Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
483
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / НАЛОГОВЫЕ РИСКИ / НДФЛ / ТРАНСФОРМАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / PERSONAL INCOME TAXATION / DIGITALIZATION / TAX RISKS / PERSONAL INCOME TAX / TRANSFORMATION OF TAXATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Синенко Ольга Андреевна

В условиях цифровизации экономики возникает необходимость адаптации налоговой системы в сфере налогообложения доходов физических лиц к новой интеллектуально-информационной эпохе, т.е. разработка оптимальных механизмов налогообложения и налогового администрирования доходов физических лиц. В работе использованы методы логического и системного анализа и синтеза эволюции налогообложения и налогового администрирования доходов физических лиц. Исследован опыт налогообложения доходов физических лиц в условиях цифровизации экономики Выделены тренды цифровой экономики, влияющие на налогообложение доходов физических лиц и обоснованы проблемы, к которым они приводят. Проведен анализ влияния цифровизации на поступления по налогу на доходы физических лиц и на уровень безработицы. А также предложен комплекс рекомендаций по совершенствованию системы налогообложения доходов физических лиц в России в условиях цифровизации. Актуальность данной работы заключается в высокой значимости возникающих в процессе цифровизации экономики угроз для сферы налогообложения доходов физических лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF TAXATION OF PERSONAL INCOME IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF THE ECONOMY

In the context of the digitalization of the economy, there is a need to adapt the tax system in the field of taxation of personal income to a new intellectual and informational era, i.e. development of optimal mechanisms for taxation and tax administration of personal income. The paper used methods of logical and system analysis and synthesis of the evolution of taxation and tax administration of personal income. The experience of taxing the income of individuals in the context of the digitalization of the economy is investigated. Trends in the digital economy that affect the taxation of income of individuals are highlighted and the problems they lead to are substantiated. The analysis of the impact of digitalization on income tax on personal income and on the unemployment, rate is carried out. Also, a set of recommendations is proposed to improve the system of taxation of personal income in Russia in the context of digitalization. The relevance of this work lies in the high importance of threats arising in the process of digitalization of the economy of the economy for the sphere of taxation of personal income.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ»

НОВАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ: ТЕОРЕТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

39

ТРАНСФОРМАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Статья подготовлена в рамках проекта № 18-08-0014 «Трансформация налогообложения в цифровой экономике» по договору пожертвования денежных средств Фондом целевого капитала ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет» от 28.01.2019 г. № Д-38-19 и дополнительному соглашению №1 от 19.03.2019 г.

Синенко Ольга Андреевна

кандидат экономических наук, доцент,

ФГБОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет»

кафедра «Финансы и кредит», Школа экономики и менеджмента

г. Владивосток, Российская Федерация.

E-mail: sinenko.oa@dvfu.ru

ORCID: 0000-0001-7497-9475

Аннотация: В условиях цифровизации экономики возникает необходимость адаптации налоговой системы в сфере налогообложения доходов физических лиц к новой интеллектуально-информационной эпохе, т.е. разработка оптимальных механизмов налогообложения и налогового администрирования доходов физических лиц. В работе использованы методы логического и системного анализа и синтеза эволюции налогообложения и налогового администрирования доходов физических лиц. Исследован опыт налогообложения доходов физических лиц в условиях цифровизации экономики Выделены тренды цифровой экономики, влияющие на налогообложение доходов физических лиц и обоснованы проблемы, к которым они приводят. Проведен анализ влияния цифровизации на поступления по налогу на доходы физических лиц и на уровень безработицы. А также предложен комплекс рекомендаций по совершенствованию системы налогообложения доходов физических лиц в России в условиях цифровизации. Актуальность данной работы заключается в высокой значимости возникающих в процессе цифровизации экономики угроз для сферы налогообложения доходов физических лиц.

Ключевые слова: налогообложение доходов физических лиц; цифровизация; налоговые риски; НДФЛ, трансформация налогообложения.

JEL: H22; H24

TRANSFORMATION OF TAXATION OF PERSONAL INCOME IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF THE ECONOMY

Sinenko Olga Andreevna,

PhD in Economics, Associate Professor,

Associate Professor, Chair of Finance and Credit, School of Economics and Management, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russian Federation.

Abstract: In the context of the digitalization of the economy, there is a need to adapt the tax system in the field of taxation of personal income to a new intellectual and informational era, i.e. development of optimal mechanisms for taxation and tax administration of personal income. The paper used methods of logical and system analysis and synthesis of the evolution of taxation and tax administration of personal income. The experience of taxing the income of individuals in the context of the digitalization of the economy is investigated. Trends in the digital economy that affect the taxation of income of individuals are highlighted and the problems they lead to are substantiated. The analysis of the impact of digitalization on income tax on personal income and on the unemployment, rate is carried out. Also, a set of recommendations is proposed to improve the system of taxation of personal income in Russia in the context of digitalization. The relevance of this work lies in the high importance of threats arising in the process of digitalization of the economy of the economy for the sphere of taxation of personal income.

Keywords: personal income taxation; digitalization; tax risks; personal income tax; transformation of taxation.

Ускоренное развитие технологий требует изменений в национальных налоговых системах стран мира, а также изменений в международном налогообложении, направленных на нахождение консенсуса между странами. Вопросы подоходного налогообложения исследовали представители различных экономических течений. У меркантилистов, в частности, Пьер Буагильбер считал необходимым все косвенные налоги заменить на подоходные. Создатель основных принципов налогообложения - Адам Смит - наиболее подходящими для налогообложения считал личные доходы граждан. Карл Марс утверждал, что налоги - средство угнетения трудящихся. Джон Стюарт Милль создал прообраз современного налогообложения, обосновав необходимость прогрессивного налогообложения и необлагаемого налогового минимума. В теории Дж. М. Кейнса обоснована регулирующая функция налогов. А. Лаффер определил оптимальный размер налоговой ставки, обеспечивающий максимальную сумму налоговых доходов бюджета, на уровне 30—40 % [1]. Современная теория налогов в целях эффективного функционирования системы подоходного налогообложения предполагает соблюдение основополагающих принципов налогообложения.

