Аудиторские ведомости. 2024. № 2. С. 157—160. Audit journal. 2024;(2):157—160.
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Научная статья УДК 336.2
https://doi.org/10.2441 2/1 727-8058-2024-2-1 57-1 60 NIION: 201 7-0074-2/24-053
EDN: https://elibrary.ru/QOUXVD MOSURED: 77/27-021-2024-02-253
НДФЛ как инструмент социально ориентированной политики государства
Анастасия Андреевна Аксенова
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова,
Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается налог на доходы физических лиц как инструмент социально ориентированной политики государства. С одной стороны, основная функция налогов — фискальная, и они должны служить источником стабильных финансовых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, с другой — налог на доходы физических лиц призван выполнять и социальную функцию. Опыт введения в действие прогрессивной шкалы налогообложения — налоговая ставка 13% для доходов, не превышающих 5 млн руб., и 650 000 руб. + 15% с превышения 5 млн руб. — признан удачным, поступления НДФЛ стабильно растут. Рассматриваются несколько вариантов прогрессивной шкалы, которые анализируются в статье. Стабильное увеличение налоговых поступлений от налога на доходы физических лиц и поддержка указанным налогом социально ориентированной политики государства могут быть достигнуты при грамотной налоговой политике, где не только вводится прогрессивная шкала по налогу, но и работает связка с необлагаемым минимумом, а с целью минимизации рисков уклонения от налогообложения применяется контроль за соответствием уровня расходов уровню налогооблагаемых доходов.
Ключевые слова: налог, НДФЛ, налоговая ставка, налоговый вычет, необлагаемый минимум, социальная поддержка
Для цитирования: Аксенова А.А. НДФЛ как инструмент социально ориентированной политики государства // Аудиторские ведомости. 2024. № 2. С. 157—160. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-2-157-160. EDN: https://elibrary.ru/QOUXVD.
TAXES AND TAXATION
Original article
Personal income tax as a tool of socially oriented state policy
Anastasia A. Aksenova
Plekhanov Russian University of Economics,
Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article considers the personal income tax as an instrument of socially oriented state policy. On the one hand, the main function of taxes is fiscal, and they should serve as a source of stable financial revenues to the budget system of the Russian Federation, on the other hand, the personal income tax is designed to perform a social function. The experience of introducing a progressive scale of taxation — a tax rate of 13% for incomes not exceeding 5 million rubles, and 650,000 rubles + 15% from exceeding 5 million rubles — was recognized as successful, personal income tax receipts are steadily growing. Several variants of the progressive scale are considered, which are analyzed in the article. A stable increase in tax revenues from the personal income tax and the support of the socially oriented state policy by the specified tax can be achieved with a competent tax policy, where not only a progressive tax scale is introduced, but also a bundle with a non-taxable minimum works, and in order to minimize the risks of tax evasion, control is applied over the compliance of the level of expenses with the level of taxable income.
Keywords: tax, personal income tax, tax rate, tax deduction, non-taxable minimum, social support
For citation: Aksenova A.A. Personal income tax as a tool of socially oriented state policy // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2024;(2):157—160. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-2-157-160. EDN: https://elibrary.ru/QOUXVD.
© Аксенова А.А., 2024
Налоговые поступления всегда играли важную роль, так как они формируют доходную часть консолидированного бюджета Российской Федерации. В текущей экономической ситуации бюджету нужны дополнительные доходы с целью покрытия всех расходов. Налоговые доходы — наиболее важный источник поступлений в консолидированный бюджет России. По итогам 2022 г. налоговые доходы составили 45,6 трлн руб. — это 86% доходов консолидированного бюджета в целом, которые в 2022 г. закрепились на уровне 53,1 трлн руб. В то же время, по мнению главы ФНС России Даниила Егорова, в 2024 г. налоговые поступления ожидаются на уровне 52,5 трлн руб., что на 12% больше 2023 г.
Согласно данным ФНС России, за 2023 г. бюджетная система Российской Федерации пополнилась налоговыми отчислениями от НДФЛ на 6,5 трлн руб., что на 14,14% больше чем в предыдущем налогом периоде. В целом тенденция последних лет говорит о повышении поступлений от НДФЛ.
Анализируя предложения по расширению прогрессивной шкалы по налогу на доходы физических лиц, следует детально разобрать шаг прогрессии и величину налоговой базы, начиная с которой будет применяться прогрессивная шкала. Среди обсуждаемых вариантов шкалы встречаются два предложения:
1) 13% — до 1 млн руб.;
15% — от 1 млн до 5 млн руб.;
20% — свыше 5 млн руб.;
2) 13% — до 5 млн руб.;
15% — от 5 до 24 млн руб.;
18% — от 24 до 200 млн руб.;
20% — от 200 до 500 млн руб.;
25% — свыше 500 млн руб.
