ИНСТИТУТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: СПЕЦИФИКА И ИНСТРУМЕНТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ В РЕГИОНАХ ЮГА РОССИИ1
МОВЧАН И.В.,
кандидат экономических наук, доцент, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, e-mail: movchani@mail.ru;
ИЩЕНКО-ПАДУКОВА О.А.,
кандидат экономических наук, доцент, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, e-mail: ishchenko-oa@mail.ru
В статье рассматриваются базовые институты предпринимательства в многоукладной экономике Юга России и специфика их модернизации в современных условиях. Определены основные инструменты институциональной модернизации предпринимательства, к которым отнесены микрокредитование и франчайзинг. Предложены рекомендации по стимулированию предпринимательской активности как условия институциональной модернизации региональной экономики.
Ключевые слова: модернизация; институционализация; предпринимательство; многоукладная региональная экономика; микрокредитование; франчайзинг.
THE INSTITUTIONS OF ENTREPRENEURSHIP: PECULIARITIES AND MODERNIZATION TOOLS IN THE SOUTH RUSSIAN REGIONS
MOVCHAN I.V.,
PhD, Associate Professor, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: movchani@mail.ru;
ISHCHENKO-PADUKOVA O.A.,
PhD, Associate Professor, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: ishchenko-oa@mail.ru
The article explores fundamental institutions of entrepreneurship in the multisectoral economy of South Russia and characteristics of institutional modernization in modern environment. The author defines the main tools for institutional business modernization, such as microcredit and franchising. The paper comprises proposals for stimulating the entrepreneurial activity as a requirement for institutional modernization of the regional economy.
Keywords: modernization; institutionalization; entrepreneurship; multisectoral regional economy; microcredit; franchising.
JEL classification: L26, R58.
В настоящее время недостаточная функциональность базовых институтов предпринимательства в многоукладной региональной экономике Юга России оказывает определяющее воздействие практически на все сферы про-
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта Южного федерального университета № 213-01-24/2013-173.
© И.В. Мовчан, О.А. Ищенко-Падукова, 2013
TERRA ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 2
странственного производства, что актуализирует необходимость их программной системной и ускоренной модернизации. При анализе специфики такой модернизации следует учитывать, что в регионах Юга России институты предпринимательства обусловлены усложнением производственной системы региона в условиях его глобализации, а также необходимостью перехода к набору стандартов новейшей социальной и экономической технологии предпринимательства. Кроме того, необходимо избегать принудительного характера перехода к адекватным правовым нормам, обеспечивающим функционирование рыночных операционных учреждений, вступающих в объективное противоречие с традиционными укладами. Вместе с тем, важно способствовать ускорению прогресса в области распространения знаний в сфере информационно-коммуникативных технологий как базы формирования экономики информационного общества.
Специфика институциональной модернизации предпринимательства в регионах с многоукладной экономикой порождает то обстоятельство, что рыночные учреждения лишь частично определяют действия экономических субъектов, что входит в известное противоречие с неоклассической концепции индивидуальной аксиологии, для которой характерна трактовка экономических процессов с точки зрения рыночных интересов.
В многоукладной региональной экономике институты являются частью производственного пространства, которое предопределяет цели, средства и механизм реализации граничных условий свободы выбора, включая специфику институциональной модернизации предпринимательства в его различных формах и видах.
Отдельные компоненты институционального порядка могут быть адресованы различным сферам экономической активности в качестве компенсации за приоритет того или иного уклада в данном регионе. Таким образом, логика реализации специфики институциональной модернизации предпринимательства в регионах с многоукладной экономикой может отличаться от логики реализации специфики институциональной модернизации предпринимательства в регионах с одноукладной экономикой. Из этого следует, что отмеченная специфика способствует разрыву в развитии регионов, которые отражают степень взаимодействия рыночного процесса с государственными регулирующими действиями.