В связи с цифровой трансформацией экономики становится все более очевидным, что налоговая система не вписывается в реалии цифровой экономики. Тенденция изменения налогов во взаимосвязи с происходящими изменениями в экономике прослеживается на всех исторических ступенях развития общества. Так, например, в конце XVIII века появились налоги на доход физических и юридических лиц. Производственные предприятия стали обязаны предоставлять публичную отчетность, в том числе о доходах рабочих, такая отчетность подлежала проверке независимыми аудиторами.

Развитие цифровой экономики, переход к четвертой промышленной революции ставят перед государством новые задачи с точки зрения налогообложения и налогового администрирования. Появление новых товаров и услуг (в т.ч. цифровых), цифровых валют, возможность ведения трансграничной торговли посредством сети интернет, обработка больших данных, изменение бизнес-процессов, повышение мобильности граждан требует от налоговых органов принятия определенных мер. В своей работе В.П. Вишневский говорит о том, что налоговые системы стран мира отличаются большим разнообразием и, как показывает практика, аналогичные налоговые нормы (по подоходному налогу с граждан) в одних условиях работают хорошо, а в других - плохо [2]. Однако изучение зарубежного опыта является важной составляющей исследования, поскольку в плане развития экономики и построения цифрового общества прослеживается большой разрыв между лидерами и аутсайдерами цифровизации.

По данным Boston Consulting Group (BCG), Россия на 5-8 лет отстаёт от лидеров цифровой экономики [3, 6]. Однако по цифровой трансформации налогового администрирования Россия занимают одну из лидирующих позиций. Россия совместно с Великобританией, Австралией, Новой Зеландией, Данией, Канадой, Сингапуром и США является членом Брисбенской группы (группа технологически передовых налоговых служб), задачей которой является обмен опытом в открытом диалоге между странами [4]. Согласно рейтингу цифровой конкурентоспособности, опубликованному швейцарской бизнес-школой IMD в 2019 г., Россия заняла 38-ое место (70,4 балла из 100 возможных). Всего в рейтинг вошли 63 страны. Оценка IMD строится на основе 50 критериев, объединенных в три основные группы: знания, технологии и готовность к будущему. Лидером по версии IMD стали США, которые сместили лидера предыдущего года Сингапур на второе место, третью строчку заняла Швеция (таблица 1).

Целью рейтинга цифровой конкурентоспособности является оценка того, в какой степени страна использует цифровые технологии, способствующие трансформациям в государственной сфере, в бизнес-моделях и в обществе в целом. По данным рейтинга развития электронного правительства ООН (индекс развития электронного правительства - EGDI), который определяется с учетом состояния онлайн-сервисов государства, ИКТ-инфраструктуры, человеческого капитала, в 2018 г. топ-10 стран с наиболее развитым электронным правительством, возглавила Дания. В тройке лидеров - Австралия

и Корея [6]. Россия занимает 32-е место, что на три позиции выше, чем в 2016 г. (исследование ООН проводится раз в два года). Эксперты отмечают, что основной вклад в повышение места России в 2018 году внес существенный рост Индекса онлайн-услуг (с 0,7319 в 2016 г. до практически максимального значения 0,9167 в 2018 г.). Согласно рейтингу Всемирного Банка по цифровому развитию стран за 2016 г., Россия занимает 28 место (0,744). На первом месте рейтинга находится Сингапур (0,870). В основе данного рейтинга лежит индекс - DAI (Digital Adoption Index), включающий в себя три подиндекса: бизнес, люди и правительство [7]. Исходя из данных приведенных рейтингов, целесообразно рассмотреть опыт цифровизации подоходного налогообложения стран-лидеров в развитии цифровой экономики. Для проведения сравнительного анализа практик налогообложения физических лиц были выбраны наиболее развитие в цифровом отношении страны - Сингапур, Южная Корея, Швеция, Норвегия и США. Проанализировав подходы к налогообложению доходов физических лиц по данным официальных сайтов налоговых служб, можно сделать следующие выводы:

Таблица 1 - Сравнительный анализ рейтингов цифрового развития стран [составлено автором на основе 3, 5, 7]

Рейтинг цифровой конкурентоспособности швейцарской бизнес-школы IMD, 2019 г. Рейтинг развития электронного правительства ООН, 2018 г. Рейтинг цифрового развития по данным Всемирного Банка, 2016г.

Страна Количество баллов (max 100) Страна Индекс развития электронного правительства (EGDI) Страна Индекс (DAI)

США 100,000 Дания 0,9150 Сингапур 0,870

Сингапур 99,373 Австралия 0,9053 Люксембург 0,863

Швеция 96,070 Р. Корея 0,9010 Австрия 0,862

Дания 95,225 Великобритания 0,8999 Р. Корея 0,857

Швейцария 94,648 Щвеция 0,8882 Мальта 0,855

Нидерланды 94,261 Финляндия 0,8815 Германия 0,839

Финляндия 93,732 Сингапур 0,8812 Нидерланды 0,838

Гонконг 93,686 Новая Зеландия 0,8806 Япония 0,834

Норвегия 93,671 Франция 0,8790 Эстония 0,833

Р.Корея 91,297 Япония 0,8783 Швеция 0,831

- в Сингапуре, Швеции, Норвегии, Р. Корея и США доходы физических лиц облагаются налогом по прогрессивной шкале. В России плоская шкала налогообложения, ставки различаются в зависимости от вида дохода.

