Экономика предпринимательства
УДК 330.354
БЕЖАНОВ АЛЕКСАНДР ЗУРАБОВИЧ
аспирант, заместитель начальника отдела Министерства экономического развития РФ, e-mail: [email protected]
DOI:10.26726/1812-7096-2020-10-89-94 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ МЕР ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ
Аннотация. Целью данной работы стало доказательство воздействия пандемии на бизнес и обоснование возможностей России к преодолению сложившейся ситуации. Методология проведения исследования. Анализ предлагаемых мер оценивается, базируясь на аналитических данных EUROPEAN RATING AGENCY, a.s. В статье приведены 3 варианта макроэкономического прогноза: оптимистичный, пессимистичный и базовый. Теоретический анализ. В статье рассматривается проблема взаимодействия между субъектами малого и среднего бизнеса и государством, связанная с реализацией государственных мер поддержки малого и среднего бизнеса. Проведен анализ текущей ситуации в секторе малого и среднего бизнеса. Дана оценка эффективности мер государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, с учетом восприятия данных мер со стороны предпринимательского сообщества. Научная новизна данной работы заключается в предложении мер по предоставлению экономике ликвидности. Предложены рекомендации по повышению эффективности системы государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. В статье сделаны выводы о том, что крупный бизнес, обладающий определенным запасом прочности, заручившись финансовой поддержкой со стороны Правительства РФ, не испытывает существенного влияния COVID-19. Малый и средний бизнес самостоятельно обеспечить себя в период экономического кризиса, связанного с пандемией, не в состоянии.
Ключевые слова: пандемия, развитие бизнеса, кризис, государственная поддержка, малый бизнес.
BEZHANOVALEXANDER ZURABOVICH
graduate student, Deputy Head of the Department of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation,
e-mail: [email protected]
ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF THE MEASURES PROPOSED BY THE GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION TO SUPPORT BUSINESSES IN THE CONTEXT OF CORONAVIRUS INFECTION
Abstract. The aim of this work was to prove the impact of the pandemic on business and to justify Russia's ability to overcome the current situation. Methodology of the study. The analysis of the proposed measures is evaluated based on the analytical data of the EUROPEAN RATING AGENCY, a. s. The article presents 3 variants of the macroeconomic forecast: optimistic, pessimistic and basic. Theoretical analysis. The article deals with the problem of interaction between small and medium-sized businesses and the state, related to the implementation of state measures to support small and medium-sized businesses. The analysis of the current situation in the small and medium-sized business sector is carried out. The effectiveness of state support measures for small and medium-sized businesses is assessed, taking into account the perception of these measures by the business community. The scientific novelty of this work lies in the proposal of measures to provide liquidity to the economy. Recommendations for improving the
efficiency of the system of state support for small and medium-sized businesses are proposed. The article concludes that a large business with a certain margin of safety, having secured financial support from the Government of the Russian Federation, does not experience a significant impact of COVID-19. Small and medium-sized businesses are unable to provide for themselves during the economic crisis associated with the pandemic.
Keywords: pandemic, business development, crisis, state support, small business.
Введение. Поддержка крупного и малого бизнеса в современных условиях пандемии СОУГО-19 в разных странах осуществляется с применением таких мер, как льготные условия по предоставленным кредитам, временный запрет на проведение процедуры банкротства, отсрочка либо снижение налоговых платежей. Отдельно обсуждается поддержка наиболее пострадавших отраслей, таких, как сельское хозяйство, туристический бизнес, авиаперевозки.
В данных условиях крайне необходимым является прогнозирование сценария макроэкономического прогноза.
Все предлагаемые сценарии микроэкономического прогноза ориентированы на развитие ситуации с СОУГО-19 - скоростью и масштабностью распространения. Именно этот факт рассматривается как основной фактор современного мирового экономического кризиса. В основе построения базового сценария макроэкономического прогноза рассматривается ситуация полного снятия ограничений при максимальном снижении случаев заражения, введение ограничительных мер в случае новой вспышки вируса допускается (табл. 1).
