Научная статья на тему 'Институты федеральной власти в урегулировании чеченского кризиса'

Институты федеральной власти в урегулировании чеченского кризиса Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
102
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институты федеральной власти в урегулировании чеченского кризиса»

Касумов И.Я., соиск. СКАГС

ИНСТИТУТЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ВЛАСТИ В УРЕГУЛИРОВАНИИ

ЧЕЧЕНСКОГО КРИЗИСА

Современный политический процесс в Чеченской Республике невозможно рассматривать вне широкого политического контекста, рамки которого задаются соотношением интересов России и международного сообщества.

Характер и направленность деятельности целой группы акторов, попадающих в категорию «федеральная власть», определяются стратегическими интересами России. Их главной политической целью является обеспечение территориальной целостности и безопасности в традиционном понимании, т.е. поддержание приемлемого баланса военной силы и экономического влияния, дополняемое достаточным уровнем лояльности со стороны части местного населения. Эта политическая цель также подразумевает обеспечение безопасности внешних границ России.

В настоящее время федеральный центр видит угрозу своим интересам на Северном Кавказе со стороны ряда внешних факторов, включая политику США в кавказском регионе, западную поддержку «демократических цветных революций», а также распространение радикальной исламской идеологии (исламизма). В то же время российское руководство стремится предотвратить ситуации, при которых события на Северном Кавказе могут нанести вред международной репутации Российской Федерации.

Другой важной целью является повышение общей эффективности управления и изоляция групп политического давления, которые препятствуют осуществлению федеральной политики в Чеченской Республике или выдвигают неприемлемые требования. Эта политическая цель включает в себя необходимость бороться с организованной преступностью, сетями религиозных экстремистов и вооруженными сепаратистами. Последовательность и согласованность усилий различных органов власти России в отношении региона проявляется в решимости искоренить чеченский вооруженный сепаратизм и сохранить территориальную целостность Российской Федерации.

Основным направлением работы Правительства РФ в Чеченской Республике является восстановление стратегической инфраструктуры и подъем экономики региона. В настоящее время прикладываются усилия по реформированию региональных структур федеральной власти, отве-

чающих за развитие и безопасность Северного Кавказа, и по реформированию процессов регионального развития. Цель этих реформ - снизить возможный ущерб для этих структур и процессов от непредсказуемых управленческих решений и высокого уровня коррупции местных элит, обеспечив в то же время адекватный поток ресурсов, необходимый для развития республики. Одним из приоритетов признается необходимость развития собственной налогооблагаемой экономической базы и производства в регионе.

Политический процесс в Чечне, активно поддерживаемый федеральным центром, в значительной степени зависит от успешности и прозрачности процесса социально-экономической реконструкции общества и нормализации жизни, реализуемого властями.

К наиболее значимым социально-экономическим проектам относятся федеральные целевые программы.

л

Целевая программа развития «Юг России»1 стоимостью 3,7 млрд. долл., рассчитанная на период 2002-2006 гг., является наиболее комплексной долгосрочной программой, реализуемой федеральными властями на Северном Кавказе2. Она подготовлена Министерством экономического развития и торговли (МЭРТ) и призвана решить следующие задачи:

• Развитие добычи нефти и трубопроводной сети.

• Сохранение и воспроизводство морских биоресурсов.

• Развитие и строительство туристической инфраструктуры и курортов.

• Обеспечение развития малого и среднего бизнеса.

• Развитие систем водоснабжения населения.

В 2002 г. в рамках данной программы по различным бюджетным каналам было выделено 750 млн. долларов. Финансирование программы на 2003-2006 гг. составляет почти 3 млрд. долларов. По данным МЭРТ, из них 330 млн. долларов будет предоставлено федеральным бюджетом; 237 млн. долларов поступит от федеральных органов исполнительной власти; 65 млн. долларов - из бюджетов республик, краев и областей региона; 831 млн. долларов будет выделено региональными государственными предприятиями; еще 1,15 млрд. долл. будет предоставлен из внебюджетных источников. Важно отметить, что доля федерального финан-

Федеральная целевая программа «Юг России» // Игнатов В., Бутов В. Южная Россия: история и современность. Ростов н/Д., 2002.

Общий объем финансирования, предусмотренного и потраченного на эту программу в 2002-2005 гг. составляет 18,7 млрд. руб. (668 млн. долл.), причем в 2002 г. было потрачено 160 млн. долл., в 2003 г. . 125 млн. долл., в 2004 г. . 175 млн. долл., а в 2005 г. . 207 млн. долл. Эта программа финансируется из федерального бюджета (МЭРТ, 2004).

