Научная статья на тему 'ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
275
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронов Алексей Михайлович

На основе анализа утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 обновленной редакции Стратегии национальной безопасности РФ1 констатируется, что сфера социальной (общественной) да и национальной безопасности остается не в полной мере защищенной, так как формы участия институтов гражданского общества, их место и роль в обеспечении безопасности не прописаны в основополагающих документах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS WITHIN THE SYSTEM OF ENSURING THE NATIONAL SECURITY OF THE MODERN RUSSIA

In article authors, on the basis of the analysis of the President of the Russian Federation approved by the Decree of December 31, 2015 of update No. 683 of Strategy of national security of the Russian Federation note that the sphere of social (public) and national security remains not fully protected as forms of participation of institutes of civil society, their place and a role in safety aren’t stated in fundamental documents.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ВОРОНОВ,

доктор юридических наук, профессор, директор Центра правовых основ развития госуправления и гражданского общества Института проблем эффективного государства и гражданского общества ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

На основе анализа утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г № 683 обновленной редакции Стратегии национальной безопасности РФ1 констатируется, что сфера социальной (общественной) да и национальной безопасности остается не в полной мере защищенной, так как формы участия институтов гражданского общества, их место и роль в обеспечении безопасности не прописаны в основополагающих документах.

Ключевые слова: гражданское общество, институты гражданского общества, национальная безопасность, система обеспечения безопасности.

A.M. Voronov, DSc(Law), Professor, Center of Legal Fundamentals of the State Administration Development and Civil Society, Institute of Problems of Efficient State and Civil Society, Financial University under the RF Government; e-mail: alex_voronoff@mail.ru, tel.: 8 (499) 277-28-26.

Civil society institutions within the system of ensuring the national security of the modern Russia.

In article authors, on the basis of the analysis of the President of the Russian Federation approved by the Decree of December 31, 2015 of update No. 683 of Strategy of national security of the Russian Federation note that the sphere of social (public) and national security remains not fully protected as forms of participation of institutes of civil society, their place and a role in safety aren't stated in fundamental documents.

Key words: civil society, institutes of civil society, national security, system of safety.

Общеизвестно, что гражданское общество и правовое государство возникли и развивались как реакция против идеала средневековой теократии, как результат раздвоения общественного и частного, социума и государства, права и морали, светского и религиозного и т.д. Религия, мораль, наука, искусство начинают существовать в полном объеме и истинном качестве лишь с отказом от политического характера, поэтому они постепенно уходят из политической сферы (публичного права) в сферу частных интересов (частного права), под эгиду комплекса институтов и организаций, призванных осуществить социокультурное и духовное развитие общественной жизни.

В развитии негосударственной системы обеспечения безопасности видится также тот резерв, которым располагает гражданское общество и который не в полной мере используется на благо всего государства.

Однако, на наш взгляд, сфера социальной (общественной), да и национальной безопасности остается не в полной мере защищенной, так как участие институтов гражданского общества, их место и роль в обеспечении безопасности не

прописаны в основополагающих документах, регламентирующих лишь деятельность государственных администраций в сфере безопасности. При этом негосударственная система обеспечения общественной безопасности, функционирующая де-факто и в настоящее время (к примеру: добровольные народные дружины, частные охранные предприятия, казачьи сообщества и др. объединения граждан правоохранительной направленности) не вошла в нормативную дислокацию единой системы сил и средств обеспечения безопасности.

Обращаясь к истории вопроса, следует отметить, что правовые основы обеспечения национальной безопасности заложены в Конституции РФ, общепризнанных нормах международного права, международных договорах и соглашениях, в которых участвует Россия, законодательстве Российской Федерации.

Соответствующие документы отражают совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологи-

ческого, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

Первым таким документом стало Послание по национальной безопасности Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 13 июня 1996 г, в котором была сформулирована политика национальной безопасности на 1996-2000 гг.

17 декабря 1997 г. своим Указом Президент РФ утвердил Концепцию национальной безопасности Российской Федерации. В ней впервые сформулирована система национальных интересов России. Последние носят долгосрочный характер и определяют основные цели России на ее историческом пути, формируют стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики, реализуются через систему органов государственной власти.

Далее Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.2 (далее - Стратегия). Это базовый документ по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности, он является основой взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Указом от 31 декабря 2015 г. № 683 Президент РФ утвердил обновленную редакцию Стратегии национальной безопасности РФ. Правовую основу Стратегии составляют: Конституция РФ, федеральные законы от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» и от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»3, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ.

