42
Экономические науки
УДК 336.2
ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РЕГИОНЕ
Коновалова К. Ю., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и антимонопольного регулирования,
Северо-Кавказский институт (филиал РАНХиГС), г. Пятигорск Е-mail: kris89.11@yandex.ru
В статье исследованы основные направления повышения эффективности налогового администрирования на региональном уровне. Проанализированы факторы, оказывающие влияние на эффективность функционирования системы налогового администрирования. Сделан вывод о том, что проблемы недостаточности налогового контроля и его низкой эффективности тесно связаны с объемом налоговых поступлений в региональные бюджеты и отсутствием прозрачной бизнес-среды. Совершенствование камерального контроля будет способствовать повышению эффективности всей контрольной деятельности территориальных налоговых органов и системы налогового администрирования в целом.
Ключевые слова: налоговое администрирование, территориальные налоговые органы, региональные бюджеты, Федеральная налоговая служба России, выездные и камеральные налоговые проверки.
INVESTIGATION OF DIRECTIONS OF IMPROVING
THE EFFICIENCY OF TAX ADMINISTRATION IN THE REGION
Konovalova C. Y., œndidate of economic sciences, associate professor of the department
of economy and antimonopoly regulation,
North caucasian institute (branch of a RANEPA), city of Pyatigorsk
Е-mail: kris89.11@yandex.ru
The article explores the main directions of increasing the effectiveness of tax administration at the regional level. The factors influencing the efficiency of the tax administration system are analyzed. The conclusion is made that the problems of insufficiency of tax control and its low efficiency are closely related to the volume of tax revenues to the regional budgets and the absence of a transparent business environment. Improvement of desk control will help to increase the effectiveness of all control activities of territorial tax authorities and the tax administration system as a whole.
Key words: tax administration, territorial tax authorities, regional budgets, Federal Tax Service of Russia, field and in-house tax audits.
Российская налоговая система развивается в рамках направлений, закрепляемых ежегодно в документах - «Основных направлениях налоговой политики». Эти документы принимаются Министерством финансов РФ по результатам широкого межведомственного диалога, с привлечением Федеральной налоговой службы РФ.
В законодательном порядке для субъектов Российской Федерации также предусмотрена возможность самостоятельного установления дополнительных налоговых льгот (вплоть до полного освобождения от налогообложения) в
отношении высокоэффективного оборудования и движимого имущества, принятого на учет в качестве основных средств после 1 января 2013 г., с даты выпуска которого прошло не более 3 лет.
Так решение о сохранении льготы приняты в Московской области до 2020 г., в Липецкой области только на 2018 г. и в Чеченской Республике. В некоторых регионах на 2018 г. установлены пониженные ставки - Камчатский край (0,6 %), Еврейская автономная область (0,5 %), Рязанская область (0,6 %), Тульская область (0,55 %), Тюменская область (0,55 %) [1].
В некоторых регионах льгота (пониженная ставка) будет действовать при определенных условиях:
- в Ярославской обл. - в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2015 г. на учет в течение 4 лет с года постановки;
- в Астраханской обл. ставка в размере 0,5 % установлена для организаций добытчиков углеводородного сырья;
- в Санкт-Петербурге - в отношении имущества, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет;
- в Калининградской обл. - для компаний, получающих 70 % выручки от видов деятельности, перечисленной в региональном законе (оптовой и розничной торговли, строительства);
- в Нижегородской обл. - для имущества, принятого не раньше 2016 г., и в отношении компаний, ведущих деятельность из раздела С или в классе 72 ОКВЭД 2;
- в Республике Бурятия - для железнодорожного подвижного состава, произведенного не ранее 2013 г.;
- в Саратовской обл. - для инновационного высокоэффективного оборудования в течение 2018-2020 гг.;
- в Свердловской обл. - для компаний, перечисленных в региональном законе от 07.12.2017 г. № 124 [1].
