Япаров С.С.
ИНСТИТУТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Аннотация. Обеспечение экономической безопасности является одной из приоритетных задач правительства. В статье рассмотрена проблема обеспечения экономической безопасности с точки зрения институциональной теории. В статье рассматриваются угрозы экономической безопасности России, анализируется существующая институциональная среда и особенности влияния институтов на экономическую безопасность. В статье предприняты попытки выделить необходимые институциональные изменения, которые позволят повысить экономическую безопасность государства.
Ключевые слова. Экономическая безопасность, угрозы экономической безопасности, институты, институциональная среда.
Yaparov S.S.
INSTITUTIONS FOR ECONOMIC SECURITY IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THEIR AREAS OF IMPROVEMENT
Abstract. Ensuring economic security is one of the priorities of the Government. In the given article the problem of economic security is considered from the perspective of institutional theory. The article deals with the threat of economic security of Russia, analyzes the existing institutional environment and especially the impact of institutions on economic security. During the analysis, the article attempts to provide the necessary institutional changes that will improve the economic security of the state.
Keywords. Economic security, the threat of economic security, institutions, institutional environment.
В экономической и политической науке большое внимания уделяется понятию «национальная безопасность», причем происходит постоянное переосмысление и расширение данной категории. В нее включают такие аспекты, как права человека, экологическую безопасность, государственную безопасность, информационную безопасность, экономическую безопасность, все это в дополнение к традиционной озабоченности, связанной с обеспечением безопасности от внешних военных угроз. Вместе с тем, в последнее время, в условиях всеохватывающей глобализации происходит смещение акцентов. Глобализация в первую очередь является экономическим процессом, что объясняет сдвиг интересов из военной сферы в экономическую. Несмотря на то, что понятие экономической безопасности является более узким, по отношению к национальной, очевидно, что национальная безопасность в целом, в том числе и военная, имеет экономическое измерение и напрямую пропорциональна экономической и финансовой мощи государства [12].
Экономика сегодня является одной из ключевых целей обеспечения национальной безопасности. Так, в стратегии национальной безопасности США сказано, что «для поддержания высокого уровня боеготовности вооруженных сил необходимо оживлять экономику, повышать ее конкурентоспособность, открывать новые иностранные рынки и создавать новые рабочие места для амери-
ГРНТИ 06.52.17 © Япаров С.С., 2016
Станислав Сергеевич Япаров - аспирант кафедры национальной экономики Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Большой пр. В.О., д. 101, кв. 58 (Russia, St. Petersburg, Bolshoy av., 101, 58). Тел.: 8-911-847-99-57. E-mail: [email protected].
канцев» [9, с. 61]. Без хорошо функционирующей, устойчивой экономики обеспечение безопасности невозможно. Страна, имеющая сильную экономику, способна принимать соответствующие политические и стратегические решения в «геополитической игре» и всегда сможет оказывать влияние на международные отношения. Таким образом, обеспечение нормального функционирования экономики внутри государства является одной из приоритетных задач правительства.
С одной стороны, экономическая безопасность связана с множеством социальных, экономических и институциональных факторов, которые включают в себя как общественные институты, так и частные и государственные компании, функционирующие в реальном секторе и желающие защитить себя от преступления в реальной экономике. С другой стороны, проблема безопасности тесно связана с вопросами этики, морали и уважения к частной жизни. Никто не знает, как общество отреагирует на расширение контроля. В данном случае возможен прямой конфликт, если методы контроля, по мнению государства, способны обеспечить безопасность, а по мнению общества являются «актом агрессии» против неприкосновенности демократических ценностей, ведут к ограничению рыночной свободы.
Обеспечение экономической безопасности - сложный процесс, затрагивающий как социальную, так и политическую сферу общественной жизни. Понятие «экономическая безопасность» можно определить, как «такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов» [9, с. 72]. При этом, следует понимать, что экономическая безопасность - это не абстрактное понятие, не имеющее ничего общего с реальной экономикой. Защита национальных интересов обеспечивается готовностью и способностью политической власти своевременно и правильно реагировать на изменяющиеся условия, путем реформирования существующей институциональной среды с целью стимулирования экономического роста и поддержания социальной стабильности.