- в России, Швеции, Норвегии и Р. Корея налогом облагаются доходы резидентов, полученные как из источников внутри страны, так и за ее пределами. В Сингапуре облагается доход физических лиц, полученный внутри страны. В США подоходный налог уплачивают все резиденты, независимо от страны проживания и получения дохода.

- в России доходы нерезидентов облагаются налогом по ставке 30%, доходы резидентов - 13%. В отношении налоговых резидентов Сингапура применяется прогрессивная ставка от 0% до 22%, для нерезидентов - фиксированная ставка 15%. Ставки подоходного налога для резидентов США на федеральном уровне установлены в диапазоне 10-39,6%, в зависимости от штата ставка варьируется

от 0 до 13%, а иностранцы-нерезиденты уплачивают такие же налоги, как и граждане США и обладатели Грин Карты. В Р. Корея иностранные нерезиденты, которые пребывают в стране более 5 лет в течение последнего десятилетнего периода, уплачивают налог на доходы, полученные в Корее и за ее пределами, при этом ставка подоходного налога варьируется от 6 до 42%. В Норвегии резиденты уплачивают налог на обычный доход, который составляет 22%, а ставки для личных доходов составляют от 1,9 до 16,2%. Те же ставки применяются к нерезидентам, за исключением применяющих упрощенную схему налогообложения PAYE. Доход от работы по схеме PAYE облагается налогом по ставке 25 % (16,8%, если лицо не является членом норвежской системы социального обеспечения).

Далее рассмотрим современные тенденции налогового администрирования на примере выбранных стран. Управление внутренних доходов Сингапура (Iras) и российские налоговые органы являются одними из ведущих по уровню цифровизации. Сингапурцы, чей доход ниже налогооблагаемого порога, освобождаются от налогообложения и необходимости предоставления налоговых деклараций. В целом процедура заполнения личной налоговой декларации на сайте налоговой службы занимает не более 30 минут (myTax Portal). Налоговая служба Швеции не только администрирует налоговые платежи, но и ведет учет граждан, в том числе выдает удостоверения личности тем, у кого нет шведского гражданства. Наличие налогового номера в Швеции обязательно при получении государственных услуг или оформлении сделок. Кроме того, налоговые органы Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции используют портал Nordisk eTax в сотрудничестве с Советом министров Северных стран. Nordisk eTax предназначен для граждан, проживающих в одной стране, но имеющих доход или активы в другой северной стране [8]. Основные изменения, происходящие в странах с развитой цифровой экономикой при налогообложении трудовых доходов и социальных отчислений, обобщены в таблице 2.

Таблица 2 - Практика отчислений в условиях циф

развитых стран мира при трансформации налогов на труд и социальных ровой экономики [9]

Страна

Мероприятие налогового администрирования

Результат

Франция

Р2Р онлайн-платформа

Увеличение количества налогоплательщиков, добровольно сдавших налоговую отчетность по доходам;

система двойного контроля за доходами налогоплательщиков;

налоговые органы самостоятельно рассчитывают суммы налогов и автоматически заполняют налоговые декларации, отправляя налогоплательщикам для оплаты налоговые уведомления

Дания

применение личной налоговой скидки к арендодателям при налогообложении доходов от аренды автомобилей и судов

Ирландия

Модель «доход-потребление»

Пресечение налогового мошенничества и доходов, скрытых от налогообложения путем сопоставления суммы доходов, полученных из различных источников с размером осуществленных расходов

Страна Мероприятие налогового администрирования Результат

Австралия и Норвегия Управление налоговой задолженностью Использование механизма уплаты налогов в зависимости от платежеспособности налогоплательщика; Оповещение налогоплательщика, у которых в результате анализа был выявлен риск неплатежей налогов

Канада, Ирландия, Новая Зеландия, Норвегия, Великобритания Использование вебсайтов для размещения информации для налогоплательщиков Актуальная информация по срокам уплаты налогов, о налоговых ставках, налоговой базе, объектах налогообложения, категории налогоплательщиков, имеющих право использовать налоговые вычеты и льготы

Нидерланды Привлечение психологов и экспертов для разработки нестандартных моделей, основанных на организационном поведении Определение налогоплательщика с высоким уровнем риска для уменьшения количества неплатежей налогов и налогового мошенничества; Доверие налогоплательщиков к налоговым органам; Уменьшение количества налоговых проверок

Финляндия Взаимодействие между налоговым и банковским секторами экономики Контроль за движением наличных денежных средств населения

Франция Ограничения на размер выдачи наличных средств населению для борьбы с серой экономикой

Швеция Доступ налоговых органов к банковским счетам налогоплательщиков для получения информации об источниках доходов и направлений расходов для определения суммы налога, подлежащей уплате налогоплательщиками; Присвоение уникального ГО номера налогоплательщикам

Китай Интернет-технологии, основанные на оценке налогового риска 97% налогоплательщиков Пекина и Шанхая уплачивают налоги с помощью Интернет-технологий; Отсутствие дублирования показателей в налоговых декларациях; Автоматическая служба оповещения о налоговом риске с целью сокращения количества исправлений в налоговых декларациях.

Япония, Великобритания Использование социальных сетей, сайтов Массив больших данных для определения профиля налогового риска

Эволюция цифровых технологий налогообложения физических лиц в РФ.

Свой путь цифровизации налогового администрирования Россия начала с внедрения идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) для целей учета налогоплательщиков в 1991 г., разработки АИС «Налог» в 1992 г. и затем разработки первой версии общедоступного Интернет-сайта Госналогслужбы России. Эволюция системы налогового администрирования в условиях цифровизации представлена в Таблице 3.

