Научная статья на тему 'РОЛЬ И МЕСТО ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ СОВРЕМЕННЫМ УГРОЗАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

РОЛЬ И МЕСТО ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ СОВРЕМЕННЫМ УГРОЗАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
87
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПАНДЕМИЯ КОРОНОВИРУСА COVID-19 / CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS / LAW ENFORCEMENT / NATIONAL SECURITY / COVID-19 CROWN PANDEMIC

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лапидус Р.Н.

В статье автор на основе анализа достаточного массива нормативных правовых актов, а также практики деятельности институтов гражданского общества правоохранительной направленности в условиях реального времени рассматривает вопросы оказания содействия указанными институтами в обеспечении национальной безопасности в условиях пандемии короновируса COVID-19, ставшей реальной и смертельной угрозой транснациональной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND PLACE OF CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS IN HELPING TO COUNTER CONTEMPORARY THREATS TO NATIONAL SECURITY

In the article, the author, on the basis of an analysis of a sufficient number of normative legal acts, as well as the practice of law enforcement civil society institutions, consider in real time the issues of assisting these institutions in ensuring national security in the context of the COVID-19 coronovirus pandemic, which has become a real and deadly threat to transnational security.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И МЕСТО ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ СОВРЕМЕННЫМ УГРОЗАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Р.Н. Лапидус,

аспирант сектора административного права и процесса Института государства и права Российской академии наук

R.N. Lapidus,

Graduate student of the sector administrative Law and Process of the Institute of the State and the Law of the Russian Academy of Sciences adminlaw@igpran. ru

РОЛЬ И МЕСТО ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ СОВРЕМЕННЫМ § £

УГРОЗАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ £ ^

I £

Аннотация: в статье автор на основе анализа достаточного массива норма- л д

тивных правовых актов, а также практики деятельности институтов гражданского общества правоохранительной направленности в условиях реального времени рас- 3 ^

7 »1

деятельность, национальная безопасность, пандемия короновируса COVID-19.

§ 3 S

S s

сматривает вопросы оказания содействия указанными институтами в обеспечении § 3 национальной безопасности в условиях пандемии короновируса СОУЮ-19, ставшей

о

реальной и смертельной угрозой транснациональной безопасности. .»

Ключевые слова: институты гражданского общества, правоохранительная S

■5

!

5 H

3

The role and place of civil society institutions S o

in helping to counter contemporary threats s |

x ft

to national security £ g

o

Ï -

Abstract: in the article, the author, on the basis of an analysis of a sufficient number | g

of normative legal acts, as well as the practice of law enforcement civil society institutions, § g

consider in real time the issues of assisting these institutions in ensuring national security ^ |

in the context of the COVID-19 coronovirus pandemic, which has become a real and deadly 8 o

threat to transnational security. | S

Keywords: civil society institutions, law enforcement, national security, COVID-19 g q

crown pandemic. n S

s so

163

■D

t £

С изменением политического курса нашей страны в постсоветский период изменилось и видение ее национальной безопасности. В связи с этим в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. закреплено, что основными на- | правлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий

£

реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства. Важно при этом обратить внимание на то, что среди приоритетов на первом месте стоит обеспечение прав и свобод российских граждан.

Это заставляет переосмыслить и роль гражданского общества в системе национальной безопасности России, которое призвано артикулировать и доносить до государственных структур его интересы.

Совокупность институтов гражданского общества, в первую очередь реализованных через некоммерческие организации, получила наименование «третий сектор» и представляет собой институционализированную часть общественной деятельности, отличную от бизнеса и государственного сектора.

С развитием демократии и установлением традиций свободного

рЗ волеизъявления и гражданской инициативы в России «третий сектор»

в;

стал реальным фактором в развитии современного общества и равноправным партнером государства и иных институтов в процессе реа-

^ лизации интересов граждан [1, с. 26].

