Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ В РОССИИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
126
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
пандемия / национальная безопасность / международное право / суверенитет / экономика / COVID-19 / государственная безопасность / чрезвычайная ситуация. / pandemic / national security / international law / sovereignty / economy / COVID-19 / state security / emergency

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грудцына Л.Ю, Кришталева Т.И., Качкова О.Е., Селезнев П.С.

Уроки периода изоляции поставили как оперативные, так и системные задачи повышения защищенности отдельных категорий граждан. Как показала практика, проблемы соблюдения прав человека и национальной безопасности в период пандемии не снимаются, что, в свою очередь, требует повышения роли правозащитных институтов, как государственных, так и негосударственных. Такая угроза международной и национальной безопасности как пандемия вышла в 2020 году на первый план. На ближайшие десять лет политика национальных правительств и международных организаций будет держать эту тему в фокусе пристального внимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Грудцына Л.Ю, Кришталева Т.И., Качкова О.Е., Селезнев П.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF NATIONAL SECURITY IN CONDITIONS OF PANDEMIC IN RUSSIA

Lessons from the isolation period set both operational and systemic challenges for improving the security of certain categories of citizens. Human rights and national security had not been addressed during the pandemic, which in turn called for a greater role for human rights institutions, both State and non-State. Such a threat to international and national security as a pandemic came to the fore in 2020. For the next 10 years, the policies of national Governments and international organizations will keep this topic in focus.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ В РОССИИ»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10802 ГРУДЦЫНА Л.Ю,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского права и гражданского процесса

Северо-Западного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Почетный адвокат России, e-mail: ludmilagr@mail.ru

КРИШТАЛЕВА Т.И.,

доктор экономических наук, профессор, профессор Департамента аудита и корпоративной отчетности Финансового университета при Правительстве РФ,

e-mail: mail@law-books.ru

КАЧКОВА О.Е.,

кандидат экономических наук, доцент, заместитель руководителя Департамента аудита и корпоративной отчетности Финансового университета

при Правительстве РФ, e-mail: mail@law-books.ru

СЕЛЕЗНЕВ П.С.,

доктор политических наук, доцент, первый заместитель декана Факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета

при Правительстве РФ, e-mail: seleznevpavel@gmail.com

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ В РОССИИ

Аннотация. Уроки периода изоляции поставили как оперативные, так и системные задачи повышения защищенности отдельных категорий граждан. Как показала практика, проблемы соблюдения прав человека и национальной безопасности в период пандемии не снимаются, что, в свою очередь, требует повышения роли правозащитных институтов, как государственных, так и негосударственных. Такая угроза международной и национальной безопасности как пандемия вышла в 2020 году на первый план. На ближайшие десять лет политика национальных правительств и международных организаций будет держать эту тему в фокусе пристального внимания.

Ключевые слова: пандемия, национальная безопасность, международное право, суверенитет, экономика, COVID-19, государственная безопасность, чрезвычайная ситуация.

GRUDTSINA L.YU,

Doctor of Law, Professor, Professor, Department of Civil Law and Civil Process, Northwestern Institute (Branch), Kutafin University (Moscow State University), Honorary Lawyer of Russia

KRISHTALEVA T.I.,

Doctor of Economics, Professor, Department of Audit and Corporate Reporting

of the Financial University under the Government of the Russian Federation

KACHKOVA O.E.,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Deputy Head of the Department of Audit and Corporate Reporting

of the Financial University under the Government of the Russian Federation

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

SELEZNEV P.S.,

Doctor of Political Sciences, Associate Professor, First Deputy Dean of the Faculty of Social Sciences and Mass Communications of the Financial University under the Government of the Russian Federation

LEGAL REGULATION OF NATIONAL SECURITY IN CONDITIONS

OF PANDEMIC IN RUSSIA

Annotation. Lessons from the isolation period set both operational and systemic challenges for improving the security of certain categories of citizens. Human rights and national security had not been addressed during the pandemic, which in turn called for a greater role for human rights institutions, both State and non-State. Such a threat to international and national security as a pandemic came to the fore in 2020. For the next 10 years, the policies of national Governments and international organizations will keep this topic in focus.