Эволюцию цифровизации системы налогового администрирования можно разделить на два этапа. Первый этап (1991 - 2011 гг.) заключался в создании веб-сайтов, веб-порталов и персональных электронных сервисов. Ориентация ФНС РФ на широкое использование электронных сервисов явно проявляется с начала 2010-х гг. Данные сервисы постоянно совершенствуются, перспективными направлениями их развития может стать сокращение числа необходимых для регистрации документов, требований к ним (в т.ч. в части нотариального заверения). Сервисы регистрации дополняются «Личным кабинетом налогоплательщика», который представляет собой набор востребованных функций, различающихся в зависимости от категории налогоплательщика.

Второй этап (с 2012 г. - по настоящее время) характеризуется созданием индивидуальных проактивных сервисов и широким распространением мобильных приложений. Началом перехода к данному этапу считается начало функционирования сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», с помощью которого появилась возможность оплатить налоги, контролировать наличие задолженности, а также осуществлять мониторинг камеральной проверки декларации 3-НДФЛ. Сервис позволяет физическим лицам получать информацию об объектах налогообложения, о начисленных и уплаченных налогах, оплачивать налоги, заполнять декларации о доходах, а также обращаться в налоговые органы без личного посещения инспекции.

Таблица 3- Эволюция системы налогового администрирования доходов физических лиц в условиях цифровизации [составлено автором по данным 10]

Год Эволюция системы налогового администрирования в условиях цифровизации

1991 г. Внедрение идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) для целей учета налогоплательщиков.

1997 г. Создана первая версия сайта Госналогслужбы России. Разработана концепция АИС «Налог-2».

1998 г. Начало массового присвоения идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН) физическим лицам

2002 г. - Внедрение системы электронной обработки данных (ЭОД); - Предоставление налоговых деклараций в электронном виде

2003 г. Удаленный доступ к Единому государственному реестру налогоплательщиков (ЕГРН)

2010 г. - Внедрен «Личный кабинет налогоплательщика»; - Разработана концепция АИС «Налог-3».

2011 г. - Создание ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России (массовый ввод налоговой отчетности, массовая печать налоговых документов, Контакт-Центр ФНС России); - Создание Федерального информационного адресного ресурса (ФИАС).

2012 г. Запуск сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц»

2013 г. Тестирование АИС «Налог-3».

Год Эволюция системы налогового администрирования в условиях цифровизации

2015 г. Запуск сервиса «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя»

2018 г. - Запуск функционального блока № 3 АИС «Налог-3» - блока «Прием и обработка документов, связанных с применением патентной системы налогообложения» - Запуск Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния

2019 г. - Запуск эксперимента «Налог на профессиональный доход» (Москва, Московская и Калужская области, Республика Татарстан) - мобильное приложение «Мой налог».

Налогоплательщикам ФНС России предоставляется электронный доступ к личной налоговой информации, а также к сервисам и услугам вне зависимости от места нахождения пользователя. На данном сайте ФНС РФ представлено более 30 различных онлайн сервисов, которые позволяют налогоплательщикам получить значительное количество информации и услуг в электронном виде. Более 27,5 млн граждан активно пользуются «Личным кабинетом налогоплательщика для физических лиц». Для сравнения: в начале 2018 года число физических лиц, пользующихся данной услугой, было около 24 миллионов. Через личный кабинет физического лица в 2018 году было направлено 15,8 млн документов для уплаты налогов [10]. Применяемые подходы при администрировании налога на доходы физических лиц дают ощутимые результаты, которые выражаются в повышении собираемости налога в РФ (Рисунок 1). В 2018 году поступления в бюджет по НДФЛ увеличились на 12,4% (до 3,7 трлн руб.) [11].

Рисунок 1 - Анализ поступлений и суммы задолженности по налогу на доходы физических лиц в Российской Федерации за период 2011-2018 гг. (млрд.руб.)

Исходя из выше сказанного, можно выделить следующие тенденции, характерные для налогового администрирования доходов физических лиц в условиях цифровой трансформации (таблица 4).

Будущие трансформации предполагают полную прозрачность экономических процессов для государства и «новый уровень доверия между обществом и государством». В настоящее время ФНС РФ находится в стадии перехода к «полной цифровой организации» процессов администрирования [12]. Примером перехода цифровизации налогового администрирования к третьему этапу может служить запуск с 1 января 2019 г. пилотного проекта по введению специального налогового режима для самозанятых (мобильное приложение «Мой налог»), который дает возможность гражданам

легализовать свои доходы.

Таким образом, становление цифровой экономики оказывает большое влияние на налогового администрирование. Сегодня ФНС России активно внедряет цифровые технологии в процессы налогового администрирования, что делает ФНС одним из самых цифровизированных органов исполнительной власти. ФНС России создает виртуальную транзакционную среду - замкнутую цифровую экосистему, которая поспособствует прозрачности экономики. Мобильные приложения и другие цифровые инструменты, внедряемые ФНС, делают систему налогового администрирования незаметной и удобной для налогоплательщиков, при этом обеспечивая прозрачность экономики и соблюдение налогового законодательства.

Таблица 4 - Тенденции налогового администрирования доходов физических лиц в условиях цифровой трансформации [составлено автором]

Тренд Описание Принятые меры, подтверждающие тренд

Выстраивание бесконтактных партнерских отношений Налогоплательщик сам осознанно платит налоги Реализация пилотного проекта для самозанятых (специального налогового режима), заключающийся в постановке на учёт в качестве налогоплательщика и добровольной уплаты налога при помощи мобильного приложения.

Риск-ориентированный подход Снижение количества проверок в зонах, где риск нарушений меньше Проверка деклараций с помощью автоматизированной системы, которая присваивает уровень налогового риска с учетом предыдущих камеральных проверок; онлайн-ККТ.