О Говоря о системе обеспечения национальной безопасности со-^ временной России, состоящей из двух взаимоувязанных ее частей, С представленных государственным сектором сил и средств, задей-$ ствованных в ее обеспечении, и негосударственным, представленным ^ общественными объединениями правоохранительной направлен-ности, осуществляющими свою деятельность в сфере оказания воз-мездных услуг по обеспечению безопасности, а также институтами О гражданского общества, на безвозмездной основе, по своему личному ^ патриотическому убеждению оказывающих содействие в обеспечении Ч национальной безопасности, следует отметить, что государство и ин-О ституты гражданского общества не только взаимно дополняют друг ^ друга, но и находятся в иерархической зависимости, при этом граж-^ данское общество является связующим звеном между гражданином, членом общества, и централизованной государственной властью, т.е.

164 между публичными и частными интересами.

По мнению автора, в современной России имеет место парадок-сальная ситуация. В реальности существует и довольно успешно О функционирует негосударственная система обеспечения безопас-^ ности, составляющая неотъемлемую часть и являющаяся надежным ^ резервом государственной системы национальной безопасности, представленной органами исполнительной, законодательной и судебной власти, а также иными органами, согласно действующему законодательству.

С другой стороны, нет сколько-нибудь оформленной и последовательно реализуемой стратегии государства в отношении негосударственной системы безопасности. Такая позиция может и должна быть отражена в политике государства и выражаться в законодательных и управленческих решениях, направленных на создание условий для эффективного (с точки зрения целей безопасности) функционирования негосударственной системы обеспечения национальной безопасности.

По-новому должны быть расставлены приоритеты и в обеспечении всех систем, составляющих структуру национальной безопасности (политической, военной, экономической, общественной, g J эпидемической и др. видов безопасности). Приходит осознание, что .g ^ обеспечение, например, политической безопасности требует полити- | s ческой стабильности в обществе, которая может иметь место только | | при удовлетворении базовых интересов гражданского общества. В то 8< s же время укрепление военной безопасности во многом обусловлено 3 q характером, содержанием, направленностью военно-гражданских 8 ^ отношений, раскрывающихся во взаимоотношениях общества и госу- § I дарства. При обеспечении эпидемической безопасности от субъектов g 9 безопасности требуется создать условия жизнедеятельности, при кото- 11 рых отсутствует возможность формирования эпидемических штаммов | $ возбудителей инфекционных заболеваний и реализации механизмов ^ | их распространения1. Экономическая безопасность в большой мере 8 о зависит от развитости предпринимательской деятельности, что не- s | возможно без определенных акторов гражданского общества (в том ]й 3 числе малого и среднего бизнеса). | & Обращаясь к институтам гражданского общества и их значению | | в системе обеспечения национальной безопасности, уместно отме- 5 | тить, что главной тенденцией последних лет стал рост гражданской о* | активности и самоорганизации. Российское гражданское общество о | повзрослело. Сформировалась фактически целая профессиональная g | отрасль в сфере деятельности некоммерческого сектора. Вполне есте- 8 3 ственно, что в последние годы роль и участие гражданского общества s * в развитии страны неуклонно возрастают. 165

Главный формат такого участия - это общественный контроль,

стремление общества к корректировке или отмене неудачных управ- J

ленческих решений. Сегодня на этом фундаменте постепенно фор- ¡а

мируется новый концептуальный подход, стиль и стандарт участия |

-;- . ^

1 Эпидемия (от греч. ея15т]цла - повальная болезнь, 87п - на, среди и Sfjjioq - народ) - прогрессирующее fi во времени и пространстве распространение инфекционного заболевания среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на локальной территории уровень заболеваемости и способное стать источником чрезвычайной ситуации (см.: Бургасов П.Н., Сумароков A.A. Эпидемия // Большая медицинская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. Б. В. Петровский. - 3 изд. - М.: Советская энциклопедия, 1986. - Т. 28. Экономо - Ящур. — 544 е.).

