Научная статья на тему 'Приоритетные методы формирования коммуникативной компетенции у младших школьников в процессе дистанционного формата обучения китайскому языку'

Приоритетные методы формирования коммуникативной компетенции у младших школьников в процессе дистанционного формата обучения китайскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методы формирования коммуникативной компетенции / младшие школьники / дистанционный формат обучения / китайский язык / интерактивные методы / мультимедийные образовательные технологии / methods of forming communicative competence / younger schoolchildren / distance learning format / Chinese language / interactive methods / multimedia educational technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кабаргина Наталья Викторовна

Перспективы развития социокультурных и образовательных связей между Россией и Китайской Народной Республикой безусловно актуализирует тему статьи. В этом плане особый интерес представляет лингводидактическое обеспечение процесса реализации контактов новых поколений двух стран. Цель исследования в статье: обобщение приоритетных методов формирования коммуникативной компетенции у младших школьников в процесссе дистанционного формата обучения китайскому языку. Для достижения цели исследования использовались следующие методы: контент-анализ научной литературы по проблеме, изучение и анализ педагогического опыта, в том числе, авторского, включенное наблюдение, опрос, систематизация результатов исследования. В итоге сделан вывод о значимости коммуникативного и интерактивных методов формирования коммуникативной компетенции у младших школьников в процесссе дистанционного формата обучения китайскому языку, а также мультимедийных образовательных технологий. Изучение образовательной практики формирования коммуникативной компетенции у младших школьников и научно-методических исследований по рассматриваемой проблеме позволило определить основные этапы дистанционного формата обучения китайскому языку младших школьников. Полученные результаты могут быть опорой для полноценного решения проблем в теории и методике преподавания иностранных языков и культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY METHODS OF FORMING COMMUNICATIVE COMPETENCE IN PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN THE PROCESS OF DISTANCE LEARNING CHINESE LANGUAGE

Prospects for the development of socio-cultural and educational ties between Russia and the People’s Republic of China certainly update the topic of the article. In this regard, of particular interest is the linguo-didactic support of the process of implementing contacts between new generations of the two countries. The purpose of the study in the article is to generalize the priority methods for the formation of communicative competence among younger students in the process of distance learning the Chinese language. To achieve the goal of the study, the following methods were used: content analysis of scientific literature on the problem, study and analysis of pedagogical experience, including the author’s, participant observation, survey, systematization of research results. As a result, a conclusion was made about the importance of communicative and interactive methods for the formation of communicative competence in younger students in the process of distance learning the Chinese language, as well as multimedia educational technologies. The study of the educational practice of the formation of communicative competence in junior schoolchildren and scientific and methodological research on the problem under consideration made it possible to determine the main stages of the distance format of teaching Chinese to junior schoolchildren. The results obtained can be a support for a complete solution of problems in the theory and methodology of teaching foreign languages and cultures.

Текст научной работы на тему «Приоритетные методы формирования коммуникативной компетенции у младших школьников в процессе дистанционного формата обучения китайскому языку»

Приоритетные методы формирования коммуникативной компетенции у младших школьников в процессе дистанционного формата обучения китайскому языку

Кабаргина Наталья Викторовна,

аспирант, педагог Центра дополнительного образования Института иностранных языков ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы» E-mail: nkabargina@list.ru

Перспективы развития социокультурных и образовательных связей между Россией и Китайской Народной Республикой безусловно актуализирует тему статьи. В этом плане особый интерес представляет лингводидактическое обеспечение процесса реализации контактов новых поколений двух стран. Цель исследования в статье: обобщение приоритетных методов формирования коммуникативной компетенции у младших школьников в процесссе дистанционного формата обучения китайскому языку. Для достижения цели исследования использовались следующие методы: контент-анализ научной литературы по проблеме, изучение и анализ педагогического опыта, в том числе, авторского, включенное наблюдение, опрос, систематизация результатов исследования. В итоге сделан вывод о значимости коммуникативного и интерактивных методов формирования коммуникативной компетенции у младших школьников в процесссе дистанционного формата обучения китайскому языку, а также мультимедийных образовательных технологий. Изучение образовательной практики формирования коммуникативной компетенции у младших школьников и научно-методических исследований по рассматриваемой проблеме позволило определить основные этапы дистанционного формата обучения китайскому языку младших школьников. Полученные результаты могут быть опорой для полноценного решения проблем в теории и методике преподавания иностранных языков и культур.