Настоящая Стратегия призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, других государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственной власти), органов местного самоуправления, институтов гражданского общества4 по созданию благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и основана на не-

разрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности Российской Федерации и социально-экономического развития страны.

Впервые в Стратегии под обеспечением национальной безопасности понимается реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов. При этом национальная безопасность Российской Федерации(далее - национальная безопасность) определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации (далее - граждане), достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации.

Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией РФ и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопас-ностьличности;

национальные интересы Российской Федерации (далее - национальные интересы) - объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития;

угроза национальной безопасности - совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации состоит из 6 разделов и 112 статей:

I. Общие положения.

II. Современный мир и Россия: состояние и тенденции развития.

III. Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты.

IV. Обеспечение национальной безопасности:

1. Национальная оборона.

2. Государственная и общественная безопасность.

3. Повышение качества жизни российских граждан.

4. Экономический рост.

5. Наука, технологии и образование.

6. Здравоохранение.

7. Культура.

8. Экология живых систем и рациональное природопользование.

9. Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство.

V. Организационные, нормативные правовые и информационные основы реализации настоящей Стратегии.

VI. Основные характеристики состояния национальной безопасности.

Представляется целесообразным рассмотрение новаций Стратегии в части уяснения роли и места институтов гражданского общества в системе обеспечения национальной безопасности современной России.

В Стратегии отмечается, что «появление и укрепление влияния террористической организации, объявившей себя „Исламским государством"»5, стало результатом политики двойных стандартов, которой отдельные государства придерживаются в области борьбы с терроризмом. Итогом таких безответственных действий стали многолетняя нестабильность в Афганистане, Ираке, Ливии, война в Сирии, широкое распространение оружия, организованной преступности, наркобизнеса, систематическое нарушение прав и свобод миллионов людей».

Обновленная стратегия, в частности, призвана «консолидировать усилия по созданию благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов РФ». Она основана на «взаимосвязи и взаимозависимости нацбезопасности РФ и социально-экономического развития страны».

В разделе III. «Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты» впервые определены следующие национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу:

развитие демократии и гражданского общества, повышение конкурентоспособности национальной экономики;

обеспечение незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;

превращение России в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

При этом национальная безопасность России реализуется через стратегические национальные приоритеты: национальную оборону, государственную и общественную безопасности.

Обеспечение национальной безопасности строится на приоритетах устойчивого развития, под которыми понимается:

повышение качества жизни граждан путем гарантирования личной безопасности и высоких стандартов жизнеобеспечения;

экономический рост, достижимый путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;

наука, технологии, образование, здравоохранение и культура;

экология живых систем и рациональное природопользование;

стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство.

В разделе IV. «Обеспечение национальной безопасности» рассматриваются основные направления обеспечения национальной безопасности, при этом отмечается, что основное содержание обеспечения национальной безопасности состоит в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации.

Основными угрозами государственной и общественной безопасности, помимо прочих, являются:

деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию, иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур, а также частных лиц, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование «цветных революций», разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции и торговлей людьми.

Главными направлениями обеспечения государственной и общественной безопасности являются усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности, совершенствование правового регулирования предупреждения преступности (в том

числе в информационной сфере), коррупции, терроризма и экстремизма, распространения наркотиков и борьбы с такими явлениями, развитие взаимодействия органов обеспечения государственной безопасности и правопорядка с гражданским обществом, повышение доверия граждан к правоохранительной и судебной системам Российской Федерации, эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в области государственной и общественной безопасности.

При этом в целях обеспечения государственной и общественной безопасностисоздаются механизмы предупреждения и нейтрализации социальных и межнациональных конфликтов, а также противодействия участию российских граждан в деятельности преступных и террористических группировок за рубежом.

Также для противодействия угрозам качеству жизни граждан органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества:

совершенствуют защиту прав и свобод человека путем развития законодательства, судебной и правоохранительной систем;

содействуют росту благосостояния граждан, снижению дифференциации населения по уровню доходов, сокращению бедности, в том числе путем развития пенсионной системы, социальной поддержки отдельных категорий граждан, совершенствования системы социального обслуживания;

принимают меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также по снижению риска их возникновения на территории Российской Федерации;

обеспечивают развитие информационной инфраструктуры, доступность информации по различным вопросам социально-политической, экономической и духовной жизни общества, равный доступ к государственным услугам на всей территории Российской Федерации, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий;

совершенствуют систему контроля за использованием бюджетных ассигнований и механизм государственно-частного партнерства в целях повышения качества жизни граждан.

