Научная статья на тему 'Инструментарий формирования функциональной грамотности при изучении китайского языка'

Инструментарий формирования функциональной грамотности при изучении китайского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
функциональная грамотность / китайский язык / цифровые образовательные ресурсы / functional literacy / Chinese language / digital educational resources

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Геращенко М.А.

Рассмотрен инструментарий формирования функциональной грамотности при обучении китайскому языку в Нахимовском военно-морском училище (Владивостокском ПКУ). Поскольку одной из главных характеристик современного образования является его цифровая ориентированность, подразумевающая активное применение участниками образовательного процесса новых технологий и цифровых ресурсов, приводятся примеры использования наиболее востребованного на сегодняшний день цифрового образовательного ресурса в изучении китайского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Геращенко М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tools for Developing Functional Literacy in the Study of the Chinese Language

The tools for developing functional literacy in learning the Chinese language at the Nakhimov Naval School (Vladivostok branch) is considered. Since one of the main characteristics of modern education is its digital orientation, implying active use of new technologies and digital resources by participants in the educational process, examples of using the most in-demand digital educational resource in learning the Chinese language are provided.

Текст научной работы на тему «Инструментарий формирования функциональной грамотности при изучении китайского языка»

УДК 377:811.581

DOI 10.24412/1815-0683-2024-1-32-39

М.А. ГЕРАЩЕНКО*

Инструментарий формирования функциональной грамотности при изучении китайского языка

Рассмотрен инструментарий формирования функциональной грамотности при обучении китайскому языку в Нахимовском военно-морском училище (Владивостокском ПКУ). Поскольку одной из главных характеристик современного образования является его цифровая ориентированность, подразумевающая активное применение участниками образовательного процесса новых технологий и цифровых ресурсов, приводятся примеры использования наиболее востребованного на сегодняшний день цифрового образовательного ресурса в изучении китайского языка.

Ключевые слова: функциональная грамотность, китайский язык, цифровые образовательные ресурсы.

M. A. GERASCHENKO

Tools for Developing Functional Literacy

in the Study of the Chinese Language

The tools for developing functional literacy in learning the Chinese language at the Nakhimov Naval School (Vladivostok branch) is considered. Since one of the main characteristics of modern education is its digital orientation, implying active use of new technologies and digital resources by participants in the educational process, examples of using the most in-demand digital educational resource in learning the Chinese language are provided.

Keywords: functional literacy, Chinese language, digital

ГЕРАЩЕНКО Марина Александровна -преподаватель отдельной дисциплины (иностранный язык). marina.kurlovich.91@mail.ru.

GERASCHENKO M. A. - Instructor of a specific subject (foreign language).

educational resources.

На сегодняшний день формирование функциональной грамотности - актуальная цель на всех уровнях образования.

* Филиал Нахимовского военно-морского училища (Владивостокское ПКУ). 690062, г. Владивосток, Камский переулок, 6.

Branch of the Nakhimov Naval School (Vladivostok PCS). 6, Kamsky Lane, Vladivostok, 690062.

Современный мир стал намного сложнее - на смену аналогово-текстовому пришел визуально-цифровой, появились новые технологии, профессии и сферы экономики. Это потребовало переосмысления существующих подходов к обучению, в том числе иностранным языкам и китайскому языку в частности.

Правительство Российской Федерации инициировало национальный проект «Образование», направленный на достижение таких ключевых задач, как:

- внедрение новых методов обучения и воспитания;

- внедрение образовательных технологий, которые обеспечивают освоение обучающимися базовых навыков и умений;

- повышение мотивации обучения и вовлеченности в образовательный процесс.

Сроки реализации данного проекта с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2024 г. В его рамках ведется деятельность на разных уровнях. Министерством просвещения РФ был запущен проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся», целью которого является анализ способности обучающихся применять полученные знания и умения для решения учебно-практических и учебно-познавательных задач, другими словами, способности применять знания в жизни.

Функциональная грамотность подразумевает развитие у обучающихся:

- умения взаимодействовать с окружающим миром;

- готовности решать учебные и практические задачи;

- способности строить отношения, владение рефлексивными умениями.

В настоящее время Россия и Китай демонстрируют пример стратегического взаимодействия двух мировых держав, что обусловило повышение роли китайского языка и интенсивность его изучения на разных уровнях образования. Китайский язык стремительно набирает популярность среди иностранных языков, а на Дальнем Востоке в силу географического положения востребованность кадров, владеющих им, высока во всех сферах экономики, в том числе ВЭД. В виду этого вопросам преподавания китайского языка уделяется большое внимание, а от того, какие методы будут выбраны, зависит скорость и качество овладения им. На сегодняшний день существуют различные методики преподавания китайского языка как части коммуникации, которые обладают и преимуществами, и недостатками, поскольку различные подходы к обучению приводят к вариативным результатам этого обучения1.

