Научная статья на тему 'Институциональные условия развития системы налогового контроля за доходами физических лиц в условиях цифровизации'

Институциональные условия развития системы налогового контроля за доходами физических лиц в условиях цифровизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговый контроль / налоги на доходы физических лиц / цифровизация налогового контроля / риск-ориентированный подход / налоговые органы / tax control / taxes on personal income / digitalization of tax control / risk-based approach / tax authorities

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаенко Евгений Георгиевич

Статья ставит своей целью идентификацию проблем осуществления налогового контроля за доходами и расходами физических лиц в цифровой экономике. На основании обзора научных источников получен вывод, что основные проблемы, возникающие при организации налогового контроля в условиях цифровизации, связаны с быстрым развитием цифровой экономики и возникновением новых формам занятости и доходов. Показано, что трансграничный характер операций в цифровой экономике, наличие анонимных финансовых инструментов, а также недостаточная степень адаптации нормативно-правовой базы увеличивают риски уклонения от уплаты налогов со стороны физических лиц. Сделано предположение, что в условиях цифровизации ведение Федеральной налоговой службой единого ресурса сведений о населении позволит производить систематический мониторинг соблюдения налоговых обязательств и корректно определять величину налоговой базы на основе анализа больших данных. Налоговые службы смогут осуществлять выборочный контроль за обращением дорогостоящих активов и инициировать налоговых проверки с применением риск-ориентированного подхода. Реализация данной системы позволит пресекать уклонение от исполнения налоговых обязательств, повышать налоговую дисциплину граждан и обеспечивать пополнение бюджетов всех уровней за счет взимания налога с физических лиц

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF A SYSTEM OF TAX CONTROL OVER THE INCOME OF INDIVIDUALS IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

This article aims to identify the problems of tax control over income and expenses of individuals in the digital economy. Based on a review of scientific sources, it was concluded that the main problems arising in the organization of tax control in the context of digitalization are associated with the rapid development of the digital economy and the emergence of new forms of employment and income. It is shown that the cross-border nature of transactions in the digital economy, the availability of anonymous financial instruments, as well as the insufficient degree of adaptation of the regulatory framework increase the risks of tax evasion by individuals. It is assumed that in the conditions of digitalization, the maintenance by the Federal Tax Service of a single resource of information about the population will allow systematic monitoring of compliance with tax obligations and correctly determine the size of the tax base based on big data analysis. Tax authorities will be able to carry out selective control over the circulation of expensive assets and initiate tax audits using a risk-based approach. The implementation of this system will make it possible to prevent tax evasion, increase tax discipline of citizens and ensure replenishment of budgets at all levels by levying taxes on individuals.

Текст научной работы на тему «Институциональные условия развития системы налогового контроля за доходами физических лиц в условиях цифровизации»

Институциональные условия развития системы налогового контроля за доходами физических лиц в условиях цифровизации

Николаенко Евгений Георгиевич,

аспирант, Институт социальных наук E-mail: niko7711@yandex.ru

Статья ставит своей целью идентификацию проблем осуществления налогового контроля за доходами и расходами физических лиц в цифровой экономике. На основании обзора научных источников получен вывод, что основные проблемы, возникающие при организации налогового контроля в условиях цифро-визации, связаны с быстрым развитием цифровой экономики и возникновением новых формам занятости и доходов. Показано, что трансграничный характер операций в цифровой экономике, наличие анонимных финансовых инструментов, а также недостаточная степень адаптации нормативно-правовой базы увеличивают риски уклонения от уплаты налогов со стороны физических лиц. Сделано предположение, что в условиях цифровизации ведение Федеральной налоговой службой единого ресурса сведений о населении позволит производить систематический мониторинг соблюдения налоговых обязательств и корректно определять величину налоговой базы на основе анализа больших данных. Налоговые службы смогут осуществлять выборочный контроль за обращением дорогостоящих активов и инициировать налоговых проверки с применением риск-ориентированного подхода. Реализация данной системы позволит пресекать уклонение от исполнения налоговых обязательств, повышать налоговую дисциплину граждан и обеспечивать пополнение бюджетов всех уровней за счет взимания налога с физических лиц.

Ключевые слова: налоговый контроль, налоги на доходы физических лиц, цифровизация налогового контроля, риск-ориентированный подход, налоговые органы.