С 1 января 2018 г. Федеральный закон от 27.11.2017 г. N 335-ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» наделил субъекты Российской Федерации правом введения инвестиционной льготы по налогу на прибыль. В случае введения субъектами такой льготы, налогоплательщики будут вправе уменьшить налог на прибыль на сумму расходов на приобретение новых и/или на реконструкцию (модернизацию, техническое перевооружение) имеющихся основных средств. Важно отметить, что на сумму расходов на приобретение новых и/или на реконструкцию основных средств предусмотрено уменьшение именно суммы налога, а не налоговой базы.
Инвестиционный налоговый вычет предусмотрен для объектов основных средств, включенных в 3-7 амортизационные группы, начиная с периода ввода объекта в эксплуатацию или изменения его первоначальной стоимости. Регионы
также наделяются правом самостоятельного определения категорий основных средств и налогоплательщиков, в отношении которых может быть применима данная льгота [2].
Согласно п. 11 ст. 286.1 НК РФ льготой не сможет воспользоваться ряд следующих категорий налогоплательщиков: участники региональных инвестиционных проектов; резиденты особых экономических зон; участники свободной экономической зоны; иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации [3].
Современные IT-технологии позволяют Федеральной налоговой службе России (далее - ФНС) смещать акценты налогового администрирования в сторону бесконтактного контроля. Создание лучших практик налогового администрирования было бы невозможно без поддержки бизнес-сообществ.
Так, ФНС России курирует инициативу Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) по изучению в мировой практике использования онлайн-кассовых аппаратов и отвечает за цифровизацию и трансформацию налоговых администраций в целом. Разработана модель оценки цифровой зрелости налоговых администраций мира, которой все сейчас пользуются, чтобы понять, где находится в цифровой трансформации налоговая служба. С 2018 г. запущен автоматический обмен налоговой информацией. Это новая форма взаимодействия налоговых органов стран мира, когда информация установленного формата будет передаваться не по запросу, как это делалось ранее, а в автоматическом режиме. Это чисто автоматический обмен, и в зоне видимости абсолютно все налогоплательщики. 7 июня 2018 г. Российская Федерация утвердила всю необходимую нормативную базу для такого обмена и присоединилась к единой системе передачи данных (Common Transmission System, CTS) ОЭСР, которая технически обеспечит автоматический обмен информацией с нашими зарубежными партнерами.
Новая технология передачи информации контрольно-кассовой техники в налоговые органы в режиме онлайн - должна замкнуть цепь контроля за движением товара на розничной торговле, где сконцентрирован основной наличный оборот и высоки риски налоговых правонарушений. Именно на этот сегмент приходится большая часть
недопоступлений налогов в местные бюджеты. После успешной реализации проекта в четырех пилотных регионах (Москве, Республике Татарстан, Калужской и Московской областях) соответствующее законодательство было принято. 27 ноября 2017 г. Президент РФ подписал закон о представлении вычета в размере 18 тыс. руб. на приобретение кассового аппарата для ИП без наемных работников [4].
Еще один цифровой проект ФНС России, цель которого создать для бизнеса прозрачные и понятные правила игры на рынке - это система маркировки товаров. Положительные результаты чипирования меха позволили масштабировать систему на лекарства. С июня 2017 г. запущена в действие система маркировки лекарств, к которой уже подключились более 300 крупных игроков отрасли. В информационной системе маркировки зарегистрирована 41 единица лекарственных препаратов и промаркировано более 1,8 млн упаковок лекарств [4].
Поэтому актуально рассмотрение вопроса о создании системы прослеживаемости всех товаров. Для бизнеса система может стать инструментом перехода к автоматизации, а в дальнейшем позволит сократить и значительно упростить отчетность.