Институциональный подход к формализации производственной системы в регионах с многоукладной экономикой позволяет определить соотношение в ее структуре формальных и неформальных институтов, а также максимальную степень их корреляции с показателями реального сектора экономики. В зарубежных исследованиях связи между институтами предпринимательства анализируются через соотношение формальных и неформальных «правил игры», а поведение предпринимателей определяется в контексте этих правил с учетом специфики воздействия институтов на предпринимательство (Boettke, Coyne, 2009).
Анализ влияния институциональной модернизации предпринимательства в многоукладной экономике осложняется тем, что формирование институтов предпринимательства осуществляется не только в результате действий экономических субъектов, руководствующихся преимущественно собственными интересами, но и в аспекте такой специфической потребности, как социальное признание.
Динамика институциональной модернизации предпринимательства в регионах с многоукладной экономикой может быть также результатом поведения организованных групп участников производства с использованием инсайдерской информации, которая дает им конкурентное преимущество. Это означает, что экономическая эффективность содержит не только переменную институционального порядка, но и косвенное влияние институтов на реальные экономические процессы в регионе.
В целях дальнейшего укрепления и модернизации институтов предпринимательства в регионах Юга России рекомендуется обратить особое внимание организации и технической поддержке так называемых «микропредприятий» на финансовой базе микрокредитования, поскольку именно они могут стать способом реализации новаторских бизнес-идей, локомотивом роста регионального рынка и устойчивого развития национальной экономики.
В отечественной экономике статус микропредприятия определяется на основании Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (Федеральный закон от 24 июля 2007 г.). Основополагающими критериями для определения статуса микропредприятия являются совокупная годовая выручка и численность работников. Микропредпринимательские единицы в контексте модернизационного института бизнеса обладают следующими преимуществами: более мобильны на рынке даже по сравнению с малым и средним бизнесом (в который в будущем могут вырасти); способны создавать определенную долю валового регионального продукта; обеспечивают самозанятость населения; создают доходы домохозяйств; могут функционировать в секторах невыгодных для малого бизнеса; требуют небольших по объему вложений; стремятся к быстрой окупаемости инвестиций.
Особенно актуальны мелкие предприятия в сельской местности и небольших городах, где мобильность трудовых ресурсов весьма ограниченна. Таким образом, на макроэкономическом уровне создание обширного сегмента микропредприятий может использоваться как инструмент борьбы с бедностью, на мезоэкономическом обеспечить диверсифицированную структуру экономики региона, на микроэкономическом стать источником личного дохода и экономической независимости предпринимателя.
Поддержка микробизнеса как модернизационного института предпринимательства должна обеспечиваться в виде комплексной государственной программы, реализуемой на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Цель государственных программ поддержки мелких предпринимателей состоит в стимулировании предпринимательской активности домашних хозяйств, молодежи и низкообеспеченных слоев населения. Особое значение государственные программы имеют для молодежного сегмента, поскольку могут дать шанс молодым инициативным людям, имеющим бизнес-идеи, самостоятельно реализовать способности в предпринимательской деятельности.
Государственные программы поддержки мелких предпринимателей решают следующие задачи: развитие человеческого капитала; борьба с бедностью; стабилизация доходов домохозяйств; самозанятость; переход от мелкого к малому бизнесу; формирование нового слоя предпринимателей; расширение частного сектора экономики.
Государственные программы, поддерживающие предпринимательство помимо экономической, выполняют важную социальную функцию, выражающуюся в формировании предпринимательского духа, готовности вести производительную деятельность, стремлении к успеху.
Стимулирование предпринимательской активности как основы устойчивого развития региональной экономики должно учитывать такие факторы, как предпринимательский потенциал региона, развитость инфраструктуры поддержки предпринимательства, общее состояние экономической системы.