LQ S Ое

см о см

I—

Введение

Цифровизация выступает неотъемлемым компонентом развития общественных отношений, а сектор информационно-коммуникационных технологий является ключевым фактором глобального экономического роста. Согласно данным информационно-аналитического портала Statista, в 2020 году вклад цифровой экономики в мировой номинальный ВВП оценивался в 26,9% (23,2 трлн долл.), а к 2023 году данный показатель увеличился до 52%, что составляет 53,3 трлн. долл. [13]. Цифровизация проявляется в стремлении к повышению эффективности процессов управления, развитию инновационных технологий, совершенствовании процессов предоставления государственных социальных услуг, выполнении административных функций и т.д. Появление новых форм занятости в цифровой экономике, таких как фриланс, электронная коммерция и использование криптовалют, существенно усложняет задачи налогового контроля, поскольку традиционные методы выявления и учета доходов становятся менее эффективными в условиях стремительно меняющейся цифровой среды. Как отмечают исследователи S. Mezzadra, N. Cuppini, M. Frapporti и M. Pirone, в цифровой экономике традиционные отношения между работником и работодателем больше не являются прямыми, а опосредованы алгоритмами (цифровыми платформами), что актуализирует проблематику трансформации систем налогового контроля в современных условиях [10].

Поскольку налоговый контроль выступает в качестве главного фискального и регулирующего инструмента в современной экономике, целью данной статьи является идентификация проблем осуществления налогового контроля за доходами и расходами физических лиц в цифровой экономике. Практическая значимость поставленной исследовательской цели обусловлена повышенной заинтересованностью в цифровых технологиях и перспективах их использования в коммерческих целях со стороны как представителей бизнеса, так и физических лиц [6].

Обзор литературы

Проблематика осуществления налогового контроля за доходами физических лиц в условиях цифровой экономики выступает в качестве предмета исследования современных научных статей. Так, появление новых бизнес-моделей, с точки зрения Е.С. Янюш-кина и Ю.С. Киреева, способствует росту цифровых

рисков, затрудняя выявление денежных потоков хозяйствующих субъектов. Активное внедрение цифровых инструментов позволяет физическим лицам скрывать реальные доходы и использовать сложные схемы для уклонения от уплаты налогов [10]. В цифровой экономике доходы как физических, так и юридических лиц могут свободно перемещаться между странами, создавая барьеры для осуществления налогового контроля со стороны налоговых служб, что требует пересмотра подходов к налоговому контролю с целью обеспечения справедливого распределения доходов и поддержания устойчивости развития общества [10].

Таким образом, задачи, стоящие перед налоговыми органами в цифровой экономике, являются сложными и комплексными, а настройка налоговой политики, хорошо адаптированной под потребности общества, становится ключевым фактором обеспечения устойчивости экономического развития. Т.Н. Джарбулов и Е.Е. Дождева отмечают, что отсутствие эффективного контроля за доходами расходами физических лиц способствует увеличению теневого дохода и создает возможности для приобретения дорогостоящих активов, не соответствующих официальным доходам. В статье [2] обсуждается опыт Великобритании и Израиля. Показано, что в Великобритании процедура самооценки налогов (Self-Assessment) администрируется Налоговым и таможенным управлением Ее Величества, и физические лица, подлежащие данному налоговому режиму, обязаны подавать ежегодные налоговые декларации, указывая свои доходы и соответствующие расходы. В случае выявления несоответствий инициируется налоговая проверка, в результате которой на недобросовестного налогоплательщика может быть наложен штраф в размере 5000 фунтов стерлингов [2].

Цифровая экономика предоставляет широкие возможности для осуществления взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Цифровизация налогового контроля все в большей степени становится ориентированной на онлайн-взаимодействие налогоплательщиков и налоговой службы [8]. Так, израильская налоговая служба (Israel Tax Authority) активно использует современные цифровые технологии для мониторинга и анализа финансовых операций граждан: активно применяются методы анализа больших данных и сотрудничество с финансовыми учреждениями для получения доступа к информации о банковских операциях налогоплательщиков. Результатом выявления фактов сокрытия доходов является взыскание подоходного налога в размере от 10% до 50% скрытых доходов [2].

В условиях глобализации и транснационального характера цифровой экономики важно разработать новые подходы к налоговому контролю, которые будут утверждать специфику цифровых доходов и обеспечивать справедливое налогообложение. Также на основании обзора научных источников можно прийти к выводу, что проблемы

осуществления налогового контроля в цифровой экономике должным образом не исследованы, что обуславливает теоретическую и практическую значимость настоящего исследования.