Key words: pandemic, national security, international law, sovereignty, economy, COVID-19, state security, emergency.

Пандемия СОУЮ-19 создала беспрецедентные проблемы не только для систем здравоохранения современных государств, но и для мировой экономики. Нет ни одной страны, которая не ощутила бы на себе последствий коронавируса. В этой связи важным является обеспечение устойчивого и относительно безопасного функционирования мировой экономики и национальных экономик. По данным Международного валютного фонда, в 2020 г. из-за кризиса мировую экономику ждёт спад до 3% по отношению к 2019 г. Международный валютный фонд и Газпромбанк ожидают, что падение будет в 2,5%. Официальных данных Центрального банка нет с этими оценками [2]. Это максимальная величина падения мирового ВВП со времён Второй мировой войны. Для сравнения: во время последнего глобального финансово-экономического кризиса в 2008-2009 гг. максимальное годовое падение составляло всего лишь 0,1%. Стоит отметить, что некоторые государства уже объявляют дефолты по своим обязательствам, банкротятся крупные транснациональные компании [10].

По мнению авторов статьи, ответ на многие проблемы пандемического кризиса должен быть универсальным и связанным, прежде всего, с национальной безопасностью и суверенитетом стран, что подразумевает постоянное и полноценное взаимодействие между государствами, правительствами и компаниями [1]. Но в целом ряде случаев государствам придётся пойти на прямое сотрудничество, которое в некоторых сферах (и ситуациях) можно назвать «вынужденным». Например, обязательное взаимодействие в ходе прививочной кампании от СОУЮ-19: когда появятся подходящие вакцины, они должны быть использованы почти одномоментно на всех континентах, прежде всего - по соображениям национальной безопасности [5]. Несомненно, что по окончании пандемии потребуется пересмотреть

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

принципы международного сотрудничества в области биологических исследований. Соответствующая работа возможна на площадках таких организаций, как ООН, включая ее институт - Всемирную Организацию Здравоохранения (ВОЗ). А также на региональных площадках, таких, как ОДКБ и ШОС, которые уделяют значительное внимание разным аспектам безопасности [3, 4].

Следует отметить, что проводящиеся в последние месяцы расследования о причинах пандемии - это важная часть внутренней политики отдельных стран, которая служит основой для избирательных кампаний. В результате появляются и «подследственные» государства, на которые перекладывается ответственность за провалы в экономике и борьбе с коронавирусом на своей территории. Как верно отмечает Д.А. Медведев, «это тупиковый путь, который никому не поможет, даже в ходе выборов. Гораздо продуктивнее обеспечить полноценную платформу для сотрудничества врачей, учёных, лабораторий и целых компаний, чтобы получить коллективный результат. Ведь на выработку действительно эффективной вакцины и группы противовирусных препаратов уйдёт немало времени. И вклад каждой страны, её ученых и компаний может быть поистине уникальным» [10].

Существуют три возможных варианта реагирования на возникшие эпидемиологические вызовы:

- введение на всей территории России или ее части режима чрезвычайного положения;

- введение в субъектах РФ режима повышенной готовности;

- введение дополнительных ограничительных и санитарно-противоэпидемических мероприятий.

Как показала практика, режим повышенной готовности был введен во всех 85 субъектах РФ, из них в 44 регионах такой режим был признан

обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором). «Избранная модель регулирования представляется адекватной возникшим угрозам, поскольку она обладает меньшим негативным воздействием на экономику, чем режим чрезвычайного положения [4].

