ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Лобанова А.С.*
студент
*ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Саранск, Россия
Аннотация:
Статья посвящена вопросам использования информационных технологий в системе налогового контроля налогообложения доходов физических лиц. В работе проведен анализ деятельности налоговых органов Республики Мордовия с применением информационных технологий. Сформированы рекомендации по развитию налогового контроля в условиях цифровой экономики.
Ключевые слова:
Налоговый контроль, налогообложение доходов, доходы физических лиц, цифровизация, налоговые проверки
УДК 336.225.673
DOI: 10.24411/2658-6932-2020-10043
Для цитирования: Лобанова А.С. Информационные технологии в системе налогового контроля в сфере налогообложения доходов физических лиц / А.С. Лобанова // Контентус. - 2020. - № 5. - С. 54 -62.
В условиях цифровой трансформации российской экономики, вопросы налогообложения занимают одно из центральных мест во внутренней политике государства. Цифровизация становится закономерным этапом развития системы налогообложения доходов физических лиц. Налоги на доходы физических лиц, согласно п. 1 ст. 8 НК РФ: «Установленные на условиях обязательности и безвозмездности платежи, которые взимаются с граждан государством в законно установленном порядке и размерах в целях финансирования общественных благ» [1].
Основную долю в данной категории налогов составляет НДФЛ, уплачиваемый работодателем, как налоговым агентом, с доходов сотрудников. Что с одной стороны не способствует чрезмерному сокрытию доходов в данной отрасли, с другой стороны рождает новые схемы «оптимизации» налогообложения, в том числе зарплаты «в конверте». Стопроцентная собираемость налога отсутствует и при других доходах.
Следовательно, существует объективная необходимость в налоговом администрировании. Налоговый контроль как один из основных методов налогового администрирования, обеспечивает налоговые поступления в бюджетную систему посредством обнаружения и пресечения налоговых правонарушений.
Налоговый контроль НДФЛ организуется в следующих формах: контроль за своевременным поступлением налогов, организация налоговых проверок, контроль за соблюдением выдвинутых по результатам проверки санкций. В связи с активным внедрением информационных технологий в сферу налогообложения на данный момент введена новая форма налогового контроля - налоговый мониторинг. На данный момент форма распространяется только на особо крупных налогоплательщиков, однако, имеет предпосылки к развитию для всех групп лиц, получающих доход. Представим динамику количества проведенных проверок и дополнительных поступлений в бюджет по результатам данного вида контроля по Республике Мордовия в таблице 1.
Таблица 1 - Динамика количества и эффективности проведенных камеральных и выездных проверок в области налогообложения доходов физических лиц, ед.
Наименование показателя Год Выездные налоговые проверки Камеральные налоговые проверки
Колич ество Из них, выявив ших наруш ения Допол нитель но начисл ено платеж ей Колич ество Из них, выявив ших наруш ения Допол нитель но начисл ено платеж ей
Налог на доходы физических лиц, удерживаемый налоговыми агентами - организациями 2015 159 136 120929 - - -
2016 124 110 256668 - - -
2017 113 89 173791 65610 12959 105189
2018 57 37 15065 81655 11510 87954
2019 35 21 2501 77293 5450 48906
Продолжение таблицы 1
Налог на доходы физических лиц, исчисленный ИП и другими лицами, занимающимися частной практикой 2015 35 28 10316 1500 354 286
2016 23 18 5999 1821 418 508
2017 21 18 4367 3271 805 3223
2018 10 6 4044 1598 561 1236
2019 2 2 1233 1276 224 308
Налог на доходы физических лиц, исчисленный физическими лицами (не являющимися ИП и лицами, занимающимися частной практикой) 2015 2 2 181 15557 3731 4407
2016 5 4 1516 12754 2728 3206
2017 7 6 1406 12330 1691 3220
2018 1 1 75 13112 2453 2028
2019 0 0 0 33711 1969 1208
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 2015 43 24 4385 10687 640 4851
2016 43 16 6735 12088 813 10863
2017 19 9 7340 11902 719 3232
2018 13 11 9192 11675 918 3169
2019 1 0 0 12868 496 3469
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 2015 49 8 1172 45340 2240 4094
2016 24 3 14280 43433 2344 3716
2017 12 2 135 42381 2098 4038
2018 15 0 0 44317 1813 3110
2019 1 0 0 39112 1674 4042
Единый сел ьскохозя йств енный налог 2015 30 15 5332 825 85 84
2016 22 13 2443 792 96 149
2017 7 2 2113 740 91 104
2018 7 5 2605 674 73 57
2019 14 1 5 62297 1478 3196
Всего по результатам 2015 года было проведено 74 227 ед. выездных и камеральных налоговых проверок, а в 2019 году 226 610 единиц. Количественное сокращение сопровождается изменением соотношения выездных и камеральных налоговых проверок с целью повышения эффективности налогового контроля.
