Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ С НОСИТЕЛЕМ ЯЗЫКА ПРИ ОБУЧЕНИИ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ'

ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ С НОСИТЕЛЕМ ЯЗЫКА ПРИ ОБУЧЕНИИ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
китайский язык / иноязычная коммуникативная компетенция / фонетика / иероглифы / обучение в сотрудничестве / социальная сеть / Chinese language / communication technologies / phonetics / hieroglyphs / learning in cooperation / social network

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абашкина А.И.

Актуальность исследования обусловлена развитием отношений между Россией и Китаем, а также повышением спроса на изучение китайского языка в России. Статья освещает один из аспектов использования современных инновационных технологий в обучении китайскому языку, а именно обучение в сотрудничестве с носителем языка. Представлены особенности освоения китайского языка, рассмотрены особенности обучения в сотрудничестве. В статье приведены упражнения, примеры организации обучения в сотрудничестве с носителем языка, которые можно применять на уроках китайского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATIVE LEARNINGWITH A NATIVE SPEAKER IN TEACHING CHINESE LANGUAGE

The article highlights one of the aspects of the use of modern innovative technologies in teaching Chinese, namely, learning in cooperation with a native speaker. The features of teaching Chinese are presented, the features of learning in cooperation are considered. The article discusses exercises that can be used in Chinese language lessons by teaching in collaboration with a native speaker.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ С НОСИТЕЛЕМ ЯЗЫКА ПРИ ОБУЧЕНИИ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

УДК 37

Абашкина А.И.

магистрант 2-го курса института психологии и педагогики Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет (г. Комсомольск-на-Амуре, Россия)

ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ С НОСИТЕЛЕМ ЯЗЫКА ПРИ ОБУЧЕНИИ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация: актуальность исследования обусловлена развитием отношений между Россией и Китаем, а также повышением спроса на изучение китайского языка в России. Статья освещает один из аспектов использования современных инновационных технологий в обучении китайскому языку, а именно обучение в сотрудничестве с носителем языка. Представлены особенности освоения китайского языка, рассмотрены особенности обучения в сотрудничестве. В статье приведены упражнения, примеры организации обучения в сотрудничестве с носителем языка, которые можно применять на уроках китайского языка.

Ключевые слова: китайский язык, иноязычная коммуникативная компетенция, фонетика, иероглифы, обучение в сотрудничестве, социальная сеть.

На Дальнем Востоке особое внимание уделяется обучению китайскому языку в общей школе. Такой интерес к данному языку объясняется усилением позиции Китайской Народной Республики на мировой арене в сферах экономики, политики и культуры. Стремительно развивающиеся отношения между Россией и КНР также открывают широкие возможности для практического использования китайского языка в различных областях

Главной целью в обучении китайскому языку является формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции школьников [8].

Иноязычная коммуникативная компетенция включает умение осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с

речевой ситуацией: адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать собственные связные высказывания [8].

В процессе обучения китайскому языку особое внимание уделяется последовательному и систематическому развитию всех аспектов коммуникативной компетенции у учащихся, включая овладение различными видами речевой деятельности: говорением, чтением, аудированием и письмом.

При изучении китайского языка учащиеся должны овладеть минимальным уровнем иноязычной коммуникативной компетенции, которая включает следующие навыки:

- читать и понимать несложные тексты, как с пониманием основного содержания, так и с полным пониманием,

- устно высказываться в стандартных ситуациях учебно-трудовой, культурной, бытовой сфер и т.д.,

- в устной форме кратко рассказать о себе, окружении, пересказать, выразить мнение, оценку,

- умение с помощью иероглифов письменно оформить и передать элементарную информацию [4].

Китайский язык уникален тем, что это комплексный язык, его нельзя изучать по аспектам, как многие европейские языки. Все составляющие китайского языка взаимосвязаны: фонетика, иероглифика, чтение, грамматика.

Что касается фонетики китайского языка, то овладение правильным произношением - наиболее сложный и важный аспект при обучении китайскому языку, так как фонетика есть суть языка, поэтому постановка произношения занимает продолжительное время и требует предельной концентрации, как студентов, так и преподавателей. Ведь при неверном произнесении тона, может получиться слово, несущее другой лексический смысл [2].

Также одной из основных трудностей, стоящих перед каждым изучающим китайский язык, является овладение иероглифическим письмом.

Иероглифы на протяжении 4 тысяч лет являются единственной общепринятой в Китае системой письменности. Любая иероглифическая письменность отличается от алфавитных или слоговых систем тем, что включает большее число знаков. В китайском языке каждая морфема (значимый слог) передается отдельным иероглифом. Иероглифы китайского языка представляют собой особое лингвистическое явление, обладают трехсторонней характеристикой и представляют собой единство написания, произношения, значения, поэтому представляют трудность для изучения [5]. Трудности заключаются в следующем:

- в распознавании иероглифа, так учащимся трудно установить связь между начертанием, чтением и значением иероглифа, легко перепутать схожие иероглифы,

- в написании иероглифа в соответствии с правилами,

- в запоминании и воспроизведении большого количества иероглифов, в китайском языке используется около 3000 общеупотребительных иероглифов и 800 наиболее употребительных [8].

Язык - это практический навык и никакими иными способами, кроме практики, он не развивается.