сирования не превышает 10%, и с течением времени она постепенно сокращается. Большинство проектов по снижению бедности, созданию рабочих мест и другим направлениям, имеющим большую общественную значимость, оказались переданы на региональный уровень и должны быть профинансированы из бюджетов республик.

Поэтому, по мнению членов Комитета по экономической политике и бюджетным вопросам Южно-Российской парламентской ассоциации (ЮРПА), реализация этой программы не соответствует напрямую цели снижения безработицы в регионе или повышению уровня жизни населения. Напротив, приоритеты отдаются проектам, которые имеют «федеральное» или «межрегиональное» значение.

Второй действующей целевой программой развития является федеральная программа «Восстановление экономики и социальной сферы в Чеченской республике», реализация которой началась в 2002 г. Реализацию этой программы координируется МЭРТ, разработавшее её в сотрудничестве с правительством Чеченской республики.

Эта программа предусматривает участие в ней 27 федеральных

л

министерств, служб, агентств и организаций1, включая, помимо прочих, Министерство финансов, МО, МВД, ФСБ, МЧС, Федеральную службу статистики, Федеральное агентство по строительству и коммунальным услугам и даже Российскую Академию наук (РАН).

Перед программой стоят следующие задачи:

• Восстановление жилищной и коммунальной инфраструктуры.

• Восстановление инфраструктуры в области здравоохранения, образования, культуры и спорта.

• Восстановление транспортной системы и дорог.

• Обеспечение теле- и радиовещания, а также функционирования печатных СМИ.

• Восстановление экономики Чеченской республики.

После 2002 г. в программу периодически вносились изменения и поправки. В 2003 и 2004 гг. по рекомендации министра экономического развития Г. Грефа объем ежегодного финансирования программы был увеличен для того, чтобы решить проблему незаконченных проектов восстановления в Чечне.

Согласно оценочному резюме Председателя Правительства РФ М. Фрадкова, эффективность программы с каждым годом снижается. Отсутствие последовательности, открытости и нецелевое использование средств, а также бросающиеся в глаза задержки в восстановлении жиз-

Из них три организации отвечают за восстановление инфраструктуры в области безопасности: МО, МВД и ФСБ (МЭРТ, 2004).

ненно важной инфраструктуры привели к усилению разочарования и недоверия со стороны населения. Наиболее серьезные факты нецелевого использования средств были отмечены в сфере выплаты компенсаций за утраченное или разрушенное жилье в Чечне, где подавляющее большинство людей, получивших компенсации, были вынуждены выплачивать взятки и «отступные» чиновникам, размер которых доходил до 50% от общего объема компенсаций.

Другой проблемой программы стала фальсификация списков людей, имеющих право на компенсацию. Количество домовладельцев, имеющих право на компенсацию, в 2005 г. возросло более чем вдвое, превысив количество разрушенных домов. В результате, было решено выдавать компенсации лишь тем людям, чьи дома были разрушены полностью, причем размер компенсации в большинстве случаев оказывался меньше суммы, необходимой для восстановления жилья в первоначальном виде'.

Контроль и ответственность за осуществление выплат компенсаций неоднократно передавались от одного органа правительства Чечни другому вследствие критики со стороны различных источников по поводу медленных темпов данного процесса.

В 2005 г. этот процесс взял под свой контроль Р. Кадыров, который заявил о намерении навести порядок в процедурах выдачи компенсаций. По данным чеченских и федеральных властей, к середине декабря 2004 г. было выплачено более 30 тыс. компенсаций. Благодаря усилиям А. Ал-ханова и Р. Кадырова, темпы выдачи компенсаций несколько ускорились, однако до сих пор остается неясным, будет ли этот процесс нормализован до окончания программы.

Значительный объем ответственности в области управления в рамках данной программы передан в настоящее время Министерству регионального развития (возглавляемому министром В.Яковлевым, бывшим полпредом Президента РФ в ЮФО).

Деятельность государственных структур координируется различными межведомственными комиссиями и комитетами, которые форми-

Объем компенсации для восстановления полностью разрушенного жилья составляет 350 тыс. руб. (около 12,5 тыс. долл.). Было отмечено, что цены на недвижимость в Грозном и некоторых других населенных пунктах Чечни начали расти в 2004 г., несмотря на ухудшение ситуации в области безопасности. Хотя это обстоятельство часто рассматривается как фактор стабилизации ситуации, это может быть также связано со значительными объемами свободных финансовых ресурсов у части элиты, готовой для инвестирования в недвижимость. Это негативно сказывается на способности обычного гражданина восстановить свой дом при условии неизменности суммы компенсационных выплат.