Сервисная ориентированность Внедрение в повседневную практику современных технологий налогового администрирования, а также разнообразных электронных услуг Создание мобильных приложений: «Налоги ФЛ», «Мой налог», «ЕГР ЗАГС», «Личный кабинет предпринимателя», «Проверка кассового чека». Развитие электронных сервисов на сайте nalog.ru

Персонифицированный подход Услуги, предоставляемые налоговыми органами, должны иметь общественную полезность для каждого налогоплательщ ика Создано более60 интерактивных сервисов для разных групп налогоплательщиков: физических лиц, юридических лиц и ИП.

О последствиях влияния трендов на трансформацию налогообложения доходов физических

Трансграничная природа цифровой экономики приводит к специфическим проблемам,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

связанным со сбором и верификацией информации, идентификацией потребителей. В связи с применением современных технологий и управлением большими данными в сфере налогового администрирования доходов физических лиц становятся актуальными возникающие при этом риски и возможности для налоговых органов и налогоплательщиков [13].

Виртуализация товарно-денежных отношений разрушающе воздействует на основы экономики, а именно на трудовые отношения. В России доля занятых в неформальном секторе в 2018 году составила 20,1% от общей численности занятых в возрасте 15 лет и старше (14,6 млн человек), в 2017 году данный показатель составил 19,8% (14,3 млн человек) [14]. Реальное количество самозанятых остается предметом дискуссий. По мнению Минтруда, в данную категорию граждан в РФ входит около 12 млн. человек, по оценкам независимых экспертов, от 15 до 25 млн. человек. По данным РАНХиГС для 11,7% экономически активного населения (8,7 млн человек) теневые доходы — единственный источник поступлений, а 30 млн. человек (40,3% работающего населения) совмещают получение теневых доходов с легальной работой.

Кроме того, сегодня особую популярность приобретают блогинг, продажа товаров, а также оказание услуг с использованием социальных сетей. Кроме того, блогер в социальной сети instagram с аудиторией 150 тыс. подписчиков и в среднем с 15 тыс. лайков дополнительно за рекламный пост получает около 15 тыс. руб.

Еще один тренд, связанный с цифровыми трансформациями - роботизация. По данным исследований Высшей школы экономики, объем мирового рынка робототехники с каждым годом растёт и к 2025 году достигнет 147 миллиарда долларов США, а 30% мирового рынка робототехники будет к 2022 г. приходиться на Китай [15].

Развитие информационно-коммуникационных технологий промышленных роботов может привести к распространению технологической безработицы. В данном случае, риски связаны с исключением человека из бизнес-процессов: автопилотируемый транспорт, роботизированные комплексы, боты-консультанты и т.д. В исследовании Acemoglu D доказано, что установление одного промышленного робота (на 1000 занятых) в США привело к снижению доли занятых на 0,18-0,4 п.п. [16]. По оценкам центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, реализация программы «Цифровая экономика» может привести к сокращению до 10 млн. рабочих мест к 2025 г. за счет повышения производительности труда [17].

По данным международного исследовательского проекта RLMS, приблизительно 26,5% занятых в России работают в профессиях, имеющих высокую вероятность автоматизации (более 70%). К таким профессиям в России относятся наиболее массовые: водители (7 млн чел.; оценка вероятности автоматизации составляет 98%), продавцы (6,8 млн чел.; вероятность автоматизации 98%), грузчики (2,3 млн чел.; вероятность автоматизации 72%), уборщики (2,1 млн чел.; вероятность автоматизации 83%) [18].

Обобщая результаты исследования трендов налогового администрирования в условиях цифровой трансформации, нами были идентифицированы следующие риски налогообложения доходов физически лиц в цифровой экономике:

1. Риск осуществления незаконной предпринимательской деятельности через интернет (посредством социальных сетей, досок объявлений);

2. Риск потери контроля над операциями, проводимыми в рамках электронных трансграничных платформ;

3. Риск увеличения денежного потока в обход традиционной банковской системы от деятельности, связанной с криптовалютой;

4. Риск сокращения налоговых поступлений вследствие роботизации.

Таким образом, факторы возникновения таких налоговых рисков в цифровой экономике могут быть разделены на три основные группы [13]:

- определение устойчивой связи с юрисдикцией для целей налогообложения;

- использование больших данных;

- сложность идентификации.

В группу рисков, связанных с цифровизацией налогового администрирования, входят риски, которые порождаются в процессе внедрения цифровых технологий в работу ФНС. В таблице 5 представлена обобщенная характеристика рисков налогообложения доходов физических лиц в условиях цифровых трансформаций.

Таблица 5 - Характеристика рисков цифровизации налогового администрирования доходов физических лиц

Риски Характеристика

Цифровая отстраненность налогоплательщиков Проявляется либо в нежелании пользователей переходить к новому формату взаимодействия с налоговым органом, либо в отсутствии стабильного доступа к каналам информационно-коммуникационного взаимодействия

Высокая стоимость и сложность программного обеспечения Внедрение и сопровождение программного обеспечения требует привлечения узких специалистов для налоговых органов и налогоплательщиков.

Кибер-риски Риски утечки данных (разглашение налоговой тайны, персональных данных пользователей), отсутствие многоступенчатого контроля на всех этапах налогового администрирования

Отсутствие унифицированной системы данных Сведения, получаемые от третьих лиц, могут быть неадаптированы под форматы, используемые ФНС.