Результаты и обсуждение

Рассмотрим основные проблемы, возникающие при организации налогового контроля в условиях цифровизации. Во-первых, цифровая экономика порождает новые формы занятости и доходов, к которым относятся фриланс, доходы от деятельности на цифровых платформах, доходы от использования криптовалют, онлайн продаж и т.д. [10]. Во-вторых, использование криптовалют и блокчейн-технологий предоставляют участниками экономической деятельности высокую степень анонимности и децентрализации [6], что затрудняет налоговым органам идентификацию и отслеживание доходов. В-третьих, трансграничный характер операций в цифровой экономике создает дополнительные сложности в налогообложении и контроле за доходами. Традиционные методы налогового контроля не всегда адаптированы для отслеживания таких источников доходов, что создает риски уклонения от уплаты налогов и роста сектора теневой экономики [4].

Вместе с тем необходимо отметить, что быстрое развитие цифровых технологий требует адаптации правовой и регуляторной базы к новым реалиям. Нормативные акты и законы часто не успевают за изменениями в цифровой экономике. Как отмечет М.В. Шатохина, ориентация налоговой системы на контроль за доходами физических лиц не в полной мере соответствует особенностям ведения экономической деятельности в цифровой экономике [9]. Аналогичной позиции придерживается О.А. Паламарчук, которая указывает на необходимость приведения в соответствие практик налогового регулирования к текущему уровню развития технологических процессов в экономике [6]. Таким образом, можно указать на наличие нормативно-правовых ограничений для внедрений налогового контроля за расходами физических лиц, поскольку формальное превышение расходов над доходами в течение одного налогового периода не указывает обязательное на наличие незадекларированных доходов, следовательно, не может быть основанием для увеличения налоговой базы [5].

Налоговый контроль представляет собой процесс анализа налоговыми органами соответствия расходов и задекларированных доходов физических лиц за определенный период времени с целью определения реальной величины налогооблагаемой базы. Попытка внедрения налогового контроля за расходами физических лиц была предпринята в ходе реформирования российской налоговой системы. В 2000 году были введены положения статей 86.1-86.3 Налогового кодекса РФ, посредством которых был осуществлен порядок контроля за расходами граждан, но данный механизм контроля оказался неэффективным и был отменен в 2003 году [3]. Среди проблем, послуживших при-

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

чинами отмены указанной выше законодательной нормы, можно отметить: занижение стоимости сделок купли-продажи жилья, которые оформлялись по инвентаризационной стоимости, не отражающей реальных затрат физических лиц; ограниченность круга активов, сделки с которыми подлежали налоговому контролю, а также недостаток инструментов осуществления контроля [1].

В соответствии с результатами исследования В.В. Громова, произошедшее в 2000 году практическое воплощение подхода к организации налогового контроля за расходами физических лиц оказалось несостоятельным [1]. Однако ускоренное развитие цифровой экономики и широкое внедрение цифровых технологий создали предпосылки для повторного внедрения системы контроля за расходами физических лиц в России. Так, в 2010 году был полностью переведен в электронный формат порядок передачи налоговым органам сведений о регистрации прав на недвижимость и транспортные средства, а безналичные расчеты получили широкое распространение в российской экономике.

Правовые рамки осуществления контроля также были успешно адаптированы к текущим реалиям. Например, начиная с 1 января 2016 года, доходы от продажи недвижимости не могут отклоняться от кадастровой стоимости более чем на 30%. Установление данной законодательной нормы значительно сокращает возможность для занижения стоимости объектов недвижимости при осуществлении сделок купли-продажи с целью сокрытия крупных расходов [1 ]. Таким образом, одна из проблем, послужившая ранее основной причиной отмены всеобщего контроля расходов, в настоящее время уже решена.

Более того, в деятельности Федеральной налоговой службы (ФНС) России активно используется информация из единого ресурса сведений о населении, что позволяет перейти на качественно новый уровень расчета и начисления налогов на доходы физических лиц [7]. Ведение единого ресурса, оператором которого является ФНС России, выступает в качестве ключевого элемента преодоления барьеров осуществления эффективного налогового контроля, поскольку обработка информации в течение длительного периода позволит преодолеть формальные ограничения, связанные с несоответствием доходов и расходов в рамках одного налогового периода. Постоянный мониторинг с целью выявления аномалий позволит оптимизировать процессы налогового контроля, сокращая административную нагрузку на налоговые органы за счет повышения результативности инициируемых налоговых проверок.

Таким образом, несмотря на то что первоначальная попытка внедрения налогового контроля ¡2 за расходами физических лиц оказалась неудачей ной, технологические изменения и переход к циф-~ ровой экономике создали новые условия для воз-^ можного успешного внедрения такого контроля. ~ Анализ данных единого ресурса сведений о насе-■г. лении позволит проводить систематически монито-

ринг соблюдения налоговых обязательств и определять величину налоговой базы на основе анализа больших данных.

