Научная статья на тему 'Что мешает этнополитической стабильности на Северном Кавказе?'

Что мешает этнополитической стабильности на Северном Кавказе? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
88
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Что мешает этнополитической стабильности на Северном Кавказе?»

Новому президенту надо будет доказывать, что он не просто сын великого отца. А значит, нужно будет искать свои подходы, отличные от отцовских политических ноу-хау. Тем более что далеко не все дагестанские элиты испытывают восторг от правления «дедушки».

Таким образом, впереди у нового президента сложнейшая работа. Ведь от простой перемены лиц в махачкалинских кабинетах из Дагестана никуда не исчезли ни сложнейшая конкуренция различных «центров влияния», ни религиозный экстремизм, ни коррупция, ни безработица, ни социальные и этнополитические проблемы. В связи с этим хотелось бы, чтобы политика Кремля на данном направлении не была сконцентрированной исключительно в сфере пиара. Отказ от пролонгации полномочий Муху Алиева -это сигнал: «ответственный» за нынешнюю ситуацию в республике найден. Однако для реальных перемен у Кремля должна присутствовать воля (и самое главное - понимание ситуации в республике). На сегодняшний день (как показали всплески публичной политики в период определения кандидатуры президента Дагестана) в самой крупной северокавказской республике многие заинтересованы в более активной роли федеральной власти в дагестанском броуновском движении.

Следовательно, продолжение реактивной политики, когда о Дагестане вспоминают только после очередного знакового теракта или диверсии, уже невозможно. Необходимо переходить от дистанционного управления этим непростым субъектом РФ к его более плотной интеграции в общероссийские процессы. Поэтому смена подходов кажется нам намного более важной, чем смена лиц в «стране гор».

«Свободная мысль», 2010, М., № 3, с. 59-72.

Николай Медведев,

доктор политических наук

(РАГС при Президенте РФ)

ЧТО МЕШАЕТ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ

СТАБИЛЬНОСТИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ?

В современной политической науке и практике сложились два основных государственных метода воздействия на этнокон-фессиональные меньшинства, с которыми, как правило, связана

конфликтогенная ситуация в государствах с полиэтническим составом населения:

1. Принудительный метод - ассимиляция. Это целенаправленная деятельность властей по размыву этнокультурных особенностей малых народов. Концепция культурной унификации под условным названием «плавильный котел».

2. Консенсусный метод - метод «лоскутного одеяла» -предполагает создание системы учета интересов этноконфессио-нальных групп и сообществ на основе их автономного развития с одновременной мягкой интеграцией различных политических интересов на уровне федеративного государства.

Конечно, проблема этнополитической напряженности лежит не только в плоскости легитимного или нелегитимного закрепления полномочий между органами федеральной, региональной и местной власти, в том числе положения региональной и федеральной бюрократии, но также и в социально-экономических, культурных и конфессиональных условиях существования различных этнических групп и сообществ Северного Кавказа. Но дело в том, что сложившаяся в современной России модель централизации власти («вертикали власти») не вписывается в реалии политического процесса, где постоянно развивается многоаспектный конфликт групп интересов (этнополитических, экономических, этно-территориальных, социокультурных, этноконфессиональных).

«Власть силы» не в состоянии вообще, и тем более в условиях ограниченных ресурсов (экономических, военных, полицейских), эффективно справиться с функциями государственного управления и регулирования различных сфер общественной жизни, когда полиэтничность и этноконфессиональность становятся, по сути, единственной и реальной политической оппозицией для действующей российской власти. Дело еще и в том, что лидеров и носителей этноконфессиональных интересов практически невозможно легитимно подключить к процессу принятия политических решений. А без применения консенсусных процедур у действующей власти и у всех этноконфессиональных групп остается лишь единственный - силовой - метод взаимодействия и позиционирования своих интересов.

Следует особо отметить, что «ни этничность (принадлежность к определенному этносу), ни конфессиональность (вероисповедание, принадлежность к определенной религиозной конфессии) сами по себе не являются причинами конфликта. То есть существование этнических и/или конфессиональных различий ме-

жду социальными и политическими группами в принципе не обязательно должно являться причиной конфликта. Причины этнических конфликтов связаны с отчуждением какой-либо этнической группы от политической власти либо, наоборот, концентрацией власти (политической, экономической, финансовой) в руках какой-либо этнической группы, неравенством в распределении ресурсов внутри государства, опасениями за свою идентичность либо желанием какой-либо части государства или общества использовать этноконфессиональный фактор в политической борьбе.

