Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского, 2010, № 6, с. 245-249
УДК 336.71
ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
© 2010 г. М.Ю. Малкина \ А.Ю. Иванова 2
1 Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского 2 ООО «Москоммерцбанк», г. Нижний Новгород
Поступила в редакцию 09.03.2010
Исследуются институты развития банковской системы, их современное состояние и проблемы эволюции в контексте глобализации российской экономики и курса на инновационное развитие страны.
Ключевые слова: институт, банковская система, глобализация, инновационное развитие.
Эволюцию банковской системы Российской Федерации можно рассматривать с позиций институциональной экономики. Согласно последней, различные правила, структуры и механизмы влияют на выбор людей, задают модели их поведения. Следование институтам на финансовых рынках позволяет:
1. Снизить издержки выбора в условиях неопределенности, избежать действия ошибочных и эмоциональных субъективных факторов (эффектов изоляции, оформления, компетентности, консерватизма и т. д. [1, с. 89-98]).
2. Сгруппировать затраты на функционирование экономических агентов и достичь экономии на масштабе.
3. Снизить трансакционные издержки: получения информации, ведения переговоров, защиты прав собственности.
4. Уменьшить риски возможного оппортунистического поведения при установлении новых контактов.
Охарактеризуем современное состояние формальных институтов банковской системы. В настоящий момент действуют более трехсот положений, около двух тысяч указаний Центрального банка, регулирующих деятельность кредитных организаций. Помимо всего прочего, согласно Указанию Банка России от 22 апреля 2008 года № 1996-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 16 января 2004 года № 1375-У "О правилах составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации"», банки обязаны составлять более 60 форм отчетности ежедневно, ежемесячно, ежеквартально, ежегодно. Кроме правовых и инструктивных норм, существуют локальные институты на уровне банков, как то: уставы, регламенты взаимодействия внутренних структурных под-
разделений, внутренние технологии оценки кредитоспособности клиентов, различные методики расчета окупаемости проектов и т.д.
К неформальным институтам, важность которых при анализе функционирования подобных, казалось бы, сильно формализованных систем часто недооценивается, мы относим прежде всего институт доверия. Следуя А. Се-лигмену (Селигмен (2002), с. 13), выделяем три типа доверия: 1) институциональное - доверие к банковской системе в целом как к институту финансовых посредников; 2) организационное -доверие к определенному типу кредитных организаций: например, к банкам с государственным участием или к банкам с крупным капиталом, с историей, с иностранным учредительством, банкам определенной отраслевой направленности и др.; 3) персонифицированное - доверие к конкретным людям, основанное на доступе к внутренней информации банка. От характеристик доверия как нормы функционирования банковской системы зависят ее масштабы и внутренняя структура.
Другими важными неформальными институтами банковской системы являются: этика ведения бизнеса, мотивы менеджеров, корпоративная культура, культура потребления банковских услуг, которые могут быть как общими, так и сегментированными внутри системы.
На экономическое поведение домашних хозяйств оказывают влияние сформировавшиеся социально-психологические установки, нормы и правила взаимодействия, обусловленные историческими особенностями развития банковской системы России. Так, в силу исторического доверия и сложившейся репутации банков с государственным участием, во время кризисов 1998-го, 2008-2009 годов наблюдалось увеличение доли вкладов именно в таких структурах.
Изменение привычек финансового поведения достаточно длительный процесс, поэтому новые банковские продукты с трудом проникают на рынок. Это объясняется, с одной стороны, высокими издержками на получение и анализ информации о какой-либо банковской услуге, с другой стороны, консерватизмом участников финансового рынка. Например, электронные банковские услуги (с использованием интернет-банкинга) не получают широкого распространения. Отчасти это связано с привычкой получать подтверждение проведения операций на бумажном носителе. Другой пример. Обычные формы взаимодействия банков с клиентами предполагают получение сберегательной книжки при оформлении банковского вклада. В современных российских условиях выдача сберегательной книжки не требуется. Но, в силу рационального неведения, большинство вкладчиков не обладают такой информацией. Несоответствие представлений домашних хозяйств о банковском обслуживании действиям посредника порождает недоверие к последнему.
Опишем институты развития российской банковской системы в первом десятилетии XXI века, разделив их на группы по основному свойству. При этом другие свойства институтов будем считать дополняющими.