На основе имеющейся информации налоговой службой может осуществляться выборочный контроль за обращением дорогостоящих активов (в том числе цифровых), а также могут инициироваться проверки на основе применения риск-ориентированного подхода (рис. 1). Реализация предложенной системы позволит предотвращать уклонение от исполнения налоговых обязательств, повышать налоговую дисциплину и обеспечивать пополнение бюджетов всех уровней за счет взимания налога с физических лиц.

Рис. 1. Система осуществления налогового контроля за расходами физических лиц в цифровой экономике Источник: составлено автором

Внедрение представленной выше системы позволяет учитывать особенности ведения деятельности в цифровой экономике, а использование цифровых инструментов анализа данных и внедрение риск-ориентированного подхода позволят наиболее точно определять факты налоговых нарушений. Предложенная система позволит преодолеть нормативно-правовые ограничения на внедрение налогового контроля за расходами физических лиц за счет комплексного подхода к сбору и анализу данных. Например, систематический анализ транзакций и финансовых операций позволяет выявлять скрытые доходы, даже если превышение расходов над доходами не является явным показателем нарушений, а применение риск-ориентированного подхода позволит оптимизировать затраты на осуществление налогового контроля, поскольку проверки будут инициироваться только в тех случаях, для которых вероятность выявления нарушений будет расцениваться как высокая.

Заключение

Проведенный анализ показал, что цифровизация налогового контроля является закономерным этапом развития налоговых систем. Современные

технологии и данные могут значительно повысить эффективность налогового контроля в цифровой экономике. С одной стороны, распространение цифровых технологий создает возможности для уклонения от уплаты налоговых обязательств, однако, с другой стороны, информационные технологии являются инструментом оптимизации налогового контроля за доходами и расходами физических лиц. Создание единого ресурса сведений о населении и использование аналитических инструментов позволят налоговым органам более точно и оперативно выявлять случаи уклонения от налогов, обеспечивая справедливое и полное налогообложение в цифровой экономике.

Литература

1. Громов В.В. Налоговый контроль расходов физических лиц: ограничения и риски применения в РФ // Налоги. 2020. № 5. С. 27-31.

2. Джарбулов Т.Н., Дождева Е.Е. К вопросу о введении налогового контроля за соответствием доходов расходам физических лиц в РФ // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2021. № 1-1. С. 352-355.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 12.07.2024) // СПС Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_19671/0e89e4858e2690b0b-b6a7b2c3f4901 e13d151 b0f/ (дата обращения: 29.06.2024).

4. Николаенко Е.Г. Перспективы налогового контроля за доходами и расходами физических лиц в условиях перехода к цифровой экономике // Прогрессивная экономика. 2024. № 7. С. 1931.

5. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2015) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015) // СПС Консультант Плюс. URL: https://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_182017/ (дата обращения: 30.06.2024).

6. Паламарчук О.А. Роль и место России в процессах цифровизации мировой экономики // Прогрессивная экономика. 2024. № 4. С. 6982.

7. РБК: кабмин разработал поправки о расширении данных о россиянах в единой базе // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/society/ news/2024/03/19/1026498-rbk-kabmin-razrabotal (дата обращения: 01.07.2024).

8. Реунова Л.В., Мамиёк Л.А., Пригода Л.В., Па-ладова Т.А. Развитие налогового контроля в условиях цифровизации экономики // Новые технологии. 2021. № 4. С. 103-110.

9. Шатохина М.В. Налоговый контроль за доходами и расходами физических лиц в условиях развития цифровой экономики // Прогрессивная экономика. 2023. № 11. С. 34-49.

10. Янюшкина Е.С., Киреева Ю.С. Налоговый контроль в условиях цифровизации // Современные

стратегии и цифровые трансформации устойчивого развития общества, образования и науки: Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. Москва: Издательство АЛЕФ, 2023. С. 215-218.

11. Mezzadra S., Cuppini N., Frapporti M., Pirone M. Capitalism in the Platform Age. Emerging Assemblage of Labour and Welfare in Urban Spaces. Cham, Switzerland. Springer, 2024. 371 p.

12. Mikhaleva O.L., Terekhova T.A., Garipo-va E.N. Tax Monitoring: Digitalization of Tax Control. In S.I. Ashmarina, V.V. Mantulenko, M.I. In-ozemtsev, E.L. Sidorenko, Global Challenges and Prospects of The Modern Economic Development, vol 106. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2021. P. 1027-1033.