По данным российских спецслужб, суммарный размер годового дохода террористов может достигать более 100 млн. долл. Всего в той или иной форме денежные средства незаконным вооруженным формированиям поступали более чем из 40 стран мира. Наиболее активными спонсорами исламистов на Северном Кавказе стали пять стран Персидского залива: Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Катар и Бахрейн. Среди прочих финансовую подпитку осуществляли: «Братья мусульмане», «Исламский мир», «Центр по борьбе с неверными», «Иорданский комитет помощи Чеченской Республике», «Джамаат-и-ислами», «Аль-Харамейн», «Хизб-ут-Тахрир», «Пакистанский комитет солидарности с Чечней» и др. Министр иностранных дел правительства движения «Талибан» мулла Вакиль Ахмад Мутава-киль в свое время признавался, что в то время как «многие мусульманские государства оказывают помощь деньгами и оружием Чечне, но скрывают это», талибы «открыто заявляют о своей поддержке сепаратистов».

Активно финансировали боевиков в Дагестане и Чечне представители северокавказской диаспоры в США (штаты Нью-Джерси, Иллинойс и Мэриленд). Помощь поступала через благотворительные, религиозные и просветительские организации. В США зарегистрировано более 50 происламистских общественных некоммерческих организаций, которые осуществляли сбор добровольных пожертвований и денежных взносов для оказания «финансовой и гуманитарной помощи» Чечне.

Различные официальные действующие турецкие религиозные организации и фонды, по просьбе лидеров чеченской эмиграции, добились от правительства Турции разрешения на создание «Комитета солидарности с чеченцами Северного Кавказа».

Закавказье напрямую соприкасается с самой болевой точкой России - Чечней, а также с другими северокавказскими республиками. Россия крайне заинтересована в том, чтобы с территории

Закавказья не оказывалось никакой поддержки (ни санкционированной властями закавказских государств, ни при их молчаливом согласии, ни какой-либо другой) силам сепаратизма на Северном Кавказе. Именно поэтому жизненно важно выстраивание системы соответствующих отношений России с Грузией и Азербайджаном, в которой были бы предусмотрены конкретные и эффективные меры предупреждения использовании территорий указанных государств во враждебных по отношению к ней целях. Без урегулирования региональных, этнических и вооруженных локальных конфликтов на Кавказе России трудно обеспечивать безопасность и конкурентоспособность прокачки каспийских нефти и газа, других транспортных магистралей.

Озабоченность вызывают и негативные тенденции, связанные с ростом религиозного экстремизма, терроризма и наркоторговли, а также потенциальные конфликты, которые могут быть вызваны территориальными, этническими, социальными противоречиями. Угрозу своей безопасности Россия видит и в милитаризации региона. Поэтому стратегия России на закавказском направлении должна тесно увязываться с национальными интересами, стремлением сохранить в Кавказском и Каспийском регионах в любых формах российское экономическое присутствие и политическое влияние.

На значительной части территорий Северного Кавказа царские, советские и российские законы всегда действовали в специфическом виде и исполнялись, если принципиально не противоречили нормам обычного права (адатов). Ведущая политическая роль всегда принадлежала первому лицу национально-территориального образования, хотя лидеры бывших автономий никогда не шли против указаний из Центра. В органах управления превалировали родственные, национальные, клановые, куначе-ские, тейповые связи. Приоритетом в развитии всегда пользовался промышленный сектор основных городских поселений, в то время как сельские районы, где проживало большинство населения, по большей части игнорировались. Поэтому экономические модели кавказских республик в Новое время стали не просто специфичными, но носят явно затратный, дотационный характер. Это связано с общим упадком промышленности и туризма, сельского хозяйства. Они усугублены высокой рождаемостью, безработицей, а умерявшая их остроту «теневая занятость» переродилась в организованную преступность, создающую «рабочие места» в основном за пределами региона.

Укоренившиеся здесь нищета и низкий уровень развития общества способствовали, как нигде в других российских регионах, развитию мелкой коррупции, которая поразила не только властные структуры, но и стала образом жизни для населения северокавказских республик.

Продекларированный новой Россией демократический принцип равенства граждан, новая избирательная система, новая государственная национальная политика, нивелирующая этнические особенности территорий и проживающих на них граждан, в первую очередь, отразились на коренных народах Кавказа и малочисленных коренных этносах, которые лишились гарантированного представительства в органах власти, возможности по квотам учиться в высших и средне-специальных учебных заведениях России и т. д. Эти обстоятельства стали причиной возникновения множества мелких националистических организаций, защищающих свои национально-этнические интересы и чаще всего выступающих в качестве оппозиции власти.

