Научная статья на тему 'Институциональный подход в принятии управленческих решений'

Институциональный подход в принятии управленческих решений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
593
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / КАЧЕСТВО РЕШЕНИЙ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салихов Ф.Н.

Статья посвящена изучению институционального подхода в принятии управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональный подход в принятии управленческих решений»

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫМ ПОДХОД В ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

© Салихов Ф.Н.*

Государственный университет управления, г. Москва

Статья посвящена изучению институционального подхода в принятии управленческих решений.

Ключевые слова управленческие решения, качество решений, институциональный подход.

В современном мире процесс принятия управленческих решений рассматривается как формирующееся научное направление со всеми присущими этому признаками. Предпосылки такого подхода были заложены Т Парсонсом, который выделял три уровня управления, ответственности и контроля: технический, собственно управленческий и институциональный [5, с. 228].

При этом он подчеркивал, что организация, техническая по своей природе, всегда является частью социальной системы. Цели организации достигаются деятельностью субъектов, использующих различные технологии управления. Институциональный уровень управления складывается под воздействием управляющих систем, конституирующих организацию и задающих правила ее функционирования.

Как известно, термин «институт» имеет много значений. В европейские языки он пришел из латинского (от institutum - установление, устройство), приобретя со временем, по мнению И.А. Коха, два значения [3, с. 25]:

1) узкое - название специализированных научных и учебных заведений;

2) широкое социальное: совокупность норм, организаций, учреждений и общественных отношений, регулирующих общественную жизнь в определенной сфере, например, институт семьи, экономические институты, политические институты.

В последнее время понятие «социальный институт» рассматривается как совокупность общественных обычаев, привычек поведения, образ мыслей и жизни, передаваемые из поколения в поколение, меняющиеся в зависимости от обстоятельств. Именно в этом смысле можно рассматривать понятие «институции», как установленном порядке, которое принято в обществе. С термином «институт» связано закрепление обычаев и порядков в виде закона или учреждения. Термин «институционализация» означает закрепление практики или области общественных отношений в виде закона, социальной нормы или принятого порядка, закрепленного каким-либо положением, уставом или другим документом.

Соискатель.

Экономика и управление качеством

99

Поэтому под управлением как элемент институциональной системы можно понимать совокупность людей - субъектов и объектов управления, систему конкретных норм и законов, управленческих решений и действий. Управление - это еще и соответствующая организация, охватывающая совокупность статусов и социальных ролей, социальных норм и санкций, персонал, аппарат управления и особые технологии, опредмечивающие управленческие отношения [3, с. 26].

Функционирование социальных институтов показывает, что управление социальными процессами может происходить как регулирование деятельности и поведения индивидов без управляющих воздействий руководителя, администратора. В этом случае управление все в большей степени становится процессом последовательных изменений, понимаемых как изменения самоподдерживающиеся, саморазвивающиеся и не имеющие конечной цели, на что указывал один из теоретиков социальных институтов Т Веблен.

Внешняя и внутренняя среда управления, организационная культура признаются устойчивыми, стабильными факторами. Управляющий, как субъект управления, зависит от них, но обладает относительной самостоятельностью. Принимаемые решения латентно учитывают эти внешние факторы в качестве признанных факторов в институциональной среде. Поэтому можно говорить о технологии управления, которая в этом случае является способом организации коллективных действий. Институциональный подход исходит из того, что среда управления является объективной структурой с заданными условиями и нормами, которые не могут быть субъективно изменены, которые принимаются как заданное условие стабильности, снижения неопределенности выбора. Норме придается форма закона, чтобы субъекту управления получить возможность использовать власть. При этом управленческая деятельность основывается на сознательном, субъективном учете связей и условий взаимодействия в социальной системе, а также внешних условий.

Российский исследователь Н.В. Злобина определяет, что по форме принятия управленческие решения могут быть единоличными и коллегиальными. Единоличными называются решения, которые принимает один человек. Групповые или коллективные решения называются коллегиальными (в условиях рыночных отношений все чаще возникают ситуации и проблемы, решение которых требует комплексного анализа, т.е. участия группы специалистов) [2, с. 10].

