Научная статья на тему 'Определение категории «налоговый контроль» в аспекте экосистемы цифрового налогообложения'

Определение категории «налоговый контроль» в аспекте экосистемы цифрового налогообложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговое администрирование / налоговый контроль / цифровое налогообложение / цифровая экосистема / искусственный интеллект / tax administration / tax control / digital taxation / digital ecosystem / artificial intelligence

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шатохина Маргарита Владимировна

Современные технологии и процессы глобализации приводят к изменению сущности процессов налогового контроля, который становится в большей степени ориентированным на международное сотрудничество и обмен информацией между налоговыми органами различных стран. В условиях глобализации возникает необходимость разработки и внедрения единых международных стандартов налогообложения с целью унификации налоговых процессов в международном масштабе и упрощения процедур налогового контроля. В экосистеме цифрового налогообложения налоговый контроль становится более интегрированным, эффективным и ориентированным на международное сотрудничество. На национальном уровне сущность налогового контроля заключается в применении новейших технологий и методов для эффективного управления налоговыми обязательствами. Активное использование информационных технологий, в частности, искусственного интеллекта, позволяют налоговым органам сместить акцент с пассивного контроля на предупреждение налоговых нарушений и минимизацию налоговых рисков, а также увеличить доходы бюджетов за счет расширения налоговой базы. Интеграция цифровых технологий в деятельность налоговых органов способствует более эффективному пресечению налоговых злоупотреблений, сокрытию доходов и другим формам налогового уклонения. Посредством сокращения теневой экономики и обеспечения более справедливой и прозрачной налоговой системы, налоговые службы могут косвенным образом стимулировать рост экономики, обеспечивать условия для привлечения инвестиций и повышения конкурентоспособности экономики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITION OF THE CATEGORY “TAX CONTROL” IN TERMS OF THE DIGITAL TAX ECOSYSTEM

Modern technologies and globalization processes lead to a change in the essence of tax control processes, which is becoming more focused on international cooperation and information exchange between tax authorities of different countries. In the context of globalization, there is a need to develop and implement uniform international taxation standards in order to unify tax processes on an international scale and simplify tax control procedures. In the ecosystem of digital taxation, tax control is becoming more integrated, efficient and focused on international cooperation. At the national level, the essence of tax control is the application of the latest technologies and methods for the effective management of tax liabilities. The active use of information technologies, in particular artificial intelligence, allows tax authorities to shift the focus from passive control to prevention of tax violations and minimization of tax risks, as well as to increase budget revenues by expanding the tax base. The integration of digital technologies into the activities of tax authorities contributes to more effective suppression of tax abuses, concealment of income and other forms of tax evasion. By reducing the shadow economy and ensuring a fairer and more transparent tax system, tax services can indirectly stimulate economic growth, provide conditions for attracting investment and improving the competitiveness of the country’s economy.

Текст научной работы на тему «Определение категории «налоговый контроль» в аспекте экосистемы цифрового налогообложения»

Определение категории «налоговый контроль» в аспекте экосистемы цифрового налогообложения

Шатохина Маргарита Владимировна,

аспирант, Финансовый университет при Правительстве РФ E-mail: Shatomargo@me.com

Современные технологии и процессы глобализации приводят к изменению сущности процессов налогового контроля, который становится в большей степени ориентированным на международное сотрудничество и обмен информацией между налоговыми органами различных стран. В условиях глобализации возникает необходимость разработки и внедрения единых международных стандартов налогообложения с целью унификации налоговых процессов в международном масштабе и упрощения процедур налогового контроля. В экосистеме цифрового налогообложения налоговый контроль становится более интегрированным, эффективным и ориентированным на международное сотрудничество. На национальном уровне сущность налогового контроля заключается в применении новейших технологий и методов для эффективного управления налоговыми обязательствами. Активное использование информационных технологий, в частности, искусственного интеллекта, позволяют налоговым органам сместить акцент с пассивного контроля на предупреждение налоговых нарушений и минимизацию налоговых рисков, а также увеличить доходы бюджетов за счет расширения налоговой базы. Интеграция цифровых технологий в деятельность налоговых органов способствует более эффективному пресечению налоговых злоупотреблений, сокрытию доходов и другим формам налогового уклонения. Посредством сокращения теневой экономики и обеспечения более справедливой и прозрачной налоговой системы, налоговые службы могут косвенным образом стимулировать рост экономики, обеспечивать условия для привлечения инвестиций и повышения конкурентоспособности экономики страны.

Ключевые слова: налоговое администрирование, налоговый контроль, цифровое налогообложение, цифровая экосистема, искусственный интеллект.

