Научная статья на тему 'Оценивание эффективности методической работы в дошкольном образовательном учреждении'

Оценивание эффективности методической работы в дошкольном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7380
446
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновация / инновацион-ная деятельность / методическая работа / ин-новационная методическая работа / оценива-ние / инструментальное обеспечение оценива-ния / показатели оценивания / indi-cators of assessment. / Innovation / innovation work / methodological work / innovation methodological work / assess-ment / instrumental collateral of assessment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Г. В.

В статье рассмотрена акту-альная проблема современной образовательной практики – организация оценивания эффек-тивности методической работы в условиях инноваций. Уточнено понятие «инновационная методическая работа». Предложен подход к оцениванию эффективности инновационной методической работы, представлены инстру-менты для организации такого оценивания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows an actual trouble of modern educational practice – the arrangement of assess-ment of effectiveness of methodological work in innovation terms. The notion of “innovation me-thodological work” is specify. An approach to as-sessment of effectiveness of innovation methodo-logical work is offer, and tools for arrangement of this assessment are present.

Текст научной работы на тему «Оценивание эффективности методической работы в дошкольном образовательном учреждении»

УДК 373.2 ББК 74.104

ОЦЕНИВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Яковлева Г. В.

Аннотация. В статье рассмотрена актуальная проблема современной образовательной практики - организация оценивания эффективности методической работы в условиях инноваций. Уточнено понятие «инновационная методическая работа». Предложен подход к оцениванию эффективности инновационной методической работы, представлены инструменты для организации такого оценивания.

The article shows an actual trouble of modern educational practice - the arrangement of assessment of effectiveness of methodological work in innovation terms. The notion of “innovation methodological work” is specify. An approach to assessment of effectiveness of innovation methodological work is offer, and tools for arrangement of this assessment are present.

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, методическая работа, инновационная методическая работа, оценивание, инструментальное обеспечение оценивания, показатели оценивания.

Innovation, innovation work, methodological work, innovation methodological work, assessment, instrumental collateral of assessment, indicators of assessment.

Современная образовательная практика характеризуется переходом большинства дошкольных образовательных учреждений в режим развития, в режим инновационной деятельности. Это, в свою очередь, требует обновления существующей системы управления [3, с. ПО-115].

Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным образовательным учреждением, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, повышению его профессиональной компетентности, обеспечивая тем самым повышение качества образования [1, с. 256]. Именно поэтому проблемы отбора инновационного содержания методической работы, организации продуктивных ее форм, оценивания эффективности мето-

дической работы в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе становятся весьма актуальными [4, с. 2].

Современная методическая работа имеет ряд отличительных особенностей:

— обеспечение работы образовательного

учреждения в режиме развития;

_ отбор содержания методической работы, обеспечивающего личностное развитие ребёнка дошкольного возраста, его самораскрытие;

_ обеспечение информирования педагогов об инновационных фактах и явлениях и организация их экспертизы;

_ обеспечение дополнительных образовательных услуг в плане развёртывания содержания дошкольного образования по направлениям инновационной деятельности;

_ сопровождение непрерывности инновационной поисковой, исследовательской деятельности педагогов;

_ осуществление индивидуального и дифференцированного подходов к каждому педагогу в зависимости от его профессиональной компетентности;

— оснащение педагогов новыми, инновационными способами профессиональной деятельности, обеспечивающими эффективное воздействие на личностное развитие ребенка [2, с. 19; 5, с. 54].

Мы понимаем, что обеспечить готовность педагога к инновационной деятельности, создать все необходимые условия для роста профессиональной компетентности педагога, реализующего инновации, может только обновленная система методической работы, адекватная изменяющейся образовательной ситуации. Поэтому целесообразно говорить о появлении новой категории в образовании - инновационной методической работе. В связи с этим необходимо определить понятие «инновационная методическая работа в ДОУ». Эту категорию

Яковлева Т. В.

Оценивание эффективности методической работы.

мы трактуем как часть профессиональнопедагогической (управленческой) деятельности, обеспечивающую овладение педагогами новыми, инновационными способами профессиональной деятельности.

Сегодня всё чаще руководители ДОУ и организаторы работы с педагогами (старшие воспитатели, заместители заведующих) задаются вопросом: насколько эффективна та система методической работы, которая разворачивается внутри каждого дошкольного образовательного учреждения, что нужно в ней изменить, чтобы обеспечить рост профессиональной и методической компетентности педагогов, готовность их реализовывать вариативные образовательные программы, использовать современные педагогические технологии, формировать личностные качества воспитанников? Для ответа на этот вопрос необходимо в первую очередь дать оценку существующей системе методической работы, то есть организовать ее экспертное оценивание.