Законодательные риски Существующая нормативно-правовая база была создана в период нецифрового налогообложения и не учитывает современное положение дел

Несмотря на масштабную и стремительную цифровизацию налогов, определенные препятствия, сопровождающие данный процесс, могут создавать новые риски как для налогоплательщиков, так и для государства. При этом нужно отметить, что выстраиваемая система электронного взаимодействия в ФНС будет способствовать созданию условий для комфортной деятельности добросовестных налогоплательщиков и одновременно сводить к минимуму возможности для функционирования схем уклонения от уплаты налога.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что группа рисков, связанных с развитием цифровой экономики, выражается в появлении новых форм и моделей ведения бизнеса, виртуализацией товарно-денежных отношений, цифровизацией отраслей экономики. Взаимосвязь особенностей цифровой экономики и налогов представлена в таблице 6.

Таким образом, в долгосрочной перспективе, в том случае, если государство не будет принимать меры, направленные на снижение налоговых рисков цифровой экономики, то развитие технологий и увеличение сферы их применения может существенно ограничить возможности фискального контроля налогообложения физических лиц.

Таблица 6 - Взаимосвязь физических лиц [составлено авто

особенностей цифровой экономики и налогообложения доходов ром]

Особенности цифровой экономики Последствия для налогообложения и налогового администрирования Принятые и возможные меры налоговой политики

Повсеместное использование сети интернет (ведение предпринимательской деятельности через интернет) невозможность контроля сделок, совершаемых с использованием досок объявлений, социальных сетей, как следствие уход от налогов из-за сложности идентифицировать таких предпринимателей. - введение режима для самозанятых для целей легализации таких предпринимателей; - контроль за доходами и расходами по банковским картам физических лиц

Использование в экономических процессах больших данных расширение налоговой базы за счёт цифровых данных введение платы за сбор и использование персональных данных и личной информации

Появление цифровых валют (криптовалют) [19] усложнение налогового администрирования, увеличение денежного потока в обход традиционной банковской системы от деятельности, связанной с криптовалютой введение налога на майнинг, покупку и продажу криптовалют

Использование в экономических процессах роботов, М2М, искусственного интеллекта сокращение налоговых поступлений налог на роботов, применение универсальных базовых дивидендов

Анализ влияния цифровизации на НДФЛ.

Для оценки влияния цифровизации на налог на доходы физических лиц проведем корреляционно-регрессионный анализ по переменным за 2017 год для 18 стран - лидеров по уровню развития цифровизации. Тестируемая гипотеза - цифровизация экономики влияет на налог на доходы физических лиц в процентах от ВВП.

Таблица 7 - Описание переменных

Краткое наименование переменной Полное наименование, определение переменной Ед. Изм.

НДФЛ Налог на доходы физических лиц. Всего,% от ВВП. %

ЗП Средняя заработная плата Долл.

0 Количество установленных промышленных роботов на 10000 рабочих в обрабатывающей промышленности Шт.

Спец. ИКТ Специалисты в области ИКТ высшего уровня квалификации в процентах от общей численности занятых

АБИнтер Абоненты беспроводного широкополосного Интернета единиц на 100 человек населения

Краткое наименование переменной Полное наименование, определение переменной Ед. Изм.

® Доступ к Интернету в домашних хозяйствах в % от общего числа домашних хозяйств

Ш Использование Интернета населением для заказа товаров и услуг в % от общей численности населения в возрасте 15-74 лет

Эл. гос-во Использование веб-сайтов органов власти населением для отправки официальных форм в % от общей численности населения в возрасте 15-74 лет

Ш Проблема заражения вирусами при использовании Интернета (в % от общей численности населения в возрасте 15-74 лет, использовавшего интернет за последние 12 мес)

Для проведения корреляционного анализа представим корреляционную матрицу (Таблица 8) и результаты оценивания в таблице 9. Зависимой переменной является НДФЛ, а объясняющими переменными: средняя заработная плата, количество установленных промышленных роботов на 10000 рабочих в обрабатывающей промышленности, специалисты в области ИКТ высшего уровня квалификации, абоненты беспроводного широкополосного Интернета, доступ к Интернету в домашних хозяйствах, использование Интернета населением для заказов товаров и услуг, использование вебсайтов органов власти населением для отправки официальных форм и столкновение населения с проблемой заражения вирусами при использовании Интернета.

Исходя из расчета корреляции, можно сделать вывод, что средняя заработная плата и количество специалистов в области ИКТ высшего уровня квалификации имеют прямую высокую связь с НДФЛ. Нулевая гипотеза: Н0:Р =0 - угловой коэффициент незначим, т.е. объясняющая переменная не влияет на налог на доходы физических лиц в % от ВВП. Альтернативная гипотеза: Н^Р ^0 - угловой коэффициент значим, т.е. объясняющая переменная влияет на налог на доходы физических лиц в % от ВВП.

Налог на доходы физических лиц равен 9,316007 % от ВВП при других переменных, равных нулю. При увеличении доли специалистов в области ИКТ высшего уровня квалификации в общем числе занятых на 1% налог на доходы физических лиц в % от ВВП будет увеличиваться на 2.956092%. При увеличении доли домашних хозяйств, имеющих доступ к Интернету, на 1% налог на доходы физических лиц в % от ВВП будет снижаться на 0.19576%. Так как р^а1ие (2.57Е-06) для Р1меньше а 5 % уровня значимости, то Но отвергается. Данный коэффициент статистически значим. р^а1ие (0.01857) для Р2 меньше а 5 % уровня значимости, то Но отвергается и данный коэффициент статистически значим.