Введение западных санкций заставило руководство Российской Федерации обратить внимание на проблему экономической безопасности России [13]. Несмотря на то, что зачастую упоминается термин национальная безопасность, а не экономическая, комплекс мер, предложенных правительством с целью противодействия западным санкциям, а именно: поддержка импортозамещения и экспорта; содействие развитию малого и среднего предпринимательства; создание возможностей для привлечения оборотных и инвестиционных средств, компенсация дополнительных инфляционных издержек и другие меры, предусмотренные Распоряжением правительства от 27 января 2015 года № 98-р, являются мерами по защите экономической безопасности страны.
Согласно действующему законодательству и нормативно-правовым актам [8], главными угрозами экономической безопасности страны являются: низкая конкурентоспособность, сохранение экспортно-сырьевой модели развития и высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, отставание в разработке и внедрении перспективных технологий, незащищенность национальной финансовой системы от действий нерезидентов и спекулятивного иностранного капитала, несбалансированность национальной бюджетной системы, регистрация прав собственности в отношении значительной части организаций в иностранных юрисдикциях, ухудшение состояния и истощение сырьевой базы, сокращение добычи и запасов стратегически важных полезных ископаемых, прогрессирующая трудонедостаточность, сохранение значительной доли теневой экономики, коррупция, криминализации хозяйственно-финансовых отношений, незаконная миграция.
Анализируя перечисленные угрозы, можно сказать, что среди них есть как прямые, непосредственно оказывающие влияние на экономику (сохранение экспортно-сырьевой модели, выражающееся в преобладании в экспорте полезных ископаемых, незащищенность национальной финансовой системы), так и косвенные, такие как, например, коррупция и незаконная миграция. При этом, как прямые, так и косвенные угрозы оказывают влияние на экономику в рамках существующей институциональной структуры, формальной или неформальной, обеспечивающей взаимодействие экономических субъектов. Наличие и правильная работа того или иного института во многом определяют результаты процессов, протекающих в экономике.
Институт, согласно Д. Норту, это правила игры в обществе или, если говорить более формально, это созданные человеком ограничения, которые формируют человеческое взаимодействие [11]. Экономическая безопасность обычно рассматривается с точки зрения макро- и микроэкономики, посредством анализа ряда показателей, таких, как ВВП, среднедушевой доход, темпы роста, объем инвестиций, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума и т.д. Однако, стоит отметить, что данные показатели являются только результатом экономической деятельности и не позволяют понять внутренней сути экономических процессов. Рассматривая экономическую безопасность с точки зрения институциональной теории, необходимо выделить основные институты, обеспечивающие данную безопасность, и пути их реформирования, для достижения поставленных целей.
Экономическая литература выделяет следующие основные институты обеспечения экономической безопасности [4]: Президент, система разведки и контрразведки, Федеральное собрание, Правительство, Совет безопасности РФ, органы исполнительной власти (федеральные, региональные и местные), судебные органы власти. Однако, данная классификация является слишком абстрактной. Фактически она разделяет существующие институты по трем ветвям власти и описывает их функции в общем виде. При этом, следует понимать, что экономические процессы многогранны, а взаимодействие субъектов не происходит только в рамках предписаний указанных государственных структур. Конечно, законодательная ветвь власти - это основа существующей формальной институциональной среды, но рассматривать решение конкретных проблем в экономике с точки зрения деятельности всей законодательной или исполнительной власти, это все равно, что анализировать эффективность работы фирмы на основе анализа ВВП страны.
В экономике можно встретить ситуации, в которых существующие институты не соответствуют текущим требования экономических агентов и не могут обеспечить их правильное и рациональное взаимодействие, что создает угрозы для нормального функционирования экономики. Примером здесь может являться введение прогрессивной шкалы налогообложения в России в 1992 году. Данная система была заимствована на Западе и не учитывала низкий уровень правовой культуры «новоиспеченных» субъектов рыночной экономики. В условиях переходного периода введение прогрессивной шкалы способствовало лишь уклонению от уплаты налогов и росту «теневого сектора».
