Научная статья на тему 'Инструмент практического решения проблем на инжиниринговом предприятии'

Инструмент практического решения проблем на инжиниринговом предприятии Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
23
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бережливая разработка / бережливое проектирование / конструкторская документация / авиастроение / вертолетостроение / качество документации / lean design / lean engineering / design documentation / aircraft engineering / helicopter engineering / quality of documentation

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Н.Р. Якубалиев, Е.Г. Хомутова

Изучается методика развертывания практического решения проблем на примере опытного конструкторского бюро авиационной отрасли. Предлагается последовательность этапов развертывания на основе апробации пилотных проектов по освоению инструмента практического решения проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practical Problem Solving Tool in an Engineering Enterprise

We have studied the methodology of deploying practical solutions to problems using the example of the experimental design bureau. Based on the knowledge gained, we have proposed a sequence of stages for the deployment of practical problem solving based on the approbation of pilot projects for the development of a practical problem solving tool. We have analyzed the feedback received from the pilot projects and formulated recommendations for the PPS methodology. Thus, poor training of curators – leading PPSs, a lack of a culture of working with errors in design bureaus, a lack of a base for accumulating experience, as well as non-systematic feedback from the customer were revealed. Based on the data obtained, a new team was formed with the involvement of external consultants, additional resources were allocated for training and knowledge management processes, standards for mastering the tool for practical problem solving in design bureaus were revised, resources were allocated for the formation of continuous internal and external feedback.

Текст научной работы на тему «Инструмент практического решения проблем на инжиниринговом предприятии»

Инструмент практического решения проблем на инжиниринговом предприятии

Изучается методика развертывания практического решения проблем на примере опытного конструкторского бюро авиационной отрасли. Предлагается последовательность этапов развертывания на основе апробации пилотных проектов по освоению инструмента практического решения проблем. УДК статьи 658.51

Н.Р. Якубалиев1

Институт перспективных технологий и индустриального программирования РТУ МИРЭА, nail-0505@mail.ru

Е.Г. Хомутова2

Институт перспективных технологий и индустриального программирования РТУ МИРЭА, канд. хим. наук, доцент

1 аспирант, Москва, Россия

2 профессор кафедры метрологии и стандартизации, Москва, Россия

Для цитирования: Якубалиев Н.Р., Хомутова Е.Г. Инструмент практического решения проблем на инжиниринговом предприятии // Компетентность / Competency (Russia). — 2023. — № 4. DOI: 10.24412/1993-8780-2023-4-10-13

ключевые слова

бережливая разработка, бережливое проектирование, конструкторская документация, авиастроение, вертолетостроение, качество документации

1 Научно-исследовательские

и опытно-конструкторские работы

течественная авиационная промышленность в условиях политико-экономических санкций и им-портозамещения должна обеспечить технологический суверенитет Российской Федерации в авиатранспортной отрасли. В соответствии с комплексной программой развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года, с 2022 по 2030 год необходимо поставить около 1800 единиц отечественной авиационной техники, с 2026 года обеспечивая ежегодное постоянное снижение себестоимости выпускаемой продукции на 5 % по отношению к предыдущему году [1].

Выполнение такой амбициозной цели в кратчайшие сроки требует использования не только традиционных способов повышения эффективности производства, но и других методов управления производственными системами на различных стадиях процесса создания продукта, в том числе метода бережливой разработки продукции (бережливого проектирования).

На практике бережливая разработка продукции подразумевает применение инструментов бережливого производства, адаптированных к процессу проектирования и разработки продукции для снижения потерь, не приносящих ценности потребителю. Процесс проектирования и разработки — важный этап жизненного цикла изделия, поскольку именно на этапе НИОКР1 за счет конструкторских решений закладывается около 85 % конечной себестоимости продукта [2].

Внедрение системы бережливого проектирования будем рассматривать на примере авиационного инжинирингового предприятия НЦВ Миль и Ка-мов (далее — предприятие), с 2019 года внедряющего указанную систему. Одним из важных элементов этой системы

является практическое решение проблем (далее — ПРП). Подробно о пилотном внедрении ПРП и получении успешных результатов апробации инструмента рассказывается в статье [3].

После завершения пилотного проекта было решено распространить ПРП на другие подразделения опытно-конструкторского бюро в соответствии со следующей методикой реализации развертывания ПРП на предприятии:

► сбор информации и анализ проблемных вопросов на этапе пилотного запуска;

► выделение ресурсов и формирование команды для реализации развертывания;

► формирование базы учета, хранения, мониторинга и управления;

► формирование методологии (инструкции, памятки);

► внутреннее обучение технических руководителей конструкторских бюро;

► закрепление полученных теоретических знаний и стимулирование приобретения навыков работы за счет изменения системы мотивации;

► постоянное совершенствование и поддержание функционирования.