в

Налоговое администрирование и налоговый контроль в сочетании с эффективной налоговой политикой являются важнейшими элементами любой современной налоговой системы и позволяют правительствам генерировать ресурсы, необходимые для создания устойчивой экономики. В основе налогового администрирования лежат важнейшие процессы сбора, обработки, анализа и реагирования на информацию, предоставляемую налогоплательщиками, включая регистрацию налогоплательщиков, обработку налоговых деклараций, установление налоговых ставок, рассмотрение жалоб и т.д. Сущность налогового контроля заключается в обеспечении соблюдения налоговых обязательств, правильности применения налогового законодательства, мониторинге налоговой документации. Налоговый контроль производится с целью обеспечения справедливого сбора налогов и предотвращения уклонения от уплаты налогов [1 ].

Экосистема цифрового налогообложения представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов, технологий, стандартов и законодательства, которые регулируют и обеспечивают эффективное функционирование налоговой системы в условиях цифровизации. Данная экосистема включает в себя компоненты, которые обеспечивают сбор, анализ, учет и контроль налоговых обязательств, связанных с цифровой деятельностью, включая программное обеспечение для автоматизации процессов сбора и анализа налоговых данных, электронные платежные системы, цифровые платформы для отчетности и другие цифровые инструменты, упрощающие налоговое администрирование.

Развитие цифровой экономики требует постоянного адаптирования процессов налогового администрирования и налогового контроля к новым экономических условиям и требованиям, поскольку быстро развивающиеся современные технологии создают многочисленные проблемы. Например, налоговым службам необходимо определить, как именно облагать налогом добавленную стоимость многонационального бизнеса, ведущего деятельность в сети Интернет и присутствующего на территории страны виртуально, то есть в цифровом пространстве.

Современные организации, ведущие деятельность в цифровой среде, постоянно генерирует пользовательские данные, обладающие экономической ценностью, однако вопросы налогообложения данной деятельности являются не в полной мере решенными. В информационном обществе также актуализируются вопросы, связанные с компенсацией сокращения налоговых поступлений,

связанных с автоматизацией рутинных трудовых функций и замещения человеческих ресурсов программными комплексами.

Несмотря на то, что цифровизация создает различные проблемы для налоговых органов, продукты цифровой экономики также предоставляют возможности для повышения эффективности налогового контроля и администрирования за применения инновационных технологий, основанных на искусственном интеллекте, блокчейн, больших данных и др.

Следовательно, целью настоящей статьи является определение сущности понятия «налоговый контроль» в рамках цифровой системы налогообложения, а также выявление возможностей использования цифровых продуктов для выполнения функций налогового контроля и налогового администрирования в современной цифровой экосистеме.

Цифровая трансформация современной мировой экономики стимулирует инновации, повышает эффективность и улучшает качество услуг, способствуя инклюзивному росту и повышению благосостояния. Однако, цифровизация также создает множество проблем для регулирующих органов. В частности, развитие цифровой экономики вызвало множество дискуссий о подходящих моделях налогообложения.

Как отмечают эксперты организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), правительства многих стран пытаются решить проблемы налогового суверенитета и юрисдикции XXI века, используя налоговую архитектуру и концепции начала XX века [6]. Рост цифровой экономики и изменения в технологиях создают проблемы для существующих операционных моделей налогового администрирования. Проблемы проистекают из прорывных методов ведения цифрового бизнеса, которые меняют ожидания налогоплательщиков относительно того, как они взаимодействуют с организацией, а также скорости и легкости, с которой они могут совершать транзакции. Иными словами, если налоговые органы не будут следовать цифровому тренду, они рискуют своей основной целью -оставаться эффективным источником доходов для правительств.

По сути, цифровизация является серьезной проблемой для налоговых систем, поскольку она позволяет предприятиям вести деятельность в разных юрисдикциях без необходимости какого-либо физического присутствия в виде открытия филиалов или представительств. Деятельность цифрового бизнеса создает проблемы для традиционной системы налогообложения, поскольку цифровые компании могут уклоняться от налогообложения в ряде стран, в которых ведется деятельность, но не имеется физического присутствия. В то же время страна юрисдикции не может облагать налогом доходы от продаж за рубежом, поскольку любая угроза подоходного налогообложения может привести к тому, что цифровые компании могут сменить место собственной регистрации, что приведет к общей потере налоговых поступлений [7].

Эксперты ОЭСР указывают на проблему налогового планировании многонациональных предприятий, которое использует пробелы во взаимодействии различных налоговых систем для искусственного снижения налогооблагаемого дохода и перевода прибыли в юрисдикции с низкими налогами, в которых практически не ведется экономическая деятельность [6]. Отсутствие единого подхода к цифровому налогообложению открывает возможность агрессивного налогового планирования.