В данном случае, заимствованный формальный институт не стал работать должным образом ввиду отсутствия традиции российских предпринимателей добровольно платить налоги и не скрывать уровень своих доходов. Данная традиция появляется у субъектов развитых рыночных экономик, когда уплата налогов ассоциируется с защитой государством прав собственности и обеспечением исполнения контрактов. Кроме того, низкий уровень работы налоговых органов и незначительное наказание, предусмотренное законом, также создавали дополнительные стимулы к уходу в «теневой сектор». Можно заметить, что сохранение значительной доли теневой экономики является одной из угроз экономической безопасности, значит существует объективная необходимость в правильном реформировании налоговой системы.
Кроме того, криминализация хозяйственно-финансовых отношений является следствием низкой эффективности работы таких институтов, как правоохранительная система и арбитражный суд [14]. Организованная преступность является одним из старейших неформальных институтов, функционирующих в обществе. Данный институт в период политического, экономического, социального кризисов переходного периода являлся практически основным при определении моделей взаимодействия людей в 1990-е годы. Рэкет, уклонение от уплаты налогов, контрабанда, теневой сектор... Все это являлось закономерным продолжением неспособности формальных институтов обеспечить нормальное взаимодействие субъектов экономики.
Если рассмотреть статистику экономических преступлений в РФ (таблица), можно сказать, что до 2007 года наблюдался стабильный рост экономической преступности. Снижение, начавшееся в 2007 году, во многом было обусловлено тем, что период «реабилитации» государственной власти после 1990-х гг. закончился, уровень жизни населения вырос, рыночные институты начали должным образом обеспечивать экономическое взаимодействие, в связи с чем, заниматься бизнесом стало выгоднее. Более того, либерализация уголовного законодательства в 2010 году в части, касающейся экономических преступлений, не вызвала роста их численности, а наоборот привела к резкому сокращению. Данный факт свидетельствует о том, что у субъектов рыночной экономики появилась культура ведения бизнеса, а государство стало обеспечивать такие условия, что уходить
в теневой сектор стало невыгодно. Изменение института налогообложения должно быть направлено на снижение налоговой нагрузки на бизнес, а также на упрощение процедур подачи налоговой отчетности и уплаты налогов. Данные процедуры должны быть понятны и не создавать стимулов для ухода в теневой сектор [10].
Таблица
Количество преступлений, тыс. 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Экономиче-
376,8 402,4 437,7 489,6 459,2 448,8 428,8 276,4 202,5 173 141,2 107,3 111,2
ских
Предусмотренных ст. 290 УК РФ - - - - - - 7,9 7,7 6,9 6,5 6,7 5,9 6,5
Другой проблемой, связанной с налогообложением и деятельностью частных фирм, является регистрация прав собственности в отношении значительной части организаций в иностранных юрисдикциях. Говоря простым языком, это означает, что большое количество российской собственности зарегистрировано в оффшорных зонах. За 2010 и начало 2011 гг. из России было вывезено более 170 млрд долларов [5], указанные цифры достаточно старые, но общая тенденция до настоящего времени не изменилась. Оффшорные механизмы позволяют как ввозить капитал в Россию под видом иностранных инвестиций, так и выводить его, под видом процентов и дивидендов. Получается, что собственниками активов на территории Российской Федерации являются зарубежные инвесторы, получающие плату за пользование указанными активами внутри страны. Естественно, что налоговые отчисления в бюджет в данном случае незначительные, так как большая часть прибыли уходит за границу в виде дивидендных выплат.
Решение данной проблемы заключается в реформировании налогового института и изменении действующего налогового законодательства в части, касающиеся деятельности фирм с участием «иностранного элемента». Кроме того, необходим анализ и внесение поправок в международные налоговые соглашения, а также постановка на налоговый учет в Российской Федерации лиц, являющихся собственниками активов на территории России и получающих дивиденды от их использования. При этом, важным является исключение применения налоговых льгот к иностранным гражданам, ведущим финансово-хозяйственную деятельность на территории РФ.