Современные региональные рынки испытывают давление со стороны быстро развивающейся глобальной экономики. То, что территории наделены такими традиционными факторами, как дешевая земля и труд не является определяющим преимуществам. Место и того, и другого занимают новые перспективные условия, такие как предпринимательская активность, как квалификация рабочей силы, образование, доступ к капиталу и информации, инновационный характер деятельности. Оценка собственных конкурентных мощностей выявит новые драйверы регионального экономического роста. Предпринимательство становится особенно перспективным новым двигателем регионального роста. А развитая региональная инфраструктура неотъемлемым элементом формирования благоприятной предпринимательской среды. Такая инфраструктура, как совокупность общих условий развития предпринимательской деятельности в регионе, имеет следующие характеристики: высокая готовность региональных органов власти оказывать поддержку предпринимателям, широкий выбор специализированных поставщиков кредитных ресурсов, легкий доступ к капиталу, возможность обучения предпринимателей в образовательных учреждениях, наличие «технопарков», «бизнес-инкубаторов», «консалтинговых агентств», «фондов поддержки предпринимательской деятельности» и т. д.
Мировой опыт показывает, что быстрее развиваются те территории, которым удалось создать наилучшие условия для предпринимателей. Легкий доступ к капиталу, разумно структурированный государственное регулирование и доступ к квалифицированным консалтинговым услугам являются минимально необходимыми факторами, способствующими экономическому благополучию региональной экономики.
К основным проблемам создания микропредприятий в системе предпринимательства многоукладной экономики Юга России можно отнести отсутствие управленческого опыта (многие предприниматели не имеют управленческого опыта, однако его наличие еще не является гарантией успешного бизнеса, более значима готовность рисковать и целеустремленность), недостаточный доступ к информации (данная проблема может быть решена, например, за счет консолидации информационных ресурсов, размещения единой базы данных на информационном портале в Интернет), дефицит финансовых ресурсов (свободный доступ к финансовым ресурсам является ключевой проблемой как в создании микропредприятия, так и в его дальнейшем функционировании).
Поскольку экономический и социальный эффект от активизации предпринимательства очевиден, то помощь в решении трех перечисленных проблем инициированная органами государственной власти должна стать движущим элементом механизма обеспечения институциональной модернизации регионального предпринимательства.
Среди перечисленных проблем наиболее значимой, объективно независимой от специфики бизнес-единицы, является дефицит финансовых ресурсов.
Кредитование микропредприятий может стать эффективным инструментом стимулирования предпринимательской активности в регионах с преобладанием мелкотоварного и полунатурального секторов экономики ввиду отсутствия реального доступа к кредитам и капиталу, низкого уровня личных сбережений. В ситуации значительной занятости части населения в неформальной экономике в северокавказском регионе Юга России, слабого уровня знаний в области предпринимательства, административных барьеров, ограниченной конкуренции, микрокредитование является тем необходимым инструментом, который способствует расширению рынков региональных товаров и услуг.
Стратегия институциональной модернизации регионального предпринимательства вызывает необходимость выделения системы требований, предъявляемых к микрокредитованию бизнес-единиц.
Со стороны заемщиков необходимыми требованиями к микрокредитованию являются: низкие минимальные суммы кредитных средств; упрощенная процедура получения кредита; низкие процентные ставки; отсутствие скрытых платежей; удобный график и возможность досрочного погашения кредита; отсутствие залогового обеспечения.
Со стороны кредиторов такими требованиями выступают: принадлежность к определенной целевой группе («start-up» для молодежи, частичная занятость для женщин, семейный бизнес и др.); работа с региональными рынками; отсутствие возможности доступа к традиционным кредитным ресурсам; соответствие определенному перечню направлений использования кредитных ресурсов, исключая покрытие долгов и приобретение недвижимости.
В отношении микрокредитования требования можно предъявить и к муниципальным органам власти: упрощенная система регистрации микропредпринимателей; возможность получения финансовой и правовой консультации; предоставление стандартизированного кредитного продукта; создание муниципального фонда микрокредитования; обеспечение доступа к рыночной информации; мониторинг деятельности микропредприятий; разработка комплексной программы поддержки предпринимательства.