Важный элемент бесконтактного контроля -автоматизированная система контроля НДС (далее - АСК), которая формирует прозрачную бизнес-среду. Если в 2017 г. 148 тыс. налогоплательщиков уточнили свои обязательства по требованиям системы, то в 2018-м - всего 90 тыс. За период действия АСК «НДС-2», количество фиктивных компаний сократилось более чем в 2 раза. При этом данные АСК НДС позволяют не только повысить собираемость налогов, но и создавать преференции для законопослушного бизнеса. Для добросовестных компаний сокращены сроки возмещения НДС с трех до двух месяцев, действует механизм налогового поручительства, который также позволяет ускорить возмещение налога. Служба, защищая интересы добропорядочного бизнеса, устраняет такие способы получения конкурентных преимуществ, как неуплата НДС. Новые бесконтактные технологии контроля способствуют сокращению проверок бизнеса. Эта тенденция сохраняется уже несколько лет подряд. За девять месяцев 2017 г. количество проверок снизилось еще на 23 %. При этом их результативность выросла на
40 %. Количество жалоб, связанных с оспариванием результатов выездных налоговых проверок, с начала года также снизилось на 10,5 %. В результате число рассмотренных судами дел с бизнесом сократилось на 14,5 % [4].
Глава ФНС России отметил позитивную динамику налоговых поступлений - за 10 месяцев в консолидированный бюджет РФ поступило 14,3 трлн руб. с ростом на 19,1 % и поступления страховых взносов - поступило 4,6 трлн руб. - на 8,6 % больше [5].
На современном этапе РФ возможности роста мобилизации налоговых доходов в бюджеты всех уровней связаны:
- с улучшением взаимодействия налоговых органов с другими государственными органами;
- совершенствованием налогового законодательства и устранением противоречий;
- формированием эффективной налоговой политики, позволяющей с наименьшими затратами обеспечивать формирование доходов бюджетов разных уровней, достигнуть ее фактической сбалансированности с расходами бюджетов в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
- повышением налоговой дисциплины, снижением налоговых правонарушений, расширением сферы влияния налоговой культуры.
На современном этапе основные методы уклонения от налогообложения основаны на весьма запутанных и сложных механизмах сокрытия налоговой базы, часто связанных с использованием посреднических фирм и фирм-однодневок (рис. 1).
Обнаружить данные методы уклонения от уплаты налоговых платежей, проверяя лишь учетно-аналитические документы и отчетность по налоговым платежам крайне сложно, а иногда и недостижимо.
Эффективность функционирования системы налогового администрирования существенно сдерживается недостаточным количеством технических средств, отвечающих современным требованиям, отсутствием единообразия и недостаточностью функциональности программного обеспечения. Для обеспечения эффективной работы территориальных налоговых органов необходимо существенно расширить объем взаимодействия налоговых органов с соответствующими министерствами и ведомствами, территориальными органами федерального казначейства, другими
государственными органами в части обмена информации в электроном виде.
Так по итогам 2016 г. Россия заняла первое место в мире по экспорту пшеницы, однако по данным ФНС России, чем больше экспортировали сельхозпродукции, тем больше терял бюджет. Потери от возмещения НДС ничем не компенсировались. При существенных оборотах экспортеры показывали убытки, поступления от налога на прибыль были минимальными.
По данным УФНС России по Ставропольскому краю реализация зернового проекта ФНС России в Ставропольском крае проходит эффективно. Данный всероссийский проект направлен на освобождение рынка сельхозпродукции от серых схем и исключение многоступенчатого процесса перепродаж. Он предполагает перевод торговых операций в прозрачную зону, отказ от незаконного возмещения НДС и партнерство с налоговыми органами (рис. 2).
Ставропольский край присоединился к числу участников проекта в 2017 г. Отмечается ряд положительных тенденций:
- при росте экспорта зерновых (масличных) культур на 19,1 % сумма возмещения НДС уменьшилась в 1,5 раза, что позволило предотвратить потери бюджета за 2017 г. в размере 1,9 млрд руб.;
- за время участия в проекте основным пред-экспортером сельхозпродукции Ставропольского края представлены налоговые декларации по НДС на общую сумму более 930 млн. руб. к уплате в бюджет. Заданный темп поддерживается на постоянной основе. Результаты работы за 1 квартал 2018 г. свидетельствуют о снижении суммы заявленных налоговых вычетов по НДС в сравнении с аналогичным периодом 2017 г. на 1,1 млрд руб. [5].