Ключевые слова: методы формирования коммуникативной компетенции, младшие школьники, дистанционный формат обучения, китайский язык, интерактивные методы, мультимедийные образовательные технологии.

Введение

Настоящая работа посвящена изучению приоритетных методов формирования коммуникативной компетенции у младших школьников в процесссе дистанционного формата обучения китайскому языку на основе анализа и обобщения педагогического опыта преподавателей китайского языка г. Москвы, а также автора статьи в системе дополнительного образования (СДО), соответствуя актуальным направлениям лингводидактических исследований. Обращение к проблеме изучения приоритетных методов формирования коммуникативной компетенции по китайскому языку у младших школьников в процесссе дистанционного формата обучения, в СДО, обусловлено тем, что китайский язык в современном мире являются мощным ресурсом в организации межкультурного общения и взаимодействия между Россией и Китайской Народной Республикой (КНР), позволяющим осуществлять направленное воздействие на развитие образовательных и культурных связей, что обуславливает актуальность темы статьи. В настоящее время научные исследования отечественной лингводидактики свидетельствуют об огромном интересе к вопросам преподавания восточных языков, в частности, китайского. Цель настоящего исследования важна, поскольку именно на уровне начального общего образования формируются первичные знания, умения и навыки по четырем видам речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо). Полагаем, что рассмотрение приоритетных методов формирования коммуникативной компетенции у младших школьников в нашем исследовании значимо для оптимизации процессса дистанционного формата обучения китайскому языку.

Обзор отечественной и зарубежной литературы по теме исследования

В исследовании приоритетных методов формирования коммуникативной компетенции у младших школьников в процесссе дистанционного формата обучения китайскому языку нами были использованы отечественные и зарубежные источники. Так, в работе М.И. Варакиной и Е.С. Трофимовой описаны структура и содержание начального этапа обучения китайскому языку в школе (Варакина, Трофимова, 2018: 47-52). В.Ю. Вербицкая, Е.Л. Глебова и В.А. Остапова анализируют психолого - педагогические условия формирования коммуникативной компетенции младших школьников (Вербицкая, Глебова,

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Остапова, 2020:305-308).По мнению К.А. Давыдовой, «использование видеоматериалов способствует эффективному обучению фонетике, грамматике и лексике китайского языка на начальном этапе обучения в школе» (Давыдова, 2023:101).Ю.А.Иванова предлагает учитывать обязательные этапы формирования фонетических навыков при обучении китайскому языку в начальной школе(Иванова, 2022:129-136). О.А. Масловец и Е.А. Москаленко обозначают взаимосвязанное обучение лексике и грамматике китайского языка как эффективное условие развития коммуникативной компетенции учащихся младших классов при соблюдении принципов: речевой направленности учебного процесса; индивидуализации обучения; ситуативности; новизны и функциональности (Масловец, Москаленко, 2014:115-120). Позже О.А. Масловец были разработаны основы теории и практики обучения китайскому языку в вузе и в школе, где автор подробно описал технологию обучения различным аспектам языка (произношение, лексика, иероглифика, грамматика), а также продуктивным видам речевой деятельности (говорение, письмо), ею было отмечено, что «существует специфика преподавания китайского языка в рамках коммуникативного подхода и особые требования к программно-методическому обеспечению образовательного процесса» (Масловец, 2020:14). М.Э. Рябова описывает в своей работе тенденции и перспективы образования в век цифровизации, которые важны при анализе дистанционного формата обучения младших школьников (Рябова, 2022:123-129). К.С. Шахаб рассматривает актуальные вопросы методики преподавания китайского языка для учащихся младшей школы(Шахаб, 2019:310-317). А.Н. Щукин обобщает современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам, акцентируя внимание на важности коммуникативного и интерактивных методов формирования коммуникативной компетенции обучающихся, а также мультимедийных образовательных технологий(Щукин, 2013:188). О.Н. Ясарев-ская трактует коммуникативную компетенцию обучающихся как основу иноязычной коммуникативной компетенции, где «коммуникативная компетенция -это способность и готовность учащихся осуществлять как непосредственное общение, так и опосредованное (чтение с пониманием, письмо), умение передать свои мысли средствами иностранного языка согласно ситуации» (Ясаревская, 2015:180). Dong Xiaobo считает, что «развитие межкультурной коммуникативной компетенции в китайском языке требует учета культурных различий и традиций при его изучении» (Dong Xiaobo, 2009:23). Han Yueqin проведено исследование теории и практики формирования межкультурной коммуникативной компетенции у изучающих китайский язык Han Yueqin (, 2013:5-12). Анализ вышеуказанных источников позволяет сделать вывод о необходимости дополнительного исследования при-5 оритетных методов формирования коммуникативной о компетенции у младших школьников в процесссе Я дистанционного формата обучения китайскому язы-° ку, поскольку зачастую они рассматриваются разроз-5в ненно друг от друга.

