находить новые пути дальнейшего развития музыкального искусства, облагораживающего души и формирующего сознание слушателя.
Литература
1. Лазер А. Современный дирижёр // Дирижёрское исполнительство. Практика. История. Эстетика. М.: Музыка, 1975. С. 194-202.
2. Ержемский Г. Л. Психология дирижирования. М.: Музыка, 1988. 80 с.
3. Кондрашин К. П. Мир дирижёра. Ленинград: Музыка, 1976. 192 с.
Инструментальные концерты Рустама Абдуллаева: обновление жанра Галущенко И. Г.
Галущенко Ирина Георгиевна / Galushenko Irina Georgiyevna - кандидат искусствоведения,
профессор, кафедра истории музыки и критики, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена пропаганде инструментальных концертов известного в Узбекистане композитора Рустама Абдуллаева. На конкретных примерах показана его роль в подготовке подрастающего поколения. Abstract: the article is devoted to the promotion of instrumental concertos the composer known in Uzbekistan Rustam Abdullayev. On concrete examples of its role in the training of the younger generation is revealed.
Ключевые слова: композитор, концерт, инновационные формы, жанры. Keywords: composer, concert, innovative forms, genres.
Инструментальный концерт, являющийся одним из сложнейших жанров музыкального искусства, привлекает узбекского композитора Рустама Абдуллаева своей инновационной природой, соревновательностью, взаимодействием солиста и оркестра, возможностью поиска новых форм концертирования. Композитору принадлежит ряд концертов для различных инструментов с оркестром, с большим успехом исполняющихся в Узбекистане и за рубежом.
Художественная ценность инструментальных концертов Абдуллаева заключается в образных сферах, которые в них раскрыты. «Восприятие музыки, - по глубокому наблюдению Мстислава Смирнова, - основано на активном пробуждении в слушателе его эмоций, его мыслей, его миропонимания» [1, с. 8]. Именно на это направлена драматургия инструментальных концертов Абдуллаева. Активная энергетика и медитативная рефлексивность музыки концертов воспринимаются как отражение многообразия окружающей жизни, токкатность бега неумолимого времени, внутренних душевных движений.
Инструментальные концерты Абдуллаева характеризуются глубокой национальной почвенностью, получающей яркое выражение в мелодике, ритмике, ладовой организации музыкального материала, фактуре, оркестровке, формообразовании. Претворение в сочинениях широкого круга источников -инструментальных наигрышей, речевых интонаций художественно обогащают их образно-эмоциональную сферу. Переосмысливая жанры узбекского национального наследия, композитор подчиняет их воплощению концептуальной идеи, раскрытию образно-эмоционального содержания музыки.
Жанр инструментального концерта является для композитора своего рода художественно-экспериментальной творческой лабораторией, где он реализует свою фантазию, ищет пути обновления драматургии, круга музыкально-музыкальных средств, принципов концертирования. Драматургия в концертах Абдуллаева осуществляется посредством расцвечивания колористических и динамичных параметров в процессе концертирования. Важным средством динамизации музыкального развития в концертах Абдуллаева является ритмическая прогрессия, способствующая концентрации звукообразов.
Сила эмоционального воздействия музыки заключается в её философской концепции, опирающейся на позитивное, гармоничное восприятие мира. Любовь к человеку, родному краю, природе составляет сущность гуманистических идеалов, утверждаемых композитором в своих инструментальных концертах.
При всём разнообразии художественных решений в каждом отдельном концерте инструментальные концерты Абдуллаева обнаруживают черты общности. Они заключаются в стилевом единстве, в национально характерных интонационных и ритмических элементах, присутствующих во всех тематических образованиях, принципе монотематизма, лейтмотивизма, усульности, тембровой колористики. Весьма разнообразны интересные и оригинальные формы взаимодействия солиста и оркестра, трактовка партии солиста в монологическом и диалогическом аспектах.
Доказательным подтверждением обновления концертного жанра являются пять фортепианных концертов Абдуллаева. «Неиссякаемое жизнелюбие, духовное богатство внутреннего мира композитора, - отмечает Сайёра Гафурова, - помогли ему выработать творческую позицию оптимистического миропонимания, которые в своеобразной и оригинальной форме находят отражение в его сочинениях, в частности, фортепианных концертах» [2, с. 87]. Отличный пианист, прекрасно знающий природу фортепиано, Абдуллаев извлекает из него поистине безграничные возможности звуковых красок, используя современные приёмы игры, разнообразные виды техники. Особенно интересны в этом отношении программные концерты -Второй концерт «Напевы Навруза», Третий концерт «Тайские напевы».
Важной вехой в обновлении жанра является Концерт для скрипки с оркестром, представляющий собой двухчастный цикл. Первая часть «Монолог» и вторая часть «Радость жизни» последовательно раскрывают симфонию человеческой жизни, - по словам композитора, - его собственной творческой личности. Первая часть концерта воспринимается как музыкальный автопортрет художника, размышляющего о судьбе, о смысле бытия. Такая концепция концерта инновационна и отличается от исторически сложившейся модели инструментального концерта как трёхчастного цикла с классическим соотношением частей - быстро - медленно - быстро. Вторая часть «Радость жизни» воспринимается как логичное продолжение первой и вводит слушателя в бурный поток жизни, круговорот событий, в которые вовлекаются герои концерта. Форма рондо-сонаты оказывается здесь закономерной и художественно оправданной. Присущее композитору светлое, солнечное восприятие мира воспринимается здесь во всей своей гуманистической сущности.
Найденный композитором тип драматургии получил развитие в Концерте для виолончели с оркестром, также представляющем собой двухчастный цикл: первая часть - «Мольба», вторая часть - «Диалог». Гуманистическая концепция произведения развёртывается от внутреннего состояния к внешнему: от субъективно -личностного к коммуникативному. Метод мышления Абдуллаева основан на монологичности, глубоко национален. Он происходит от специфики узбекского мелоса и функционирует в вариантных преобразованиях тематизма концерта.
Большой интерес представляет Концерт для рубаба с оркестром, в которой Абдуллаев открыл новые возможности узбекского народного инструмента во взаимодействии с симфоническим оркестром.
Композитору удалось найти точный звуковой баланс между солистом и оркестром, ярко и рельефно показать виртуозные качества рубаба, используя для этого развернутые исполнительские каденции.
На протяжении цикла от первой части к третьей последовательно развёртывается постепенная динамизация неуклонно восходящей линии движения. Художник, обладающий чуткой творческой фантазией, Абдуллаев выдвигает на первый план тембр рубаба как основополагающую качественную характеристику звукообраза, находя тем самым художественно убедительное, инновационное решение.
Обобщая наблюдения над инструментальными концертами Абдуллаева, необходимо отметить их значимость в обновлении современного концертного жанра. Яркие, глубоко содержательные инструментальные концерты узбекского композитора отвечают гуманистическим идеалам XXI века, процессам духовного возрождения и обновления, что позволяет считать их художественно ценными явлениями не только узбекской национальной культуры, но и мировой музыкальной культуры в целом.
Литература
1. СмирновМ. А. Эмоциональный мир музыки. М.: Музыка, 1990. 320 с.
2. Гафурова С. А. Фортепианные концерты Рустама Абдуллаева. Т.: Санъат, 2011. 179 с.