В рамках институциональной модернизации можно выделить требования к микрокредитному продукту, предоставляемому предпринимателям:
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 2
• микрокредиты должны ориентироваться на предоставление стандартизированного кредитного продукта, в то время как кредитование малого и среднего бизнеса, как правило, учитывает индивидуальные особенности заемщика;
• микрокредитование может осуществляться существующими на рынке ссудных капиталов банковскими учреждениями, специально созданными коммерческими и некоммерческими организациями, фондами;
• доступ к микрозаймам должны получать те предприниматели, которые не могут получить доступ к стандартным кредитным продуктам по каким-либо причинам;
• особые условия микрокредитов: варьируемые сроки погашения; установление пороговых процентных ставок; фиксирование пределов сумм кредита (Система микрокредитовани, 2012); отсутствие залогов; возможность улучшения условий договора для добросовестных и ответственных предпринимателей; поручительство по кредиту государственных и муниципальных структур; субсидирование части процентной ставки государством; возобновление кредитной линии в случае погашения предшествующей задолженности.
Микрокредитование надо рассматривать не в качестве панацеи для стимулирования предпринимательской активности, а как один из инструментов решения серьезной стратегической проблемы, требующей комплексной системы мероприятий, соответствующих макроэкономических условий и региональной среды. При этом нужно учитывать все особенности микрорпредприятия и выбирать лучший из доступных способ финансирования бизнеса.
Функционирующая система микрокредитования как института модернизации регионального предпринимательства может оказать следующее влияние на социально-экономические параметры территориального развития: переход домохозяйств из «неформального» сектора в легальный; возможность переложения функций развития инфраструктуры на частный бизнес в отдаленных районах; расширение конкуренции на потребительском рынке; инновационность технологий предоставления микрокредитов; повышение мотивации к осуществлению производительной деятельности; создание дополнительных рабочих мест; устойчивость предпринимателей к экономическим потрясениям; диверсификация доходов.
Ускоренная реализация институциональной модернизации регионального предпринимательства включает следующие рекомендации по развитию системы микрокредитования: выявление точек роста региональной экономики и рекомендации по возможным направлениям организации микробизнеса; обеспечение полного сервиса услуг для микропредприятий; оперативный мониторинг состояния бизнеса; организация курсов повышения бизнес-грамотности; создание благоприятных условий для расширения числа микрокредитных организаций, что обеспечит более широкий выбор заемщику, а, следовательно, повысится качество предоставляемых услуг, снизится плата за кредит; прозрачность финансового рынка.
Индикаторы оценки эффективности микрокредитования: изменение доходов домохозяйств; активизация потребления; расширение бизнес-единицы; увеличение уровня сбережений; повышение инновационности региональной эконо мики.
Еще одним актуальным направлением стратегии институциональной модернизации регионального предпринимательства является внедрение форм франчайзинга в систему регионального бизнеса.
Франчайзинг как наиболее эффективная форма организации предпринимательской деятельности и развития бизнеса с наименьшими рисками, приобретает особую актуальность в условиях модернизации регионального предпринимательства на Юге России, поскольку «в условиях ограниченности ресурсов франчайзинг предоставляет возможность расширить бизнес в максимально короткие сроки, с минимальными рисками и потерями» (Федорова, 2010. С. 184.).
Одной из наиболее перспективных форм институциональной модернизации малого предпринимательства в регионах Юга России является внедрение института франчайзинга как бизнес-системы, уже доказавшей свою высокую эффективность в зарубежной и отечественной деловой среде. М.С. Матусевич справедливо отмечает, что «многолетняя практика применения франчайзинга в развитых странах убедительно доказала его чрезвычайную деловую эффективность, которая связана с идеей тиражирования по определенной технологии проверенных практикой концепций бизнеса. Для компаний франчайзинг — это способ распространения бизнеса. Для предпринимателей один из способов стать владельцем бизнеса. На растущих рынках франчайзинг является самым быстрым способом обучения предпринимателей практическим стандартам, которые необходимы, чтобы вести прибыльный бизнес» (Матусевич, 2011. С. 72.).