Главное богатство Кавказа - земля - стало предметом споров и межнациональных конфликтов не только в силу возвращения на исконные земли потомков депортированных народов, но и из-за возможности ее свободной купли-продажи. Развитие рыночных отношений в земельной сфере приводит к вытеснению из мест традиционного расселения представителей национальных меньшинств в северокавказских республиках, к которым относятся не только малочисленные народности, но и русское (в основном казачье) население. Частое перекраивание границ на Кавказе в царское, советское и Новое время окончательно запутало ситуацию с принадлежностью территорий тому или иному субъекту Российской Федерации. Это стало причиной их территориальных претензий друг к другу, что, в свою очередь, явилось основой межнациональных и территориальных конфликтов.

Среди наиболее актуальных проблем Северного Кавказа, можно назвать: наличие большого количества беженцев и вынужденных переселенцев; неконтролируемые миграционные процессы, приведшие к обострению межнациональных отношений; ускоренная исламизация и распространение радикальных течений ислама (ваххабизм); проблема разделенных народов; локальные конфликты в приграничных закавказских государствах; деятельность ряда этнонациональных региональных и международных организаций, отрицательно влияющих на формирование общественно-политических настроений народов Северного Кавказа, и,

безусловно, тлеющий вооруженный конфликт в Чеченской Республике.

Тем не менее главная особенность ситуации на Кавказе состоит в том, что политическая элита и большинство населения кавказских республик занимают умеренно пророссийские позиции. Несмотря на многочисленные претензии к Центру, они не мыслят судьбу своих территорий вне состава России, вне единого политического, правового и культурного пространства. А пример Чечни не вызывает большого стремления к подражанию. В современных условиях особую значимость в процессе развития внутриполитической обстановки в регионе приобрел фактор этнической территории. Границы, созданные еще в советский период, ныне жестко охраняются, став одним из основных атрибутов этнической самоидентификации и, соответственно, причиной возможной межэтнической конфликтности во всем регионе.

В ЮФО практически каждый из субъектов Российской Федерации имеет к соседям территориальные претензии: Республика Ингушетия претендует на Пригородный район Северной Осетии. До сих пор в Конституции республики в статье об административно-территориальном устройстве Пригородный район относится к республиканским административно-территориальным единицам. Идут постоянные дискуссии об очертаниях границ Дагестана, Ставропольского края. Казаки претендуют на два района Чеченской Республики (Шелковской и Наурский, которые раньше входили в состав Ставропольского края). Не до конца урегулированы границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой, между Чечней и Дагестаном постоянно вспыхивают земельные споры в высокогорных районах за пастбища для скота. А в ходе вторжения боевиков в Дагестан преследовалась цель присоединения к Чечне территорий совместного проживания репрессированных чеченцев-аккинцев и депортированных народов Дагестана (аварцев, даргишшэ, лакцев, кумыков, лезгин, ногайцев). Руководство Астраханской области в течение нескольких лет заявляет о принадлежности ей нескольких районов Калмыкии. Калмыкия претендует на часть земель в Дагестане. Отдельные политические силы в Краснодарском крае настаивают на необходимости присоединения к территории края Республики Адыгея. Намечается обострение проблемы ногайцев, лезгин, осетин, разделенных границами различных государственных образований. Особенно остро стоит проблема разделенных народов в Южной Осетии в связи с возникшим там осетино-грузинским вооруженным конфликтом.

Черкесские ультранационалисты вынашивают планы создания противостоящей России «Великой Адыгеи» - федеративного государства, включающего Кабарду, Черкесию, Адыгею, Абхазию и другие территории, населенные народами адыгской группы.

В свою очередь, крайне негативное отношение национальных элит вызывают идеи губернизации России, в частности, образование в ЮФО двух губерний - Причерноморской, куда предположительно должны войти Краснодарский край, Адыгея и Карачаево-Черкесия, и Северо-Кавказской - с центром в Ставрополе, куда предполагается включить Ставропольский край, Дагестан, Республику Ингушетия и Чеченскую Республику, Республику Северная Осетия - Алания.

Глава Госсовета Чечни Т. Джабраилов предложил идею объединения северокавказских республик в единый край со столицей во Владикавказе. Фактически речь идет о просуществовавшей непродолжительное время Горской республике1. Поводом для такого предложения послужили территориальные споры северокавказских субъектов Российской Федерации. Как промежуточный вариант, им предлагается вновь объединить Ингушетию и Чечню.