Материалы и методы

Источником исследуемого материала послужили изучение и анализ педагогического опыта преподавателей китайского языка г. Москвы, в том числе, авторского, в качестве педагога в Центре дополнительного образования Института иностранных языков ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы», а также репетитора китайского языка на российском сервисе поиска специалистов - profi.ru. Для достижения цели исследования использовались следующие методы: контент-анализ научной литературы по проблеме, изучение и анализ педагогического опыта, включенное наблюдение, опрос, систематизация результатов исследования. Отбор и организация содержания дистанционного формата обучения китайскому языку младших школьников для формирования коммуникативной компетенции осуществлялись на основе реализации следующих принципов: практическая ориентация содержания обучения, его коммуникативная и культурологическая направленность, языковая системность и сознательность в обучении, вариативность, мобильность, минимизация содержания, его концентрическая организация; учет психолого-педагогических и методических особенностей обучения младших школьников и объективных трудностей, возникающих при изучении младшими школьниками китайского языка; учет родного языка и родной культуры обучающихся; целостность дидактической системы, методическая обоснованность и целесообразность использования ее компонентов - от простого к сложному. Содержание коммуникативной компетенции при изучении китайского языка на начальном этапе реализуется посредствам освоения основных видов речевой деятельности учащихся: аудирование, говорение, чтение и письмо. Основной целью обучения китайскому языку в начальной школе является формирование коммуникативной компетенции, позволяющей общаться с носителями китайского языка. Были использованы коммуникативный и интерактивные методы формирования коммуникативной компетенции у младших школьников в процесссе дистанционного формата обучения китайскому языку, а также мультимедийные образовательные технологии. Процесс дистанционного формата обучения китайскому языку младших школьников в целях формирования коммуникативной компетенции включал четыре этапа: мотива-ционный подготовительный этап репродуцирования иноязычной речи; первичное продуцирование иноязычной речи; выполнение коммуникативных заданий и упражнений по четырем видам речевой деятельности; контроль беглой иноязычной речи и ее интенсификация.

Мотивационный подготовительный этап репродуцирования иноязычной речи На данном этапе перед педагогом стоит основная задача - мотивировать детей к освоению изучаемых тем в соответствии с содержанием обучения

(семья, дом, животные и т.д.). Здесь целесообразно использовать слайды, анимационные фрагменты, отрывки из мультфильмов и детских передач, тематические иллюстрации.

Приведем пример коммуникативного задания на соответствие активного лексического запаса, представленного на рисунке 1: заполните пустые клеточки словами, данными под картинкой, таким образом, чтобы они соответствовали цветам.

Рис. 1. Коммуникативное задание на соответствие заданной лексики.