гражданского общества в жизни страны - от контроля к участию. Смысл его состоит в том, чтобы подключать представителей гражданского общества к разработке стратегических проектов. Подготовка важнейших решений должна проходить с участием экспертов из числа представителей общественности, среди которых очень много профессионалов, нередко это люди, которые даже лучше, чем чиновники, разбираются в существе дел.

Сопричастность каждого активного и ответственного гражданина - есть критерий успеха стратегических инициатив, а формирование своеобразного «ответственного класса» вокруг повестки общенационального развития - залог ценностной консолидации, работоспособности политических институтов и социального оптимизма.

В этих условиях необходимой предпосылкой динамичного раз-

вития и качественного рывка является широкая конструктивная

рЗ общественная дискуссия вокруг востребованных большинством на-

^ селения ценностей и приоритетов. Ключевая задача активного и от-

^ ветственного гражданского общества - формирование общественной

^ повестки дня, в которой успех «российского прорыва» неразрывно

О связан с высоко значимыми для большинства россиян понятиями со

^ патриотизма и социальной справедливости.

С На наш взгляд, определяя вектор развития и формирования основ 5 безопасности, необходимо взять курс на модернизацию (обновление) ^ правового регулирования, в частности, отраслевого административ-но-правового регулирования деятельности институтов гражданского общества в сфере обеспечения национальной безопасности. О К принятию такого решения нас побуждает Стратегия нацио-^ нальной безопасности [2], также в этом ряду стоит Стратегия эко-Ч номической безопасности Российской Федерации на период до 2030 О года [3]. Это политико-юридические документы, их правовую основу ^ составляют Конституция РФ и ряд федеральных законов, в том числе ^ Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» [4] и Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратеги-166 ческом планировании в Российской Федерации» [5].

Здесь уместно отметить, что в обновленной редакции Стратегии (№ 683 от 2015 г.) прописано, что государственные и негосудар-О ственные структуры должны консолидироваться и объединить все Г1 свои усилия в обеспечении безопасности личности, общества и го-^ сударства, а также создать все необходимые условия для реализации национальных интересов и приоритетов.

В связи с этим одним из факторов консолидации государственных и негосударственных институтов по обеспечению безопасности лич-

ности, государства и общества, на наш взгляд, будет принятие нового федерального закона «О содействии институтов гражданского общества в обеспечении национальной безопасности».

Во-первых, закон придаст легитимность и правовую основу деятельности негосударственных структур и субъектов, где под деятельностью следует понимать процесс их взаимодействия, оказания содействия в указанной сфере безопасности, т.е. субьектно-объектные отношения.

Во-вторых, закон будет раскрывать содержание новых понятий, которые сегодня употребляют многие авторы в статьях и публикациях, а §

о з

Например, использование следующей терминологии: НСОБ (негосу- ^

дарственная система обеспечения национальной безопасности); НСБ | 3

(негосударственная сфера безопасности), общественная правоохра- | |

нительная деятельность и т.д. §< *

П ¡£

Закон определит сущность, содержание, формы и методы такой 3 р деятельности институтов гражданского общества именно в контексте 8

о

правоохраны, где в основе поведения субъектов правоотношений - § §

следование гражданскому долгу, а также будет содержать, как любой § 9

нормативный документ, ряд иных положений и статей. 11

Таким образом, проведенный нами анализ правового регулирова- | $

ния в сфере обеспечения национальной безопасности и уяснения роли ^ |

и места институтов гражданского общества в системе обеспечения 8 о

национальной безопасности позволяет сделать некоторые промежу- 2 |

точные выводы. й 3

х *

Применительно к рассматриваемой нами проблематике впервые о &

Стратегия (№ 683 от 2015 г.) прописывает участие институтов граж- | |

данского общества, их место и роль в обеспечении национальной о &>

безопасности. а |

г?