Пессимистичный сценарий макроэкономического прогноза рассматривает ситуацию ограничения сектора социальных услуг до выработки иммунитета к вирусу у основной части населения.
Аналитическая часть. Российская экономика столкнулась с особой ситуацией, требующей необычных радикальных решений.
Основные меры поддержки бизнеса, предложенные Правительством России, состоят в предложении налоговых стимулов и предоставлении кредитных «каникул».
Можно отметить определенную односторонность предлагаемых мер.
Максимальный размер возможной поддержки отраслей экономики, наиболее пострадавших от карантинных мер, в виде налоговых стимулов не может превышать фактического размера налоговых платежей в консолидированный бюджет за докризисный 2019 г. Это составило 4-4,6% ВВП. В реальных условиях размер поддержки соответствует размеру фактически начисленных налогов и страховых взносов за 1 квартал 2020 г., что составило порядка 0,70,9% ВВП. Такая ситуация связана с тем, что начиная с февраля 2020 г. базы для исчисления налогов в наиболее уязвимых отраслях экономики значительно сократились, по этой причине размер налогов за 2 квартал 2020 г. заметно снизился. Бизнес может рассчитывать на поддержку в размере, не превышающем 0,8-0,9% ВВП, что способно покрыть незначительную часть реальных затрат.
Крупные компании могут рассчитывать на поддержку своей ликвидности Правительством России. Предприятия малого и среднего бизнеса за финансовой помощью вынуждены обращаться в финансовые и кредитные организации. По этой причине глубина экономического кризиса в России зависит от правильности оценки и принятия кредитных рисков малого и среднего бизнеса.
На данный момент наиболее значительной предлагаемой Правительством мерой поддержки в условиях пандемии является предоставление «кредитных каникул» для населения. Максимально возможный объем перенесенных платежей по кредитам населения оценивается в 1,5 -1,7% ВВП, тогда как совокупное сокращение денежных доходов (по пессимистичному сценарию) в 2020 г. может превысить 4% ВВП (табл. 2). Таким образом, «кредитные каникулы» не смогут компенсировать потери.
Варианты государственной поддержки в форме сопоставимых с трудовыми доходами пособий по безработице и прямых трансфертов широким слоям населения до настоящего времени в России никогда не применялись.
На мой взгляд, прослеживается некоторая односторонность предлагаемых мер. К примеру,
предлагаемые банковские «кредитные каникулы» не могут быть реализованы за счет капитала банков для всех обратившихся, поскольку доход потеряли большинство граждан и предприятий и средств банка окажется недостаточно. Таким образом, «кредитные каникулы» частично будут предоставляться за счет средств вкладчиков. Другая мера - приостановка банкротства -помощь должникам также планируется производить за счет кредиторов? Но ведь и сами кредиторы могут оказаться банкротами. Еще одна предложенная мера - снижение налоговых платежей и взносов во внебюджетные фонды. Временное понижение налоговых платежей не решает проблем малого и среднего бизнеса, бюджет при этом лишается поступлений без гаран-
Показатели Ед. измерения Факт Оценка Прогноз
2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
Цена нефти марки Urals (среднегодовая) долл./барр 52,9 68,9 62,8 36 36 46 48 48
Мировой ВВП % г/г 4,2 4,1 3,8 -3,6 4,7 3,7 3,4 3,6
Реальный ВВП % г/г 2,9 3,6 2,4 -5,7 3,3 4,5 2,9 2,6
Курс доллара к рублю (среднегодовой) руб./долл. 67,4 71,8 73,8 84,8 83,1 78,4 78,3 78,5