Рассмотрим другую угрозу экономической безопасности - коррупцию. Коррупция является одним из неформальных институтов, функционирующих в экономике. Можно заметить, что снижение уровня коррупции с 2009 года, на фоне ужесточения антикоррупционного законодательства и правильной информационной политики государства (привлечение внимания общества к данной проблеме, создание горячих линий, размещение информации об органах, в которых можно заявить о фактах коррупции и т.д.) сопровождалось и снижением общего уровня экономической преступности [10]. Слабая институциональная среда является одной из основных проблем, препятствующих экономическому росту и развитию. Несовершенство институтов, как отмечалось ранее, порождает низкий уровень защиты прав собственности и неэффективное функционирование судебной системы. Государство не обеспечивает предоставление в достаточной степени высокого качества услуг, отсутствуют эффективные механизмы гражданского контроля принятия решений по основным направлениям социально-экономического развития [3]. Повышение эффективности защиты прав собственности со стороны государства посредством деятельности правоохранительных органов и судебной системы не только повысит эффективность рыночного взаимодействия, но и улучшит инвестиционный климат.
Одной из угроз экономической безопасности является проблема рождаемости и нехватка трудовых ресурсов. Демографическая ситуация в России в целом характеризуется отрицательным или нулевым естественным приростом. В 2001 году население России составляло 146,3 млн человек, к 2011 г. эта величина составляла уже 142,9 млн человек. Однако, с 2011 по 2016 гг. наблюдался рост населения России, и на 1 января 2016 численность населения составляла 146,3 млн. человек, то
есть на уровне 2001 года [2]. Однако, стоит понимать, что данный прирост во многом обусловлен воссоединением в 2014 году с Россией Крыма, численность населения которого составляет практически 2,3 млн человек. Сокращение численности трудоспособного населения, а также старение населения (население свыше 55 лет на 01.01.2015 г. составляет 27,3% от общей численности, в то время как доля населения до 19 лет составляет всего 21,4%) обуславливает проблему нехватки квалифицированных трудовых ресурсов, необходимых для развития научного потенциала Российской Федерации и способствует повышению зависимости России от импорта технологий и современного оборудования из-за границы.
Для решения данной проблемы в первую очередь необходимо обратить внимание на институт семьи. Практика показала, что введение материнского капитала и государственная поддержка многодетных семей способствовали повышению рождаемости и положительному приросту населения. Кроме того, необходимо расширение социальной политики, направленной на развитие института семьи, повышение ценности семейных отношений и брака. Для решения демографической проблемы также необходимо реформирование системы здравоохранения, образования и социального обеспечения. Требуется повышения качества и доступности услуг в данных сферах, а также государственные гарантии получения данных услуг всеми слоями населения. Вместе с тем, хотелось бы отметить, что решение проблем демографии в совокупности с реформирование системы высшего образования, позволит решить еще одну важную задачу, создающую угрозу экономической безопасности - отставание в разработке и внедрении перспективных технологий.
Формирование научного потенциала за счет молодых ученых позволит разрабатывать и внедрять новые технологии, что благоприятно скажется на производственном секторе экономики. Вместе с тем, в настоящее время в России отсутствуют устойчивые взаимосвязи между наукой и производством, что не позволяет российской экономике эффективно конкурировать в высокотехнологичных отраслях. Существует объективная необходимость создания институциональных механизмов взаимодействия между бизнесом и наукой, которые позволят проводить научные разработки в конкретных направлениях, в соответствии с текущими требованиями бизнеса, для последующего внедрения полученных результатов в процесс производства.
Наряду с демографической проблемой, остро стоит проблема незаконной миграции. В 2004 году в РФ официально прибыло 119 157 человек, в 2015 году эта величина составила уже 598 617 человек [2]. В основном, в Россию приезжают люди без образования, квалификации и зачастую даже без знания русского языка. С одной стороны, дешевая рабочая сила мигрантов способствует повышению конкуренции на рынке, снижая издержки и удешевляя процесс производства. Но, с другой стороны, большинство денежных средств, заработанных иностранцами, отправляется за пределы России, а значит внутренний спрос не поддерживается. Кроме того, следует отметить, что многие из приехавших остаются и работают на территории РФ нелегально. Это означает, что налоговые платежи, а также отчисления в государственные внебюджетные фонды не производятся, что увеличивает нагрузку на официально работающее население. Вместе с тем, дешевая рабочая сила лишает производителей стимулов к внедрению новых технологий и повышению квалификации своих работников, что негативно сказывается на качестве, а значит и конкурентоспособности производимой продукции.