руются при министерствах, федеральных службах и агентствах для реализации соответствующих федеральных программ в регионе. Лидирующую роль на текущий момент играет Министерство экономического развития и торговли РФ во главе с Г. Грефом и его комиссии.

В декабре 2004 г. полпред Президента РФ в ЮФО Д. Козак заявил о необходимости замены существующей системы финансирования проектов в регионах в рамках федеральных целевых программ на более прозрачную и более эффективную систему. Он заявил, что необходимо прекратить вкладывать деньги в ФЦП, следует передать все деньги в фонд финансовой поддержки регионов, выработать систему прямого выделения ресурсов, а затем разделить эти деньги между субъектами федерации, что позволит ликвидировать основу для лоббизма и коррупции, когда органы власти платят друг другу.

Для того чтобы преодолеть непоследовательность и неадекватность действий федеральных органов власти на Северном Кавказе и консолидировать процесс принятия решений, направленных на урегулирование региональных конфликтов, Д. Козак создал на базе своего аппарата Комиссию по координации действий федеральных органов исполнительной власти.

Перед Комиссией была поставлена задача провести ревизию всех принимаемых в настоящее время мер, а также доступных и возможных финансовых, административных и кадровых ресурсов в области программ укрепления безопасности, развития и управления на Северном Кавказе. Координационная комиссия должна была работать в тесном сотрудничестве с Комиссией Государственной Думы РФ по проблемам Северного Кавказа, призванной обеспечить законодательную поддержку планируемых реформ.

Однако роль этой Комиссии на нынешнем этапе сводится преимущественно к планированию, а не к координации. Потенциально эта Комиссия имеет все предпосылки для того, чтоб стать эффективным координирующим центром, с учетом особенностей политического климата в ЮФО, непосредственной близости к целевой аудитории и территориям, на которых реализуются мероприятия по восстановлению, а также имеющимся возможностям быстрого реагирования и принятия решений.

Необходимо подчеркнуть, что существование большого числа координирующих органов на федеральном и региональном уровнях не приводит к автоматическому повышению эффективности и скоординирован-ности действий органов власти. Напротив, в ряде случаев, это создает неразбериху и порождает дополнительную бюрократизацию.

Долгосрочное планирование и реализация социально-экономической политики и административных реформ проводится в

условиях недостаточной координации действий между различными органами исполнительной власти, включая Администрацию Президента РФ, Правительство РФ, Полномочного представителя Президента в Южном Федеральном округе и другие властные структуры.

При принятии конкретных управленческих решений и в процессе их осуществления наблюдается недостаточная консолидация и непоследовательность усилий институтов российской власти, зачастую преследующих различные и противоречащие друг другу цели. До настоящего времени отсутствует четкая система разграничения полномочий между различными органами власти и контроля над исполнением принимаемых решений.

Это является одной из главных причин неэффективности федеральных программ. Так, выделяемые в 2002 - 205 гг. на эти программы финансовые ресурсы распределялись между 27 различными федеральными министерствами, службами и агентствами, которые фактически использовали их, исходя из собственных нужд и интересов. Перевод Дирекции по восстановлению Чеченской Республики из Москвы в Грозный при введении жестких механизмов финансового мониторинга может стать первым шагом в сторону более сбалансированной и эффективной политики социально-экономического восстановления республики.

Федеральные программы по развитию основной акцент делают на восстановление базовой инфраструктуры региона, включая транспортные коммуникации, нефте- и газопроводы, индустриальные объекты стратегического значения, теле- и радиовещание.

Меньшее внимание уделяется здравоохранению, образованию и другим элементам социальной инфраструктуры, не говоря уже о создании новых предприятий, рабочих мест и возможностей для развития среднего и малого бизнеса, в то время как это могло бы помочь разрешению многих фундаментальных проблем, толкающих население на путь конфликта и экстремизма.

Отсутствие прозрачности и недостаток контроля над реализацией в программах социально-экономического восстановления и развития Чеченской Республики приводит к расхищению и нецелевому использованию выделяемых средств, а также к неудовлетворительности планирования, исполнения и отчетности. Неспособность власти реализовать в полном объеме меры по нормализации жизни в Чечне рассматривается населением как еще одно доказательство нежелания российских федеральных властей восстановить справедливость в республике.