Франчайзинг позволит обеспечить массовую занятость населения в трудоизбыточных регионах Юга России, стимулировать развитие региональной деловой среды, привлечь в регионы, используемые франчайзерами бизнес-технологии и мировые стандарты ведения бизнеса.
Кроме того, франчайзинг способствует укреплению несырьевых секторов региональной экономики, развитию непроизводственной инфраструктуры, насыщению региональных рынков и росту качества потребления.
Стратегия развития франчайзинга как института предпринимательства предполагает принятие комплекса мер на федеральном и региональном уровнях, направленных на формирование механизма эффективной координации деятельности участников франчайзинговых схем.
Основными преимуществами внедрения франчайзинга как института модернизации регионального предпринимательства являются следующие.
1. Использование проверенной бизнес-системы снижает коммерческие риски предпринимателя и способствует быстрому выходу на региональный рынок.
2. Франчайзинг обеспечивает экономическую и юридическую самостоятельность хозяйствующим субъектам, повышая при этом уровень занятости, что особенно актуально для регионов Юга России.
3. Схемы франчайзинга дают возможность выбора отрасли деятельности, однако при этом, институт франчайзинга сосредоточен в сервисных отраслях. Для большинства регионов Юга России, профилирующихся на рекреационном и сервисном обслуживании покупка франшизы является привлекательной (например, сети гостиниц, ресторанов, фитнес-центров и т. д.).
Для ускоренной институциональной модернизации малого предпринимательства в регионах Юга России наиболее приемлемой формой выступает классический франчайзинг — модель, в которой региональным подразделениям передаются технологии ведения бизнеса, бренд, уникальные знания. Классический франчайзинг применяется в следующих ситуациях:
• при необходимости быстрой и агрессивной экспансии;
• при наличии бренда с хорошей узнаваемостью и лояльностью потребителей;
• при наличии уникальной технологии, легкой в распространении и внедрении на большом количестве объектов (Иванова, 2009. С. 116).
Одной из наиболее остро стоящих проблем внедрения франчайзинга в региональную бизнес-среду является то, что отношения в области франчайзинга в российском законодательстве регулируются «договором коммерческой концессии» (Гражданский кодекс РФ, ст. 54), а термин «франчайзинг» не имеет нормативно-правового статуса. Отсутствие механизмов правового разрешения потенциальных правовых проблем, которые могут возникнуть в отношениях франчайзеров и франчайзи восполняется двухсторонними договорами.
При построении схемы использования франчайзинга в сфере регионального предпринимательства наиболее эффективной будет использование классических или свободных франшиз. Кроме того, при условии полного или частичного финансирования приобретения франшизы с использованием механизмов субсидирования за счет региональных или местных бюджетов — золотой франшизы. В этом случае возможно приобретение монопольного права использования франшизы на региональном рынке, создание бизнес-инкубатора и апробация региональными предпринимателями технологии бизнеса под контролем региональных органов власти и регионального предпринимательского сообщества.
По экономическому содержанию франчайзинг представляет собой расширенную форму лицензирования, при которой одна из сторон использует отработанную бизнес-схему другой стороны с рекламным, маркетинговым, консультационным сопровождением. Однако «разница между франчайзингом и лицензированием состоит в том, что лицензиат, как правило, обладает собственной торговой маркой и своим ассортиментом товаров и услуг... Франчайзи же работает только по технологиям франчайзера и под его торговой маркой: своими товарами, торговой маркой и технологиями он не обладает, и создавать и развивать их в течение срока действия франчайзингового договора права не имеет» (Котляров, 2011. С. 33.).