Как следует из теории безопасности, система обеспечения наци- § |

ональной безопасности - это совокупность государственных и обще- о х<

ственных институтов, осуществляющих реализацию государственной 8 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

политики в сфере обеспечения национальной безопасности и действу- * *

ющих в интересах достижения необходимого уровня защищенности 167 личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности. При этом негосударственная система обеспечения национальной безопасности - органическая часть системы национальной

безопасности, представляющая собой совокупность общественных |

институтов, принимающих участие и оказывающих содействие ор- ^ ганам государственной власти в обеспечении национальной безопасности для достижения необходимого уровня защищенности личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности.

£

По мнению автора, именно в развитии негосударственной системы обеспечения безопасности видится тот резерв, которым располагает гражданское общество и который не в полной мере используется в обеспечении защищенности интересов личности, общества и государства в целом.

Справедливость данного умозаключения можно аргументировать нижеследующими факторами. Тема оказания содействия гражданского общества в системе обеспечения национальной безопасности России становится все более значимой в силу целого ряда причин как практического, так и теоретического характера.

Катаклизмы, происходящие в современном социуме, имеют глубокие корни и говорят о многом. Это прежде всего разбалансированность окружающей среды и научно-технического прогресса, определяемая так называемой четвертой промышленной революцией, результаты рЗ деятельности которой сказались на мировом климате, - глобальное потепление. Разбалансированность многополярного мира, приведшая к гонке вооружений, и не только ядерного, но и биологического,

в;

^ а может быть и эпидемиологического и других, говорят о том, что О это потенциально существующие виды оружия, несущие реальную ^ угрозу транснациональной безопасности, а точнее безопасности всего С мирового социума.

$ Развитие российской государственности происходит в очень ^ противоречивое и динамичное время. В мировом социуме бушует пандемия коронавируса, и Россия здесь не стала исключением, при этом «пандемия» (от греч. ясгубгцшх - весь народ) - необычайно О сильная эпидемия, распространившаяся не локально, а на террито-^ рии стран, континентов; высшая степень развития эпидемического Ч процесса в рамках всего мирового социума1. Огромные цифры О зараженных коронавирусом, тысячи смертей рядовых обывателей ^ говорят об ужасной катастрофе, которую мы переживаем, в связи ^ с чем во всем мире, в том числе и в Российской Федерации, введены строгие карантинные меры, необходимые к исполнению всеми 168 гражданами без исключения.

В этой чрезвычайной ситуации простые рядовые граждане по соб-ственной инициативе образуют различные общественные движения О по борьбе с пандемией коронавируса. И как это было на Руси всегда Г1 - в тяжелые времена люди вставали «всем миром» противостоять ^ различным напастям, поэтому и побеждали...

1 Согласно критериям ВОЗ, пандемия - распространение нового заболевания в мировых масштабах (Бургасов С.П. Пандемия // Большая медицинская энциклопедия: в 30 т./гл. ред. Б.В. Петровский. — 3 изд. - М.: Советская энциклопедия, 1982. — Т. 18. Остеопатия - Переломы. - 528 е.).

Добровольцы, представители общественности, волонтеры и другие лица, имеющие активную жизненную позицию, принимают непосредственное участие и проводят разъяснительную работу с гражданами, находящимися на улице, с целью недопущения нарушений установленных рекомендаций и запретов руководства страны, направленных на противодействие пандемии коронавируса. Добропорядочные граждане, волонтеры и другие представители гражданского общества по велению сердца, выполняя свой гражданский долг, на безвозмездной основе помогают своим престарелым соседям совершать покупки продуктов, выгуливать их домашних питомцев, § § осуществляют иную социальную помощь, при этом также оказывают ^ ^ содействие правоохранительным органам в сфере обеспечения за- | 3 щищенности жизни и спокойствия граждан. | |

Государство осуществляет материальную поддержку граждан §< $ и стимулирует деятельность специалистов - врачей, медицинских 3 р