1. Институты, обеспечивающие транспарентность (открытость, понятность) структуры финансового рынка, способствующие уменьшению индивидуальных издержек поиска информации, повышению ее достоверности и надежности. Примером такого института является институт рейтинговых агентств, профессионально исследующих и оценивающих банковскую систему. В настоящее время это международные агентства: Fitch, Standrd & Poor's и Moody's, российские агентства: «Эксперт РА», «Национальное рейтинговое агентство», «RusRating», «АК&М», «РБК.Рейтинг». Ориентируясь на рейтинги, инвесторы принимают решения о размещении сбережений. Одной из составляющих института является кодекс профессиональной этики российских рейтинговых агентств, разработанный специальной Рабочей группой НФА по рейтингованию и утвержденный Советом СРО Национальной фондовой ассоциации (НФА). Принципы кодекса гласят: рейтинг, рэкинг должен быть независим, прозрачен, объективен, честен. Сегодня на долю S&P приходится 40%, на Moody's - 39% и на Fitch - 16% мирового рынка рейтинговых оценок [2, с. 39].
Между тем институт рейтинговых агентств в настоящее время несовершенен. Как показыва-
ют исследования, рейтинговые «агентства регулярно допускают ошибки, приводящие к финансовым потерям инвесторов... Двусмысленное отношение рейтинговых агентств к обеспеченным облигациям стало одной из главных причин американского ипотечного кризиса» [2, с. 40]. Деятельность рейтинговых агентств нередко является дополнительным фактором дестабилизации: «Агентства регулярно запаздывают со своей оценкой в условиях нормальной рыночной конъюнктуры и, наоборот, демонстрируют мгновенную реакцию в период кризиса, что лишь усиливает финансовую нестабильность» [2, c. 40]. Агентства не всегда объективны и беспристрастны в своих оценках, и их деятельность не всегда направлена на поддержание справедливой конкуренции. Для них характерны: «волюнтаризм при анализе информации; зависимость от информации, предоставляемой эмитентом; зависимость размера оплаты услуг от уровня присваиваемого рейтинга; предоставление одновременно и консалтинговых услуг» [2, с. 46].
На наш взгляд, необходимо обеспечить большую транспарентность и доступность методик оценки, применяемых рейтинговыми агентствами, что послужит ограничением при распространении ложной информации. Следует ужесточить систему аккредитации рейтинговых агентств, обеспечить ответственность хозяйствующих субъектов за ошибочные и субъективные суждения, поскольку от рейтинга, присвоенного банку, зависит возможность привлечения дополнительных средств как от Центрального банка, так и от других кредиторов.
2. Институты, повышающие информированность субъектов хозяйственной деятельности, увеличивающие доверие участников финансового рынка (например, кредитные бюро). Неразвитость института бюро кредитных историй, вкупе с ухудшением финансового состояния заемщиков в условиях кризиса, оказывает отрицательное влияние на работу банков с проблемной задолженностью.
3. Институты, снижающие операционные риски банковской деятельности (например, институт производных финансовых инструментов). На рынке деривативов (опционов, валютных, процентных свопов, «cap», «floo», «cap/floo», свопционов, аннулируемых свопов, опционных бон и др.) обеспечивается страхование от различных видов рисков с одновременным получением дохода. Также это один из эффективных способов повышения ликвидности финансового рынка. Данный институт включает в себя разработанные специально для рынка
финансовые инструменты, правила стандартизации контрактов, обеспечения безопасности и контроля, рекомендации по проведению сделок, правила учета и отчетности и пр. Несмотря на рост объемов биржевых торгов на рынке деривативов (с 498 млрд руб. на 01.05.2007 [3] до 1103 млрд руб. на 01.05.2009 [4]), неразвитость рынка производных финансовых инструментов в России очевидна. Это связано прежде всего с длительностью процесса становления и разработки правил взаимодействия хозяйствующих субъектов, а также с дискредитацией данного рынка в ходе ипотечного кризиса в США.
