих мест, обеспечивает занятость населения, стимулирует конкуренцию.
Сохранение и развитие малого бизнеса является одной из приоритетных задач российской экономики. Последствия эпидемии коронави-русной инфекции для малого бизнеса оказались удручающими.
Малый бизнес в силу своих особенностей, таких как недостаток финансирования, отсутствие финансовой подушки безопасности на случай кризиса, трудности в получении кредитов, а также отсутствие профильного образования у управленческого персонала, оказался особенно уязвим и испытывает все более сильное негативное воздействие пандемии.
По данным Совета Федерации, общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства в 2020 году сократилось более чем на 4 % по сравнению с августом 2019 года [2]. Последствия пандемии нивелировали достижения последних лет в части поддержки малого бизнеса, поэтому в данный момент для государства было важно помочь малому бизнесу и максимально устранить негативные последствия пандемии.
На рисунке представлены данные, иллюстрирующие динамику количества субъектов малого и среднего бизнеса (включая индивидуальных предпринимателей) по данным Единого реестра малого и среднего предпринимательства [4].
6100000 6000000 5900000 5800000 5700000 5600000 5500000 5400000 5300000 5200000
Субъекты малого и среднего предпринимательства с 2015 по
2020 гг.
I
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Рис. Динамика количества субъектов МСП с 2015 по 2020 год
Согласно представленному графику, можно сделать вывод о постепенном сокращении количества малых предприятий в российской экономике и снижении предпринимательской активности с 2018 года. Пандемия еще больше усугубила эту ситуацию.
По данным аудиторско-консалтингово-го агентства «ФинЭкспертиза», к 1 августа 2020 года в России прекратили свою деятельность 1,95 млн микро-, малых и средних предприятий [11].
Следует отметить, что для стабилизации ситуации с начала пандемии государство предусмотрело ряд мер по поддержке малого бизнеса. Среди этих мер можно выделить следующие меры поддержки: банковские, налоговые, страховые, отсрочки по аренде.
Банковские меры включают кредитные каникулы на срок до шести месяцев, если заемщик испытал потерю дохода более чем на 30 % из-за последствий пандемии, кредитование малого и среднего бизнеса по льготной ставке (8,5 % на срок до 3 лет) и беспроцентные кредиты на срок до шести месяцев для выплаты заработной платы в пострадавших отраслях в рамках государственной программы, наличие страховых услуг, доступность и безопасность платежей, а именно ограничение комиссии в Системе быстрых платежей [6].
Отдельно стоит отметить специальную программу льготного кредитования для поддержки бизнеса, предложенную Президентом РФ. Малому и среднему бизнесу (включая индивидуальных предпринимателей с наемными работниками), а также социально ориентированным НКО, нуждающимся в помощи для восстановления своей деятельности, будут предоставляться кредиты по льготной
Была предусмотрена отсрочка арендной платы за государственное и муниципальное имущество до 2021 года для малого и среднего бизнеса. Существуют также дополнительные льготы для предприятий отраслей, наиболее пострадавших от коронавируса [10]. Такие предприниматели имеют право на отсрочку
ставке не более 2 %, и для них будут предусмотрены особые условия погашения (при сохранении 90 % персонала кредит и проценты по нему будут полностью оплачены государством; при сохранении 80 % персонала — необходимо будет вернуть половину кредита и начисленных процентов) [3].
Среди налоговых и страховых мер по противодействию последствиям пандемии — полугодовая отсрочка уплаты всех налогов, кроме НДС, для предпринимателей, а также страховые льготы, такие как полугодовая отсрочка уплаты страховых взносов для одной категории предпринимателей и снижение страховых взносов с 30 до 15 процентов на сумму заработной платы, превышающую минимальный размер оплаты труда, для других. Также ФНС России реализовала такую меру поддержки предпринимательства, как освобождение от уплаты налогов и взносов (кроме НДС, налога на игорный бизнес и НДФЛ для работников) на II квартал 2020 года индивидуальных предпринимателей, предприятий, включенных в реестр субъектов МСП, и некоммерческих организаций, занятых в отраслях, наиболее пострадавших от эпидемии [7].
Также среди налоговых мер поддержки бизнеса стоит указать приостановление налоговых проверок до 30.06.2020 г., продление сроков сдачи налоговой отчетности, продление сроков предоставления документов по запросу и приостановление штрафов до 01.07.2020 г.
Таблица отражает динамику налоговых поступлений за аналогичный период 2019—2020 годов (по данным ФНС) [8]. По данным таблицы 1 можно сделать вывод, что сумма налогов, уплаченных предпринимателями в 2020 году, снизилась.