Анализируя данные таблицы, стоит отметить значительное сокращение выездных налоговых проверок по всем налогам с доходов физических лиц. За исследуемый период сокращение выездных проверок по
всем представленным выше видам налогов составило 83,3% с 318 до 53 единиц в год. Значительное снижение позволяет экономить ресурсы, повышая результативность налогового контроля. Данный риск-ориентированный подход предполагает планирование проверок по 12 критериям, в том числе показателям рентабельности, налоговой нагрузки, отражении в отчетности убытков, налоговых вычетов и т.д.
Проведение выездных налоговых проверок становится эффективнее, особенно в рамках проверки индивидуальных предпринимателей, в 2015 году 80% проведенных проверок выявили нарушение и отношение доначисленных платежей к количеству проведенных проверок составило 294,7 тыс. рублей, а в 2019 году 100% налоговых проверок выявили нарушения и результативность составила 616,5 тыс. р. на проведенную проверку.
Несмотря на неравномерность снижения в течении исследуемого периода, уменьшение выездных налоговых проверок наблюдается по всем видам налога. Снижение выездных проверок обосновано требованием повышения эффективности налогового контроля и условиями цифровизации.
Цифровизация затронула все отрасли жизни населения, цифровые технологии стали неотъемлемой частью жизни налогоплательщиков - физических лиц. Под цифровыми, информационными технологиями, подразумеваются системы сбора и поиска, хранения и накопления, обработки информации с использованием цифровой техники.
Рассмотрим ряд мер, приближающие действующую систему налогообложения к налогообложению цифрового формата. Так, в промышленную эксплуатацию в 2019 г. введена автоматизированная информационная система «Налог - 3» - ресурс, содержащий с электронном виде все данные о налогоплательщике, гарантирующий соблюдение всех регламентных процедур налоговыми органами и позволяющий снизить трудозатраты налоговых органов, в том числе в налоговом контроле. Приоритетной задачей ФНС РФ на данный момент является совершенствование единой автоматизированной системы, позволяющую систему сбора, обработки, хранения информации с помощью развитого программного обеспечения.
Государственная информационная система «Электронный бюджет» в свою очередь способствуют большему доверию граждан к органам власти, поскольку делает работу государственных органов прозрачной и открытой, а также сокращает бумажный документооборот.
Немаловажным цифровым достижением налогового контроля является введение онлайн-касс для категории налогоплательщиков, осу-
ществляющих деятельность, приносящую доход, без образования юридического лица. В свою очередь, учащение предоставления формы 6-НДФЛ позволило с одной стороны увеличить контроль «чистых» заработных плат, тем самым повысить количество поступлений налога в бюджет, с другой стороны возможность предоставления в электронном формате (обязанность - при численности сотрудников от 10 человек) сделало процедуру комфортнее для налогоплательщика.
На сайте ФНС РФ доступно более 50 различных электронных сервисов. Создан функционал «Личный кабинет налогоплательщика», дающий возможность по требованию налогоплательщика получить от налогового органа по телекоммуникационным каналам документы с электронной подписью, консультацию по возникшим вопросам или уточнить свою задолженность по налогам и новшества в налоговом законодательстве.
Благодаря ряду мер и росту правосознания налогоплательщиков, наблюдается положительная динамика поступлений налога на доходы физических лиц (рисунок 1).
9 900,00 9 800,00 9 700,00 9 600,00 9 500,00 9 400,00 9 300,00 9 200,00 9 100,00 9 000,00 8 900,00
122,15
9 479,01
9 306,78
2015 г. 2016 г.
I Поступления НДФЛ, млн р.
9 198,96
9 547,37
9790,88
102,55
140,00 120,00 100,00 80,00 60,00 40,00 20,00 0,00
2017 г. 2018 г. 2019 г.
Э Рост относительно предыдущего периода, %
Рис. 1 - Динамика поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет РФ
Согласно рисунка 1, стоит отметить нестабильность прироста в процентном выражении, который наблюдается на протяжении исследуемого периода. На положительную динамику по итогам 2015-2019 гг.