Первичное продуцирование иноязычной речи На данном этапе вводятся новые лексические единицы, а также активизируется словарный запас по изучаемой теме, где применяется ситуационное обучение, играющее важную роль в овладении коммуникативной компетенцией. При работе с текстами на китайском языке сначала размещаются соответствующие изображения, видео и другие материалы, в некоторых случаях подбирается музыкальное сопровождение, различные визуальные и звуковые эффекты, которые должны вызвать у учащихся эффект погружения в аутентичную языковую среду. Второй этап построен с максимальным использованием интерактивных и мультимедийных образовательных технологий. Приведем пример коммуникативного задания на описание картинки по образцу, представленного на рисунке 2: опишите картинку по образцу.

Рис. 2. Коммуникативное задание на описание картинки по образцу

На этапе первичного продуцирования иноязычной речи важно использование следующих методических приемов: прослушивание песен, коротких стихов, различные игры, моделирование типичных и адекватных младшему школьному возрасту коммуникативных ситуаций.

Выполнение коммуникативных заданий и упражнений по четырем видам речевой деятельности

Например, предлагается прослушать стихотворение, песню, повторить вслух за диктором, затем восстановить пропущенные слова или расставить слова в правильном порядке.

дапд Шд

Т,

ШШШ тап]1 X, Ш Ьа zu6wëi гапд gëi Шо

X..........Мпд Т дапд ^^ ШдТ,

^ а................................yíwëi Ш^а Й

ШШШ..................Й. тап]1 ШШШ

Ш Ьа...... гапд gëi X, Ш Ьа zu6wëi

Шо гапд gëi Ш.

Использование как статичных, так и интерактивных ситуативных картинок в дистанционном формате обучения имеет ряд преимуществ: обеспечивается многократное повторение лексических единиц, словосочетаний; решаются различные речевые задачи (одни говорят, другие слушают); в иноязычной речи реализуются естественные коммуникативные ситуации для реального общения. Подчеркнем, что от правильности овладения тонов китайского языка напрямую зависит результат обучения и эффективность овладения коммуникативной компетенцией. В младших классах большое внимание уделяется фонетике. Целесообразно начинать уроки с фонетической зарядки, так как навыки в этой области становятся устойчивыми лишь при постоянной работе над произношением. Для понимания важности правильного произнесения тонов, целесообразно использовать пары слов с различными тонами: ^ shй - Ш shй; ^ та - Щ та; й тао - ^ тао и т.п. В ходе проведения фонетической зарядки, а также последующей речевой разминки, кроме стандартных вопросов о дате, времени и т.д., целесообразно предлагать вопросы, которые связаны с изучаемой темой, на-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз

о т О от

З

и о со

пример, погода, хобби, досуг, спорт 5

и т.п.). В этом

плане эффективно зарекомендовали себя такие методические приемы как: активное прослушивание звукозаписей с рифмовками, песенками, считалками, мини-стихами, короткими ситуативными диалогами, которые должны быть связаны с изучаемой темой. Они в полной мере способствуют правильному формированию фонематического и интонационного слуха у младших школьников. Целесообразно уделять повышенное внимание в обучении китайскому языку младших школьников развитию произносительных навыков. С той целью широко используются интерактивные доски с карточками и разнообразные фонетические таблицы, которые обеспечивают возможность более эффективно запоминать детям тоны слов китайского языка. Используемые в процессе обучения фонетические таблицы следует разрабатывать на основе уже изученной лексики, это позволяет не только тренировать произношение, но и способствует эффективному закреплению и повторению изученных лексических единиц. Пример фонетического упражнения на тренировку изученной лексики представлен на рисунке 3.

о с

и

см сл

Рис. 3. Фонетическое упражнение на тренировку изученной лексики.