Таблица 8 - Корреляционная матрица

Показатель НДФЛ ЗП О Спец. ИКТ. АБИнтер Ш Эл. гос-во а

НДФЛ 1

ЗП 0.839 1

О 0.536 0.318 1

Спец. ИКТ 0.706 0.463 0.585 1

АБИнтер 0.553 0.330 0.414 0.745 1

Показатель НДФЛ ЗП О Спец. ИКТ. АБИнтер В | чвр ш Эл. гос-во в

# 0.672 0.644 0.519 0.824 0.729 1

ш 0.605 0.647 0.518 0.790 0.620 0.857 1

Эл. гос-во 0.530 0.371 0.471 0.711 0.745 0.632 0.552 1

в -0.025 -0.040 -0.107 -0.281 -0.296 -0.254 -0.393 0.226 1

Коэффициенты статистически значимы на 5% уровне значимости: Р3 (р-уа1ие = 0.000216), Р4 (р^а1ие = 0.00349), Р5 (р^а1ие = 0.028216), Р7 (p-value = 0.009288), Р8 (p-value = 0.017082), Р6 не значим4 на 5% уровне значимости (р-уа1ие = 0.114078).

Таблица 9 - Результаты оценивания

Коэффициенты Стандартная ошибка ^статистика Р-Значение Нижние 95% Верхние 95%

Y-пересе-чение 9.316007 4.862655 1.915827 0.08764 -1.68408 20.3161

1.ЗП 0.000149 1.43Е-05 10.40653 2.57Е-06 0.000117 0.000181

2.Роботы 0.001307 0.000456 2.866898 0.01857 0.000276 0.002337

3.Спец. ИКТ 2.956092 0.496898 5.949097 0.000216 1.832032 4.080153

4.Абоненты Интернета 0.062816 0.016008 3.923973 0.00349 0.026603 0.09903

5.Доступ к Интернету -0.19576 0.074968 -2.61119 0.028216 -0.36535 -0.02617

6.Онлайн покупки -0.04691 0.026807 -1.74981 0.114078 -0.10755 0.013734

7.Эл. государство -0.08678 0.02633 -3.29604 0.009288 -0.14635 -0.02722

8.Кибербе-зопасность 0.132083 0.045262 2.918187 0.017082 0.029693 0.234473

Дисперсия НДФЛ на 97,2% объясняется изменением данных переменных. Уравнение регрессии в целом значимо, так как F-статистика 38.98683564 больше табличного значения F-критерия Фишера (3,23) на уровне значимости а =5%. Таким образом, тестируемая гипотеза о том, что цифровизация экономики влияет на налог на доходы физических лиц в % от ВВП подтвердилась.

Направления трансформационных изменений налогообложения доходов физических лиц.

Для адаптации системы налогообложения и администрирования доходов физических лиц к новой цифровой эпохе предлагаются следующие трансформации:

- оцифровка налогового администрирования НДФЛ;

- прогрессивное налогообложение с установленным необлагаемым минимумом;

- введение дополнительных социально-значимых понижающих коэффициентов.

Для адаптации системы налогообложения доходов физических лиц России к новым цифровым условиям целесообразно полностью автоматизировать расчет НДФЛ. Для этого ФНС следует автоматизировать сбор данных о всех физических лицах, включая статус, сведения о доходах и расходах путем межведомственного взаимодействия и получения доступа к движениям средств на банковских счетах физических лиц. Данные меры позволят упростить для налогоплательщика

процесс сбора различных документов для получения налоговых вычетов, и достаточно будет заверить автоматически заполненную налоговую декларацию в «Личном кабинете налогоплательщика». Подобная мера позволит налоговым органам осуществлять мониторинг незаконных доходов граждан и управлять риском неисполнения обязательств налогоплательщиком путем сокрытия или занижения суммы доходов. Для увеличения количества пользователей онлайн сервисами ФНС России предлагается введение дополнительной «налоговой скидки» для физических лиц, подающих декларацию и уплачивающих НДФЛ онлайн.

Исходя из рассмотренного международного опыта, введение прогрессивной шкалы налогообложения и необлагаемого минимума по НДФЛ является необходимым условием построения современной справедливой системы налогообложения. По данным Росстата, в 2019 году в России 27,093 млн. работающих граждан, при этом 2,9% (775,46 тыс. человек) получили зарплату ниже установленного законодательством минимального размера оплаты труда (11 280 р.), который с 1 января 2020 года составляет 12130 р. в месяц и 17,8% (4,8 млн) работающих получают доход от 11280 до 20350 рублей ежемесячно, а почти четверть россиян (24,2% - 6,5 млн) получают ежемесячную зарплату в размере от 20,3 тыс. до 31,6 тыс. рублей. 66,6% - 18 млн. человек получают доход в диапазоне от МРОТ до средней заработной платы. Доход свыше 100 тыс. рублей в месяц получают 7,1 % (1,9 млн) работающих россиян. Отмечается, что средняя заработная плата по России составляет 47 657 рублей [14]. Таким образом, более 70% россиян получают доход ниже среднего значения по России. Для поддержки малообеспеченных слоев населения и сокращения разрыва между богатыми и бедными предлагаются рассмотреть возможность применения в РФ прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц и освобождения от НДФЛ доходов ниже прожиточного минимума.

Предложение по введению дополнительных понижающих коэффициентов основано на положениях поведенческой экономики. Один из механизмов обеспечения производства общественных благ заключается в возможности, позволяющей населению самостоятельно делать выбор в пользу рационального поведения без «принудительного» вмешательства государства, а только путем «подталкивания». В качестве дополнительного инструмента управления поведением налогоплательщиков предлагается ввести понижающие коэффициенты суммы исчисленного НДФЛ, которые отражают общественное поведение человека, например: своевременная оплата налоговых платежей; своевременное погашение кредитов; оплата счетов за ЖКХ; осуществление выплат по постановлению суда; соблюдение правил дорожного движения и общественного порядка; отсутствие прочих административных и уголовных правонарушений и преступлений и др.