Рассмотрим первый вариант с началом прогрессии от 1 млн руб. Так, среднемесячная заработная плата в целом по стране за 2023 г. составила 73 709 руб. Если эту сумму умножить на 12 месяцев, то полученный доход в 884 508 руб. будет ниже предложенного увеличения налоговой ставки по НДФЛ с дохода 1 млн руб. В то же время, по данным Росстата, средняя начисленная заработная плата по Москве — 122 800 руб., что приведет к прогрессивной налоговой ставке уже в сентябре. Вместе с тем указанные предложения не учитывают стоимость так называемой продуктовой корзины. Стоимость такой корзины, по данным Руспродсоюза, в 2023 г. в Москве — 6992,6 руб., в Санкт-Петербурге — 6455,6 руб.,
а в среднем по России — 5803 руб. В данные расчеты вошли 33 наименования продуктов, среди них: мука, хлеб, крупы, мясо, яйца, молочные продукты, сахар и овощи. Другие обязательные платежи, такие как оплата услуг жилищно-коммунального хозяйства, транс -порта, в крупных городах так же выше, чем в среднем по стране. Данные положения приводят к выводу, что устанавливать прогрессивную шкалу с дохода, превышающего 1 млн руб., значит изымать большую часть дохода у жителей мегаполисов несмотря на то, что жизнь в указанных городах дороже.
Второй предложенный вариант с сохранением ставки 13% для физических лиц, чей доход не превышает 5 млн руб., представляется более социально ориентированным. В том числе ввиду отсутствия в России необлагаемого минимума, который мог бы равняться прожиточному минимуму и быть выведенным из-под налогообложения. Безусловно, в текущей экономической ситуации бюджету нужны дополнительные доходы с целью покрытия всех расходов, в связи с чем мера по вводу прогрессивной шкалы по НДФЛ представляется оправданной, но в то же время — с более высоким порогом прогрессии и большей налоговой базой для ее применения.
До Послания Федеральному Собранию в феврале 2024 г. были предложения по увеличению максимальной суммы дохода, пока предоставляются стандартные вычеты на детей до 650 000 руб., однако в феврале Президентом РФ была озвучена инициатива — данную предельную сумму установить на уровне 450 000 руб. Опираясь на приведенные выше статистические данные о средней заработной плате в России, можно сделать вывод, что вычеты на детей будут в среднем предоставляться полгода. В то же время если заработная плата превышает среднюю по России, то вычетов будет еще меньше. Напомним, что стандартный вычет на одного ребенка составляет 1400 руб. Это та сумма, которую можно вычесть из налоговой базы, и она не будет подлежать налогообложению. Значит, реальная экономия денежных средств — 182 руб. в месяц. С учетом уровня цен на продуктовую корзину и детские товары данная сумма незначительна. Можно сделать вывод, что сегодня социальную функцию данная группа вычетов не выполняет. В то же время в своем послании Президент РФ предложил увеличить в два раза — до 2800 руб. в месяц — нало-
говый вычет на второго ребенка, до 6000 руб. в месяц — на третьего и каждого последующего ребенка. Данная мера призвана способствовать повышению рождаемости. Однако суммы экономии все же остаются достаточно малыми, тем более для семьи с двумя и более детьми. Представляется, что данная инициатива не приведет к желаемому результату, в то время как установление налогового вычета в размере прожиточного минимума могло бы положительно сказаться на поставленных задачах. В то же время мировая практика налогообложения показывает, что прогрессивная шкала по налогу на доходы физических лиц максимально эффективно работает в совокупности с необлагаемым минимумом. Тем самым, с одной стороны, компенсируются выпадающие доходы бюджета, а с другой — оказывается социальная поддержка малоимущих граждан.
Нередко встречается мнение, что прогрессивная шкала налогообложения приведет к сокрытию доходов. С целью минимизации указанных рисков представляется целесообразным вернуться к практике контроля расходов налогоплательщика. Так, в практике российского налогообложения был опыт контроля за расходами физических лиц. Однако Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 104-ФЗ «О признании утратившими силу положений законодательных актов Российской Федерации в части налогового контроля за расходами физических лиц» отменил соответствующие статьи НК РФ. Долгое время к данному вопросу не возвращались. Вместе с тем, на наш взгляд, контроль за соответствием уровня расходов уровню налогооблагаемых доходов физического лица является обоснованной мерой. Она будет способствовать минимизации ухода от налогообложения, тем более в эру цифровых технологий и благодаря инструментам, имеющимся в арсенале налоговых органов, осуществление данного вида контроля не потребует большого дополнительного административного ресурса, а эффект может быть значительный. В некоторых странах кредитные организации контролируют расходы физических лиц и могут отказать в выдаче кредита, если, по их мнению, уровень расходов не соответствует уровню расходов среднестатистической семьи. Если расходов меньше, чем рассчитано на государственном уровне, значит, по мнению банка, физическое лицо имеет незадекларированные доходы, и кредит, в
том числе ипотечный, ему выдан быть не может. В случае контроля за соответствием расходов облагаемым доходам со стороны налогового органа станет прозрачно происхождение капитала, что окажет положительное влияние на пополняемость бюджета.
