УДК Я 66
Яковлева Галина Владимировна
Кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры специального (коррекционного) образования Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, [email protected], Челябинск
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЦЕНИВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГТ
Jakovleva Galina Vladimirovna
The candidate ofpedagogical sciences, the senior lecturer, the professor of chair of special (correctional) formation of the Chelyabinsk institute of retraining and improvement of professional skill of educators, [email protected], Chelyabinsk
TOOL MAINTENANCE OF ESTIMATION OF METHODICAL WORK OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION IN THE CONDITIONS OF INTRODUCTION FGT
Современная образовательная практика характеризуется переходом большинства дошкольных образовательных учреждений в режим развития, в режим инновационной деятельности. Данное обстоятельство обусловлено введением Федеральных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения, разработкой каждым образовательным учреждением собственной образовательной программы. Вышесказанное требует от педагогов дошкольных образовательных учреждений проявления новых, инновационных способов профессиональной деятельности, готовности проектировать содержание образовательной программы, отбирать адекватные содержанию и возрасту ребенка современные педагогические технологии, обеспечивающие качество образования детей дошкольного возраста. Это в свою очередь требует обновления существующей системы управления [3, с. 110-115; 8].
Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным образовательным учреждением, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, повышению его профессиональной компетентности, обеспечивая тем самым повышение качества образования [1, с. 256; 9]. Именно поэтому проблема отбора инновационного содержания методической работы, организации продуктивных её форм, оценивания эффективности методической работы в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе становится весьма актуальной [4, с. 2].
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЦЕНИВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ...
Современная методическая работа имеет ряд отличительных особенностей:
- обеспечение работы образовательного учреждения в режиме развития;
- отбор содержания методической работы, обеспечивающего личностное развитие ребёнка дошкольного возраста, его самораскрытие;
- обеспечение информирования педагогов об инновационных фактах и явлениях и организация их экспертизы;
- обеспечение дополнительных образовательных услуг в плане развёртывания содержания дошкольного образования по направлениям инновационной деятельности;
- сопровождение непрерывности инновационной поисковой, исследовательской деятельности педагогов;
- осуществление индивидуального и дифференцированного подходов к каждому педагогу в зависимости от его профессиональной компетентности;
- оснащение педагогов новыми, инновационными способами профессиональной деятельности, обеспечивающими эффективное воздействие на личностное развитие ребёнка [2, с. 19; 5, с. 54; 9].
В совершенных условиях сегодня всё чаще руководители ДОУ и организаторы работы с педагогами (старшие воспитатели, заместители заведующих) задаются вопросом: насколько эффективна та система методической работы, которая разворачивается внутри каждого дошкольного образовательного учреждения, что нужно в ней изменить, чтобы обеспечить рост профессиональной и методической компетентности педагогов, готовность их реализовывать вариативные образовательные программы, использовать современные педагогические технологии, формировать личностные качества воспитанников [6]. Для ответа на этот вопрос необходимо в первую очередь дать оценку существующей системе методической работы, т. е. организовать её экспертное оценивание. При организации такого оценивания необходимо специальное инструментальное обеспечение. Для его разработки важно выявить соотношение феноменов «критерий», «показатель» и «измеритель». Дадим определение каждого из них.
«Критерий — признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило суждения, оценки» [7, с. 279].
К критериям предъявляются следующие требования:
а) объективность;
б) устойчивость и постоянство;
в) повторяемость в предмете;
г) готовность устанавливать меру соответствия изучаемого предмета его эталону.
Под «показателем» понимаются признаки (наиболее существенные), изменения в которых приводят к системным изменениям (переход от количества в качество).
Под показателем С. И. Ожегов понимает «данные, по которым можно судить о развитии или ходе чего-нибудь» [7, с. 547].
Показатели определяются с помощью непрерывных или дискретных величин, которые могут быть абсолютными, относительными или удельными, в зависимости от условий и методов их расчёта.
Уровень - степень выраженности показателя относительно избранного критерия.
Следующим из феноменов оценивания объектов инноваций является «измеритель». Это шкала, которая позволяет уточнить степень выраженности показателя:
а) относительно других показателей;
б) относительно предшествующего состояния (выраженности) показателя;
в) относительно предшествующего мнения о степени выраженности показателя у экспертов, которые участвуют в повторном оценивании.
Критерии отбираются в ходе изучения и анализа научно-методической литературы по данной проблеме, исследований, заложенных в содержание кандидатских и докторских диссертаций. Немаловажное значение при отборе критериев оценивания имеет изучение приоритетных направлений развития системы образования на данном этапе, а также экспертные суждения по данной проблеме.