Реальные располагаемые доходы населения % г/г -0,6 0,2 0,9 -6,5 2,8 1,4 1,3 1,6
Уровень безработицы % от экономически активного населения 6,3 5,9 5,7 7,8 6,8 5,6 5,6 5,5
Инфляция % дек/дек. 3,5 5,3 3,1 6,3 3,3 4,1 4,5 4,6
Ключевая ставка (на конец года) % 8,67 8,67 7,16 6,6 6,6 6,6 6,1 6,1
Ставка 5-летней бескупонной ОФЗ (на конец года) % 8,3 9,6 7,2 9,4 7,8 6,5 6,4 5,3
Сальдо федерального бюдЖйшочник: EUROPEAN 'МТ1%?Аё§^, а.. -1,5 2,7 1,9 -5,7 -3,2 -1,6 -0,5 -0,6
Таблица 2 Показатели пессимистичного сценария макроэкономического
Показатели Ед. измерения Факт Оценка Прогноз
2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
Цена нефти марки Urals (среднегодовая) долл./барр 52,9 68,9 62,8 26 36 46 48 48
Мировой ВВП % г/г 4,2 4,1 3,9 -4,9 0,9 3,8 3,5 3,6
Реальный ВВП % г/г 2,9 3,6 2,6 -7,6 0,6 4,8 3,6 2,6
Курс доллара к рублю (среднегодовой) руб./долл. 57,4 61,8 63,8 85,3 76,1 67,6 68,3 68,5
Реальные располагаемые доходы населения % г/г -0,6 0,2 0,9 -9,8 2,8 2,2 1,9 1,6
Уровень безработицы % от экономически активного населения 6,3 5,9 5,7 9,8 8,3 6,2 5,6 5,5
Инфляция (ИПЦ) % дек./дек. 3,6 5,4 4,1 8,8 2,4 3,3 4,6 4,6
Ключевая ставка (на конец года) % 8,66 8,66 7,16 9,1 7,1 6,1 6,1 6,1
Ставка 5-летней бескупонной ОФЗ (на конец года) % 8,3 9,6 7,2 9,9 7,6 6,1 6,2 6,3
Сальдо федерального бюдЖйвв»очник: EUROPEAN г а.. -2,5 3,7 2,9 -9,6 -5,3 -2,9 -0,5 -0,6
По моему мнению, меры Правительства России по поддержке бизнеса в период распространения СОУГО-19 имеют определенные недостатки: несвоевременно, недостаточно, преференции предоставляются отдельным компаниям и банкам. Бизнесу требуется предоставление поддержки на равных условиях без ограничений, условий и оговорок.
В качестве решения проблемы необходимо предоставить экономике ликвидность. В США данная помощь составила 20% ВВП. Эти средства Банком России необходимо предоставить любому обратившемуся за поддержкой банку под залог предлагаемого кредита либо актива. На современном неликвидном рынке все активы не имеют цены и кредиты достаточно некачественны.
В США и в ЕС ставка рефинансирования была понижена до 0, что для России неприемлемо поскольку статус рубля зависит от внешних рынков. Размер ставки рефинансирования следует определять самим коммерческим банкам: 0 ставка кредита достаточно сильно «давит» при расчете достаточности кредита, при рыночной ставке рефинансирования, определенной банком, кредит до момента погашения возможно вычесть из расчета давления на капитал, что высвобождает банковский капитал от высокой нагрузки по временно просроченной задолженности и дает ликвидность, что позволит банкам кредитовать реальный сектор экономики и избежать кризиса неплатежей.
Предоставленная ликвидность банков не в состоянии решить все проблемы экономики. Необходима гарантированная помощь всем субъектам экономики. В США, к примеру, для этого задействованы бюджетные средства.
В данной связи реальной поддержкой было бы предоставление возможности предприятиям России, к примеру, с определенным годовым размером выручки, выпустить без бюрократических сложностей собственные ценные бумаги сроком до 10 лет под текущую ставку рефинансирования с уплатой процентов и погашением равными долями в гарантированном размере, например, полугодового фонда оплаты труда предприятия либо полугодового размера уплачиваемых налогов. Ценные бумаги под фонд оплаты труда могут быть выкуплены, заложены либо впоследствии проданы коммерческими банками.