Для того чтобы налогоплательщик не ушел «в тень», должен быть проведен комплекс мероприятий. Естественно, резкое увеличение налогового бремени за счет ввода прогрессивной шкалы с условно небольшой налоговой базы приведет к неприятию данной меры. Вместе с тем, если прогрессивная шкала налогообложения по НДФЛ будет сопровождаться необлагаемым минимумом на уровне прожиточного минимума, контролем со стороны государства за уровнем расходов налогоплательщика, а также грамотной социальной политикой, то возможны минимизация рисков ухода от налогообложения и стабильная пополняемость доходной части бюджета страны.
Список источников
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) // СПС «Консультант-Плюс».
2. Аксенова А.А. Увеличение налоговой нагрузки физических лиц в Российской Федерации // Экономика и управление: проблемы, решения. 2021. Т. 4. № 4 (112). С. 86-88.
3. Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации // URL: https:// digital.gov.ru
4. Официальный сайт Президента Российской Федерации // URL: http://www. kremlin.ru/
5. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации // URL: https://nalog.gov.ru
6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // URL: https://rosstat.gov.ru
7. Официальный сайт Ассоциации производителей и поставщиков производственных товаров // URL: https://rusprodsoyuz.ru
References
1. The Tax Code of the Russian Federation (part two) // SPS "ConsultantPlus".
2. Aksenova A.A. Increase in the tax burden of individuals in the Russian Federation // Economics and management: problems, solutions. 2021. Vol. 4. No. 4 (112). pp. 86-88.
3. Official website of the Ministry of Digital Development, Communications and Mass Media of the Russian Federation // URL: https:// digi-tal.gov.ru
4. The official website of the President of the Russian Federation // URL: http://www.kremlin.ru /
5. Official website of the Federal Tax Service
of the Russian Federation // URL: https:// nalog.gov.ru
6. Official website of the Federal State Statistics Service // URL: https://rosstat.gov.ru
7. Official website of the Association of Manufacturers and Suppliers of Industrial goods // URL: https://rusprodsoyuz.ru
Информация об авторе
А.А. Аксенова — доцент кафедры государственных и муниципальных финансов Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, кандидат экономических наук.
Information about the author
А.А. Aksenova — Associate Professor of the Department of State and Municipal Finance of the Plekhanov Russian University of Economics, Candidate of Economic Sciences.
Статья поступила в редакцию 11.03.2024; одобрена после рецензирования 11.04.2024; принята к публикации 13.05.2024.
The article was submitted 11.03.2024; approved after reviewing 11.04.2024; accepted for publication 13.05.2024.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Коблов С.В. Цифровая трансформация процессов управления организацией как новая управленческая парадигма. Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2023. 127 с.
ISBN 978-5-238-03776-9
Монография посвящена проблеме цифровизации, в последние годы ставшей доминирующей в российском обществе, что обосновывается многочисленными данными по научным публикациям, количеству патентов, объему инвестиций и публикациям в различных СМИ.
Проведен анализ способов, механизмов, инструментов и иных аспектов актуализации трека цифровой трансформации российской экономики. На основании полученных результатов исследования сформулированы направления развития сквозных цифровых технологий. Рассмотрена культура организаций, являющаяся барьером для цифровой трансформации компаний, которая эволюционирует в «цифровую культуру». Представлены современный рейтинг сквозных трендов процесса цифровизации, а также глобальные сквозные тренды цифровизации в отраслевом разрезе, демонстрирующие трек развития цифровой матрицы российской экономики.
Представленная в монографии информация позволит ориентироваться в сложившихся направлениях развития сквозных цифровых технологий российской экономики, а также принимать рациональные управленческие решения представителям российского бизнеса и топ-менеджменту российских компаний.
Для руководителей, специалистов и экономистов, исследующих вопросы, связанные с цифровой проблематикой, аспирантов и магистрантов, занимающихся исследованиями в области цифровой экономики, а также всех, кому интересна данная научная область.