сестер и обслуживающего персонала, стоящих на передовой линии 8

в борьбе с этим страшным и коварным недугом. §

Следует отметить, что самыми действенными методами борьбы | с пандемией являются вводимые органами публичной власти огра-

К

ничения и запреты свободного посещения гражданами мест общего § $ пользования (социальное разобщение). Только ограничения и запреты, ^ | носящие агрессивный, а точнее наступательный характер, направлен- 8 о

-- -- I ^

8

ныи именно на противодействие новым угрозам и вызовам не только национальной безопасности, но и всему мировому социуму, могут ]й 3 стать надежным щитом на пути агрессии пандемии. | &

Меры предосторожности, принимаемые гражданами, - защитная | |

маска, резиновые перчатки, социальное разобщение в виде непосеще- 5 |

ния мест общего пользования - есть действенный механизм, ведущий о* |

к победе над коронавирусом. В качестве примера уместно привести 11

статистику городских служб, осуществляющих мониторинг поведения о $<

москвичей и гостей столицы. 8 3

Около двух миллионов школьников, более двух миллионов ра- * *

бочих и служащих, практически все пенсионеры и люди пожилого 1$9 возраста, а их количество в столице по состоянию на ноябрь 2018 г. составляет более 3 232 317 человек1, а также туристы, приезжие и иные

категории граждан находятся на карантине, в режиме самоизоляции. 53

Однако не все граждане соблюдают режим социального разоб- | щения. По статистике тех же городских служб, только за недельный

■о

1 Пенсионеры и люди пожилого возраста, а их в столице по состоянию на ноябрь 2018 г. - 3 232 317 человек. Из них 2 590 918 - в возрасте 60+ и 436 900 человек - в возрасте 80+. А 736 долгожителей уже перешагнули 100-летний порог. — URL https://news.rambler.ru/other/41295745/?utm_content=news_ media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

£

I

Bs

С

период после введения административной ответственности за нарушение режима самоизоляции более 3,5 миллионов москвичей выходили из дома, нарушая установленные Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 99-ФЗ [6] внесенные изменения в КоАП, согласно которым предусмотрена административная ответственность за нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологиче-ского благополучия населения, совершенные в период режима ЧС или при возникновении угрозы распространения опасного заболевания или проведения ограничительных мероприятий (карантина), а также за невыполнение в установленный срок требования органа, осуществляющего федеральный государственный санэпиднадзор, о проведении санитарно-эпидемиологических мероприятий. Соответствующие поправки внесены в ст. 6.3 КоАП РФ. Данные нарушения влекут наложение административного штрафа на:

pj ■ граждан - в размере от 15 до 40 тыс. руб.;

должностных лиц - от 50 до 150 тыс. руб.;

ИП - от 50 до 150 тыс. руб. или приостановление деятельности

2 на срок до 90 суток;

О ■ юрлиц - от 200 до 500 тыс. руб. или приостановление деятель-^ ности на срок до 90 суток.

С Названная статья также дополнена нормой о повышенной ответ-$ ственности за те же действия (бездействие), повлекшие причинение ^ вреда здоровью человека или смерть человека, если в них отсутствуют

признаки уголовно наказуемого деяния. ^ Глава 20 КоАП РФ теперь включает в себя ст. 20.6.1, устанавли-9 вающую административную ответственность за нарушение режима самоизоляции, а именно, за невыполнение правил поведения при

Ч введении режима повышенной готовности на территории, на которой О существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне ^ чрезвычайной ситуации. Ответственность за указанное правонару-^ шение наступит, если эти действия не подпадают под нормы ст. 6.3 КоАП РФ (с учетом вышеуказанных новых поправок).

170 Так, для граждан предусмотрены предупреждение или штраф от 1 до 30 тыс. руб., для должностных лиц - штраф от 10 до 50 тыс. руб., для ИП - штраф от 30 до 50 тыс. руб., для юрлиц - от 100 до 300 тыс. О руб. Данные действия (бездействие), повлекшие причинение вреда Г1 здоровью человека или имуществу либо совершенные повторно, ^ влекут более строгие наказания [7].

