Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЕТСКИХ СМИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА'

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЕТСКИХ СМИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
медиаобразование / формирование личности / медиацентры / детская журналистика / media education / personality formation / media centers / children's journalism

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соскова Н.Г.

В статье рассматриваются инструменты, которые влияют на формирование личности ребенка через школьные СМИ. Как медиаобразование помогает сформировать ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOOLS OF CHILDREN'S MEDIA IN FORMATION OF CHILD'S PERSONALITY

The article examines the tools that influence the formation of a child's personality through school media. How media education helps to create values.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЕТСКИХ СМИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»

УДК 37

Соскова Н.Г.

Забайкальский государственный университет (г. Чита, Россия)

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЕТСКИХ СМИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Аннотация: в статье рассматриваются инструменты, которые влияют на формирование личности ребенка через школьные СМИ. Как медиаобразование помогает сформировать ценности.

Ключевые слова: медиаобразование, формирование личности, медиацентры, детская журналистика.

Проблемы, связанные с таким социокультурным и психофизиологическим феноменом, как детство, чрезвычайно важны и никогда не утрачивают научной актуальности. Жукова Дарья Александровна, кандидат наук, в своей диссертации отмечает, что особенности личности не сформированы в «готовом» виде от рождения. Лежащие в их основе типичные черты нервной системы человека не остаются постоянными в течение его жизни, но изменяются под влиянием внешних воздействий. Например, советская литература и пресса отразили благородные черты советских детей, подростков, юношей, которые проявились и в период Гражданской войны, и в годы Великой Отечественной войны, а также безропотную готовность к «трудовым подвигам» на фабриках и заводах, бескорыстным, совершаемым лишь на благо укрепления мощи государства. В 90-е гг. XX в., перед детской прессой возникли новые задачи. Детская журналистика и детские СМИ стали воспитывать «человека новой эпохи», принадлежащего обществу предпринимателей и потребителей.

В современном обществе наблюдается возрастание роли детских средств массовой информации. Этому способствуют советники директоров по

воспитанию и взаимодействию с общественными организациями, работающие в общеобразовательных школах и учреждениях среднего профессионального образования. Советники развивают медиацентры в рамках федерального проекта патриотического воспитания граждан Российской Федерации «Навигаторы детства». Целью является формирование и поддержание устойчивого интереса обучающихся к развитию школьных детских редакций и медиацентров. Задачами развития детских и молодежных СМИ являются: 1. вовлечение обучающихся в работу информационно-медийного направления, 2. профессиональная ориентация обучающихся посредством вовлечения в журналистскую деятельность, 3. помощь в формировании у обучающихся коммуникативных навыков, умения грамотно формулировать свои мысли и транслировать их целевой аудитории, 4. создание возможностей для формирования у участников комплекса мероприятий компетенций в сфере новых медиа. Открытие медиацентров в учреждениях, реализующих данный проект, обязательное условие.

Современное общество постоянно нуждается в инициативных, активных молодых людях с высокоразвитыми нравственными качествами. Ощущается недостаток молодежи с развитыми такими чувствами как милосердие, отзывчивость и бескорыстие, патриотизм. Взрослые стали отмечать, что отношение детей к близким носит все более корыстный, коммерческий характер. В молодежной среде эгоистичный индивидуалистический настрой. Кроме того, современное искусство изменяет и деформирует психику ребенка, воздействуя на воображение, давая новые установки и модели поведения. Из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и опасные ценности. Поэтому особенно важно в наше время формирование у обучающихся активной гражданской позиции. Возникла необходимость создания особого воспитательного пространства.

В этих условиях большую роль играет школьный медиацентр, который призван осуществлять связь между субъектами, входящими в единое информационно - воспитательное пространство школы или СПО,

способствующее повышению ее воспитательного и образовательного потенциалов. Через мероприятия, проводимые в рамках деятельности медиацентра советники, педагоги дополнительного образования ориентируют на устоявшиеся традиционные ценности нашего государства.

В монографии «Использование медиаобразования в воспитании детей» рассматриваются вопросы теоретических основ медиаобразования и использования форм и методов медиаобразования в воспитании детей в учреждениях общего и дополнительного образования. В педагогике медиаобразование направлено на развитие личности на материале медиа, формирование культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекста, обучение различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Это актуализирует использование потенциальных возможностей медиаобразования в развитии детей. Медиаобразование способствует расширению познавательной сферы личности школьника, развитию творческого воображения, что усиливает образность его мышления.

Школьные СМИ не ограничиваются изучением журналистской деятельности, участники медиацентров снимают документальные фильмы и передачи, познавая историю России и мира в целом. Школьники вовлечены в научную деятельность, что позволяет глубже изучить тот или иной школьный предмет. Медиа образовательных учреждений позволяют сформировать представления о добре и зле. Присутствует профориентация. Юные корреспонденты могут не только познакомиться с разными профессиями, но и посетить высшие учебные заведения, где готовят специалистов по тем или иным направлениям. Например, кафедра журналистики и связей с общественностью ЗабГУ проводит ежегодно для школьников Забайкальского края медиаигру «ВКурсе». Цель игры: выявление способных и перспективных школьников и оказание им помощи в профессиональном самоопределении. Задачами игры были определены основные аспекты работы со школьниками.

Формы и способы работы с детьми в школьных медиацентрах:

1. Реализации социально - значимых проектов.

2. Организация работы с внутренней и внешней аудиторией. Изучение медиаинтересов сверстников педагогов и ровесников.

3. Экскурсии. Профориентационные мероприятия.

4. Участие в научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях

и т.д.

5. Организация круглых столов, встреч с известными людьми, участниками боевых действий, ВОВ, СВО на Украине...

6. Выездные мероприятия (интервью с ветеранами, с руководителями округов и т. д.).

Совокупность всех представленных инструментов помогает сформировать грамотную, заинтересованную, профессионально ориентированную личностью, любящую и уважающую свою страну, сохраняющую исторически устоявшиеся ценности и традиции.

Такие навыки необходимы в любом возрасте и чем раньше ребенок их получит, тем продуктивнее он будет развиваться в будущем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андреева, Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников [Текст] / Н. Г. Андреева, под ред. Р. И. Лалаевой. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013;

2. Аннушкин, В. И. Техника речи: учеб. пособие [Текст] / В. И. Аннушкин. -М.: Флинта: Наука, 2014. - 64 с;

3. Вяткина, Л. А. Самодеятельная подростковая пресса в системе средств массовой информации: дисс. ... канд. филол. наук [Текст] / Л. А. Вяткина. - М., 1997

Soskova N.G.

Zabaikalsky State University (Chita, Russia)

TOOLS OF CHILDREN'S MEDIA IN FORMATION OF CHILD'S PERSONALITY

Abstract: the article examines the tools that influence the formation of a child's personality through school media. How media education helps to create values.

Keywords: media education, personality formation, media centers, children's journalism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.