Выработка и осуществление единой федеральной стратегии в регионе существенно затрудняется коррупцией и лоббированием, которое различные влиятельные группы проводят в своих интересах. В частности,

многие решения блокируются узкими экономическими и политическими интересами и действиями коррумпированных региональных элит, которым федеральный центр в существенной степени передоверил политическое администрирование и экономическое управление регионом. Распространение клановости и круговой поруки в среде этих элит, при почти полном невнимании к нуждам населения и жестком контроле над деятельностью местных правоохранительных органов, существенно ослабляет так называемую «вертикаль власти», укрепление которой является одной из главных целей федеральной власти на Северном Кавказе.

Феномен клановой коррупции (т.е. монополизации политического и экономического влияния в руках узкого круга правящей элиты, сформи-

А

рованной на семейной или клановой основе)1 является типичной проблемой для всех республик Северного Кавказа. Эта проблема стала одним из главных препятствий на пути социально-экономической реконструкции Чеченской Республики. Политическое влияние используется элитами преимущественно для извлечения максимальной личной выгоды путем вытеснения конкурентов и концентрации финансовых ресурсов в своих руках, что наносит колоссальный экономический, социальный и политический ущерб региону и его населению. Передел сфер влияния и собственности являются одним из главных конфликтогенных факторов на местной социально-политической арене.

В этих условиях текущая административная реформа «буксует» и фактически сведена к перетасовке административных постов и полномочий, что не влияет на состав и степень влияния неформальных групп давления, преследующих личные интересы или выступающих проводниками интересов крупных частных компаний. Все это подрывает эффективность федеральной политики в регионе и отчасти объясняет имеющийся разрыв между словом и делом.

Последовательность федеральной политики подрывается также влиятельными республиканскими элитами, которые напрямую вовлечены в борьбу за сферы влияния на федеральном уровне. Республиканские правящие элиты отличаются большой консолидированностью и эффективно сопротивляются попыткам их реформирования благодаря традиционной клановости и закрытости. Основные интересы клановых элит заключаются в сохранении системы, при которой местное самоуправление является дотационным и характеризуется финансово-политической взаимозависимостью периферии и центра: республики не могут развиваться без мощных субсидий из федерального бюджета, от которых полностью зависят местные экономики. В то же время, федеральный центр зависит

л

Бондаренко С.В. Коррумпированные общества. Ростов н/Д., 2002.

от местных элит, они позиционируют себя как единственную реальную силу, способную предотвратить социальный взрыв, который немедленно вызовет прекращение субсидирования (по крайней мере, в депрессивных регионах, таких как Чечня, Ингушетия, Дагестан).

Экономическая коррупция также является характерной чертой региона. Ее истоками являются недостаток равенства экономических возможностей, отсутствие четких норм и регулирующих процедур, слабая государственная поддержка малого и среднего бизнеса и частного предпринимательства, а также исторические и этнокультурные факторы. Факторами, способствующими усугублению регионального кризиса, являются высокий уровень безработицы в республиках, неразвитость промышленного производства, низкий уровень инвестиций наряду с неэффективным использованием выделяемых ресурсов.

Экономическая ситуация осложняется ограниченностью легальных возможностей для развития малого бизнеса, острой нехваткой рабочих мест и неравенством в доступе к существующим экономическим возможностям, обусловленным высоким уровнем коррупции. Среда для деловой активности в Чечне такова, что частный сектор практически не в состоянии устойчиво и надежно работать без приобретения «патронов» в среде республиканских администраций и подконтрольных им правоохранительных структур.

Российские компании, владеющие активами в регионе, как правило, не реинвестируют средства на Северном Кавказе и работают в экстрактивном режиме. Московские компании приобретают новые активы в республиках, но недостаточно активно создают новые рабочие места. Единственным исключением является государственная компания Роснефть, которая работает в Чеченской Республике и владеет основным пакетом акций «Грознефтегаза».

Согласно официальной статистике, в ЮФО направляется в среднем в 3,5 раза больше субсидий, чем в другие регионы Российской Федерации (как в абсолютном выражении, так и на душу населения). Вместе с тем, годовой доход на душу населения в регионе в 1,5 раза ниже, чем среднероссийский показатель. В большинстве субъектов Северного Кавказа (за исключением развитых в экономическом отношении Краснодарского края и Ростовской области) показатель валового регионального продукта (ВРП) на душу населения также существенно ниже, чем в других российских регионах. Низкие текущие экономические показатели объясняются как следствие коррупции и «перекачивания» бюджетных средств в теневую экономику, объем которой в некоторых республиках региона превышает объем официальной экономики.