Одним из инструментов реализации принципа прозрачности рынка является Хартия добросовестных сельхозтоваропроизводителей, переработчиков и экспортеров. Согласно Хартии, подписавшие ее компании будут стремиться покупать сельхозпродукцию непосредственно у сельхозпроизводителей, переработчиков или у фирм-комиссионеров, а также у других добро-
Рис. 1. Схема неправомерного возмещения НДС компаниями-экспортерами зерна (растительного масла) за счет формирования взаимосвязанной группой лиц «мнимого» источника вычета по НДС,
действовавшая до 1 июля 2017 г. [5]
Рис. 2. Схемы прозрачного приобретения зерна экспортерами зерна (масла), рекомендованные ФНС России на 2018 г. [5]
совестных участников рынка. Покупая сельхозпродукцию у поставщиков, которые не являются ее производителями, они обязуются проявлять должную осмотрительность и добросовестность при выборе контрагента. Приобретение сельхозпродукции у фирм-посредников возможно по договорам комиссии по поручению или от лица сельхозпроизводителя. Такую же осмотрительность предполагается проявлять и при выборе грузоперевозчика. Заключать договоры рекомендуется непосредственно с компаниями-перевозчиками или фирмами-посредниками, которые действуют по поручению или от лица перевозчика [6].
Так основная часть налогоплательщиков Ставропольского края перестроилась и работает по правилам Хартии. Только 17 % - составляют трейдеры, большинство из которых не несут рисков минимизации налогов, поскольку осуществляют финансово-хозяйственную деятельность и обладают достаточной материально-технической оснащенностью, а также трудовыми ресурсами. Менее 5 % предприятий имеют признаки формального документооборота, направленного на получение необоснованной налоговой выгоды
в виде возмещения НДС. С этой категорией ведется усиленная контрольная работа налоговой службы совместно с правоохранительными органами, подразделениями Федеральной службы по финансовому мониторингу, Министерством сельского хозяйства Ставропольского края [7].
Учитывая эффективную реализацию зернового проекта в целом по стране, ФНС России запланировала распространить его и на другие отрасли: производство спиртосодержащей продукции, чая, сахара, рыбы и морепродуктов.
Максимальная вовлеченность рынка в данный проект будет способствовать созданию здоровой конкурентной среды в регионах, прозрачной системы ведения деятельности и формированию негативного отношения к компаниям, уклоняющимся от уплаты налогов. Ощутимым результатом для участников станет повышение доходности бизнеса, рост налогооблагаемой базы и отсутствие риска проведения налоговых проверок.
Таким образом, обеление кластеров экономики и отраслевые проекты ФНС осуществляется через взаимодействие с предпринимателем на основе институтов саморегулирования (далее -СРО). СРО достаточно качественно контролируют
различного рода деятельность через систему взаимоотношений внутри бизнес-сообщества, что обычно включает в себя и неприятие агрессивных схем налогового планирования. Необходимость прямого вмешательства государства отпадает или оно минимально, а нарушителей становится меньше. Внедрение системы саморегулирования через отраслевой проект по пресечению незаконных схем возмещения НДС при обороте зерновых и масленичных культур по итогам девяти месяцев зернового сезона - с 1 июля 2017-го по 31 марта 2018 г. - позволило сэкономить около 50 млрд руб., что становится прямой выгодой для бюджета от институтов саморегулирования [8].
Процедуры налогового контроля, используемые сегодня в регионах России, как правило, носят идентичный характер, что обусловлено наличием единых нормативных и законодательных документов, а также особенностью формирования бюджетных источников [9]. Вместе с тем характерной чертой отечественной бюджетной системы является расслоение регионов на регионы-доноры, вносящие наибольший вклад в долю налоговых поступлений, и регионы-реципиенты, так называемые получатели бюджетных ассигнований и формально не приносящие доход, среди которых можно выделить регионы-банкроты.
