14
СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ
Комплексное экономическое развитие регионов является ключевым условием контрактов между регионом и государством. Плановые контракты обязывают государство и регион выполнять строго запланированную программу инвестиций в течение определённого периода времени.
Таким образом, в зарубежной практике выработаны достаточно эффективные механизмы организации регионального планирования, которые, с учетом российской специфики, могут быть использованы в практике разработки стратегий регионами Российской Федерации и в процессе их согласования на региональном уровне. Успешное согласование интересов власти и бизнес-структур в рамках реализации социально-экономического развития региона зависит от того, насколько плодотворным является их взаимодействие [1]. Для достижения компромисса между ними потребуются специальные разработки, принятия, реализации, координации и контроля, которые будут содержать в себе принципы регионально-корпоративного управления. В частности, в России целесообразно активное внедрение контрактов между государством и бизнесом аналогично французской системе контрактов. Использование контрактной модели стратегического планирования, на наш взгляд, должно быть основано на декомпозиции сбалансированной системы показателей стратегии социально-экономического развития региона (перспективы, стратегические цели, показатели, целевые значения, причинноследственные связи, стратегические альтернативы), которая должна разрабатываться всеми участниками реализации СЭР региона.
Список литературы:
1. Мельникова Н.С. Согласование интересов власти и бизнеса как элемент управления экономикой региона // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Экология. - 2014. - № 2 (25). - С. 41.
2. Щитинский В.А. Российский опыт и зарубежная практика стратегического территориального планирования [Электронный ресурс]. -http://www.gisa.ru/38029.html.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В РЕГИОНАХ
© Салихов Ф.Н.*
Государственный университет управления, г. Москва
Статья посвящена исследованию институциональной платформы управленческих решений в регионах.
Ключевые слова: региональное управление, управленческие решения, институциональная платформа.
Соискатель.
Теоретические основы регионального развития
15
В процессе разработки, принятия и реализации решений деятельность лиц, их принимающих, объективно представляет собой целостную систему, которая имеет собственные логику и закономерности.
Можно сказать, что институциональная платформа управленческого решения - это набор требований, правил, законов, знаний, функциональных подразделений, призванных подготовить и реализовать решения с заданными параметрами. Инициирующим элементом платформы являются требования [3, с. 102].
Объем платформы зависит от объема требований, предъявляемых к решению. Требования можно разделить на однородные группы. Например:
- системные требования;
- требования к оформлению решения;
- требования законодательства;
- требования к качеству решению;
- требования к социально-психологическим аспектам текста;
- требования к набору и содержанию реквизитов решения.
Рис. 1. Ядра институциональной платформы управленческого решения
[3, с. 110]
Каждая группа требований может быть реализована с помощью специально подготовленных приемов, правил, законов, подразделений и др. институтов.
16
СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ
Эти институты могут пересекаться для разных групп требований. Общие элементы институтов называются ядрами институциональной платформы. Среди этих ядер можно выделить общее ядро и периферийные ядра.
Российский ученый В.И. Дикарев показал, что общее ядро должно включать элементы институтов, которые необходимы при подготовке и реализации большей группы решений.
Затраты на институциональную платформу должны обеспечить согласованность между необходимостью и желанием инициатора решения, возможностью исполнителя и запросами потребителя.
Эти затраты называются транзакционными издержками. Транзакционные издержки идут на создание функциональных подразделений, разработку необходимой методики и ее использование, согласования при возникновении форс-мажорных обстоятельств, обучение персонала, инновационную деятельность и др.
Таким образом, институциональная платформа может повысить эффективность и качество управленческих решений в различных регионах.
Список литературы:
1. Алексеев А.Ю., Яковлев А.Ю. Краткий очерк новейшей истории развития органов исполнительной власти в городе Москве // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 20.
2. Гребнев Р.Д. Конституционно-правовые вопросы государственного управления спортом // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. - 2011. - № 2.
3. Дикарев В.И. Управленческие решения в предпринимательских структурах: монография. - СПб., 2007.
4. Яковлев А.Ю. Индия: национализм не сдается // Азия и Африка сегодня. - 2011. - № 2.
5. Яковлев А.Ю. Индия: религия во имя войны // Социально-гуманитарные знания. - 2013. - № 3.
6. Яковлев А.Ю. Количественное измерение времени как инструмент эффективного управления им // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2014. - № 11.
7. Яковлев А.Ю. Межконфессиональные конфликты в Индии: индусы против мусульман // Исламоведение. - 2013. - № 4.
8. Яковлев А.Ю. Примеры успешных венчурных фирм // Инновации в науке. - 2013. - № 28.
9. Яковлев А.Ю. Рекомендации предпринимателем по созданию венчурных проектов // Актуальные проблемы экономических наук. - 2014. - № 36.
10. Яковлев А.Ю., Яковлев П.Ю. Компании и их виды в Индии // Проблемы права. - 2013. - № 5.
Теоретические основы регионального развития
17
11. Яковлев А.Ю., Яковлев П.Ю. Правовое обеспечение противодействия терроризму в Индии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. - 2014. - № 4.
12. Яковлев А.Ю., Яковлев П.Ю. Проблемы перенаселенности и незаконной миграции в Южной Азии // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. - 2013. - № 30.