Руководствуясь с Федеральными законами от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»1 и от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»2 (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) Главный государственный санитарный врач Российской Федерации 2 марта 2020 г. принял постановление № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-пСс^». В рамках данного постановления были проведены следующие мероприятия:

- организация работы медицинских организаций с приоритетом оказания первичной медицинской помощи на дому лихорадящим больным с респираторными симптомами, в первую очередь, лицам старше 60 лет, с привлечением дополнительного медицинского персонала, а также обеспечение отдельного приема через при-емно-смотровые боксы и фильтр-боксы пациентов с признаками острых респираторных вирусных инфекций, внебольничной пневмонии;

- оснащение специалистов бригад скорой медицинской помощи, медицинских организаций, осуществляющих медицинскую помощь амбула-торно и стационарно (в приемных отделениях), в фельдшерско-акушерских пунктах - пульс-оксиме-трами; отделений медицинских организаций по оказанию помощи лицам, больным ОРВИ и вне-больничными пневмониями, - аппаратами для неинвазивной вентиляции легких;

- организация работы «горячей линии» для граждан, вернувшихся с территорий, где зарегистрированы случаи новой коронавирусной инфекции;

- поддержание неснижаемого запаса противовирусных препаратов, в том числе рекомендованных для лечения новой коронавирусной инфекции, дезинфекционных средств и средств индивидуальной защиты в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь стационарно, и аптечной сети;

- усиление санитарно-карантинного контроля в аэропортах пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, принимающих рейсы из Исламской Республики

Иран, Республики Корея, Итальянской Республики;

- медицинское наблюдение на срок 14 календарных дней всех граждан, прибывающих из Исламской Республики Иран и Республики Корея, по месту их пребывания. При появлении у них симптомов, не исключающих новую коронавирус-ную инфекцию (2019-пСс^, обеспечение их немедленной изоляции и госпитализации в медицинские организации, осуществляющие медицинскую помощь стационарно, в условиях, специально созданных для данного контингента больных;

- возможность оформления листков нетрудоспособности без посещения медицинской организации лицам, вернувшимся с территорий, где зарегистрированы случаи новой коронавирусной инфекции (2019-пСс^, в пределах 14 календарных дней с момента их возвращения;

- по активизации разъяснительной работы с населением о профилактике внебольничных пневмоний, обращая особое внимание на необходимость своевременного обращения за медицинской помощью при появлении первых симптомов респираторных заболеваний [6].

Гражданам, вернувшимся с территорий, где зарегистрированы случаи новой коронавирусной инфекции (2019-пСс^, в рамках указанного постановления рекомендуется:

а) передавать сведения о месте и датах их пребывания, возвращения, контактной информации на «горячую линию», организованную в субъекте Российской Федерации;

б) при появлении первых признаков респираторной инфекции оставаться дома (по месту пребывания) и незамедлительно обращаться за медицинской помощью в медицинскую организацию по месту прикрепления с представлением информации о своем пребывании на территории, где зарегистрированы случаи новой коронавирусной инфекции (2019-пСс^, для оформления листков нетрудоспособности без посещения медицинских организаций (на дому) [6, 7].

Самой тревожной и опасной (по сравнению с другими регионами России) является ситуация в Москве. Руководствуясь вышеуказанными федеральными законами, а также принятым постановлением Главного санитарного врача РФ Мэр Москвы С.С. Собянин, как и многие регионы3 при-

1 СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648.

2 СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.

3 См.: постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 г. № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»; распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 г. № 144-р «О введении режима «Повышенная готовность» и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-пС^) на территории Республики Алтай»; постановление Главы

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

нимает правовой акт (Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ1), о введении режима повышенной готовности [11]. Данный правовой акт, помимо всего прочего, в Москве вводит следующие меры предосторожности:

- граждане, прибывшие из Китайской Народной Республики, Республики Корея, Итальянской Республики, Исламской Республики Иран и ряда других государств с неблагополучной ситуацией, связанной с распространением новой коронави-русной инфекции, обязаны обеспечить самоизоляцию на дому на срок 14 дней со дня возвращения в Российскую Федерацию (не посещать работу, учебу, минимизировать выход на улицу, посещение общественных мест, общение с родственниками и другими людьми), а также передать по телефону горячей линии города Москвы сведения о своем возвращении в Российскую Федерацию, месте, датах пребывания на территориях, где зарегистрированы случаи новой корона-вирусной инфекции, контактную информацию [8];