Таким образом, основными причинами негативного развития этнополитической ситуации на Северном Кавказе являются:

- подрывная деятельность сепаратистов, рассчитанная на провоцирование конфликтов на межэтнической почве;

- усиливающаяся этническая обособленность титульных наций под прикрытием строительства собственной государственности и самоопределения народов;

- смещение традиционного межэтнического баланса в северокавказских республиках (в структурах власти, бизнесе, национально-этническом составе населения) из-за оттока русскоязычных граждан в сторону титульной нации; отсюда - усиление напряженности отношений с другими кавказскими народами, составляющими численное меньшинство;

1 Исторически Кавказский край, в который входили шесть губерний, как единое образование существовал в составе Российской империи до 1917 г. Причем в его составе находились и территории Закавказья. После окончания Гражданской войны в январе 1921 г. большевистское правительство одобрило создание Горской республики. Но уже в сентябре того же года она развалилась: первыми ее покинули кабардинцы, за ними последовали балкарцы, карачаевцы, черкесы и чеченцы. В июле 1924 г. из ее состава вышли Ингушетия и Осетия. Их общая столица - Владикавказ - осталась в «центральном подчинении», а Горская республика была упразднена.

- отсутствие хорошо продуманной федеральной национальной политики на Северном Кавказе;

- нестабильная политическая и социально-экономическая, ситуация в регионе;

- неконтролируемые процессы миграции и связанная с этим криминализация ряда этнических диаспор;

- коррупция, воровство и разбазаривание государственных средств органами местного самоуправления и государственной власти;

- эпизодичность принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления мер по противодействию экстремизму на этнической почве;

- высокий уровень безработицы и, соответственно, низкий жизненный уровень населения как питательная среда для формирования кризисных межэтнических процессов в регионе.

На состояние внутриполитической ситуации на Северном Кавказе накладывает определенный отпечаток поликонфессиональный характер населения. Народы здесь исповедуют христианство, ислам, иудаизм, зачастую сильно переплетенные с традиционными языческими верованиями. Православия придерживаются русское (в т.ч. казачье) население, часть осетин, моздокские кабардинцы и немногочисленная группа карачаевцев. Небольшая часть казачества - старообрядцы. Среди русского населения Северного Кавказа, также небольшой группы карачаевцев еще с советских времен имеются общины протестантов, в основном евангельских христиан-баптистов. Армяне Северного Кавказа традиционно придерживаются монофизитства армяно-григорианского толка. Горские евреи и часть татов - иудаисты.

Сложность религиозной ситуации определяется, тем, что регион является буфером между Европой и Азией, границей между христианской и мусульманской цивилизациями. В то же время традиционные организационные структуры этих двух основных конфессий подвергаются массированному воздействию со стороны сторонников радикальных религиозных течений внутри этих религий.

Наиболее показательна в этом плане ситуация с исламской конфессией, переживающей раскол на сторонников традиционного «народного ислама» и последователей мазхаба ханбал, а точнее, его крыла - ваххабитов, или салафитов. На роль властных структур в регионе претендуют экстремистские ваххабитские организации, связанные с подпольем вооруженных бандформирований в Чечне и координируемые из единого центра, - так называемые «боевые джамааты», сеть которых раскинулась по всему Северно-

му Кавказу. Она начала формироваться Хаттабом, который создал на территории Чечни так называемый институт «Кавказ», где молодежь из соседних республик осваивала основы ваххабизма и обучалась навыкам ведения террористической войны и минно-взрывному делу.

Сегодня подобных джамаатов больше всего в Дагестане, Чечне и Ингушетии. Чуть меньше - в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Есть боевой джамаат в Нефтекумском районе Ставропольского края («Ногайский батальон»).

Таким образом, анализ кавказской политики России на протяжении целого ряда столетий, а также современной практики реализации национально-государственных интересов и безопасности Российской Федерации, свидетельствует о том, что Северный Кавказ является сферой жизненно важных интересов России, буферной зоной, сдерживающей распространение на ее территории негативных факторов и явлений, таких как межконфессиональные и межнациональные конфликты, экспорт наркотиков, оружия и т.д. В этом заключены основная роль и значение Северо-Кавказского региона для Российского государства. Однако Кавказ не может принадлежать или входить в состав государства ослабленного в политическом отношении, подверженного системному общественно-политическому и экономическому кризисам. В силу того, что регион сам по себе потенциально конфликтогенен, он закономерно будет усиливать и обострять кризисную обстановку в стране, генерировать и распространять собственные политические и экономические кризисы на другие регионы России. Что предполагает необходимость выработки и реализации эффективной государственной политики, направленной на обеспечение конституционной законности и правопорядка в Северо-Кавказском регионе, безопасности граждан, государственных и общественных институтов, пресечение и исключение эскалации кризисов и конфликтов на межэтнической или межконфессиональной основе, под какими бы благовидными предлогами они ни осуществлялись.

«Политическая регионалистика и этнополитика», М., 2020 г., с. 5-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.