1 Шулина А. И. Основные сложности в преподавании китайского языка и методы их решения // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2020. № 2. С. 242.

Цель настоящей статьи - представить опыт использования инструментария формирования функциональной грамотности на уроках китайского языка в филиале Нахимовского военно-морского училища (Владивостокском ПКУ) (НВМУ (Владивостокское ПКУ), Филиал).

В Филиале китайский язык преподается в системе дополнительного образования в 5-9 классах в объеме 2 урока в неделю во второй половине дня. Усвоение материала в вечернее время после основных уроков и занятий по физической подготовке - непростое дело. В связи с этим ставилась цель построить занятие таким образом, чтобы обучающиеся приходили на него замотивированными и работали в полной мере, чтобы каждый из группы был вовлечен в процесс. Отметим, что формирование функциональной грамотности предусматривает постановку перед обучающимися межпредметных задач, напрямую связанных с реальной жизнью.

Чтобы снизить нагрузку, в процессе обучения мы используем один из наиболее популярных цифровых образовательных ресурсов - сайт Arch Chinese2. Этот сайт в первую очередь посвящен иероглифике. Здесь можно показать обучающимся, как написать иероглиф, включить озвучивание черт. Сайт дает полную информацию об иероглифе (чтение, перевод, часть речи, структуру, категорию, ключ, примеры употребления). Также здесь можно создавать прописи, рабочие листы с упражнениями (например, восстановить порядок слов) и простые игры (бинго, домино, пазлы и др.). Данный обучающий онлайн-ресурс разработан преподавателями из США. Интерфейс сайта на английском языке. В нем собрана коллекция разных инструментов для работы с лексикой и иероглификой, самые популярные и эффективные.

Handwriting - прописываем иероглифы по контуру либо без него, опираясь на пиньинь. Есть списки иероглифов и графем для разных уровней, для разных учебников, по уровням HSK, можно создавать свои (рис. 1А).

Build Characters from Components (Ш^Ш^) (рис. 1Б) - составляем иероглиф из элементов. Можно создавать упражнения и для онлайн-, и для обычных уроков. Этот инструмент позволяет преподавателям китайского языка разбивать введенные китайские иероглифы и создавать рабочий лист, который требует от учащихся выбрать правильные компоненты из банка слов и заново собрать китайские иероглифы.

Fill in the Missing Strokes Worksheets (рис. 1В) - дописываем недостающие элементы и черты в иероглифах. Хороший инструмент для начальных уровней, когда писать целые сложные иероглифы на память еще проблематично.

2 https://www.archchinese.com.

А

Draw a In в to match the Up ктрапвп! <Mtfi tre corresponding bntlcrr спггрвпоп! to form the carrod Chrttse charaeba~.

в П r 6 I5 4 n 4

:: :: а] . .. \ it...... у / \ ./■' :: :»й-и; :: \ 1 / ;; ;; :dau; ;; ;; : \ ; ,■■"' .......ъ^:........ ............. ! \ ! / \ | / ......I и

./ j \ /1 \ / ■ч \ \ / \ у' "ч / • •

Б

В

Г

Рис. 1. Примеры интерфейса и заданий обучающего онлайн-ресурса Arch Chinese, используемого на уроках китайского языка в филиале Нахимовского военно-морского училища (Владивостокском ПКУ). Условные обозначения см. в тексте

Read it! Trace it! Paste it! (рис. 1Г) - прописываем предложения. Этот инструмент помогает в тренировке записи текстов, своего рода контрольное списывание, как на уроках русского языка в начальной школе. Помогает научить не делать пробелов между иероглифами, правильно писать знаки и не выходить за границы клеток. Благодаря этому инструменту появилась возможность создавать отличные рабочие листы для отработки простых китайских предложений с общими словами. Они идеально подходят на начальном этапе изучения китайской письменности.

Проектный метод - это один из инструментов, благодаря которому можно формировать функциональную грамотность на уроках китайского языка. Коммуникативно направленные проекты, предполагающие творческое развитие личности, являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Мы делаем акцент на развитии коммуникативных навыков и умении работать с речевыми образцами и опорами. В результате выполнения проекта у обучающихся развиваются речевые умения монологической речи, происходит освоение двух универсальных компетенций - взаимодействия с другими людьми и взаимодействия с самим собой. Задания для проектной работы позволяют интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, интересным и эффективным. Обучающиеся воспринимают проектную деятельность не как учебное задание, а как некое поощрение или награду в конце изучения тематического блока. Более того, в рамках проектной деятельности нахимовцы развивают навыки работы со словарями, справочной литературой и поиска информации в интернете, умения монологической и диалогической речи, продумывают способы устной презентации, представляют работу графически. Также метод проектов меняет отношение к компьютеру - из игрового объекта он становится источником информации и одним из способов визуальной интерпретации материала.