4. Институты привлечения долгосрочных ресурсов. Для этих целей используются синдицированное кредитование, LBO (leveraged buyout), бридж-финансирование. Синдицированный кредит предоставляется несколькими банками заемщику (банку или фирме) в большинстве своем для осуществления последним инвестиционной деятельности (это может быть строительство или реконструкция, модернизация) под залог существующих активов. Отличием бридж-финансирования является синдицированное кредитование фирмы в форме долговых нот (bridge notes). LBO представляет собой финансирование банками сделки по приобретению фирмы под залог активов последней. Данные институты помогают преодолеть проблемы нехватки долгосрочных ресурсов и низкой капитализации банков, привлечь фирмам значительные объемы финансовых ресурсов. Однако отсутствие у российских банков долгосрочных инвестиционных ресурсов позволяет сегодня проводить данные операции только фирмам, имеющим выход на международные рынки капитала.
5. Институты коллективного инвестирования. Это паевые инвестиционные фонды (ПИФы), общие фонды банковского управления (ОФБУ). Они ориентированы на инвесторов, не имеющих знаний и умений управления активами на фондовом рынке, снижают риски за счет диверсификации активов и предлагают профессиональное управление сбережениями, основанное на доверии. Преимущество ОФБУ перед ПИФами заключается в том, что они могут иметь в своем портфеле иностранные ценные бумаги.
6. Институты преобразования активов, повышения их качества. Одним из таких институтов до кризиса являлось фондирование, целью которого является увеличение доли работающих активов банка за счет привлечения необходимых пассивов (межбанковских, международных кредитов, размещения ценных бумаг) или
преобразования активов (например, посредством секьюритизации). Фондирование способствует увеличению эффективности использования финансовых ресурсов и развитию потенциала конкретного банка и банковской системы в целом. А происходящая при этом диверсификация источников привлечения средств является фактором их устойчивости.
Между тем подобное управление активами создает собственные проблемы. Так, лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Круг-ман считает причиной мирового экономического кризиса возникшую, ввиду указанной выше деятельности, «теневую банковскую систему» [5]. В качестве аргумента он приводит изобретение в 1984 году американским инвестиционным банком Lehman Brothers оригинального института трансформации краткосрочных ресурсов в долгосрочные активы, получившего название «ценные бумаги с аукционной ставкой». Банк заключал с вкладчиком договор сроком на 30 лет, но вкладчик имел право продать право требования по договору вклада другому вкладчику на специализированном аукционе. По словам П. Кругмана, эта схема «позволяла состыковывать желание заемщиков получать средства на длительный срок и желание кредиторов иметь оперативный доступ к своим деньгам» [5]. Сбой в системе, отмена одного аукциона за другим привели к переоценке возможностей и изменению поведения домохозяйств. «Люди, считавшие, что могут оперативно получить доступ к своим деньгам, неожиданно обнаружили, что вместо этого их средства связаны в долгосрочных, на десятилетия, инвестициях, и поэтому они не могут их быстро забрать» [5]. Можно предположить, что данный институт базировался на «инвестиционной близорукости» домохозяйств, недооценке ими будущих рисков.
В России в период кризиса возник еще один институт преобразования качества активов -кредитные ПИФы. Они приобретают у банков пул кредитов, куда входят и надежные, и ненадежные контракты, в обмен на собственные акции. Таким образом банк избавляется от просроченных кредитов и необходимости создавать по ним резервы. А в его активах место кредитов занимают более ликвидные ценные бумаги (паи) ПИФов. К середине 2009 года ФСФР уже зарегистрировала 12 таких ПИФов [6].
7. Институты, обеспечивающие функционирование и защиту прав собственности инвесторов и кредиторов, в том числе институт залога (гарантии прав собственности), институт аутсорсинга банковских услуг (передачи части
услуг внешнему подрядчику, что равносильно «расщеплению» прав собственности), институт третейского суда (восстановления нарушенных прав собственности).
В условиях роста проблемной задолженности и кредитных рисков необходимо совершенствование процедур мониторинга стоимости залогового имущества, а также выработка новых стратегий взыскания и реструктуризации задолженности. При массовом снижении платежеспособности заемщиков банки вынуждены разрабатывать схемы с привлечением института коллекторских агентств: продажи прав на взыскание задолженности внешним специализированным посредникам.