оказало влияние увеличение субъектов малого бизнеса, физических лиц, занимающихся частной практикой, увеличение среднегодового количества иностранных граждан, приехавших на территорию РФ для трудоустройства, а также рост среднемесячных номинальных заработных плат россиян.
В том числе, положительная динамика поступлений, наблюдающаяся в исследуемом периоде, связана с цифровой трансформацией процесса налогообложения. Собираемость налогов во многом связана с развитостью налогового контроля в стране. На данный момент налоговое администрирование изменяется под воздействием всеобщей циф-ровизации,но не теряет своего значения.
В целом, налоговая цифровизация, как упоминалось Казовой З. М., включает следующие стадии:
1. Модель «цифровой зрелости» (веб-сайты, персональные электронные сервисы, электронный документооборот и отчетность).
2. «Полностью цифровая организация» процессов администрирования (мобильные приложения, индивидуальные проактивные сервисы).
3. «Адаптивная платформа» (2025 г.), соединяющая 1Т платформы ФНС и налогоплательщиков в режиме реального времени, когда исполнение налоговых обязательств происходит в автоматическом режиме и «без усилий» [4].
На наш взгляд, «адаптивная платформа» способна стать единым цифровым пространством, в котором зарегистрированы все граждане страны и отображаются все налогооблагаемые операции, а ФНС в свою очередь имеют возможность своевременного информирования и контроля. Объективно, предложенный вариант развития имеет ряд недостатков: сложность создания базы данных для численности населения нашей страны, недостаточная развитость информационных технологий на данный момент и неготовность полного перехода с бумажных носителей. Несмотря на данные проблемы, переход возможен, вопрос заключается лишь во времени.
Данная система может функционировать с помощью уже распространенной технологии блокчейн, с помощью которой данные будут заноситься в систему и не могут изменяться или удаляться в дальнейшем. В рамках налога на доходы физических лиц технология блокчейн предполагает, что в системе отражается доход физического лица, например, заработная плата, данные проверяются, рассчитывается социальное обеспечение, сумма налога, чистый доход переносится на счет работника или остается на счету физического лица, получающего другой до-
ход, а налог с дохода переводится в пользу государства. Стоит отметить, что налоговый контроль в конечной точке использования данной платформы модернизируется, поскольку цепочка поступлений и расходов будет доступна для всех заинтересованных лиц. Однако исключение налогового контроля как метода налогового администрирования невозможно.
Таким образом, для создания цифровой системы налогообложения доходов, адаптивной платформы с использованием технологии блокчейн, на современном этапе развития необходима отработанная система электронного документооборота, позволяющая исключить двойной учет данных, лишнюю бумажную работу и длительность процесса обмена данными. Налоговый контроль в настоящее время должен учитывать и новые риски, связанные вопросами кибербезопасности, оказания цифровых финансовых услуг, использования технологий для новых способов получения дохода. Несмотря на развитость цифрового налогового контроля в России, особенно для юридических лиц, при цифровой трансформации всех сфер жизни, построение новой модели налогового контроля - обоснованная необходимость.
Список использованных источников
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ [Электронный ресурс] : (с изм. и доп.). - Доступ из справ. -правовой системы «Консультант-Плюс».
2. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. №203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы»
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. №1632-р «Об утверждении Программы «Цифровая экономика Российской Федерации»»
4. Казова З. М. Внедрение информационных технологий в систему налогового контроля в условиях цифровизации экономики / З. М. Казова // Сборник научных статей III Всероссийской научно-практической конференции - г. Нальчик - 2019. - С. 96 - 99.
5. Морозова Г. В. Оценка результатов проведения налогового контроля как важнейшей функции в системе налогового администрирования доходов физических лиц / Г. В. Морозова, О. И. Дерина // Вектор экономики. - 2018. - № 5. - С. 40-46.
INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF TAX CONTROL IN THE FIELD OF TAXATION OF INCOME OF INDIVIDUALS
Lobanova A. S.**
student
** National Research Mordovia State University, Saransk, Russia
Abstract:
The article is devoted to the use of information technology in the tax control system. The paper analyzes the activities of the tax authorities of the Republic of Mordovia using information technology. Recommendations on the development of tax control in the digital economy are made.
Keywords:
Tax control, income tax, income of individuals, digitalization, tax checks.