Кроме того, теневая экономика, состоящая из неофициальных и незарегистрированных предприятий, а также незаконного оборота товаров и несообщаемых доходов, является серьезной проблемой для налоговых органов, поскольку расширение масштабов теневой экономики ведет к значительным потерям налоговых поступлений для государства, так как эти предприятия и лица обычно не выполняют своих налоговых обязательств или уклоняются от уплаты налогов [2].

Таким образом, проблемы, связанные с налоговым контролем в контексте цифрового бизнеса, затрудняют эффективные налогообложение и контроль. Основываясь на анализе научных источников, представляется возможным систематизировать данные проблемы следующим образом:

1. Недостаточность оснований для налогообложения. Цифровые компании могут осуществлять свою деятельность одновременно во многих странах, искусственно занижая налогооблагаемую базу и применяя агрессивные стратегии налогового планирования. Поэтому традиционные методы налогообложения, связанные с физическим присутствием, становятся недостаточными для эффективного сбора налогов с таких компаний [6].

2. Различные правила налогообложения в разных юрисдикциях. Отсутствие единых международных стандартов налогообложения для цифровых компаний приводит к тому, что разные страны применяют разные правила и ставки налогообложения, что является причиной разногласий в определении налоговых обязательств между странами [5].

3. Агрессивное налоговое планирование. Цифровые компании получают широкие возможности для реализации агрессивных стратегий налогового планирования с целью минимизировать налоговые платежи, в том числе посредством переноса своей деятельности в юрисдикции с более мягкими налоговыми условиями. Подобные действия участников рынка создают барьеры для осуществления налогового контроля, поскольку не во всех случаях можно определить, где фактически происходит основная деятельность компании [5].

4. Возможность частой смены юрисдикций. Угроза повышения налоговых обязательств приводит к тому, что цифровые компании переносят свою деятельность в более благоприятные юрисдикции, что приводит к сокращению налогооблагаемой базы. Возможность смены юрисдикций создает проблему для налоговых органов, поскольку они теряют часть доходов от налогов, которые могли бы получить [7].

сз о

со £

т Р сг

СТ1 А ш

Решение вышеуказанных проблем находится в плоскости глобального сотрудничества и обмена информацией со стороны налоговых органов различных стран. В условиях «размывания» границ и возможности быстрой смены юрисдикций возникает необходимость разработки и внедрения единых международных стандартов налогообложения с целью унификации налоговых процессов и упрощения процедур налогового контроля в международном масштабе. Создание единого набора международных стандартов налогообложения для цифровых компаний позволит обеспечить более прозрачные и предсказуемые условия налогообложения, снизить вероятность возникновения конфликтов в сфере налогообложения между странами, а также минимизировать стимулы для частых смен юрисдикций и применения тактик агрессивного планирования налогов.

Определение сущности налогового контроля как ключевого элемента в эффективной экосистеме цифрового налогообложения может сыграть важную роль в решении проблем, связанных с цифровой экономикой. Основываясь на анализе докладов ОЭСР, можно заключить, что сущность налогового контроля в цифровой экосистеме заключается в управлении налоговыми обязательствами, возникающими в связи с деятельностью цифровых компаний в глобальной цифровой среде [8]. Налоговый контроль в данном контексте представляет собой комплекс мер и процессов, направленных на обеспечение соблюдения налогового законодательства в условиях развития цифровой экономики.

Налоговый контроль в цифровой экосистеме включает налоговый мониторинг и анализ цифровых транзакций, а также разработку цифровых инструментов и технологий для анализа больших объемов данных, собранных из цифровых источников, с целью выявления потенциальных нарушений налогового законодательства [1]. Например, Федеральная налоговая служба Российской Федерации имеет в своем распоряжении современные цифровые инструменты, которые позволяют повысить эффективность и результативность налогового контроля. К таким инструментам относятся: использование предиктивной аналитики для планирования выездных налоговых проверок, система управления рисками АСК НДС-2, инновационная платформа администрирования работы контрольно-кассовой техники [4]. Налоговые органы России оперируют данными, получаемыми с онлайн-ККТ: информация со всех контрольно-кассовых терминалов поступают напрямую в Федеральную налоговую службу страны. Российские налоговые органы имеют комплексное представление обо всей российской экономике. При минимальном участии человека их система отслеживает и сопоставляет данные о тран-Е закциях от покупателей и продавцов по всей стране £ и получает квитанции о каждой транзакции в Рос— сии в течение 90 секунд.