8. Институты, повышающие доверие участников финансового рынка - например, институт страхования вкладов физических лиц. Одной из первоочередных мер, реализованной правительством РФ по борьбе с последствиями мирового финансового кризиса, стало повышение страховой суммы по банковским вкладам граждан до 700 тысяч рублей (Федеральный закон № 174-ФЗ от 16.10.2008), что позволило защитить 98.5% депозитов [7]. Некоторые экономисты в условиях кризиса поставили также вопрос о необходимости распространения института страхования на депозиты юридических лиц. Более того, кризис выявил, что индивидуальные предприниматели и организации с целью снижения рисков нередко оформляли вклады как физические лица.
9. Институты, обеспечивающие быстроту принятия решений, уменьшение издержек заключения контрактов - сформировавшиеся благодаря развитию информационных технологий (например, интернет-банкинг, интернет-трейдинг). Так, торговые площадки рынка Форекс позволяют совершать операции по покупке-продаже валюты семь дней в неделю 24 часа в сутки. В то же время возможны разные варианты мошенничества в электронной торговле, например, имитация интернет-представительств банка, что указывает на необходимость применения более продуманных способов защиты прав собственности в данной сфере.
10. Институты рынка информационноаналитических и образовательных банковских услуг. Они возникают в результате деятельности на финансовом рынке образовательных организаций и консалтинговых фирм, предоставляющих такие услуги, как проведение семинаров, обучающих тренингов, лекций, разработка программного обеспечения, распространение информации и анализ рынков (новости, обзоры, статистика, котировки, технический анализ).
Первое десятилетие XXI века можно охарактеризовать как период встраивания российской банковской системы в мировые финансовые рынки. Процессы глобализации, с одной стороны, открывают российской банковской системе доступ к ресурсам и институтам мировой финансовой системы, с другой стороны, повышают ее уязвимость к глобальной финансовой неустойчивости. В то же время официально объявленный курс России на инновационное развитие предполагает более активное проведение селективной денежно-кредитной политики с использованием таких ее инструментов, как дотирование процентных ставок, страхование рисков инновационного финансирования, снижение резервных требований и льготное налогообложение прибыли банков от инновационной деятельности, расширение рефинансирования под залог бумаг венчурных компаний и фондов и других институтов развития. По всей видимости, именно такого рода институты российской банковской системы будут активно развиваться в ближайшем будущем.
Список литературы
1. Ващенко Т.В., Лисицына Е.В. Поведенческие финансы - новое направление финансового менеджмента. История возникновения и развития // Финансовый менеджмент. 2006. № 11. С. 89-98.
2. Моисеев С.Р. Регулирование деятельности рейтинговых агентств на национальном рынке // Вопросы экономики. 2009. № 2. С 39-50.
3. Состояние внутреннего финансового рынка в мае 2007 года // Банк России. Официальный сайт. URL:
http://www.cbr.ru/search/print.asp?File=/analytics/fin_r/fin_ m/0705_fin_m.htm (дата обращения 15.02.2010).
4. Состояние внутреннего финансового рынка в мае 2009 года // Банк России. Официальный сайт. URL:
http://www.cbr.ru/search/print.asp?File=/analytics/fm_r/ fin_m/0905_fin_m.htm (дата обращения 15.02.2010).
5. Нобелевский лауреат Пол Кругман: «Теневая банковская система стала причиной кризиса» // Аргументы и факты on-line. 14 апреля 2009 года. URL: http://www.aif.ru/money/article/26123 (дата обращения 15.02.2010).
6. Ким В. Страдательный залог // Эксперт online. Эксперт «Северо-Запад» № 24. 22 июня 2009. URL: http://www.expert.ru/printissues/northwest/2009/ 24/banki/ (дата обращения 15.02.2010).
7. Перечень первоочередных мер, предпринимаемых Правительством Российской Федерации по борьбе с последствиями мирового финансового кризиса // Правительство Российской Федерации. Официальный сайт. URL: www.government.ru (дата обращения 15.02.2010).
INSTITUTIONS OF RUSSIA'S BANKING SYSTEM DEVELOPMENT
M.Yu. Malkina, A.Yu. Ivanova
The article examines the institutions of Russia's banking system development, their current state and problems of their evolution in the context of globalization of the Russian economy and its course for innovative development.
Keywords: institution, banking system, globalization, innovative development.