Считаем, что в процессе изучения китайского языка целесообразно применение педагогической технологии «обучение в сотрудничестве» (cooperative learning). При использовании данной технологии ученик становится субъектом деятельности учения, происходит взаимодействие с другими учащимися или носителями языка, учебный процесс приобретает реальную практическую направленность. Создание реального речевого продукта при использовании технологии обучения в сотрудничества с носителем языка позволяет обеспечить выход речевой деятельности в трудовую, эстетическую, культурную и другие сферы жизни. Именно с носителем языка учащийся может в полной мере развить иноязычную коммуникативную компетентность. Только носитель языка демонстрирует учащимися живую разговорную лексику, которая звучит каждый день в его стране, расскажет много интересного о

национальных особенностях страны, исправит произношение и тональность, которые традиционно сложно усваивается учащимися [7].

В процессе обучения в сотрудничестве с носителями языка целесообразно использовать следующие виды работ:

- обсуждение внутри группы ряда вопросов по конкретной тематике,

- обмен высказываниями с носителями языка, умение задавать вопросы и аргументировать согласие/несогласие,

- дебаты или дискуссии, позволяющие выказывать свою точку зрения и переубедить в своей правоте третью сторону,

- составление диалогов, направленных на повторение и закрепление аутентичных фраз и выражений в соответствии с контекстом или по заданной теме и отработка их с носителями языка [1].

При отсутствии возможности проведения коммуникации в очном формате, целесообразно использовать дистанционные методы, а также информационные ресурсы. Для этого можно использовать электронную почту или различные социальные сети [9].

Следует отметить, что социальная сеть - это не просто способ общения людей, которые находятся в разных уголках земного шара. Она может быть и средством изучения иностранного языка, закрепления изученной теории. Интернет-общение чаще всего осуществляется в письменной форме через какие-либо социальные сети и характеризуется определенными особенностями:

- возможность обучающегося вести себя непринужденно и использовать языковые и речевые средства по максимуму, благодаря виртуальной обстановке,

- возможность проявить индивидуальность для создания текстовых посланий средствами языка,

- возможность использования электронных словарей, переводчиков (в случае каких-либо затруднений).

Считаем, что использование социальных сетей является эффективным средством для запоминания иероглифов, так как учащийся может использовать ручной ввод иероглифов и писать каждый иероглиф по чертам, или

использовать ввод с помощью пиньина (система латинской транскрипции китайских иероглифов). Такое общение позволяет закрепить навыки фонетики и иероглифики [3].

Задания обучающимся могут быть следующими:

- написать письмо иностранному другу с помощью пиньина,

- написать письмо иностранному другу с помощью ручного ввода иероглифов,

- записать аудиосообщение по заданной теме иностранному другу,

- вести диалог аудиосообщениями с иностранным другом по теме,

- вести письменный диалог по теме и т.д.

Общаясь таким образом с иностранным другом, учащиеся могут попросить его находить и исправлять ошибки, чтобы улучшить грамотность предложений и качество произношения. В свою очередь, носитель иностранного языка имеет возможность попрактиковаться в русском языке, и тогда такое сотрудничество является взаимовыгодным.

Таким образом, можно сделать вывод, что обучение в сотрудничестве с носителем языка позволяет в полной мере развить иноязычную коммуникативную компетентность, такое обучение придает практическую значимость процессу обучению и является взаимовыгодным [4].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абрамова Т.В. Технология обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка / Т.В. Абрамова - Текст: электронный: [сайт]. - 2020. -URL: https://infourok.ru/tehnologiya-obuchenie-v-sotrudnichestve-na-urokah-inostrannogo-yazyka-4078981.html (дата обращения: 03.07.2023);

2. Богданова Н.А. К вопросу о методике преподавания китайского языка на начальном этапе обучения / Н.А. Богданова;

3. Голубева А.А. Мультимедийные технологии в обучении иностранным языкам / А.А. Голубева. - Материалы VII Международной студенческой

научной конференции «Студенческий научный форум» (дата обращения: 02.09.2023);

4. Джуманова Л.С. Применение мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам. / Л.С.Джуманова., М.К. Тулегенова. - 2014. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-multimediynyh-tehnologiy-v-obuchenii-inostrannym-yazykam/viewer (дата обращения: 03.07.2023);

5. Масловец, О.А. Основы обучения китайскому языку в вузе и в школе: теория и практика: учебное пособие / О.А. Масловец. - М.: Издательский дом ВКН, 2017;

6. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. - 2-е изд. - Москва : Просвещение, 1991. - 222, с., 23 см. - (Б-ка учителя иностр. яз.)., ISBN 5-09-000707-1;

7. Руковишников, Ю. С. Обучение в сотрудничестве как метод активного обучения иностранному языку в вузе / Ю. С. Руковишников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 649-651. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41523/ (дата обращения: 02.09.2023);

8. Ульянова К.А. Специфика обучения русскоязычных студентов китайскому языку на начальном и среднем этапах. / К.А. Ульянова., Ван Чжунцзюнь;

9. Хохлова А.А., Нечаева А.А. Коммуникативные игры в обучении иностранному языку в техническом вузе // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2016. - № 2(30). - С. 24.

Abashkina A.I.

Amur State University of Humanities and Pedagogy (Komsomolsk-on-Amur, Russia)

COOPERATIVE LEARNING WITH A NATIVE SPEAKER IN TEACHING CHINESE LANGUAGE

Abstract: the article highlights one of the aspects of the use of modern innovative technologies in teaching Chinese, namely, learning in cooperation with a native speaker. The features of teaching Chinese are presented, the features of learning in cooperation are considered. The article discusses exercises that can be used in Chinese language lessons by teaching in collaboration with a native speaker.

Keywords: Chinese language, communication technologies, phonetics, hieroglyphs, learning in cooperation, social network.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.