Еще одним составляющим инструментария формирования функциональной грамотности нахимовцев на уроках китайского языка выступает применение интеграции межкультурного подхода и реализации принципа соизучения культур для развития компетентности познания и компетентности готовности взаимодействия с миром. Сравнение, анализ, синтез - это очень важные операции в формировании функциональной грамотности. С их помощью развивается дружелюбное отношение к носителям китайского языка, поддерживается живой интерес к необычному культурному коду страны изучаемого языка. Перед нахимовцами ставится задача по сравнению фактов китайской и родной культуры:

- Тема 1. ШШШ - «Посмотри на картинку и сравни китайскую и русскую семью» (рис. 2А);

- Тема 2. - «Посмотри на картинки и сравни, как любят проводить свободное время русские и китайцы» (рис. 2Б);

- Тема 3. — ^ - «Посмотри на картинки и сравни, как проводят свой день российские и китайские школьники» (рис. 2В).

Рис. 2. Примеры изображений для сравнения фактов китайской и родной культуры при изучении китайского языка в филиале Нахимовского военно-морского училища (Владивостокском ПКУ). Условные обозначения см. в тексте

Такого рода задания формируют у обучающихся дальнейшее осознание себя в поликультурном сообществе. Нахимовцы лучше понимают свое место в мире, осознают себя как граждан своей страны и понимают, как они выглядят в глазах представителей других культур.

Что касается поиска смыслов и единства в родной и иноязычной культуре и актуализации лексики и грамматики, помогают такие задания,

как: «Послушай и повтори китайские пословицы. Есть ли в русском языке такие пословицы?» (см. таблицу).

Пример лексико-грамматической таблицы, используемой при изучении китайского языка в филиале Нахимовского военно-морского училища (Владивостокском ПКУ)

Написание пословицы Транскрипция Перевод Аналог в русском языке

сЬй уи 1ап ег зЬёп§ уи 1ап] Синяя краска добывается из индиго, но она ярче, чем индиго Ученик превзошел учителя

шт^ц , [зш зЫ та, уап zhi М] Старик с границы потерял лошадь, не к счастью ли это? Нет худа без добра

Методика обучения лексической стороне речи, основанная на использовании лексико-грамматических таблиц, разработана российским методистом О. А. Масловец и способна в полной мере восполнить нехватку лексического минимума, представляемого в учебных пособиях3.

Коммуникативная грамотность - это залог успешного взаимодействия с окружающими как на иностранном, так и на родном языках. Пример задания по теме «ЙЙМЯж При встрече с китайским ровесником расспроси его об увлечениях. Используй схему. Не забывай о формах вежливости: ®||—Т. Основы этикета, представление о том, как выстраивается диалог, - все это формируется благодаря такого рода заданиям. Коммуникативная схема - опора ведения диалога, при обучении говорению помогает развивать компетентность мышления и компетентность взаимодействия, чтобы понимать логику построения диалогового общения.

В заключение отметим, что использование цифровых образовательных ресурсов на уроках китайского языка в качестве дополнительного инструмента является весьма эффективным. Нахимовцы используют глобальную сеть «Интернет» как инструмент добывания информации. Выполнение на уроках китайского языка упражнений, описанных выше, несомненно способствует развитию у обучающихся умения выражать свои мысли и отношение к предмету в реальной ситуации речевого общения. Также наблюдается положительная динамика в разных возрастных группах - нахимовцы преодолевают страх и неуверенность в своих силах, ведь в процессе реализации коллективных проектов каждый вносит свой вклад, чтобы получить общий положительный результат.

3 Масловец О. А. Основы обучения китайскому языку в вузе и школе: теория и практика: учеб. пособие. М.: Издательский дом ВКН, 2017. С. 75.

Таким образом, инструментарий, используемый нами при преподавании китайского языка, позволяет эффективно развивать у обучающихся навыки взаимодействия с окружающими, способности решения учебных и практических задач, способности строить отношения и рефлексивные умения.

© Геращенко М. А., 2024 © ОегаясЬепко М. А., 2024

Для цитирования:

Геращенко М. А. Инструментарий формирования функциональной грамотности при изучении китайского языка // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2024. № 1(106). С. 32-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.