Ценные бумаги под размер налоговых платежей могут быть приняты в качестве уплаты налоговых и обязательных платежей. Данные ценные бумаги следует рассматривать как доход бюджета, который может быть продан по номиналу Банку России. Банк России данные ценные бумаги может выпустить на вторичный рынок.
Безусловно, выпуск специальных облигаций предприятий должен предусматривать изменения процентной ставки, что гарантирует выпуск долговых обязательств с потенциальным возвратом средств и рыночной, отложенной по платежу, процентной ставкой. Бюджету в такой ситуации гарантировано пропорциональное наполнение кредитными обязательствами субъектов экономики.
Средства, полученные предприятиями по ценным бумагам, позволяют обеспечить потребительский спрос и исключают угрозу гиперинфляции либо давления на курс российской валюты.
Для владельцев объектов недвижимости и предприятий коммунального хозяйства также было бы разумным разместить собственные ценные бумаги на главные статьи своих расходов - налоги и зарплату, поскольку арендные платежи для современного бизнеса составляют высокую долю затрат.
В период спада экономики, вызванного пандемией, исполнение субъектами своих контрактных обязательств становится особенно существенным. По этой причине стоило бы авансировать государственные расходы и контракты по расходам бюджета 2020 г. Такие меры должны быть предприняты государственными компаниями и частными сырьевыми компаниями. Значительная часть российской экономики сегодня находится в зависимости от государственных расходов капитального характера, их сокращение и неисполнение чревато кризисом неплатежей и банкротством.
Необходимо отметить еще один ресурс - достаточно низкий уровень государственного долга. Этот ресурс возможно использовать частично за счет эмиссии и продажи долговых инструментов экономических субъектов Банку России, частично за счет зачета кредитных обязательств предприятий Правительством у Банка России. Такие меры исключают привлечение
зарубежного и валютного долга.
Современный экономический кризис не носит временный характер, и главной задачей является избежать кризиса неплатежей и падения экономики. Кризис далек от завершения, но определенные выводы уже можно сделать (табл. 3).
1. Рамки бюджетного правила для федерального бюджета не предоставляют возможности для экономического стимула.
Как следует из публикаций, Министерство финансов сегодня действует строго в рамках бюджетного правила для федерального бюджета, что не предусматривает, и в условиях рецессии в т. ч., повышения расходов в размере, превышающем дополнительные не нефтегазовые доходы и дополнительные поступления от приватизации. Это сводится к тому, что в качестве основной меры бюджетной поддержки используются налоговые стимулы наряду с бюджетными гарантиями. По состоянию на сентябрь 2020 г. эта практика значительно отличается от подходов других крупных экономик, где доля налоговых стимулов меньше.
2. Для обеспечения устойчивой экономики необходимо увеличение роли системы банков и рыночного страхования.
Следует отметить, что возможности банков в предоставлении финансирования ограничены. Система рыночного страхования призвана способствовать преодолению кризисов ликвидности нефинансовых компаний.
3. Система здравоохранения и здоровье нации следует рассматривать как основополагающие факторы экономического благосостояния страны.
В краткосрочном периоде страны, не способные эффективно контролировать и диагности-
Показатели Ед. измерения Факт Оценка Прогноз
2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
Цена нефти марки Urals (среднегодовая) долл./барр 52,8 68,8 62,8 35 46 51 64 64
Мировой ВВП % г/г 3,2 3,1 2,9 0,6 4,5 2,9 2,8 2,8
Реальный ВВП % г/г 1,9 2,6 1,4 -0,9 1,9 1,9 2,4 2,4
Курс доллара к рублю (среднегодовой) руб./долл. 58,4 62,8 64,8 72,2 66,1 64,6 63,8 62,5
Реальные располагаемые доходы населения % г/г -0,6 0,2 0,9 -1,4 1,7 1,7 1,7 1,7
Уровень безработицы % от экономически активного населения 5,3 4,9 4,7 4,9 4,8 4,6 4,6 4,6
Инфляция (индекс потребительских цен) % дек./дек. 2,6 4,4 3,1 3,8 3,6 3,7 3,7 3,6
Ключевая ставка (на конец года) % 7,76 7,76 6,26 6,1 5,85 5,6 5,26 5,1
Ставка 5-летней бескупонной ОФЗ (на конец года) % 7,3 8,6 6,2 7,8 5,8 5,6 5,5 5,3
Сальдо федерального бюЩеточник: EUROPEAN клтиШ ШШСт, а.з -1,5 2,7 1,9 -2,6 -1,0 -0,4 -0,3 0,1
Резюме
1. Крупный бизнес, обладающий определенным запасом прочности, заручившись финансовой поддержкой со стороны Правительства РФ, не испытывает существенного влияния СОУГО-19.