Бюджеты субъектов РФ также формируются за счет налоговых доходов, удельный вес которых составляет более 50 %. Неналоговые поступления вносят свой вклад в бюджеты в размере 8-12 %. Остальная часть региональных бюджетов формируется из средств федерального бюджета. Финансовая стабильность территориального бюджета, которая опирается преимущественно
на стабильные налоговые поступления, в условиях бюджетного регулирования представляется важнейшим условием благополучия территорий.
Тем не менее практика показывает, что структура доходов бюджета ряда субъектов РФ характеризуется высокой долей финансовой помощи из федерального бюджета. Такая ситуация вызвана тем, что размеры собственных доходов региона не дают возможности финансирования бюджетных расходов даже на необходимом уровне.
Исходя из анализа доходов и расходов бюджетов субъектов РФ в Северо-Кавказском федеральном округе бюджетный дефицит отмечен во всех субъектах округа за исключением Республики Дагестан (рис. 3).
Помимо объективных причин, связанных с экономической турбулентностью, одной из основных причин является недостаточно эффективная налоговая политика федеральной власти по отношению к регионам. Значительный объем налоговых доходов поступает непосредственно в федеральный бюджет и только потом в виде дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов -в регионы. Прогнозирование доходов бюджета происходит на основе социально-экономической ситуации регионов. Есть проблема расщепления платежей по бюджетам и внебюджетным фондам и сбалансированности бюджетов в целом.
Так, НДФЛ формально федеральный налог, но фактически зачисляется в региональные и местные бюджеты. Есть проблема труднодоступных территорий, где не всегда есть связь, где должны работать в том числе и патенты. Есть вопросы по ставкам и вычетам. Есть большое число развилок по тем видам деятельности, которые можно будет реализовывать в этой системе.
Рис. 3. Анализ доходов и расходов бюджетов субъектов РФ в Северо-Кавказском федеральном округе, млн руб. на 2018 г. [10]
В этой связи, на современном этапе важной задачей реализации контрольной функции является усиление учетно-аналитической составляющей деятельности налоговых органов, разработка превентивных мер, а также внедрение в контрольную практику комплексного (предпроверочного) анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.
В качестве предложений по модернизации предпроверочного анализа деятельности налогоплательщиков для проведения проверочных мероприятий отметим следующие:
- разработку эффективной методики предпроверочного анализа с возможностью использования единой информационной базы данных всех государственных органов, включая Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, а также органы МВД России;
- закрепление в ст. 23 НК РФ обязанности налогоплательщиков по предоставлению в налоговый орган учетной политики и других документов, сопровождающих предпрове-рочный анализ [3];
- формирование единой информационной базы данных всех государственных органов, включающей информацию по движению средств на банковских счетах налогоплательщиков (участники: «Центральный банк РФ, Федеральная служба по финансовому мониторингу, МВД РФ, ФСБ, Федеральная таможенная служба).
Использование данной базы при проведении предпроверочного анализа, а также при камеральных проверочных мероприятиях позволит своевременно и эффективно выявлять фирмы-однодневки, способы уклонения от уплаты имущественного и земельного налога физическими лицами, а также бороться с коррупцией и нарушениями в сфере государственных закупок. Уровень компаний, не предоставляющих налоговую отчетность, снизился с 23 % в 2016 г. до 10 % на 2018 г. [11]. «Однодневка» - это в первую очередь компания, которая изначально создана без легальной деловой цели для прикрытия других операций. Это общее кумулятивное определение. В более узком смысле это компания, которая не ведет реальной деятельности, прикрывается фиктивными сделками, обычно она не сдает налоговую отчетность, не платит налоги, зафиксирована по адресам массовой регистрации или
же по месту регистрации и нахождения ее исполнительного органа ничего нет. Данные структуры, используемые для агрессивного налогового планирования либо для прямого уклонения от налогов, это уже следствие, изначально такая компания создается без деловой цели, и идентифицируема именно по этому признаку.
По данным за 2011 г. их число достигало 1,8 млн компаний, примерно 40 % от общего количества зарегистрированных юридических лиц, на 2018 г. - всего лишь 300 тыс. [11].