Для организации оценивания методической работы необходимо специальное инструментальное обеспечение. Для его разработки важно выявить соотношение феноменов «критерий», «показатель» и «измеритель». Дадим определение каждого из них.

Критерий - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило суждения, оценки [3, с. 450]. К критериям предъявляются следующие требования: а) объективность; б) устойчивость и постоянство; в) повторяемость в предмете; г) готовность устанавливать меру соответствия изучаемого предмета его эталону.

Проблема критериев оценивания профессионально-педагогической деятельности явилась предметом многочисленных исследований учёных, педагогов, методистов, начиная с 20-х годов XX столетия (Б. С. Гершунский, Л. Ф. Колесников, С. Г. Молчанов, Е. А. Панько, А. И. Щербаков).

Под «показателем» понимаются признаки (наиболее существенные) изменения, в которых приводят к системным изменениям (переход от количества в качество). Под показателем С. И. Ожегов понимает «данные, по которым можно судить о развитии или ходе чего-нибудь». Показатели определяются с помощью непрерывных или дискретных величин, которые могут быть абсолютными, относительными или

ЧИППКРО

удельными, в зависимости от условий и методов их расчета.

Уровень - степень выраженности показателя относительно избранного критерия.

Следующим из феноменов оценивания объектов инноваций является «измеритель». Это шкала, которая позволяет уточнить степень выраженности показателя: а) относительно

других показателей; б) относительно предшествующего состояния (выраженности) показателя; в) относительно предшествующего мнения о степени выраженности показателя у экспертов, которые участвуют в повторном оценивании.

Как отбираются «критерии», «показатели» и «измерители» оценивания образовательных объектов?

Критерии отбираются в ходе изучения и анализа научно-методической литературы по данной проблеме, исследований, заложенных в содержание кандидатских и докторских диссертаций. Немаловажное значение при отборе критериев оценивания имеет изучение приоритетных направлений развития системы образования на данном этапе, а также экспертные суждения по данной проблеме.

При отборе «показателей» оценивания изучаются и анализируются рабочие описания объектов (в нашем случае - описание содержания методической работы).

При отборе «измерителей» используются разного рода шкалы (от 1 до 10) и описания их соответствия.

На основе анализа предложенных в научнометодических исследованиях подходов к оцениванию методической работы создана экспертная карта, в содержании которой заложены следующие критерии и показатели оценивания:

1. Выявление целевого заказа. Этот критерий оценивается с помощью следующего показателя: четкость поставленных целей, адекватность задач заявленным целям в области повышения профессиональной компетентности педагогов, обеспеченность мониторинга инструментарием, его адекватность.

2. Анализ уровня профессиональной компетентности педагогов. Индикаторы оценивания: сбор и обработка информации о результатах оценивания профессиональной деятельности педагогов; выявление проблем и затруднений; изучение и анализ состояния результатов методической работы; результативность социо-

соД«“^,

* А/£х

ЧИППКРО

логических, психологических исследований.

3. Отбор форм методической работы. Индикаторы оценивания: обоснованность выбора форм методической работы, понимание и применение особенностей их организации, привязанность форм к состоянию кадрового состава, его компетентности.

4. Адекватность технических заданий (выбор идей, предложений по организации методической работы). Индикаторы оценивания: оригинальность, авторство в отборе содержания и организации методической работы.

5. Результативность методической работы. Индикаторами оценивания являются: сравнительные данные по уровням профессиональной компетентности педагогов, интерпретация полученных данных, их использование в системе методической работы.

6. Качество инновационной методической продукции. Индикаторы оценивания: соответствие методической продукции критериям оценивания.

7. Тиражируемость методической продукции. В качестве индикатора предлагается учет уровня распространения и внедрения позитивного педагогического опыта (востребованность методической продукции).

При работе эксперта с предложенной картой ему (эксперту) необходимо выставить отметки (+, *) в соответствии с описанным уровнем и соотнесением с актуальной практикой (состоянием) методической работы в учреждении. При этом 4 балла ставится за оптимальный уровень эффективности, 3 балла - за достаточный, 2 балла - за критический и 0 баллов - за недопустимый уровень. Если оцениваемая система методической работы набирает от 28 до 21 балла - то уровень эффективности оптимальный, если от 21 до 14 - достаточный, от 14 до 7

- критический, от 7 и ниже - недопустимый.