Наибольшее внимание на этапе выполнения коммуникативных заданий и упражнений по четырем видам речевой деятельности уделяется распознаванию и воспроизведению звуков, слогов, впоследствии коротких слов китайского языка. Данный этап должен быть завершен переходом к простым предложениям и коротким диалогам. Обучение иероглифическому письму осуществляется параллельно обучению речи в рамках метода устного опережения (^и^^ЙЙ'Ш и метода частичного замещения иероглифов звуко-буквенным алфавитом пиньинь (^в Ж^^Жй на начальном этапе обучения. В связи с этим в первый год обучение устной речи и иероглифическому языку идёт раздельно для того, чтобы иероглифическое письмо и, соответственно, чтение иероглифических текстов не тормозили формирование умений устной речи обучающихся. Толкование иероглифического знака как целостного образа подразумевает использование запоминания готовых или собственных ассоциаций из иероглифического знака. Этот подход основан на использовании следующих методических приемов в обучении: иероглифическое письмо; актива-

ция эйдетической (образной) памяти; запоминание иероглифического знака с помощью мнемотехники; техника ассоциативных цепочек со сквозным сюжетом; пиктографический метод запоминания иероглифов. При поэтапном включении разных механизмов памяти можно увеличить эффективность овладения иероглифическим письмом. Например, учебный материал строится на методе частичного замещения иероглифов транскрипцией ШнЖ^Ж^ШЙ'Ш в третьем - четвертом классах, при этом вся лексика, которую обучающиеся уже умеют писать иероглифами, записывается иероглифами, остальной языковой материал они продолжают записывать с помощью букв алфавита.

Контроль беглой иноязычной речи и ее интенсификация

На четвертом этапе целесообразно ставить реальные коммуникативные задачи и осуществлять контроль по следующим параметрам: усвоение приветственных и прощальных фраз, обращений к друзьям, родителям, педагогу; понимание простых повествовательных, вопросительных и побудительных предложений; умение оперировать указанными выше видами предложений в беглой иноязычной речи; умение оперировать клешированными выражениями вежливости. Важно постепенное ознакомление с китайскими именами, названиями стран, городов, китайскими праздниками и традициями. Активный лексический запас по китайскому языку в ходе контроля беглой иноязычной речи у младших школьников должен содержать: правила хорошего тона, фразы вежливости; простые имена собственные на китайском языке; формы обращений к незнакомым людям; обязательную лексику по теме «семья»; названия детских игр. К концу первого года обучения дети должны уметь вести этикетные диалоги в ситуации бытового общения, воспринимать на слух и понимать элементарную речь учителя в рамках тематики содержания обучения и одноклассников на уроке, а также фразы и небольшие тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале.

Таким образом, эффективное формирование коммуникативной компетенции у младших школьников на четырех этапах дистанционного формата обучения китайскому языку целесообразно строить на основе использования коммуникативного и интерактивных методов, а также мультимедийных образовательных технологий.

Заключение

По итогам работы проведено обобщение приоритетных методов формирования коммуникативной компетенции у младших школьников в процесссе дистанционного формата обучения китайскому языку на основе изучения и анализа отечественного педагогического опыта, в том числе, авторского в системе СДО России. Доказана важность коммуникативного и интерактивных методов формирования коммуникативной компетенции у младших

школьников в процесссе дистанционного формата обучения китайскому языку, а также мультимедийных образовательных технологий. Обозначен основной принцип обучения младших школьников китайскому языку - от простого к сложному. Уточнены компоненты содержания дистанционного формата обучения для эффективного формирования коммуникативной компетенции по китайскому языку младших школьников в СДО, которые включают: языковые и речевые знания, умения и навыки, позволяющие овладеть коммуникативной компетенцией при изучении китайского языка; лингвистический и текстовый материал, на базе которого происходит овладение различными видами речевой деятельности; комплекс упражнений, направленный на реализацию вышеперечисленных компонентов содержания дистанционного формата обучения китайскому языку младших школьников в СДО. Процесс дистанционного формата обучения китайскому языку младших школьников в целях формирования коммуникативной компетенции можно разделить на четыре этапа: мотивационный подготовительный этап репродуцирования иноязычной речи, первичное продуцирование иноязычной речи, выполнение коммуникативных заданий и упражнений по четырем видам речевой деятельности, контроль беглой иноязычной речи и ее интенсификация.

Литература

1. Варакина, М. И., Трофимова, Е.С. Обучение китайскому языку в школе: начальный этап / М.И. Варакина, Е.С. Трофимова // Международный форум восточных языков и культур. Актуальные вопросы преподавания китайского и других восточных языков в XXI веке: Сборник статей и докладов участников форума, Казань, 26-28 апреля 2018 года. - Казань: Издательство «Фэн» Академии наук Республики Татарстан, 2018.- С. 47-52.