Широкомасштабная незаконная добыча, переработка нефти и торговля нефтью. На долю этой деятельности в 2005 г. приходилось до 1/3 всей активности в нефтяном секторе Чечни, что наносит ущерб в виде прямых потерь сотен миллионов долларов ежегодно1.

Высокая безработица является острейшей проблемой в большинстве субъектов Северного Кавказа, где ее уровень в 2-5 раз превышает среднероссийский показатель. Здесь больше всего как зарегистрированных, так и «скрытых» безработных; 67% безработных - это жители села. По данным Федеральной государственной службы занятости, в среднем по округу на одну вакансию претендует семь человек, в Ингушетии - 228 человек, а в Чечне - почти 20 тысяч человек2.

По данным ООН, в Чечне безработными являются 80% населения. Молодые мужчины не имеют возможности прокормить свои семьи, что особенно травматично для представителей той культуры, где вопрос достойного обеспечения семьи традиционно считается «делом чести». В результате мужчины вынуждены либо прибегать к криминальным способам получения дохода, либо вступать в ряды боевиков, что также может приносить доход и быть средством поддержания своего социального статуса и высокой самооценки.

По данным Госкомстата РФ на июнь 2004 г., средний уровень официально зарегистрированной безработицы в ЮФО составил 13,1%, что на 8,3% превышает среднероссийский показатель. Самый низкий уровень безработицы зарегистрирован в Северной Осетии (11,7%), а самый высокий - в Чеченской республике (77%). В Ингушетии он составил 46,3%, в Дагестане - 27,2%, в Кабардино-Балкарии - 25,7%, в Карачаево-Черкесии - 16,9%.

Реальная безработица существенно превышает официально зарегистрированную. По оценкам местных и международных экспертов, реальная безработица в Чечне и Ингушетии достигает 80-85%. По уровню заработной платы этот регион занимает последнее место в России, а половина населения всего Северного Кавказа живет за чертой бедности. Это является питательной средой для экстремизма, способствует распространению теневого и нелегального секторов экономики, росту социальной напряженности и представляет наиболее серьезную угрозу стабильности на Кавказе.

Участие в незаконных вооруженных формирования как вид «бизнеса», способ получения денежных доходов, для безработного населения в

Пресс-релиз временного пресс-центра МВД РФ в Северо-Кавказском регионе, сентябрь 2005 г.

о

Российская газета. 2004. 12 февр.

условиях существования латентных региональных конфликтов позволяют прогнозировать возможность их перехода в открытые формы в одной или сразу нескольких республиках. В частности, можно выделить следующие конфликтные системы:

Чечня - Ингушетия. Географическая близость и этническое родство приводят к тому, что конфликты, их последствия и динамика мирного процесса в Чечне оказывают сильное влияние на ситуацию в Ингушетии (и наоборот).

Дагестан - Чечня. Ваххабитские движения, действующие в обеих республиках, и мобилизация конфликтных групп на основе существующих трансграничных этнических связей могут оказывать серьезное дестабилизирующее влияние на ситуацию в Дагестане.

Южная Осетия - Северная Осетия - Ингушетия - Чечня. Нерешенный территориальный спор между Северной Осетией и Ингушетией, сопровождающийся межэтнической напряженностью, может повторно разжечь вооруженный конфликт и вовлечь в него экстремистов из Чечни и Южной Осетии. Обострение отношений между Грузией и Южной Осетией может спровоцировать появление новых потоков беженцев в Северную Осетию.

Грузия - Абхазия - адыгские народы. Обострение грузино-абхазского конфликта может резко осложнить обстановку на Кавказе. В конфликт могут быть вовлечены экстремистские элементы со всего Северного Кавказа, что придаст ему более широкий масштаб и неизбежно приведет к обострению отношений между Россией и Грузией.

Другие формирующиеся конфликтные системы связаны с неурегулированными территориальными спорами по всему региону. Эти споры обострились по мере реализации планов по укрупнению субъектов федерации, провозглашенных федеральным центром в 2005 г., что может спровоцировать возобновление требований со стороны пострадавших от сталинской депортации народов Северного Кавказа, которые попытаются использовать любые реформы в сфере административного устройства и управления для возвращения утраченных в результате репрессий территорий.