При отборе «показателей» оценивания изучаются и анализируются рабочие описания объектов (в нашем случае - описание методической работы).
При отборе «измерителей» используются разного рода шкалы (от 1 до 10 баллов) и описания их соответствия.
Для оценивания эффективности методической работы может быть предложена приведенная ниже экспертная карта, в содержание которой заложены критерии и показатели (индикаторы) и дано их описание:
Экспертная карта оценивания эффективности методической работы в ДОУ
Критерии Показатели (индикаторы) Технология оценивания
Оптимальный уровень Достаточный уровень Критический уровень Недопустимый уровень
1 2 3 4 5 6
1. Выявление целевого заказа Чёткость поставленных целей, адекватность задач заявленным целям в области повышения профессиональной компетентности педагогов. Обеспеченность мониторинга инструментарием, его адекватность. Цели поставлены чётко, исходя из приоритетов развития ДОУ, муниципалитета, города и области. Задачи адекватны целям, реалистичны, диагностируемы. Цели сформулированы чётко с учётом приоритетов развития ДОУ. Задачи не в полной мере отражают заявленную цель. Цели не в полной мере соотносятся с приоритетами развития ДОУ, в формулировке задач имеются неточности. Задачи слабо диагностируемы. Цели и задачи не отражают приоритеты в повышении профессиональной компетентности педагогов. Цели и задачи не диагностируе мы.
2. Аналитическая деятельность по выявлению уровня про-фессиональ ной компетентности педагогов Сбор и обработка информации о результатах оценивани-я профессиональной деятельности педагогов. Выявление проблем и затруднений. Изучение и анализ состояния результатов методической работы. Результативность социологических, психологических исследований. Индивидуальные карты контроля деятельности педагогов. Анализ выполняется максимально качественно, на её основе прогнозируется система методической работы всего учреждения и с конкретным педагогом. Анализ выполняется грамотно, делаются адекватные результатам выводы, намечается система методической помощи педагогам, но эта система не всегда адекватна возможностям и потребностям самого педагога Анализ не привязан к дальнейшей работе с педагогами. В аналитической деятельности имеются существенные недостатки. Анализ формален. Выводы неадекватны результатам анализа. Не находят дальнейшего применения в методической работе.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЦЕНИВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ...
308
Продолжение таблицы
1 2 3 4 5 6
3. Отбор форм методической работы Обоснованность выбора форм методической работы, понимание и применение особенностей их организаци-и, привязанность форм к состоянию кадрового состава, его компетентности. Максимально грамотно производится отбор содержания и форм методической работы. Проектируется и реализуется авторская модель методической работы. Формы методической работы адекватны уровню профессиональной компетентности педагогов, ступени развития образовательной системы ДОУ, решают приоритетные задачи развития ДОУ, продуктивны Формы методической работы отбираются хаотично, бессистемно, без учёта уровня развитости педагогического коллектива. Нет’ понимания особенностей и предназначения различных форм методической работы для повышения квалификации педагогов. Проявляется формализм в выборе форм.
4. Адекватность технических заданий (отбор идей, предложений по организации методической работы) Оригинальность, авторство в отборе содержания и организации методической работы, активизация педагогического коллектива на внесение идей и предложений по организации и содержанию методической работы. Творчество педагогов в отборе содержания. Педагогам понятен смысл технического задания, педагоги готовы к выдвижению идей и предложений по организации методической работы. На основе банка идей и предложений осуществляется выбор форм и содержания методической работы. Педагогам в доступной форме доводится смысл технического задания, но не в полной мере учитывается их готовность к осуществлению данного вида творческого задания. Содержание технического задания не продумано. Банк идей и предложений не наполняется. Проявляется формализм. ОУ не готово к данному уровню взаимодействия с педагогами.
5. Результатов ность методической работы Позитивные изменения, выявленные по сравнительным данным уровня профессиональной компетентности педагогов, интерпретация полученных данных, результативность их использования в системе методической работы. Результативность оценивается достаточно регулярно. Но данные не в полной мере являются основой для построения методической работы. Используется предложенный теорией и практикой инструментарий. Результативность оценивается ежегодно, делается сравнительный анализ. На основе полученных данных проектируется индивидуальная методическая помощь педагогам. Для оценивания разрабатывается и апробируется специальный инструментарий. Результативность оценивается нерегулярно. Проявляется формализм в данном виде деятельности. Результативность методической работы не оценивается.