платежа и за коммерческую недвижимость до 1 октября, начиная с момента введения режима повышенного риска.
Кроме того, следует упомянуть о мерах поддержки одной из отраслей, наиболее пострадавшей от последствий пандемии COVID-19, — индустрии туризма.
Таблица
Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за январь — октябрь 2019—2020 гг. [8]
Виды налогов Январь-октябрь, млрд руб.
2019 г. 2020 г. темп, %
НДС 3473 3447 99.2
Налог на прибыль 3987 3435 86.2
НДПИ 5124 3274 63.9
НДФЛ 3088 2331 104.3
Акцизы 1050 1532 145.8
Имущественные налоги 1446 1047 91.5
Значительную долю индустрии туризма составляют малые предприятия. Среди мер государственной поддержки туристической отрасли — освобождение от отчислений в резервный фонд «Турпомощи» в 2020 году, возмещение затрат туроператорам, связанных с невозвратными тарифами и стоимостью приема российских туристов из-за рубежа [10].
На данный момент достаточно сложно оценить реальный эффект от мер государственной поддержки малого бизнеса. Хотя кризисная ситуация в мире развивается стремительно, на данный момент нельзя однозначно сказать о ее стабилизации.
Некоторые последствия сложившейся ситуации проявятся позже, что предполагает затяжную рецессию, дальнейший рост безработицы и падение реального ВВП [11]. Для текущей оценки принимаемых мер стоит проанализировать оценку бизнесом мер государственной поддержки, данную на сайте Российского союза промышленников и предпринимателей.
Важным аспектом оценки является доступность государственной поддержки для малого бизнеса и количество имеющихся ограничивающих факторов [1]. Среди них предприниматели выделили сложность выполнения определенных условий для получения финансовой поддержки (например, сохранение полной численности персонала), столкновение с дополнительными условиями со стороны банков, сложную процедуру отчетности.
По данным исследования, проведенного РСПП, 61,8 % компаний, принявших участие в опросе, не смогли воспользоваться мерами финансовой поддержки [9]. Среди причин респонденты в основном называли тот факт, что они не относятся ни к одной из выделенных льготных категорий, а также невозможность выполнить все заявленные требования. В ходе опроса респонденты также указали те меры государственной поддержки, которые они считают необходимыми в кризисный период [5]. Наибольшее количество голосов было отдано таким мерам, как отмена избыточных требований к компаниям, претендующим на получение поддержки, и возможность получения государственной поддержки также при получении долгосрочных кредитов на обновление производственных фондов, модернизацию и так далее. Стоит также отметить, что большинство описанных ранее мер государственной поддержки имеют ограниченный срок действия, хотя последствия пандемии COVID-19 окажут длительное негативное влияние на предпринимательскую активность, особенно на малый бизнес. Опрос РСПП показал, что малый и средний бизнес в среднем негативно
оценивает оказываемую государственную поддержку. Так, по данным опроса, 17,1 % респондентов назвали меры поддержки неэффективными [9].
Заключение
COVID-19 оказал значительное негативное влияние на всю мировую экономику, затронув все сферы общественной жизни. Сектор малого бизнеса оказался наиболее уязвимым по сравнению с крупными компаниями и значительно пострадал; пандемия обанкротила многие малые предприятия, финансовое положение многих из них значительно ухудшилось. Учитывая важность малого бизнеса для эффективного развития экономики, государство разработало и приняло ряд мер по оказанию помощи малому бизнесу. Российское правительство также разработало комплексную программу помощи малым и средним предприятиям. Многие российские МСП успешно воспользовались государственной поддержкой, но многие предприниматели отметили, что ряд компаний не смогли воспользоваться государственной помощью из-за большого количества ограничений.
C начала пандемии государство помогло малому бизнесу, что позволило многим субъектам пережить кризисную ситуацию и избежать банкротства, но говорить о возвращении к уровню деловой активности, как в допанде-мические времена, пока рано. Малый бизнес по-прежнему нуждается в государственной поддержке для стабилизации своего финансового положения.
Информация о конфликте интересов
Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Быкова О. Н. Система поддержки социально-ориентированного малого и среднего предпринимательства [Текст] / О. Н. Быкова, Л. Г. Руденко // Экономика и предпринимательство. — 2019. — № 1 (102). — С. 682—686.
2. В Совфеде заявили о сокращении числа предприятий МСП в условиях пандемии. Сайт Информационного агентства России: ТАСС [Электронный ресурс]. — URL: https://tass.ru/ ekonomika/9189373.