После анализа обратной связи от пилотных проектов были сформулированы рекомендации к методологии ПРП. При этом выявлены слабая подготовка кураторов — ведущих ПРП, отсутствие культуры работы над ошибками в конструкторских бюро, неимение базы накопления опыта, несистематическая обратная связь от заказчика.

На основе полученных данных была сформирована новая команда для развертывания с привлечением внешних консультантов, выделены дополнительные ресурсы на процессы обучения и управления знаниями, пересмотрены нормативы на освоение инструмента ПРП в конструкторских бюро, выде-

Базы данных

Размещение

№ Описание Реестр ПРП Список ПРП

1 Ответственный за ведение Начальник отдела РПС службы качества Руководитель подразделения КБ и/или уполномоченный по качеству КБ

2 Область применения АО «НЦВ Миль и Камов» Подразделение КБ

3 Ответственный за заполнение информации о ПРП и ее достоверность Руководитель подразделения КБ и/или уполномоченный по качеству КБ Руководитель подразделения КБ и/или уполномоченный по качеству КБ

4 Использование Отслеживание зрелости элемента Q2 СГКП, анализ и предложения по улучшению процесса ПРП, источник данных для проведения аудита и контроль реализации принятых контрмер, создание единого списка с типовыми проблемами, решаемыми в АО «НЦВ Миль и Камов», и отслеживание скорости реагирования на проблемы Отслеживание актуальных статусов ПРП подразделения, контроль реализации принятых контрмер, подтверждение их результативности

5 Формат данных Таблица Excel Таблица Excel

6 Расположение Сетевой общедоступный ресурс (сетевая папка отдела рПс, корпоративный портал) Сетевой общедоступный ресурс КБ (сетевая папка отдела)

лены ресурсы на формирование непрерывной внутренней и внешней обратной связи.

Следующим этапом стало создание базы учета, хранения, мониторинга

и управления ПРП на предприятии (рис. 1).

На этапе развертывания был совершен переход от бумажного носителя на электронный (Excel, VBA),

Ш -;сн) ï W -

1» 1 1ИПГ1Щ м— и

Рис. 1. Базы данных ПРП [The PPS databases]

Рис. 2. Электронный шаблон ПРП [Electronic template of the PPS]

Рис. 3. Фрагмент анимационного ролика ПРП [Fragment of the PPS animated video]

Статья поступила в редакцию 27.02.2023

что позволило снизить трудоемкость на заполнение протокола ПРП и базы данных ПРП в 1,7 раза (рис. 2). Следующим шагом стало создание стандарта организации по ПРП с подробным описанием последовательности действий. По ходу реализации развертывания и накопления опыта и знаний стандарт следует дорабатывать.

Пришло время для обучения сотрудников инструменту ПРП. Требовалось подготовить около 60 сотрудников за довольно короткое время, а традиционный подход лекционного формата из-за сложности освоения материала позволял обучать не более 5 человек в две недели с учетом растущей загрузки людей основной рабочей деятельностью.

В итоге могли быть нарушены сроки и снижено качество учебы за счет увеличения числа обучаемых или поверхностной подачи материала.

Команда развертывания обратилась к опыту внешних консультантов, были разработаны видеотренинги, анимационные ролики (рис. 3), проводилось онлайн-обучение на местах. Это позволило своевременно завершить этап подготовки с соответствующим

качеством. Данное решение помогло определить отсутствие на предприятии цифровой базы знаний и включить это направление в контур проекта бережливого проектирования.

Дальнейшее развертывание на предприятии методики практического решения проблем связано со стимулированием ее использования и формированием культуры работы над ошибками с помощью изменения системы мотивации. Приведем простой пример. Премия конструктора состоит из трех составляющих: качества работы, срока выполнения и Х, при этом распределение в процентном соотношении составляет 40:30:30. В случае обнаружения ошибки конструктору снижали премию за качество. После внесения изменений, если конструктор в течение 7 рабочих дней проводит ПРП-совещание по поиску первопричины возникшего промаха, премия за качество не снижается. Такая мотивация позволила искоренить типовые ошибки, связанные с увязкой конструкторской документации и принимаемыми конструкторскими решениями, в среднем на 25 %.