Г. В. Яковлева
309
Окончание таблицы
1 2 3 4 5 6
6. Качество инновационной методической продукции Соответствие методической продукции критериям оценивания: инновационность, адекватность, востребованность Методическая продукци-я отражает результаты методической деятельности педагогов, продукция рекомендована к широкому использованию, имеется положительная рецензия. Методическая продукция соответствует инновационным направлениям деятельности ДОУ. Имеется положительна-я рецензия на продукцию. Рекомендовано использование внутри ОУ. Методическая продукция первого уровня (планы, конспекты). Качество продукции не достаточно высоко. Продукция может использоваться самим педагогом-разработчиком после устранения замечаний. Методическая продукция отсутствует либо её качество не позволяет её использование в образовании детей.
7. Тиражируе-мость методической продукции Уровень распространени-я и внедрения позитивного педагогического опыта (востребованность методической продукции). Имеется качественный позитивный опыт по приоритетным направлениям деятельности ОУ. Реализуется план изучения, распространения и внедрения позитивного опыта на несколько лет. Опыт ОУ востребован широкой педагогической общественностью. Имеется опыт педагогов по 1-2 направлениям инновационной деятельности. Опыт распространяется, внедряется внутри ОУ. Позитивный 0-пыт 1-2 педагогов по актуальным проблемам дошкольного образования, но нет системы его распространени-я и внедрения. Позитивный опыт отсутствует, нет видения перспектив в его накоплении.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЦЕНИВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ...
Инструкция: для оценивания методической работы её организатор соотносит практику с описанием возможных уровней (оптимальный, достаточный, критический и недопустимый) и по каждому из предложенных показателей (индикаторов) определяет актуальное состояние методической работы.
Данная карта позволяет выявить, насколько чётко сформулированы цели методической работы и работы с кадрами, исходя из приоритетов развития ДОУ, муниципалитета, города и области; насколько задачи адекватны целям, реалистичны, диагностируемы. Анализ полученных в ходе работы с картой данных помогает определить, насколько грамотно производится отбор содержания и форм методической работы в соответствии с актуальным уровнем развития профессиональной компетентности педагогического коллектива. Проектируется ли и реализуется авторская модель методической работы или осуществляется внедрение предложенных форм и методов из научно-педагогической литературы, осуществляется ли выбор форм и содержания методической работы на основе банка идей и предложений, полученных в ходе анкетирования и интервьюирования педагогов. Прослеживается ли накопление банка инновационной методической продукции, являющейся результатом методической работы каждого педагога, оформляется информационная карта позитивного педагогического опыта каждого педагога и образовательного учреждения в целом.
Предложенный инструментарий оценивания эффективности методической работы позволяет откорректировать её содержание и организацию, с одной стороны, а с другой - развернуть систему методической поддержки педагогов и повысить качество образовательной работы в ДОУ. Система управления в условиях введения Федеральных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения призвана обеспечить высокий качественный уровень данного документа, готовность педагогов работать в новых условиях [8].
Библиографический список
1. Бабанский, Ю. К. Методическая работа в школе: организация и управление [Текст] / Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник. - М.: Просвещение, 1992. - 626 с.
2. Горбунова, Н. В. Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций [Текст] / Н. В. Горбунова. - М.: Знание, 1995. -С. 10-37.
3. Дмитриев, Д. С. Управление развитием образования: инициативы, экспериментальные площадки и эксперимент в образовании [Текст] / Д. С. Дмитриев. // Проблемы развития управленческого мышления и деятельности. - М.: Просвещение, 1992.-С. 100-115.
4. Ильенко, Л. П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях [Текст] / Л. П. Ильенко. - М.: Изд. Аркти, 1999. - 48 с. С. 8-23
5. Молчанов, С. Г., Яковлева, Г. В. Организация инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: Методические ре-
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЦЕНИВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ...
комендации / С. Г. Молчанов, Г. В Яковлева // Юж-Урал. науч. - образоват. центр РАО. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2005. - 71с.
6. Фатеев, В. А. Концептуальные основы формирования субъектной позиции будущего учителя в процессе реализации личностно-ориентированного подхода в обучении [Текст] В. А. Фатеев // Сибирский педагогический журнал - 2009. - № 3. — С. 24-35
7. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой // С. И. Ожегов - М.: Русский язык, 1978. - 846с.
8. Шипилина, Л. А. Качество управления образовательным учреждением и необходимость профессионализации менеджмента в образовании [Текст] / Л. А. Шипилина // Сибирский педагогический журнал - 2009. - № 1. - С. 360-373
9. Шустова, М. В. Критериально-оценочный аппарат сформированности профессиональной компетентности будущего учителя начальной школы [Текст] М. В. Шустова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. - С. 209-215.