- работодатели обязаны обеспечить измерение температуры тела работникам на рабочих местах с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой, а также не допускать появления на рабочем месте и (или) территорию организации работников из числа граждан, находящихся в самоизоляции, а также работников, в отношении которых приняты постановления санитарных врачей об изоляции;

- приостановить проведение в городе Москве досуговых мероприятий с участием граждан, в том числе, в сфере культуры, физической культуры и спорта, выставочной, развлекательной и просветительской деятельности, в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них) с числом участников более 50 человек одновременно;

- строгое соблюдение режима самоизоляции граждан в возрасте старше 65 лет, а также граждан, имеющих такие заболевания как болезнь эндокринной системы, болезни органов дыхания, болезнь системы кровообращения и др. [11]

Также стоит отметить постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации, Президиума Совета судей Российской Федерации от 18 марта 2020 г. № 808 «О приостановлении личного приема граждан в судах»2, которым:

- приостанавливается личный прием граждан в судах;

администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 г. № 129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (C0VID-2019)».

1 URL: http://www.mos.ru (дата обращения: 6 октября 2020 г).

2 СПС «КонсультантПлюс».

- устанавливается рассматривать только категории дел безотлагательного характера (об избрании, продлении, отмене или изменении меры пресечения, о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни, и другие), а также в порядке приказного, упрощенного производства;

- всем судьям и работникам аппаратов судов в случае малейших признаков заболевания осуществлять самоизоляцию;

- вводится ограничение доступа в суды лиц, не являющихся участниками судебных процессов.

По мнению А. Дынкина, восстановление можно ждать не раньше четвертого квартала 2020 года-первого квартала 2021 г. На этот процесс повлияет стандартный метод - прекращение карантина, которое окажет основное воздействие. Проблема в том, как поставить экономики на паузу, уменьшить масштаб с целью не разрушить базовые вещи, например, финансовую систему [2].

Главное и очевидное, что, если бы вовремя оповестили мировое сообщество о появлении «нулевого» пациента, был бы произведен тщательный мониторинг и наблюдение за потенциальными угрожающими событиями [8, 9]. В Китае же, по официальной статистике, первый заболевший был зарегистрирован 1 декабря 2019 г., а ВОЗ оповестили только спустя месяц, в январе 2020 г. Конечно, при ином ходе событий сегодняшняя картина была бы намного лучше. Теперь остается сделать вывод, что такая угроза международной безопасности как пандемия, вышла на первый план. Эта угроза оказалась гораздо опаснее, чем опасность климатических изменений. На ближайшие десять лет политика национальных правительств и международных организаций будет держать эту тему в фокусе пристального внима-ния.3

Список литературы:

[1] Гоц Е.В., Лазарева И.Л., Матвеева М.А., Моргунова Г.А., Попов К.И., Расулов А.В., Филиппова М.Ю., Химич Т.М., Эфиндиев Т.С. Правоведение. Учебник для студентов транспортных вузов. - Москва, 2013.

[2] Дынкин А. Пандемия как угроза международной безопасности вышла на первый план, 13.04.2020 г. / https://russiancouncil.ru/analytics-

3 См.: Дынкин А. Пандемия как угроза международной безопасности вышла на первый план, 13.04.2020 г. / https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/ comments/pandemiya-kak-ugroza-mezhdunarodnoy-bezopasnosti-vyshla-na-pervyy-plan/?sphrase_ id=38887557

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

and-comments/comments/pandemiya-kak-ugroza-mezhdunarodnoy-bezopasnosti-vyshla-na-pervyy-plan/?sphrase_id=38887557

[3] Жарова А.К. Место сетевого информационного сообщества в системе правового регулирования // Репутациология. 2009. № 3 (4). С. 29-46.

[4] Жарова А.К. О необходимости правовой классификации операторов сети Интернет // Бизнес-информатика. 2011. № 3 (17). С. 60-65.