Предложенная методика после апробирования считается успешной (скорость и качество развертывания идут в соответствии с целями и задачами внедрения системы бережливого проектирования). На следующем этапе требуется минимизация негативных факторов, которые влияют на освоение и интеграцию ПРП в текущую производственную систему, а также на лояльность работников к применению ПРП в своей повседневной рабочей деятельности. Среди негативных факторов — невключение результатов ПРП в процесс обучения, высокая загрузка конструкторских бюро, отсутствие актуализации стандартов организации по результатам практического решения проблем. ■

Список литературы

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.06.2022 № 1693-р; http://government.ru/docs/all/141773/.

2. Гливенко Н.В., Кокуева Ж.М., Волкова К.В. Визуализация как метод повышения эффективности управления проектами // Гуманитарный вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. — 2016. — № 11. DOI: 10.18698/2306-8477-2016-11-397.

3. Якубалиев Н.Р., Хомутова Е.Г. Внедрение процесса практического решения проблем в АО «НЦВ Миль и Камов» // Управление качеством в образовании и промышленности. Сб. статей Всеросс. науч.-техн. конф. — Севастополь, 2021.

Kompetentnost / Competency (Russia) 4/2023 DDHni 1ГТ1ПМ ПР^АМ17АТ1ПМ

ISSN 1993-8780. DOI: 10.24412/1993-8780-2023-4-10-13 rnUUUCIlUN UnUnNIZMIiUN 13

Practical Problem Solving Tool in an Engineering Enterprise

N.R. Yakubaliev1, Institute of Advanced Technologies and Industrial Programming of MIREA - Russian Technological University (RTU MIREA), nail-0505@mail.ru

E.G. Khomutova2, Institute of Advanced Technologies and Industrial Programming of RTU MIREA, Assoc. Prof. PhD (Chem.

1 Postgraduate Student, Moscow, Russia

2 Professor of Metrology and Standardization Department, Moscow, Russia

Citation: Yakubaliev N.R., Khomutova E.G. Practical Problem Solving Tool in an Engineering Enterprise, Kompetentnost'/ Competency (Russia), 2023, no. 4, pp. 10-13. DOI: 10.24412/1993-8780-2023-4-10-13

key words

lean design, lean engineering, design documentation, aircraft engineering, helicopter engineering, quality of documentation

References

We have studied the methodology of deploying practical solutions to problems using the example of the experimental design bureau. Based on the knowledge gained, we have proposed a sequence of stages for the deployment of practical problem solving based on the approbation of pilot projects for the development of a practical problem solving tool.

We have analyzed the feedback received from the pilot projects and formulated recommendations for the PPS methodology. Thus, poor training of curators - leading PPSs, a lack of a culture of working with errors in design bureaus, a lack of a base for accumulating experience, as well as non-systematic feedback from the customer were revealed.

Based on the data obtained, a new team was formed with the involvement of external consultants, additional resources were allocated for training and knowledge management processes, standards for mastering the tool for practical problem solving in design bureaus were revised, resources were allocated for the formation of continuous internal and external feedback.

1. RF Government Order of 25.06.2022 N 1693-r; http://govemment.ru/docs/all/141773/.

2. Glivenko N.V., Kokueva Zh.M., Volkova K.V. Vizualizatsiya kak metod povysheniya effektivnosti upravleniya proektami [Visualization as a method of improving the efficiency of project management], Humanitarian bulletin of BMSTU, 2016, no. 11, 5 P. DOI: 10.18698/2306-84772016-11-397.

3. Yakubaliev N.R., Khomutova E.G. Vnedrenie protsessa prakticheskogo resheniya problem v AO NTsV Mil' i Kamov [Introduction of the process of practical problem solving in JSC NHC Mil and Kamov], Quality management in education and industry. Coll. of articles of All-Russian sc. and techn. conf, Sevastopol', 2021, 94 P.

НОВАЯ КНИГА

Кутяйкин В.Г., Потапчик А.К., Зажигалкин А.В., Горбачев П.А.

Метрологическое обеспечение производства

Учебно-методическое пособие. — М.: Нижегородский филиал АСМС, 2023

Пособие содержит основные положения правовых и нормативных документов, а также практический материал по разным направлениям метрологического обеспечения применительно к работе как промышленных предприятий, так и организаций других видов деятельности. Издание адресовано руководителям предприятий и метрологических служб, а также специалистам различных направлений метрологического обеспечения производства, аккредитованных структур в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, испытательных подразделений, в том числе в целях подтверждения соответствия, а также специалистам по управлению качеством и техническому регулированию.

По вопросам приобретения обращайтесь по адресу: Академия стандартизации, метрологии и сертификации (АСМС), 109443, Москва, Волгоградский пр-т, 90, корп. 1. Тел. / факс: 8 (499) 742 4643. Факс: 8 (499) 742 5241. E-mail: info@asms.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.