3. Деева Т. В. Тенденции развития удаленного налогового контроллинга в условиях цифровой экономики и больших вызовов пандемии коронави-русной инфекции [Текст] / Т. В. Дее-
ва // Креативная экономика. — 2020. — № 7. — С. 1401—1412.
4. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Статистика. Сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. — URL: https://rmsp. nalog.ru/index.html.
5. Коронавирус: меры поддержки граждан и бизнеса [Электронный ресурс] // Сайт Банка России. — URL: https://www.cbr.ru/covid.
6. Меры поддержки бизнеса. Официальный сайт мэра Москвы [Электронный ресурс]. — URL: https://www.mos.ru/city/projects/covid-19/bu siness/#!%2Ftab%2F185436501-2.
7. Меры поддержки бизнеса. Сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. — URL: https://www.nalog.ru/rn77/business-support-2020.
8. Налоговая статистика. Сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. — URL: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU. htm.
9. Оценка бизнесом финансовых мер поддержки в условиях распространения Covid-19. Аналитика Российского союза промышленников и предпринимателей [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rspp.ru/activity/ analytics/-otsenka-biznesomfinansovykh-mer-podderzhki-v-usloviyakh-rasprostraneniya-covid-19.
10. План преодоления экономических последствий новой коронавирусной инфекции. Подготовлено Правительством РФ [Электронный ресурс]. — URL: https://www.mos. ru/upload/ documents/files/5589/Mineconom_version4.pdf.
11. FinExpertiza: В России закрылся миллион малых и средних предприятий [Электронный ресурс] // Сайт аудиторской компании FinExpertiza. — URL: https://finexpertiza. ru/press-service/researches/2020/zakrylsya-million-predpriyatiy.
12. Старых С. А. Анализ влияния коро-навирусного кризиса на экономику России [Текст] / С. А. Старых, И. Г. Перепелкин // Регион: системы, экономика, управление. — 2021. — № 4 (55). — С. 192—196.
LIST OF LITERATURE
1. Bykova O. N. Support system for socially-oriented small and medium-sized businesses [Text] / O. N. Bykova, L. G. Rudenko // Economics and entrepreneurship. — 2019. — № 1 (102). — Pp. 682—686.
2. The Federation Council announced a reduction in the number of SMEs in a pandemic. Website of the Russian Information Agency: TASS [Electronic resource]. — URL: https://tass.ru/ ekonomika/9189373.
3. Deeva T. V. Trends in the development of remote tax controlling in the digital economy and the big challenges of the coronavirus pandemic [Text] / T. V. Deeva // Creative Economy. — 2020. — No. 7. — Pp. 1401—1412.
4. Unified Register of Small and medium-sized businesses. Statistics. Website of the Federal Tax Service [Electronic resource]. — URL: https://rmsp. nalog.ru/index.html. \
5. Coronavirus: measures to support citizens and businesses [Electronic resource] / Website of the Bank of Russia. — URL: https://www.cbr.ru/ covid.
6. Business support measures. Official website of the Mayor of Moscow [Electronic resource]. — URL: https://www.mos.ru/city/projects/covid-19/ business /#! %2Ftab %2F185436501-2.
7. Business support measures. Website of the Federal Tax Service [Electronic resource]. — URL: https://www.nalog.ru/rn77/business-support-2020.
8. Tax statistics. Website of the Federal Tax Service [Electronic resource]. — URL: https:// analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm.
9. Business assessment of financial support measures in the context of the spread of Covid-19. Analytics of the Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs [Electronic resource]. — URL: http://www.rspp.ru/activity/analytics/-otsenka-biznesomfinansovykh-mer-podderzhki-v-usloviyakh-rasprostraneniya-covid-19.
10. A plan to overcome the economic consequences of a new coronavirus infection. Prepared by the Government of the Russian Federation [Electronic resource]. — URL: https:// www.mos.ru/upload/documents/files/5589/ Mineconom_version4.pdf.
11. FinExpertiza: A million small and medium-sized enterprises have closed in Russia [Electronic resource] // Website of the audit company FinExpertiza. — URL: https://finexpertiza.ru/ press-service/research/2020/zakrylsya-million-predpriyatiy.
12. Starykh S. A. Analysis of the impact of the coronavirus crisis on the Russian economy [Text] / S. A. Starykh, I. G. Perepelkin // Region: systems, economics, management. — 2021. — № 4 (55). — Pp. 192—196.