Следует отметить, что также вступил в силу Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 100-ФЗ [8], который усиливает и уголовную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических

правил, если оно повлекло массовое заболевание или отравление людей, или если виновными действиями создана угроза таких последствий [7].

Резюмируя вышеизложенное, представляется целесообразным сделать некоторые умозаключения.

В обществе сложилось мнение и, на наш взгляд, оно справедливо: если ты сидишь дома - ты находишься на передовой. Каждому необходимо задуматься над этой мерой общественного самосознания и ответственности.

а

5

б §

Список литературы: ^ »

5

1. Новичков, Н.В. Теория организация: учебник / Н.В. Новичков. 5 » -М.: ГУУ, 2007.

2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: ® 3 указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // Собр. законодательства I Рос. Федерации. - 2016. - № 1, ч. 2, ст. 212. | 3

3. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации 0 на период до 2030 года: указ Президента Российской Федерации от 13 мая .§ 2017 г. № 208 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2017. - № 20, § 9 ст. 2902. | I

4. О безопасности: федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЭ | ас // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 1, ст. 2. ^ §

5. О стратегическом планировании в Российской Федерации: феде- "5 3 ральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ // Собр. законодательства Рос. & §\ Федерации. - 2014. - № 26, ч. 1, ст. 3378. ^ |

6. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об адми- £ 3 нистративных правонарушениях: федеральный закон от 1 апреля 2020 г. о « № 99-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». | §

7. URL: https://www.garant.ru/news/1343170/ § |

8. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации * $ и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской 8 „ Федерации: федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 100-ФЗ // СПС | § «КонсультантПлюс». |

Д. С. Зарьков,

ассистент кафедры теории государства и права Саратовской государственной юридической академии

D.S. Zarkov,

Assistant of Theory of State and Law department of Saratov State Law Academy

Zarckow. d@yandex. ru

СРЕДСТВА И СПОСОБЫ КОНСОЛИДАЦИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Аннотация: актуальность статьи заключается в том, что на сегодняшний день существует реальная необходимость в систематизации нормативных правовых актов, поскольку появление одних превышает по количеству прекращение действия других, в результате чего может возникнуть юридическая коллизия. Цель - определить, посредством каких средств и способов осуществляется консолидация норма-4Э тивных правовых актов. Методы: метод анализа и синтеза, структурно-логический (»5 анализ, методы абстрагирования и классификации. В результате исследования было § выяснено, что консолидация использует те же средства и способы, которые могут * использоваться и другими формами систематизации законодательства, но в своей ^ совокупности. Автор приходит к выводу о возможности классифицировать консо-GQ лидацию по используемым инструментам.

§ Ключевые слова: систематизация, консолидация, юридическая техника, правовой

^ материал, структуризация, нормативный правовой акт (НПА).

С:

2 Means and methods of consolidation

g of regulatory legal acts

I

О Abstract: the relevance of the article lies in the fact that today there is a real need to

systematize legal acts, since the appearance of some exceeds the number of termination of others, which may result in a legal conflict. Purpose — to determine by what means and

С

s

GQ methods the consolidation of regulatory legal acts is carried out. Methods: method of analysis

О OQ

CM

cvi

and synthesis, structural and logical analysis, methods of abstraction and classification. As

g a result of the study, it was found that consolidation uses the same means and methods that ^ can be used by other forms of systematization of legislation, but in its totality. The author comes to the conclusion that it is possible to classify consolidation by the instruments used.

"J J2 Keywords: systematization, consolidation, legal technique, legal material, structuring, - legal act.

О Говоря о средствах консолидации, следует отметить,

что к таковым относят любые технические, социальные, юридические и другие явления и предметы, при помощи которых могут достигаться определенные ее цели. Таким образом, в совокупности данные явления и предметы представляют собой юридическую технику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.