2. Малый и средний бизнес самостоятельно обеспечить себя в период экономического кризиса, связанного с пандемией, не в состоянии. Сложность получения государственной поддержки связана со спецификой и размерами бизнеса.
3. В сложившейся ситуации было бы разумно предоставить ликвидность банкам под залог любого предлагаемого кредита либо актива.
4. Предоставить возможность предприятиям с определенным годовым размером выручки выпуска ценных бумаг без дополнительных бюрократических сложностей.
Литература
1. Баринова, В. и др. Выполнение стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России // Экономическое развитие России. 2019. Т. 26. № 11. С. 36-45.
2. Быковская, Ю. В., Иванова, Л. Н., Сафохина, Е. А. Малое и среднее предпринимательство в современной России : состояние, проблемы и направления развития // Вестник евразийской науки. 2019. Т. 10. № 5. С. 1-16.
3. Гишкаева, Л. Л. Значение и развитие структур среднего и малого предпринимательства в экономике России //Проблемы современной экономики. 2019. № (46). С. 146-149.
4. Малый и средний бизнес как фактор экономического роста России / Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара. - М. : Изд-во Института Гайдара, 2019.
5. Пономарева, О. Роль государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства: опыт экономик АТЭС //Вестник АТЭС. Издание Российского центра исследований АТЭС. 2017. № 5. С. 16-21.
6. Шадченко, Н. Ю. К вопросу о проблемах развития малого и среднего бизнеса в России на современном этапе // Базис. 2019. Т. 1. № 3. С. 5-8.
7. Iversen, E. Norwegian small and medium-sized enterprises and the intellectual property rights system : exploration and analysis // STEP Center for Innovation Policy. - Oslo, 2015.
8. Timm, S. Brazilian tax regime helps SMEs double survival rate //Small Business Insight, 2018.
9. Mirzeyev, S. Small and medium entrepreneurship in Azerbaijan : country assessment // CESD. - Baku, 2017.
10. Gibson, T., Vaart, H. J. van der. Defining SMEs : A less imperfect way of defining small and medium enterprises in developing countries // Brookings global economy and development, 2018.
11. Мау, В. Двойной шок : экономический кризис из-за пандемии может пойти не по тому сценарию, к которому готовятся страны [Электронный ресурс]. - URL : https://www.forbes.ru/biznes/399381-dvoynoy -shok-ekonomicheskiy-krizis-iz-za-pandemii-mozhet-poyti-ne-po-tomu-scenariyu-k (дата обращения 12.10.2020 г.).
12. Ениколопов, Р. С. Кризис : похож ли нынешний на предыдущие? Апрель, 2020. - URL : https:// www.nes.ru/files/EVENTS/Economics%20and%20life/Enikolopov-Economic-Crises-PDF.pdf (дата обращения 15.10.2020 г.).
13. Из обращения В.В. Путина от 15 апреля 2020 г. [Электронный ресурс]. - URL : https://ngs24.ru/news/ more/69093391/ Дата публикации: 15.04.2020 (дата обращения 15.10.2020 г.).
14. Карта самочувствия бизнеса [Электронный ресурс]. - URL : https://smarteka.com/solution/map.