Первый критерий - выявление целевого заказа. Показатели (индикаторы): четкость поставленных целей, адекватность задач заявленным целям в области повышения профессиональной компетентности педагогов. Обеспеченность мониторинга инструментарием, его адекватность. Оптимальный уровень эффективности методической работы: когда цели поставлены четко, исходя из приоритетов развития ДОУ, муниципалитета, города и области. Задачи адекватны целям, реалистичны, диагностируемы. Оценка в баллах - 4. Достаточный

уровень эффективности: цели сформулированы четко с учетом приоритетов развития ДОУ. Задачи не в полной мере отражают заявленную цель. Оценка в баллах - 3. Критический уровень - цели не в полной мере соотносятся с приоритетами развития ДОУ, в формулировке задач имеются неточности. Задачи слабо диагностируемы. Оценка в баллах 2. Недопустимый уровень - цели и задачи не отражают приоритеты в повышении профессиональной компетентности педагогов. Цели и задачи не диагностируемы. Оценка в баллах - 1.

Второй критерий - критерий отбора форм методической работы. Показателями (индикаторами) оценивания являются: обоснованность выбора форм методической работы, понимание и применение особенностей их организации, привязанность форм к состоянию кадрового состава, его компетентности. Оптимальный уровень эффективности методической работы может быть поставлен, если максимально грамотно производится отбор содержания и форм методической работы. Проектируется и реализуется авторская модель методической работы.

Достаточный уровень - если формы методической работы адекватны уровню профессиональной компетентности педагогов, ступени развития образовательной системы ДОУ, решают приоритетные задачи развития ДОУ, продуктивны. Критический уровень, если Формы методической работы отбираются хаотично, бессистемно, без учета уровня развитости педагогического коллектива. Недопустимый уровень - если нет понимания особенностей и предназначения различных форм методической работы для повышения квалификации педагогов. Проявляется формализм в выборе форм.

Третий критерий - аналитическая деятельность по выявлению уровня профессиональной компетентности педагогов. Показателями данного критерия являются сбор и обработка информации о результатах оценивания профессиональной деятельности педагогов; выявление проблем и затруднений; изучение и анализ состояния результатов методической работы, результативность социологических, психологических исследований; наличие индивидуальных карт контроля деятельности педагогов. Оптимальный уровень эффективности по данному критерию присуждается, если анализ выполняется максимально качественно, на её основе прогнозируется система методической работы

Яковлева Т. В.

Оценивание эффективности методической работы.

всего учреждения и с конкретным педагогом. Достаточный уровень - если анализ выполняется грамотно, делаются адекватные результатам выводы, намечается система методической помощи педагогам, но эта система не всегда адекватна возможностям и потребностям самого педагога. Критический - анализ не привязан к дальнейшей работе с педагогами. В аналитической деятельности имеются существенные недостатки. Недопустимый уровень - анализ формален. Выводы неадекватны результатам анализа. Не находят дальнейшего применения в методической работе.

Четвертый критерий - адекватность технических заданий (отбор идей, предложений по организации методической работы). Показателями по данному критерию являются оригинальность, авторство в отборе содержания и организации методической работы, активизация педагогического коллектива на внесение идей и предложений по организации и содержанию методической работы. Творчество педагогов в отборе содержания методической работы. Оптимальный уровень эффективности по данному критерию выставляется тогда, когда педагогам понятен смысл технического задания, педагоги готовы к выдвижению идей и предложений по организации методической работы. На основе банка идей и предложений осуществляется выбор форм и содержания методической работы. Достаточный уровень -если педагогам в доступной форме доводится смысл технического задания, но не в полной мере учитывается их готовность к осуществлению данного вида творческого задания. Критический уровень - если содержание технического задания не продумано. Банк идей и предложений не наполняется. Проявляется формализм. Недопустимый уровень - если образовательное учреждение не готово к данному уровню взаимодействия с педагогами.

Пятый критерий - результативность методической работы. Показателями по данному критерию являются позитивные изменения, выявленные по сравнительным данным уровня профессиональной компетентности педагогов, интерпретация полученных данных, результативность их использования в системе методической работы. Оптимальный уровень эффективности методической работы может быть присвоен, если результативность оценивается ежегодно, делается сравнительный анализ. На

ЧИППКРО

основе полученных данных проектируется индивидуальная методическая помощь педагогам. Для оценивания разрабатывается и апробируется специальный инструментарий. Достаточный уровень - если результативность оценивается достаточно регулярно. Но данные не в полной мере являются основой для построения методической работы. Используется предложенный теорией и практикой инструментарий. Критический уровень - если результативность оценивается нерегулярно. Проявляется формализм в данном виде деятельности. Недопустимый уровень - если результативность методической работы не оценивается.

Шестой критерий - качество инновационной методической продукции. Показателями по данному критерию является соответствие методической продукции критериям оценивания: инновационность, адекватность, востребованность. Оптимальный уровень методической продукции присваивается, если методическая продукция отражает результаты методической деятельности педагогов, продукция рекомендована к широкому использованию, имеется положительная рецензия. Достаточный уровень -если методическая продукция соответствует инновационным направлениям деятельности ДОУ. Имеется положительная рецензия на продукцию. Рекомендовано использование внутри ОУ.