В региональном малом предпринимательстве могут с одинаковой эффективностью использоваться обе схемы ведения бизнеса. При этом преимущества франчайзинга заключаются в том, что в отличие от лицензирования, он способен привлечь в сферу предпринимательства новых субъектов, не имеющих собственного бизнеса, увеличив тем самым занятость населения в регионе.
Для внедрения франчайзинга как перспективного направления стратегии институциональной модернизации регионального предпринимательства необходимо:
• создание соответствующей нормативно-правовой базы на федеральном и региональном уровнях;
• снижение административной нагрузки по институционализации франчайзинга;
• изменения в действующем законодательстве относительно использования и регулирования схем франчайзинга.
В результате франчайзинг должен стать стратегическим инструментом регионального роста, модернизации и
инновационного развития.
Для эффективного развития регионального франчайзинга необходимо устранить дискриминацию в отношении договоров коммерческой концессии; принять общегосударственную и региональные программы его внедрения; устранить административные барьеры; снизить финансовый порог для предпринимателей при покупке франшизы за счет предоставления государственных субсидий, льготных кредитов, внедрения системы микрокредитования; обеспечить равный доступ к инфраструктуре в регионах для всех участников франчайзинговых сделок.
ЛИТЕРАТУРА
Иванова Ю.Н., Иванов В.В. (2009). Действия и основные ошибки российских компаний при разработке стратегии выхода на региональные рынки // ТБИКА БСООТМІШБ. № 4. Т. 7. С. 116.
КотляровИ.Д. (2011).Финансовая составляющая отношений франчайзинга: проблема расчета ставки роялти // Корпоративные финансы. № 1(7). С. 33.
Матусевич М.С. (2011). Возможности финансовой поддержки франчайзи в условиях рынка // Вопросы экономики и права. № 6. С. 72.
Система микрокредитования (2012). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.banki.ru/news/ interview/?id=2018718.
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 18 октября 2007 г., 22-23 июля 2008 г., 2 августа, 27 декабря 2009 г., 5 июля 2010 г., 1 июля 2011 г., 23 июля 2013г.). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.rU/12154854/#4.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ fowl 11 № 3 HacTb 2
100
l/I.B. MOBHAH, O.A. M^EHKO-nAAyKOBA
Boettke P.J., Coyne C.J. (2009). Context Matters: Institutions and Entrepreneurship. Foundations and Trends in Entrepreneurship Vol. 5, №. 3, P. 135-209. Available at: http://ssrn.com/abstract=1625350.
REFERENCES
Boettke P.J., Coyne C.J. (2009). Context Matters: Institutions and Entrepreneurship. Foundations and Trends in Entrepreneurship Vol. 5, № 3, P. 135-209. Available at: http://ssrn.com/abstract=1625350.
Federal Law № 209-FZ of the Russian Federation of July 24, 2007 «On Development of Small and Medium-sized Business in the Russian Federation» (with amendments dated October 18, 2007, July 22-23, 2008, August 2 and December 27, 2009, July 5, 2010, July 1, 2011, July 23, 2013). Available at: http://base.garant.ru/12154854/#4. (In Russian.)
Ivanova Y.N., Ivanov V.V. (2009). Actions and principal mistakes by Russian companies when developing a strategy of entrance into regional markets. TERRA ECONOMICUS № 4, Vol. 7, P. 116. (In Russian.)
Kotlyarov I.D. (2011). Financial aspect of franchising relations: question of royalty rate calculation. Korporativnye Finansy № 1(7), P. 33. (In Russian.)
Matusevich M.S. (2011). The possibilities of franchisee financial support in market conditions. Voprosy ekonomiki i prava. № 6. P. 72. (In Russian.)
System of microcredit (2012). Available at: http://www.banki.ru/news/interview/?id=2018718. (In Russian.)