Другой проблемой, связанной с незаконной миграцией, является рост безработицы среди местного населения, вызванный наличием на рынке дешевой рабочей силы. Россияне не выдерживают конкуренции, так как труд мигрантов оплачивается очень низко. Также зачастую приезжие граждане игнорируют российское законодательство, что приводит к дополнительному росту преступности. В 2015 году указанными лицами было совершено 42 650 преступлений [6]. Таким образом, для решения демографических проблем также необходимы соответствующие институциональные изменения. В настоящее время уже действует ряд поправок, внесенных в российское законодательство, а именно необходимость сдавать тесты по русскому языку, истории и законодательству РФ. Вместе с тем, необходимо, по мнению автора, введение визового режима с такими странами, как Таджикистан, Узбекистан, Киргизия. Проверка лиц, приезжающих на территории РФ, должна быть более тщательной, а знание ими русского языка, законов, норм и правил поведения, существующих в России, более глубоким.
Говоря о низкой конкурентоспособности производимой продукции, как об одной из угроз экономической безопасности, стоит заметить, что в настоящее время в некоторых отраслях экономики существует большая доля нерыночного сектора, сохраняется деятельность естественных монополий, что не позволяет полностью сформировать рыночную среду. Согласно стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 20132024 гг., главным приоритетом государственной политики является защита и развитие конкуренции. Институт конкуренции включает в себя множество нормативных актов, образующих антимонопольное законодательство, регулирующих взаимоотношения между субъектами экономики. Конкуренция оказывает положительное влияние на развитие экономики, способствует инвестициям в НИР, внедрению новых технологий, повышению качества продукции.
Стоит отметить, что решение проблемы, связанной с монополизацией отдельных рынков, позволит улучшить инвестиционный климат и повысить конкурентоспособность продукции. Деятельность по обеспечению конкуренции на российском рынке возложена на Федеральную антимонопольную службу. В целях совершенствования институтов защиты конкуренции и ее развития, ФАС России разработана соответствующая стратегия, согласно которой одним из приоритетных направлений работы службы является создание благоприятной институциональной среды для эффективной защиты и развития конкуренции. Одной из важнейших задач в данном направлении является внедрение эффективных институтов по предотвращению нарушений антимонопольного законодательства. К таким институтам относятся: правила недискриминационного доступа на рынок, недискриминационные торговые политики доминирующих хозяйствующих субъектов, а также корпоративные институциональные механизмы, обеспечивающие соблюдение норм антимонопольного законодательства [7].
Скорее всего, данные меры будут реализованы посредством внесения в Федеральный закон «О защите конкуренции» детального перечня запрещенных действий на рынке и санкций за нарушение правил ведения конкурентной борьбы. Кроме того, в указанной стратегии предлагается упразднить существующие институты, регулирующие деятельность субъектов естественных монополий, признать утратившим силу федеральный закон «О естественных монополиях» и ввести в закон о защите конкуренции положения, предусматривающие особенности государственного регулирования деятельность указанных субъектов. Указанные меры направлены на повышение прозрачности и формирование единых «правил игры» для всех экономических агентов.
В рамках рассмотрения вопросов обеспечения экономической безопасности, стоит отметить, что три угрозы связаны с активным использованием имеющейся сырьевой базы, а именно: ухудшение состояния и истощение сырьевой базы, сокращение добычи и запасов стратегически важных полезных ископаемых, сохранение экспортно -сырьевой модели развития и высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры. Российский экспорт характеризуется низкой степенью диверсификации и в основном состоит из продажи минеральных ресурсов, составляющей в 2015 году 63,8% [1] от всего экспорта. Доля высокотехнологичных товаров в объеме импорта в 2015 году составляла 58,5%, а в объеме экспорта 11,8% [1], что свидетельствует о высокой степени зависимости российской экономики от западных стран. В условиях сложной мировой политической обстановки и вытеснения России из международных торговых отношений, необходимо изменить производственную структуру российской экономики и снизить ее зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, прежде всего - от конъюнктуры цен на топливно-сырьевые ресурсы, так как именно эта статья продаж является основой экспортной политики России.