Таким образом, отмечается снижение за семь лет «однодневок» практически в пять раз, сейчас это примерно 7,3 % от всех юридических лиц в стране, которых в целом 4,26 млн.
Основным методом контроля в ИФНС являются выездные и камеральные налоговые проверки. Порядок проведения регламентируется Налоговым кодексом РФ и нормативными актами, разработанными в этом направлении.
Выездная проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа, по месту нахождения организации или индивидуального предпринимателя. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Планомерно сокращается количество выездных проверок. По итогам 2017 г. ФНС проверила двух налогоплательщиков из каждой тысячи, в процентном соотношении охват выездными проверками - 0,24 % налогоплательщиков. В то же время в Норвегии, например, проверяют около трети налогоплательщиков, в Бельгии -17 %, в Японии - 3 %, в Великобритании - 1,5 % -по европейским меркам один из самых низких уровня охвата выездными проверками [11].
Объекты для выездных проверок выбираются по результатам комплексного риск-анализа. По итогам первого квартала 2018 г. количество налоговых проверок сократилось еще на 26 % и составило 4,1 тыс. К потенциально низкой категории рисков уклонения от уплаты налогов можно отнести представителей малого бизнеса, которые применяют специальный режим. Традиционно охват проверками в их отношении минимален -в 2017 г. проверили всего одного плательщика из 2 тыс. из этой группы по существованию опреде-
ленных для этого обстоятельств [11]. На стадии банкротств ФНС различает тех, кто действительно попал в трудное положение, от тех, кто осознанно выбирает банкротство для списания своих долгов. Субсидиарная ответственность на имущество применяется исключительно точечно.
Таким образом, реализация стратегии развития камерального налогового контроля обеспечит высокий уровень результативности реализации контрольной функции, что, в свою очередь, будет способствовать повышению собираемости налоговых платежей.
С учетом прогрессивных элементов зарубежного опыта цивилизованных стран, необходимо восстановить и развить институт налогового консультирования. Целью налоговых консультантов
должна стать помощь налогоплательщикам по строгому и инициативному внесению налогов, благодаря чему, налоговые органы и налогоплательщики смогут сэкономить время и денежные средства. Работники налоговых органов должны оказывать услуги, которые облегчат общение с налогоплательщиками и минимизируют их издержки. Систематический контроль над осуществлением подобных услуг приведет к увеличению налоговых доходов бюджетов разных уровней.
Дальнейшее развитие ФНС России и территориальных налоговых органов связано с более широким использованием современных достижений в области автоматизации, электроники и телекоммуникации с целью повышения эффективности налогового администрирования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Обзор ключевых изменений 2017-2018 / Департамент налоговых услуг Baker Tilly International [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bakertilly.ru/files/docs/tax_review_2018_rus.pdf (дата обращения: 20.06.2018).
2. Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ф3 (ред. от 28.12.2017) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 23.06.2018).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2018) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base. consultant.ru (дата обращения: 23.06.2018).
4. Мишустин М. Создание лучших практик налогового администрирования невозможно без поддержки бизнес-сообщества / Налоги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.taxru.com/blog/2017-11-29-27620 (дата обращения: 21.06.2018).
5. УФНС России по Ставропольскому краю [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/ rn26/about_fts/ (дата обращения: 21.06.2018).
6. Официальный сайт Национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://naesp.ru/xartiya.html (дата обращения: 21.06.2018).
7. Официальный сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fedsfm.ru (дата обращения: 22.06.2018).
8. Официальный сайт Хартии в сфере оборота сельскохозяйственной продукции [Электронный ресурс]. -Режим доступа: httpsy/хартия-апк.рф/ (дата обращения: 22.06.2018).
9. Постановление Правительства РФ от 12.08.2004 N 410 (ред. от 18.01.2018) «О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов» // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 23.06.2018).
10. Субъекты Российской Федерации. Основные показатели бюджетов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://budget.permkrai.ru/compare_budgets/mainfactors (дата обращения: 23.06.2018).
11. Официальный сайт Федеральной налоговой службы России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/ (дата обращения: 23.06.2018).