Таким образом, возможно предусмотреть механизм уменьшения суммы НДФЛ с учетом социально-значимых понижающих коэффициентов. Тем более, что предпосылки для развития данных направлений уже сделаны в налоговой службе. ФНС рассматривает возможность получения права запрашивать у банков информацию о счетах физических лиц вне налоговых проверок для выявления и пресечения незаконной предпринимательской деятельности, признаком которой являются частые переводы с карты на карту между физическими лицами, не являющимися родственниками. С другой стороны, нарушение принципа свободы декларирования гражданами своих доходов и тотальный мониторинг движения средств по счетам могут создать ряд рисков и побочных эффектов, например, утечка данных, превышение полномочий налоговыми инспекторами и возвращение граждан к наличным расчетам. Помимо рассмотренных в статье инструментов администрирования, ФНС планирует консолидировать данные из профилей социальных сетей налогоплательщиков, осуществлять межмашинный обмен данными, проводить сетевую аналитику, что позволит полностью автоматизировать процесс расчета налоговых обязательств, процесс уплаты налогов и снять обязательство по подаче налоговых деклараций. Согласно прогнозам Евстигнеева Е. Н. и Викторовой Н. Г., к 2025 г. будет создан единый реестр населения России, а базовые элементы налогового анализа, аудита и консультирования будут возложены на искусственный интеллект [20].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Цхададзе Н.В. Экономические теории и школы. История и современность. Аспирантура. Учебно-методическое пособие / Цхададзе Н. В. - Москва: Русайнс, 2020. - 212 с.

2. Vishnevsky V. P., Chekina V. D. Robot vs. tax inspector or how the fourth industrial revolution will change the tax system: a review of problems and solutions[Электронный ресурс] // Journal of Tax Reform.

2018. vol. 4, no. 1, Р. 6-26. DOI: 10.15826/jtr.2018.4.1.042 (дата обращения 23.02.2020)

3. The Boston Consulting Group. Russia Online? Catch up impossible to fall behind [Электронный ресурс] // Отчёт BCG : June 2016. (дата обращения 27.02.2020)

4. Макурова Т. Цифровизация налогового администрирования: Россия в авангарде // Журнал «Метод». 2018. № 2. URL: http://gosmetod.ru/online/2018/2/ (дата обращения 10.01.2020)

5. MD (2019). World Competitiveness Rankings. 2019. Results. IMD. [Электронный ресурс] https:// www.imd.org/wcc/world-competitiveness-center-rankings/world-competitiveness-ranking-2019/ (дата обращения 20.01.2020)

6. Digital government. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. 2019. URL: https:// publicadministration.un.org/en/ict4d (дата обращения 20.01.2020)

7. Digital Adoption Index. 2016. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Всемирного Банка. https://www.worldbank.org/en/publication/wdr2016/Digital-Adoption-Index (дата обращения 27.02.2020)

8. Digital Government Factsheet. 2019. Norway. [Электронный ресурс] // URL: https://joinup. ec.europa.eu/sites/default/files/inline-files/Digital_Government_Factsheets_Norway_2019.pdf (дата обращения 25.02.2020)

9. Налоги в цифровой экономике. Теория и методология: монография с грифом НИИ образования и науки / Под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 279 с. — (Серия «Magister»).

10. Федеральная налоговая служба РФ. [Электронный ресурс] // Официальный сайт. 2019. (История ФНС России, Статистика и аналитика) URL: https://www.nalog.ru/rn25/ (дата обращения 25.02.2020)

11. Синенко О.А. Формирование налоговых доходов территорий ДФО в условиях цифровизации экономики: монография / О.А. Синенко, А.А. Бессонова. - Владивосток : Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2019. - 1 CD-ROM ; [239 с.]. - Загл. с титул. экр. - ISBN 978-5-7444-4715-1. - Текст. Изображения : электронные.

12. Барсова УВ., Синенко О.А. Трансформация косвенного налогообложения в условиях цифровизации// Сборник материалов III Международной научно-практической конференции «Трансграничные рынки товаров и услуг: проблемы исследования» (г. Владивосток 7 - 8 ноября 2019 г.) Изд-во ДВФУ 2019. С.169-170.

13. Цифровые технологии налогового администрирования: монография с грифом НИИ образования и науки / Под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 263 с. — (Серия «Magister»).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] // Официальный сайт. 2019. URL: https://www.gks.ru/ (дата обращения 25.02.2020)

15. Индикаторы цифровой экономики: 2019 : статистический сборник / Г.И.Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед.ун-т И60 «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ,

2019. - 224 с.

16. Acemoglu D., Restrepo P. Robots and jobs: Evidence from US labor markets. [Электронный ресурс] //NBER working paper. 2017. URL: http://www.nber.org/papers/w23285

17. ЦМАКП. Развитие цифровой экосистемы: прямые и косвенные эффекты для экономики. [Электронный ресурс] // М., 2018. URL: http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Presentations/

DBelousov/2018-03-31IT-ECO.pdf (дата обращения 25.02.2020)

18. Земцов С. Роботы и потенциальная технологическая безработица в регионах России: опыт изучения и предварительные оценки // Вопросы экономики. 2017. № 7. С. 142-157

19. Синенко О.А. Налогообложение криптовалют в странах АТР. /Синенко О.А., Стефановская К.В, Чан Е.Т., Яковлева И.А. // Инновационное развитие экономики. Изд-во Научно-консалтинговый центр (Йошкар-Ола). 2019. №1. С. 200-209

20. Евстигнеев, Е.Н, Викторова, Н.Г. Будущее российской налоговой системы: актуализированный прогноз [Электронный ресурс] // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2019. № 46. DOI: 10.17223/19988648/46/2 URL: http://joumals.tsu.m/engine/download.php?area=files&id=160240#1 (дата обращения 27.02.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.