[5] Жарова А.К. Особенности процесса правовой идентификации человека в Интернете // Информационное право. 2016. № 3. С. 30-35.

[6] Матвеева М.А. Внесение поправок в Конституцию Российской Федерации: общетеоретические проблемы многообразия конституционно-законотворческих производств // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2013. № 4 (31). С. 79-81.

[7] Матвеева М.А. Нормотворчество и правотворчество: теоретические проблемы соотношения понятий // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2014. № 3 (34). С. 42-47.

[8] Матвеева М.А. Правотворчество как юридическая деятельность // Новый юридический журнал. 2014. № 3. С. 160-164.

[9] Матвеева М.А. Теоретические основы соотношения нормотворчества и правотворчества // Образование и право. 2014. № 11-12 (63-64). С. 32-40.

[10] Медведев Д.А. Сотрудничество в сфере безопасности в период пандемии нового корона-вируса // Россия в глобальной политике. 2020. № 4 (Июль-август) / https://globalaffairs.ru/articles/ bezopasnost-v-period-pandemii/

[11] Полякова Т.А., Жарова А.К. Научный семинар «Проблемы информационного права и информационной безопасности» // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2017. Т. 12. № 1. С. 172-188.

Spisok literatury:

[1] Goc E.V., Lazareva I.L., Matveeva M.A., Morgunova G.A., Popov K.I., Rasulov A.V., Filippova M.YU., Himich T.M., Efindiev T.S. Pravovedenie.

Uchebnik dlya studentov transportnyh vuzov. -Moskva, 2013.

[2] Dynkin A. Pandemiya kak ugroza mezhdun-arodnoj bezopasnosti vyshla na pervyj plan, 13.04.2020 g. / https://russiancouncil.ru/analyt-ics-and-comments/comments/pandemiya-kak-ugro-za-mezhdunarodnoy-bezopasnosti-vyshla-na-per-vyy-plan/?sphrase_id=38887557

[3] Zharova A.K. Mesto setevogo informacion-nogo soobshchestva v sisteme pravovogo reg-ulirovaniya // Reputaciologiya. 2009. № 3 (4). S. 29-46.

[4] Zharova A.K. O neobhodimosti pravovoj klassifikacii operatorov seti Internet // Biznes-infor-matika. 2011. № 3 (17). S. 60-65.

[5] Zharova A.K. Osobennosti processa pravovoj identifikacii cheloveka v Internete // Informacion-noe pravo. 2016. № 3. S. 30-35.

[6] Matveeva M.A. Vnesenie popravok v Kon-stituciyu Rossijskoj Federacii: obshcheteoreticheskie problemy mnogoobraziya konstitucionno-zakonot-vorcheskih proizvodstv // Uchenye trudy Rossijskoj akademii advokatury i notariata. 2013. № 4 (31). S. 79-81.

[7] Matveeva M.A. Normotvorchestvo i pravot-vorchestvo: teoreticheskie problemy sootnosheniya ponyatij // Uchenye trudy Rossijskoj akademii advokatury i notariata. 2014. № 3 (34). S. 42-47.

[8] Matveeva M.A. Pravotvorchestvo kak yuridi-cheskaya deyatel'nost' // Novyj yuridicheskij zhurnal. 2014. № 3. S. 160-164.

[9] Matveeva M.A. Teoreticheskie osnovy sootnosheniya normotvorchestva i pravotvorchestva // Obrazovanie i pravo. 2014. № 11-12 (63-64). S. 32-40.

[10] Medvedev D.A. Sotrudnichestvo v sfere bezopasnosti v period pandemii novogo koronavirusa // Rossiya v global'noj politike. 2020. № 4 (Iyul'-av-gust) / https://globalaffairs.ru/articles/bezopas-nost-v-period-pandemii/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[11] Polyakova T.A., Zharova A.K. Nauchnyj seminar "Problemy informacionnogo prava i informa-cionnoj bezopasnosti" // Trudy Instituta gosudarstva i prava Rossijskoj akademii nauk. 2017. T. 12. № 1. S. 172-188.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.