Отечественный исследователь О.А. Кулагин подчеркивает, что коллективные решения, в отличие от индивидуальных, требуют относительно высоких затрат времени и сложных процедур сбора и обработки информации, однако обладают более высоким качеством, поскольку отражают интересы и предпочтения различных индивидов и групп влияния, участвующих в деятельности организации [4, с. 92].

Однако, очевидно, что большинство деловых решений принимается собственниками и руководителями организаций, которые должны уметь объяс-

100 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

нить другим людям - подчиненным, коллегам, партнерам, инвесторам и т.д., почему принято то или иное решение. При этом лица, принимающие решения, должны учитывать интересы и предпочтения всех заинтересованных сторон, а также привлекать для обоснования решений логику и расчеты.

В отличие от решений экспертов управленческие решения принимаются руководителями, наделенными линейными полномочиями, т.е. правом распоряжаться ресурсами организации для достижения ее целей. После того, как управленческое решение принято, оно доводится до исполнителей в устной форме или предварительно оформляется в виде планов, бюджетов, инструкций, приказов, распоряжений и других документов, обязательных для исполнения.

Для управленческого решения большое значение имеет организация, в которой оно принято. Именно в процессе выполнения целей организации и возникает потребность в принятии управленческих решений. Поэтому именно организационные цели и могут служить основой для оценки успеха принятого решения. Управленческие решения и организации существуют в рамках взаимозависимых отношений.

Менеджеры в организации представляют собой подсистему в рамках более крупной окружающей их системы, частью которой они и являются. Внешней средой конкретной организации являются ее акционеры, которые прямо заинтересованы в результатах решений, принимаемых менеджерами.

Корни управленческого решения уходят в окружающую среду, где в случае наличия необходимости и возможности формируется управленческая задача. Эта управленческая задача приводит в действие процесс принятия решений, который в случае удачи приводит к достижению поставленной задачи в заранее определенных временных и ценовых рамках. Успех или неуспех управленческого решения определяется его принятием или непринятием. То есть, можно сказать, таким образом, что управленческое решение берет свое начало во внешней среде, которая также является основой для его конечной оценки.

Список литературы:

1. Алексеев А.Ю., Яковлев А.Ю. Краткий очерк новейшей истории развития органов исполнительной власти в городе Москве // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 20.

2. Злобина Н.В. Управленческие решения: учебное пособие. - Тамбов. -2007.

3. Кох И.А. Институциональность социального управления // Проблемы образования, науки и культуры. - 2005. - № 37.

4. Кулагин О.А. Принятие решений в организациях: учеб. пособие. -СПб. - 2001.

5. Парсонс Т. О структуре социального действия. - М., 2000.

Экономика и управление качеством

101

6. Яковлев А.Ю. Индия: национализм не сдается // Азия и Африка сегодня. - 2011. - № 2.

7. Яковлев А.Ю. Количественное измерение времени как инструмент эффективного управления им // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2014. - № 11.

8. Яковлев А.Ю. Межконфессиональные конфликты в Индии: индусы против мусульман // Исламоведение. - 2013. - №4.

9. Яковлев А.Ю. Примеры успешных венчурных фирм // Инновации в науке. - 2013 - № 28.

10. Яковлев А.Ю. Рекомендации предпринимателем по созданию венчурных проектов // Актуальные проблемы экономических наук. - 2014. - № 36.

11. Яковлев А.Ю. Успех венчурной фирмы на примере компании «Ozon» // Проблемы современной экономики (Новосибирск). - 2014. - № 17.

12. Яковлев А.Ю., Яковлев П.Ю. Истоки исламского терроризма в Индии // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. - 2013. - № 32.

13. Яковлев А.Ю., Яковлев П.Ю. Компании и их виды в Индии // Проблемы права. - 2013. - № 5.

14. Яковлев А.Ю., Яковлев П.Ю. Основные этапы развития индийского законодательства в области противодействия терроризму // Альманах современной науки и образования. - 2010. - № 10.

15. Яковлев А.Ю., Яковлев П.Ю. Правовое обеспечение противодействия терроризму в Индии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. - 2014. - № 4.

16. Яковлев А.Ю., Яковлев П.Ю. Проблемы перенаселенности и незаконной миграции в Южной Азии // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. - 2013. - № 30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.