15. Поддержка бизнеса в условиях пандемии : предложения бизнес-сообщества [Электронный ресурс]. -URL : http://www.garant.ru/news/1345144Mixzz6JbID03Gw (дата обращения 16.10.2020 г.).
16. Экономику России ждут пять шоков в результате пандемии коронавируса. [Электронный ресурс]. -URL : https://www.newsru.com/finance/09apr2020/rus5shocks.html (дата обращения 15.10.2020 г.).
References:
1. Barinova, V. i dr. Vypolnenie strategii razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossii //Ekonomich-eskoe razvitie Rossii. 2019. T. 26. № 11. S. 36-45.
2. Bykovskaya, YU. V., Ivanova, L. N., Safohina, E. A. Maloe i srednee predprinimatel'stvo v sovremennoj Rossii : sostoyanie, problemy i napravleniya razvitiya // Vestnik evrazijskoj nauki. 2019. T. 10. № 5. S. 1-16.
3. Gishkaeva, L. L. Znachenie i razvitie struktur srednego i malogo predprinimatel'stva v ekonomike Rossii // Problemy sovremennoj ekonomiki. 2019. № (46). S. 146-149.
4. Malyj i srednij biznes kak faktor ekonomicheskogo rosta Rossii / Institut ekonomicheskoj politiki im. E. T. Gajdara. - M. : Izd-vo Instituta Gajdara, 2019.
5. Ponomareva, O. Rol' gosudarstvennoj podderzhki razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva: opyt ekonomikATES// VestnikATES. Izdanie Rossijskogo centra issledovanij ATES. 2017. № 5. S. 16-21.
6. SHadchenko, N. YU. K voprosu o problemah razvitiya malogo i srednego biznesa v Rossii na sovremennom etape //Bazis. 2019. T. 1. № 3. S. 5-8.
7. Iversen, E. Norwegian small and medium-sized enterprises and the intellectual property rights system : exploration and analysis // STEP Center for Innovation Policy. - Oslo, 2015.
8. Timm, S. Brazilian tax regime helps SMEs double survival rate //Small Business Insight, 2018.
9. Mirzeyev, S. Small and medium entrepreneurship in Azerbaijan : country assessment // CESD. - Baku, 2017.
10. Gibson, T., Vaart, H. J. van der. Defining SMEs : A less imperfect way of defining small and medium enterprises in developing countries // Brookings global economy and development, 2018.
11. Mau, V. Dvojnoj shok : ekonomicheskij krizis iz-za pandemii mozhet pojti ne po tomu scenariyu, k kotoromu gotovyatsya strany [Elektronnyj resurs]. - URL : https://www.forbes.ru/biznes/399381-dvoynoy-shok-ekonomicheskiy-krizis-iz-za-pandemii-mozhet-poyti-ne-po-tomu-scenariyu-k (data obrashcheniya 12.10.2020 g.).
12. Enikolopov, R. S. Krizis : pohozh li nyneshnij na predydushchie? Aprel', 2020. - URL : https://www.nes.ru/ files/EVENTS/Economics%20and%20life/Enikolopov-Economic-Crises-PDF.pdf (data obrashcheniya 15.10.2020 g.).
13. Iz obrashcheniya V.V. Putina ot 15 aprelya 2020 g. [Elektronnyj resurs]. - URL : https://ngs24.ru/news/ more/69093391/Data publikacii: 15.04.2020 (data obrashcheniya 15.10.2020 g.).
14. Karta samochuvstviya biznesa [Elektronnyj resurs]. - URL : https://smarteka.com/solution/map.
15. Podderzhka biznesa v usloviyah pandemii : predlozheniya biznes-soobshchestva [Elektronnyj resurs]. -URL : http://www.garant.ru/news/1345144Mixzz6JbID03Gw (data obrashcheniya 16.10.2020 g.).
16. Ekonomiku Rossii zhdut pyat' shokov v rezul'tate pandemii koronavirusa. [Elektronnyj resurs]. - URL : https://www.newsru.com/finance/09apr2020/rus5shocks.html (data obrashcheniya 15.10.2020g.).