Кроме того, при сложившейся структуре экономики, где центральное место занимает сырьевой сектор, необходимо искать механизмы стимулирования инвестиций в обрабатывающую промышленность и наукоемкие производства. Риски таких финансовых вложений очень высокие, поэтому в данном секторе необходима разработка институционального механизма государственно-частного партнерства. Необходимо создавать такие институты, которые способствуют изменению структуры российской экономики и стимулируют взаимодействие между государством и бизнесом. Эти институты можно разделить на два уровня: государственные институты, стимулирующие инвестиции в новые сферы деятельности, и частные и государственные институты, обеспечивающие работу предприятий в новых секторах [3]. Данные институты позволят разделить риски инвестирования в новые сектора экономики между государством и частными лицами, обеспечат защиту контрактов
и прав собственности в условиях неопределенности, обеспечат информационную поддержку при вхождении в новые сектора экономики, создадут условия для подготовки и переподготовки кадрового потенциала. Создание мощной институционально среды, направленной на поддержку компаний, начинающих работу в новых секторах экономики, позволит существенно изменить структуру всей российской экономики.
Структурная модернизация российской экономики является одной из приоритетных задач для достижения конкурентоспособности и экономической безопасности страны. Проанализировав угрозы экономической безопасности России, можно сказать, что они носят комплексный характер и определяются научно-технической и технологической отсталостью, низкой диверсификацией экономики, высокой социальной дифференциацией общества и демографическими проблемами, криминализацией финансово-хозяйственных отношений, ростом организованной преступности, несовершенством налогового законодательства. Тем не менее, факторы, влияющие на экономическую безопасность России, постоянно меняются, отражая процессы трансформации российской экономики, что приводит к появлению новых угроз. Внешние и внутренние проблемы обуславливают необходимость разработки современных механизмов обеспечения экономической безопасности страны. Изменение институциональной структуры, обеспечивающей взаимодействие субъектов экономики, должно происходить с учетом существующих проблем и быть направлено на защиту национальных интересов. При этом, разработка конкретных мер по реформированию того или иного института и внесение поправок в действующее законодательство должны происходить на основе тщательного анализа соответствующей сферы деятельности рыночных агентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бюллетень социально-экономического кризиса в России. Внешняя торговля: изменение структуры и динамика. Апрель 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ac.gov.ru/files/publication/a/8884.pdf (дата обращения 04.11.2016).
2. Демография. Росстат. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ros-stat_main/ rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения 04.11.2016).
3. Журило П.П. Механизм обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в современных условиях // Экономическая политика и управление экономическим развитием. 2012. № 4.
4. Кошелев А.Н. Национальная экономика. М.: Эксмо, 2008. 160 с.
5. Оффшоры опустошили бюджет России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kommersant.ru/doc/ 1752425 (дата обращения 05.11.2016).
6. Статистика преступлений. Генеральная прокуратура РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://crimestat.ru/offenses_map (дата обращения 03.11.2016).
7. Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fas.gov.ru/netcat_files/File/Str_razv_konk _i_antimonop_reg_13-14.pdf (дата обращения 05.11.2016).
8. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
9. Экономическая безопасность России / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2005. 896 с.
10. Япаров С.С. Влияние формальных и неформальных институтов на экономическое развитие // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016. № 5 (101). С. 173-177.
11. North D. Institutions // The Journal of Economic Perspectives. 1991. Vol. 5. № 1. Р. 97-112.
12. Плотников В.А. Концептуальные основы экономического обеспечения военной безопасности государства: дисс. ... д-ра экон. наук. СПб., 2005.
13. Саматов Р.М., Яблочников А.В. Подходы к развитию военно-экономических связей в условиях санкций (на примере автомобилестроения) // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 3 (93). С. 135-139.
14. Фалинский И.Ю. Формирование системы мониторинга состояния региональной теневой экономики // Инновации и инвестиции. 2015. № 5. С. 268-275.