Критический уровень, если методическая продукция первого уровня (планы, конспекты). Качество продукции недостаточно высоко. Продукция может использоваться самим педа-гогом-разработчиком после устранения замечаний. Недопустимый - если методическая продукция отсутствует либо ее качество не позволяет ее использование в образовании детей.

Седьмой критерий оценивания эффективности методической работы - тиражируемость методической продукции. Показателями по данному критерию является уровень распространения и внедрения позитивного педагогического опыта (востребованность методической продукции). Оптимальный уровень по данному критерию может быть поставлен, если имеется качественный позитивный опыт по приоритетным направлениям деятельности образовательного учреждения. Реализуется план изучения, распространения и внедрения позитивного опыта на несколько лет. Достаточный уровень

- если имеется опыт педагогов по 1 -2 направ-

соД«“^,

* А/£х

ЧИППКРО

лениям инновационной деятельности. Опыт распространяется, внедряется внутри образовательного учреждения. Критический уровень, если позитивный опыт 1-2 педагогов по актуальным проблемам дошкольного образования, но нет системы его распространения и внедрения. И недопустимый уровень, если позитивный опыт отсутствует, нет видения перспектив в его накоплении.

Данный подход к оцениванию эффективности методической работы позволяет выявить, насколько четко сформулированы цели методической работы и работы с кадрами, исходя из приоритетов развития ДОУ, муниципалитета, города и области; насколько задачи адекватны целям, реалистичны, диагностируемы. Анализ полученных в ходе работы с картой данных помогает определить, насколько грамотно производится отбор содержания и форм методической работы в соответствии с актуальным уровнем развития профессиональной компетентности педагогического коллектива. Проектируется ли и реализуется авторская модель методической работы или осуществляется внедрение предложенных форм и методов из научно-педагогической литературы и позитивной педагогической практики, осуществляется ли выбор форм и содержания методической работы на основе банка идей и предложений, полученных в ходе анкетирования и интервьюирования педагогов. Прослеживается ли накопление банка инновационной методической продукции, являющейся результатом методической работы каждого педагога, оформляется и анализируется информационная карта позитивного педагогического опыта каждого педагога и образовательного учреждения в целом.

Предметом педагогического анализа системы методической работы являются конечные результаты, факторы и условия методической работы в дошкольном образовательном учреждении.

При оценивании эффективности методической работы выявляется, какие факторы повлияли (положительно или отрицательно) на качество указанных результатов:

а) какие организационные условия созданы в образовательном учреждении для выявления и удовлетворения образовательных потребностей педагогов, и как это сказалось на достижении поставленных целей;

б) насколько рационально была организо-

вана система методической работы для педагогов;

в) какого уровня профессиональной компетентности достигли педагоги, благодаря системе методической работы;

г) как отразилась на качестве образовательного процесса инновационная педагогическая деятельность.

Оценивается влияние на конечные результаты следующих условий: повышение профессиональной компетентности педагогов; совершенствование профессионального мастерства; участие педагогов в разработке и использовании инноваций; материальное и моральное стимулирование труда педагогов; создание положительного микроклимата в коллективе и организация комфортных условий для совместной деятельности педагогов и их обучения.

Данная модель анализа состояния методической работы в дошкольном образовательном учреждении помогает выявить и обосновать факторы, положительно и отрицательно повлиявшие на качество методической работы, а в конечном итоге на уровень профессиональной компетентности педагогов и на уровень образовательного процесса ДОУ. Данная модель может служить основой для самоанализа ДОУ по эффективности методической работы.

Предложенный инструментарий оценивания эффективности методической работы позволяет откорректировать ее содержание и организацию, с одной стороны, а с другой - развернуть систему методической поддержки педагогов и повысить качество образовательной работы в ДОУ.

Литература

1. Лехтман, В. Ф. Педагогические условия управления инновационным учебным заведением [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / В. Ф. Лехтман. -Челябинск, 1996.

2. Найн, А. Я. Инновации в образовании. [Текст] / А. Я. Найн. - Челябинск : ГУ ПТО адм. Че-ляб. обл., Челяб. фил. ИПО МО РФ, 1995.

3. Немова, Н. В. Управление методической работой в школе [Текст] / Н. В. Немова. - М., 1999.

4. Орлов, А. А. Мониторинг инновационных процессов в образовании [Текст] / А. А. Орлов // Педагогика. - 1994. - N° 5.

5. Третьяков, П. И. Дошкольное образовательное учреждение: Управление по результатам [Текст] / П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. - М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.