13. Nominal GDP driven by digitally transformed and other enterprises worldwide from 2018 to 2023 // Statista. URL: https://www.statista.com/statis-tics/1134766/nominal-gdp-driven-by-digitally-transformed-enterprises/ (дата обращения: 27.06.2024).

INSTITUTIONAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF A SYSTEM OF TAX CONTROL OVER THE INCOME OF INDIVIDUALS IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

Nikolaenko E.G.

Institute of Social Sciences

This article aims to identify the problems of tax control over income and expenses of individuals in the digital economy. Based on a review of scientific sources, it was concluded that the main problems arising in the organization of tax control in the context of digitalization are associated with the rapid development of the digital economy and the emergence of new forms of employment and income. It is shown that the cross-border nature of transactions in the digital economy, the availability of anonymous financial instruments, as well as the insufficient degree of adaptation of the regulatory framework increase the risks of tax evasion by individuals. It is assumed that in the conditions of digitalization, the maintenance by the Federal Tax Service of a single resource of information about the population will allow systematic monitoring of compliance with tax obligations and correctly determine the size of the tax base based on big data analysis. Tax authorities will be able to carry out selective control over the circulation of expensive assets and initiate tax audits using a risk-based approach. The implementation of this system will make it possible to prevent tax evasion, increase tax discipline of citizens and ensure replenishment of budgets at all levels by levying taxes on individuals.

Keywords: tax control, taxes on personal income, digitalization of tax control, risk-based approach, tax authorities.

References

1. Gromov V.V Tax control of expenses of individuals: limitations and risks of application in the Russian Federation // Taxes. 2020. No. 5. pp. 27-31.

2. Dzharbulov T.N., Dozhdeva E.E. On the issue of introducing tax control over the compliance of income with expenses of individuals in the Russian Federation // Science of the XXI century: current directions of development. 2021. No. 1-1. pp. 352-355.

3. Federal Law of the Russian Federation (Part One) dated 07/31/1998 N 146-FZ (ed. from 07/12/2024) // SPS Consul-Tantplus. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_19671/0e89e4858e2690b0bb6a7b2c3f4901e13d-151b0f / (date of access: 06/29/2024).

4. Nikolaenko E.G. Prospects of tax control over income and expenses of individuals in the context of transition to the digital economy // Progressive economics. 2024. No. 7. pp. 19-31.

C3

о

CO £

m Р СГ

CT1 А

IE

5. Review of judicial practice of the Supreme Court of the Russian Federation No. 2 (2015) (approved by the Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation on 06/26/2015) // SPS Consultant Plus. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_182017 / (date of access: 06/30/2024).

6. Palamarchuk O.A. The role and place of Russia in the processes of digitalization of the world economy // Progressive Economy. 2024. No. 4. pp. 69-82.

7. RBC: the Cabinet of Ministers has developed amendments to expand data on Russians in a single database // Vedomosti. URL: https://www.vedomosti.ru/society/ news/2024/03/19/1026498-rbk-kabmin-razrabotal (date of access: 07/01/2024).

8. Reunova L.V., Mamiek L.A., Prigoda L.V., Paladova T.A. Development of tax control in the conditions of digitalization of the economy // New technologies. 2021. No.4. pp. 103-110.

9. Shatokhina M.V. Tax control over income and expenses of individuals in the context of the development of the digital economy // Progressive Economics. 2023. No. 11. pp. 34-49.

10. Yanushkina E.S., Kireeva Yu.S. Tax control in the conditions of digitalization // Modern strategies and digital transformations

LQ S Q.

e

"jr

CM

o

CM

of sustainable development of society, science and education: A collection of materials of the VIII century. in the International scientific and practical conference. Moscow: ALEF Publishing House, 2023. pp. 215-218.

11. Mezzadra S., Cuppini N., Frapporti M., Pirone M. Capitalism in the age of platforms. The emerging integration of labor and social security in urban spaces. Cham, Switzerland. Springer, 2024. 371 p.

12. Mikhaleva O.L., Terekhova T.A., Garipova E.N. Tax Monitoring: Digitalization of Tax Control. S.I. Ashmarina, V.V. Mantulenko, M.I. Inozemtsev, E.L. Sidorenko, Global challenges and prospects of modern economic development, volume 106. European works on Social and behavioral Sciences. 2021. pp. 10271033.

13. Nominal GDP due to digital transformations and other enterprises around the world in the period from 2018 to 2023 // Statistics. URL: https://www.statista.com/statistics/1134766/nominal-gdp-driven-by-digitally-transformed-enterprises / (date of access: 06/27/2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.