2. Вербицкая, В. Ю., Глебова, Е.Л., Остапова, В.А. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках / В.Ю. Вербицкая, Е.Л. Глебова, В.А. Остапова // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: Сборник трудов Двадцать седьмой международной научно-практической конференции, Белгород, 10 февраля 2020 года. - Белгород: ООО ГиК, 2020. - С. 305-308.

3. Давыдова, К.А. Использование видеоматериалов для эффективного обучения фонетике, грамматике и лексике китайского языка на начальном этапе обучения в школе / К.А. Давыдова // Язык и культура в глобальном мире. -Санкт-Петербург: ООО «Издательство «ЛЕ-МА», 2023. - С. 101-105.

4. Иванова, Ю.А. Формирование фонетических навыков в рамках обучения китайскому языку в начальной школе / Ю.А. Иванова // Вопросы педагогики. - 2022. - № 6-1. - С. 129-136.

5. Масловец, О. А., Москаленко, Е.А. Взаимосвязанное обучение лексике и грамматике китай-

ского языка как эффективное условие развития коммуникативной компетенции учащихся младших классов / О.А. Масловец, Е.А. Москаленко // Россия и Китай: аспекты взаимодействия и взаимовлияния: Материалы VI заочной Международной научно-практической конференции, Благовещенск, 27-30 апреля 2014 года / под ред. Н.Л. Глазачевой, О.В. За-лесской. - Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет,

2014. - С. 115-120.

6. Масловец, О.А. Основы обучения китайскому языку в вузе и в школе: теория и практи-ка/О.А.Масловец. - Москва.: Издательский дом «ВКН», 2020. - 266с.

7. Рябова, М.Э. Тенденции и перспективы образования в век цифровизации / М.Э. Рябова // Научные труды Московского гуманитарного университета. - 2022. - № 6. - С. 123-129.

8. Шахаб, К.С. Актуальные вопросы методики преподавания китайского языка для учащихся младшей школы / К.С. Шахаб // Китайско-белорусские языковые, литературные и культурные связи: история и современность: материалы международной научной конференции, Минск, 17-18 мая 2019 года / отв. ред. Н.Н. Хмельницкий. - Минск: Белорусский государственный университет, 2019. - С. 310-317.

9. Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам / А.Н. Щукин. - Издательство «Филома-тис» - Москва, 2013. - 188 с.

10. Ясаревская, О.Н. Коммуникативная компетенция - основа иноязычной коммуникативной компетенции / О.Н. Ясаревская // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. -

2015. - Т. 1, № 6(28). - С. 178-183.

11. Dong, Xiaobo. Cultural differences and cultivation of cross-cultural communicative competence in Chinese FLT / Dong Xiaobo // International Education Studies. - 2009. - Vol. 2, Iss. 2. - PP. 22-25.

12. Han, Yueqin. Research on fostering intercultural communication competence of foreign language learners / Han Yueqin // Cross-Cultural Communication. - 2013. -Vol. 9, Iss. 1.-PP. 5-12.

PRIORITY METHODS OF FORMING COMMUNICATIVE COMPETENCE IN PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN THE PROCESS OF DISTANCE LEARNING CHINESE LANGUAGE

Kabargina N.V.

Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba

Prospects for the development of socio-cultural and educational ties between Russia and the People's Republic of China certainly update the topic of the article. In this regard, of particular interest is the linguo-didactic support of the process of implementing contacts between new generations of the two countries. The purpose of the study in the article is to generalize the priority methods for the formation of communicative competence among younger students in the process of distance learning the Chinese language. To achieve the goal of the study, the following methods were used: content analysis of scientific literature on the problem, study and analysis of pedagogical experience, including the author's, participant observation, survey, systematization of research results. As a result, a conclu-

СЭ

о

CO

-a

I=i А

—i о

сз т; о

m О

от

З

ы о со

sion was made about the importance of communicative and interactive methods for the formation of communicative competence in younger students in the process of distance learning the Chinese language, as well as multimedia educational technologies. The study of the educational practice of the formation of communicative competence in junior schoolchildren and scientific and methodological research on the problem under consideration made it possible to determine the main stages of the distance format of teaching Chinese to junior schoolchildren. The results obtained can be a support for a complete solution of problems in the theory and methodology of teaching foreign languages and cultures.