В разделе V. «Организационные, нормативные правовые и информационные основы реализации настоящей Стратегии» также отмечается, что государственная политика Российской Федерации в области национальной безопасности обеспечивается согласованными действиями

всех элементов системы обеспечения национальной безопасности при координирующей роли Совета Безопасности РФ. Реализация настоящей Стратегии обеспечивается за счет консолидации усилий и ресурсов органов государственной власти и институтов гражданского общества.

Контроль за ходом реализации настоящей Стратегии осуществляется в рамках ежегодного доклада Секретаря Совета Безопасности РФ Президенту РФ о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

В разделе VI. «Основные показатели состояния национальной безопасности» также отмечается, что одним из основных показателей оценки состояния национальной безопасности является, прежде всего, удовлетворенность граждан степенью защищенности своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов, в том числе от преступных посягательств.

Реализация настоящей Стратегии призвана способствовать развитию национальной экономики, улучшению качества жизни граждан, укреплению политической стабильности в обществе, обеспечению обороны страны, государственной и общественной безопасности, повышению конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.

На основании вышеизложенного представляется целесообразным отметить, что обновленная Стратегия имеет ряд преимуществ перед утратившей силу Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.

Во-первых, Стратегия впервые увязана с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и основана на неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности Российской Федерации и социально-экономического развития страны. Следует особо подчеркнуть, что в Законе от 28 июня 2014 г № 172-ФЗ дается легальное определение понятия «государственное управление», которое трактуется как деятельность органов государственной власти по реализации своих полномочий именно в сфере социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, при этом вопросы обеспечения национальной безопасности упоминаются в тексте Закона 84 раза.

В Законе также прописано, что Стратегия национальной безопасности Российской Федерации - документ в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, который разрабатывается Советом Безопасности Российской Федерации совместно с други-

ми участниками стратегического планирования с учетом стратегического прогноза Российской Федерации на долгосрочный период, не превышающий периода, на который разработан стратегический прогноз Российской Федерации, и корректируется каждые шесть лет.

Во-вторых, отличие состоит в формате документов. Концепция формулировала только направление деятельности государства в обеспечении национальной безопасности и уточняла порядок выявления угроз. Стратегия же в первую очередь определяет стратегические национальные приоритеты, формирует механизм реализации совместных усилий государства и общества и дает оценку результативности. Главным отличием Стратегии стало то, что в ней появились критерии, по которым определяется состояние национальной безопасности Российской Федерации.

В-третьих, в Стратегии определена цель политики России - это возвращение статуса мировой державы, повышение ее роли в формирующемся полицентричном мире, осуществление устойчивого развития страны, сохранение территориальной целостности и суверенитета.

В-четвертых, Концепция не учитывала все направления безопасности, идеологию государства, проработанность правовой базы, четкого распределения деятельности субъектов обеспечения безопасности, взаимосвязи жизненно важных интересов личности, общества и государства, анализа роли и места России в современном мире. Указанные аспекты придавали ей в большей степени декларативный характер и препятствовали эффективному решению задач обеспечения национальной безопасности.

В-пятых, особенностью Стратегии является ее выраженная социальная и социально-политическая направленность: национальная безопасность обеспечивается высоким уровнем социально-экономического развития России, а именно повышением качества жизни граждан, экономическим ростом, наукой, новыми технологиями, повышением качества образования, здравоохранения и культуры, сохранением экологии и развитием рационального природопользования.

В-шестых, применительно к рассматриваемой нами проблематике впервые Стратегия прописывает участие институтов гражданского общества, их место и роль в обеспечении национальной безопасности. По мнению авторов, именно в развитии негосударственной системы обеспечения безопасности видится тот резерв, которым располагает гражданское общество и который не в полной мере используется в обеспечении защищенности интересов личности, общества и государства в целом.

1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Рос. Федерации от 31 дек. 2015 г. № 683 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 1. (ч. 2), ст. 212.

2 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Рос. Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 20, ст. 2444.

3 О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 26 (ч. 1), ст. 3378.

4 При этом впервые в систему обеспечения национальной безопасности РФ вписаны институты гражданского общества (прим.автора).

5 ИГИЛ либо ДАИШ - запрещенная в РФ террористическая группировка (прим.автора).

V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.