^ В рамках международного стандарта обмена информацией об отчетности о финансовых счетах Ц (CRS), Федеральная налоговая служба отслежива-

ет финансовые активы и доходы граждан за пределами страны резидентства с использованием стандарта и др. CRS предоставляет информацию о доходах, полученных от инвестиций и других финансовых активов, таких как проценты, дивиденды и капитальные прибыли, которые могут быть облагаемыми налогом в стране резидентства налогоплательщика. Участие в международных системах обмена данными позволяет бороться с налоговыми уклонениями и обеспечить соблюдение налогового законодательства. Однако, как показывает практика, использование CRS не позволят получать исчерпывающую информацию, поскольку такие продукты цифровой экономики системы децентрализованных финансов не обмениваются информацией с налоговыми органами [5].

Несмотря на активное использование информационных технологий, на данном этапе развития информационных технологий, потенциал использования искусственного интеллекта (ИИ) в налоговом администрировании все еще не реализован. Федеральная налоговая служба России использует ИИ в личном кабинете налогоплательщиков для оперативного решения различных вопросов пользователей системы [2]. Однако применение ИИ для осуществления налогового администрирования и налогового контроля позволит повысить эффективность за счет более быстрого и точного анализа больших объемов данных.

С помощью искусственного интеллекта можно проводить прогнозирование налоговых трендов и изменений в законодательстве, разрабатывать налоговые подходы для разных типов налогоплательщиков на основе анализа их финансовой отчетности и особенностей деятельности. Использование ИИ может повысить эффективность налогового контроля, а также способствовать становлению справедливой и эффективной системы налогообложения. У налоговых органов в цифровой экосистеме появляются новые возможности для повышения простоты и прозрачности взаимодействия с налогоплательщиками, что позволяет создать благоприятные условия для экономического роста и развития.

Использование информационных технологий потенциально может устранить различные пробелы и выявить игроков в теневой экономике, тем самым создавая возможность восстановить потерянные налоговые поступления и восстановить доверие экономических субъектов к налоговой системе. Интеграция технологических решений в деятельность налоговых органов позволит повысить эффективность мониторинга финансовых операций, автоматизировать процессы уплаты налогов, снизить административные барьеры для налогоплательщиков и улучшить обмен информацией между налоговыми органами и экономическими агентами.

В целом, использование преимуществ цифровой экономики государственным органами способствует более эффективному пресечению налоговых злоупотреблений, сокрытию доходов и другим формам налогового уклонения. Путем сокращения теневой

экономики и обеспечения более справедливой и прозрачной налоговой системы можно стимулировать рост экономики, обеспечить привлечение инвестиций и повышение конкурентоспособности страны.

Таким образом, по результатам проведенного исследования был сделан вывод о том, что с одной стороны, цифровизация может способствовать более активному уклонению от уплаты налогов и повышению поведенческой реакции на налогообложение, например, посредством более агрессивного налогового планирования. С другой стороны, использование цифровых инструментов позволяет снизить издержки налогового контроля и повысить его эффективность. Следовательно, обеспечение готовности налоговых систем к изменениям, вызванным цифровой трансформацией, представляет собой одну из приоритетных задач. В частности, необходим пересмотр международных налоговых правил, которые создадут условия для повышения прозрачности и предсказуемости деятельности многонационального бизнеса.

В цифровой экосистеме налоговый контроль предполагает сотрудничество между различными странами и налоговыми органами для разработки единых стандартов налогообложения цифровых компаний и борьбы с уклонением от уплаты налогов. В цифровой экосистеме налоговый контроль направлен на предотвращение уклонения от налогообложения посредством реагирования на новые виды финансовых схем, связанных с использованием цифровых технологий с целью скрытия доходов или уклонения от уплаты налогов. На национальном уровне сущность налогового контроля в цифровой экосистеме заключается в применении новейших технологий и методов для эффективного управления налоговыми обязательствами в условиях быстро развивающейся цифровой экономики.

Использование цифровых инструментов налогового контроля может увеличить доходы за счет расширения налоговой базы и более эффективного процесса сбора налоговых платежей. Интеграция систем электронного учета налоговых платежей, автоматизация процессов расчета налогов, электронные базы данных налогоплательщиков и другие цифровые платформы позволят снизить административное бремя налогоплательщиков, облегчая выполнение обязательств, а также способствуя широкому внедрению цифровых технологий в правительстве и обществе, что создает благоприятные условия для экономического роста.

Литература

1. Михалева О.Л. Тенденции развития налогового контроля в условиях цифровой экономики // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2021. № 1-1. С. 457-461.

2. Северухин К.В. Оценка масштаба теневой экономики в странах Балтии в 2023 году // Прогрессивная экономика. 2023. № 3. С. 54-68.