Keywords: methods of forming communicative competence, younger schoolchildren, distance learning format, Chinese language, interactive methods, multimedia educational technologies.

References

1. Varakina, M.I., Trofimova, E.S. Teaching Chinese at school: the initial stage / M.I. Varakina, E.S. Trofimova // International Forum of Oriental Languages and Cultures. Current issues in teaching Chinese and other oriental languages in the 21st century: Collection of articles and reports of forum participants, Kazan, April 26-28, 2018. - Kazan: Publishing House "Fen" of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, 2018. -P. 47-52.

2. Verbitskaya, V. Yu., Glebova, E.L., Ostapova, V.A. Formation of communicative competence of junior schoolchildren in the classroom / V. Yu. Verbitskaya, E.L. Glebova, V.A. Ostapova // Science and education: domestic and foreign experience: Collection of proceedings of the Twenty-seventh International Scientific and Practical Conference, Belgorod, February 10 2020. -Belgorod: LLC GiK, 2020. - P. 305-308.

3. Davydova, K.A. Using video materials for effective teaching of phonetics, grammar and vocabulary of the Chinese language at the initial stage of schooling / K.A. Davydova // Language and culture in the global world. - St. Petersburg: LEMA Publishing House LLC, 2023. - P. 101-105.

4. Ivanova, Yu.A. Formation of phonetic skills as part of teaching Chinese in elementary school / Yu.A. Ivanova // Questions of pedagogy. - 2022. - No. 6-1. - pp. 129-136.

5. Maslovets, O. A., Moskalenko, E.A. Interconnected teaching of vocabulary and grammar of the Chinese language as an effective condition for the development of communicative competence of primary school students / O.A. Maslovets, E.A. Moskalenko // Russia and China: aspects of interaction and mutual influence: Materials of the VI Correspondence International Scientific and Practical Conference, Blagoveshchensk, April 27-30, 2014 / ed. N.L. Glazacheva, O.V. Zalesskaya. -Blagoveshchensk: Blagoveshchensk State Pedagogical University, 2014. - P. 115-120.

6. Maslovets, O.A. Fundamentals of teaching Chinese at university and school: theory and practice / O.A. Maslovets. - Moscow: Publishing house "VKN", 2020. - 266 p.

7. Ryabova, M.E. Trends and prospects of education in the age of digitalization / M.E. Ryabova // Scientific works of the Moscow Humanitarian University. - 2022. - No. 6. - P. 123-129.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Shahab, K.S. Topical issues of methods of teaching Chinese for primary school students / K.S. Shahab // Chinese-Belarusian linguistic, literary and cultural relations: history and modernity: materials of the international scientific conference, Minsk, 1718 May 2019 / resp. ed. N.N. Khmelnitsky. - Minsk: Belarusian State University, 2019. - P. 310-317.

9. Shchukin, A.N. Modern intensive methods and technologies for teaching foreign languages / A.N. Shchukin. - Philomatis Publishing House - Moscow, 2013. - 188 p.

10. Yasarevskaya, O.N. Communicative competence is the basis of foreign language communicative competence / O.N. Yasarevskaya // XXI century: results of the past and problems of the present plus. - 2015. - T. 1, No. 6(28). - pp. 178-183.

11. Dong, Xiaobo. Cultural differences and cultivation of cross-cultural communicative competence in Chinese FLT / Dong Xiaobo // International Education Studies. - 2009. - Vol. 2, Iss. 2. -PP. 22-25.

12. Han, Yueqin. Research on fostering intercultural communication competence of foreign language learners / Han Yueqin // Cross-Cultural Communication. - 2013. -Vol. 9, Iss. 1.-PP. 5-12.

o d

u

CM O)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.