В этой ситуации федеральный центр в качестве механизма повышения эффективности антикризисного управления предлагает изменение отношений между федеральными и региональными органами власти. Если ранее они строились на основе системы политического диалога и политики невмешательства во внутренние отношения и борьбу региональных элит (в обмен на достаточно свободно понимаемую лояльность Москве), то сегодня выстраивается система прямого подчинения федеральному центру. Тем не менее, значимость этих изменений в отношени-

ях между субъектами федерации и центром для способности последнего управлять возникающими кризисами оказывается ограниченной крайне высоким уровнем коррупции региональной власти.

Последовательное усиление контроля центра над регионом путем приведения местного законодательства в соответствие с федеральным и последующим введением нового порядка избрания глав субъектов (утверждаемых местными парламентами) основано на традициях жесткого централизма. С нашей точки зрения, опасность такого подхода заключается прежде всего в том, что федеральный центр сможет обеспечить управление и контроль над столь сложным и нестабильным регионом, «де факто» делегируя этот контроль наиболее мощным региональным клановым образованиям, подверженным, в свою очередь, «клановой коррупции».

Это может привести к росту разочарования и апатии в обществе и породить скептическое отношение к власти как к институту глубоко коррумпированному, неспособному обеспечить безопасность, социальную справедливость и защиту интересов граждан.

Несмотря на политическую и экономическую нестабильность Чечня по-прежнему обладает экономическим потенциалом и возможностями для развития нефтедобывающей отрасли, сельского хозяйства и пищевой промышленности. Большинство экспертов сходятся во мнении, что при условии рационального использования выделяемых для региона финансовых ресурсов, его экономика показала бы существенный рост за последние годы.

В этом контексте следует рассматривать важнейшую составляющую системы отношений между федеральными и республиканскими органами власти - Договор о разграничении предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и органами госу-

А

дарственной власти Чеченской Республики'. Предполагается, что Чечня получит в 2005-2015 гг. дополнительные выгоды от использования своих минеральных и природных ресурсов, контроль над всеми активами нефтяного сектора республики, а также права на лицензирование добычи, переработки, транспортировки и продажи нефти (в том числе, и на международном рынке). Предполагается также принятие целого ряда мер по прекращению распространения негативных стереотипов в СМИ относительно чеченцев, предоставление медицинской и психологической реабилитации жертвам конфликта и прекращение нарушения конституционных прав граждан армией и правоохранительным органами.

Этот договор теоретически может создать более благоприятные условия для восстановления и развития республики. Главной предпосыл-

л

Газ. «Чеченское общество». 2005. 1 февраля. № 2 (40).

кой ощутимого и положительного изменения ситуации в случае заключения договора является обеспечение прозрачности в управлении ресурсами, обеспечение (в случае подписания) оптимизации финансовой базы для экономического и социального восстановления Чечни.

Это может быть достигнуто с помощью механизмов распределения властных полномочий и взаимного контроля между различными ветвями власти в Чечне, выравнивания влияния ведущих конкурирующих кланов и других влиятельных групп. Выборы в парламент Чечни, состоявшиеся в ноябре 2005 г., в перспективе могут дать возможность для достижения прогресса в этом направлении.

Российская Федерация имеет на Северном Кавказе три самостоятельные политические цели: сохранение территориальной целостности и суверенитета; повышение уровня эффективности политического и экономического управления; и борьба с терроризмом. К основным политическим целям федерального центра преодоление внутичеченского противостояния до сих пор не относится, что является, с нашей точки зрения, перманентно воспроизводимой с ельцинского периода, политической ошибкой федеральной власти. В свою очередь, чеченское руководство пытается использовать все действия федерального центра как ресурс преодоления чеченского кризиса.

Но, поскольку эффективность федерального управления определяется низкой координацией и фрагментацией усилий различных участников политического процесса, ресурсы, предоставляемые федеральной властью, оказываются крайне недостаточными для решения основной внутричеченской задачи - консолидации чеченского общества на основе его модернизации.

Шарафутдинова Э. Ф., соиск.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ «ТЕРРОР САМОУБИЙЦ» НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

События начала нового тысячелетия приводят к выводу - современная цивилизация вступила в новую стадию политических и культурных преобразований. Многие из них сопровождаются чередой кровавых столкновений и конфликтов, имеющих религиозную подоплеку. Все чаще звучат высказывания о наступлении исламского мира на христианский и наоборот. Можно также говорить о влиянии ислама на экономику, политику, право во многих странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.