3. Суханова О.Н. Искусственный интеллект в налоговой службе Актуальные проблемы финан-

сирования и налогообложения АПК в условиях глобализации экономики: Сборник статей VIII Всероссийской научно-практической конференции. Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2022. С. 128-131.

4. Торопова И.В., Котова О.В., Новикова Н.Ю. Трансформация налогового администрирования в условиях цифровой экономики // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 11-2. С.363-368.

5. Hendriyetty N., Evans C., Kim C.J., Taghizadeh-Hesary F. Taxation in the digital Economy. N.Y.: Routledge. 2023. 327 p.

6. Outcome Statement on the Two-Pillar Solution to Address the Tax Challenges Arising from the Digi-talisation of the Economy. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/tax/beps/outcome-statement-on-the-two-pillar-solution-to-address-the-tax-challenges-arising-from-the-digitalisation-of-the-economy-july-2023.pdf (дата обращения: 27.10.2023).

7. Rahayu Y.N., Setiawan M., Troena E.A. The Role of Taxpayer Awareness, Tax Regulation and Understanding in Taxpayer Compliance // Journal of Accounting and Taxation. 2017. № 9 (10). P. 139-146.

8. Supporting the Digitalisation of Developing Country Tax Administrations. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/tax/fo-rum-on-tax-administration/publications-and-prod-ucts/supporting-the-digitalisation-of-developing-country-tax-administrations.pdf (дата обращения: 21.10.2023).

DEFINITION OF THE CATEGORY "TAX CONTROL" IN TERMS OF THE DIGITAL TAX ECOSYSTEM

Shatokhina M.V.

Financial University under the Government of the Russian Federation

Modern technologies and globalization processes lead to a change in the essence of tax control processes, which is becoming more focused on international cooperation and information exchange between tax authorities of different countries. In the context of globalization, there is a need to develop and implement uniform international taxation standards in order to unify tax processes on an international scale and simplify tax control procedures. In the ecosystem of digital taxation, tax control is becoming more integrated, efficient and focused on international cooperation. At the national level, the essence of tax control is the application of the latest technologies and methods for the effective management of tax liabilities. The active use of information technologies, in particular artificial intelligence, allows tax authorities to shift the focus from passive control to prevention of tax violations and minimization of tax risks, as well as to increase budget revenues by expanding the tax base. The integration of digital technologies into the activities of tax authorities contributes to more effective suppression of tax abuses, concealment of income and other forms of tax evasion. By reducing the shadow economy and ensuring a fairer and more transparent tax system, tax services can indirectly stimulate economic growth, provide conditions for attracting investment and improving the competitiveness of the country's economy.

Keywords: tax administration, tax control, digital taxation, digital ecosystem, artificial intelligence.

References

1. Mikhaleva O. L. Tandem of the development of the national control in education // Science of the XXI century: actual directions of development. 2021. № . 1-1. pp. 457-461.

C3

о

CO

от m Р от

от А

IE

2. Severyukhin K.V. Assessment of the scale of the shadow economy in the Baltic States in 2023 // Progressive Economics. 2023. № . 3. P. 54-68.

3. About Sukhanova.N. Artificial intelligence in the tax service Actual problems of financing and taxation of agriculture in the context of economic globalization: Collection of articles in the VIII All-Russian Scientific and Practical Conference. Penza: Penza State Agrarian University, 2022. pp. 128-131.

4. Toropova I.V., Kotova O.V., Novikova N. Yu. Transformation of tax administration in the digital economy // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2022. № . 11-2. pp. 363-368.

5. Hendrietti N., Evans S., Kim K.J., Tagizade-Hesari F. Taxation in the digital economy. New York: Routledge. 2023. 327 p.

6. Final statement on a two-component solution to solve tax problems arising in connection with the digitalization of the econo-

my. [electronic resource]. URL: https://www.oecd.org/tax/beps/ outcome-statement-on-the-two-pillar-solution-to-address-the-tax-challenges-arising-from-the-digitalisation-of-the-economy-july-2023.pdf (accessed: 10/27/2023).

7. Rakhayu Yu.N., Setiavan M., Troena E.A. The role of taxpayers' awareness, tax regulation and understanding in meeting taxpayers' requirements // Journal of Accounting and Taxation. 2017. № . 9 (10). pp. 139-146.

8. Support for digitalization of tax administrations of developing countries. [electronic resource]. URL: https://www.oecd. org/tax/forum-on-tax-administration/publications-and-prod-ucts/supporting-the-digitalisation-of-developing-country-tax-administrations.pdf (accessed: 21.10.2023).

e

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.